«О том, как Евгений Чарушин животных рисовал. Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина

Конспекты занятий в подготовительной группе

«Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина»

Задачи:

  1. Познакомить детей с иллюстрациямим Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал объём.
  2. Дать представление о том, как с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  3. Вызвать интерес детей к новому виду рисования.
  4. Развивать графические навыки.

Ход занятия :

На экране портрет Е.И.Чарушина и его иллюстрации

Евгений Иванович Чарушин – российский график, писатель. Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.

Его работы прорисованы ярко и выразительно.

Что можно сказать об этих животных? Как их изобразил художник? Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Его звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Художник считает, что главное - крупным планом показать животное, его образ.

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на животных Чарушина? Какими вам они представляются?

Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович не любил. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть как живые.

«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» – говорил Евгений Иванович.

Что особенного вы заметили в его работах?

Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

Мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, они называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.

В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверей, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.

А хотели бы вы научиться рисовать в такой технике? Что для этого нам надо знать и уметь?

Существуют разные виды штрихов (показ таблицы):

– Короткие прямые штрихи.

– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.

О том, как Евгений Чарушин животных рисовал - страница №1/1

Конспект интегрированного занятия

для детей средней группы на тему:

«О том, как Евгений Чарушин животных рисовал»

Интеграция образовательных областей:


  • познание (развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей);

  • коммуникация (развитие устной речи);

  • чтение художественной литературы (формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие эстетического вкуса;

  • художественное творчество (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие продуктивной деятельности – рисования, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Программное содержание:

  1. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому.

  2. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении животных.

  3. Учить различать особенности творческой манеры художников-иллюстраторов: Е.Чарушина и Ю.Васнецова.

  4. Научить детей изображать животных в манере Е.Чарушина (рисование щетинкой).

  5. Продолжать развивать у детей художественное восприятие.

  6. Воспитывать доброе отношение к миру животных.
Предварительная работа:

  1. Занятие «О том, как Юрий Васнецов животных рисовал».

  2. Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова. Выставки иллюстраций.

  3. Игра: «Кто бежит, кто сидит» (иллюстрации животных в разных позах, в движении, статике).

  4. Чтение книг Е.Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
Материал:

Портрет Е.И.Чарушина, его книга «Вот они какие», иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам; бумага для рисования, гуашь, кисти№2 и №5; кисть для клея (щетинка), тряпочки, стаканчики для воды, палитра.

Организация:


  1. Дети сидят полукругом на стульчиках (на мольберте перед ними портрет художника).

  2. Дети садятся за столы, где все подготовлено для рисования (столы буквой «П»), на мольберте перед столами стоит книга с иллюстрациями Е.И.Чарушина.
Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей. Он очень любил их и всю жизнь писал и рисовал к ним рисунки.

Когда Евгений Иванович был еще маленьким мальчиком, он часто бывал в лесу, наблюдал повадки зверей и птиц. А вы знаете сколько животных у него жило дома и во дворе?! Очень много! Это были кошки, собаки, кролики, утки, гуси, рыбки. А как вы думаете, кто из них жил дома, а кто во дворе?

Ответы детей:

Восп.: - Молодцы, ребятки! Маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Мальчик внимательно наблюдал за их поведением, привычками. Все в их жизни было ему интересно. Он стал рисовать их движения, позы, настроение, учился понимать животных и птиц.

Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал сам писать рассказы о животных и рисовать иллюстрации к ним.

А вы знаете, что Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке? А какой еще удивительный художник-сказочник родился в Вятке?

Ответы детей:

Восп.: - Да, Юрий Алексеевич Васнецов. Давайте вспомним рисунки Васнецова к потешкам. К какой потешке нарисована эта картинка?

Ответы детей: - «Котинька-коток».

Восп. : - «А эта?»

Ответы детей: - «Конь».

Восп.: - А вот эта картинка?»

Ответы детей: - «Заинька, выйди в сад…»

Восп.: - Ребята, давайте с вами вспомним потешку «Котинька-коток».

Дети и воспитатель (рассказывают и показывают):

- «Котя котинька – коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать».

Воспит.: - Очень хорошо! Вспомнили потешку! А давайте еще вспомним с вами каких животных рисовал Юрий Алексеевич Васнецов? И как он их рисовал?

Ответы детей:

Восп.: - Правильно! Он рисовал сказочных животных. Звери у него в нарядной одежде, среди сказочных ягод и цветов, живут в избушках, разговаривают, поют и даже могут смеяться.

А теперь давайте посмотрим на рисунки Евгения Ивановича Чарушина. Они удивительны! Их не спутаешь ни с чьими другими. У Васнецова звери сказочные, а у Чарушина нарисованы как живые. Давайте посмотрим, как художник рисует малышей – детенышей животных. Посмотрите, кого изобразил художник?

Ответы детей:

Восп.: - Да, зайчат. А какие они?

Ответы детей:

Воспитатель: - Да, похожи на маленькие пушистые комочки. А как вы догадались, что они пушистые?

Ответы детей:

Восп.: - Как интересно нарисовал художник шерстку. А какие зайчата по цвету?

Ответы детей:

Восп.: - Коричневато-серенькие. Да, дело-то летом происходит, Вот они в травке спрятались, цветочки кругом, Притаились зайчата, чего-то бояться, даже ушки прижали, тихо-тихо сидят, только глазки блестят.

Посмотрите, еще один зверек. Кто же это: волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк, Он грызет кость, зубы у него крепкие. Расскажите о нем. Какой он?

Ответы детей:

Воспитатель: - А вот еще один из малышей. Кто же это? Олененок. А как художник нарисовал его шерстку?

Ответы детей:

Восп.: - Да, она короткая, торчит в разные стороны. Но какие красивые белые пятнышки на его красно-коричневой шкурке и черная полосочка на спинке. Очень красивый будет олень, когда вырастет.

Ребятки, похожи звери Чарушина на сказочных?

Ответы детей:

Воспитатель: - Правильно, нет. Звери нарисованы как живые. Они находятся в настоящем лесу, в настоящей траве. И шерстка у них как настоящая.

2 часть:

Восп.: - Мы посмотрели, как художник Чарушин рисует зверей. А сейчас вы будете художниками и нарисуете зайчат или котят так, как рисовал Е.И.Чарушин. А я вам помогу. Покажу, как можно нарисовать пушистых животных.

Дети садятся за столы.

Восп.: - Давайте еще раз посмотрим на этих зайчат. Какого они цвета? (коричневато-серые). А у нас на столе нет серой краски, а есть черная и белая. Что же нам надо сделать?

Ответы детей: - Смешать на палитре черную и белую краски (смешивают).

Восп.: - Как вы думаете, с чего мы начинаем рисовать?

Ответы детей: - С туловища.

Восп.: - А какой оно формы?

Ответы детей: - Овальной (рисуем пальчиком в воздухе).

Показ воспитателя: Рисует овал серого цвета. – Теперь рисуем… (голову). Круг серого цвета. Пока изображение подсыхает – физкультминутка : «Изобрази зайчонка, который… (сидит, прыгает, веселый, напуганный, прислушивается)».

Сели на свои места.

Восп.: - А теперь превращаем наши фигуры в пушистиков.

Показ воспитателя: Обмакнув кончик щетинной кисти в коричневую или черную краску, немного отжав ее о край баночки, делает несколько отрывистых движений по нарисованному контуру (точечный удар кистью).

Затем дети рисуют сами, придумывая детали (глазки, лапки, хвостики, травку, грибы и т.д.).

3 часть:

Анализ детских работ: дети рассматривают рисунки; воспитатель одобряет работы детей (- Очень красиво нарисовали малышей – пушистые, забавные – совсем как у Евгения Ивановича Чарушина).

Художник стремится распахнуть этот мир так широко, как это возможно, во всех измерениях: по горизонтали - сколько охватывает глаз, по вертикали- от земли до облаков, в глубину - от травинок перед глазами до горизонта. Зверь и птица у него - обычно только часть этого насыщенного жизнью пространства, деталь во всеобъемлющей картине природы, и они не могут при этом хоть немного не утратить в своей единичности, значительности неповторимого. Для Чарушина главным и единственным предметом всегда были животные. Недаром он обычно вообще пренебрегал изображением среды, и не очень проницательные критики попрекали его этим едва ли не на протяжении всей его творческой жизни, начиная еще с «Охоты на медведя», и заботливо рекомендовали ему «расширить фокус», давать «картины природы», а он, по доброте, а может быть, и искренне соглашаясь с ними, оправдывался, что у него «видение какое-то комковатое», что объем он передает, а вот с пространством у него труднее и что пейзаж у него получается «импрессионистический», не так, как он сам его воспринимает (и снова поминал дурным словом своих профессоров, которые его плохо учили). Словом, оправдывался как мог, и время от времени делал попытки изобразить лес, поляну, поле, реку - и попытки эти были тем удачнее, чем тактичнее и ос­торожнее он их предпринимал, скажем, в иллюстрациях к собственному рассказу «Про сороку» (1937) или к рассказу М. Пришвина «Ярик» (1936), или к «Дерсу Узала» В. Арсеньева (1936) - где он бережно сохранял белую плоскость бумаги, скупо размещая на ней деревья, травы, куст. Конечно, была правда и в его объяснениях, потому что его пластическое мышление противилось передаче пространства. Но все-таки главная правда была в том, что в животном для Чарушина заключался весь интересный ему мир, и мир этот для него был неизмеримо богат и уже не нуждался в дополнении чем бы то ни было. За это его тоже время от времени упрекали, да и сам он порой (особенно к концу жизни) вдруг начинал как бы не доверять себе, стесняться своего призвания и возмущался: «Почему это я - анималист? Я - художник!» - и рисовал пейзажи. Но стеснительность и оправдания эти шли от лукавого. Он был анималист и ничего больше, и пейзажи, которые он старательно рисовал, были так себе, и изображение человека ему не очень давалось, и неспроста часть рисунков в книжке 1941 года «Охотничьи рассказы» он передоверил своему другу Василию Кобелеву. Если сопоставлять доступный ему угол зрения с полнотой окружающего мира, его призвание в самом деле покажется узким, но на своей узкой площадке он разрешил такие задачи, которые до него никто и не ставил, и задачи не «звериные» или «птичьи» (потому что искусство таких не знает), а че­ловеческие.

Обучение детей технике рисования штрихами. Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление. Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и др. Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно. Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ. Для познания секрета этих "выразительных" линий работу провожу в несколько этапов.

    -- Графика- вид изобразительного искусства. -- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев. -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. -- Игры упражнения на развитие техники штриховки. -- Занятия.
    -- Беседа: Графика- вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи. Материал : Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо-ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма-териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; Ход: Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения. -- Вспомните, дети, как называют художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте (живо-писцами). Вы знаете некоторые произведения художников- живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар-тины "Три богатыря", "Аленушка" художника В.Васнецова и многие другие. Эти картины художники написали очень давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А мы рассматривали с вами репродукции -- цветные фотогра-фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар-тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина. Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает: Но многие художники рисуют не масляными красками на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма-териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел-ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна-комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар-тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто -- акварель-ными красками, как художник Е.Рачев, кто -- карандаша-ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун-ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако-вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Художники-графики рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель-ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр Гурия Захарова или др.; -- из книг.) Многие художники-графики делают свои картины од-ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. Далее дети рассматривают изобразительный материал, которым были созданы картины гравюры:уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др. и ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки. 2. Детский художник - график: Е. Чарушин Евгений Иванович Чарушин в своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка -- 18.02.1965, Ленинград) -- российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Главное -- крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности"

"Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь"

"Я приучился с детства понимать животное -- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное", -- говорил художник

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
    -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха
Воспитатель показывает детям книжные иллюстрации и рисунки. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Красками или какими-то другими изобразительными мате-риалами? Почему вы считаете, что рисунки выполнены пе-ром или карандашом? (Растения, животные или другие пред-меты нарисованы короткими линиями.) Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве-рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Воспитатель по-казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима-ние детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва-ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен-ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.
В ИДЫ ШТРИХОВ


Короткие прямые штрихи

Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи

Наклонные отрывные и неотрывн ые штрихи

Удлиняющиеся штрихи

Штрихи-зигзаг

Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи. Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и най-ти в изображениях предметов те или иные штрихи.






В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами. Упражнения на развитие силы нажима на карандаш. "Редеющий заборчик" Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева? "Морская даль" Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе. Упражнения на развитие чувства ритма. "Широкие просторы" Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями. "Морские волны" Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны. "Стакан воды" Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой. Упражнения на развитие образного воображения. "Пять кругов" Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

    -- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки. -- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв) -- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик). -- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек. -- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Занятия:
    -- Ёжик под ёлочкой. -- Цыплёнок. -- Рыбка. -- Совушка - сова. -- Котик на коврике.
(Смотри иллюстрации выше)

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Литературный час

«Художник веселый и добрый»

с проведением мастер-класса

«Метод рисования Евгения Чарушина»

Подготовила и провела:

социальный педагог

отделения социальной реабилитации

Златова Валентина Евгеньевна

Белгород, 2016 г.

Цель: воспитание духовной культуры читателя.

Задачи:

Расширить литературный кругозор детей, пробудить интерес к личности и творчеству Е.И. Чарушина, познакомить детей с особым способом изображения животных в нетрадиционной графической технике – методом рисования Е. Чарушина;

Воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к живой природе, наблюдательность, ответственность;

Развивать самостоятельную читательскую активность, познавательный интерес, творческие способности.

Оборудование: выставка книг с произведениями Е.И.Чарушина, портрет Е.И.Чарушина, презентация «О творчестве Е.Чарушина», шаблоны, коричневая и черная гуашь, жесткие кисточки по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство с произведениями и иллюстрациями Е.Чарушина.

Ход занятия:

Звучит музыка леса, звуки природы.

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на необычное занятие, посвященное 115-летию со Дня рождения замечательного, известного во многих странах мира, писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которое называется «Художник веселый и добрый». Сегодня мы вспомним удивительные произведения Чарушина-писателя и научимся рисовать животных в нетрадиционной графической технике, придуманной Чарушиным-художником. (Слайд 1.)

2 ведущий: Давайте вспомним, о ком в своих рассказах писал Е.Чарушин? (о животных, их жизни и повадках) Верно, искусство Чарушина посвящено миру животных. Евгений Иванович Чарушин – писатель-натуралист. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, а писатель-натуралист – это писатель, который в своих произведениях точно изображает мир природы. Герои произведений Чарушина – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно живут на страницах книг. Они всегда в движении – бегают, прячутся, охотятся, путешествуют, обучаются лесным делам. «Когда я смотрю на животное, то меня, поражает, что это существо живое, как человек, но живёт по-особому, и смотрит по-особому, и что-то думает»,- писал Евгений Чарушин. Произведения Чарушина учат своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц.

1 ведущий: Рассмотрим с вами книги с произведениями Е.Чарушина. Чем же замечательны его маленькие рассказы, эти простые, незамысловатые рассказы, которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек Чарушина. (Слайды 2-5.)

Чтение рассказа «Томка».

2 ведущий: А теперь обратите внимание на рисунки в книгах. (Рассматривание иллюстраций. Слайды 6-8.) Эти иллюстрации делал сам автор. Сначала напишет рассказ, а потом обязательно нарисует картинки к нему. Художников, которые рисуют только животных, называют «анималистами», от английского слова «энимал» - животное. Чтобы правдиво изобразить животных, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Евгений Чарушин был прекрасным художником-анималистом.

1 ведущий: Давайте с вами выясним, почему же писатель так любил животных?

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901г в городе Вятке, ныне это город Киров. Замечательные там места, необыкновенно красивая природа. Отец Чарушина был архитектором – художником. Он любил своё дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мальчик наблюдал, как отец раскрашивает акварельными красками чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или для приятелей. «Я вырос с карандашом и кистью в руках», - вспоминает о своём детстве Чарушин.

2 ведущий: Отец часто уезжал из дома по своим делам. И сына брал всегда с собой. Мальчик любил дальние поездки по лесным дорогам Вятского края. «Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю погоду, - вспоминает писатель – И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восходы солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - всё это я с детства полюбил и пережил».

1 ведущий: Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик принимал участие во всех её работах. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил в загородке кроликов. Случалось иногда, что из поездок по губернии отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у писателя с животными, которых он «сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них». Мать учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»

2 ведущий: Звери и птицы были лучшими друзьями Жени Чарушина. Звук «р» научился мальчик выговаривать, подражая крику вороны, а плавать в 11 лет - перебравшись через реку вместе со стадом коров и держась за хвост одной из них. «Я приучился с детства, - пишет Чарушин, - понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне и сейчас даже как–то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».

1 ведущий: Дом Чарушиных с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери». А ещё в доме жил Бобка - трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал о своих детских огорчениях».

2 ведущий: Рисовать Чарушин начал рано. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа….Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже», - говорил о себе Е.И. Чарушин. Первые его книжки - это книжки-картинки без текста.

«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель»), - вспоминал товарищ. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

1 ведущий: Женя рос озорной, но неизбалованный и некапризный. Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на месте, а Жени нет!

Вырос мальчик, закончил Академию художеств в городе Петербурге. Но рисовать ему хотелось только птиц и зверей. Вот и обратился Евгений Чарушин в редакцию петербургского издательства, печатавшего книги для детей. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками художника. Он иллюстрировал книги В.Бианки, М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги.

1 ведущий: Труд талантливого художника и писателя высоко оценён, - в 1945 году Евгению Ивановичу Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Евгений Иванович Чарушин умер в 1965 году.

2 ведущий: Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

1 ведущий: А теперь мы немного поиграем и вспомним произведения Е.И.Чарушина. Как интересно наблюдать за животными, такими непосредственными и любопытными, особенно если это малыши. Давайте вспомним, как зовут звериных детёнышей. Я буду называть маму или папу, а вы детёныша.

Игра.

Кот – котёнок.

Лис – лисёнок.

Корова – телёнок.

Медведь – медвежонок.

Кабан – поросёнок.

Олень – оленёнок.

Белка – бельчонок.

Лошадь – жеребёнок.

Собака – щенок.

Тигр – тигрёнок.

2 ведущий: О природе нужно всё знать, кто как живёт, у кого какой дом. Я буду называть животное, а вы должны вспомнить, как называется его домик.

Лиса-нора.

Медведь-берлога.

Сорока-гнездо.

Дятел-дупло.

Бобр-хатка.

Волк-логово.

1 ведущий: Молодцы! Следующее задание - внимательно послушайте описания животных из книги Чарушина Е.И. «Моя первая зоология» и назовите их.

1. « Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез (…). Сонный ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у него на боках свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да и тем же ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору». (Барсук)

2. «У (…) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти (…) кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется - ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам (…) охотится, а днём спит». (Сова)

3. « …Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть». (Кабан)

4. "Проснулся (…) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (…) крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядется". (Журавль.)

5 " (…) мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит, где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть снег шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!" (Лиса).

2 ведущий: Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знаете рассказы Чарушина! А теперь немного отдохнём и похлопаем в ладоши. Игра так и называется «Ладошки», услышите правильный ответ, хлопайте в ладоши:

1. У этих животных есть рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.

2.Эти птицы умеют плавать:

Утка, лебедь, пингвин, воробей, пеликан, гусь, дятел, аист.

1 ведущий: Молодцы, вы очень внимательны! А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

Слайд 9. Викторина «Ребятам о зверятах».

Слайд 10. Какой зверь свалился на голову охотника?

Слайд 11. Ответ.

Слайд 12. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?

Слайд 13. Ответ.

Слайд 14. Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?

Слайд 15. Ответ.

Слайд 16. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание.

Слайд 17. Ответ.

Слайд 18. Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….

Слайд 19. Ответ.

Слайд 20. Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?

Слайд 21. Ответ.

Слайд 22. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»?

Слайд 23. Ответ.

Слайд 24. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал?

Слайд 25. Ответ.

Слайд 26. Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком?

Слайд 27. Ответ.

1 ведущий: Молодцы! А сейчас мы с вами проведем мастер-класс, на котором освоим метод рисования Евгения Чарушина. Он называется «метод тычка жесткой полусухой кистью». Такой метод позволяет художнику изобразить животных, очень похожих на живых. Давайте познакомимся с правилами рисования «тычком жесткой полусухой кистью». Во-первых, кисть надо держать вертикально. Во-вторых, при работе тычком, кисть в воду опускать нельзя.

2 ведущий: Сначала рассмотрим с вами иллюстрацию Е.И. Чарушина «Медвежата».

Что вы можете о них сказать ? (Они маленькие, пушистые, глазки как бусинки, забавные и беззащитные, они выглядят как живые.)

Вот какими их нарисовал художник. Ребята, а вы хотите стать художниками? (ответы детей)

Давайте представим, что мы художники, мы пришли в лес и увидели медвежат, и нам захотелось их нарисовать. Приступаем к рисованию, мысленно представим наши действия:

1. На листе бумаги простым карандашом рисуем контуры предметов, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях.

2. Начав рисовать, сначала делаем тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашиваем поверхность внутри контура.

3. Остальные необходимые детали (нос, глаза, усы, лапы и т. д) дети рисуют концом тонкой кисти.

2 ведущий: Начнем наш мастер-класс с упражнения-разминки с кисточкой (без краски, проговаривая вместе с детьми следующие слова):

Кисточку возьмём вот так:

Это трудно? Нет, пустяк! (Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)

Вверх-вниз, вправо-влево (Выполнять движения кистью руки по тексту)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, два….

(Во время работы звучит тихая музыка. Необходимо подойти к каждому ребенку, проследить за правильностью его действий.)

Рефлексия. Демонстрация детских работ. Попарно приглашать детей для показа своих рисунков и размещения их на стенде.

Ребята, какие вы все молодцы! Вы настоящие художники!

(Отметить старание каждого ребенка, похвалить за работу)

1 ведущий: Вот и подошло к концу наше интересное занятие! Доброе искусство Е.И. Чарушина учит своих читателей любить волшебный мир зверей и птиц, вглядываться в природу, прислушиваться к шуму леса и щебету птиц, ощущать яркость её красок. Будьте внимательны и добры к миру природы! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

Вручение памятных призов за активное участие.