Женская судьба в драмах А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце»)

Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из сказки «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить».Дочь Весны и лютого Деда Мороза - один из самых очаровательных образов драматургии Островского - Снегурочка попадает в мир людей, «детей Солнца» берендеев, не имея главного - горячего сердца, способного любить. Любовь - чувство, подвигающее любящего на самоотречение, растворение в предмете чувства. То, что Снегурочка, полюбив, растаяла - глубоко символично. Это не месть Ярилы Морозу, а дар любви - самоотречения. Мизгирь уходит вслед за любимой, но сказка заканчивается оптимистично - гимном Солнцу и жизни, дающей возможность любить, отдавая свое сердце другим.Светел и поэтичен другой женский образ Островского - Катерина в драме «Гроза». Натура Катерины цельная и неординарная. Искренность, эмоциональность, непосредственность - таковы приметы «горячего сердца» в этой героине.В сказочном мире судьба такой героини была печальна, в реальном же мире она трагична. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве собственного достоинства, жажде жизни, любви, смириться с затхлым существованием мира города Калинова. Но и любовь к Борису - трагедия. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием «греха» преступления. Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.Смыслом жизни другой героини А. Н. Островского - Ларисы в драме «Бесприданница» - тоже является любовь. Без любви, человеческого тепла, понимания «жить холодно». Душа Ларисы крылата, она восторженна, артистична. Ее горячее сердце жаждет любви. Но все ее иллюзии и надежды рассыпаются от столкновения с черствостью и расчетливостью окружающих. Человек, которого она полюбила, оказывается бессердечным, у него «ничего заветного нет». Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в орлянку, поступая с ней, как с вещью. Выстрел Карандышева приносит ей освобождение от постылой жизни. Снова человек с горячим сердцем, живущий чувствами, волнуемый страстями, оказывается униженным и обманутым.

15. Пьесы а.Н. Островского «москвитянинского» периода (50-ые гг.). Проблематика, система образов, стилевые особенности.

В 1850 становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны "Утро молодого человека", "Неожиданный случай"«Неожиданный случай» - пьеса Александра Островского. Написана в 1850 году.История написания[править | править исходный текст]Пьеса «Неожиданный случай» была задумана как комедия. В процессе работы над пьесой Островский пришёл к мысли сделать из нее драматический этюд.«Неожиданный случай» был закончен примерно в сентябре - октябре 1850 года и появился в сборнике «Комета» (1851 год).Первое представление пьесы «Неожиданный случай» было осуществлено 1 мая 1902 года в Александрийском театре, в бенефис суфлёров и вторых режиссёров.Действующие лица[править | править исходный текст]Сергей Андреич Розовый, неслужащий помещик лет 27.Павел Гаврилыч Дружнин, чиновник, товарищ Розового по учебному заведению.Софья Антоновна, вдова лет 30.Маша, горничная Софьи Антоновны.

Утро молодого человека

«Утро молодого человека» - пьеса Александра Островского, написанная в 1850 году.Сцены «Утро молодого человека», законченные не позднее октября 1850 года, появились в 22-м номере «Москвитянина» того же года (цензурное разрешение от 14 ноября 1850 года). Черновых рукописей сцен не сохранилось.Рецензент журнала «Современник» писал о пьесе: «Каждый журнал с радостью поместил бы „Утро молодого человека“ на своих страницах: так много в этих коротеньких сценках простодушной бойкости и наблюдательности» («Письмо иногороднего подписчика», «Современник», 1851, т. XXV, стр. 95-99).Вдохновлённый успехом этой пьесы, а также двух предыдущих («Семейная картина» в 1847 и «Свои люди - сочтёмся» в 1849), Островский в 1851 году уходит со службы, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству.В 1852 году, посылая пьесу в драматическую цензуру, Островский внёс в неё ряд исправлений (рукопись хранится в Театральной библиотеке им. Луначарского в Ленинграде).Цензурное разрешение на постановку пьесы «Утро молодого человека» было получено 11 ноября 1852 года. Первое представление состоялось 12 февраля 1853 года в Петербурге, на сцене Александринского театра, в бенефис Бурдина. Роль Недопекина играл Прусаков, Лисавского - Зубров.11 мая того же года пьеса была поставлена на сцене Малого театра в Москве, в бенефис Усачёва. Роль Смурова играл П. М. Садовский, Лисавского - С. В. Васильев, Недопекина - Колосов.Действующие лица[править | править исходный текст]Недопекин Семен Парамоныч.Лисавский Сидор Дмитрич.1-й молодой человек.2-й молодой человек.Смуров, купец, дядя Недопекина.Вася, племянник Смурова, двоюродный брат Недопекина.Сидорыч, приказчик тетки Недопекина.Иван, лакей.Гришка, мальчик.

Драматические произведения А. Островского имеют ряд особенностей: это « пьесы жизни » , раскрывающие общенациональные проблемы и бессмертные социально-психологические типы . Кроме того, произведения Островского гуманистичны: автор стоит на защите общечеловеческих ценностей и человека как главной ценности. В его пьесах воссоздан национальный колорит – на уровне быта и человеческих взаимоотношений. Еще одно отличие – афористичность пьес Островского: сколько его метких названий стали самостоятельными афоризмами! Особенность героев драматурга – в их «горячем сердце » : доброте, душевной щедрости, способности самоотверженно любить и помогать другим.

Драму «Гроза» (1859) можно назвать трагедией «горячего сердца» : здесь множество конфликтов и драматических контрастов. Все действие пьесы разворачивается в предгрозовой, а после и грозовой атмосфере.

Центром «Грозы», «горячим сердцем» пьесы становится Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Героине противостоит быт и нравы города Калинова, где господствуют деспотизм и самодурство Диких и Кабаних. Суть конфликта Катерины и свекрови – в несовместимости свободы «горячего сердца» с тиранией, покорностью и смирением. Обострением конфликта становится проснувшееся чувство к Борису – человеку другого мира, как кажется Катерине; его результатом – гибель героини как приговор миру Диких и Кабановых, конформистам и рабам.

Добролюбов усматривал в образе Катерины революционное звучание: противостояние «луча света» «темному царству». Островский же, по его признанию, имел в виду более широкий и глубокий замысел – противопоставить поэтический мир природы и души человека с их красотой и мощью нищете духа, когда все светлое обречено на гибель.

«Горячим сердцем» является и Лариса из «Бесприданницы» (1879) – образ трагический, овеянный печальной поэзией несбывшейся любви и обманутых надежд.

Пьеса охватывает иную сферу – сферу зарождающегося капитализма, где на смену Диким и Кабанихам приходят хищники с мертвой хваткой, циничные и расчетливые дельцы – Кнуровы, Паратовы. Для них достоинство человека, репутация девушки не имеют никакой цены, поэтому они, не глядя, «растаптывают» Ларису ради мелкого удовольствия и забавы.

Трагедия Ларисы состоит не в том, что она бесприданница, а в том, что, в силу своей чистоты и благородства, умеет разглядеть аморальность и беспринципность хозяев жизни. Отсюда и эволюция конфликта – от несовместимости бедности и богатства до противостояния нравственно совершенной личности миру расчета и выгоды. Лариса понимает свою обреченность и благодарит своего убийцу: «Какое благодеяние вы для меня сделали… Это я сама… Никто не виноват… ».

Бытовые и социальные реалии эпохи, герои, раскрывающие тему «горячего сердца», представлены также в пьесах «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.

Успешного изучения литературы!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вот красота-то куда ведет

(показывает на Волгу).

Вот, вот, в самый омут.

А.Н. Островский. «Гроза»

Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» - европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин - судовладелец Сергей Сергеевич Паратов (произошло сближение между торговым сословием и дворянством, некогда сторонившимся предпринимательства). Но за внешним лоском этих хозяев жизни - тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золото».

Золото - тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом «темном царстве» красота - проклятие, красота - гибель, или физическая, или духовная.


Вв едение
А.Н.Островский начал свой творческий путь в 40-ые годы XIX века, когда русский театр переживал острый кризис, и создал самобытную национальную драматургию. Он стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального демократического театра. В качестве излюбленного жанра писатель выбрал именно пьесу, потому что, как он сам отмечал, «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать» (Островский 1941: 64).
В произведениях Островского представлены люди разных сословий и характеров в самых разнообразных жизненных проявлениях. Драматургии Александра Николаевича присущ разноплановый подход: за сатирой мы можем увидеть глубокий психологизм, а за повседневным бытом – лиризм и романтику.
А.Н.Островский заботился о том, чтоб его герои выглядели правдиво, и действительно, в его пьесах мы видим реальных людей, взятых из истории или из газетных заметок, а не абстрактные образы. Драматург не рассказывает о характерах своих героев, а показывает их в действии. Главной точкой опоры в произведениях Островского является конфликт. Наличие конфликта делает произведение более интересным, потому что там происходят столкновения убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно постичь мотив, стоящий за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. В центре пьес Островского стоят конфликты разного характера: это и социальные конфликты, и столкновения поколений, и даже борьба с самим собой, когда конфликт развивается не вокруг героя, а в нем самом (такое мы можем встретить в психологических драмах).
В качестве главного противника «темного царства» А.Н.Островский выбрал женщину, угнетенную, униженную, но наделенную стойкостью характера и горячим сердцем: это нежная и беззащитная Катерина («Гроза»), отчаянная Аксюша («Лес»), дерзкая Параша («Горячее сердце»), наконец, безрассудная Лариса Огудалова («Бесприданница»). Героини пьес А.Н.Островского отличаются по складу характера от всех тех, кто окружает их: они честны, искренни, принципиальны и неспособны на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царит лицемерие, обман и фальшь, их жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается иногда трагично. Происходит это потому, что горячее сердце героинь Островского не подвластно рассудительному уму. Эти женщины подчиняются только закону собственной совести и способны, по словам Гончарова, «думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами» (Гончаров 1955: 177).
Жертвы хищников в пьесах А.Н.Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. Естественно, все симпатии драматурга были на стороне тех, кто восстает против деспотизма и лжи и попрания человеческого достоинства.
Все героини пьес Островского находятся в разных общественных положениях: Катерина – жена богатого купца, Аксюша – бедная девушка, живущая в доме своей богатой тети, Параша – дочь богатого помещика, а Лариса вообще принадлежит к новой буржуазии. Однако, несмотря на принадлежность к разным социальным классам, у них много общего. Прежде всего, это желание быть свободной от оков «темного царства», иметь право на собственный выбор и счастье с любимым человеком.
В своем творчестве А.Н.Островский рассматривает проблемы, касающиеся разных сторон жизни. В данной работе мы будем рассматривать проблему женской доли, места женщины в русской действительности XIX века, ориентируясь на пьесы А.Н.Островского, а также проблемы нравственности и любви как одной из составляющих протеста «горячего сердца» против «темного царства».
Объектом исследования нашей работы является драматургия А.Н.Островского, его произведения, общим лейтмотивом которых является конфликт между женщиной с «горячим сердцем» и обществом, где нет места свободной мысли и права личности, где царят насилие и произвол.
Цель исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка использованной литературы.
Во введении рассматривается общая характеристика пьес А.Н. Островского, в которых наблюдается конфликт «горячего сердца» с окружающим миром, ставится проблема и цель работы, определяется объект исследования.
В первой главе мы обратились к анализу образа главной героини вершинного произведения Островского «Гроза».
В трех последующих, меньших по объему главах мы рассмотрели развитие образа героини с «горячим сердцем», соответственно, в пьесах «Лес», «Горячее сердце», «Бесприданница».
В заключении представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования .

Гл ава вторая
Хозяева и жертвы «темного царства»
Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой. Такая ситуация характерна, как для драмы «Гроза», так и для комедии «Лес». «Интересно, что в центре комедий Островского, посвященных помещичьему быту, всегда не помещик, а женщина-помещица. Помещица – существо более взбалмошное, непрактичное, живущее чувствами. В ее поведении меньше логики, сильнее элемент комического» (Штейн 1973: 73). Таковой является богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская. Она предстает перед читателем в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся. Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная женщина. Гурмыжская – характерный тип героини представляющей собой дворянский вариант «самодурного» начала, так полно раскрытого Островским в «Грозе».
«Лес» по праву называют «театром в театре», где у каждого заранее отведенная роль. ««Лес» – «театр в театре», потому что основные участники интриги стремятся достичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль» (Журавлева, Макеев 2001). «Играешь – играешь роль, ну и заиграешься», – признается Гурмыжская (Островский 1974: 3; 299).
Будучи очень хитрой по своей натуре, Гурмыжская замышляет план, распуская слух, что хочет выдать замуж Аксюшу, свою бедную родственницу, за Буланова, гимназиста – недоучку, который живет в доме Раисы Павловны. Однако эта затея не вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: «и Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову переменится» (Журавлева, Макеев 2001). «Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?» – спрашивает Аксюша. «Комедия? – подхватывает ее благодетельница, – как ты смеешь? Да хоть бы и комедия, я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию» (Островский 1974: 3; 265). Потом Гурмыжская разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова и с радостью принимается за новую роль мученицы, которая якобы выходит замуж лишь для того, чтобы сохранит усадьбу. На самом же деле она просто потакает своей прихоти.
Сопоставляя двух представителей «темного царства» в пьесах Островского, Раису Павловну Гурмыжскую и Марфу Игнатьевну Кабанову, можно сказать, что Гурмыжская страшнее, поскольку дворянская свобода позволила развиться в помещице порокам, чуждым калиновцам. Раиса Павловна прекрасно понимает преступность своей страсти к Буланову и сознательно прячется за показной добродетелью, в то время как Кабанова свято верила в праведность защиты старых устоев.
Комедия «Лес» – одно из самых совершенных и самых сложных произведений Островского. Это отразилось в конструкции пьесы. «Эта пьеса вобрала в себя черты трех типов комедий А.Н.Островского – народной, сатирической и комедии с высоким героем» (Журавлева, Макеев 2001). Любовная линия Аксюши и Петра не выдвигается здесь на первый план, хотя развитие действия и драматическая борьба сосредоточены именно на судьбе этих героев. Можно сказать, что участь Аксюши становится поводом для развертывания другой линии действия – борьбы между сатирически обрисованным миром помещичьей усадьбы, центром которой является Гурмыжская, и Несчастливцевым, племянником Раисы Павловны, который стал бродячим артистом. А.Л.Штейн вывел основные сюжетные линии пьесы, которые, переплетаясь, составляют единое целое: первая линия – Гурмыжская хочет сделать гимназиста своим любовником, а пока держит его при себе под видом жениха Аксюши; вторая линия – Аксюша и Петр любят друг друга. Их счастью мешает прижимистость Восьмибратова и намерение Гурмыжской выдать Аксюшу за Буланова; третья линия – «Пешие путешественники» Несчастливцев и Счастливцев ищут трагическую актрису (Штейн 1973: 69). Мастерство Островского здесь проявилось в том, что он органически сочетал эти три сюжетные линии и включил одну в другую.
Молодые влюбленные в «Лесе», Аксюша и Петр, стремятся соединиться и преодолеть препятствия, стоящие на их пути. Своим порывом к свободе, к любви Аксюша напоминает нам Катерину. Вообще в пьесах «Гроза» и «Лес» явно прослеживаются параллели: Аксюша так же, как и Катерина живет под покровительством властной, деспотичной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого), наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимости. Однако Аксюша – это образ более упрощенный, лишенный глубокого психологического самоанализа, свойственного Островскому в «Грозе». Аксюша уступает Катерине в духовном богатстве. Об этом свидетельствует ee признание: «Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца» (Островский 1974: 3; 308). Аксюша и Петр любят друг друга, но Аксюша более решительна в своих действиях: Она готова на все лишь бы быть с любимым, быть свободной. Она даже просит деньги у человека, которого видит впервые в жизни, этот поступок дается ей с трудом, но все же ради любимого, она идет и на это, а Петр, боясь отца, не может принять собственного решения, всю ответственность взваливая на хрупкие плечи Аксюши. «Петр – личность заурядная, и только любовь к Аксюше возвышает его и делает на какое-то время интересным персонажем» (Штейн 1973: 77).
У Островского именно женщина играет ведущую роль в отношениях, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в «Грозе», так и в «Лесе». Любовь героинь к своим возлюбленным является частью протеста против нарастающего гнета «темного царства», кратковременным утешением. Не найдя понимания и поддержки в возлюбленных и окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, они обе ощущают необходимость освобождения и, будучи в душе идеалистками, видят его только в смерти, и только по счастливой случайности Несчастливцев спасает Аксюшу. Он предлагает ей стать драматической актрисой, рассмотрев в ней натуру с «горячим сердцем». «Ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти – и довольно! Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз», – говорит Несчастливцев Аксюше, и она только от безысходности соглашается на предложение актера (Островский 1974: 3; 313). Именно женщина, пережившая большую душевную трагедию и способная чувствовать сильно, может стать трагической актрисой, но в жизни ее страдания могут не находить отклика, а на сцене на страдания актера откликаются тысячи зрителей.
Несчастливцев разыгрывает отставного офицера, Гурмыжская притворяется благодетельницей, Аркашка Счастливцев играет роль слуги, Буланов разыгрывает страстного любовника – все герои пьесы играют какую-то роль, и лишь Аксюша настоящая, чувства ее неподдельные, «страдания ее – не бумажные, не театральные, это подлинные человеческие страдания» (Штейн 1973: 85). Островский видел, что идеальные порывы Несчастливцева не могут удовлетворить обыкновенную, земную женщину, такую, как Аксюша. И в самый последний момент Аксюша отказывается от романтических скитаний с Несчастливцевым, ради замужества.
Несчастливцев. А что ж в актрисы то, дитя мое? С твоими чувствами…
Аксюша. Братец… чувство… оно мне дома нужно (Островский 1974: 3; 329).
Жизнь сильнее романтики, а реальная страсть для Аксюши сильнее выдуманной, театральной, ее идеал – идеал обыкновенной женщины: муж, дети.
«Аксюша не посягает на существующий порядок, но в рамках этого порядка имеет намерения чистые, справедливые, естественные» (Штейн 1973: 77). У Аксюши есть только два пути – или подчиниться законам поместья «Пеньки», что противоречит ее взглядам на жизнь, или броситься в омут, утопиться от несчастной любви. «В этом поступке тоже протест, в нем тоже проявляется сила характера. Но сила, выражающаяся не в борьбе с этой жизнью, а в уклонении от нее», – считает Штейн (Штейн 1973: 77).
Островский с мастерством раскрывает тему угнетенной, униженной женщины, и не только женщины, а всех тех, кто вынужден находиться под гнетом власть имущих, кто находится в плену «темного царства». Человек, обладающий деньгами, имеет власть, и от того, каков этот человек, зависит судьба окружающих. В пьесе «Лес» Иван Восьмибратов и Раиса Павловна препятствуют счастью Петра и Аксюши.
В отличие от «Грозы», которая по своему жанру является драмой, «Лес» – комедия, следовательно, развязкой в пьесе должно быть торжество добра над злом, но Островский не наказывает своих героев: Раиса Гурмыжская воплощает в жизнь свое задуманное, она выходит замуж за Буланова, Восьмибратов получает приданое за Аксюшу, а влюбленным ничто не мешает быть счастливыми. Здесь можно было бы поставить точку, если бы Островский не преследовал иной цели. Писатель не ставит задачи наказать героев, а желает показать нравственное торжество над «темным царством».
и т.д.................

Наверно, не случайно в центре двух пьес А.Н. Островского, каждая из которых является вершиной определенного периода творчества драматурга, - женские судьбы.

«Бесприданницу» отделяют от «Грозы» почти два десятилетия: изменилось время, русская жизнь стала иной, но судьба Ларисы так же трагична, как и Катерины. Более того, если отвлечься от частностей, то может показаться, что перед нами разыгрывается одна и та же вечная драма. Действительно, исходные ситуации и расстановка сил во многом сходны.

И Катерина, и Лариса - возвышенные, поэтические души, которые «не вписываются в свое окружение. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится» так говорит Борис о Катерине Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 31

А вот как говорит о Ларисе один из героев пьесы «Бесприданница»: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского нет. Ну, вы понимаете, тривиального… Ведь это эфир», - Кнуров. «Эфир, Мокий Парменыч», - вторит ему Огудалова. «Она создана для блеску!» - «для блеску, Мокий Парменыч…» Там же, С. 32.

Не удивительно, что Катерина и Лариса, которым тесно, душно в окружающем их пошлом мире, полюбили тех, кто хоть чем-то выделялся на этом общем сером фоне. И если уж глубоко верующая Катерина не побоялась греха, то, как могла Лариса не броситься безоглядно в «любовь, прекрасную страну»? И Катерина, и Лариса - романтики в подлинном смысле слова. Любовь для них - главное в этой жизни.

А в условиях тогдашней России - еще и единственный способ реализации своей сильной, незаурядной личности. Не приходится удивляться - в контексте русской литературы - и тому, что и Борис, и «блестящий» Паратов оказываются гораздо ниже и мельче, чем любящие их женщины.

Мужчин, как всегда, держат цепи: одного дядя посылает, другой на золотых рудниках женится, так что - не до любви! Катерина робко просит своего возлюбленного: «Возьми меня с собой отсюда!» Островский А.Н. «Гроза» - С. 17. Лариса, живущая уже в другую эпоху, пытается бороться за свою любовь, но итог - одинаково трагический. Катерина: «А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо!. Умереть бы теперь… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться»Там же, С. 18 в параллель слова Ларисы: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Когда нельзя жить, да и не нужно… Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 30

Катерина испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительно го закона и подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина - светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали с уважением, между тем как последних тот час же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся со своими всегдашними противниками и сошелся по тому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.


В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии.

Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете. Грустно расставаться со светлою иллюзиею, а делать нечего; пришлось бы и на этот раз удовлетвориться темною действительностью Там же, С. 234.

Гончаров И.А. считал, что драма «Гроза» бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. С какой бы стороны она ни была взята, - со стороны ли плана создания, или драматического движения, или, наконец, характеров, всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки. Прежде всего, она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины, - все это исполнено живейшего драматического интереса и введено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, го есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания, правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров - одни давали бы произведению г. Островского первое место в драматической литературе. Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей Гончаров И.А. Отзыв на пьесу «Гроза» - М., 1986. С. 231

Лакшин В.Я. считал, что Катерина высоко поднята над скучной размеренностью быта, грубыми нравами Калинова. «Попал я в городок», - желчно и беспомощно пробормочет Борис. И дело тут не в одних лицах «самодуров»: дикой даже живописен в своем безобразии, безудержной наглости и пьянстве; Кабаниха и грозна и жалка в своей почти животной ревности к невестке, в. попытках принудить всех строить жизнь по себе. Но главное - ощущение духоты, жуткой предгрозовой духоты города, так красиво раскинувшегося на волжском берегу.

«Идеальность» Катерины - не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни - тяга к красоте, к религиозному идеалу, к тому, что еще теплится в детских впечатлениях и чему нет ни цены, ни названия. Можно сказать, что пьеса эта о страхе и враждебном ему чувстве свободы. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, как будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной поре юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы… Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1976

Может, не так уж широки и внятны те понятия о красоте, какими питается сердце Катерины, но важна сама эта возможность души, ее незаполненный объем, ее тайная «валентность», неосуществленная способность многое вобрать в себя и соединить со многим. Ее экзальтированная религиозность, непогасшее желание духовной жизни - какое-то диво в мертвом городе Калинове, где надо всем страх, где всем людям «гроза».

Гроза в пьесе не только образ душевного переворота, но и страха; наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

«Недели две надо мной никакой грозы не будет», - радуется, уезжая в Москву, Тихон. Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, разражается громом и молнией и освежающим дождем - и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного признания и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины Островский А.Н. «Гроза», С. 15 .

Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть. И любовь к Борису, честному, добропорядочному, но не способному ответить этой силе и яркости чувства, путь к ее гибели. да иначе и быть не может: свободное чувство обречено, за него уже готовится расплата. Что в том повинно: самодурные условия быта, традиционные понятия о «грехе» или экзистенциональное чувство вины? Так или иначе, но трагизм «Грозы» глубок и подлинен. Островский-комедиограф доказал свое право считаться драматическим поэтом Там же, С. 17.

Это что-то… - фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели… Там же, С. 18 В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, - протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина… Там же, С. 22

Если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархально старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную поэтичную, действительно бесподобную (т.е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества.

По мнению критика К. Костелянца, А.Н. Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной Костелянц Б. О. «Бесприданница» А.Н. Островского. -- Л., 1982, С.56.

Драма «Гроза» (1859), написанная в пору общественного подъема накануне Крестьянской реформы, как быт венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его пьес о самодурах, начатый «Своими людьми…». Воображение художника переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов - с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам чинно гуляют обыватели, с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы. Ритм жизни - медлительный, сонный, скучный, подстать тому томительно душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.

Следя за драмой, исподволь завязывающейся на этом обыденном, скудном живыми красками фоне, вслушиваясь в реплики действующих лиц, мы скоро‚ заметим, что два впечатления, два мотива в пьесе спорят, враждуют один с другим, создавая резких контраст. Вместе с Кулигиным мы восхищаемся красотой вида, открывающегося с высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с реки и различаем слабый аромат полевых цветов, долетающий с заволжских лугов… Где-то совсем близко существует мир природы, простора, приволья. А здесь, в городских домишках, - полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо запертыми дверями бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, власть над зависимыми и «младшими» Островский А.Н. «Гроза», С. 18

А.Н. Островский - «бытовик» тщательно живописует весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. А.Н. Островский - драматический поэт - дает почувствовать красоту и притягательность другого мира - естественности, простора жизни, изначальной свободы. Пробным камнем в пьесе опять становится любовь. Четыре героя, так или иначе, соперничают, надеясь сыскать благосклонность Ларисы Огудаловой. Но в пьесе, как ни странно, меньше всего любви, да и о соперничестве можно говорить лишь условно.

О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она - странным образом - все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса должна признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь» Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 24 . Да и сам жених Ларисы - Карандышева - думает, похоже, так же. Подобно героям достоевского, маленьким людям с болезненно раздутой «амбицией», ущемленным своей зависимостью, Карандышев одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Он изо всех сил тянется, чтобы стать вровень с другими. Смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», жалок его плебейский снобизм, понуждающий завести хоть плохонький экипаж с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». И совсем уже нелепа и смешна его попытка устроить званый обед, затеянный ради желания «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы и оканчивающийся так позорно Там же, С. 26.

В этом мире тщеславия и безлюбия впечатлительная Лариса с самого начала ощущает себя холодно, неприютно. Вот она молча садится в первом действии у решетки ограды и смотрит в бинокль за Волгу, глубоко ушедшая в свои мысли. Кругом кипят копеечные страсти, борьба самолюбий, мелкие вожделения, а Лариса одна, наедине со своими думами и мечтами. Нехотя, с трудом, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир… Там же, С. 28

По сложному рисунку потаенности душевных переживаний «Бесприданница» представляет, но вое слово в творчестве Островского и в этом своем качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму. Сам Островский, вероятно, сознавал ее необычность и так писал, отправляя драму в Петербург: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, благодеяние: смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, послав своим мучителям прощальный поцелуй. Во всем этом - и в смерти посреди цыганского разгула, есть какое-то святотатство. От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодным равнодушием, полнейшим разочарованием в жизни и добре… Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 24

Подвиг А.Н. Островского-драматурга, создавшего русский народный театр, дополняется и подкрепляется его подвигом как хранителя и сотворца живой великорусской речи, какой она сложилась к середине ХIХ столетия.

По его пьесам мы узнаем, как говорили, ссорились, мирились, объяснялись в любви, насмешничали, исповедовались, обличали, клялись, знакомились и прощались русские люди полтораста лет назад. Светоносным его слово делала не точная копия с натуры, а созидание живой, характерной интонации и фразеологии. Нам известно, скажем, выражение: «сердце не на месте». Но у Островского встречается и другое: «сердце дома», то есть на душе хорошо, покойно. «Сообразить свое сердце», по Островскому, значит уяснить себе свои чувства и т.п. Эта глубина и разнообразие смыслов, богатство словесных обертонов дают представление о том, что можно назвать философией языка драматурга.

Пока существует изобилие оттенков живой речи, пока идет процесс расширения лексической вселенной, обогащения и переосмысления понятий, пока язык радует внезапными находками и острыми изобретениями на родного ума, пока в нем сохраняется историческая память о слове предков, можно считать, что народ - его носитель - находится на подъеме, народная душа не сохнет, а расправляется и полнится жизнью. Это означает, что в быту, отношениях людей, в их трудовой и торговой деятельности еще остается достаточно реального, неотчужденного от жизни и это явно проявляется в образах Катерины и Ларисы. Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 26

Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 28 .

Лариса не может и не хочет подчиняться этим законам, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной» заканчивается катастрофой, но душа Ларисы отлетает очищенной и просветленной страданием, всех простившей и благословившей - жизнь. Купцы в «Бесприданнице» (1878) мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Грозе».

В них нет и следа патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости. Владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут уже не баснями странницы Феклуши, а последними новостями парижских газет.

В цивилизацию Россия входит причудливо, по-своему. Миллионщик Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, - разговаривать он ездит в Петербург и за границу. «Европеизация» Вожеватова выражается в том, что вместо традиционного купеческого чая из самовара он с утра пьет в кофейне шампанское, разлитое в чайники, «чтобы люди чего дурного не сказали» Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 30 . С этими новыми купцами, которых прежде дворяне презирали как жалких «алтынников», не на ходит зазорным водить дружбу «блестящий барин» Паратов. Рознь сословий понемногу стирается, от ношения всецело начинает определять тугой кошелек, и лишь особый шик, столичная элегантность и «широта натуры», а проще сказать склонность к мотовству, еще отличают Паратова от бряхимовских купцов Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 32 .

Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, как в «Грозе», не страх «старших» решают дело в этой среде. Откровенный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек, - вот что определяет психологию героев «Бесприданницы».

Таким образом, главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы.

В комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства. Один из центральных персонажей комедии - богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом с некоторыми героями сатирических очерков Салтыкова-Щедрина является одним из самых ярких в русской литературе воплощений типа “чумазого”.
Пьяные выдумки Хлыпова, весь распорядок его безобразит хамская самоуверенность, его стихийное “невежество” и сознание полной безнаказанности восходит к традиционным в драматургии Островского чертам типа самодурства и хозяина жизни. Миллионы Хлыпова держат в повиновении весь Калинов, как держала его в дни трагических событий “Грозы” тугая мошна Савела Дикого. Однако Дикой воплощал в себе все старозаветные, домостроевско-патриархальные признаки деспотической морали своего сознания, основанной на известных строгих устоях жизни. Хлыпов же далек от каких-либо заветов и догм, сочетая в себе первобытную дикость нравов с показными прихотями своих нелепых измышлений. Его самодурство лишено того социально-этического основания, которым обладало оно в домостроевском, патриархальном быту дореформенной поры. Безобразное озорство Хлыпова хотя и относится к категории явления “темного царства”, раскрывает Островский во всей его нелепости, глупости и никчемности. Драматург сатирически и насмешливо обличает самодурство в новейшем фазисе его существования. При всей своей хамской силе Хлыпов не страшен, а противен.

Не страшен уже и “именитый купец” Курослепов - новый вариант старозаветного самодура, одуревшего и почти бессильного разбираться в окружающем, но по упрямой бытовой инерции проявляющего иной раз признаки своего дикого нрава, когда дело касается нарушения его старозаветных прав и привилегий. Создавая образы хлыповского разума и курослеповского животного отупения, Островский смело пользуется приемами реалистического гротеска и комической гиперболичности. В образе Курослепова нелепость его существования подчеркивается полной путаницей в представлениях о яви и сне, потерей реального ощущения времени и маниакальным страхом светопреставления. Курослепов - самодур, дошедший до последних ступеней потери образа человеческого, которому нет уже познания в жизни, бесчуственное чучело, по заведенной привычке продолжающее свое бессмысленное и примитивное существование. Однако образы Хлыпова и Курослепова не должны рассматриваться только как курьезные достопримечательности глухого калинов-ского быта. Их фигуры имеют не только местное, провинциальное значение. Как и в “Грозе”, город Калинов в “Горячем сердце” выступает в качестве обобщенного образа российского социального быта. Они воплощают в себе всю дикость, доморощенную примитивность и косную отсталость российского “почвенного” слоя отечественной буржуазии. В “Горячем сердце” Островский окончательно, средствами сатирической издевки и уничтожающего смеха развенчивает давние представления о торговом сословии как носителе положительных начал национальности и народности. И вместе с тем проницательно характеризует ту скотскую природу купцов, распоясавшихся подрядчиков и прочих героев российского капиталистического преуспевания, которая давала знать о себе и под европезированным обликом позднейших Кнуровых и Вожеватовых.
Всему “темному царству” города Калинова смело противостоит простая русская девушка Параша, дочь Курослепова от первого брака, обладательница “горячего сердца”, которое побеждает в конце концов все препятствия, стоящие на пути ее естественных прав и стремлений. Основной конфликт пьесы заключается в становлении “горячего сердца” Параши не только с патриархально-деспотическим укладом домашней жизни, но и со своим обманутым чувством к слабовольному и незадачливому жениху Васе Шустрову, который в страхе перед крутой расправой городничего идет в скоморохи к Хлыпову. Нравственная сила Параши заключается в осознанном ею праве уйти из-под власти домостроевской тирании и пойти своим жизненным путем. В нелегкое и пьяное существование калиновских обывателей Параша вносит начало смелой самостоятельности. Ее честному и прямодушному образу Островский противопоставляет лживость курослеповской супруги Матрены, любовницы приказчика Нар-киса. Под старозаветным обликом патриархального дома Курослепова обнаруживается грязная история циничных обманов и воровства, довершающая обличительную характеристику “темного царства”.
В драматическом рассказе о “горячем сердце” Параши Островский продолжает развивать мотив деятельной и смелой любви как могучей социально-этической силы. В пьесе “Горячее сердце” эта сила берет вверх над стародавними обычаями “темного царства”. Образ Параши полон оптимизма, молодости и настоящей жизненной воли. Он знаменует собой новый этап в драматургии в показе женской недоли в “темном царстве” старого быта.