Сообщение культура 18 века кратко. Русская культура XVIII в

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX в. и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценивали их весьма критически . усматривая в них истоки всех последующих бед и несчастий России. В частности, русский религиозный философ П.Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский философ- просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком поспешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению. Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения придерживался историк К.Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию — за счет присоединения Крыма. Северного Причерноморья, Северного

Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города — Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стати тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладай невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой — перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства — внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, наделе именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполином». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начина! без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение. ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре. а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 человек) Петр I учреждает Сенат . состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступат как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами ), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви , которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший синод , во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло сс экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создана благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х гг. XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д. Уат- та. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы — часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго- Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии , что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

Русская наука XVIII в.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах — на Урале и других местах — открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия , созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.Г1. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А.С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник».

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании , значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и . Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович. будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подч и нения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

— писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Русская литература XVIII в.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

Русская архитектура XVIII в.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца-Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам».

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская живопись XVIII в.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру – первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.
если что это с интернета,я сразу предупреждаю

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского - вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.)- Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковский и др.

Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

Основные исторические даты

Царствование Петра I

Первый Азовский поход

Второй Азовский поход, начало создания российского флота

«Великое посольство» России в Европе

Северная война

Основание Санкт-Петербурга

Полтавская битва

Провозглашение России империей

Введение Табели о рангах

Учреждение Академии наук

Царствование Екатерины I

Царствование Петра II

Царствование Анны Иоанновны

Русско-турецкая война

Царствование Иоанна Антоновича

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Петра III

Семилетняя война

Манифест о вольности дворянству

Царствование Екатерины II

Русско-турецкая война

Крестьянская война

под руководством Е. Пугачева

Присоединение Крыма к России

Русско-турецкая война

Царствование Павла I

Для истории России 17 век имеет переломное значение. Он ознаменовал начало планомерного перехода к Государство менялось как в политическом, так и культурном плане. начинали обращать свой взор на Запад. Далее рассмотрим, что собой представляла культура России в 18 веке. Краткое содержание особенностей ее интенсивного роста будет также представлено в статье.

Общие сведения

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

Основные проявления

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Культура России 17-18 века - это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

Общие оценки

Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I. Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои - все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

Основные периоды развития

Культура России в 18 веке кратко делится на три главных этапа:

  1. Первая четверть столетия (реформы Петра).
  2. 30-60-е гг. Они ознаменовались ростом национальной культуры, а также большими прорывами в области искусства, литературы, науки. Вместе с тем существенно усилился сословный гнет.
  3. Последняя треть века. Она характеризуется ростом правительства, существенной демократизацией русской культуры, обострением социальных противоречий и крупными общественными сдвигами.

Особенности просвещения

Этот период характеризуется общим ростом грамотности в России. если проводить параллели с Западной Европой, то уровень образованности у нас заметно отставал. Что касается социального состава учащихся, то он был весьма пестрым. То же самое можно сказать и о возрасте. Немалый вклад в прогрессирование просвещения внесли солдатские школы.

Особенности развития науки

Многими великими событиями пополнилась история России (18 век). Культура способствовала развитию русского общества. Наука начинала освобождаться от пут средневековой схоластики. Для нее это было своеобразное Возрождение. Меткую характеристику тому времени дал Ф. Энгельс. Он считал, что это эпоха, которая нуждалась в титанах и породила таковых по учености, многосторонности, характеру, страсти и силе мысли. В то же время и науке нужны были "творцы". Таким образом, открытия мирового значения были совершены в Российской академии наук математиками Бернулли и Эйлером, а также химиком и физиком Ломоносовым.

Основные вклады

Исследования, проводимые учеными-иностранцами, которые приглашались в Петербургскую академию, также оказывали влияние на развитие мировой и российской науки. Однако последняя была создана не их усилиями. То же самое можно сказать и о "просвещенной" монархии. Отечественная наука была создана русским народом. Речь идет о людях "разного чина и звания", среди которых можно выделить следующих:

  1. И. И. Ползунов (солдатский сын).
  2. М. И. Сердюков (калмыкский строитель и гидротехник) - создал "огнедействующую" машину, является первым русским теплотехником.
  3. А. К. Нартов (токарь).
  4. И. И. Лепехин, В. Ф. Зуев, С. П. Крашенников (солдатские дети) - входили в число первых отечественных академиков.
  5. М. Е. Головин (солдатский сын) - математик.

Это и есть подлинные творцы науки в крепостной России.

Вклад Ломоносова

Его открытия и гениальные догадки сильно выделяются среди всех достижений русской научной мысли. Он опирался на опыт, живую практику и материалистически оценивал окружающий мир. М. Ломоносов стремился к глубокому творческому обобщению. Он хотел познать тайны природы. Этот ученый является родоначальником физической химии и атомистики.

Дополнительные сведения

Основы научной биологии были заложены во второй половине XVIII столетия. В это время ыходит первый российский медицинский журнал. Речь идет о "Санкт-Петербургских врачебных ведомостях".

Историческая наука: главные особенности

Вторая четверть века - время становления истории как науки. Собираются и публикуются определенные издания. Многие дворяне-историки пытались заниматься подобной деятельностью. Большой интерес для общества представляет сегодня история России (18 век). Культура империи продолжала стремительно развиваться. В. Н. Татищев является крупнейшим исследователем прошлого. Он начал работать над "Историей Российской". Это была его попытка связно изложить события с дворянской точки зрения. Заметим, что данная работа стала основой для многих ученых. В частности, это относится к М. В. Ломоносову и его "Древней Российской истории". Также не стоит забывать М. М. Щербатова и его труд "История Российская от древнейших времен", в котором прослеживается стремление возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и привилегии "высшего" сословия. Автор был напуган Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Он понимал, что народные восстания и движения неизбежны, но вместо с тем осуждал их. И. И. Болтин - еще один историк из дворян. Критик, проницательный, вдумчивый ученый, он также занимался историей не только дворянства, но и прочих слоев общества - ремесленников, духовенства и купечества. Но и его труды возвеличивали самодержавную власть царя и крепостнический строй.

Основные достижения

Российская наука развивалась в качестве части мировой. При этом русские ученые воспринимали достижения своих западноевропейских коллег с творческой точки зрения. Кроме того, они сами начинали существенно влиять на мировую научную мысль. Что касается общего уровня ее развития, то он был несколько ниже западноевропейского. В связи с этим, каждое новое достижение приобретает гораздо большее значение. Ученые из других стран были прекрасно осведомлены об изданиях Российской академии наук. Стоит также отметить, что данные успехи не превратились в достояние трудовых масс. Они были оторваны от этого. Интересы масс были далеки от науки и просвещения. Что касается самодержавия, то власть имущие боялись распространения знаний. Народ выражал свои художественные представления и общественно-политические взгляды иначе. Речь идет о прикладном искусстве и устном творчестве.

Особенности зодчества

Новшества начали вноситься в сферу строительства еще в Как и вся культура России в 18 веке, архитектура переживает значительные изменения. Архитектурные сооружения призваны выражать величие и мощь империи. Благодаря страны меняется и гражданское строительство. Арсенал в Кремле, Большой Каменный мост - наиболее знаменитые сооружения того периода.

Развитие архитектуры

Первая Архитектурная школа была организована в Москве Ухтомским. М. Ф. Казаков и В. П. Баженов учились под его руководством. Петровскую эпоху знаменует строительство новой столицы. Для этого приглашаются иноземные зодчие. Речь идет о Растрелли и Трезини. Новая столица задумывалась в качестве регулярного города. При этом она должна была иметь длинные лучевые проспекты и ансамбли кварталов, площадей и улиц. Трезини стал автором жилых строений для нескольких категорий населения:

  1. "Простых" людей.
  2. "Зажиточных" горожан.
  3. "Именитых" граждан.

Данные общественные сооружения отличала простота стиля. К значительным объектам можно причислить Петропавловский Собор. Среди общественных зданий выделяются следующие:

  1. Адмиралтейство.
  2. Биржа.
  3. Гостиный двор.

Вместе с Петербургом возводились многие другие объекты. В частности, это относится к загородным дворцам со знаменитыми парковыми ассамблеями. Речь идет, в первую очередь, о Петергофе. Что касается стиля русского барокко, то огромный вклад в его развитие внесло творчество отца и сына Растрелли. Первый являлся итальянским скульптором. Он принимал участие в декоративной проработке Петергофа. Его сын является уже русским архитектором. Он - автор множества значимых сооружений, среди которых можно выделить следующие:

  1. Дворцы: Екатерининский, Большой, Зимний.

Развитие зодчества во второй половине столетия

В зодчестве русский классицизм сменил барокко. На рубеже 19-18 века культура России увидела расцвет этого направления. Также были и представители классицизма. К ним можно отнести архитекторов И. Е. Старова, М. Ф. Казакова и В. П. Баженова. Последние работали в Петербурге и Москве. Они сделали весомые вклады в возведение таких сооружений, как:

  1. Михайловский замок.
  2. Дворянское Собрание.
  3. Сенат в Московском Кремле.
  4. Дворцово-парковый ансамбль (подразумевается Царицыно).
  1. Прямые ряды колонн.
  2. Соблюдение строгой симметрии.
  3. Прямые линии.

Дворцовая площадь (архитектор К. И. Росси) является ярким примером данного направления. Сохранившиеся здания того периода в настоящее время являются не только украшением городов - это шедевры, имеющие мировое значение.

Изобразительное искусство: особенности развития

России 18 века также претерпевала изменения. Этот период ознаменовался расцветом портретной живописи. К наиболее известным художникам петровского времени можно отнести следующих:

  1. Ивана Никитина.
  2. Андрея Матвеева.

Они считаются основоположниками русской светской живописи. Перелом наметился в конце 20-х годов. Стало преобладать придворное направление живописи. Лучшими портретистами того периода считаются:

  1. В. Л. Боровиковский.
  2. Д. Т. Левицкий.
  3. Ф. С. Рокотов.
  4. А. П. Антропов.

Классическое направление в скульптуре представлено следующими деятелями:

  1. Михаилом Козловским.
  2. Федором Шубиным.

Эрмитаж (богатейшая художественная коллекция мира) также был сформирован в XVIII ст. Его основой служит частное собрание картин императрицы Елизаветы Петровны.

Особенности образа жизни столичных горожан

В нем происходили разительные изменения. Это было особенно легко заметить в Москве и Петербурге. Также выделялись некоторые другие большие города страны. Вельможи начали строить для себя роскошные дворцы. Популярными местами для этого стали Невский проспект и Дворцовая набережная. Сооружения возводились прямо вдоль каналов, впадавших в реку. На стали красоваться гранитные набережные. Вся эта работа закипела после соответствующего указа императрицы. Также стоит отметить, что небезызвестная решетка Летнего сада установлена именно благодаря ей. К концу столетия мода в Петербурге несколько изменилась. Здесь многие увлеклись содержанием аристократических салонов. Тут можно было услышать французскую речь или принять участие в спорах об искусстве, литературе или политике. В подобных салонах начинали блистать многие личности. В частности, это относится к российским литературным знаменитостям. Щегольские экипажи проезжали мимо роскошных особняков, расположенных на Невском проспекте. Здесь частенько прогуливались нарядно одетые обыватели и гвардейские офицеры.

Москва тоже претерпевала значительные изменения. Стоит отметить, что петербургского блеска и богатства тут не было. Тем не менее, московская знать не собиралась отставать от новых веяний времени. Хаотичная застройка города прекращалась, улочки начали выравниваться. Стоит отметить, что эти новшества не захватили все государство. Скорее, даже наоборот. Они еще сильнее подчеркивали бедность российской жизни, традиционность и общую застойность. Огромная область народного быта осталась вне городской цивилизации. Это, прежде всего, относится к деревне и селу. Как и в городах, тут явственно ощущались существенные перепады в особенностях уклада и условиях жизни. Дворянство продолжало оставаться частью сельского населения. После выхода соответствующих указов (Жалованной грамоты и вольности) представители данного сословия освободились от обязательной военной и государственной службы. Таким образом, значительная часть дворянства начала устраивать сельскую жизнь, поселилась в своих поместьях и стала заниматься домашним хозяйством.

Что касается основной части этого класса, то она была представлена помещиками "средней руки" и владельцами деревенских усадеб. В связи с этим можно смело сделать вывод: дворяне не были отделены от крестьянского быта чем-то непреодолимым. В их усадьбах проживала прислуга, а также дворовые люди, с которыми они могли общаться. Представители двух разных сословий много лет находились бок о бок. Таким образом, происходило соприкосновение с одной и той же народной культурой, поверьями, обычаями и традициями. Дворяне могли лечиться у знахарей, париться в бане и пить те же настои, что и крестьяне. Также стоит отметить, что значительная часть данного сословия была мало- или безграмотной вовсе. Тут весьма уместно вспомнить госпожу Простакову Фонвизина. Усадьбы дворян были неотъемлемой частью российской сельской жизни. Что касается крестьян, то последние новшества не коснулись их вовсе. Лишь малая часть из них смогла выбиться в "люди". В селах они начали строить добротные и чистые избы. Также крестьяне использовали новые предметы быта (мебель и посуду). Они смогли разнообразить свою пищу и приобретать более качественную обувь и одежду.

В заключение

В представленной ниже таблице можно увидеть наиболее яркие события и явления, характерные для первой половины 18 века.

Образование Театр Наука Зодчество Живопись Литература Быт

1."Арифметика" Магницкого.

2. "Букварь" Поликарпова.

3. "Грамматика" Смотрицкого.

4. "Первое учение отрокам" Прокоповича.

Реформа алфавита, введение гражданского шрифта.

Указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

Создание школ:

1. Цифирных.

2. Навигацкой.

3. Морской.

4. Инженерной.

5. Медицинской.

6. Артилерийской.

Издан Указ о формировании Академии художеств и наук.

Создан общедоступный театр, начато сооружение "Комедиальной хламины"

1. Создание Нартовым токарно-копировального станка.

2. Аптекарский огород стал основой ботанического сада.

3. Сформирован первый госпиталь. Появились хирургические инструменты.

4.Создана Кунсткамера - первый естественно-научный музей.

6. В Сухаревской башне Я. Брюсом открыта обсерватория.

7. Состоялись Камчатские экспедиции Чирикова и Беринга.

Преобладает барокко. Особенности стиля:

Монументальность;

Изогнутость линий фасада;

Пышность;

Обилие колонн, статуй.

Памятники:

Собор Петропавловской крепости;

Здание 12 коллегий;

Кунсткамера;

Адмиралтейство;

Смольный собор, Зимний дворец.

Никитиным создано полотно "Пётр на смертном ложе".

Матвеев написал "Автопортрет с женой".

1.Тредиаковский создал первую оду.

2. Начала выпускаться газета "Ведомости".

3. Создана библиотека.

Появление ассамблеи - бала, устраиваемого в домах знати. С 1700 используется новое летоисчисление.