Музей деревянного зодчества в Суздале. Стоит ли туда ехать? Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале. Описание и фото

Идея создания музея, посвященного изделиям из дерева и предметам крестьянского быта, возникла в 1960-е годы. Автором разработанного проекта стал Анисимов В.М. – один из сотрудников реставрационного отдела мастерской. Музей разместился на берегу речки Каменка, что на самой окраине города Суздаль, на месте ранее действующего Димитриевского монастыря – наиболее раннего во всем городе.

Музей деревянного зодчества повествует не только о развитии сельской культуры, но также и о бытовой жизни русских крестьян. В город Суздаль были привезены: двухэтажный дом одного богатого крестьянина из селения Лог, что в Вязниковском районе, изба крестьянина из деревни Илькино, что в Меленсковском районе, а также роскошно украшенная изба из селения Каменево Камешковского района.

В представленных избах были выставлены экспозиции, которые подлинно отражают крестьянскую жизнь самого различного достатка – и богатых, и середняков, и бедных. По периметру вокруг изб были выставлены хозяйственные постройки, например, сараи, амбары, овины, колодцы и бани. Не так давно сюда была привезена из Судогородского района мельница, по причине чего состоялось открытие новой экспозиции, представляющей многочисленным туристам неотъемлемую часть составляющей крестьянского деревенского быта.

К музею зодчества относится выстроенная в 1756 году в селении Козлятово, что в Кольчугинском районе, Преображенская церковь. Данная церковь является величественной постройкой в три яруса, центральная часть которого состоит из нескольких восьмериков, расположенных друг на друге. Венчание храма сделано очень лаконично, хотя луковичная главка смотрится очень изящно; при этом она покрыта лемехом. Имеющиеся два боковых придела также завершаются главками, только значительно меньшими по размеру. Вокруг Преображенского храма находятся различные хозяйственные постройки, красиво украшенные при помощи бочарного покрытия. Есть и галерея, несколько приподнятая над уровнем земли и закрепленная к стеновой панели пристройки – на нее ведет просто оформленное, но изящное крыльцо.

При музее действует еще один храм – Вознесенский, привезенный сюда из селения Потакино Камешековского района. Храм был выстроен в 1776 году, когда было выстроено множество церквей подобного типа, особенно во Владимирской губернии. Церковь представляет собой постройку по типу «восьмерик на четверике»; покрытие сделано в виде дощатой кровли, увенчанной миниатюрной главкой. Храм выстроен по форме, напоминающей корабль, что обусловлено наличием трехчастно-осевой композиции: к главному объему относится трапезная комната, с западной стороны к которой прирублена шатровая колокольня, оснащенная крыльцом. Завершение колокольни выполнено при помощи тесового широкого шатра с полицей, а также небольшой главкой, по традиции покрытой лемехом.

К музею деревянного зодчества относится и расположенная за его пределами, в зоне расположения кремля, церковь святого Николы из поселка Глотово Юрьев-Польского района. Она относится к 1766 году постройки - именно с этого храма начался процесс формирования и последующая организация музея.

Зимой в 2012 году к музею был присоединен дом, в прошлом принадлежащий купцам Агаповым, в здании которого была размещена экспозиция под названием «Купечество Суздаля. Портрет в интерьере». Кузница находится на первом этаже здания; в ней представлены необходимые для кузнеца рабочие инструменты, а также изделия и предметы кузнечного промысла. Второй этаж дома полностью воссоздает интерьерное оформление купеческого дома конца 19 столетия. Здесь расположены кабинет и гостиная, имеются подлинные предметы быта и документы.

В летнее время года Музей деревянного зодчества превращается в место проведения самых разнообразных праздников. Общепризнанным и любимым праздником стал День огурца, который отмечается в июле, когда идет процесс сбора огурцов. В ходе проведения праздника выступают самые популярные и талантливые фольклорные коллективы; есть возможность принять участие в конкурсах или играх и получить в подарок сувениры.

Все поселения на Руси издавна возводились из дерева как из самого доступного материала, который к тому же легко было обработать и применить. Начиная со второй половины 20 в., чтобы сохранить историю и показать, как выглядело старославянское деревянное зодчество, музей обычно воссоздавали под открытым небом. Таких экспозиций на территории современной России существует множество, каждая из которых рассказывает о принципах архитектуры региона, традициях и его самобытности.

Разнообразие музеев деревянных построек в России

Музеев деревянного зодчества на территории России очень много, среди них самые известные и посещаемые туристами:

  • Малые Корелы и Кенозерский национальный парк, расположенные в Архангельске и области.
  • Витославлицы — музей в Великом Новгороде.
  • Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской обл.
  • Ибресинский этнографический музей в Чувашии.
  • Архитектурно-этнографический заповедник «Лудорвай» в Удмуртии.
  • «Новый Иерусалим» в Истре Московской обл.
  • Кижи в Карелии.
  • Музей деревянного зодчества г. Суздаля.
  • Костромская слобода — историко-архитектурный и ландшафтный музей в Костроме.
  • Музей-заповедник им. И. Самойлова в Нижней Синячихе Свердловской обл.
  • Усадьба Богословка в С.-Петербурге.
  • Лесная Крепость в с. Спас-Клепики Рязанской обл.
  • Щелоковский Хутор в Нижнем Новгороде и др.

Музей в Суздале

Проект музея деревянного зодчества в Суздале разрабатывался в 1960 годы одним из сотрудников реставрационной мастерской - В. М. Анисимовым. Сюда, на окраину города, были привезены различные избушки, колокольни и другие строения, в основном из Владимирской области, из которых составлен целый городок.

В экспозицию входят не только деревянные постройки (избы, бани, амбары и даже храмы), но и их внутреннее убранство, демонстрирующее крестьянский быт 18-19 веков: посуда из дерева и глины, домашняя утварь.

Ежегодно в июне на территории музея проходит Праздник ремесел, в середине лета — Праздник огурца, сопровождающиеся выступлениями артистов, исполняющих народные песни, танцы, готовятся старинные русские блюда.

Жилые постройки в Суздальском музее

Музей деревянного зодчества в Суздале состоит из нескольких построек. Крестьянские избы показывают отличия в быте середняка и зажиточного хозяина: более бедные строения состояли из клети и сеней (холодные комнаты) и самой «теплой избы», в которой ставили печь и топили дровами. Интересно, что вся мебель вырублена из цельной древесины вместе с избой, поэтому не может быть передвинута.

Каждый угол в Ильинской избе имеет свое функциональное предназначение:

  • главный (красный) — располагался против печи, где стояли иконы;
  • женский, где готовилась еда, хозяйка пряла полотно и шила;
  • хозяйский, с мужскими рабочими принадлежностями и конской упряжью.

В сенях, где было прохладно, хранили продукты и другие хозяйственные предметы, необходимые в быту.

Более зажиточные крестьяне строили двухэтажные дома с резьбой и украшениями по фасадной части, окнам. Как правило, хозяева жили на 2 этаже, а на первом — делали производственные помещения, например, устанавливали ткацкие станки, где трудились наемные рабочие. Предметы утвари здесь более дорогие, есть даже швейная машинка, утюг и др.

Церковные и хозяйственные строения в Суздале

Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.

В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.

Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.

Костромская слобода

Музей деревянного зодчества в Костроме — один из старейших музеев, расположенных под открытым небом, — позволяет многим туристам получить представление о фирменном стиле древнерусской архитектуры, посмотрев крестьянские избы, свайные бани, ветряную мельницу и церкви 16 и 17 вв., привезенные из сел Костромской области.

Музей-заповедник находится около южной стороны Ипатьевского монастыря, на месте соединения рек Костромы и Волги. Судя по выставленным строениям, различные районы области имели собственные традиции и стилистические архитектурные особенности при возведении жилых, хозяйственных и религиозных зданий. Ведь в давние времена здесь наблюдалось смешение угро-финских племен и славянских, что и предопределило такое разнообразие.

В число экспонатов входят:

  • Часовня из с. Притыкино, построенная в конце 18 в., напоминающая сторожевую башню.
  • Часовня из Б. Токарева, которая не имела алтаря.
  • Церковь Св. Богородицы 16 в. — считается самым древним деревянным храмом Костромской обл. По легенде, под алтарем похоронены мастера-плотники, построившие ее.
  • Церковь Всемилостивого Спаса, датированная 1712 г., восстановленная в 1970-е годы, состоящая из 4 клетей. Имеет прекрасный старинный интерьер, украшенный резьбой.
  • Летняя церковь И. Пророка 16-19 вв. Отличается сводом, обтянутым холстом со сценами Христовых страстей и красивым резным убранством.
  • Крестьянские дома 19 в., имеющие в жилой части несколько горниц, а также хозяйственные строения (хлев, сеновал, кладовые и др.).
  • Разнообразные хозяйственные строения (баня, овин, амбар, мельница-шатровка и т. д.).

Витославлицы

Расположен этот музей деревянного зодчества в Новгороде, в 10 км от Новгородского кремля. Его создание началось в середине 20 века. Руководил планировкой и размещением привозимых из деревень 20 строений-памятников деревянного зодчества архитектор Л. Е. Красноречьев. К юбилею музея, состоявшемуся в 2014 г., здесь собрано уже 38 памятников архитектуры.

Все выставленные экспонаты знакомят туристов с архитектурными традициями, жизненным укладом, бытовыми и трудовыми традициями новгородских крестьян.

В экспозиции представлены:

  • Церкви Никольская (1688) и Успения (1595), церковь Рождества Богородицы (1531).
  • Старинные амбары и овины конца 19 — начала 20 вв.
  • Крестьянские избы, построенные на подклетях, при которых хозяйственные комнаты располагались на первом этаже (зимой в них даже жили коровы и свиньи). На 2 этаже была одна жилая комната, имеющая несколько зон. Все избы в 18-19 в. топились «по-черному», потому все вещи и утварь покрывались копотью. Спали всей семьей на полатях, расположенных под потолком избы. В каждой из многочисленных изб сделана тематическая выставка (свадьба, изготовление валенок, Пасха и др.).

Нижняя Синячиха

Один из популярнейших на Среднем Урале музей деревянного зодчества — Нижняя Синячиха — располагается в одноименном селе, возникшем в 1860 г. на «государевой дороге», соединяющей Сибирь и центральные области России.

Созданию музея деревянного зодчества положил начало И. Д. Самойлов, который перед этим занимался реставрацией местного Спасо-Преображенского храма. Рядом с ним и стали располагать экспозицию из привозимых изб, часовен и других строений. Всего сюда было перевезено из сел Свердловской области 16 дворов, усадеб крестьян, церквей 17-19 вв. Музей-заповедник носит теперь имя его создателя.

Самое оригинальное и необходимое здание, которое всегда возводилось в сибирских селах, — пожарная каланча. Обычно его делали в виде надстройки над административным зданием либо отдельно, по типу сторожевой башни, где всегда находился дозорный.

Вдоль Сибирского тракта издавна строили целые комплексы построек, состоящие из жилой избы, таможни, амбара и конюшни. В представленной застройке центральное место отведено двухэтажному 6-стенному дому, украшенному деревянной резьбой, башнями и ставнями. Интерьер его также сохранен в неизменном виде: печь, домашняя утварь, ремесленные орудия (прялка, веретено и др.).

Общественные и хозяйственные постройки Музея деревянного зодчества «Синячиха» — баня, мельница, кузница и пр. — находятся в действующем состоянии, во время проводимых праздников здесь устраивают мастер-классы.

Оригинальны и интересны небольшие часовни, которые раньше строились в селах Урала: Ильинская (17 в.), Вознесения Господня (1885), имени Зосимы и Савватия Соловецких (нач. 20 в.). Они щедро украшены резьбой, а внутри можно увидеть старинную мебель, посуду, домашнюю утварь.

Лудорвай

Один из интересных музеев деревянного зодчества, демонстрирующих национальную архитектуру и обычаи регионов России, находится в Удмуртии, недалеко от г. Ижевска. Это архитектурно-этнографический музей-заповедник Лудорвай. В его экспозиции представлены усадьбы удмуртов и русских крестьян, пасека, ветряная мельницы и выставка «Волостное управление».

Каждая усадьба имеет свой традиционный стиль и состоит из избы, амбара, бани, навеса и куала (семейной языческой молельни). По всей территории расставлены удмуртские резные фигуры из дерева.

Щелоковский хутор

Этот молодой архитектурно-этнографический музей-заповедник деревянного зодчества Нижнего Новгорода, созданный в 2014 г., демонстрирует уникальные деревянные постройки 17-20 вв., освещая быт населения Нижегородского Поволжья того времени. Формирование экспозиции происходило в 1970-80-е годы, когда удалось собрать 14 памятников зодчества по всей области, которые имеют отличительные особенности в плане конструктивного решения и способов постройки.

Такое разнообразие музеев деревянного зодчества, расположенных в различных уголках России, помогает ознакомиться с историей, бытом и творчеством людей, живших в предыдущие столетия на необъятных просторах нашей страны.

Музей деревянного зодчества в Суздале - самый любимый, самый популярный из всех местных музеев. Я не знаю ни одного человека, кто, приехав сюда, пропустил бы эту очаровательную достопримечательность Суздаля. Чем же он так привлекателен?
Все просто - музей под открытым небом, на природе, простой, естественный, как сама жизнь. Впрочем, он и есть жизнь, быт, прошлое - народное, крестьянское, купеческое. А быт вообще всегда интересен.
Как жили люди раньше? Лучше всего об этом расскажут предметы, которые их окружали, дома, в которых они жили, книги, которые читали и игрушки, в которые играли их дети. Вот об этом и есть Музей деревянного зодчества.

Реклама — поддержка клуба

Для тех, кто лично поедет сюда, мой совет - обращайте внимание на детали. Не просто разгуливайте, дышите воздухом, наслаждайтесь простором и свежестью ветра (хотя и это, конечно, тоже). Обращайте внимание на детали - совершенно потрясающую резьбу на домах, запах трав в кладовой, скромность быта, разницу жизни разных слоев населения.

Приехать сюда можно как по поводу, так и без повода. Если нужен повод, то выбирайте подходящее для себя мероприятие, народное гулянье. В Музее деревянного зодчества в Суздале ежегодно отмечаются такие праздники как Рождество, Масленица, Гусиные бои (есть и такой, проходит в феврале), праздник ремёсел на Троицу и, ставший уже знаменитым, Праздник огурца. В 2015 году Троица в Суздале будет отмечаться 31 мая (воскресенье). А Праздник огурца Суздаль отметит 18 июля (суббота). Так что милости прошу, сделайте себе заметочку.
Впрочем, если вы хотите просто погулять по музею, посмотреть экспонаты, то лучше праздников избегать. В такие дни здесь очень много народа. Приезжайте летом или зимой. Лучше в сухую погоду.
Понимаю, что мы приехали не в самый лучший момент. Снег активно таял, воды было по щиколотку, и, проложенные в некоторых местах дорожки, не спасали. Поэтому в самый дальний "угол" комплекса мы не пошли. Не охваченными остались три домика рядом с мельницами. Да и сами мельницы я сняла только издалека.

Несколько слов о музее. Создавался он в 60-70-х годах XX века. С деревень и сел Владимирской области были привезены деревянные церкви и жилые дома. Место для музея было выбрано не простое - здесь в древности стоял Дмитриевский монастырь.
Помните, я рассказывала вам о том, что Суздаль был окружен кольцом из 15-ти ? Так вот Дмитриевский монастырь - один из десяти не дошедших до наших дней, самый ранний. Основан он был в XI веке, в XIII веке сожжен татаро-монголами, затем возрожден. Действовал монастырь до XVIII века. Затем на этом месте возвели два храма Георгиевский (1751 г.) и Дмитриевский (1773 г). Впрочем, оба были разрушены в 30-е годы XX века.
Узнаете лужайку? (Фото с сайта: www.photosuzdal.ru).

Что сейчас представляет собой Музей деревянного зодчества? Улицы XIX века во Владимирской глубинке, где стоят дома, церкви и прочие постройки. Пройдитесь по ним, окунитесь в историю, не столь, впрочем, дальнюю для того, чтобы ощущать и понимать все головой и сердцем.

Итак, представляю фоторепортаж о нашем посещении Музея деревянного зодчества в марте 2015 г . Во время прогулки по музею старалась делать подробную фотосъемку - информационные стенды, дома и церкви, предметы внутри построек. Смотрите, читайте, думайте...
Это был один из праздничных дней. Машин около музея стояло невероятное количество. Подъезжаем, осматриваемся, ищем, где припарковать машину.



Около музея есть как платная парковка, так и бесплатная. Находим местечко на бесплатной.

Идем ко входу.

​Около входа в музей стоит несколько информационных стендов - карта Суздаля, главные достопримечательности Суздаля - кремль, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри и экспозиции в них. Ну и, конечно, схема самого Музея деревянного зодчества.


Заходим в здание кассы (оно проходное на территорию музея). Покупаем билеты. Стоимость взрослого билета - 250 руб. Вход для детей до 18 лет бесплатный.


На территории Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево - 1756 г.



Церковь Воскресения Христова из с. Патакино - 1776 г.

Деревянные церкви строились без единого гвоздя.

Дом крестьянина-середняка. Резьба над окнами, ах, как хороша. Вообще домик очень ладный.



Заходим во двор, затем в дом. Внутри воссоздан интерьер.



"Русская деревня сердцу дорога:
Стройные березки, тихие луга,
Мелкая речушка и печальный лес...
На церквушке старенькой покосился крест...

Опустели избы, в них не слышен смех,
Лишь в окно разбитое залетает снег.
Маленькие домики, отчие гробы...
Все по сути родом мы из такой избы...".

Так вот думается мне, что привлекательность подобных музеев для нас, русских, в памяти крови... Для иностранцев - просто в любопытстве.













Русская печка из снега. Дрова, занавесочка. Очень мило, с юмором. Летом такое не увидишь.

Помимо церквей и жилых домов в музее представлены другие деревенские постройки - мельницы, сараи, амбары, колодцы.
Колёсный колодец - XVIII век.

Дом зажиточного крестьянина - XIX век. Двухэтажный. Первый этаж - жилой, второй - рабочий. Там работали наемные ткачи.



























Рядом с домом зажиточного крестьянина - лавочка с пирожками и чаем.

А это неприступные из-за воды ветряные мельницы - XVIII в.

Почему-то в этом месте не проложены дорожки...

Идем к очень интересному дому - купеческому.







В доме купцов Агаповых (конец XVIII века) расположены две экспозиции - "Суздальское купечество" и "Портрет в интерьере".

Купеческий дом, конечно, уже совсем другой - сделан в дереве и камне, достаточно большой по размеру и уже совсем другой по содержанию.






Комната на втором, жилом, этаже.


















Недалеко от купеческого дома вижу отель. Это четырехзвездочный отель Кремлевский . Лучшего места расположения для гостиницы в Суздале и не придумаешь - напротив кремля, рядом с Музеем деревянного зодчества. Как говорится - дай Бог каждому!











Суздаль. Музей деревянного зодчества

Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751).
Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.

Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.

Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В Суздаль перевезены изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района, двухэтажный дом
зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района, изба из д. Каменево Камешковского района, украшенная богатой резьбой.
В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков (обстановку избы бедняков, кстати, воссоздавать не стали). Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани. Недавно в одной из мельниц, привезенных из Судогодского района, была открыта новая экспозиция, которая знакомит туристов с устройством этой необходимой части жизни деревни.

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) – красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся
прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшойглавкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.

К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.


В январе 2012 года к территории музея присоединили дом купцов Агаповых , в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома конца XIX века - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Архитектурно-этнографические музеи под открытым небом стали устраиваться в основном в конце 1970-х годов - после того, как в конце октября 1976 года Верховный Совет СССР принял общесоюзный "Закон об охране и использовании памятников истории и культуры"". Создание таких музеев стало одной из форм охраны и пропаганды памятников старинного зодчества, быта и художественного творчества народа, хотя скептикам (а их было немало) воссоздание в XX веке деревни XVII–XVIII веков казалось тогда мертвым макетом, потому что в ней никто не жил и она не оживлялась прикосновениями времени. Многие вспоминали при этом слова русского поэта А.А. Блока, который говорил: "Воскресить жизнь древних можно только творческим путем. Когда же творчества нет, его заменяют поддельными сценами из жизни древних".

Однако одной из главных причин создания музеев такого рода была и практическая необходимость вывезти памятники из зон строительства электростанций и каналов, а также из мест и районов, подлежавших реконструкции. В результате этого были сохранены не только десятки сооружений и построек, представлявших собой высокую архитектурную и художественную ценность, но и множество художественных и ремесленных предметов крестьянского труда и быта, которые потом составили экспозиции не одного такого музея.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта расположился в особой заповедной зоне - на правом берегу реки Каменки, на месте давно исчезнувшего Дмитриевского монастыря (XI в.). Занимает он площадь почти в четыре гектара, на которую из различных уголков Владимирской области, где охрана редких деревянных сооружений была крайне затруднена, перевезли наиболее характерные как по внешнему виду, так и по своему устройству сооружения. Привезли и установили здесь памятники деревянного зодчества - крестьянские избы, старинные мельницы, амбары и даже надворный колодец. Все эти постройки и культовые сооружения разместились примерно на тех же местах, где ранее располагались монастырские здания.

В каждом таком памятнике легко угадываются основные особенности и вековые традиции русского национального зодчества. Высокое мастерство русских умельцев проявилось здесь не только в их творческой изобретательности и фантазии, но и в глубокой продуманности и целесообразности каждой детали, в ее предельной простоте и незамысловатости и вместе с тем - надежной прочности.

По проекту архитектора В. Анисимова, разрабатывавшемуся во Владимирской научной мастерской, суздальский музей задумывался в виде древнего села с улицей домов, с церквами и разнообразными хозяйственными постройками. А начало музею положила Никольская церковь , которую в 1960 году перевезли в Суздаль из села Глотова Юрьевского района, где уникальный памятник погибал прямо на глазах, и его надо было срочно спасать. Взяв полную ответственность на себя, А.Д. Варганов не стал дожидаться разрешения высоких чиновников и вывез церковь в Суздаль. А затем начались долгие объяснения - вплоть до обкома КПСС.

В настоящее время Никольская церковь находится не на территории музея, а стоит в глубине кремлевского двора - напротив Архиерейских палат, на месте сгоревшей деревянной церкви XVII века. Рядом с массивным каменным сооружением она совсем не выглядит чужеродной: в ее линиях та же соразмерность и созвучность природе, которые так умели чувствовать древние мастера. Но все же от соседства кирпича и камня церковь словно тоскует; так и кажется, что стоит подойти к ней и дотронуться до слегка шероховатой поверхности, сразу же ощутишь ее живое тепло.

Восстанавливал Никольскую церковь архитектор М.М. Шаронов, построена же она была в 1766 году, и в свое время среди рядовой застройки села горделиво выделялась окружавшей ее галереей и пристроенной с восточной стороны граненой апсидой. Украшала церковь, поднятую на подклете, чешуйчатая главка с остро отточенной иглой. Как самое высокое строение, Никольская церковь была композиционным центром села Глотова.

В настоящее время в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта собрано около двадцати памятников народного зодчества, и Никольской церкви теперь не так одиноко и скучно. И хотя она по-прежнему стоит в суздальском кремле, но уже может видеть через реку другие церкви и переговариваться с ними. Среди них - многоярусная Преображенская церковь , привезенная из села Козлятьева Кольчугинского района. С севера и юга к храму пристроены два придела, а с запада и востока - прирубы трапезной и алтаря. Завершается сооружение главкой-луковичкой.

В прежние времена на Руси часто возводили два храма рядом - летний (просторный) и зимний (поменьше). Придерживаясь этой традиции, организаторы музея в пару с Преображенской церковью поставили Воскресенскую , которую привезли из села Патакино Камешковского района. Все части этой церкви (алтарь, собственно храм, трапезная, колокольня, крыльцо) вытянуты по одной оси. О таких церквах раньше говорили, что построены они "кораблем", и по своему композиционному решению обе эти церкви напоминают известные всему миру бревенчатые храмы Кижей.

Суздальский музей спроектирован так, что при осмотре его не пропустишь ни одно строение, и потому после осмотра церквей посетители оказываются у крестьянских домов, архитектура которых характерна для центральных районов России. В отличие от Северного края дома здесь по размерам значительно меньше, высокий подклет в них часто заменяется кирпичным фундаментом, который иногда обшивали досками.

У ворот дома Волковых , привезенного из села Илькино Меленковского района, вас встретит хозяйка в праздничном крестьянском костюме XIX века, а потом через открытый двор вы попадете в крытый. Как в любом крестьянском хозяйстве, здесь хранятся дрова и телега, лежат колеса и различный сельскохозяйственный инвентарь. В сенях стоит бочка для воды; висят плетеные корзины, короба, грабли и другой нужный в хозяйстве инвентарь.

В самой избе восстановлена традиционная обстановка, в которой проживала семья крестьянина-середняка: большая русская печь, рядом с ней - ухваты, кочерги, чугуны; вдоль стен - встроенные лавки с красивым рисунком подзора; выше - полки для посуды и хозяйственной утвари, стенной шкаф для тарелок, полати - все только самое необходимое. Внимание посетителей привлекает "конник" (лавка типа сундука) главы семьи, служащий как для отдыха и работы, так и для хранения инструмента. За домом стоит банька, топившаяся по-черному…

Дом зажиточного крестьянина Кузовкина , привезенный из села Лог Вязниковского района, - уже двухэтажный, на кирпичном фундаменте. Он рублен из толстых (до полуметра в диаметре) бревен; карниз дома, наличники и ставни украшены нарядной резьбой. Крутая кровля с одной стороны дома переходит в пологое покрытие хозяйственного двора.

Нижний этаж этого дома в свое время использовался как ткацкая мастерская, которую называли "ткацкая светелка". В старину редко в какой избе не стоял ткацкий стан, и почти все женщины умели прясть и ткать. Отбеленное солнцем льняное полотно шло на повседневные нужды семьи, а также служило основой и для более сложных рукоделий - набойки, вышивки, узорного ткачества. Из домотканых материй шили праздничные одежды - те самые, в каких посетителей встречают "хозяева".

В музее под открытым небом есть еще две шатровые мельницы-ветряки, привезенные из Судогодского района; рядом с мельницами установлены овины и амбары из села Польцо Муромского района. Оригинальность амбаров заключается в том, что стоят они на длинных ногах-сваях на самом берегу реки.

А колодец в суздальском музее особенный. Под навесом устроено огромное, величиной едва ли не с избу колесо. Надпись перед ним гласит: "Колодец ступальный . XIX в. Перевезен из деревни Кольцово Селивановского района". Водоносные пласты в тех краях залегают очень глубоко, поэтому и приходилось устраивать такое сооружение, которое бы за один подъем могло обеспечить достаточное количество воды.

Ворот этого колодца устроен так, что с внутренней стороны он имеет вид желоба с поперечно набитыми дощечками - своего рода ступеньками. Один или два человека входили внутрь колодца и шагали по этим ступенькам, колесо начинало вращаться и поднимать на веревке (или цепи) пятиведерную бадью с водой. Так что, доставая воду, человек в буквальном смысле вертелся, как белка в колесе. Однако следует отметить, что поднять воду из такого колодца с легкостью могут даже старики и дети. Однако ступальные колодцы все же были редкостью, а повсеместно в России был распространен колодец с журавлями, ворогами и барабанами с ручкой.

В музее вам расскажут, что колодцы были известны на Руси очень давно. В летописи за 997 год сказано, что при осаде Киева печенегами в городе были устроены два колодца. Самыми древними были такие, в которых яма укреплялась долбленым стволом дерева - колодой. Отсюда и произошло название "колодец". Воду из них поднимали на веревке узкой деревянной бадьей.

А лучше всего копать колодцы следует зимой; тогда вода уходит глубоко под землю и не мешает добраться до основной жилы. Когда доходили до воды, на дно колодца ставили ящик с крупным песком, потому что еще в далеком прошлом было известно, что песок очищает воду, отделяя от нее всевозможные примеси.

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Из книги Святая Русь автора Тальберг Николай Дмитриевич

Из книги Зимнее солнце автора Вейдле Владимир Васильевич

Русский музей и Эрмитаж В Петербурге было два главных и доступных всем собрания картин (а также и скульптур): Русский музей и картинная галерея Эрмитажа, - превосходное, одно из лучших в Европе, хранилище западной живописи, но доводившее историю ее лишь до конца XVIII -го

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв.

Из книги Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства автора Гуревич Арон Яковлевич

3. Внутренний склад монастырского быта Монастырский устав, очевидно, должен быть краеугольным камнем внутреннего устройства монастыря, но возникает вопрос, так ли обстояло дело в действительности. Следует различать две стороны в жизни монастырей: организацию

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Из книги Правда о религии в России автора (Ярушевич) Николай

20. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. С 20-25 ст., т.е., до конца главы, идет уже прямое обращение к язычникам, с целью призвания их к истинному Богу. По общему своему

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

Фашисты уничтожили два лучших памятника русского древнего зодчества К разрушениям в Ново-Иерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастыряхНа территории Московской области находится значительное число монастырских ансамблей, представляющих собой образцы

Из книги Непраздные рассказы автора Сердюк Вероника Владимировна

Накопление экспонатов в музей мысли Вскоре день, как писали ранее, склонился к ночи, надоело ему глядеть на нашу пьянку. Убавилось ли ночлежников, не считал. Обреченно улегся я на панцирную сетку и просил только не курить. Засыпал под звон сдвигаемых стаканов и

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Налаживание быта. С рождением малыша становится особенно важно уметь «переключаться» и менять свои планы в соответствии с ситуацией. Дела, которые можно делать одной рукой: сортировка вещей в стирку, разнос вещей по местам, протирание пыли и пр. - можно делать с ребенком

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Центральный Антирелигиозный музей Антирелигиозное музеи возникли после Великой социалистической революции в СССР, когда впервые в истории широко развернулась антирелигиозная пропаганда. Сейчас такие музеи есть в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Улан-Удэ,

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

XXII Постановления Моисеева законодательства касательно гражданского быта. Просвещение. Боговдохновенные книги. Летосчисление «Богоправление» как основа жизни израильского народа не ограничивалось только религиозно-нравственной областью, а проникало во весь склад и

Из книги автора

Сдаем пол-Библии в музей? И в самом деле, ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую – разве не та же судьба постигла и Ветхий Завет? Первая часть Библии, как думают многие, «обветшала», утратила для нас значение. Дело не только в названии