Большое и сложное прозаическое произведение. Формы, роды и жанры литературы. Произведение в прозе большого объема: виды

19 сентября 1736 года умер известный государственный деятель Феофан Прокопович. В эпоху царствования Петра I он прославился своими проповедями, научными трудами и литературными произведениями. Мы вспомнили его самые значимые работы.

Проповеди

В 1716 году Петр I вызвал Феофана в Петербург . С тех пор он сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Именно тогда «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича стали одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) автор доказывал необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и осмеивает тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами подтолкнула Феофана Прокоповича на написание «Похвального слова о флоте российском» (1720). Также значимы «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718). В этих произведениях Феофан обосновал, почему для России необходимо неограниченное самодержавие, причем проповедник особенно вооружался против «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

«Слова» Феофана, произносимые с церковной кафедры, пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. Приведем пример:

Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»).

«Духовный регламент».

В «Духовном регламенте, или уставе Духовныя коллегии» (1721) содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике в этом произведении Феофан подверг старые церковные порядки. Он сатирически изобразил проповедников, надменных епископов, жадных попов , и просто невежд, которые видели в просвещении опасность распространения ересей. Сам Феофан, наоборот, страстно доказывает пользу и необходимость просвещения.

Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание… Если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах, - писал автор.

Конечно, Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии.

Трагикомедия «Владимир»

Публицистичностью отличались и художественные произведения Феофана Прокоповича. Пример тому трагикомедия «Владимир», написанная в 1705 году. В ней он ставит важнейшие вопросы современного ему общества. Сюжет пьесы – известный. В ней рассказывается, как князь Владимир принял христианство и боролся с жрецами. Однако историческую тему следует понимать иносказательно, как политическое уподобление современности. Пьеса Феофана Прокоповича была явной пропагандой петровских преобразований, которые автор по своему значению приравнивал к крещению Руси . А образы жрецов отсылают читателя к современному ему духовенству. Интересна кульминация действия, в котором показаны сомнения, тревога Владимира и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. Христианство, оно же просвещение, торжествует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. Пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

Поэзия

Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, а также эпиграммы, шутки, элегии. Одно из наиболее известных произведений Феофана Прокоповича - поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). В ней он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира:

Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает.

Феофан Прокопович также писал похвальные стихи в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны. Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру «Творцу сатиры «К уму своему», в котором Прокопович приветствует новое дарование и талант молодого автора, он пишет октавой:

Не знаю, кто ты, пророче рогатый,

Знаю, коликой достоин ты славы.

Да почто ж было имя укрывати?

Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.

Плюнь на их грозы!

Ты блажен трикрати,

Благо, что дал бог ум тебе здравый,

Ты и без счастья довольно счастливый.

Другие сочинения

С того времени, как Феофан стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления, через его руки начали проходить все законодательные акты по делам церкви. Многие из них он сам и создал. Помимо этого он, по поручению царя, писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты. В копилке его трудов - предисловие к Морскому уставу (1719), «Слово похвальное о флоте российском» (1720), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отрокам», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, комментарий к «Уставу о престолонаследии» и многое другое.

1681 — 1736 гг. Украинский епископ Епископ Русской Православной Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода, с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви, религиозный философ.

Будущий мыслитель родился в Киеве, в семье небогатого купца 17 июня 1677 г., ребенка при крещении назвали Елисеем (по другой версии он родился 9 июня 1681 г. и был назван Елеазаром). Мальчик рано теряет родителей. Его опекуном становится дядя по матери, профессор и ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович I. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе мальчика: заметив в нем способности и любознательность, дядя всемерно способствует получению им хорошего образования – сначала в начальной трехгодичной школе, а затем и в Киево-Могилянской академии, где Феофан обгоняет в учебе всех своих товарищей. Однако не все так просто складывается в жизни будущего мыслителя: до окончания обучения в академии умирает его дядя и Феофан с 17 лет вынужден оставить академию, занимаясь зарабатыванием средств на жизнь и одновременно путешествуя ради дальнейшего образования. Началось все в Польше, где молодой человек преподавал в одной из униатских коллегий поэтику и риторику. Для того чтобы получить рекомендации и иметь возможность поступить в католическое учебное заведение (в которые православных подданных не принимали), он… меняет веру, становится униатом и получает новое имя — Самуил. Заметим: поступок для молодого человека – незаурядный.

В Польше будущий мыслитель более глубоко изучает польскую культуру, особенно труды гуманистов и реформаторов, совершенствуется в знании польского языка, на котором он впоследствии будет легко читать проповеди, писать письма и сочинения. Пешком он проходит через многие европейские государства, и в 1698 г. становится студентом-философом коллегии св. Афанасия в Риме. Заметив особую одаренность Феофана, иезуиты предлагают ему карьеру в Ватикане, разрешают ему пользоваться секретными фондами библиотек и слушать лекции не только в коллегии св. Афанасия, но и в Collegium Romanum. Однако будущий философ тайком… оставляет Рим и пешком идет через всю Европу, посещая университеты Лейпцига, Галле, Йены.

В 1702 г. будущий мыслитель достигает Почаева, где снова принимает православие. А дальше… страницы его биографии обрываются до 1705 г., где он уже читает курс поэтики в киевской академии. Буквально перед этим Феофан совершает обряд пострига в монахи, принимая до конца своих дней имя и фамилию своего дяди-опекуна и отныне становясь Феофаном Прокоповичем II. В киевской академии Прокопович последовательно преподает поэтику, риторику, философию, теологию, причем используя свои творческие подходы и идеи. Например, пытается сблизить философию с естествознанием, опытом, с идеологической борьбой того исторического времени. Во многих своих сочинениях («О Флорентийском соборе», «Описание иезуитов» и др.) он выступает против унии, пропагандирует идею завершения воссоединения с братской Россией. Он разъясняет необходимость просвещения для всех слоев населения, в том числе и для крестьян, высмеивает веру в мощи, чудеса, обличает духовенство как носителя суеверий, невежества, обскурантизма. Он взывает к рассудку, доказательности не только в физике, математике, философии, но и при изучении библейских текстов и этим ставит под сомнение авторитет церкви и соборов, показывает лицемерие многих попов и монахов, называя их тунеядцами, высмеивает их обжорство, пьянство, разврат, жадность, невежество. Церковники в отношении к молодому профессору становятся непримиримо враждебными и ему пришлось бы весьма несладко, если бы он к тому времени не приобрел себе могущественного покровителя. Покровителя в лице самого Петра I, который, познакомившись с ним ближе, увидел, что взгляды Феофана, особенно на науку и церковь, отвечают духу проводимых им реформ.

В 1711 г. Петр берет Прокоповича с собой в военный Прутский поход, а затем вызывает его сначала в Москву, потом - в Петербург. Здесь Феофан Прокопович становится его ближайшим советником в делах просвещения, идейным обоснователем различных нововведений, надежным помощником в борьбе с оппозицией Петра I. По указанию царя, а часто и в соавторстве с ним Прокопович пишет различные произведения, в которых всесторонне развивает теорию просвещенного абсолютизма, исследует вопросы власти, государственного управления, проблематику работы чиновничества. Он сближается с известными деятелями русской науки и культуры: Я. Брюсом, В. Татищевым, А. Кантемиром, А. Волынским и др., вместе с частью из них основывает литературно-философский кружок - «ученую дружину», способствует организации целого ряда новых научных и учебных заведений. Постепенно Прокопович вырастает в крупного государственного, культурного и церковного деятеля, но, как уже было не раз в его жизни, наступают тяжелые времена: после смерти Петра I он отчаянно борется со своими противниками, даже в этих критических для себя условиях защищая петровские преобразования и самого царя от критики и наветов. Историки удивляются до сих пор тому, как Прокопович сумел просто уцелеть в той борьбе, когда гибли такие «тяжеловесы», как Меншиковы, Долгоруковы, Голицыны, Остерманы и много других лиц, бывших в свое историческое время незаурядными личностями. В это время философ много занимается научными исследованиями, пишет немало весомых работ.

Умер Прокопович 8 сентября 1736 г. и был похоронен в Новгороде в Софийском соборе.

Теперь о философском наследии мыслителя. Прокопович – автор таких фундаментальных философских, богословских, политических и публицистических трактатов как «Духовный регламент», «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», «Рассуждение о безбожии» и др. Что в них содержится в качестве главных концепций? По словам его биографов, он отстаивал необходимость «секуляризации общественной мысли», освобождения ее от «богословского плена», являлся теоретиком системы философского деизма и принципов «естественного права», разработчиком новейших для его времени принципов риторики, логики и теории истины, эстетических понятий и канонов. Рассмотрим более подробно некоторые из его главных философских идей.

Прокопович по-новому понимал назначение самой философии: она оценивалась им не как эзотерическое знание для отдельных философов, но как средство удовлетворения соответствующих запросов значительного круга людей. Но главное в этом новом видении предмета философии в том, что Прокопович как бы отодвигал в сторону теологию и схоластику и включал в ее предмет рационалистически понятую задачу выявления «общих принципов» совокупного бытия «тел», субстанциональных связей, форм и причин «материальных вещей». Созданный Богом, полагал он, мир развивается на основе собственной сущности, природной причинности и должен «рассматриваться как объект в собственном значении». Прокопович не отбрасывал напрочь понятия «Бог», теологические «начала» бытия и др. Нет, Бог — центральная категория миропонимания Ф. Прокоповича, Он бесконечен в своих проявлениях, но будучи деистически отождествленным с понятием «природа», Бог обретает двойную форму бесконечности своего существования: «Бог - всесущее, всезначимое; природа — всемогуща и всезначима». В своих лекциях «Натурфилософия или Физика» он писал: «Под природой понимают самого Бога». По его мнению, Бог существовал «прежде бытия мира… яко всесовершеннейший разум». До того как «во времени из ничего единого стало произведение всех вещей… онные все твари в его уме, яко в архитипе, т. е. первообразном, непрестанно обретались». Идеально, до его реального бытия, мир вещей был совечен Богу. По мнению философа, создав природу, Бог каждую вещь наделил собственным правом или законом, который, если рассматривать его по отношению ко всей природе, есть естественный закон или порядок природы. Законы не создаются богом отдельно от вещей и помимо природы, они вытекают из этих вещей и природы: Бог «при создании мира сохранял порядок, который, как мы знаем, наиболее соответствует природе» … «применяя постепенный переход от менее совершенного к более совершенному». Уже в процессе создания мира Бог зорко наблюдал, «чтобы при самом возникновении природы не пренебрегались законы и порядок природы». Создав природу, Бог «сам себя связал законами». По существу постоянные и неизменные законы природы становятся в «Натурфилософии» Прокоповича на место Бога и служат средством его элиминации. Они делают совершенно ненужным и излишним всякое последующее вмешательство Бога в дела природы. Созданная Богом природа живет дальше на основании своих законов. Все содержание «Натурфилософии» Прокоповича свидетельствует о его стремлении объяснить природу из нее самой, из закономерной связи природных явлений. Рассматривая материю как общий субъект всех изменений, Прокопович высказывает глубоко диалектическую мысль о «взаимном переходе подлунных тел»: из земли возникает растение, из растения плод, из плода пища, из пищи тело человека, из тела человека труп, из трупа червяк, из червяка земля…

Прокопович считал недопустимыми антропоморфистские представления о Боге, всегда воевал с представлениями о том, что «будто бог подобен людям, имеет голову, бороду, руки, ноги и т. п.». Во многих произведениях он критикует «антропоморфистов, которые буесловили о бозе, будто он имеет подобные телесному составу нашему уды и члены». «Глупо разсуждают тии, - говорит Феофан, - которые помышляют, будто бог есть составу человеческому подобен и будто имеет и голову, и бороду, и руки, и ноги, и другие телесные члены». Ясно, что такого рода взгляды Прокоповича воспринимались его современниками как еретические.

Философ не уставал подчеркивать, что Божественное начало призвано гармонизировать материю, придавать ей соразмерность, пропорциональность, благозвучность и изящество. Отражение этих свойств материального мира, макрокосмоса, человека с его разумом и способностью речевого общения и есть самая великая задача философии; его словами: «Великий светоч ума человеческого — философия — либо рождена, либо вскормлена поэзией». Ф. Прокопович рассматривает как синонимы понятия «философия» «обожествленная поэзия», «божественное искусство», «божественная красота» и т. п.

Отрицая различные доказательства существования Бога, не принимая их, философ предлагает свое собственное, так называемое физико-телеологическое доказательство. Здесь важно подчеркнуть следующее: от целесообразности, гармонии, закономерности, господствующих в природе, он приходит к наличию разума, устроившего этот мир и его сохраняющего. Это доказательство можно найти уже в одном из ранних произведений мыслителя - «Владимире»:

Сей разум от естества имеет начало Древние бо еллини, не суще ни мало От бога изученыи, сие имеяху познание. Егда бо весь мир рассуждаху, Видящие в нем толь многу твар и толь различно Здание и всем вещем данное прилично Свойство и согласие, яко и в толиком множестве не ратуют на ся, но в великом Мире стоят и в един конец намерают, ниже когда данный им чин свой изменяют. Свой путь имут светила, свой брег знают води, свое время ведает земля, из ней плоди Исходят, кийждо, от них во время подобно То зряще, философы реща: «Неудобно Быти сим без начала и потребной власти. Но некто созда сия и держай упасти Не дает и премудрым смотрением строит: Убо того и богом нарещи достоит».

Хорошо видно, что в свои рассуждения о необходимости бытия Бога Прокопович вводит моральные мотивы.

Таковы некоторые взгляды Прокоповича на философию природы, но его главные философские идеи, конечно, ориентированы в решение проблем социума, государства, народа; коротко об этой стороне творчества мыслителя.

Заботу властителя о благе народа Прокопович видит в обеспечении государственной безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, благосостояния и просвещения граждан. Обязанности государя, по его мнению, должны направляться на светские дела, прежде всего гражданские и военные. Проблемы войны и мира занимают большое место в сочинениях мыслителя, особенно в «Христовых о блаженствах проповеди толкованиях». Он страстно пропагандирует необходимость укрепления российской армии и флота, а в написанном им предисловии к «Книге устав морской» поднимает этот вопрос, по выражению Плеханова, на высоту философии истории. Подробно останавливаясь на проблеме мира и миротворения, которое входит в обязанности верховной власти, Прокопович высоко возносит и прославляет мир между народами. «Мира плоды от вне, - говорит он, - беспечалие от нашествий, и безопаснии к чуждым странам, купли ради и политических польз многих исходы и выходы. Плод же мира от внутрь, есть умаление народных тяжестей, что будет, если не будет расхищения государственных интересов… плод мира есть общее и собственное всех изобилие, что будет, если переведется много множество тунеядцев, искоренятся татьбы и разбои, и искусство экономическое заведется, плод мира есть, великих честных учений стяжание».

Прокопович понимает, что обеспечение народной пользы, так же как силы и мощи государства, связано с развитием производства. Он вменяет в обязанность верховной власти заботу «о постройке новых публичных дорог, о приуготовлении к переправам мостов и пристаней», о том, чтобы множились «у нас предивные рудокопные заводы, различные мастерства и художества, исправленное и умноженное купечество», «инженерство, корабельное дело, архитектура». В основе всего этого должно лежать экономическое искусство, которое «сообщает правила ведения хозяйства». Рассматривая обязанности верховной власти, Прокопович особенно много внимания уделяет необходимости организации школ, академий, библиотек, настаивает на всеобщности образования; требует исправления нравов, искоренения суеверия и невежества. Он защищает также свободное от давления церкви научное исследование, свободу совести и религиозную терпимость, равенство женщины, ее право на образование, занятие государственных должностей и т. д.

Философ постоянно мечтает о просвещенном правителе, философе на троне, который будет управлять согласно законам разума и естества, просветит народ, укрепит государство и выведет его на путь общеевропейского прогресса. Защищая идею централизации государственной власти, Прокопович предпочитает власть абсолютного монарха власти аристократической олигархии. Среди различных форм монархического правления он наиболее подходящей для России считал наследственную монархию. Обосновывая в «Правде воли монаршей» закон о престолонаследии, последовавший после известного дела царевича Алексея, он показывает, что наследником не обязательно должен быть кровный родственник, но то лицо, которое, по мнению правящего монарха, сможет наилучшим образом продолжить его дело, защищать целостность отечества и служить народной пользе. Учение Прокоповича о просвещенно-абсолютистском государстве направлено не только против ограничения царской власти князьями и боярами, но и против существования в российской державе самостоятельной и независимой власти церкви. Во всех своих теоретических работах и всей своей практической деятельности Прокопович отстаивал подчинение церкви светскому государству.

Таков еще один мыслитель из плеяды русских философов – человек яркий, неравнодушный, глубокий, взгляды и идеи которого не утратили своей актуальности и значимости и в наши дни.

Батурин В.К. , доктор философских наук, академик РАЕН, почетный доктор Центра мир-системных исследований

Продолжение следует…

Прокопович Феофан родился в 1681 г. в Киеве в семье мелкого торговца, умер 8(19).IX.1736 г. в Петербурге .

Прокопович Феофан - видный деятель культуры Петровской эпохи, оратор, поэт, драматург и теоретик литературы.

Светское имя его Елеазар. В раннем детстве, потеряв отца, перешел на воспитание его дяди - наместника Киевского братского монастыря и ректора Киево-Могилянской академии, имя которого - Феофан Прокопович - взял себе при пострижении в православное монашество. Получил прекрасное образование, последовательно пройдя курс наук в польской униатской школе, в римской католической коллегии св. Афанасия, где наряду с духовными предметами серьезно увлекался изучением философии, римской и греческой классики, знакомился с памятниками архитектуры и живописи.

Пройдя большую школу католического богословия, Прокопович Ф., вернувшись в православие, тем не менее выступал за решительное подчинение богословской догмы и церковной практики светским государственным интересам. В противостоянии двух сил - церкви и государства - он без колебаний стал на сторону государства, проводя у нас идеи Ренессанса и Реформации.

В такой позиции русского церковника не было особенного противоречия, ибо именно в практике русской православной церкви выразилось и оформилось течение, признававшее приоритет и главенствующую роль централизованного государственного управления страной. Здоровый критический дух, рационализм мышления Прокопович характеризуют начавшееся после возвращения его из-за границы преподавание в Киевской академии. Уже в первом курсе составленной им пиитики он рекомендует учиться искусству поэзии у Гомера, Горация, Вергилия и полагаться на здравый смысл и естественность, избегая увлечения чисто словесными ухищрениями, лишенными живого содержания.

В 1706 стал преподавателем риторики и создал учебник, написанный, как и первое его учебное руководство по поэтике, на латинском языке. Ратуя за естественность и живость ораторских выступлений, Прокопович тщательно исследует виды и жанры проповеди не только духовной, но и гражданской тематики, а в своем подразделении ораторского слога на высокий, средний и низкий в значительной мере предвосхитил Ломоносова.

Теоретические взгляды его на природу ораторского искусства отразились и в его собственной проповеднической практике.

В 1706 Прокопович Феофан обратил на себя внимание Петра I , который выслушал речь оратора, обращенную к царю и в торжественных, но безыскусственных выражениях прославлявшую ратные подвиги и просвещенные взгляды Петра. Огромная его образованность позволяла ему ввести ряд новых курсов в академии - физику, арифметику и геометрию, придав тем самым известное естественнонаучное обоснование читавшемуся им же курсу общей философии.

В 1709, вскоре после победы под Полтавой, Феофан вновь выступил с блестящей речью-проповедью в присутствии Петра, в сильных и энергичных выражениях прославляя политическое значение победоносного сражения.

В 1710 Прокопович Феофан был назначен игуменом Киевского братского монастыря и ректором академии. Руководство лучшими учебными заведениями Южной Руси сочеталось у него с серьезной разработкой ряда философских проблем, внешне связанных с догматическим богословием, но во многих случаях представляющих полемические отклики Прокопович на злободневные политические вопросы его времени. Петр I высоко ценил рационалистический склад мысли Феофана, его борьбу с застойными церковными традициями, его начитанность и яркий публицистический талант.

В 1715 Петр вызывает его в Петербург, куда тот прибыл из-за болезни лишь в 1716. Он часто выступает с проповедями, посвященными государственному строительству и реформам Петра, настойчиво популяризируя различные петровские указы и распоряжения, хваля Петра, который «деревянную обрете Россию, а сотвори златую».

В 1718 6 апреля в связи с делом царевича Алексея Прокопович произнес «Слово о власти и чести царской», означавшее его открытую борьбу с теми церковными кругами, которые злобное неприятие петровских реформ маскировали богословскими рассуждениями о превосходстве церковной власти над светской.

В 1718 2 июня был посвящен в епископы, получил псковскую кафедру, но оставался в Петербурге деятельным сотрудником и помощником Петра. Он выступает с проповедями, создает учебники, руководит изданием и переводами книг, участвует в работе над морским уставом.

В 1720 был написан для предполагавшегося высшего церковного совета - Синода, учреждаемого взамен патриаршества, «Духовный регламент», определявший не только устройство церковных дел, но и ставивший задачей борьбу с суевериями, необходимость просвещения народа, усиление роли светских наук в системе обучения. Прокопович создал даже «Первое учение отроком» - букварь с присоединением церковно-поучительного материала. Страстно и ярко призывал он к внедрению нового в общественную и частную практику русских людей:

«Не оный ли безумный упрямым и безответным обычный ответ: дело новое?

О скудного и окаянного суесловия!

Аще бы и новое се дело, что же самая новость вредит?..

Зло - и старое зло есть; добро - и новое добро есть.

Разве бы еще сказал кто, что дело сие у нас не бывало.

Хотя бы и не бывало - что противно?

Первое явилося огненное оружие у прочих народов, нежели у нас; но если бы и к нам оное доселе не пришло,- что бы было и где бы уже была Россия?

Тожде разумей и о книжной типографии, о архитектуре, о прочих честных учениях.

Разумный есть и человек и народ, который не стыдится перенимать доброе от других и чуждых; безумный же и смеха достойный, который своего и худого отстать, чужого же и доброго принять не хощет».

После смерти Петра положение поэта могло сильно измениться; брали верх именно те церковные круги, против которых он так резко выступал в петровское время. Но большой политический опыт, сочетаемый, правда, с беззастенчивым использованием любых средств в борьбе с идейными противниками, позволил ему не только удержаться при различных правителях, но и содействовать проведению в жизнь основной своей цели - обновить Россию в соответствии с требованиями европейского прогресса.

Наибольший интерес, помимо ораторских произведений, представляют драматургия и стихотворство Прокопович Феофана.

В 1705 ученики Прокопович Ф. разыграли в академии его трагикомедию «Владимир». Сюжет произведения - выбор князем Владимиром христианства в качестве государственной религии и его борьба с невежественными и корыстолюбивыми защитниками прежней веры - жрецами. Воспроизводя эпизод далекого прошлого, трагикомедия его тем не менее ясно ассоциировалась с преобразовательной деятельностью Петра и его борьбой с консервативным духовенством, упорно цеплявшимся за старое. Публицистичность пьесы, ее политическая направленность несомненны. Трагикомедия «Владимир», при известной схематичности построения и следовании устоявшимся традициям школьной драмы, представляет собой в то же время во многом новаторское произведение в русской драматургии.

В пьесе изображается сложная внутренняя борьба Владимира, размышляющего по поводу серьезного решения, привлекающего весь свой жизненный опыт в период душевного кризиса. Это придает драматизм пьесе.

Соединение же серьезного и комического, вообще-то не новое в практике драматургии того времени, своеобразно у Прокопович в том отношении, что, в отличие от традиционного введения комического в одну часть пьесы, во «Владимире» комические персонажи и ситуации проведены по всей пьесе. Отсюда и жанровое своеобразие «Владимира», выраженное названием «трагедокомедия». К драматическим опытам Феофана Прокопович, написанным силлабическим тринадцатисложником с некоторыми особенностями (частые переносы и т. д.), относятся и его «Разговоры», где он высмеивает невежество, косность, отсталость.

В течение всей творческой жизни Феофан писал стихи на латинском, польском и русском языках.

Среди русских стихов его наиболее традиционную часть составляют оды в честь знатных особ и похвальные панегирические стихи, прославляющие петровские победы. В «Епиникионе» (отпечатанном на латинском, русском и польском языках) он воспел Полтавскую битву. Особый интерес представляет приближение Прокопович в отдельных стихотворениях силлабики к тоническому стиху. Большинство строк стихотворения, посвященного битве с турками в 1711, может быть сведено к хореическому размеру. Большое количество стихов Прокопович посвятил императрице Анне, часто переводя латинский оригинал на русский язык.

После опубликования первой сатиры Кантемира «К уму своему» он написал замечательное послание, в котором с большим поэтическим подъемом выразил свое накипевшее возмущение против тех реакционных сил, которые после смерти Петра I противились всему тому, что связано было с его реформами.

Стихотворство поэта разнообразно по жанрам - от торжественной оды до шуточных стихов. У него был незаурядный поэтический талант, хорошее чутье мелодии стиха, чувство инструментовки. Он обладал не только замечательным литературным даром, притягивавшим к нему лучших деятелей культуры петровского времени и последующих времен, но и незаурядным организаторским даром, позволившим ему объединить разрозненные усилия единомышленников, на которых после смерти Петра обрушилась реакция, и в сильной степени поддержать петровский дух в русской культуре и литературе 30-х гг. XVIII в.

В. Г. Белинский высоко ставил культурную деятельность Феофана Прокопович , называл его «одним из птенцов его (Петра) орлиного гнезда» и высказывал пожелание, что «труды таких людей очень стоили бы другого издания» (Полн. собр. соч., т. VIII, с.)

Введение

1.Жизнь и личность Феофан Прокоповича. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I

1.1 Жизнь и личность Феофан Прокоповича

1.2. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I

2.Феофан Прокопович как поэт-панегирист и как лирик. Феофан Прокопович - патриот России

2.1. Феофан Прокопович как поэт-панегирист и как лирик

2.2. Феофан Прокопович - патриот России

3.2. Феофан Прокопович как теоретик ораторского искусства

4. Трактат «De arte poetica»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Феофан Прокопович (1681-1736). – один из замечательных политических и литературных деятелей петровской эпохи, горячий защитник новой культуры. Он был верным помощником Петра в осуществлении реформ и как ученый, публицист, писатель, оказал большое влияние на современников. Сын киевского мелкого лавочника, Ф.Прокопович окончил Киево - Могилянскую академию (так называлось высшее духовное учебное заведение в Киеве), а затем продолжал свое образование в Польше и в Риме. Это один из самых образованных людей петровской эпохи, глубоко изучивший не только историю и литературу, но и математику, физику и другие естественные науки. Петр встретился с ним в Киеве в 1709 году. В 1716 года Ф.Прокопович – в Петербурге. Он выступает с горячими проповедями, пишет ряд публицистических сочинений, предисловие к «Морскому уставу»; книгу, в которой определяются основы церковной организации в России («Духовный регламент»). Его проповеди – образец красноречия того времени. Каждый его труд – это развитие идей Петра, доказательство необходимости петровских реформ. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал римских и греческих классиков, философскую и богословскую литературу. В Киеве в 1704 году возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, П. сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 году был вызван в Петербург, где стал помощником Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом которого Прокопович был назначен в 1721 году). Литературно-публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" (1718) защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисловии к "Морскому уставу" (1719) и в "Слове похвальном о флоте российском" (1720) прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича.

Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд исторических сочинений: "Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" (около 1713), "Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского" (1726), "Историю об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны" (1730) и др. В этих сочинениях идеализировал Петра I и его деятельность.

  1. Жизнь и личность Феофан Прокоповича. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I.

    1. 1.1. Жизнь и личность Феофан Прокоповича.

Феофан Прокопович (1681-1736) - крупнейший общественный и политический деятель первой трети XVIII столетия, талантливейший проповедник - оратор, публицист, писатель, страстный защитник петровских преобразований. Феофан Прокопович вырос в относительно демократической среде. Он был сыном мелкого киевского торговца. Рано лишился отца. Жил с матерью в крайней нищете. Свой второй удар судьба нанесла, когда ему (Елеазару - имя от рождения) исполнилось семь лет. Измучившись в постоянной борьбе с нищетой, мать заболела и умерла, оставив сына без средств к существованию. «Но, словно устыдясь собственной жестокости, - пишет один из биографов, - судьба послала Елеазару доброго ангела в лице дяди.

Звали дядю Феофан Прокопович, и годы спустя Елеазар возьмет себе это имя в память о человеке, которому он был столько обязан. Дядя был известным и уважаемым в Киеве человеком. Он много лет преподавал в духовной коллегии, славился образованностью и красноречием, в конце карьеры был избран ректором коллегии, но, тяготясь должностью, удалился в келейную тишь Киево-Печерской лавры. К себе в Лавру он и увел осиротевшего племянника. Так Елеазар перешел в духовное сословие, что давало ему шанс подняться по общественной лестнице. Иной путь наверх безродному сироте был заказан...».

Феофан Прокопович учился в Киево-Могилянской академии, где получил характерное схоластическое образование. Не ограничившись этим, он отправился совершенствоваться в науках "в чужие края". Учился в польских школах (для чего даже принял униатство). Затем - в коллегиуме святого Афанасия в Риме, специально созданном для учеников - греков и славян - с целью воспитывать из них проповедников католицизма.

«Папежским духом» (так впоследствии Феофан называл католические пристрастия, которыми грешили многие представители южнорусской образованности) он никак не заразился. Напротив, оказавшись в самом центре католического мира, он вынес из него идеи Возрождения и Реформации, а также неистребимую на всю свою жизнь ненависть ко всякого рода мракобесию и изуверству.

Около 1704 г. Феофан Прокопович возвратился в Киев, снова принял православие. Он постригся в монахи и стал преподавателем пиитики и риторики в Киево-Могилянской академии.

1706 год оказался заметной вехой в его жизненной судьбе. Феофан произнес приветственную проповедь в честь приехавшего в Киев Петра. В 1709 г., вскоре после Полтавской битвы, Феофан вновь выступает с речью, в присутствии Петра. То был «Панегирикос» или «Слово похвальное о преславной над войсками шведскими победе».

С этой поры начинается сближение Феофана с царем. В 1711 году он находится при Петре в турецком походе, затем назначается ректором академии. В 1716 году по вызову Петра переезжает в Петербург. Пройдет немного времени, и он будет возведен в сан епископа, затем архиепископа и первенствующего члена Синода. Феофан Прокопович становится одним из ближайших пособников Петра. Он его правая рука по делам церкви.

В своих многочисленных проповедях и приветственных словах царю Феофан поддерживает все его начинания. Он доказывает текстами священного писания важность просвещения, необходимость укрепления военной мощи России, в частности, её морского флота. Феофан пишет предисловие к морскому уставу. Это предисловие было развернуто в великолепное «Слово похвальное о флоте Российском».

Сам Бог определил снабдить Россию флотом, - говорил Феофан, - сам Бог возбудил в монаршем сердце охоту к плаванию. Не сыщем ни единой деревни, которая, над рекой расположена, не имела бы лодок, а столь славной и сильной монархии не иметь кораблей бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим, как гости к нам приходят и отходят, а сами того не умеем. Как жить и от нежданного неприятеля обороняться? Видишь, о Россия, пользу флота своего!

В слове своем Феофан рассказал о первых победах русского флота. Говорил проповедник искренне, с глубоким чувством и патриотизмом. Феофан напоминал своим коллегам о пастырском долге - «изъяснять народу, что мы были прежде и что есть ныне, какова была Россия и какова есть уже».

Своим словом о флоте Феофан окончательно покорил Петра. Царь был самозабвенно влюблен в море и корабли. Эту любовь он привил и Феофану. «Петербуржцы только крестились, когда мимо них, лихо кренясь, пролетал под парусами буер, управляемый шкипером в рясе с развевающейся на ветру смоляной бородой».

В 1720 г. Феофаном был составлен «Духовный регламент», который и был положен в основу церковного устройства. Патриаршество было ликвидировано. Церковь получила коллегиальное управление под главенством самого царя. Это вызвало ненависть к Феофану со стороны значительной части духовенства.

Политическая дальнозоркость Феофана обусловливалась не только влиянием Петра.