Главные особенности русского культурного развития. Русская культура второй половины. История усадьбы…важно ли это

План:

1. Понятие экономической свободы

2. Специализация и её значение для формирования рынка

3. Понятие обмена

4. Товарный обмен

5. Ступени или формы обмена

1. Понятие экономической свободы

Экономическая свобода - широта экономического поведения субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ; реализуется на базе законодательных государственных норм; неотделима от экономической ответственности граждан.

2. Специализация и её значение для формирования рынка

Под специализацией понимается форма разделения труда между странами, сферами, отраслями и предприятиями общественного хозяйства, а также разделения труда внутри отдельных предприятий.

Поскольку основными субъектами товарного хозяйства являются предприятия как товаропроизводители, то особое значение имеет производственная специализация - специализация на уровне отдельных предприятий. Выделяются три вида такой специализации:

Предметная - специализация производителей (предприятий) на изготовлении отдельных видов благ конечного потребления (хлеба, обуви, одежды и т.д.);

Подетальная - специализация на производстве отдельных частей и деталей конечного продукта, например, деталей автомобиля;

Технологическая - специализация на осуществлении отдельных операций, составляющих часть общего технологического процесса, например, сначала сборка отдельных узлов автомобиля, а затем сборка всего автомобиля. Такой вид специализации называют также стадийной.

3. Понятие обмена

Обмен в экономике, взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда. "Поскольку обмен есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой стороны, а потребление само выступает как момент производства, постольку и обмен, очевидно, заключен в производстве как его момент".

Обмен – переход продуктов труда из собственности одних лиц в собственность др., возмещаемый встречным движением материальных благ или их знаков.

4. Товарный обмен

Товарообмен, или обмен товаров – одна из известных и широко распространенных форм обмена. Он существует в обществах различных типов, начиная с первобытного и кончая современным. Если при дарообмене, и особенно обмене помощью, возможно встречное движение одних и тех же вещей или одного и того же труда, – товарообмене противостоят друг другу разные потребительные стоимости. Поэтому он предполагает производство неодинаковых потребительных стоимостей, т.е., какую-то, пусть зачаточную, форму общественного разделения труда. Приравнивание при товарообмене различных по качеству вещей возможно потому, что все они как товары имеют между собой фундаментальное общее – в них овеществлен абстрактный человеческий труд, все они представляют собой стоимости. Величина стоимости товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его изготовления. Стоимость товара проявляется в ценовой стоимости – количественном отношении или пропорции, в которой данная потребительная стоимость обменивается на потребительные стоимости др. рода. На самой ранней стадии эволюции товарообмена он ведется лишь между членами различных общин и носит во многом случайный характер. Вещи не создаются специально для обмена, они становятся товарами только в его процессе. Нередко дорогу для товарообмена прокладывал дарообмен, и первый долго мог происходить в оболочке последнего. Этой стадии товарообмена соответствует простая (единичная, случайная) форма стоимости, когда один товар выражает свою стоимость, а другой выступает его эквивалентом. На этой стадии пропорция, в которой обмениваются товары, во многом случайна. Более поздняя стадия товарообмена характеризуется тем, что он ведется более или менее систематически, а не от случая к случаю. Часть продукта начинает создаваться специально для обмена, т.е. зарождается товарное производство. На этой стадии простая форма стоимости сменяется полной (развернутой). Один товар выражает свою стоимость во многих др. товарах, выступающих в качестве его эквивалентов. В результате пропорции, в которых один товар обменивается на другой, становятся более устойчивыми.

Следующий этап эволюции товарообмена характеризуется появлением всеобщей, а затем и денежной формы стоимости. Для первой из них характерно выделение из массы товаров одного, который становится выражением стоимости всех остальных, т.е. всеобщим эквивалентом. В таком качестве выступали скот, соль, ткань, металлические изделия и др. Когда роль всеобщего эквивалента окончательно закрепляется за одним единственным товаром, последний становится деньгами. Чаще всего роль денег играли драгоценные металлы (серебро, золото). При переходе к всеобщей, а затем денежной форме стоимости непосредственный обмен одного товара на др. (мена, меновая торговля) уступает место купле-продаже.

Деньги можно определить как всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене.

5. Ступени или формы обмена

Рассмотрим структуру человеческих отношений как проявление форм обмена любыми ресурсами.

Первая - самая безнравственная, тираническая форма обмена. Именно с нее начинается социальная эволюция человека и самая безжалостная его эксплуатация, она же определяет стратегию борьбы людей друг с другом. В межличностных отношениях ее можно обозначить формулой: «жизнь или кошелек». Это значит, что более активный индивид в обмен на нечто как бы «отдает» менее активному индивиду его же собственную жизнь. Именно на этой форме обмена строится экономика, политика и власть в тираническое время.

Вторая - крепостническая форма обмена обусловлена отношением, которое может быть выражено следующей формулой: «сделай так, не то будет хуже». Как и в первом случае, речь идет о принудительных отношениях, а, значит, об эксплуатации человека человеком. Под угрозой насилия или огромных потерь, например, штрафов, уничтожения имущества и др., человека вынуждают делать то, что хочет от него более сильный индивид. На этом принципе строится феодальная экономика, а, значит, и вся остальная жизнь общества. Сегодня это излюбленный прием абсолютного большинства чиновников СНГ, установивших в своих странах тоталитарно-мафиозные режимы.

Третья - буржуазная форма обмена знаменует собой свободные и справедливые отношения, которые можно обозначить фразой: «даю, чтобы и ты дал». Она обусловливает классическую рыночную экономику Запада, демократию и власть закона. С нее начинается самоорганизация общества, обусловленная свободным обменом ресурсами, в противоположность авторитарному управлению. Переход от второй формы обмена к третьей меняет направление социальных взаимодействий, придает безнравственным отношениям прошлого нравственную форму, переводит авторитарные отношения в аллоритарные, заменяет стратегию борьбы и господства на стратегию сотрудничества. Но этот переворот является, видимо, самым опасным рубежом в истории народов и не многие государства прошлого смогли его пережить.

Четвертая - мессианская форма обмена, как логическое онтологическое продолжение третьей формы, представляет собой более совершенный ее вариант. В отличие от первых двух форм, обусловленных авторитаризмом властвующих персон или элит, и в отличие от третьей, в основном справедливой формы, она характеризуется альтруизмом индивидов, которые умеют сочетать свои личные интересы с общественными.

Вопросы к семинару:

1. Организованный и хаотичный обмен

2. Принудительный и добровольный обмен

3. Экономическая свобода и экономический рост в России


Похожая информация.


Пожалуй, многие из нас слышали такое слово, как: специализация. Но, несмотря на это, далеко не многие знают, как его правильно трактовать, и где его использовать. Поэтому, давайте с Вами более детально ознакомимся с понятием: что такое специализация, и в каких отраслях его обычно применяют.

онятие и виды специализации

Понятие «специализация», может иметь сразу несколько значений, в зависимости от того, в какой сфере деятельности оно применяется. Обычно, выделяют два основных класса применения специализации: производственный и профессионально-образовательный. Итак, давайте рассмотрим их по порядку.

В профессионально-образовательной сфере, термин специализация трактуется как целенаправленная и планомерная подготовка учеников или студентов (в зависимости от учебного заведения), к определенной трудовой, или производственной отрасли. Причем поводится данное обучение может, как в рамках одной профессии, так и в нескольких однородных профессиях одновременно.

Проводиться данная подготовка может, как в высших специальных учебных заведениях (институты, колледжи), так и в средних (техникумы, лицеи, училища и т.д.). В первом случае, обучение по определенной специальности проводится исключительно на старших курсах, от 3-го до 5-го. Ну а что касается второго случая, с средними образовательными заведениями, то они могут проводить подготовительные курсы в течении всего периода обучения.

Для более качественного закрепления вышеперечисленной информации, давайте дополнительно рассмотрим ее на примере русского отделения филологического факультета. В данном учебном заведении, на старших курсах, имеются такие специальности, как: языковые коммуникации, лингвистика, литературоведение и т.д. То есть, по окончанию данных курсов, студенты запросто могут пойти работать по приобретенной специальности.

Также, стоит обратить внимание, что во многих современных учебных заведениях, на сегодняшний день, очень широко применяется двойная система обучения – Болонская. Благодаря ей, любой студент имеет право выбрать себе вторую специализацию, помимо основной, которая может иметь абсолютно другое направление. Но, такое условие доступно лишь при наличии магистратуры у студента, и при официальном разрешении уставом учебного заведения.

Что же касается специализации в производственной сфере, то под этим термином будет подразумеваться полная сосредоточенность на изготовлении какой-либо продукции, или ее компонентов, как на отдельных самостоятельных предприятиях, так и на объединенных подразделениях, работающих в одной отрасли. Роль специализации в данном случае – повысить количество выпускаемой однородной продукции, за счет улучшения производительности труда. Также, специализация повлияет и на качество продукции.

Вообще, производственная специализация делится на три основных подгруппы, в зависимости от своего направления деятельности :

    предметная . Любая компания или корпорация, которая занимается выпуском уже готовой продукции, предназначенной для эксплуатации. Как яркий пример предметной специализации, можно представить завод по производству автомобилей;

    подетальная . К данной подгруппе относятся все предприятия, продукция которых ограничивается выпуском отдельных деталей, узлов и агрегатов, без которых не могут работать другие механизмы. Например, таковым может являться известный завод ДААЗ, выпускающий карбюраторы для отечественных автомобилей;

    технологическая . Данная под категория объединяет в себе несколько заводов и предприятий, работа которых ориентирована на выполнение одного процесса. К примеру, существуют заводы, выпускающие автомобильные покрышки. Их готовая продукция, просто необходима для других заводов, выпускающих автомобили. Также, для сборки автомобиля на конкретном объекте, необходима дополнительно и продукция карбюраторных заводов. Все эти предприятия, в совокупности, выполняют единый технологический процесс.

Также, классифицировать производственную специализацию можно и по ее масштабу. На сегодняшний день, выделяют всего три таких типа классификации: межгосударственную, внутриотраслевую, и межотраслевую специализацию.

Для чего требуется специализация

Итак, что такое специализация, а именно определение данного слова, и сферу его применения, мы уже с вами поверхностно рассмотрели, и теперь можно переходить к не менее важному вопросу: для чего же она нужна? Если говорить кратко, то специализация просто необходима для наиболее грамотного и эффективного распределения труда, для государства в целом, и для отдельных компаний в частности.

Под понятием «распределение труда», подразумевается объективное и наиболее разумное расчленение целого процесса производства, на отдельные виды труда, которыми, как правило, руководят соответствующие специалисты. Но, данное понятие имеет и дополнительные особенности.

К примеру, распределение труда считается одним из самых древних процессов, который непрерывно модифицируется и изменяется, в связи с появлением новых отраслей в профессиях. Именно поэтому, в зависимости от развитого распределения труда на производстве, можно и определить уровень развития производственной мощи.

Также, следует отметить, что такой процесс, как распределение труда, вовсе не является локальным. Другими словами, его действие распространяется не только на одно предприятие или компанию, а и на целые города, области, и даже страны. А формируется данное распределение в процессе дифференциации трудового народа.

Ну и еще одной особенностью процесса распределения труда является то, что он провоцирует появление товарного производства. Однако, следует также отметить, что при появлении товарного производства, может также возникнуть и параллельный процесс отстранения некоторых производителей от мирового рынка. Это объясняется их дальнейшей ненадобностью и нерентабельностью, из-за появления более новых и современных однородных товаров.

Что касается производителей, которые, после распределения труда, остаются далее на мировом рынке, то им присваивается статус обособленных собственников, что в значительной мере ограничивает направления их деятельности. Также, в большинстве случаев, некоторые компании, для удовлетворения своих потребностей, просто обязуются выполнять обмен собственной продукции, на товары иных производителей и категорий. Ранее, удовлетворение нужд производства происходило в процессе купли-продажи.

Способы распределения труда

Как мы уже рассмотрели ранее, что такое специализация, то кратко можно подвести итог, что это основной инструмент для грамотного распределения труда. А вот если рассматривать данный вопрос не поверхностно, а более детально, то можно выделить несколько способов такого распределения:

  • единичный.

Итак, что касается общего способа, то он представляет из себя общественное производство, поделенное на самостоятельные крупные структуры, такие как: сельское хозяйство, промышленное дело, связь, строительные технологии и т.д. Каждая из вышеперечисленных структур имеет в своем составе соответствующих специалистов, которые руководят процессом. Работая в совокупности, все структуры образовывают единое производство.

Частичное распределение отличается от общего тем, что оно подразумевает раздел вышеперечисленных крупных структур (сельское хозяйство, строительные технологии и т.д.), на отдельные отрасли внутреннего материального производства. Подобная практика используется на большинстве предприятий, так как она дает значительные результаты.

Ну и единичный раздел труда, это расчленение трудового процесса, уже непосредственно внутри каждого производственного объекта. То есть, если рассматривать единый способ раздела труда, на примере автомобильного завода, то он будет включать в себя следующие отрасли: сборщик, механик, дизайнер, конструктор, и т.д.

Кстати, стоит отметить, что именно при едином распределении трудового процесса, наиболее высока вероятность появления новых отраслей производства. Но, все вышеперечисленные способы, все равно являются тесно связанными между собой, и представляют в совокупности единую систему.

Развитие разделения труда и специализации

В вопросе о том, что такое специализация, было уже сказано, что это совокупность факторов, помогающих провести эффективное и грамотное распределение труда. Так вот, помимо того, что производственный процесс просто необходимо разделять на отдельные, крупные и не крупные сферы, по специальностям рабочих, так его еще и требуется постоянно модернизировать и развивать.

Изначально, трудовое распределение было достаточно примитивным, и основными критериями для разделения производственного процесса между трудовым населением, были: пол и возраст. Это объяснялось недостаточно развитыми инструментами труда, и не большим отличием трудового процесса разных специализаций.

Но, с модернизацией производства, и с расширениями технологических возможностей, трудовой процесс становился все более и более отличимым друг от друга, и соответственно, требовал более углубленных критериев, для эффективного подбора рабочих специалистов. Такой шаг, в значительной мере повлиял на улучшение роста производительности каждого предприятия, а также на качество продукции.

Сам же процесс распределения считается бесконечным, так как он постоянно модернизируется, порождая все новые и новые специализации. Также, стоит отметить, что каждая из новых специализаций, все больше индивидуализируется, по сравнению с предыдущими. Это объясняется тем, что при появлении новых технологий производства, параллельно появляются и новые инструменты, использование которых возможно лишь людьми, специально подготовленными.

Кстати, стоит отметить, что один из факторов, который также влияет на распределение труда, это – рабочая сила. Чем больше рабочей мощи будет на том, или ином производстве, тем выше будут его шансы на модернизацию распределения труда. Ну а приток этой самой мощи, полностью зависит от инструментов труда. Таким образом, данный процесс является бесконечным кругом, где каждый фактор зависит друг от друга.

Если брать распределение труда в общем, то можно подытожить, что оно в корне влияет не только на производственный процесс внутри любой компании, а и на производственные отношения между производителями. Ведь как показывает практика, чем выше уровень развития у производства, тем больше у него шансов заиметь себе партнера. У партнерские отношения, в свою очередь, позволят сэкономить производству, как финансовое, так и материальное состояние, за счет обмена продукцией или сырьем.

Экономическая часть при развитии специализации

Для ответа на вопрос: «что такое специализация?», простыми словами можно сказать, что это единственный эффективный инструмент, позволяющий повлиять, как на общественное производство в целом, так и на производство отдельных компаний, в частности.

При этом, специализация также является одним из основных обстоятельств для :

    полной механизации или автоматизации любого производства;

    повышения возможностей применения современной техники, имеющей высокую производительность, или же внедрения современных технологий, положительно влияющих на процесс производства;

    повышения научного и технологического прогресса;

    улучшения качества выпускаемой продукции;

    уменьшения издержек производственного процесса;

    развития стандартизации и унификации предприятия.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие специализации – достаточно необходимый процесс, который требуется абсолютно любому производству. Но, как показывает практика, на любое улучшение или модернизацию, в обязательном порядке необходимы материальные средства.

Так вот, для того, чтоб определить экономическую эффективность подобных капиталовложений, следует учитывать всего три основных фактора :

    возможность сокращения текущих затрат компании на производственный процесс, и на транспортные расходы (учитывается доставка сырья на производство, и доставка конечной продукции потребителям);

    возможность экономии капитальных вложений, и определение их крайнего срока окупаемости;

    эффективность экономии от развития специализации производства, в период за один год.

Для того, чтоб максимально точно посчитать полученную экономию, или определить ее отсутствие, необходимо от текущего дохода, в период за 365 дней, отнять ожидаемый доход, за тот же период времени, но уже после модернизации распределения труда. Учет потраченных средств должен включать в себя: закупку сырья, транспортные расходы, выплату заработной платы сотрудникам и расходы на форс-мажорные обстоятельства.

Вообще, для таких подсчетов, на сегодняшний день используется следующая формула: [(С1+Т1) – (С2+Т2)] – В = Е, где :

    Е – экономия текущих затрат, возникшая в результате развития специализации, в период за 1 год;

    С1 – заводская себестоимость продукции, в размере одной единицы, до проведения модернизации распределения труда;

    С2 – новая штатная себестоимость одной единицы продукции, после развития специализации;

    Т1 – стоимость всех транспортных расходов, в период за 365 дней, до модернизации распределения труда;

    Т2 – затраты на транспортные расходы, за один год, после развития специализации;

    В – ожидаемый объем выпущенной продукции, в период за один год, после проведения модернизации специализации.

Если же Вам также необходимо будет рассчитать и точный срок окупаемости, то для данной операции имеется другая формула: Тк = где :

    Тк – срок полной окупаемости инвестиций, вложенных в модернизацию распределения труда;

    Е – денежные средства, находящиеся в производственных фондах, а также резервные средства для пополнения оборотных фондов (общая сумма);

    Г — условная экономия средств, в период за один год, которая возникает от текущей специализации на производстве.

Ну и еще один, не менее важный показатель, который несомненно Вам пригодится при проведении модернизации распределения труда – экономическое состояние, в период за один год, по текущей специализации.

А найти его довольно просто, по следующей формуле: Ээ – Ен * К, где :

    Ээ – экономические изменения в компании, периодом на один год, при проведении модернизации распределения труда;

    Ен – коэффициент эффективности, согласно стандартным нормам;

    К – сумма средств, необходимая для проведения улучшения специализации.

Если объяснять более простым языком, то коэффициент эффективности, согласно стандартным нормам, это – ожидаемая прибыль, после проведения модернизации распределения труда. Обычно, данная норма составляет от 0,12 до 0,15, для абсолютно любой отрасли. Если полученный коэффициент будет ниже 0,12, то проведения подобных модификаций на производстве будет довольно нецелесообразным.

Вообще, данный коэффициент служит для того, чтоб четко определить для того, или иного производства, грани максимально допустимых затрат. Для некоторых фирм, в индивидуальном порядке, государством устанавливается собственные рамки затрат, при превышении которых, фирма будет считаться не перспективной, и просто вынуждена будет закрыться.

При условии национального, стабильного развития экономики, и при отсутствии инфляции в стране, коэффициент Е будет достаточно небольшим, практически для любой отрасли. Такое равенство между разнообразными компаниями обеспечивает их сотрудничество, а также, гарантирует длительное капиталовложение, со стороны, как государства, так и частных инвесторов.

Согласно нормам, установленным еще во времена СССР, достаточно эффективными капиталовложениями в модернизацию производственного процесса, или в развитие специализации, считались объемы, с коэффициентом 0,15. Если данный показатель был несколько выше, та такая фирма являлась очень продуктивной.

Учитывая современное экономическое состояние страны, где развитие довольно нестабильное, можно сделать вывод, что данный показатель будет куда выше 0,15. Это связанно с еще не сформировавшимися благоприятными условиями, для развития любого бизнеса, и как следствие, отсутствием длительным, или каких-либо вообще, капиталовложений.

Вообще, на сегодняшний день, большинство частных фирм и компаний, специализирующихся на разных отраслях, берут свои инвестиции в банковских структурах, в виде долгосрочных кредитов. Поэтому, помимо экономической ситуации в стране, на коэффициент Е влияет еще и банковская деятельность.

Для более понятной картины, давайте подытожим вышеперечисленный материал. Как было сказано ранее, наиболее приемлемый коэффициент, который обеспечивает эффективность любого производства, колеблется от 0,12 до 0,15. Но, В современное время, многие частники умудряются повысить данную отметку от 0,15 – 0,20 до 0,30, за счет финансирования компании банковскими средствами.

Но, при таком условии, произвести точный расчет срока окупаемости, будет практически невозможно. Ведь банк – партнер не очень стабильный, и в случае его банкротства, или трудного финансового положения, производство, взявшее в банке кредит, лишится его долгосрочности. Если же коэффициент Е рассчитан, опираясь строго на вышеперечисленные факторы, то тогда вполне реально подсчитать и примерный срок окупаемости любых капиталовложений.

К примеру, при показателе 0,12 (который является минимальным), сумма инвестиций сможет полностью окупиться уже через 8,5 лет. Ну а при коэффициенте 0,15, данный период уменьшиться практически на 2 года, и достигнет отметки в 6,7 лет.

Итак, в данной статье мы с Вами рассмотрели, что такое специализация, где она необходима, и на что она влияет. И теперь, полученная информация вполне сможет Вам пригодится, при открытии собственного дела.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII - XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен. Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки современных им общественно-политических порядков и призывали к их изменению.

Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса. И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX век справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?

Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны.

Русская культура воспринимала достижения культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов.

Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась "гроза двенадцатого года". Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: "1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость". Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы, живописи, архитектуры.

Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее взаимовлияние различных областей культуры, например, философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры, в различных сферах культурного процесса использовались новейшие научно-технические достижения.

К особенностям культурного развития России в первой половине XIX в. можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: примерно с 30 - 40-х годов XIX в. в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, "бедных людей". Демократически настроенная разночинская интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень "демократизации" культуры даже для 30 - 40-х годов XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема "мужика" и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве. В первой половине XIX в. и расширение круга "потребителей" культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху,- в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей - Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII-XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен. Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки современных им общественно-политических порядков и призывали к их искоренению.

Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса. И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX в. справедливо получил название "золотого века" русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. Чем объяснить этот феномен?

Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны. Русская культура воспринимала достижения культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов.

Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась "гроза двенадцатого года". Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, что подчеркивал В. Г. Белинский, который писал: "1812 год, потрясший всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость". Сама тема войны 1812 г. заняла видное место в произведениях литературы, живописи, архитектуры.

Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее взаимовлияние различных областей культуры, например, философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры, в различных сферах культурного првцесса использовались новейшие научно-технические достижения.

К особенностям культурного развития России в первой половине XIX в. можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: примерно с 30-40-х годов XIX в. в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, "бедных людей". Демократически настроенная разночинская интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень "демократизации" культуры даже для 30-40-х годов XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о Самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема "мужика" и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве. В первой половине XIX в. расширение круга "потребителей" культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ


Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Учебная дисциплина: «Культурология»

Курсовая работа

На тему «История русской культуры и основные этапы ее развития»


Санкт-Петербург


Введение

ГЛАВА 1. Понятие «культура»

ГЛАВА 2. Этапы развития русской культуры

1 Первый этап развития русской культуры - славянская культура

2 Второй этап развития русской культуры

Заключение


Введение


Систему функционирования общества нельзя понять, не изучая его культуру, абстрагируясь от человеческих судеб. По существу, в понятие "культура" включается все, что создается трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература; религиозные и атеистические представления; произведения искусства; способы общения между людьми и т.д.

Культура - это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.

История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др.) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса.

Предметом истории русской культуры является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление особенностей функционирования культуры в конкретных исторических условиях.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что культура современной России находится в кризисном, критическом состоянии. Основные культурные ценности потеряны, нет ориентиров, знаний, традиции и обычаи забыты. Необходимо историю нашей культуры, как она развивалась, какие этапы были основными и, главное, выбрать самое важное и значимое для нашего настоящего и будущего.

В данной работе я рассматриваю историю русской культуры в контексте общеисторического процесса. Цель работы состоит в выработке представлений о русской культуре как ценностно-смысловом единстве на каждом из важнейших этапов ее развития. В связи с этим я выделяю задачи: определить понятия «культура», «русская культура», рассмотреть основные этапы развития культуры русского народа.


Глава 1. Понятие «культура»


Термин «культура» в России появился в 30-40-х годах XIX столетия, хотя в Европе употреблялся еще с XVIII века. Означало это слово действие по возделыванию чего-либо и пришло из латинского языка. По мнению советского теоретика культуры Л.Е.Кертмана, существует около 400 определений термина «культура». Связано это с разнообразием самой культуры, которое является одной из причин ее существования вообще. Культура как жизнь: она существует лишь потому, что она - разная.

Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры.

Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Позитивная сторона этого подхода заключается в том, что возможен "охват" большего количества фактического материала, но из понятия культура практически исчезает деятельное начало и, соответственно, предметом исследования становятся не этапы человеческой деятельности, а конечный результат этой деятельности.

Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека. Поэтому на первый план здесь выступает роль творческой личности. Положительные моменты данного подхода определяются тем, что решается задача отдельно взятой личности. Но часто в подобных исследованиях личность рассматривается сама по себе, и нередко историко-культурный фон либо исчезает вовсе, либо никак не связан с проблемами исследования.

В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Дело в том, что к этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека.

В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью. Культура - это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура - это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.

При таком понимании культуры творческая личность рассматривается в контексте своей эпохи. Рассмотрение культуры как способа человеческого существования дает возможность изучения человека обыкновенного, ничем, казалось бы, не примечательного. Это безусловные достоинства указанного определения, но и оно не идеально, т.к. таит в себе опасность того, что вся человеческая история окажется растворена в культуре.

Первая проблема, которая встает перед нами, это - проблема дефиниции "русской культуры". При кажущейся очевидности, русская культура оказывается не поддающейся простому и понятному определению. Следует ли под таковой понимать культуру, сложившуюся на территории России? Тогда это будет на 2/3 культура угро-финских народов, тюркских этнических групп, многочисленных народностей Кавказа, Средней Азии, Сибири. Даже в сердце России, вдоль Волги, воспеваемой в песнях "русской реки", это будет культура чувашей, башкиров, коми, татар, марийцев, поволжских немцев и др. Нужно ли под таковой понимать культуру русскую по языку, православную по религиозному самоопределению? Тогда это будет культура не России, а скорее культура русских меньшинств в Северной и Южной Америке, сохранивших православие, традиционный крестьянский уклад жизни, язык, фольклор и т.п.

Славянофилы, в частности, Н.Я. Данилевский, видели сущностные признаки русской культуры в православии, самодержавности, общинности крестьянского быта, культурной самобытности. В таком понимании "русская культура" погибла в 1917г. Западники, такие как А.И. Герцен, В.Г. Белинский и др., усматривали родовую суть русской культуры в миметичности, подражательности, настроенности на восприятие чужих культурных традиций, прежде всего западных, которым приписывалась спасительная сила, ускоряющая развитие. В таком смысле "русская культура" растворялась в западной, лишалась собственного облика.

П.Н. Милюков характеризовал русскую культуру как элементарную, пребывавшую в эмбриональном состоянии, с преобладанием первобытных добродетелей и пороков; в целом, русская культура, по его мнению, развивалась в том же направлении, что и западная, но с отставанием на несколько столетий. Н.А. Бердяев 4, наоборот, понимал русскую культуру как восточную, "культуру христианизированного татарского царства", европеизированную лишь в верхнем слое. Г.П. Федотов говорил о расколе в русской культуре, предопределившем ее драматическую судьбу, о двух векторах ее развития - прозападном и провосточном; первый привел, в конечном счете, к появлению феномена свободной культуры русской эмиграции, а второй - к формированию тоталитарной культуры СССР.

Л.Н. Гумилев определял русскую культуру как евразийскую, соединявшую европейское и азиатское начала; это обстоятельство придало русской культуре особую силу, динамизм, уникальную пассионарность.

Д.С. Лихачев, ставя совершенно иные акценты, выделяя в качестве сущностных доминант Север и Юг, описывал русскую культуру как скандовизантийскую; скандинавское начало обусловило военно-дружинное устройство Древней Руси, а византийское начало определило ее духовный характер. Число мнений можно множить до бесконечности, но, пожалуй, достаточно приведенных суждений, чтобы увидеть, насколько трудно определим предмет нашего дискурса. Русская культура, как и всякая другая культура, представляет собой нечто общее между людьми, объединенными общностью пространства, времени и определенным образом организованного социума. Это общее обнаруживается в языке, знаково-символической системе (образах, рисунках, вещах, стереотипах мышления и поведения), в понимании сущностных явлений, таких как "дом", "община", "свобода", "собственность" и т.п.

русский культура исторический


Глава 2. Этапы развития русской культуры


Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностью (с лат. двойственность).

Этапы развития русской культуры историки делят на 2 больших периода. Первый охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, второй относится к христианской эпохе.


2.1 Первый этап развития русской культуры - славянская культура


О культуре славян первого периода нам известно немного. Одна из причин этого состоит в том, что основной материал той эпохи было дерево - пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно, не раз сгорали русские города уже в XVII-XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища.1)

Но всё же можно утверждать, что в эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации ("черты и резы"), известная каждому. Было развито деревянное зодчество и градостроительство, и в скандинавских сагах русская земля называлась "Гардарикой", т.е."страной городов"; самыми знаменитыми городами стали Киев, существовавший с VI в., Псков и Новгород; самой прославленной постройкой языческой эпохи был Десятинный храм в Киеве, украшенный 25 главами. Была развита земледельческая культура. Славяне особо почитали землю, коня, соединявшего земной мир с потусторонним. Они первыми в Европе стали использовать коня для вспашки земли, имевшей не только прагматический, но и мистический смысл. Славяне первыми изобрели плуг, который затем был позаимствован германцами и получил распространение в Европе.Славяне Русской земли славились изготовлением лучших льняных тканей, вышивкой, художественной обработкой металлов, ковкой, чеканкой, литьем; им были известны техника эмали, зерни, скани.

В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины.

Особенности развития культуры на данном этапе:

-открытость географического положения (вторжения кочевых народов);

-природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности);

-создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря);

-упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей;

-падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время.

Особенности ранней русской культуры заключается в том, что она впитала многочисленные течения составляющих ее племен; восприняла черты и качества восточных и западных соседей, приобрела свою специфику; имела патриархальную основу, поэтому возникшее государство долго сохраняло некоторые черты патриархальной общины; развитием разнообразных ремесел.


2.2 Второй этап развития русской культуры


Следующий этап развития культуры наступает с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот этап можно разделить на 3 периода.

Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Рассмотрим каждый из этих периодов более подробно


2.1 Культура Древней Руси

Христианизация Руси была важнейшим типологически образующим фактором, прежде всего, в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности русской культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества. В рамках христианской цивилизации возникают, формируются и достигают великих успехов отечественная литература, живопись, музыка, зодчество - все то, чем мы гордимся, вспоминая прошлое.

Важной особенностью нового этапа развития культуры явилась ее интеграция в европейское пространство. Христианский универсализм сменил патриархальную ограниченность. Русь стала ощущать себя частью мировой цивилизации, ее история подключилась к всечеловеческой, что явственно проступает в древнерусском летописании. Вместе с тем дохристианский этап не был забыт. Митрополит Иларион в "Слове о законе и благодати" с гордостью вспоминает о старых славных временах воинственной Руси, ходившей походами на Царьград.

Процесс смены приоритетов в ходе христианизации страны происходил не без проблем. Одна из них состояла в конфликте своего, родного, привычного с привнесенным, чужим, трансплантированным. Прибывшие из-за моря люди (как бы сейчас сказали, "греческой национальности") принесли свои книги, свои иконы, свой язык, свою веру. Не только простодушные славяне, но и сами искушенные греки в течение нескольких веков с трудом перестраивали свое мировоззрение и свою культуру, пока она не стала христианской. В этом, а не только в гонениях языческих императоров была одна из основных причин медленного распространения христианства в качестве доминирующего вероучения, сформировавшего новый тип культуры.

Столь же долгим и непростым был путь распространения христианства на Руси. Привыкшие к своим обычаям, знавшие своих волхвов как плоть от плоти и кровь от крови родного этноса, древние русичи должны были чтить ветхозаветных еврейских пророков и христианских подвижников греков, сирийцев, римлян. Легко ли было отрекаться от своего ради чужого? Но через это надо было пройти ради духовного роста и страны, и народа, и культуры, что неизбежно произошло в дальнейшем. Старая языческая культура была при этом не уничтожена, а приспособлена к задачам новой. Сложилось так называемое "двоеверие", которое нужно понимать не буквально, а осмыслять как сложный синтез двух различных культурных типов, давших нечто новое третье. Современное разнообразие христианских культур, в том числе православных (например, у греков, румын, русских), в немалой степени объясняется различием их дохристианских традиций и обычаев.

Стоит отметить, что в становлении русской культуры уникальную роль сыграли монастыри. Они являлись не только уединенными обителями, где молились ушедшие от мира иноки. Они играли важнейшую культурообразующую, цивилизационную, социально организующую функцию, особенно в малоосвоенных областях Северо-Восточной Руси. Без них нельзя себе представить развитие отечественной архитектуры, живописи, пластики, хорового пения, музыкальной, книжной, декоративной культуры, причем не только в средневековье, но и в новое время. Кроме того, они являлись образовательными центрами, предшественниками музеев как хранителей исторических реликвий, оборонительными форпостами, средоточиями развитой аграрной культуры. Своим обликом, сочетающим черты Небесного Иерусалима и древнерусского града, монастыри издревле украшали нашу землю, являясь символом божественного гармонического благоустроения, противостоящего хаосу и темным силам зла. Тот, кто их уничтожал, осквернял, переделывал, хотел уничтожить, осквернить, переделать саму душу нашей культуры, ее основы, ее архетип.

Вместе с новой религией от Византии передается письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.

В целом, период древнерусской культуры можно охарактеризовать следующим образом:

-русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля;

-развитие ремесла (более 40 ремесленных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали);

-развитие устного народного творчество (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни);

-возникновение героического былинного эпоса;

-ведение единой письменности - русский язык;

-развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языками; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пишутся летописи);

Христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вытесняют язычество, перемешиваясь с ним.

Татаро-монгольское нашествие нанесло сильнейший удар по культуре Древней, Киевской Руси, изменило её облик, на многие десятилетия остановило её рост, заставило сосредоточить внимание на одном - сохранении политической самостоятельности, восстановлении независимости и свободы.

Именно с татарами на Руси установились деспотическая власть, отношения подданничества и рабства, утвердилась исключительная роль военной силы; население именно тогда стало прикрепляться к месту жительства, не смея его покидать; проводились регулярные переписи, необходимые для контроля за сбором дани; ярлыки на княжение выдавались татарскими ханами. Некоторые исследователи, в частности, Н.И.Костомаров, отмечают нравственную деградацию русских в этот период: появились прежде не свойственные русским качества, как например, подлость, лживость, двуличность, сервильность и низкопоклонство перед сильным, жестокость и безжалостность по отношению к слабым. Вообще, татарское нашествие оказало сложное воздействие на развитие русской культуры: значительная часть татар была ассимилирована, восприняла русский язык, обычаи, моду; в то же время многие татарские традиции укоренились в русской жизни, стали неотъемлемой ее составляющей, как позднее нельзя будет представить Россию без ямской службы, ямщицких бубенцов и песен. Татары, к тому же покровительствовали православной церкви, освобождая ее от налогов и сборов, признав неприкосновенность ее прав собственности.

Владычество Золотой орды оказало двойственное влияние: с одной стороны, ослабляло экономическое и политическое положение Руси, с другой - ускорило объединение княжеств и появление единой русской народности. Духовная культура стремится сохранить самобытность, памятники литературы. В этот период особенно явным становится сплав духовных и политических взглядов, христианского и государственного, религиозного и светского. Не случайно к этому периоду некоторые исследователи (Д.С.Лихачев) относят такое явление, как Предвозрождение. То было время возникновения русского героического эпоса, прославлявшего победу русских на Куликовом поле в 1380 г., стоит указать лишь "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщину". То было время духовного подвижничества русских Святых Сергия Радонежского, Стефана Пермского, создавшего коми алфавит, и др. В это время творили один из самых выдающихся писателей Древней Руси - Епифаний Премудрый и один из самых непревзойденных живописцев - Андрей Рублев. Тогда же псковский старец Филофей сформулировал концепцию Москва - Третий Рим, согласно которой Москва является правопреемником Рима и Константинополя (Второго Рима) на мировое господство, а русский народ является богоизбранным народом для осуществления этой миссии. Реализацией этой идеи стало новое грандиозное строительство в Москве, возведение краснокаменного Кремля, Грановитой палаты, Успенского и Архангельского соборов, принятие Иваном III царского титула, новых символов власти (двуглавого орла, диадемы, скипетра, державы и др.) и чеканка золотой монеты. Происходит постепенный подъем Руси, и связан он с возвышением Московского княжества, становлением культуры Московской Руси. Культура Московской Руси - наследница культуры Киевской Руси, преемница её традиций, памятников, ценностей. Она сохранила и развила древнерусский язык, фольклор, литературу, традиции градостроительства. Древнерусский язык превратился в русский, древнерусская нация - в русскую, древнерусская культура - в русскую культуру. В свою очередь, русская культура Московского княжества стала ядром для формирования российской культуры, образцом освоения, идеалом развития для народов, входящих в состав России. Это - единая линия развития культуры на разных этапах её существования, что выражается в единстве языка, культурообразующего этноса - русского народа, его духовного склада.

Культура Московской Руси, хотя и позволила развивать производительные силы народа, восстановить самостоятельность, государственность, независимость развития, не смогла преодолеть наметившийся разрыв в социально-экономическом и технико-технологическом развитии. Когда Европа стала переходить к мануфактурному производству, на Руси вынуждены были восстанавливать систему ремесленного производства. Когда в Европе вынуждены были предоставлять свободу крестьянству, ограничивать феодализм, Руси приходилось закреплять крестьян, лишая их остатков былой свободы и самостоятельности.


2.2 Петровская эпоха

в. в России, или "век Русского Просвещения", - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 в.), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России "сверху"). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и "застывшей" как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола 17 в., полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую "культуру-веру") на собственно "культуру" и собственно "веру", т.е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.

Принципиально новыми феноменами, немыслимыми для традиционной русской культуры, явились - в результате петровских реформ - библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот. Апофеоз вещи и борьба с "инерцией слова" были связаны в Петровскую эпоху с упразднением многочисленных запретов в культуре, общественной жизни и в быту, характерных для средневековья, с обретением нового уровня духовной свободы. Преодолевая статичность, русская культура 18 в. начала проникаться принципом историзма: история отныне воспринимается не как предопределение, не как застывшая вечность, эталон, идеал мироздания, но как иллюстрация и урок современникам, как результат участия человека в ходе событий, итог сознательных действий и поступков людей, как поступательное движение мира от прошлого к будущему. Появляются первые представления о социальном и культурном прогрессе как поступательном движении общества вперед, его развитии и совершенствовании - от низших форм к высшим.

Петровские реформы, последовательно ориентированные на вестернизацию России, ее включение в мировое сообщество, были направлены на приобщение к западноевропейской цивилизации. Было немыслимо оставаться в стороне от научного, технического, цивилизационного прогресса, и Россия вступила в сотрудничество с Западом. Однако оно таило в себе опасность навязывания иных форм развития культуры, а также конфессиональной экспансии. Попытки сочетания национальных устоев и достижений современной цивилизации привели к созданию в России накануне революции достаточно сбалансированной системы различных тенденций, что породило подлинный расцвет литературы, музыки, философии, в частности в эпоху "серебряного века".


2.3 Советская культура

XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века ознаменовалось резким переходом от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Культура должна выражать интересы класса, а значит, и общества в целом.

Можно выделить следующие черты социалистической культуры:

-социалистическое общество формирует новую культуру;

культура принадлежит народу, служит выразителем его интересов и духовных запросов;

пролетарская культура создается через слом прошлого и опору передового опыта современности.

Однако ряд выдающихся художников, писателей и поэтов активно этому противостояли - А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества. Пролетарская революция в России начало периода формирования новой советской культуры.

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только истории, но и культуры. С ним связано появление гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров; рождение многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Но в то же время была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Традиционная отечественная культура, построенная на православных основах, подверглась тотальному разрушению во имя создания новой, базировавшейся на коммунистической вере как квазирелигии секулярного типа, пытавшейся создать царство справедливости и благоденствия на земле.

Подобная ситуация напоминает времена разложения Римской империи, когда множество проповедников, лжеучителей увлекало в разные стороны измученных людей, а истинная вера еще не стала достоянием всех, ее ищущих. Отличие, однако, состоит в том, что нам нужна не новая вера, а возвращение к некогда уже обретенной, бывшей опорой в течение тысячи лет и пребудущей таковой вовеки. Отечественная цивилизация после катастрофических потрясений и губительных экспериментов ради своего выздоровления и дальнейшего развития должна вернуться к своим подлинным основаниям, важнейшим из которых является воспринятое от Византии во времена крещения Православие.

Это, конечно, не исключает, при учете сложного этнического и вероисповедального характера населения всей страны, возрождения духовных и культурных традиций всех населяющих ее народов. Однако скреплять страну, общество, культуру в единое целое призвана та вера, которую приняли и завещали наши предки и которая успешно исполняла эту миссию в течение многих веков.

Заключение


Бердяев выделял в российской история "пять разных России" - как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь, монголо-татарская Русь, московское царство, петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха "серебряного века" (рубежа XIX - начала XX вв.) - в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).

Культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская Культура на протяжении столетий находилась на историческом "перекрёстке", с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - "путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и "заданностью" традиций, то и дело "восставая" против них и нарушая.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что русская культура:

1)сложилась в результате слияния первичных культур различных племен славянского и восточного происхождения.

2)находилась в постоянном движении, кардинальной смене религиозных взглядов, типов государственности и форм наследования и правления.

)тесно связана с политическими тенденциями общества.

)синтезировала существенные черты культуры Востока и Запада. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

)существует не только и не столько в ее официальном выражении, сколько в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания.


Список использованной литературы


1.Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.

2.Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М.: Просвещение,1984.

3. Белорусский государственный экономический университет

. Страны мира

5.http://www.gumfak.ru/ Электронная гуманитарная библиотека

. Русская культура (IX - нач. ХХ вв.)

7.www.tmnlib.ru/ Электронная библиотека

8.http://www.refbank.ru/ сайт компании Refbank.ru

Http://www.rustrana.ru/ Русская цивилизация


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.