Булгаков М.А. Основные даты жизни и творчества. Врачебная практика в Киеве. Личная жизнь писателя

Булгаков Михаил Афанасьевич появился на свет в 1891 году, 3 (15) мая. Родился он в Киеве. Родители будущего писателя - Варвара Михайловна (девичья фамилия Покровская), учительница, после - инспектор на курсах для женщин. Отец - также преподаватель, работал в Михаил стал старшим сыном в большой семье, в которой очень сильны были культурные традиции. Творчество Булгакова, а также его биографию, мы опишем в этой статье.

Учеба в гимназии, увлечение театром, литературой, женитьба

Обучение его проходило сначала в Киевской гимназии. Будущий писатель закончил ее лишь с двумя отличными отметками - по закону божьему и географии. В это время он увлекается театром (знал, например, наизусть "Аиду" и "Фауста"), читает "с упоением" Салтыкова-Щедрина и Гоголя, появляются также первые произведения, которыми отмечено творчество Булгакова.

В 1907 году отец его умер. В 1913 Михаил Афанасьевич женился на Т.Н. Лаппе.

Работа врачом

Период с 1916 по 1917 год - окончание Киевского университета, в котором он учился на медицинском факультете. Освобожденный от призыва по болезни, интересующий нас автор едет в по назначению. Расположено это заведение было в селе Никольское А спустя некоторое время он отправляется в Вязьму. "Записки молодого врача" были написаны на основе впечатлений, полученных в этот период.

Врачебная практика в Киеве

В 1918 году Булгаков возвращается в Киев, где предпринимает попытки заняться врачебной практикой (частной - как вольнопрактикующий венеролог). В это время, по свидетельству самого писателя, он в качестве врача призывался последовательно на службу всеми властями, которые занимали город. Однако Булгакову удалось уклониться и от Красной армии, и от петлюровцев, "мобилизовавших" его.

Служба в армии, профессиональное занятие литературой

В 1919-1920 годах происходят следующие события в жизни писателя. Михаил Афанасьевич был "мобилизован" деникинцами и отправлен на Северный Кавказ с эшелоном. Здесь он стал заниматься литературой профессионально: в это время появились первые рассказы в газетах Владикавказа и Грозного, в которых отражается сочувствие движению белых, восприятие как "исторического несчастья" отречение Николая II и т.п. Он участвует в качестве врача в боях. Деникинцы, отступавшие под натиском Красной армии, бросили больного тифом Булгакова на произвол судьбы, что послужило основой для разочарования в этих "товарищах по оружию". Михаил Афанасьевич начинает с приходом красных работать в подотделе искусств. Деятельность его заключалась в докладах о Чехове и Пушкине, написании для местного театра пьес, одну из которых, под названием "Парижские коммунары", он даже отправил в Москву, понадеявшись на успех в объявленном в этом городе конкурсе.

Переезд в Москву

В 1921 году Михаил Афанасьевич приезжает в Москву, где поступает на работу на должность секретаря в литературный отдел при Наркомпросе. В поисках заработка с началом нэпа он часто меняет места своей службы: работает редактором хроники в одной из частных газет, конферансье, инженером и т.д. В это же время он поселяется на Садовой, в коммунальной квартире дома, который когда-то принадлежал табачному фабриканту. Множество раз нравы квартиры №50 будут возникать в различных произведениях, составляющих творчество Булгакова.

В 1922 году Михаил Афанасьевич активно печатается в прессе - в таких журналах, как "Рупор", "Рабочий", "Красный журнал для всех", "Железнодорожник", "Красная нива" и др.

Сотрудничество в "Гудке", новые произведения и новая женитьба

Период с 1922 по 1926 год - сотрудничество с газетой под названием "Гудок", а также печатается "Накануне" в берлинской русской газете, редактор которой - А. Н. Толстой, в то время еще не вернувшийся из эмиграции.

Жизнь и творчество Булгакова в 1923-1924 годы представим следующими двумя основными событиями. В 1923 появляется повесть "Записки на манжетах". В следующем году Михаил Афанасьевич встречается с Л. Е. Белозерской, вернувшейся из эмиграции в Париж, женится на ней.

В 1925 году творчество Булгакова продолжается. Появляется "Дьяволиада" - первый сборник, состоящий из сатирических рассказов. Тогда же выходит и сборник рассказов под названием "Роковые яйца". Этот год отмечен также созданием рукописи "Собачьего сердца" - произведения, которое только спустя 60 лет было опубликовано.

Обыск у Булгакова

В мае 1926 года у Булгакова проводят обыск сотрудники ОГПУ, изымают вышеуказанную рукопись, а также дневники. Писатель, обращаясь неоднократно с просьбами возвратить ему эти материалы и не получая на эти просьбы никакого ответа, заявляет, что скоро будет вынужден выйти из Всероссийского союза писателей демонстративно. После этого бумаги, включая рукопись "Собачьего сердца", возвратили Булгакову.

Произведения 1925-1928 годов

В 1925-1926 годах выходит цикл "Рассказы", а также сборник рассказов под названием "Записки юного врача".

К периоду с 1925 по 1927 годы относятся следующие события. Был создан роман "Белая гвардия". По его мотивам в 1926 году была написана и поставлена пьеса "Дни Турбиных", премьера которой в МХАТе состоялась в это же время.

С 1926 по 1928 годы Михаил Булгаков, жизнь и творчество которого представлены в нашей статье, пишет пьесу под названием "Бег", лишь в 1957 году увидевшую зрителя.

В 1926 также была создана пьеса "Зойкина квартира", которая была поставлена в Театре Вахтангова. Вместе с "Днями Турбиных" она была вскоре снята из-за давления тенденциозной критики.

В 1928 году - еще одно произведение для театра ("Багровый остров"). Оно было поставлено Камерным театром в этом же году, однако и на этот раз практически сразу пьеса была запрещена.

Оценка творчества Булгакова литературной критикой

Литературная критика конца 1920-х годов оценивала творчество Михаила Булгакова резко отрицательно. Его произведения не печатались, не игрались на сцене. Например, известны негативные отзывы Сталина о пьесе "Бег", которая, с его точки зрения, является "антисоветским явлением". "Макулатурой" назвал вождь "Багровый остров". Результат травли - и творчество которого и до того были часто отмечены негативными последствиями соприкосновения с советской властью, остается без работы и, соответственно, без средств, пишет "Правительству СССР" письмо и рассылает его на семь адресов различных учреждений власти. Пытаясь понять свою дальнейшую судьбу, он в письме разъясняет свою авторскую позицию, говоря о том, что предпочитает Великой Революции Великую Эволюцию, то есть более естественный, по его мнению, постепенный ход истории. На квартиру Михаилу Афанасьевичу в 1930 году 18 апреля позвонил сам Сталин, и в результате этого разговора писателю пообещали предоставить в МХАТе работу. Негласным условием соглашения было создание восхваляющего вождя произведения. Позднее, в 1939 году, была написана пьеса под названием "Батум", повествующая о "юных годах вождя". Однако ни содержание ее, ни тон повествования власти не удовлетворили.

Работа в МХАТе

С началом работы в МХАТе жизнь и творчество Булгакова существенно изменились. Михаил Афанасьевич с начала 1930-х годов в этом театре занимает должность режиссера-ассистента. Относится к этому периоду его жизни увлечение Шиловской Еленой Сергеевной (1929 год), которая впоследствии стала его женой.

В 1931 году появляется пьеса "Адам и Ева". В течение этого, а также в следующем году, он пишет инсценировку произведения Толстого "Война и мир" по заказу Большого драматического театра. Однако спектакль этот не был поставлен.

В 1932 году появилась инсценировка гоголевских "Мертвых душ". Возвращаются зрителю (по личному распоряжению товарища Сталина) "Дни Турбиных".

В 1930-1936 годах была создана драма под названием "Кабала святош", поставленная в 1943 году. Предшествовала этому работа над биографической повестью, в 1932-1933 годах. Опубликована она была в 1962.

Еще одна пьеса, "Блаженство", вышла в 1934 году (опубликована лишь в 1966).

В 1934-1935 гг. выходит драма под названием "Последние дни", поставленная на сцене в 1943 г. Сначала задумывалась она в соавторстве с

Булгаков отказывается от "переделок"

Период с 1934 по 1936 год отмечен следующими событиями. Появляется пьеса Булгакова "Иван Васильевич". Эта доведенная до генеральных репетиций в Театре сатиры работа была снята буквально накануне премьеры. У писателя за период с 1928 по 1936 год ни одна вещь не была напечатана, а также на сцене театра не появилось ни одной пьесы, представляющей оригинальное творчество М.А. Булгакова. Михаил Афанасьевич упорно отказывается от "переделок", подсказываемых ему (например, "перековать" какого-либо белого офицера из произведения "Бег", закончить революционной хоровой песней "Багровый остров" и т.п.).

Последние произведения

В 1936-1937 годах был создан "Театральный роман" (неоконченное произведение). Опубликован он был в 1965 году.

Булгаков в 1938 году создает пьесу под названием "Дон Кихот". С начала 1930-х и до конца своей жизни продолжал также трудиться над своим самым известным произведением, к которому обращаются сейчас в первую очередь, изучая творчество Булгакова, - "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич в 1940 году умер в Москве от которая в семье его была наследственной (передалась писателю от отца).

Так завершается жизнь и творчество М. Булгакова - ныне признанного

Для многих любимым писателем является именно Михаил Булгаков. Биография его трактуется людьми различных направлений по-разному. Причина в том, насколько соотносят те или иные исследователи его имя с оккультизмом. Интересующимся именно этим аспектом мы можем порекомендовать прочесть статью Павла Глобы. Однако в любом случае начинать ее изложение следует с детских лет, что мы и сделаем.

Родители писателя, братья и сестры

Родился Михаил Афанасьевич в г. Киеве в семье профессора богословия Афанасия Ивановича, который преподавал в духовной академии. Его мама, Варвара Михайловна Покровская, также преподавала в Карачаевской прогимназии. Оба родителя были потомственными колокольными дворянами, их деды-священники служили в Орловской губернии.

Сам Миша был в семье старшим ребенком, у него было два брата: Николай, Иван и четыре сестры: Вера, Надежда, Варвара, Елена.

Будущий писатель был худощавым, изящным, артистичным с выразительными голубыми глазами.

Образование и характер Михаила

В своем родном городе получал образование Булгаков. Биография его содержит данные об окончании в восемнадцатилетнем возрасте Первой Киевской гимназии и в двадцатипятилетнем возрасте - медицинского факультета Киевского университета. Что повлияло на формирование будущего писателя? Безвременная смерть 48-летнего отца, глупый суицид лучшего товарища Бориса Богданова из-за любви к Варе Булгаковой, сестре Михаила Афанасьевича, - все эти обстоятельства определили характер Булгакова: мнительный, подверженный неврозам.

Первая жена

В двадцать два года будущий писатель женился на своей первой супруге - Татьяне Лаппа, на год младше него. Судя по воспоминаниям Татьяны Николаевны (она прожила до 1982 г.), про этот недолгий брак можно было снимать фильм. Новобрачные умудрились до свадьбы растратить присланные их родителями деньги на фату и подвенечное платье. На венчании почему-то смеялись. Из подаренных молодоженам цветов больше всего было нарциссов. На невесте была полотняная юбка, а приехавшая и ужаснувшаяся мама успела купить ей к свадьбе блузку. Биография Булгакова по датам, таким образом, увенчалась датой свадьбы 26.04.1913 г. Однако счастью влюбленных суждено было быть недолгим: в Европе в ту пору уже запахло войной. По воспоминаниям Татьяны, Михаил не любил экономить, он не отличался расчетливостью в трате денежных средств. Для него, например, в порядке вещей было на последние деньги заказать такси. Ценные вещи часто закладывали в ломбард. Хоть молодой чете и помогал деньгами отец Татьяны, однако средства постоянно исчезали.

Врачебная практика

Судьба довольно жестоко мешала ему стать врачом, хоть и талантом, и профессиональным чутьем обладал Булгаков. Биография упоминает, что он имел несчастье заражаться опасными болезнями, занимаясь профессиональной деятельностью. Михаил Афанасьевич, желая реализоваться как специалист, вел активную врачебную деятельность. За год доктор Булгаков принял на амбулаторном приеме 15 361 больного (сорок человек в день!). У него в стационаре лечилось 211 человек. Однако, как видно, сама Судьба воспрепятствовала быть ему доктором. В 1917 г. инфицировавшись дифтерией, Михаил Афанасьевич принял сыворотку против нее. В результате получилась тяжелая аллергия. Ее мучительные симптомы он ослаблял морфием, но затем пристрастился к этому наркотику.

Выздоровление Булгакова

Исцелением Михаила Булгакова его почитатели обязаны Татьяне Лаппа, сознательно ограничивающей его в дозе. Когда он просил об инъекции дозы наркотика, то любящая супруга вкалывала ему дистиллированную воду. При этом она стоически переносила истерики мужа, хотя он однажды бросил в нее горящий примус и даже грозил ей пистолетом. Любящая супруга при этом была уверена, что стрелять он не хотел, просто ему было очень плохо…

Краткая биография Булгакова содержит в себе факт высокой любви и жертвенности. В 1918 г., именно благодаря Татьяне Лаппа, он перестал быть морфинистом. С декабря 1917 г. по март 1918 г. Булгаков живет и практикуется в Москве у своего дяди по маминой линии, успешного гинеколога Н. М. Покровского (впоследствии - прототипа профессора Преображенского из "Собачьего сердца").

Затем он вернулся в Киев, где опять начал работать врачом-венерологом. Практике помешала война. Больше он к лечебной практике не возвращался…

Первая мировая и Гражданская война

Первая мировая ознаменовала для Булгакова переезды: вначале он работал врачом вблизи линии фронта, затем был направлен работать в Смоленскую губернию, а потом в Вязьму. Во время Гражданской войны с 1919 по 1921 г. его как врача дважды мобилизовывали. Сначала - в армию Украинской Народной Республики, затем - в белогвардейские Вооруженные силы Юга России. Этот период его жизни позже нашел свое литературное отражение в цикле рассказов «Записки юного врача» (1925-1927). Один из содержащихся в нем рассказов называется «Морфий».

В 1919 г., 26 ноября, он впервые в жизни публикует статью в газете «Грозный», которая, по сути, представляла мрачные предчувствия белогвардейского офицера. Красной Армией у станции Егорлыцкой в 1921 г были разбиты передовые силы белогвардейцев - казачья конница… Его товарищи едут за кордон. Однако эмигрировать Михаилу Афанасьевичу не дает… судьба: он заболевает тифом. Во Владикавказе лечится от смертельной хвори и выздоравливает Булгаков. Биография его фиксирует переориентацию целей жизни, верх берет творческое начало.

Драматург

Михаил Афанасьевич, изможденный, в форме белого офицера, но с сорванными погонами, в Терском Наробразе работает в театральной секции подотдела искусств, в русском театре. В этот период в жизни Булгакова происходит тяжелейший кризис. Денег нет вообще. Они с Татьяной Лаппа живут, продавая отрубленные части чудом уцелевшей золотой цепочки. Булгаков принял тяжелое для себя решение - больше никогда не возвращаться к врачебной деятельности. Исстрадавшимся сердцем, в 1920 г. пишет талантливейшую пьесу «Дни Турбиных» Михаил Булгаков. Биография писателя свидетельствует о первых репрессиях против него: в том же 1920 году большевицкая комиссия его изгоняет с работы как «бывшего». Булгаков растоптан, сломлен. Затем писатель решает бежать из страны: сначала в Турцию, затем - во Францию, он переезжает из Владикавказа в Тифлис через Баку. Чтобы выжить, изменяет себе, Правде, Совести и пишет в 1921 г. комформистскую пьесу «Сыновья муллы», которую большевицкие театры Владикавказа охотно включают в свой репертуар. В конце мая 1921 г., будучи в Батуми, вызывает к себе жену Михаил Булгаков. Биография его содержит информацию о тяжелейшем кризисе в жизни писателя. Судьба жестоко мстит ему за измену совести и таланту (имеется в виду, вышеупомянутая пьеса, за которую он получил 200 000 руб. гонорара (33 серебреника). Такая ситуация повторится еще раз в его жизни).

Булгаковы в Москве

Супруги все же не эмигрируют. В августе 1921 г. Татьяна Лаппа через Одессу и Киев одна уезжает в Москву.

Вскоре, вслед за женой, Михаил Афанасьевич также возвращается в Москву (как раз в этот период расстреливают Н. Гумилева и умирает А. Блок). Их жизнь в столице сопровождают переезды, неустроенность… Непроста биография Булгакова. Краткое содержание ее последующего периода - отчаянные попытки талантливого человека реализовать себя. Михаил и Татьяна проживают в квартире (в описанной в романе «Мастер и Маргарита» - дом № 10 по ул. Большой Садовой (дом Пигита), под номером 302-бис, которую им любезно предоставил шурин филолог Земский А. М., уехавший в Киев к супруге). В доме жили скандалящие и пьющие пролетарии. Супругам было в нем неуютно, голодно, безденежно. Здесь произошел их разрыв…

В 1922 г. Михаила Афанасьевича ожидает личный удар - умирает мама. Он лихорадочно начинает работать журналистом, вкладывая свой сарказм в фельетоны.

Литературная деятельность. «Дни Турбиных» - любимая пьеса Сталина

Прожитый жизненный опыт и мысли, рожденные недюжинным интеллектом, просто рвались на бумагу. Краткая биография Булгакова фиксирует его работу фельетонистом в московских газетах ("Рабочий") и журналах ("Возрождение", "Россия", "Медицинский работник").

Жизнь, исковерканная войной, начинает налаживаться. С 1923 г. Булгаков принят в члены Союза писателей.

Булгаков в 1923 г. начинает работать над романом «Белая гвардия». Он создает свои известные произведения:

  • «Адам и Ева»;
  • «Александр Пушкин»;
  • «Багровый остров»;
  • «Бег»;
  • «Блаженство»;
  • «Зойкина квартира»;
  • «Иван Васильевич».

А в 1925 году женится на Белозерской Любови Евгеньевне.

Состоялся он и как драматург. Уже тогда прослеживалось парадоксальное восприятие Советским государством творчества классика. Даже Иосиф Сталин по отношению к нему был противоречив и непоследователен. Он 14 раз смотрел МХАТовскую постановку "Дни Турбиных". Затем заявил, что "Булгаков - не наш". Однако в 1932 г. он повелевает ее вернуть, причем в одном-единственном театре СССР - во МХАТе, заметив, что все-таки "впечатление пьесы на коммунистов" - позитивное.

Более того, Иосиф Сталин впоследствии в своем историческом обращении 3 июля 1941 г. к народу использует фразеологию слов Турбина Алексея: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

В период с 1923 по 1926 г. происходит расцвет творчества писателя. На осень 1924 г. в литературных кругах Москвы считается действующим писателем № 1 Булгаков. Биография и творчество писателя неразделимо связаны. У него складывается литературная карьера, становящаяся главным делом его жизни.

Недолгий и непрочный второй брак писателя

Первая жена Татьяна Лаппа вспоминает, что, находясь в браке с ней, Михаил Афанасьевич не однажды повторял, что должен жениться трижды. Он повторял это вслед за писателем Алексеем Толстым, который считал такую семейную жизнь ключом к славе писателя. Существует поговорка: первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от черта. Согласно ли этому надуманному сценарию искусственно складывалась биография Булгакова? Интересные факты и мистерии в ней не редкость! Впрочем, вторая жена Булгакова, Белозерская, дама светская, действительно выходила замуж за обеспеченного, перспективного писателя.

Однако с новой женой душа в душу писатель прожил всего-то года три. Пока в 1928 году «на горизонте не появилась» третья супруга писателя - Елена Сергеевна Шиловская. Булгаков еще находился во втором своем официальном браке, когда завязался этот бурный роман. Свои чувства к третьей супруге писатель с большой художественной силой описал в «Мастере и Маргарите». О привязанности Михаила Афанасьевича к обретенной женщине, с которой ощущал духовную связь, говорит тот факт, что 03.10.1932 г. ЗАГС расторг его брак с Белозерской, а 04.10.1932 г. был заключен союз с Шиловской. Именно третий брак стал для писателя главным в его жизни.

Булгаков и Сталин: проигранная партия писателя

В 1928 г., вдохновленный знакомством со «своей Маргаритой» - Еленой Сергеевной Шиловской, приступает к созданию своего романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Краткая биография писателя, впрочем, свидетельствует о начавшемся творческом кризисе. Ему нужен простор для творчества, которого нет в СССР. Мало того, на издание и постановки Булгакова существовал запрет. Несмотря на известность, его пьесы не ставили на сценах театров.

Иосиф Виссарионович, прекрасный психолог, прекрасно знал слабые стороны личности этого талантливейшего автора: мнительность, склонность к депрессиям. Он играл с писателем, как кошка играет с мышкой, имея против него неоспоримое досье. 07.05.1926 г. на квартире Булгаковых был произведен единственный за все время обыск. В руки Сталина попали личные дневники Михаила Афанасьевича, крамольная повесть "Собачье сердце". В игре Сталина против писателя был получен такой козырь, который роковым образом обусловил катастрофу писателя Булгакова. Вот вам и ответ на вопрос: "Интересная биография Булгакова ли?" Отнюдь. До тридцати лет его взрослая жизнь была вдоволь наполнена страданиями от нищеты и неустроенности, далее действительно следовало лет шесть более-менее размеренной обеспеченной жизни, но вслед за ней последовал насильственный излом личности Булгакова, болезнь и смерть.

Отказ от выезда из СССР. Роковой звонок вождя

В июле 1929 г. писатель обращается с Письмом к Иосифу Сталину, прося выезда из СССР, а 28.03.1930 г. обращается к Советскому правительству с этой же просьбой. Разрешение не давали.

Булгаков страдал, он понимал, что его выросший талант губят. Современникам запомнилась выроненная им фраза после очередного неполученного разрешения выехать: «Меня ослепили!»

Однако то был еще не окончательный удар. А он был ожидаем... Все изменил звонок Сталина 18 апреля 1930 г. В тот момент Михаил Булгаков с третьей супругой Еленой Сергеевной, смеясь, ехали в Батум (там на месте Булгаков собирался писать пьесу о молодых годах Сталина). На станции Серпухов вошедшая в их вагон женщина объявила: «Бухгалтеру телеграмма!»

Писатель, издав невольный возглас, побледнел, а затем ее поправил: «Не бухгалтеру, а Булгакову». Он ожидал... Сталин назначил телефонный разговор на это же число - 18.04.1930 г.

Днем раньше похоронили Маяковского. Очевидно, что звонок вождя можно было в равной мере назвать и своеобразной профилактикой (он уважал Булгакова, однако все же мягко прессинговал), и хитростью: в доверительной беседе вытянуть из собеседника невыгодное обещание.

В нем Булгаков добровольно отказался ехать за рубеж, чего до конца своей жизни не мог себе простить. Это был его трагический проигрыш.

Сложнейший узел взаимоотношений связывает Сталина и Булгакова. Можно сказать, что семинарист Дждугашвили переиграл и сломил и волю, и жизнь великого писателя.

Последние годы творчества

В дальнейшем весь свой талант, все свое мастерство автор сконцентрировал на романе «Мастер и Маргарита», который писал в стол, без всякой надежды на публикацию.

Созданную о Сталине пьесу «Батум» отверг секретариат Иосифа Виссарионовича, указав на методическую ошибку писателя - превращение вождя в героя романтического.

Фактически Иосиф Виссарионович приревновал, если так можно сказать, писателя к своей же харизме. С этих пор Булгакову разрешали работать лишь как театральному режиссеру.

Кстати, Михаил Афанасьевич считается одним из лучших в истории русского театра режиссеров Гоголя и Салтыкова-Щедрина (любимых своих классиков).

Все, что он писал - негласно и предубежденно, было «непроходным». Сталин его последовательно уничтожал как писателя.

Булгаков все же писал, он отвечал на удар, как это мог сделать настоящий классик... Роман о Понтии Пилате. О всесильном самодержце, тайно боящемся.

Причем первый вариант этого романа был сожжен автором. Он назывался по-другому - «Копыто дьявола». В Москве после написания его пошли слухи, что Булгаков написал о Сталине (Иосиф Виссарионович родился с двумя сросшимися пальцами на ноге. В народе это называют копытом Сатаны). Запаниковав, автор сжег первую версию романа. Отсюда впоследствии и родилась фраза «Рукописи не горят!».

Вместо заключения

В 1939 году был написан и прочитан друзьям окончательный вариант «Мастера и Маргариты». Быть впервые изданной в сокращенном варианте этой книге судилось лишь через 33 года… Жить смертельно больному Булгакову, страдающему от почечной недостаточности, оставалось недолго...

Осенью 1939 г. его зрение критически ухудшилось: он практически ослеп. 10.03.1940 г. писателя не стало. Похоронили Михаила Булгакова 12.03.1940 г. на Новодевичьем кладбище.

Полная биография Булгакова до сих пор остается предметом споров. Причина в том, что советский, выхолощенный ее вариант, представляет читателю приукрашенную картину лояльности автора к Советской власти. Поэтому, интересуясь жизнью писателя, следует критически анализировать несколько источников.

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе « » и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем (« »). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. « » (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. , А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал произведения Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.

Цели урока:

обучающая: знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений;

развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; открыть для себя новые страницы жизни писателя;

воспитывающая: воспитание патриотизма, гуманности.

Оборудование: портрет М.А. Булгакова, произведения автора, презентация.

Методические приемы: доклад ученика в форме презентации, выступления учащихся по заранее подготовленным темам.

Вид: урок усвоение нового материала.

Тип: урок-презентация.

План урока.

I. Слово учителя.
II. Презентация. Детство и юность (творческая группа)
III. Учащиеся готовят выступления по темам:
1. “Драматургия М.А.Булгакова” (“Белая гвардия”, пьеса “Дни Турбиных”).
2. “Сатира М.А.Булгакова” (“Собачье сердце”).
3. “История создания романа “Мастер и Маргарита””.
IV. История знакомства Булгакова с Еленой Сергеевной (прототип Маргариты).
V . Итоги урока
VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Вспомните, с какими произведениями Булгакова знакомы по книгам, фильмам (“Бег”, “Мастер и Маргарита”, “Белая гвардия”, “Дни Турбиных”, “Собачье сердце”, “Роковые яйца”, “Дьяволиада”, “Иван Васильевич меняет профессию” и др.). Кстати, мало кто знает, что любимый всеми фильм поставлен по пьесе “Иван Васильевич”. Сегодня на уроке мы постараемся, как можно больше узнать об этом замечательном авторе.

Познакомимся с планом презентации:

  1. Детство.
  2. Смерть отца.
  3. Медицинская деятельность.
  4. Женитьба.
  5. Колеблясь над бездной.
  6. Начало литературной деятельности.
  7. Драматургия. Пьеса “Дни Турбиных”, Роман “Белая гвардия”.
  8. Сатира “Собачье сердце”.
  9. Роман “Мастер и Маргарита”.
  10. Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной.
  11. Письмо Сталину.
  12. Последние годы жизни.

II. Ведущий ученик 1 (презентация). Детство.

1891 г. 15 мая в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя дано в честь, хранителя города Киева, архангела Михаила.

1892-1899 гг. Переезды семьи Булгаковых в различные домовладения в поисках более дешевой и удобной квартиры - в районе Печерска; на Госпитальной улице, 4; в Кудрявском переулке, 9.

Семья была большой и очень дружной, воспитанием детей большей частью занималась мать - Варвара Михайловна, “светлая королева”, как назвал ее сам писатель в первом своем романе “Белая гвардия”. Булгаков получил прекрасное домашнее образование, знал французский, немецкий, английский, греческий и латынь.
1901 г. 22 августа. Был принят в 1-й класс 1-й Киевской гимназии “особого устава”.

Смерть отца. Главной трагедией детства М. Булгакова стала безвременная смерть отца. Афанасий Иванович Булгаков - профессор Киевской духовной академии, человек высокой души и огромной эрудиции, скончался 14 марта 1907 года. Болезнь была непродолжительной, и смерть главы семейства обрушилась на всех как сошедшая с гор лавина. Пятнадцатилетний Миша пережил этот удар судьбы едва ли не тяжелее остальных. Несомненно, именно с тех пор в его характере навсегда укоренились гордость, обостренное чувство собственного достоинства, обидчивость, незащищенность, упрямство и даже некоторая заносчивость, что позже отчетливо проглядывали в облике уже вполне сформировавшегося мужчины и во многом определили его поведение.

Женитьба.

Первым проявлением своеволия и легкомыслия стала женитьба на Тане Лаппа против воли родителей. 1915 г. 26 апреля венчание Булгакова с Татьяной Николаевной Лапа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Брак оказался несчастливым и недолговечным, но все десять лет совместной жизни Татьяна Николаевна была “ангелом-хранителем” Булгакова. Без сомнения, она спасла его от смерти на Кавказе во время гражданской войны. Она же помогла ему вырваться из объятий наркомании.

Медицинская деятельность.

В 1909 г. Булгаков оканчивает Киевскую гимназию. А в 1911-1916 г. становится студентом медицинского факультета Киевского университета, который оканчивает с отличием.

Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту начала XX в. твёрдость, решительность его характера. К осени 1916 г. -сельский врач в Сычевском уезде Смоленской губернии. В 1917 г. работает в городской больнице г. Вязьмы. В 1918 г. вернулся в Киев, где последовательно призывался военврачом в красные, петлюровские и белые части. В конце августа 1919 г. большевики, покидая под напором Белой армии Киев, спешно расстреливали сотни заложников, после них взорам киевлян открылись страшные картины. Это укрепляло решимость Булгакова сопротивляться победе власти большевиков в России. Мобилизованный белыми, он в качестве военврача отправился на Северный Кавказ. Конечно, Булгаков предпочёл бы фронту частную практику врача и письменный стол литератора. Но Белая армия была его армией: в ней были люди его круга, друзья, знакомые, в её рядах оказались с первых же дней его младшие братья.

Ведущий ученик 2 (презентация).

Колеблясь над бездной. Период морфинизма может считаться одним из самых тяжелых испытаний на жизненном пути писателя. Дело в том, что во время работы Булгакова земским врачом в одной из сельских больниц Смоленщины возникла опасность заражения дифтеритом. При отсасывании дифтеритических пленок у больного ребенка одна из них попала Булгакову. Чтобы избежать этой страшной угрозы, врач должен был подвергнуться прививке от дифтерии. Однако организм отреагировал на это отеком лица и столь страшным зудом, что пришлось сделать инъекцию морфия. Потом инъекции повторялись еще несколько раз. Разумеется, Булгаков понимал всю опасность проводимых процедур, однако шел на них. Но разве можно судить земского врача, у которого не было возможности отлежаться несколько дней в постели, перетерпев боль и другие неудобства: он должен был работать, причем работать с огромным напряжением. По воспоминаниям писателя, он принимал до 100 больных в день! К тому же его неудержимо влекло к себе литературное творчество, и медицинская деятельность была мучительно неустранимой помехой на пути к нему. Автобиографические строки из незавершенной повести “Морфий”, написанные как бы в назидание новым поколениям, невозможно читать без ужаса. Видно, какая пропасть ждала писателя. Хорошо, что желание реализовать свой огромный творческий потенциал оказалось сильнее болезни. При помощи жены Татьяны Николаевны и второго мужа матери - врача Ивана Васильевича Воскресенского писатель сумел навсегда избавиться от пагубной привычки, причем сделал это на инъекциях обычной воды. Для простого смертного это вещь совершенно недостижимая. И все же сколько-нибудь значительного влияния на фантазию художника пережитые им особые состояния не оказали. Его природный талант был несравнимо богаче, и не нуждался ни в каком искусственном обогащении!

Начало литературной деятельности. В сентябре 1921 года Булгаков приехал в Москву, “чтобы остаться в ней навсегда”. Здесь и заявил о себе в полную силу его грандиозный писательский дар. Однако раскрытие таланта происходило в чрезвычайно сложных условиях. Бесприютность, тягостная суета в добывании средств, отсутствие времени для творческого труда и, наконец, невозможность публиковаться, что для писателя, разумеется, всегда оказывается самым мучительным.

Первыми произведениями Булгакова в Москве были фельетоны, которые он печатал в берлинском журнале “Накануне”, в газетах “Труд” и “Гудок” и невысоко ценил. “Записки юного врача” (писались в 1917- 1925, отдельное издание только в 1963 г.) были традиционным для русской литературы (отчетом о его “долитературной” деятельности). Но повести “Дьяволиада” (1924) и “Роковые яйца” (1925) уже обнаружили типичную для Булгакова скрытую в непринужденных шутках глубину.

III. Выступления учащихся по теме: “Драматургия М. А. Булгакова”

Пьеса “Дни Турбиных” (примерные ответы). 5 октября 1926 года на сцене Московского театра состоялась премьера спектакля “ Дни Турбиных”. “Дни Турбиных” были написаны по мотивам романа "Белая гвардия" и первые две редакции пьесы носили одинаковое с ним название. Работу над первой редакцией пьесы "Белая гвардия" Булгаков начал в июле 1925 г. Еще 3 апреля 1925 г. он получил приглашение режиссера МХАТа Б. И. Вершилова придти в театр, где ему предложили написать пьесу на основе романа "Белая гвардия". У Булгакова замысел подобной пьесы зародился еще в январе 1925 года. В какой-то мере этот замысел продолжал идею, осуществленную во Владикавказе в ранней его пьесе "Братья Турбины" в 1920 году. Тогда автобиографические герои (Турбина - девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери, Анфисы Ивановны, в замужестве - Покровской) были перенесены во времена революции 1905 г. В пьесе "Белая гвардия", как и в романе, Булгаков использовал собственные воспоминания о жизни в Киеве на рубеже 1918-1919 гг. Это была удивительная постановка! Единственная из всего довоенного репертуара, она выдержала около 1000 представлений! В 30-е годы, в жуткое время “ежовщины”, когда люди боялись собственной тени, актеры выходили на сцену в золотых погонах офицеров царской армии, говорили о человеческой чести и даже пели “Боже, Царя храни...”, Известно, с каким интересом относился к этому спектаклю Сталин. За почти пятнадцатилетнюю историю постановки он не менее 15 раз смотрел спектакль полностью, а сколько раз он приезжал ко второму, к третьему действию!

Роман “Белая гвардия”. Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью - в Париже: том первый- 1927 год, том второй - 1929 год

“Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сохранились. По свидетельству перепечатывавшей роман машинистки Раабен, первоначально “Белая гвардия” мыслилась как трилогия. В качестве возможных названий романов предполагавшейся трилогии фигурировали “Полночный крест” и “Белый крест”. Прототипами героев романа стали киевские друзья и знакомые Булгакова. Так, поручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сигаевского. Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова -Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель. В “Белой гвардии” Булгаков стремится показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за годы мировой войны. В романе противопоставлены две группы офицеров - те, кто “ненавидят большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку” и “вернувшимся с воины в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, - отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь”. Булгаков социологически точно показывает массовые движения эпохи. Он демонстрирует вековую ненависть крестьян к помещикам и офицерам, и только что возникшую, но не менее глубокую ненависть к оккупантам.

И все же произведения Булгакова не народны. В них нет ничего, что затрагивало народ в целом. Есть толпа загадочная и жестокая”. Талант Булгакова не был проникнут интересом к народу, к его жизни. Его радости и горести по Булгакову узнать нельзя.

IV.

Выступление учащихся по теме: “Сатира М. А. Булгакова” “Собачье сердце” (примерный ответ).

“Собачье сердце” - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников: не была высмеяна и растоптана лже-критиками от “советской литературы”, так как вышла в свет лишь в 1987 году. В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам. Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его обликом - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Взаимоотношения ученого и уличного пса Шарика - Шарикова составляют основу сюжета повести. Внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса, выдает существо очень неглупое, по-своему оценивающее жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”, “где играли на гармошке и пахло сосисками”. Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”. Булгаков блестяще выражает, так сказать, "внутренний мир” собаки, бездомного московского пса, ироничного, любознательного наблюдателя жизни... А какое у него чувство юмора, как ярки его впечатления! И это мигом утрачивается в “варианте” Шарикова. Новое “очеловеченное” существо неизмеримо ниже Шарика. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Неизбежен конфликт между профессором Преображенским, Борменталем и человекообразным люмпеном. В повести Шариков вернулся в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в 30-50-е годы травил людей, как когда-то по роду службы травил и душил бродячих собак и кошек. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты, удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится всем низким, потому что это поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом высок, а потому должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале 20 века, остается актуальной и в наши дни.

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в “Собачьем сердце” (1925 г.). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Выступление учащихся по теме: “Роман “Мастер и Маргарита” (примерный ответ).

Роман “Мастер и Маргарита” - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это “закатный” роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатан он в сороковые годы, по понятным причинам, быть не мог.

Появление романа в журнале “Москва” (№ 11 за 1966 и № 1 за 1967 год), даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершено необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. В феврале 1929-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман “Мастер и Маргарита”, роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни. Он о Боге и черте, о трусости как об одном из главных человеческих пороков, несмываемом, страшном грехе предательства, Добре и Зле, о репрессиях, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, но прежде всего он о верной и вечной, всепобеждающей силе любви и творчества. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, как и все великие, вечные книги человечества, посвящён всесилию и непобедимости любви. Но не будем забывать того, что писался он во времена, когда господствующей силой в обществе, в стране и мире была ненависть. Ненависть классовая и национальная, революционная и религиозная, общественная и личная... Всё, что было порождено ненавистью, - сгорело, рассыпалось прахом, ушло в небытие. Рукописи же, вдохновлённые любовью, прославляющие любовь, увлекающие за собой порывом любви, неуничтожимы, вечны.

Поистине, как сказал однажды Воланд, обращаясь к Мастеру, - “рукописи не горят”. Лишённый своего читателя, обречённый не быть, писатель Булгаков жил любовью жены - Елены Сергеевны Булгаковой - и верой в высший суд, суд времени. Как истинный Мастер, Булгаков и его роман принадлежали вечности. Понимание этого было так же недоступно многим современникам писателя, как и недоброжелателям его Мастера. В 1946 году, выступая перед коллективом МХАТа, Вс. Вишневский, давнишний враг Булгакова, превозносил историческое значение постановление ЦК ВКПб о журналах “Звезда” и “Ленинград” и доклад о них Жданова. Для вещей убедительности драматург-рапповец процитировал фразу Сталина: “Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать”. Вождь жестоко заблуждался: ничему большевики Булгакова не научили; ни в чём сила их не подтвердилась.

Работу над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить.

V.

Ведущий ученик. Знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной. В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой. “Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь...”. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор “Белой гвардии”. Отмечаем и то, что к этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась “Белая гвардия”, разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как “Собачье сердце”, - молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к “Дням Турбиных” идет в единственном театре страны одна эта пьеса... Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: “Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно”. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве...

Из дневников Елены Сергеевны: “Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: "Я не могу без тебя жить". И я ответила: "И я тоже". И мы решили соединиться, несмотря ни на что”.

“Писатель решает жить и работать... Они еще не вместе, но есть надежда... Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его - на рукописи “Мастера”: “Дописать, прежде, чем умереть!” и на другой - “На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне”.

Учитель зачитывает отрывок из произведения “Мастер и Маргарита” знакомство Мастера и Маргариты, а также зачитать о жизни Маргариты до знакомства с Мастером: “Маргарита Николаевна (Елена Сергеевна) не нуждалась в деньгах. М. Н. могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди, М.Н. никогда не прикасалась к примусу. М.Н. не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как 19 летней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине?!”

Ведущий ученик. В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: “Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный”. И будто сбывалось главное предсказание: “Он не заслужил света, он заслужил покой”. Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: “Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать”. Едва понятно Мастер ответил: “Чтобы знали... Чтобы знали...” Он заслужил покой, закончив роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; что обещала мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал “Москва” с романом своего Мастера. Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: “Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужас перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было”.

Ведущий ученик. Письмо Сталину. В июле 1929 года Булгаков обратился к Сталину: “В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставить более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства я обращаюсь к Вам...”. Далее следовала просьба о выезде за границу. Никакого ответа на это обращение не последовало. Как писатель жил это время? Если бы не помощь друзей, прежде всего - В.В.Вересаева, он бы, несомненно, погиб...

28 марта 1930 года Булгаков вновь обращается к правительству с поразительным по смелости письмом, где отстаивает свое право на свободное творчество и открыто заявляет о царящем в стране произволе. Никто и никогда в СССР, ни один писатель не обращался к Сталину со столь откровенным, резким и смелым письмом. Известно, что за этим последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссера во МХАТ. Мастер целиком отдался театральной деятельности, однако он понимал, что власти играют с ним в “кошки-мышки” и творить свои произведения в атмосфере свободы ему не дадут. В письме Вересаеву от 27 июля 1931 года Булгаков с горькой иронией размышлял о своей жизни: “Имеются в Москве две теории. По первой (у нее многочисленные сторонники) я нахожусь под непрерывным и внимательнейшим наблюдением, при коем учитываются всякая моя строчка, мысль, фраза, шаг. Теория лестная, но, увы, имеющая крупнейший недостаток.

Последние годы жизни.

В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг - стихи.

Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком". Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений

"Памяти М. Булгакова", написанном в марте 1940 г., вскоре после смерти автора "Мастера и Маргариты":

VI. Декламация стихотворения наизусть А.Ахматовой "Памяти М. Булгакова" (заранее подготовленная ученица)

Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье… (стихотворение в сокращении)

Это стихотворение Ахматова впервые прочла Е. С. Булгаковой 16 апреля 1940 г., накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина (1884-1937), скончавшегося в Париже 10 марта 1937 г.

VII. Итоги урока.

Домашнее задание. “Мастер и Маргарита”: 1,3,4,5,6,7,8,9,10,12. (черная магия, и ее разоблачение). 14,17,18.

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения многих выдающихся русских прозаиков того времени, например Горького и Шолохова. Оно наложило свой отпечаток на художественное творчество Булгакова и сильно повлияло на его отношение к революционным переменам в стране. Нельзя полностью объяснить взгляды художника его социальным происхождением и воспитанием, однако они во многом формируют характер и личность человека, его предпочтения в жизни. И Булгаков, будучи честным и справедливым человеком, всё же так и не смог понять прямолинейности новой идеологии, примириться с грубостью и невежеством, которые неизбежны при столь радикальных социальных потрясениях.

Булгаков получил хорошее образование: к восемнадцати годам окончил Первую киевскую гимназию. В 1916 году с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета. Михаила Булгакова как человека характеризует то, что во время Гражданской войны он служил военным врачом в разных по политической принадлежности армиях, им руководили не политические пристрастия, а человеческий и врачебный долг. В 1921 году Булгаков переезжает в Москву и с этого времени полностью посвящает свою жизнь литературе и театру. В первые годы своего пребывания в Москве он печатается в популярных газетах, заводит знакомства с писателями и поэтами своего поколения, приехавшими в столицу создавать новую литературу.

В начале литературной деятельности в писательской манере Булгакова проявились две особенности: сатирическая проза и фантасмагория (причудливая фантазия), возникающая на основе научной фантастики и религиозных суеверий. Он пишет множество фельетонов, сатиру на тупость канцелярской работы «Дьяволиада » (1923) и фантастическую повесть, высмеивающую обывательское сознание, «Роковые яйца» (1924). Самым заметным произведением этого периода стала повесть, критиковавшая саму основу советского строя и его революционную идею, «Собачье сердце » (1925). Михаил Булгаков пишет также роман о событиях недавнего времени «Белая гвардия » (1922-1924), а затем выступает как драматург, создав на его основе пьесу «Дни Турбиных » (1926). Оба произведения посвящены теме раскола в русском обществе, поразившей всех смуте в революционном вихре времени, в тяжёлые 1918-1919 годы, когда поочерёдно менялась власть в Киеве. Не случайно эпиграфом к роману автор выбрал слова о буране, захлестнувшем степь, из «Капитанской дочки» Пушкина. Пьеса «Дни Турбиных» была обречена на запрет, однако у неё появился неожиданный защитник — сам Сталин, которому понравилась идеологически «неправильная» пьеса. Интересно, что хотя спектакль «Дни Турбиных» в конце концов был снят с репертуара, но в целом благодаря этому «заступничеству» он выдержал девятьсот восемьдесят семь постановок при жизни Булгакова.

После «Дней Турбиных» в 1920-е годы Михаил Булгаков пишет сатирические комедии о советском быте, мещанской психологии, ханжестве современников и лицемерии власти, а также другие произведения, в которых ярко проявилось несогласие с моральной атмосферой в стране. Это были трудные годы для писателя, поскольку его произведения запрещались к публикации, пьесы не допускались к постановке в театрах. Булгаков даже вынужден был обратиться с письмом лично к Сталину, чтобы ему дали возможность спокойно работать или же разрешили уехать из страны. После этого его приняли на работу во МХАТ (Московский Художественный академический театр), опять по личному приказу Сталина, который, тем не менее, считал Михаила Афанасьевича своим идеологическим врагом.

В последние двенадцать лет жизни Булгаков работал над своим главным произведением — романом «Мастер и Маргарита » (1928-1940), который он начал писать как сатиру на современное советское общество, но потом, осознавая, что проблематика произведения выходит за пределы конкретного времени и касается любого общества, создал грандиозную философскую картину человеческих нравов. Главным художественным приёмом романа «Мастер и Маргарита» стал приём соотнесения современности и евангельской истины. В своём творчестве Михаил Булгаков опирался на традиции мировой и русской классической литературы. Образ Мастера — художника, написавшего роман о Христе, продолжает пушкинскую идею о назначении поэзии и роли поэта; галерея сатирических образов, комические ситуации, язвительность, нравственные мотивы восходят к Гоголю; проделки демонов, изображённых в романе, напоминают европейскую литературу о бесах. Эпиграф к роману Булгаков берёт из сцены встречи Фауста и Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст», в которой демон отвечает на вопрос Фауста о себе: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Этими словами писатель объясняет смысл своего романа — злая воля бессильна насадить зло в человеке и на земле, и всякое богопротивное дело неизменно обращается в Добро.

Долгое время о романе не было известно, лишь немногие современники Булгакова помнили о том, что тот писал какой-то роман. Вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова двадцать шесть лет хранила два толстых тома рукописи романа, никому его не показывала, опасаясь, что власти уничтожат бесценный труд. Однако к середине 1960-х годов тогда ещё неизвестному учёному-филологу А.Ф. Вулису удалось убедить верную хранительницу романа в своей порядочности. Она дала ему рукопись для прочтения, и в конце 1966 — начале 1967 года роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в журнале «Москва». Эта публикация подтвердила знаменитый тезис, прозвучавший в романе: «Рукописи не горят».