Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (образ «жестокого мира» в драматургии Островского)

Роман «Война и мир» изначально был за-думан как роман о декабристе, возвратив-шемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосо-вершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного пра-ва и ее последствия.

Тематику произведения формируют три основных вопроса: проблемы народа, дво-рянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нор-мами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 го-да), и два сражения (Аустерлиц и Бороди-но), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действу-ющие лица. Это противопоставление зало-жено уже в самом названии романа: «Вой-на и мир».

Это название имеет глубокий философ-ский смысл. Дело в том, что в слове «мир» до революции было другое буквенное обозначение звука «и» — i десятеричное, и слово писалось «мiръ» — то есть имело и значение «общество, люд, народ». Те-мы, затронутые в романе, освещают важ-ные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев об-щества.

Но и тогда, и сейчас название романа трактуется, исходя из всего многообразия значений, заключенных в этих понятиях. Точно так же, как «война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальны-ми и нравственными барьерами, понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпо-пее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьян-ский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бренной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным чело-веком» и так досаждают ему, когда он при-езжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир — это ближай-шее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни.

Но мир — это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Анд-рею существование «царства правды». Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здра-вицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев.

Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира. Мир и война идут рядом, перепле-таются, взаимопроникают и обусловлива-ют друг друга. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержа-ние и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому радо-стное проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, от-чуждение и изолированность, ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это само-утверждение своего эгоистического «я», несущее другим разрушение, горе, смерть. Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Тол-стой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удоч-ками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколь-ко десятков тысяч человек лежали мертвы-ми в разных положениях на полях и лугах, на которых сотни лет одновременно уби-рали урожай и пасли скот крестьяне дере-вень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского». Здесь ужас убийства на войне становится ясен Ростову, когда он видит «комнатное лицо врага с дырочкой на под-бородке и голубыми глазами».

Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал че-ловека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителя-ми подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; «грешни-ца» Наташа, добившаяся выделения транс-порта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих по-двигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

Само сочетание «война и мир» уже упо-треблялось в русской литературе, в част-ности, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

Описывай , не мудрствуя лукаво ,

Все то , чему свидетель в жизни будешь :

Войну и мир , управу государей ,

Угодников святые чудеса .

Толстой, как и Пушкин, использует соче-тание «война и мир» как универсальную ка-тегорию.

А.Н. Островский в очерке «Записки замоскворецкого жителя» «открыл» страну, «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье». Это земля, живущая традициями седой старины, - «темное царство». Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает «темные» стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму «Гроза», о которой Добролюбов сказал: «Гроза» - без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий».

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», - восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия». Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин: «В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша - ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей «темного царства». Невежественные жители города Калинова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова - богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и «Домострое». Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Добролюбов говорит о ней: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не «воет» на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе», считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и принципов «темного царства». (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье - бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нищих.

Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием», она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, «где люди все с песьими головами», где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский». Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем, Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели, Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи «темного царства», то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой и Кабаниха относятся к «темному царству». У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза - божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого - жадность. Смысл жизни Дикого - приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают, Дикой отвечает: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!») Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) - это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них.

Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала». Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа». Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних» - таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».

«Гроза»- не единственная пьеса А.Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества; к таким произведениям относятся и «Бесприданница», и «Бешеные деньги», и «Доходное место».

В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворени-ем «жестокого мира».

В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения, в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.

Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добро-любов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жес-токости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном соб-ственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмот-реться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и сле-дование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям. Ну а как же не по-учать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника. Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар — не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки. Жертву свою она «поедом ест», «точит <…>, как ржа железо».

Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» гово-рит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, ко-рит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

«Жестокий мир» дома Кабановых основан на подчинении, приказа-нии, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варва-ра, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, «что хочешь, только бы шито да крыто было». В том же разговоре с Катериной она признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Так же поступает и Тихон.

Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно вырази-ла Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения меж-ду собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты ми-мо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие чет-вертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растеряв-шись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» Материал с сайта

В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: «<…> У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спу-щены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих до-машних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запо-рами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях ме-ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. <…>». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • гроза у всех давно ворота заперты собаки спущены
  • образ «жестокого мира» в драматургии а.н. островского
  • образ жестокого мира в пьесе островского гроза
  • образ жестокого мира в драматургии островского гроза
  • образ жестокого мира в пьесе а.н. островского гроза

Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.

Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» –- говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»

Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.

И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу –- раздавлю», –- заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.

Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо- Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.

«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» –- скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

А. Н. Островский в своем творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. Он писал: «История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа». Они чувствовали изменения в обществе, отражали их в произведениях. Будучи истинно гениальным драматургом, Островский стремился изображать в своих произведениях реальную жизнь со всеми ее пороками и недостатками. Драма «Бесприданница» была написана в конце 70-х годов XIX в., в период перехода России на более прогрессивный, новый этап развития, сопряженный с образованием нового класса - класса предпринимателей и, как следствие, ознаменовавшийся возникновением социальных конфликтов, обусловленных разделением общества и неприятием нового класса приверженцами старого строя.

Противостояние людей нового типа, таких, как Паратов, прожигающих жизнь, не задумывающихся о нравственных проблемах и высоких материях, оценивающих всех и вся с высоты своего социального положения, с точки зрения меркантильного интереса, с точки зрения денег, и тех, кто стоит на социальной лестнице ступенью ниже, тех, кто принадлежит к тому же сословию, что и Карандышев, Лариса, Огудалова.

Ярким выражением этого общественного противостояния в драме является любовный конфликт: с одной стороны, это - Лариса, восторженная, романтическая натура- с другой - Паратов, личность, неспособная испытывать трагически-сильные чувства, присущие лишь духовно богатым натурам. Лариса стремится пережить всю бурю ощущений, не страшась последствий. Ее любовь уникальна. Раз возникнув, это чувство уже не исчезает- предназначенное для одного-единственного человека, это сердце не может быть отдано другому. Поэтому-то обвинения Паратова в неверности, в поверхностности чувств, в непостоянстве - эти обвинения непонятны героине- они скорее относятся к самому обвинителю.

Лариса верна своему чувству- для нее не существует унижения, если речь идет о любви: она готова у всех на глазах бежать вслед Паратову, цинично бросившему ее, и без промедления прощать при следующей встрече.

Представленный Островским любовный конфликт постепенно переходит на более глубокий нравственный уровень. Это уже не противостояние двух сословий, не любовь, ограниченная общественными рамками. На этом философско-духовном плане образ Ларисы противопоставлен не только миру парато-вых и кнуровых, но и образу Карандышева и Огудаловой.

Лариса, открытая, презирающая лицемерие девушка, противостоит своей матери, стремящейся, пожалуй, как и Паратов, к материальным благам, способной врать, изворачиваться и пресмыкаться перед всеми, кто выше ее в социальном плане- согласной жертвовать не только собственной честью, но и честью дочери ради выгоды. Героиня драмы противопоставлена и Карандышеву, на первый взгляд тихому и любящему Ларису человеку, но на самом деле стремящемуся пробиться в общество богатых купцов и предпринимателей, использующему ее лишь в качестве мостика, который поможет ему, Карандышеву, перебраться через пропасть, разделяющую его и Паратова.

Карандышев стремится попасть в тот мир, где правят деньги, где девальвируются понятия чести и благородства, где главный девиз - это: «Всякому товару цена есть» - и где товаром может быть живой человек, где образованная, превосходящая в духовном развитии и Вожеватова, и Кнурова, и Паратова девушка становится предметом игры в орлянку. Этот мир глубоко погряз в грубости, лжи и лицемерии. Недаром Островский использует систему говорящих фамилий в драме: так, Паратов означает - быстрый, ловкий- Кнуров - «хряк» и т. д. И этому миру животных, а не людей противостоит Лариса, чье имя означает «чайка». И эта чайка, хрупкая, нежная птица, в течение всей пьесы стремится вырваться из плена, и в финале она вырывается, она обретает свободу.

В драме «Бесприданница» Островский поднимает извечные вопросы моральной и нравственной культуры, вопросы, волнующие людей во все времена, во все времена существования и борьбы светлых, возвышенных, ярких личностей и темных, погрязших в обмане душ.

Конфликт –- это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий «темно-го царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столк-новения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма –- это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, ста-рое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно опреде-лить как трагедию. Трагедия –- произведение, в котором присутст-вует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчива-ется гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бес-смертного Прометея).Гибель Катерины –- это результат столкновения двух истори-ческих эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются време-нем, в которое они живут. Например: Кулигин –- это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он ци-тирует Ломоносова и Державина –- это тоже черта человека XVIII века. Борис –- это уже просветитель XIX века, образованный чело-век. Катерина же –- героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве –- это рассказ об идеальном варианте патриархальных до-мостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Кате-рина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их –- неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по свое-му мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внут-ри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к мо-лодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе пат-риархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж –- это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот мо-мент происходит зарождение нового чувства –- чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины –- страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы за-была о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы «Домостроя». То чувство, которое зародилось в Ка-терине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех –- самоубийство. Пьеса «Гроза» –- это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.