Аннотация на любое произведение. Подбирайте стиль, исходя из читательской аудитории. Пример справочной аннотации

Аннотация - это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т.п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.

Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения в целом. Аналитическая - характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.

В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций - справочные и рекомендательные. Цель справочной аннотации - дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен- от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно-вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.

Рекомендательная аннотация , наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги лил статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации - педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.

План аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

1. Разбейте текст на смысловые части.

2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.

3. Сформулируйте основную мысль своими словами.

4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

5. Определите значимость работы.

Структура аннотации

Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д.

В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании.

Сведения об авторе , научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения - все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.

Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.

Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.

Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.

Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан - детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения.

Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательских адрес называется точно, в других он формулируется очень широко.

Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления книги включает данные о количестве и виде иллюстраций, о художниках-иллюстраторах; о полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов научно-справочного аппарата, списка литературы.

Со школьной скамьи мы сталкиваемся с термином «аннотация», но многие люди, даже в зрелом возрасте, так и не знают точного значения этого слова. Так что такое аннотация?

Аннотация - это краткое содержание основного смысла источника (книги, журнала, статьи). Основная задача аннотации - описать материал, указать на его достоинства и особенности. Благодаря аннотации, можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге или статье.

Виды аннотации

Каждый читатель, взяв в руки книгу и прочитав описание, с первой страницы может определить, какая она - научная или художественная. Всё это благодаря аннотации.

По сути и функциям аннотации делят на справочные и рекомендательные:

  • Справочная или информативная (описательная). Эта аннотация описывает главную тему текста, сообщает информацию, но не даёт конкретной оценки.
  • Рекомендательная. Такая аннотация даёт оценку первоисточника для определённой категории людей, конкретного возраста и других особенностей читателя.

По потребительскому назначению аннотации делятся на общие и специализированные.

  • Общая аннотация пишется для широкого круга потребителей.
  • Специализированная аннотация несёт справочную информацию и рассчитана на узкий круг специалистов.

Существуют обзорные аннотации, которые содержат в себе общее описание нескольких источников. Так же есть библиографические и издательские аннотации.

Библиографическая и издательская аннотации

Библиографическая аннотация находится на обороте титульной страницы книги. Она содержит сведения о назначении, жанре произведения, и времени создания. Эта аннотация содержит библиографические сведения и имеет большую ценность для сотрудников библиотеки (излагает необходимые сведения о книге и упрощает поиск). Её оформляют по всем правилам ГОСТа во время издания книги.

Издательская аннотация является обыкновенной рекламой и находится на задней обложке. Её задача - заинтриговать потенциального читателя, что бы он приобрёл книгу. Но в первую очередь, это описание должно заинтересовать издателя. Ведь только от него зависит, выйдет издание в печать или нет.

Правила написания аннотации для художественной книги

Так, что такое аннотация и как её написать? В издательском деле, слово «аннотация» приравнивается к рекламе. Ведь цель издательской аннотации - продать книгу. Если она написана правильно, читатель обязательно захочет приобрести издание.

При написании аннотации в первую очередь следует отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитана книга. Если издание рассчитано на людей без литературных изысков, то предложения, составляющие аннотацию, должны быть краткими. Читателю нужно пообещать, что при прочтении книги он получит простое удовольствие, которое ему не хватает в обычной жизни - смех, слёзы, страх.


Если книга рассчитана на людей с изысканным вкусом, то акцент следует делать на эстетическом удовольствии от прочтения произведения и подачи качественной информации.

  • Где происходят описываемые действия.
  • Кто является главным героем происходящего.
  • Отличительные черты героя.
  • Сюжет (очень кратко, аннотация не должна быть объёмной).
  • Заключение.
  • Интересная информация об авторе.

Основные принципы написания интересной аннотации

Аннотация должна быть написана по принципу рекламного текста - кратко, ярко, впечатляюще. Ведь то, что означает слово аннотация, в данном случае, является рекламой книги. Основные качества текста, которые привлекают читателей:

  • Лёгкость . Текст аннотации должен отвечать на главный вопрос: О чём данная книга? Как бы ни хотелось расписать всё красочно и подробно, этого не стоит делать. Чем проще - тем лучше.
  • Внезапность . В описании должен быть намёк на что-то неожиданное: оригинальная идея, загадочная фраза, смелая шутка. Ведь если аннотация книги будет совпадать с той информацией, которой читатель уже владеет, он может проигнорировать этот экземпляр. Но если взгляд выхватит что-то неожиданное, то он точно захочет приобрести издание.
  • Конкретика . В аннотации должны быть затронуты конкретные действия, эмоции, проблемы. Даже если в книге упомянуто абстрактные темы, описать их следует более приземлено.
  • Убедительность . Если в описании книги будут вставлены подробности, о которых может знать только специалист, читатель воспримет издание как достойное внимания.
  • Эмоциональность . Опишите одного героя книги, а не несколько персонажей. Людям свойственно симпатизировать конкретному человеку.
  • История . Аннотацию следует писать, как очень маленький рассказ. Описать крошечную историю, с элементами неожиданности, взрывом эмоций и в которую хочется верить.

Если написать аннотацию, соответствующую всем критериям, получится очень интересная история, о которой захочется узнать более подробно.

Аннотация научной работы

Если в художественной литературе аннотация является рекламой книги, то, что значит аннотация в научной работе?

Написание аннотации к научной работе является показателем не только грамотного оформления, но и признаком того, что автор умеет систематизировать информацию.

Аннотация к научной работе выполняет следующие действия:

  • Позволяет ознакомиться с основным содержанием работы.
  • Помогает понять, есть ли смысл полностью изучать статью.
  • Позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.

В аннотацию включены характеристики основной темы (исследования), задачи и результаты научной работы. В описании сказано, что нового несёт данная статья и чем она отличается от подобных работ. Правильно составленная аннотация, облегчит работу редактора и позволит быстрее напечатать и выпустить материал.


После аннотации составляются основные ключевые слова статьи, которые способствуют поисковой системе определить тему статьи.

В аннотации содержится не только суть статьи, но и результаты проведённых исследований, поэтому написать её может только автор, в отличие от описания к художественной литературе. Существует несколько правил, для правильного написания аннотации:

  • При написании использовать научный язык, но понятный для широкого круга людей.
  • Все характеристики излагать кратко и чётко.
  • Не отступать от требований, которые предъявляются к данным видам работ (содержание, объём).

Правильно составленная аннотация к тексту, является гарантией того, что читатель обязательно захочет ознакомиться с первоисточником, будь то научное издание или художественная литература.

Урок 21

Класс 8А

Дата

Тема: Развитие речи. Составление аннотации к прочитанной книге

Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;

Задачи: - формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;

воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование : индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

диагностические карточки; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап.

Целеполагание.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

К а лендарь, я н варь, и н ей, ш о ссе, с т олица, н а тюрморт, о ц енка, б и ография, р я бина.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

Кто написал без ошибок?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

Определите тему урока.

Запишите название темы в тетрадь

Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).

III. Работа по теме урока.

1 ) Мотивация необходимости знаний по данной теме.

Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда Вы станете грамотными читателями.

2) Подготовка к восприятию нового материала .

Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.

Предположите, что означает слово «аннотация».

(Аннотация – короткая характеристика книги.)

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению.

Ка догадались, что это аннотация?

Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

4) Аналитическое чтение аннотации.

Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)

1

ДЕНИС ФОНВИЗИН

Аннотации к книге

«Недоросль» - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество. Крепостное право давно отменено, а вот невежество... «Не хочу учиться, хочу жениться», - заявляет недоросль по имени Митрофанушка, сын помещиков Простаковых. Воспитание превращает подростка в жестокое и ленивое существо. «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» - скорее не вопрос, а горькое сожаление о судьбе России. И все было бы печально, если бы... не было так смешно!

2

Одиннадцатилетний мальчик-сирота Гарри Поттер живет в семье своей тетки и даже не подозревает, что он - настоящий волшебник. Но однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри Поттера изменяется навсегда. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства, выясняет правду о загадочной смерти своих родителей, а в результате ему удается раскрыть секрет философского камня.

3

Сказочная повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен об удивительной девочке Пеппи Длинныйчулок, которая обладает исполинской силой. Ей ничего не стоит пронести лошадь и побороть силача с мировым именем. Но главное - Пеппи умеет дружить. Если кто-то нуждается в ее бескорыстном участии, она, не задумываясь, придет на помощь.

Слово учителя:

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме.

Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

При написании дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации для получения своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники.

Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Внимание! Текст аннотации не стандартизирован в отличие от библиографического описания. Аннотация отражает:

Тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник) и задачи, поставленные автором.

Структуру, тему и предмет аннотируемого произведения, основные положения и выводы автора.

Характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание.

IV . Физминутка для глаз.

6) Составление аннотации к любимой книге.

В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:

1. Писатель….. рассказывает о ……..

2. Удивительные события происходят в книге………

3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

Но вы можете самостоятельно составить план своей анотации.

V. Итог урока

С каким понятием мы сегодня познакомились?

1. Аннотация – это …

а) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.

2. Какие сведения может содержать аннотация?

б) иллюстрации к произведению;

в) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

д) тема книги.

VI. Рефлексия.

Что Вам понравилось на уроке?

Что оказалось трудным?

VII. Домашнее задание.

Написать

Соискатели ученой степени, аспиранты и многие студенты знают, что научная статья должна сопровождаться аннотацией. Но далеко не все знают, как именно написать аннотацию к статье. В начале учебы это вполне объяснимо, но даже солидные ученые зачастую не придают большого значения аннотациям. Они сотрудничают с редакторами и копирайтерами, которые отлично знают, как пишется аннотация к статье, и берут на себя все технические тонкости. А молодые авторы пытаются написать аннотацию к статье самостоятельно, допуская много ошибок. Ошибки эти достаточно типичны, но они препятствуют продвижению статьи, ее одобрению научным сообществом и даже развитию карьеры перспективного специалиста.

Однако, насколько несправедливым это ни покажется, толковая статья может оказаться недооцененной из-за неправильной аннотации. Чтобы не получать свой текст на доработку, не тратить драгоценное время и нервы на мартышкин труд, лучше раз и навсегда выяснить, как правильно пишется аннотация к статье, запомнить и/или сохранить примеры аннотаций. Шаблоны аннотации к статье достаточно просты и лаконичны, но пользоваться ими нужно грамотно, чтобы не множить бессодержательные и безликие фразы, не раскрывающие сути вашей работы. Это касается написания аннотации к статье как на русском, так и на английском языке.

Что такое аннотация? Что пишут в аннотации к статье?
Аннотация – это сочетание краткого содержания и объективной характеристики текста. Аннотациями сопровождаются тексты разного стиля и жанра: книги (монографии и сборники), статьи, рукописи и публикации. Аннотации нужны читателям, редакторам, составителям, рецензентам и самим авторам, чтобы получить представление о предстоящем чтении, помочь в выборе, классифицировать и не потерять статью среди других на похожие темы. На первый взгляд, аннотацию легко перепутать с резюме, но между ними есть принципиальная разница. Аннотация всегда располагается перед началом текста, даже если содержит некоторые выводы. Есть и другие характерные особенности аннотации:

  • Главная цель аннотации – передать тему и основную мысль статьи, ее важнейшие тезисы и отличия от других статей аналогичной тематики. Аннотация должна продемонстрировать особенности статьи с точки зрения ее назначения и содержания, новизну, актуальность и уникальность, при этом не цитируя и пересказывая текст.
  • Аннотация выполняет поисково-информационную функцию: отражает релевантность статьи заданной теме. Это особенно важно в современном научном мире, где поиск информации осуществляется автоматическими компьютерными системами по заданным алгоритмам.
  • Объем аннотации небольшой, как правило, он не превышает 500 печатных знаков (включая пробелы и знаки препинания). Это оптимальный объем для не затянутой передачи сути статьи, поэтому он рекомендован к использованию согласно ГОСТ 7.9-95 СИБИД (для русскоязычных статей) и принят во всем мире.
  • Аннотация помещается перед статьей или в самом ее начале – это общее правило для всех научных журналах, отечественных и зарубежных. Аннотация к статье на русском языке озаглавливается буквально: «Аннотация». Аннотация к статье на английском языке подается под заголовком «Abstract».
  • Аннотация обязана быть объективной. Увлеченность автора темой статьи – это хорошо для процесса работы, но неприемлемо в формате аннотации. Лаконичность и формулировки по существу – достоинства хорошей аннотации к статье. Субъективное мнение разрешается выражать только авторитетным рецензентам, но никак не автору публикации.
Соблюдение этих формальных требований позволяет написать аннотацию к статье правильно, но форма не должна подавить содержание. Создавая аннотацию к статье, старайтесь как минимум заинтересовать, а как максимум – убедить реципиентов в важности вашей работы. Хороша аннотация – это своего рода «реклама» статьи, ее анонс и тизер, но крайне сдержанный и интеллигентный, рассчитанный на соответствующую аудиторию.

Как писать аннотацию к статье? Оформление аннотации
Осознание того факта, что успех и принятие научной статьи во многом зависят от качества аннотации, не должно вас пугать и/или тем более мешать объективно оценивать работу. Приступая к созданию аннотации к статье, руководствуйтесь такими правилами:

  1. Чтобы верно сформулировать главную мысль статьи для аннотации, задайте себе вопрос: «О чем я хочу сказать читателям? Какую нужную и полезную информацию мне нужно донести до аудитории?». Выделите только принципиально важные сведения, основные положения, и без сожалений оставляйте «за кадром» все остальное, менее выразительное. Тот, кто заинтересуется статьей по аннотации, прочитает текст полностью, но именно яркая, цепляющая аннотация побудит его к этому.
  2. Хорошо представляйте себе читательскую аудиторию, включая редакторов и рецензентов. Старайтесь писать так, как понятно и привычно именно этим реципиентам. Придерживайтесь научно-делового стиля текста, используйте пассивные речевые конструкции («прослеживается идея», «раскрывается проблема» и т.п.). Но не злоупотребляйте узконаправленными терминами, чтобы аннотация легко воспринималась даже на слух и была понятна, в том числе, даже не специалисту в вашем вопросе.
  3. Аннотация объемом около 450-500 печатных знаков (но не больше 600 печатных знаков) должна уместиться в 4-6 предложений, информационно емких и не повторяющих друг друга по смыслу. Ключевые слова для поиска статьи желательно располагать во втором и/или третьем предложении аннотации. Ключевые слова аннотации должны конкретизировать тему и область изучения статьи.
  4. Поместите аннотацию в начале статьи, но после ее заголовка, имен авторов и перечня ключевых слов статьи. В теле аннотации обойдитесь без цитирования и списков, используйте обобщающие формулировки без подробностей. Завершите аннотацию своими (автора) контактными данными, которые могут понадобиться редакционному коллективу, рецензентам и другим заинтересованным лицам. Информацию для связи не обязательно, но желательно уместить в общие 500 знаков аннотации.
  5. В аннотации к статье откажитесь от пустых фраз, не несущих осмысленного содержания. Экономьте свое и читателей время, лучше сообщите нечто оригинальное о статье и работе над ней, укажите важные фактические материалы, наглядно иллюстрирующие текст, результаты труда и некоторые выводы. Если статья получила практическое применение, не забудьте упомянуть об этом.
Тем не менее, в оформлении аннотации к статье применяются устойчивые выражения и стандартные речевые конструкции, которые встречаются повсеместно, но продолжают использоваться. Это своего рода «костыли» для авторов и читателей, помогающие первым направить свою мысль в нужное русло, а вторым – быстро найти заключительные выводы. Не стоит отказываться от стандартизированных фраз полностью, но ваших силах выбрать наиболее разумные из них. Например: «Статья посвящена исследованию...»; «Особое внимание уделяется...»; «Основное содержание исследования заключается в…»; «Оригинальный авторский взгляд будет интересен специалистам в области...» и т.п.

Пример аннотации. Образец аннотации к статье
Для лучшего понимания задачи прочтите эту аннотацию к статье. Не используйте ее как шаблон в собственной работе, или хотя бы заменяйте стереотипные формулировки другими, более подходящими по смыслу именно в вашем случае:

«Статья посвящена анализу научной и творческой деятельности историка Д. И. Яворницкого в 1902-1918 гг. во время его работы в качестве заведующего Екатеринославским историческим музеем. В статье уделяется внимание малоизвестным, но важным для развития науки и понимания исторических процессов, фактам из жизни и работы Яворницкого, раскрываются особенности социальных и политических реалий указанного периода. Автор демонстрирует глубокое знание материала и оригинальный взгляд на роль академика Д. И. Яворницкого в народном образовании, музейном искусстве, литературном творчестве и культурном наследии».


Как видите, в этой аннотации нет цитат, лишних определений и сложных терминов. Аннотация кратко и по сути передает основное содержание научной работы и дает представление об авторском подходе.

Как написать аннотацию к статье на английском языке?
Сотрудничество с зарубежными научными учреждениями и публикации в англоязычных изданиях требуют сопровождения статей англоязычными аннотациями. Аннотация на английском языке адресована читателям, не владеющим русским языком, поэтому должна быть максимально грамотной и адекватной тексту статьи. Написать аннотацию на английском правильно не так сложно, как кажется на первый взгляд:

  1. Требования к содержанию и оформлению аннотации на английском и русском языках не отличаются. Потому, если у вас уже готова добротная аннотация на русском, можно перевести и отредактировать ее, а не писать заново.
  2. Перевод аннотации на иностранный язык желательно доверить профессиональному переводчику, специализирующемуся на текстах научной стилистики в рамках вашей специальности. Это также может быть ученый, хорошо владеющий английским языком.
  3. Если у вас нет возможности обратиться к переводчику, попробуйте воспользоваться программой для автоматического перевода текстов. Выбирайте качественную программу, позволяющую настраивать стиль текста и выбирать уровень сложности перевода. После автоматического подстрочного перевода непременно вычитайте полученный текст и внесите правки.
  4. Никогда не используйте и/или не отправляйте рецензентам (читателям, в редакцию и т.п.) неотредактированный, «сырой» вариант аннотации после автоматического переводчика. Найдите возможность показать аннотацию носителям языка и узнать, насколько текст удобочитаем и понятен.
  5. Аннотация к статье на английском языке, как и на русском, содержит некоторое количество стандартных опорных фраз. Используйте их для облегчения своей работы: «The article is about…»; «Much attention is given to…»; «The article gives a detailed analysis of…»; «The article is important because…» и т.д.
Как видите, написать аннотацию к статье не так уж просто, но вполне возможно, если подойти к этой задаче обдуманно и не лениться. Написание статьи не освобождает автора от необходимости знакомить читателей со своей работой, продолжать развитие темы и контактировать с другими специалистами, прямо или косвенно заинтересованными в сотрудничестве. Поэтому мы надеемся, что вам удастся написать по-настоящему информативную аннотацию к статье и получить позитивную обратную связь от аудитории. Удачи и успехов в работе!

Аннотация краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация выполняет следующие функции :

  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Образцы аннотаций к научным статьям:

Пример 1:

В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности грамматического способа толкования, использование в процессе такого толкования различных методов лингвистического и юридического анализа (на примере текстов постановлений Конституционного Суда РФ). Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов юридического и лингвистического анализа в процессе толкования. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить юридико-технический способ толкования, дается его определение, формулируются основные характеристики лингвистического и юридического анализа, составляющих юридико-технический способ.


Пример 2:

Статья посвящена философскому осмыслению сетевых коммуникаций в современном обществе, которые вносят новые формы диалога и общения в социум и все его сферы, в том числе и в образование. Показано, что сетевые коммуникации играют в обществе двоякую роль: могут формировать клипмейкерское сознание, которое не требует креативности, или же развивать креативное, поисковое, навигаторское мышление. Образование в XXI веке должно развиваться по сетевой модели, которой свойственны синергетические, диалогические и коммуникативные аспекты. Главное достоинство новой модели – открытость для диалога и коммуникации и возможность самоорганизации.




  • В данной статье рассматривается проблема...
  • Обосновывается идея о том, что...
  • Прослеживается...
  • В статье затрагивается тема...
  • Даётся сравнение...
  • Статья посвящена комплексному исследованию...
  • Целью статьи является анализ изучения...
  • Статья посвящена феномену...
  • В статье раскрываются проблемы...
  • Особое внимание уделено...
  • В статье анализируется...
  • Автор приходит к выводу, что...
  • Основное внимание в работе автор акцентирует на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • В статье выяснены особенности...
  • На основе изучения… установлено...
  • Статья посвящена пристальному анализу...
  • На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
  • Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
  • Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
  • В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот...
  • Автором предложены...
  • Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке...
  • Основное содержание исследования составляет анализ...
  • Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
  • В статье речь идет о...
  • Статья посвящена детальному анализу...
  • Значительное внимание уделяется...
  • В заключение раскрывается...
  • Статья раскрывает содержание понятия...
  • Автор прослеживает становление...
  • Обобщается практический опыт...
  • В статье исследуются характерные признаки...
  • В статье рассматриваются ключевые этапы...
  • В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
  • В статье раскрываются процессы...
  • Статья подводит некоторые итоги изучения...
  • Автор дает обобщенную характеристику...
  • Данное направление дополняется также рассмотрением...
  • Обосновывается мысль о том, что...
  • В статье проанализированы концепции...
  • В качестве ключевого доказательства... используется...
  • В статье приведен анализ взглядов исследователей...
  • Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о...
  • В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины...
  • В статье излагаются взгляды на...
  • Автор стремится проследить процесс...
  • В статье дан анализ научных изысканий...