Имя писателя генри. Биография О.Генри

О. Генри
Уильям Сидни Портер
Имя при рождении:

Уильям Сидни Портер

Псевдонимы:
Дата рождения:
Дата смерти:
Род деятельности:

американский писатель, прозаик-новеллист

Годы творчества:
Направление:
Жанр:

новеллы с тонким юмором и неожиданными развязками

Дебют:

«Рождественский подарок Свистуна Дика»,

в Викитеке.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Роллинг Стоун, почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечен к суду в связи с недостачей, хотя она и была возмещена его родными.

После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе , затем в Южной Америке. По возвращении в США был осуждён и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо , где провёл три года ( -).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Oh io Peniten tiary . Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри - «Короли и капуста » (Cabbages and Kings) - вышел в . За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (The four million, ), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, ), «Сердце Запада» (Heart of the West, ), «Голос города» (The Voice of the City, ), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, ), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, ), «Избранное» (Options, ), «Точные дела» (Strictly Business, ) и «Коловращение» (Whirligigs, ).

«От её улыбки чертополох мог бы зацвести в декабре»

«Несомненен тот факт, что порой женщина и мужчина, едва взглянув друг на друга, мгновенно влюбляются. Рискованная штука, эта любовь с первого взгляда, когда она ещё не видела его чековой книжки, а он ещё не видел её в папильотках. Тем не менее в жизни оно бывает»

«Вы когда-то были моим приятелем, и это мешает мне сказать вам со всей откровенностью, что если бы мне пришлось выбирать между вашим обществом и обществом обыкновенной кудлатой, колченогой дворняжки, то один из обитателей этой хибарки вилял бы сейчас хвостом» («Справочник Гименея»)

«Право, Судьба и Время сыграли с ним скверную штуку» (октябрь и июнь)

Экранизация

  • - советский режиссёр Лев Кулешов снял фильм «Великий утешитель », в основу которого легли факты из биографии О. Генри, а также две его новеллы.
  • - по мотивам рассказов О. Генри снят американский фильм «Вождь краснокожих и другие… » с Мэрилин Монро в небольшой роли (новелла «Фараон и хорал»).
  • - советский режиссёр Леонид Гайдай снял трилогию «Деловые люди », в которую вошли короткометражные фильмы «

Уильям Сидни Портер, известный на весь мир под псевдонимом О. Генри, является признанным мастером новеллы и рассказа. Его творческая карьера пришлась на первое десятилетие ХХ века. За этот сравнительно небольшой срок он написал 273 коротких прозаических произведения, составивших 12 сборников, а также роман в новеллах «Короли и капуста». О. Генри был очень самокритичен, никогда не кичился похвалами, что источали критика и публика, грезил о создании настоящего романа, но так и не воплотил мечту в жизнь, покинув этот мир молодым и полным творческих идей.

Жизнь О. Генри напоминает его остросюжетные рассказы. Сперва раннее сиротство, безразличный отец-алкоголик, строгая властная бабка и мечтательная тетка, фанатично влюбленная в литературу. Затем стремительная смена профессий, поиск себя, авантюрные проекты, обвинение в хищении и каторжное заключение длиною в три с половиной года. После этого головокружительный успех, литературное признание, высокие гонорары и работа, работа, работа до седьмого пота. И, наконец, разочарование, депрессия, алкоголизм, богемные кутежи и одинокая смерть в номере нью-йоркской гостиницы.

Несмотря на свою популярность, О. Генри не любил давать интервью, выставлять частную жизнь напоказ, оголять мысли и чувства, тем самым порождая массу легенд вокруг своей персоны. Даже собственное имя он скрывал под необычным псевдонимом, споры о происхождении которого ведутся и по сей день.

История человека, который всколыхнул литературный мир ХХ века, началась в Гринсборо. Тогда, в 1862-м, никто не мог пророчить отпрыску обыкновенного аптекаря головокружительную писательскую славу.

Семейство Портеров

Уильям Сидни Портер был вторым ребенком Элдженона Портера и Мэри Джейн Суэйм. Он появился на свет 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. Сперва у маленького Била (так звали мальчика в кругу семьи) было все - любящая мать, заботливый отец (уважаемый городской врач), братья (старший Шелл и младший Дэйв), просторный уютный дом. Однако вскоре семейное счастье Портеров рухнуло. Началом конца стал сентябрь 1865-го, когда умерла мама.

Хрупкая болезненная Мэри Джейн с трудом выносила третьего малыша. После родов ее здоровье значительно ухудшилось. Вскоре у нее появились явные признаки туберкулеза. Элдженон Портер был талантливым самоучкой, аптекарем, но никак не дипломированным врачом. Лекарственные снадобья и травы не могли спасти больную. Мэри Джейн сгорела за считанные месяцы, оставив на попечении молодого отца троих малолетних сыновей.

После смерти жены Элдженон сильно сдал. Он практически забросил врачебную практику, дни напролет просиживал в своем кабинете, где заливал горе реками алкоголя. Осиротевшее семейство переехало в дом бабушки по отцовской линии - Рут Портер - женщины со стальным характером, сумевшей после ранней смерти мужа поставить на ноги семерых детей.

Отсутствие полноценной семьи каждый из подрастающих Портеров переживал по-своему - старший Шелл стал отъявленным хулиганом, а впоследствии настоящим деспотом, Билл, напротив, рос очень застенчивым и нелюдимым. Его лучшими друзьями были Шелл, соседский мальчик по имени Том Тейт и, конечно же, книги.

Юному Биллу Портеру не пришлось стать наследником богатой библиотеки, которая будоражит воображение золотыми корешками книг и ароматом свежеотпечатанной бумаги. Отец и бабушка ничего не читали, зато богатенький Том Тейт читал. У него всегда можно было достать свежий выпуск «десятицентовых» журналов с красочными обложками, за которыми скрывались истории о благородных бандитах, рейнджерах, опасных индейцах и ярких манящих приключениях. На ряду с ширпотребом эти издания печатали Майн Рида, Купера, Дюма, отрывки из Гюго и Диккенса. Юный Билл проглатывал журнал за журналом, как-то интуитивно отсортировывая «плохую» литературу от «хорошей». Так формировалась его главная жизненная страсть - чтение. Страсть, которая впоследствии подтолкнет Билла Портера стать писателем.

Школьные годы Билла Портера протекли в частном учебном заведении его тети мисс Эвелины, или просто Лины. Сперва в школе была только одна общая классная комната, и находилась она в гостиной дома Портеров. По мере того как количество учащихся росло, частному заведению пришлось расшириться и переместиться в специально выстроенную пристройку. Перечень дисциплин определяла директриса, она же единственная учительница мисс Лина. Главной страстью одинокой бездетной мисс Портер была литература, именно поэтому этому предмету уделялась львиная доля учебной программы.

После школы Билл быстро выучивается на фармацевта, чтобы продолжить семейное дело, некоторое время работает в аптеке своего дяди, но практически сразу охладевает к данному ремеслу. Юный Портер «примеряет» различные профессии - от продавца лепешек на ранчо до банковского счетовода.

В 90-е годы Портер, наконец-то, нащупывает «свое» дело - он начинает издавать юмористический журнал «The Rolling Stone». Журнал выходит каждую неделю и состоит в основном из рассказов, шуток, иллюстраций главного редактора. Однако поставить издательское дело на широкую ногу не удалось. Журнал был вскоре закрыт, а его издатель, по-прежнему работавший в банке, обвинен в краже крупной суммы денег из банковской казны.

Был ли Уильям Портер виновен в самом деле, не известно. Следствие, во всяком случае, апеллировало к безоговорочным мотивам - банкротству журнала и тяжелой болезни жены. На все это Портеру требовались немалые деньги.

В тюрьму Уильям попадает не сразу. Он долго скитается по Южной Америке в компании бандита-грабителя Элла Дженнингса. Открыться следствию Портера заставила смерть жены. Уже во время похорон убитого горем вдовца сопровождали правоохранители. На этот раз Билл не пытался бежать, он безмолвно сдался следствию и отправился на каторгу.

Смерть Уильяма Портера

Портера приговаривают к пяти годам заключения в тюрьме Коламбус штата Огайо. Уильям работает в местном лазарете и пишет рассказы. Основой для произведений начинающего литератора становятся судьбы заключенных огайской каторги. Портер устраивает публичные чтения и, вдохновленный положительной реакцией публики, отправляет свои творения в американские газеты.

Особенно Била поддерживает Элл Дженнингс, с которым они вместе скрывались от правосудия и, по воле судьбы, оказались в одной тюрьме. Многим позже Дженнингс станет биографом писателя и опубликует свои знаменитые мемуары «Сквозь тьму с О. Генри».

Спустя три с лишним года (срок заключения был сокращен) Уильяма Портера не стало, на свободу вышел совершенно другой человек - талантливый писатель с необычным именем О. Генри.

Тайна псевдонима писателя

Необычный псевдоним Уильяма Сидни Портера до сих пор вызывает споры среди исследователей жизни и творчества писателя. Одни утверждают, что литературное имя было совершенно случайно вычитано в газетной хроники, а таинственный инициал О. Выбран как простейшая буква алфавита. Бытует мнение, что писателя вдохновил популярный французский фармацевт Этьен Осеан Анри (его фамилия пишется Henry).

Есть предположение, что О. Генри - сокращенное название тюрьмы, в которой сидел Портер, Ohio Penitentiary (Ohio State Penitentiary). Кто или что вдохновило писателя на самом деле, так и осталось загадкой.

Литературная карьера О. Генри развивается стремительно. После публикации тюремного рассказа «Рождественский подарок Дика-Свистуна» (1899, «Журнал Макклюра») ему предлагают сотрудничать с нью-йоркской газетой «World». О. Генри работает буквально на износ, выдавая десятки рассказов в год: 1904-м он публикует шестьдесят шесть рассказов, в 1905 - шестьдесят четыре. В общей сложности О. Генри написал около трехсот коротких прозаических произведений, объединенных в сборники «Четыре миллиона», «Горящий светильник», «Сердце Запада», «Благородный жулик», «Голос большого города», «Дороги судьбы», «На выбор», «Коловращение», «Деловые люди», «Шестерки-семерки», «Под лежачий камень», «Остатки» («Всего понемножку»). Сборники выходили в свет в период с 1906 по 1910 год. Последний, состоящий из набросков, фельетонов, коротких юморесок, был опубликован посмертно.

Работая в сжатые сроки, О. Генри нередко был вынужден жертвовать художественностью. Порой произведение дописывалось на столе в редакции и тут же шло в печать без тщательной правки и шлифовки. Несмотря на это, О. Генри умудрялся создавать настоящие шедевры. Это «Дары волхвов» из сборника «Четыре миллиона», «Последний лист» из «Горящего светильника», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем» из «Коловращения», «Родственные души» из «Шестерки-семерки» и другие.

Есть у О. Генри и один роман, правда, состоящий из новелл. Это «Короли и капуста», вышедший в свет на заре литературной карьеры в 1904 году. Роман рассказывает о «банановой республике» Анчурии, ее обитателях, укладе жизни и гостях.

О. Генри считался весьма высокооплачиваемым писателем, однако денег у него постоянно не хватало. Он вел богемный образ жизни, любил рестораны, гулянья на широкую ногу, хорошую одежду (О. Генри слыл модником и даже к обеденному столу выходил одетый с иголочки). Прозаик всегда мечтал написать многоплановый габаритный роман, однако потребность в деньгах вынуждает его снова и снова браться за короткие рассказы.

О. Генри идет пятый десяток. Он востребован, успешен, о нем публикуют статьи в «Современной литературе», ставят на одну ступень с признанными литературными метрами (например, с Мопассаном). Однако О. Генри не удовлетворен, ему вечно кажется, что он упустил что-то важное: «Я неудачник. Меня постоянно преследует ощущение, что я что-то пропустил и обязательно должен вернуться назад… Мои рассказы? Нет, они меня не удовлетворяют. То, что люди называют меня «выдающимся писателем» вгоняет меня в тоску».

Эту самую тоску О. Генри заглушает алкоголем. Под предлогом работы он на недели покидает приморский домик, в котором живет с новой женой и семнадцатилетней дочерью, и отправляется кутить в Нью-Йорк. Он много пьет, до беспамятства, зная, что пить ему категорически нельзя. Врачи поставили диагноз - диабет. Даже при условии строгой диеты его век измерен несколькими годами, возможно, десятком лет. О. Генри не хочет растягивать жизнь-муку и дразнит смерть в хмельном бреду.

В рождественской новелле сумел передать характер настоящей любви, которая не видит границ и не жалеет себя ради блага ближнего.

Вам обязательно придется по вкусу новелла , потому что она одна из немногих, где читатель испытывает сострадание не к жертве злодеев, а к ним самим.

Писателя не стало 5 июня 1910 года. Он умер в дешевом номере нью-йоркского отеля, где затворнически прожил последнюю неделю своей жизни. На тот момент О. Генри было всего 47 лет, и он планировал новый цикл рассказов о Юге.

Краткая биография О. Генри: таинственный мистер О.

5 (100%) 1 vote

(11 сентября 1862, Гринсборо (Северная Каролина) - 5 июня 1910, Нью-Йорк)


Биография

Детство и отрочество его пришлись на годы Реконструкции Юга. В 17 лет Портер стал работать в местной аптеке, получив позднее диплом фармацевта. В 1882 году отправился в Техас, два года провел на ранчо, затем обосновался в Остине, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник "Роллинг Стоун", почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечен к суду в связи с обнаруженной, хотя и возмещенной его родными, недостачей. Освобожденный после предварительного следствия под залог, поселился в Хьюстоне, где в газете "Дейли пост" началась его профессиональная журналистская и литературная деятельность. Получив вызов в суд, уехал в Новый Орлеан, а затем в Гондурас, но через полгода вернулся домой из-за смертельной болезни жены, был арестован и приговорен к 5 годам тюрьмы по обвинению в растрате. 1898-1901 годы провел в каторжной тюрьме штата Огайо, где работал аптекарем при тюремной больнице, в часы ночных дежурств писал рассказы, которые нелегальным путем посылались в журналы. Три рассказа были напечатаны в нью-йорской прессе, тогда же возник и псевдоним. Тюремные годы можно считать периодом формирования писательской индивидуальности О. Генри. После досрочного освобождения и восьми месяцев жизни в Питтсбурге (где находились его родственники) переселяется в Нью-Йорк. Здесь налаживаются его связи с крупнейшими газетами и журналами, выходят первые книги, он становится одним из популярнейших американских авторов. Все этапы пестрой и драматической судьбы писателя нашли преломление в сюжетах его новелл. Неподражаемый мастер блестяще построенной, "закругленной" фабулы, с ее характерной "двойной" развязкой (первая - ложная, вторая - неожиданная) создал великое множество выразительнейших "образов-масок".



О. Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений: гуманизм, независимая демократичность, зоркость художника к социальным приметам своего времени дали возможность этому сторонящемуся больших общественных проблем писателю, у которого юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и негодованием, создать уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополий - многоликого, притягательного, загадочного и жестокого метрополиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям клерков, продавщиц, бродяг, безвестных художников, поэтов, актрис, ковбоев, мелких авантюристов, фермеров и пр. объясняется особым "даром обольщения", присущим О. Генри как повествователю. Образ, словно бы возникающий на наших глазах, откровенно условный, обретает мимолетную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важен элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, слепо верящего во власть Случая или Судьбы. Освобождая своих героев от "глобальных" раздумий и решений, О. Генри никогда не избавляет их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда согласуются с законами. На редкость богат, ассоциативен и причудлив язык его новелл, насыщенный пародийными пассажами, аллюзиями, скрытыми цитатами и всевозможными каламбурами, что ставит чрезвычайно сложные задачи перед переводчиками - ведь именно в самом языке О. Генри заложен "формообразующий фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О. Генри - явление чисто американское, смыкающееся с национальными литературными традициями (от Э. По до Б. Гарта и М. Твена).

Письма и неоконченные рукописи свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О. Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от некоторых стереотипов и "розовых концов", которых ждала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, публиковавшаяся в периодике, вошла в прижизненно изданные сборники: "Четыре миллиона" ("The Four Million", 1906), "Горящий светильник" ("The Trimmed Lamp", 1907), "Сердце Запада" ("Heart of the West", 1907), "Голос города" ("The Voice of the City", 1908), "Благородный жулик" ("The Gentle Grafter", 1908), "Дороги судьбы" ("Roads of Destiny", 1909), "На выбор" ("Options", 1909), "Деловые люди" ("Strictly Business", 1910), "Волчки" ("Whirligigs", 1910). Посмертно издано еще более десятка сборников. Роман "Короли и капуста" ("Cabbages and Kings", 1904, русский перевод 1923) состоит из слабо связанных сюжетно авантюрно-юмористических новелл, действие которых происходит в Латинской Америке.

Судьба наследия О. Генри сложилась не менее трудно, чем личная судьба У. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора резкой, даже беспощадной критической переоценки ценностей - реакция на самый тип "хорошо сделанного рассказа". Впрочем, примерно с конца 1950-х годов в США снова возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О. Генри по-прежнему занимает прочное место среди постоянно перечитываемых авторов во многих странах мира.

И. Левидова.
"Писатели США". Краткие творческие биографии. Москва, "Радуга", 1990.

ru.wikipedia.org

Биография


Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провел три года (1898-1901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхерная Каролина. В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провел три года (1898-1901).

В тюрьме Портер работал в лазарете и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry. По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время. Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary. Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Первая книга рассказов О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышла в 1904. За ней последовали: «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Горящий светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Точные дела» (Strictly Business, 1910) и «Коловращение» (Whirligigs, 1910).

В конце жизни страдал от цирроза печени и диабета. Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

В сборник «Постскриптумы» (Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895-1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Особенности творчества

О. Генри занимает в американской литературе исключительное место как мастер жанра «короткого рассказа» (short-story). Перед смертью О. Генри высказал намерение перейти к более сложному жанру - к роману («всё, что я писал до сих пор, это просто баловство, проба пера, по сравнению с тем, что я напишу через год»).

В творчестве, однако, эти настроения ничем не проявились, и О. Генри остался органическим художником «малого» жанра, рассказа. Не случайно, конечно, что в этот период писатель впервые начал интересоваться социальными проблемами и выявил свое отрицательное отношение к буржуазному обществу (Дженнингс «Через тьму с О. Генри»).

Герои О. Генри разнообразны: миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные - сменяют друг друга. Умелый конструктор сюжета, О. Генри не показывает психологическую сторону происходящего, действия его персонажей не получают глубокой психологической мотивировки, что еще более усиливает неожиданность финала.

О. Генри не является первым оригинальным мастером «короткого рассказа», он лишь развил этот жанр, в своих основных чертах сложившийся уже в творчестве Т. Б. Олдрича (Thomas Bailey Aldrich, 1836-1907). Оригинальность О. Генри проявилась в блестящем применении жаргона, острых словечек и выражений и в общей колоритности диалогов.

Уже при жизни писателя «короткий рассказ» в его стиле стал вырождаться в схему, а к 1920-м годам превратился в чисто коммерческое явление: «методику» его производства преподавали в колледжах и университетах, издавались многочисленные руководства и т. д.

Премия О. Генри

Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая выдаётся каждый год.

Библиография

The Complete Works of O. Henry, Nelson Doubleday, Garden City, N.-Y., 1927
O. Henry. A Biography, by Alphonse Smith.
Э. Дженнингс описывает в своей книге «О. Генри на дне», Гиз (Through the Shadows with O.Henry, by Al. Jennings)
Е. О’Brien в кн. The Advance of the American short-story, N.-Y., 1923
В. М. Фриче. «Три американца», «Новый мир», 1925, № 5.

Произведения

Четыре миллиона (англ. The four million) (1906)
Линии судьбы (Tobin"s Palm)
Дары волхвов(The Gift of the Magi)
Космополит в кафе (A Cosmopolite in a Cafe)
В антракте (Between Rounds)
Комната на чердаке (The Skylight Room)
Из любви к искусству (A Service of Love)
Дебют Мэгги (The Coming-out of Maggie)
Прожигатель жизни (Man About Town)
Фараон и хорал (The Cop and the Anthem)
Гармония в природе (An Adjustiment Of Nature)
Мемуары жёлтого пса (Memoirs of a Yellow Dog)
Приворотное зелье Айки Шонштейна (The Love-philtre of Ikey Schoenstein)
Золото и любовь (Mammon and the Archer)
Весна порционально (Springtime a la Carte)
Зеленая дверь (The Green Door)
С высоты козел (From the Cabby"s Seat)
Неоконченный рассказ (An Unfinished Story)
Калиф, купидон и часы (The Caliph, Cupid And The Clock)
Сестры золотого кольца (Sisters of the Golden Circle)
Роман биржевого маклера (The Romance of a Busy Broker)
Через двадцать лет (After Twenty Years)
Мишурный блеск (Lost on Dress Parade)
С курьером (By Courier)
Меблированная комната (The Furnished Room)
Дебют Тильди (The Brief Debut of Tildy)
Вождь Краснокожих

Свыше двухсот восьмидесяти рассказов, юморесок, скетчей и всего один роман - все это вошло в библиографию Уильяма Сидни Портера, известного во всем мире под псевдонимом О. Генри. Он обладал тонким юмором. Каждое произведение завершал неожиданной развязкой. Рассказы Уильяма Сидни Портера легкие, непринужденные, лаконичные. Многие из них экранизированы. А какой была жизнь этого удивительного человека? Предлагаем вам рассказ о замечательном писателе О. Генри, произведения которого вы, без сомнения, отлично знаете.

Детство

Будущий гений "пера и бумаги" потерял мать в трехлетнем возрасте. Женщину в могилу свел туберкулез - заболевание, ставшее роковым в жизни Уильям Сидни Портера. Биография нашего героя начинается в 1862 году в печально известном городе Гринсборо, расположенном в штате Северная Каролина.

Отец после смерти жены быстро спился. Вилли (так его называли в узком кругу) воспитывался в семье тети, зарабатывать себе на жизнь начал в возрасте пятнадцати лет. Он получил специальность фармацевта, устроился в аптечный прилавок. Такая работа не лучшим образом повлияла на его слабое здоровье. Молодой человек каждодневно вдыхал ароматы порошков и микстур, что было ему противопоказано, учитывая заболевание легких, передавшееся по наследству от матери.

Будущий писатель Уильям Сидни Портер своего отца ненавидел. Сверстники называли его не иначе как сыном безумного изобретателя Элджернона. Почему изобретателя? Элджернон Портер слыл неудачником, жил в нищете, потерял любимую жену - все это усиленно заливал спиртным и в конце концов окончательно сошел с ума. В пьяном угаре его нередко посещали «гениальные» идеи.

Техас

Вилли проработал в аптеке недолго. В начале восьмидесятых он отправился в край ковбоев и фермеров, где прожил на ранчо своих знакомых несколько месяцев. У будущего прозаика в возрасте шестнадцати лет врачи обнаружили признаки туберкулеза. Требовалась смена климата.

На ранчо он помогал по хозяйству, не оплачивая проживание и питание. Но и жалования не получал. Восстановив здоровье, герой нашего повествования уехал в Остин. Здесь он работал и счетоводом, и бухгалтером, и чертежником, и кассиром. Возможно, уже тогда он мечтал стать писателем, а потому перепробовал множество профессий, пообщался с различными людьми, пережил немало невзгод, словом, приобрел богатый жизненный опыт. Это стало основой для литературного творчества.

Первые рассказы Уильяма Портера вышли в свет в начале 80-х годов 19 века. Короткие произведения, наполненные юмором и тонкими наблюдениями, мгновенно приобрели популярность. Наряду с другими материалами - стихами и рисунками, они присутствовали почти в каждом выпуске юмористического журнала The Rolling Stone.

Читатели не знали настоящего имени автора. Им было невдомек, что этот талантливый писатель не где-нибудь, а в тюрьме создал свой первый рассказ. Уильям Сидней Портер интервью не давал, не фотографировался с читателями и не подписывал им книги. Редакторы долгое время ломали голову над тем, откуда взялся этот литературный самородок. Журналисты по своему обыкновению сочиняли фантастические истории.

Растрата

Будущий прозаик устроился работать в банк, но вскоре уволился, а затем был привлечен к делу о растрате. До сих пор ведутся споры о виновности О. Генри. Он действительно нуждался в деньгах, которые требовались для лечения жены, больной туберкулезом.

В тюрьме незадачливый кассир оказался год спустя. Он пустился в бега, прожил некоторое время в Новом Орлеане, затем отправился в Гондурас, где познакомился с замечательной личностью - Эллом Дженгсоном, профессиональным грабителем, впоследствии написавшим мемуары.

Из путешествия О. Генри вернулся в 1897 году. Жена к тому времени находилась при смерти. В июле того же года она скончалась. Беглеца задержали, судили, отправили в тюрьму Колумбус, что в штате Огайо. На каторге он провел более трех лет и, как утверждают биографы писателя, сочинил первое произведение.

Географическое сообщество

Уильям Сидни Портер псевдоним себе придумал в самом начале творческого пути. Но здесь есть несколько версий. О псевдониме Уильяма Сидни Портера, точнее, истории создания имени О. Генри речь дальше. Уточним подробности литературного дебюта.

Некоторые исследователи полагают, что О. Генри взялся за перо задолго до печальной истории с пропажей банковских денег. На ранчо Вилли стал предметом ковбойских издевок. А потому и сбежал в Остин, где нашел работу картографа, не приносящую ни удовольствия, ни денег. Так бы и прозябал несостоявшийся О. Генри, если б не счастливый случай.

Начальник доверил молодому человеку написание заметки о географическом обществе. Тот блестяще справился с задачей. Денег заплатили немного, но дело в другом: Уильям понял, в чем его призвание.

Этол Роуч

Фото Уильяма Сиднея Портера мечтали увидеть поклонники его творчества. Но был он человеком непубличным. Он обладал редким талантом рассказчика, умел привлекать внимание окружающих остроумными историями. Однако успехом своим не спекулировал, ловеласом никогда не был. Этол Роуч, с которой он познакомился в возрасте 22 лет, стала главной женщиной в его жизни. Мастер малой прозы женился и во второй раз. Но это произошло уже в другой жизни - в жизни знаменитого писателя О. Генри.

Этол была дочерью начальника того самого Географического сообщества. То есть, богатая невеста. Родители выбор дочери не оценили. Свадьба была скоропалительной, так как Этол ждала ребенка.

Итак, Уильям распрощался с холостяцким образом жизни. После свадьбы мистер Роуч выхлопотал новоиспеченному зятю должность, которая вскоре сделала полунищего писателя вором и растратчиком. Еще одна деталь, в которой следователи увидели мотивы преступления, заключается в том, что прозаику нужны были деньги на издание литературного журнала.

Псевдоним

К началу 90-х новеллы О. Генри были широко известны. Немногие знали его настоящее имя. Уильям Сидней Портер во время заключения трудился в тюремном лазарете и что удивительно, там у него было время для написания рассказов. Однажды в колонке светских новостей он увидел фамилию "Генри". Добавил к ней инициал «О», таким незамысловатым образом создал псевдоним, ставший всемирной известным в начале XX столетия.

Есть и другие версии. Уильям Сидни Портер «О. Генри» образовал от имени некоего французского фармацевта или от названия тюрьмы, в которой провел чуть более трех лет. За «хорошее поведение» его освободили досрочно.

Творчество

Пик литературной карьеры пришелся на 1904-1905 года. К началу века у него была уже широкая читательская аудитория, так как его рассказы издатели публиковали с удовольствием. Малая форма, интересная, неожиданная развязка, легкая сатира - вот основные особенности уникального литературного почерка американского классика.

В 1902 году О. Генри переехал в Нью-Йорк. Здесь он зажил на широкую ногу, приучился тратить больше, чем зарабатывать. И конечно, погряз в долгах. Писать приходилось много, интенсивно. Для журнала «СандиУорлд» он создавал по одному рассказу в день, получая за каждое маленькое произведение 100 долларов. Это по тем временам весьма внушительная сумма. Так оплачивался труд признанных романистов.

Со временем Портер снизил темпы литературной производительности. «Дары волхвов», «Четыре миллиона», «Комната на чердаке», «Золото и любовь» - в этих рассказах автор поведал о своем творчестве. Что еще написал Уильям Сидни Портер? «Последний лист», «Благородный жулик», «Коловращение». Единственный его роман называется «Короли и капуста». Впервые его опубликовали в 1904 году. На русский язык большую часть новелл перевел Корней Чуковский.

«Короли и капуста»

Действие романа происходит в вымышленном государстве - Анчурии. Жители страны проводят свои дни в праздности, их не смущает нищета. Правительство Анчурии устраивает одну революцию за другой.

О. Генри завершил работу над произведением в 1904 году, но в книгу «Короли и капуста» вошли и рассказы, изданные отдельно. Многие новеллы написаны им еще во время пребывания в Гондурасе, где он прятался от правосудия. Среди них «Лотос и бутылка», «Денежная лихорадка», «Игра и граммофон», «Художники». После 1904 года произведения отдельно не издавались.

В названии романа аллюзия на стихотворение из книги Льюиса Кэрролла. Пароходная компания - один из главных образов в произведении. Ее прототипом послужила фирма Сэмюэла Земюррэя - знаменитого бизнесмена и филантропа.

«Благородный жулик»

Это сборник рассказов, вышедший в свет в 1905 году в Нью-Йорке. Во всех произведениях присутствует персонаж по имени Джефф Питерс. От его имени ведется повествование. Джефф и еще один герой, Энди Таккер, зарабатывают на жизнь мошенничеством. Они эксплуатируют человеческую глупость, жадность, тщеславие. Нет этих ярких, интересных героев только в двух рассказах - «Стихший ветер» и «Заложники Момуса».

Как и многие другие произведения О. Генри, «Благородного жулика» впервые перевел на русский язык а позже Иосиф Бейкер. Книга была экранизирована четырежды. Последний фильм по рассказам из сборника вышел в 1997 году. Это белорусская кинолента «Дела Лоховского», в которой авторские сюжетные линии использованы весьма вольно.

«Коловращение»

Сборник впервые издан в 1910 году. Он также состоит из нескольких рассказов, а именно: «Двери мира», «Теория и собака», «Девушка», «Жертва невпопад», «Оперетка и квартальный», «Перспектива» и т. д. Один из фильмов, снятых по мотивам новелл, называется «Деловые люди». Он вышел на экраны в 1962 году.

Тайна О. Генри

Вернемся к биографии писателя. В тюрьме у него было достаточно времени, чтобы поупражняться в написании новелл. Найти издательство, которое согласилось бы печатать уголовника, было невозможно. Он отправлял рукопись друзьям. Те, в свою очередь, относили сочинения О. Генри в издательство. Редакторы долгое время не знали имени автора, ставшего всего за несколько лет одним из самых читаемых

После обвинения Вилли в растрате родители Этол забрали внучку Маргарет. Почти все деньги, которые он зарабатывал после освобождения, уходили на образование девочки. Он сделал все для того, чтобы окружающие не узнали, что она дочь преступника. Маргарет училась в лучших и самых дорогих заведениях.

Под псевдонимами пишут практически все писатели. Но немногие скрывают свое настоящее имя столь тщательно, как это делал Уильям Портер. Это неудивительно, ведь в его биографии присутствовали факты, которые тогдашним американским обществом воспринимались слишком негативно. Сегодня бывший заключенный может написать роман, издать его. Уголовное прошлое сделает его еще более популярным. В начале минувшего столетия все было иначе.

О. Генри стеснялся своего прошлого. Однажды одному из друзей он сказал, что похоронил Уильяма Сидни Портера. Но прошлое забыть не так просто. Писателя нашла его старая знакомая, помнившая его еще по тем временам, когда он был скромным фармацевтом. Она начала его шантажировать. Портер стал все чаще выпивать.

Под конец жизни у писателя развился цирроз печени, диабет. Он женился на милой и простой женщине по имени Салиха Коулмен, которая немало сил приложила, дабы отвадить его от выпивки. О. Генри умер в возрасте 47 лет. Вдова вернула ему настоящее имя, написав на могильной плите, что на одном из кладбищ Эшвилля, «Уильям Сидней Портер».

Имя: О. Генри (Уильям Сидни Портер)

Возраст: 47 лет

Деятельность: писатель, фармацевт

Семейное положение: был в разводе

О. Генри: биография

Уильям Сидни Портер, известный под творческим псевдонимом О. Генри, знаменит рассказами, наполненными юмором и всегда неожиданным ярким финалом. Несмотря на оптимизм писателя на страницах новелл, жизнь его с детства складывалась непросто и печально.


Спустя столетие среди поклонников литературного таланта О. Генри и современных критиков У. С. Портер считается эталоном тонкого юмора и сарказма. А рассказ «Вождь краснокожих» – визитная карточка О. Генри – и вовсе вошел в число популярнейших в мире. Тем не менее, не только юмористические рассказы писал Уильям Портер – новелла «Последний лист» стала образцом сентиментальности.

Сам Уильям не считал себя гением, наоборот, писатель отличался скромностью и критически относился к своим произведениям. Творческой мечтой О. Генри стало создание полноценного романа, но сбыться ей было не суждено.

Детство и юность

Уильям Сидни Портер родился в семье доктора Олджернона Сидни Портера и Мэри Джейн Вирджинии Свайм Портер 11 сентября 1862 года. Родители будущего писателя вступили в брак 20 апреля 1958 года, а спустя 7 лет мать будущего писателя умерла от туберкулеза.


Уильяму едва исполнилось 3 года, когда овдовевший Олджернон Сидни Портер забрал его жить к бабушке. Вскоре отец, не оправившись от потери жены, стал пить, перестал заниматься сыном, поселился во флигеле и свободное время посвящал изобретениям «вечного двигателя».

С раннего детства оставшись без материнской любви и заботы, мальчик нашел утешение в книгах. Уильям читал все подряд: от классики до женских романов. Любимыми произведениями юноши стали арабские и персидские сказки «Тысячи и одной ночи» и английская проза в стиле барокко Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии» в 3 томах. Любимые литературные произведения юного Уильяма оказали влияние на творчество писателя.


После смерти матери воспитание маленького Уильяма взяла на себя сестра его отца Эвелина Мария Портер. Именно тетка, владевшая собственной частной начальной школой, прививала будущему писателю любовь к литературе. Получив среднее образование в школе Линдси-стрит, Уильям не стал изменять семейным традициям и устроился работать в аптеку, которая принадлежала его дяде. В августе 1881 года молодой Портер получил лицензию фармацевта. Продолжая работать в аптеке, он демонстрировал природные художественные таланты, рисуя портреты горожан.

В марте 1882 года Уильям, измученный изнуряющим кашлем, отправился в Техас в сопровождении врача Джеймса К. Хола, надеясь на то, что смена климата поможет молодому человеку восстановить здоровье. Портер поселился на ранчо Ричарда Холла, сына доктора Джеймса, в округе Ла Саль. Ричард разводил овец, а Уильям помогал пасти отары, а также вести хозяйство на ранчо и даже готовил обеды.


В этот период будущий писатель изучил наречия испанского и немецкого языков благодаря общению с рабочими на ранчо, иммигрировавшими из других стран. В свободное время Уильям читал классическую литературу.

Вскоре состояние здоровья Портера улучшилось. В 1884 году молодой человек отправился с Ричардом в город Остин, где решил остаться и поселился у друзей Ричарда, Джозефа Харрелла и его супруги. Портер три года жил с Харреллами. В Остине Уильям устроился на работу в фармацевтическую компанию Morley Brothers в должности фармацевта, а затем перешел в магазин Harrell Cigar Store. В этот период Уильям начал писать сначала для развлечения, а затем все сильнее увлекаясь.


Портрет О. Генри

За короткий промежуток времени Портер сменил множество должностей и мест работы: молодой человек поработал кассиром, счетоводом, чертежником. Именно в доме Харрелла начинающий писатель создал ряд ранних новелл и рассказов.

Товарищ Уильяма Ричард Холл стал комиссаром Техаса и предложил Портеру вакансию. Будущий писатель стартовал в качестве специалиста по чертежам в земельном управлении. Зарплаты хватало, чтобы семья не нуждалась ни в чем, но мужчина параллельно продолжил заниматься литературным творчеством в качестве подработки.


21 января 1891 года Уильям подал в отставку, сразу после победы на выборах нового губернатора Джима Хогга. Работая специалистом по чертежам, Уильям начал разрабатывать персонажей и сюжеты для рассказов «Постановление Грузии» и «Клад».

Тогда же Уильям устроился на работу в банк, который находился в Остине, в должности кассира и бухгалтера. Портер, по-видимому, небрежно заполнял книги бухгалтерского учета, и в 1894 году его обвинили в растрате. Уильям потерял работу, но официально ему тогда не предъявили обвинения.


После увольнения Портер переехал в город Хьюстон, где писатель посвятил себя творчеству. В то же время федеральные аудиторы проверили банк Остина и обнаружили недостачу, которая привела писателя к увольнению. Затем последовало федеральное обвинительное заключение, и вскоре Уильяма арестовали по обвинению в растрате.

Отец Уильяма внес залог, чтобы спасти сына от тюрьмы. Суд назначили на 7 июля 1896 года, но накануне судебного заседания импульсивный Уильям бежал сначала в Новый Орлеан, а затем в Гондурас. Уильям жил там всего шесть месяцев, вплоть до января 1897 года. Там он подружился с Аль-Дженнингсом, пресловутым грабителем поездов, который позже написал книгу об их дружбе.


В 1897 году Уильям вернулся в США, узнав о болезни жены. 17 февраля 1898 года состоялся суд, на котором писателя признали виновным в растрате 854,08 долларов и приговорили к 5 годам лишения свободы. Учитывая, что Портер был лицензированным фармацевтом, он смог работать в больнице для заключенных в качестве ночного аптекаря. Ему дали персональную комнату в больничном крыле, а в тюремной камере он не провел и дня.

24 июля 1901 года за хорошее поведение после отбывания трех лет Портер был освобожден и воссоединился с дочерью. Для 11-летней Маргарет отец все это время был в командировке.

Литература

Первый опыт литературной деятельности Портер получил в 1880-х годах в должности издателя юмористического еженедельника «The Rolling Stone», но спустя 1 год журнал прекратил свое существование из-за недостаточного финансирования. Тем не менее, его письма и рисунки привлекли внимание редактора в «Houston Post».


В 1895 году Портер с семьей переехал в Хьюстон, где он стал писать для публикации в периодических изданиях. Его доход составлял всего 25 долларов в месяц, но он неуклонно повышался, поскольку популярность творчества молодого писателя возрастала. Портер собирал идеи для своих произведений, прогуливаясь в лобби отеля, наблюдая и разговаривая с людьми. Эту технику он использовал в течение всей своей карьеры.


Скрываясь от ареста в Гондурасе в гостинице Трухильо, Портер написал книгу «Короли и капуста», в которой придумал термин «банановая республика», чтобы квалифицировать страну. Эта фраза впоследствии получила широкое применение для описания маленькой нестабильной страны с аграрной экономикой.

После ареста, в тюрьме, Уильям написал еще 14 рассказов под различными псевдонимами. Один из рассказов, а именно «Рождественский чулок Дика Свистуна», опубликовали в выпуске журнала McClure в декабре 1899 года под псевдонимом О. Генри. Друг Уильяма в Новом Орлеане отправил его рассказы издателям, чтобы они не догадались о том, что писатель отбывает тюремное заключение.


Наиболее плодотворный творческий период у Портера начался в 1902 году, когда он переехал в Нью-Йорк. Там писатель создал 381 рассказ. Более года еженедельно рассказы О. Генри издавались в выпусках журнала New York World Sunday Magazine. Остроумие, типажи героев и повороты сюжета приводили читателей в восторг, но часто критики относились к творчеству Уильяма довольно прохладно.

Личная жизнь

Будучи молодым холостяком, Уильям вел активный образ жизни в Остине. Он был известен своими остроумием, ораторским мастерством и музыкальными талантами: играл на гитаре и на мандолине. Кроме того, Уильям пел в хоре в епископальной церкви Св. Давида и даже стал членом «Квартета города Хилла» – группы молодых людей, которые давали небольшие общегородские концерты.


В 1885 году при закладке краеугольного камня Капитолия штата Техас обаятельный Уильям Портер познакомился с Атоль Эстес – 17-летней девушкой из состоятельной семьи. Мать Атоль резко возражала против союза молодых людей и даже запрещала дочери видеться с Уильямом. Но вскоре влюбленные тайком от семьи Эстес обвенчались в церкви преподобного Р. К. Сута, пастора Центральной пресвитерианской церкви.

После свадьбы молодые люди часто участвовали в музыкальных и театральных постановках, и именно Атоль призвала мужа продолжать писать. В 1888 году Атоль родила мальчика, который прожил всего несколько часов, а год спустя дочь Маргарет Уорт Портер.


После обвинения Портера в растрате Уильям бежал из США в Гондурас, где продолжал писать. Поначалу супруги планировали, что Атоль с дочерью вскоре присоединятся к нему. Однако состояние здоровья женщины не позволило ей отправиться в столь дальнее и непростое путешествие. Когда до Уильяма дошла весть о том, что Атоль серьезно больна, Портер вернулся в Остин в феврале 1897 года и сдался стражам порядка.

Спустя полгода Атоль Портер умерла. Причиной смерти женщины стал туберкулез, от которого скончалась и мать писателя. На память о любимой супруге у Уильяма осталось только семейное фото, где писатель изображен с Атоль и дочерью Маргарет.


В 1907 году Портер снова женился на Саре (Салли) Линдси Коулман, которая нравилась Уильяму еще в юности. Позже Сара Линдси Коулман описала романтическую вымышленную версию их переписки и ухаживания Уильяма в новелле «Ветер судьбы». Еще ряд авторов позднее написали более достоверные варианты биографии знаменитого писателя.

Смерть

В течение жизни Уильям Портер имел проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголя, которые обострились к концу жизни писателя и не позволяли Уильяму полноценно работать. В 1909 году вторая жена Портера Сара оставила его, а 5 июня 1910 года писатель скончался. Причиной смерти Уильяма Портера стал цирроз печени и диабет.


Спустя 8 лет была учреждена ежегодная литературная премия за лучший рассказ имени О. Генри. Обладателями премии стали , и другие писатели. А в 2010 году появилась новая литературная премия имени О. Генри под названием «Дары волхвов», которая представляет собой конкурс рассказов и новелл на русском языке в лучших традициях Уильяма Портера. Среди ее лауреатов числятся , Евгений Мамонтов и другие.

Дочь знаменитого писателя Маргарет пошла по стопам отца. Девушка занималась литературной деятельностью с 1913 по 1916 годы. Спустя 11 лет Маргарет скончалась от туберкулеза.

Библиография

  • 1906 – «Четыре миллиона»
  • 1907 – «Горящий светильник»
  • 1907 – «Сердце Запада»
  • 1908 – «Благородный жулик»
  • 1908 – «Голос большого города»
  • 1909 – «Дороги судьбы»
  • 1909 – «На выбор»
  • 1910 – «Коловращение»
  • 1910 – «Деловые люди»
  • 1910 – «Шестёрки-семёрки»
  • 1910 – «Под лежачий камень»
  • 1910 – «Остатки» или «Всего понемножку»