Какие литературные направления появились во время оттепели. Литературная оттепель: общая характеристика (е гг.)

Понятие «оттепель» Литература середины 50 -х – середины 60 -х годов носит название «оттепели» по резонансной в период своей публикации (1954 год) повести Ильи Эренбурга «Оттепель» . Эта повесть о «деле врачей» , об атмосфере страха в стране, о художниках истинных и официозных.

Понятие «оттепель» Оттепель в произведении не только в общественном климате (возвращается после семнадцати лет заключения отчим одного из главных героев повести Коротеева; открыто обсуждаются в застолье отношения с Западом, возможность встречаться с иностранцами; на собрании всегда находятся смельчаки, готовые перечить начальству, мнению большинства). Это и оттепель всего «личного» , которое так долго принято было таить от людей, не выпускать за дверь своего дома.

Кроме этого, в 1955 году печатается роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» (становится широко известен в 1956 году), который также вписывается в начало «оттепельного» периода. В произведении речь идёт о том, что энтузиастуизобретателю Лопаткину всячески мешают бюрократы типа Дроздова.

К. Паустовский о романе В. Дудинцева «Не хлебом единым» «Если бы не было дроздовых, то живы были бы великие, талантливые люди - Бабель, Пильняк, Артём Весёлый… Их уничтожили Дроздовы во имя собственного благополучия… Народ, который осознал своё достоинство, сотрёт дроздовых с лица земли. Это первый бой нашей литературы, и его надо довести до конца» .

Февраль 1956 года – ХХ съезд КПСС (историческая точка отсчёта периода «оттепели») Выступление Н. С. Хрущёва 25 февраля 1956 года на ХХ съезде КПСС с разоблачением культа личности Сталина.

Расцвет военной прозы, драматургии с военной тематикой После XX съезда партии появилась возможность по-новому осмыслить события Великой Отечественной войны. На амену ходульным образам приходили обыкновенные, рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно и несправедливо называли «окопной» . В эти годы были опубликованы книги Ю. Бондарева «Батальоны просят огни» (1957), «Тишина» (1962), «Последние залпы» (1959); Г. Бакланова «Южнее главного удара» (1958), «Пядь земли» (1959); К. Симонова «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964); С. Смирнова «Брестская крепость» (1957 - 1964) и др. Военная тема по-новому прозвучала в первом же программном спектакле «Современника» «Вечно живые» (1956) по пьесе В. Розова.

Поэтический «бум» «Стихи читает чуть не вся Россия, и чуть не пол-России пишет их» (Е. Евтушенко). Сентябрь 1956 года – Всесоюзный день поэзии проходит во многих городах Советского Союза, очень часто на открытых площадках поэты выходят «к народу» . Рождается «громкая поэзия» . Наиболее известны поэтические вечера в Политехническом институте, выступления поэтов у памятника В. В. Маяковскому в Москве. «Возвращаются» имена – М. И. Цветаевой, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. А. Блока и многих других. Публикуются стихотворения А. А. Ахматовой и Б. Л. Пастернака. Заметной становится поэзия вернувшихся из лагерей поэтов, среди которых Я. Смеляков.

«Громкая поэзия» (эстрадная) В целом характерны: -рост личности; - чувство самосознания; -право на свою необычность; -критический пафос по отношению к действительности.

«Громкая поэзия» (эстрадная). Позиция поэтов- «шестидесятников» Действительность дисгармонична, сознание людей заражено наследием прошлого, культом личности вождя. Вследствие этого особенно заметна в творчестве «шестидесятников» критика прошлого, особенно критика жизни «отцов» . Живёт у нас сосед Букашкин, в кальсонах цвета промокашки. Но, как воздушные шары, над ним горят Антимиры! И в них магический, как демон, Вселенной правит, возлежит Антибукашкин, академик, и щупает Лоллобриджид. («Антимиры» , 1961) В тематике на первом месте бесцельность противоречивость его стремлений и желаний. человека,

«Громкая поэзия» (эстрадная). Позиция поэтов- «шестидесятников» При этом нет пессимистической разочарованности. Но есть надежда на будущее, вера в новые времена. …А от жаровен сквозь уют горящие затрещины? Не любят - бьют, и любят - бьют, бьют женщину. Но чист её высокий свет, отважный и божественный. Религий - нет, знамений - нет. Есть Женщина!. . («Бьют женщину» , 1960) Для поэзии характерен пафос бунта, духовная обнажённость чувств перед многомиллионной аудиторией, желание говорить от лица всех, от всей эпохи, желание быть услышанным всей Вселенной. Эх, солдат на фоне бочкотары, я такой же - только без гитары. . . Через реки, горы и моря я бреду и руки простираю и, уже охрипший, повторяю: "Граждане, послушайте меня. . . " Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, вдруг в ней всё ничтожно будет, кроме этого мучительного с кровью: "Граждане, послушайте меня. . . "? !

«Громкая поэзия» (эстрадная). Достижения поэтов- «шестидесятников» Особенности поэтики: -повышенная метафоричность, -гротеск, -детализация, когда мир разнимается на отдельные детали, а затем собирается в субъективном образе этого мира. *** И хочется рано проснуться и, щурясь спросонья на свет, доверчиво вдруг потянуться к чему-то, чего ещё нет, где всё в первый раз, всё иное: и тёплое утро, и луг, где слышишь большое, сквозное, живое в себе и вокруг… (Владимир Цыбин)

«Громкая поэзия» (эстрадная). Достижения поэтов- «шестидесятников» Новаторство: -обобщающий образ героя и мира; -зачастую злоба за безотцовщину; -мотив двора (как малой родины); -гиперболизируя, возвышая своё «я» , герой воспринимает себя рядовым представителем поколения; -стремление к обычности; -исповедальность перед всем миром, всему миру. Желание быть посредниками между прекрасным будущим и настоящим драматичное осознание своей жертвенности, так как время не дало возможности стать великими внутренний трагизм, когда приходится жертвовать собой, своими желаниями ради будущего.

«Громкая поэзия» (эстрадная). Достижения поэтов- «шестидесятников» Расширение интимного мира в двух направлениях: Лирический герой обращён к обществу, к быту в жизни общества. Обыденная жизнь входит в поэзию, в её эстетическую систему, для того, чтобы дать этическую оценку происходящему, выявляя в нём негативное и позитивное начало. (Например: «Плачет девочка в автомате…» А. Вознесенского, «Я у рудничной чайной…» Е. Евтушенко, «Тьмою здесь всё занавешено…» Б. Окуджавы). Поэт видит конкретного человека, который брошен обществом на произвол судьбы. Но на самом деле этот человек интересен и значим, его малая жизнь делает жизнь большую, отсюда происходит равнозначность мира большого и мира малого. Планетарность мироощущения. Вследствие этого поэзию нельзя обозначить принадлежностью, например, социалистического реализма. Поэтический мир расширяется до размеров всей Вселенной и носит гуманистический характер. Однако в ощущении мира нет единства, мир разрознен и урбанистичен, он сделан руками человека, отсюда противоречивое отношение к научнотехнической революции. С одной стороны, она воспевается поэтами, ибо ломает старое, отжившее, с другой стороны, НТР уничтожает природу, элементы вечного бытия. (Например: «Роботы, роботы / речь мою прерывают. // Толпами автоматы / топают к автоматам» (из поэмы «Оза» А. Вознесенского)

Представители «громкой» поэзии Андрей Андреевич Вознесенский. Печататься начал с 1958 года. Наиболее заметные книги и стихотворения периода «оттепели»: поэма «Мастера» , книги «Парабола» и «Мозаика» , стихотворения «Гойя» , «Параболическая баллада» , цикл стихов «Антимиры» , поэмы «Треугольная груша» , «Оза» .

Андрей Андреевич Вознесенский Середина 50 -х – середина 60 -х годов – поэт-романтик, не столько отображающий, сколько преображающий мир фантазией. Передача сути явления и предмета чаще всего подчёркнуто субъективно. Отсюда – экспрессивно-романтический характер образности, склонность к гиперболизации и сложной ассоциативности. Я - Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я - Горе. Я - голос Войны, городов головни на снегу сорок первого года. Я - Голод. Я - горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой… Я - Гойя!

Андрей Андреевич Вознесенский Голоса «за» - критических статьи: «Слушайте сердце» (Ст. Лесневский), «За поэтическую активность» (А. Меньшутин, А. Синявский), «Как быть с Вознесенским? » (Н. Асеев). Голоса «против» критические статьи: «Куда-то не туда…» (К. Лисовский), «Наступление или отступление? » (В. Назаренко), «Главболь» (В. Турбин)

Андрей Андреевич Вознесенский В середине 60 -х годов «громкая» поэзия претерпевает кризис. Это связано с и кризисом идей «шестидесятничества» вообще, и с внутренним кризисом. Неудовлетворённость человеческой души в современном мире поэты громкой поэзии связали с овеществлением души. В поэзии таких поэтов, как Евтушенко и Вознесенский, кризис выразился в обращении к природе. Появляются стихотворения, говорящие о хаосе окружающего мира («Плач по двум нерождённым поэмам» . Здесь у А. Вознесенского трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможностей, убитых людьми в самих себе). Но есть и стихотворения с пристальным вниманием ко всякого рода переходным моментам и состояниям в жизни природы и человеческой души. Романтическая поэтика Вознесенского заметно обогащается чертами реализма.

Андрей Андреевич Вознесенский …Лишь одно на земле постоянно, Словно свет звезды, что ушла, Продолжающееся сиянье, Называли его - душа. Мы растаем и снова станем, И неважно, в каком бору, Важно жить, как леса хрустальны. После заморозков поутру. И от ягод звенит кустарник. В этом звоне я не умру…

Поэты- «шестидесятники» Москва: СМОГ (расшифровывается как «Смелость, Мысль, Образ, Глубина») - литературное объединение молодых поэтов, созданное Л. Губановым в январе 1965 года, включавшее в себя несколько десятков человек. После репрессий перестало существовать. Последнее собрание – 14 апреля 1966 года Ленинград: 1966 г. Группа «хеленуктов» (Владимир Эрль, Алексей Хвостенко, Анри Волохонский, Дмитрий Макринов и др.). Объединяла логика абсурда. Свойственна игра перевёрнутыми смыслами, техника коллажа. 1967 г. «Школа конкретной поэзии» (Виктор Ширали и др.). Пытались соединить акмеистическое внимание к предмету, заострённо- «вещное» видение мира с чисто футуристической констатацией абсурдности самого принципа творчества. Конец 50 -х – 60 -е годы. «Ахматовские сироты» (И. Бродский, Д. Бобышев, А. Найман, Е. Рейн). Поэты не всегда входившие в определённые кружки: Г. Горбовский, В. Соснора и др. Свердловск: 1960 -е годы. «Уктусская школа» (по названию Уктусского лыжного трамплина), которая впоследствии преобразовалась в группу «транс-поэтов» (Ры Никонова - псевдоним Анны Таршис, Сергей Сигей, Борис Констриктор), разрабатывавших принципы и приемы футуризма, конструктивизма, визуальной и акционной поэзии.

«Тихая» поэзия Одно из стихотворений А. Вознесенского времени кризиса «громкой» поэзии содержит декларативное заявление: «Тишины хочу, тишины…» . Середина 1960 -х годов – время прихода «тихой» поэзии в советскую литературу. Наиболее яркие представители: Владимир Соколов, Николай Рубцов, Анатолий Жигулин, Алексей Прасолов, Станислав Куняев и другие.

«Тихая» поэзия На рубеже 60- 70 годов «тихая» поэзия достигает предела органической простоты. Во второй половине 70 -х идёт освоение сложности бытия, расширяются и обогащаются художественные приёмы. Соответственно, «тихих» поэтов делят на «органических» (Н. Рубцов, А. Прасолов) и «неорганических» , книжных (А. Тарковский, Д. Самойлов, Ю. Мориц, А. Кушнер). Поэзия становится всё более личностной, фрагментарной (характерный пример - стихи Ю. Кузнецова с его «поэзией хаоса» , бесформенностью формы). В ней проявляется философское, притчевое начало (А. Межиров. Б. Слуцкий, О. Чухонцев, И. Шкляревский). На первый план выносится проблема традиции. Предметом поэзии нередко становится прошлое. Причем прошлое не противопоставляется настоящему, что было свойственно «эстрадной» поэзии 50- 60 годов, главное - поиски начал, связующих времена. Стремление к гармонии - вот наиболее характерная черта поэтических произведений тех лет.

ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ» Темы: - малая родина, - природа и история, - природа и нация (народ), - Душа и Вселенная, - терпение, - любовь к матери, к женщине. Идеи: - боль за утрату нравственных чувств, - стремление к истокам, корням, - связь личности с родиной, нацией, - воплощение духовного мира человека в лирике, - вера в возрождение России, призыв к возрождению. Символы-образы: - отчий дом, - образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза), - фольклорные образы.

«Тихая» поэзия Владимир Соколов: Как я хочу, чтоб строчки эти Забыли, что они слова, А стали: небо, крыши, ветер, Сырых бульваров дерева! Чтоб из распахнутой страницы, Как из открытого окна, Раздался свет, запели птицы, Дохнула жизни глубина. Николай Рубцов: Тина теперь и болотина Там, где купаться любил. . . Тихая моя родина, Я ничего не забыл. ………………… С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

Авторская песня На рубеже 50 -60 -х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов сформировался современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия») – авторская (иначе – «бардовская» , «поэтическая») песня. Среди авторов - Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, позже Владимир Высоцкий.

Расцвет драматургии. Новые театры Виктор Розов: «В добрый час!» , «В поисках радости» , «Вечно живые» (рождение театра «Современник») (актуальные проблемы молодёжи). Александр Володин: «Пять вечеров» (возвращение к чеховской традиции подтекста). Алексей Арбузов: «Иркутская история» (триумф театра имени Евг. Вахтангова). Поэтические представления (Товарищ, верь…» (по А. С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко) в преобразованном под руководством Юрия Любимова Театре на Таганке.

Антисталинская тематика произведений А. Т. Твардовский – «Тёркин на том свете» (1950 -е годы), «По праву памяти» (1960 -е годы) А. И. Солженицын – «Один день Ивана Денисовича» (1962 год) В. Т. Шаламов – «Колымские рассказы» (1954 -1962) Л. К. Чуковская – «Софья Петровна» (повесть создана в 19391940 гг. , однако возможность печатать появилась в начале 1960 -х годов: Твардовский предпочёл Солженицына) А. А. Ахматова – «Реквием» (1934 – 1961) «Лагерная» поэзия (1940 -1960 -е годы)

«Деревенская проза» 1957 – «Братья и сёстры» Ф. Абрамова. 1963 – «Матрёнин двор» А. Солженицына. Сборник рассказов «Сельские жители» В. Шукшина. 1965 – «На Иртыше» С. Залыгина, «Привычное дело» В Белова. 1966 – «Живой» Б. Можаева.

Леонид Мартынов Что-то Новое в мире. Человечеству хочется песен. Люди мыслят о лютне, о лире. Мир без песен Неинтересен. Ветер, Ветви, Весенняя сырость, И черны, как истлевший папирус, Прошлогодние травы. Человечеству хочется песен. Люди правы. И иду я По этому миру. Я хочу отыскать эту лиру, Или - как там зовется он ныне - Инструмент для прикосновенья Пальцев, трепетных от вдохновенья…

Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. Сталина, получил образное определение — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В эти годы были сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература», в котором публикуются произведения зарубежных авторов.

Огромную популярность у писателей, входивших в литературу — и русскую, и зарубежную — второй половины XX века, получило творчество американского писателя Э. Хемингуэя , хорошо знавшего и ценившего творчество русских классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова и Достоевского. Американский писатель был участником Первой и Второй мировых войн. Он в числе первых отреагировал на агрессию фашистов, напавших на нашу страну в 1941 году, прислав в Москву телеграмму со словами поддержки. В своем творчестве Хемингуэй, «выточивший стиль эпохи», исследовал такие проблемы, как человек и война, человек и природа. При этом писателя волновал философский аспект этих проблем: определение сущности человека, пребывающего в состоянии постоянной борьбы. Сам, будучи стоиком, Хемингуэй полагал, что человек должен в этой борьбе остаться непобежденным. Уже хрестоматийными стали слова писателя из его повести-притчи "Старик и море" (1952), удостоенной высшей американской Пулитцеровской премии по литературе, — "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". О себе Хемингуэй говорил, что пишет «простую честную прозу о человеке». Именно поэтому американский писатель стал творческим и нравственным ориентиром для многих русских писателей, пришедших в литературу в 1950 — 1960-е годы.
Честность и правдивость — эти слова являются ключевыми для развития русской литературы в послесталинский период.

В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, где Н С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. Разоблачительный пафос доклада Н.С. Хрущева породил надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества. Очевидно, этими надеждами обусловлен тот взлет публицистики , который пришелся на первые годы "оттепели". Публикация очерков Сергея Смирнова (1915 — 1976), посвященных обороне Бреста, пробила дорогу мемуарной литературе бывших узников фашистских лагерей, а затем и тех, кто прошел ГУЛАГ. Неблагополучному состоянию дел в сельском хозяйстве были посвящены очерки публициста Валентина Овечкина (1904 — 1968).

Во многом под воздействием очерковой публицистики военных и послевоенных лет, мемуарно-очерковой литературы активизировался процесс демократизации художественного стиля эпохи. Из литературы уходили заданность конфликтов и характеров, "всевластие" автора над материалом, сочетание авторитарного стиля с романтической героизацией. Так же как и в других видах искусства, в литературе усилилось субъективное начало. Новому художественному осмыслению подвергались такие исторические явления, как революция, коллективизация, гражданская война, политические репрессии и др. Постепенно переосмысливались проблемы взаимоотношений личности и общества, личности и государства, личности и истории.

Концептуально значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950 — 1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.

Наряду с утверждением приоритета государственного над частным, общего над личным в искусстве социалистического реализма вызревает мысль о самоценности человека , об обоюдной ответственности личности и общества, личности и государства, личности и истории. Вспомним образное противопоставление М. Горького — Ларра и Данко. Эгоизм первого делает его изгоем, а жертвенный альтруизм второго помогает людям. Теперь же в искусство соцреализма приходило осознание того, что не только человек важен для истории, но и история для человека. Да, жизнь человека вне общества — это путь к разрушению личности, но общество состоит из людей, следовательно, игнорируя интересы личности, оно игнорирует и свои собственные интересы.

Именно со второй половины XX века начался процесс пробуждения художественного сознания, в целом проходивший в двух направлениях, связанных с возрождением принципов реалистическою искусства. Так, например, в 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал "Новый мир ", a в 1970 — 1980-е годы русской национальной идеей была пронизана деятельность журнала "Наш современник" . На страницах этих периодических изданий печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы. Понятиями "военная", "лагерная", "деревенская", "городская" обозначались тематические разновидности советской реалистической литературы, осмыслявшейся как единый массив, генеральным идейно-художественным ориентиром которого оставался метод социалистического реализма.

В годы "оттепели" суммировалось поколение, названное впоследствии «шестидесятниками », сыгравшее важную роль в перестройке 1985 — 1991 годов. «Шестидесятники» призывали к восстановлению революционных идеалов, связанных с именем В.И. Ленина. По их глубочайшему убеждению, правление И.В. Сталина преступным образом исказило путь развития советского государства.

В целом всему поколению "шестидесятников" свойственно стремление к искренности, именно это качество входило в оценку художественного произведения. В ситуации противостояния инерции политико-идеологического диктата общим пафосом художественного творчества было желание честно выразить свое время. Очевидно, этим общим настроем был обусловлен интерес «шестидесятников» к личности и творчеству американского писателя Э. Хемингуэя, герои которого наделены силой сопротивления злу.

Середину 1960-х годов принято считать концом "оттепели". Окончательно ясным это стало после того, как советские войска вошли в Прагу (1968). В литературе конец «оттепели» ознаменовался судебным процессом над писателями А.Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 году. Опубликовавшие несколько своих сочинений на Западе, они были обвинены в антисоветской деятельности.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ, условное название периода литературы Советского Союза 1950-х- начала 1960-х. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений - эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели.

В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения.

Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Большинство участников споров не отказывалось от социалистических идей.

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне.

Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова Пядь земли (1959) и Мертвые сраму не имут (1961), Юрия Бондарева Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), Константина Воробьева Убиты под Москвой (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике.

Большую роль в процессе «потепления» играли выпуски литературных альманахов и периодических изданий - разнообразных литературных журналов. Именно они наиболее живо реагировали на новые веяния, способствовали появлению новых имен, выводили из забытья авторов 1920-1930-х.

С 1950 по 1970 журнал «Новый мир» возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. «Новомирская проза» выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.

В 1956 вышло два выпуска альманаха «Литературная Москва» под редакцией Эммануила Казакевича. Здесь печатались И.Эренбург, К.Чуковский, П.Антокольский, В.Тендряков, А.Яшин и др., а также поэты Н.Заболоцкий и А.Ахматова, впервые после 30-летнего перерыва были опубликованы произведения М.Цветаевой. В 1961 вышел альманах «Тарусские страницы» под редакцией Николая Оттена, где печатались М.Цветаева, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, М.Казаков, повесть о войне Булата Окуджавы Будь здоров, школяр, главы из Золотой розы и очерки К.Паустовского.

Несмотря на атмосферу обновления, противодействие новым веяниям было значительным. Поэты и писатели, творившие по принципам соцреализма, последовательно отстаивали их в литературе. Всеволод Кочетов, главный редактор журнала «Октябрь» вел полемику с «Новым миром». Дискуссии, развернутые на страницах журналов и периодических изданий, поддерживали в обществе атмосферу диалога.

В 1955-1956 появилось множество новых журналов - «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов», «Урал», «Волга» и др.

Продолжает развиваться жанр научной фантастики, традиции которого были заложены в 1920-1930-е. Значительные произведения были написаны Иваном Ефремовым - Туманность Андромеды (1958), Сердце Змеи (1959). Роман-утопия Туманность Андромеды напоминает философский трактат о космическом коммунистическом будущем, к которому приведет развитие общества.

В 1950-е пришли в литературу братья Аркадий и Борис Стругацкие - Извне (1959), Страна багровых туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Полдень, XXI век (1962), Далекая радуга (1962), Трудно быть богом (1964). В отличие от других писателей-фантастов, решавших темы космического мессианства в абстрактно-героическом ключе, проблемы космических «прогрессоров» раскрывались Стругацкими на уровне философского осмысления взаимовлияний цивилизаций разного уровня. В повести Трудно быть богом ставится вопрос, что лучше: медленное, мучительное, но естественное развитие общества или искусственное внедрение и экспансия ценностей более цивилизованного общества в менее развитое с целью направить его движение в более прогрессивное русло. В последующих книгах авторов рефлексия по этому поводу становится более глубокой. Приходит осознание моральной ответственности за немалые жертвы - плату т.н. «примитивных» обществ за навязанный им прогресс.

Именно в 1960-1980-х к Юрию Трифонову, Александру Солженицыну, Венедикту Ерофееву, Иосифу Бродскому пришло осознание себя в качестве писателей и поэтов.

Так, в 1950 выходит повесть Трифонова Студенты. Солженицын в годы ссылки и преподавания в Рязанской области работал над романом Раковый корпус, исследованием Архипелаг ГУЛАГ; в 1959 он написал повесть Один день Ивана Денисовича, опубликованную в 1962. Венедикт Ерофеев в 1950-е вел жизнь студента, кочующего по разным вузам. Он опробовал свое перо в лирическом дневнике Заметки психопата (1956-1957), где уже ощущался особый ерофеевский стиль.

Наибольшую популярность в период поэтического бума снискали поэты яркого публицистического темперамента - Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Их гражданская лирика была проникнута пафосом осмысления места своей страны в масштабе мировых свершений. Отсюда иной подход к пониманию гражданского долга и общественной романтики. Пересматривались образы вождей - образ Ленина романтизировался, Сталина критиковали. На стихи Рождественского было написано немало песен, составивших основу «большого стиля» в жанре советской эстрадной песни. Евгений Евтушенко помимо гражданской тематики был известен глубокой и достаточно откровенной любовной лирикой, циклами, написанными по впечатлениям от поездок по странам мира.

Не менее популярный Андрей Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности - аэропортов, неона, новых марок машин и т.д. Впрочем, и он отдал долг попыткам осмыслить образы советских вождей в новом ключе. Со временем в творчестве Вознесенского стала звучать тема поиска подлинных ценностей бытия. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников.

В конце 1950-х - начале 1960-х популярным становится жанр авторской песни. Наиболее ярким представителем и зачинателем этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах. Его творчество стало отправной точкой, импульсом для появления плеяды популярных отечественных бардов - Визбора, Городницкого, Галича, Владимира Высоцкого и др. Многие барды исполняли песни не только на собственные слова, часто на музыку ложились строки поэтов Серебряного века - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

После прихода к власти Брежнева считается, что «оттепель» закончилась. Критика была дозволена в рамках, не подрывающих существующий строй. Шло переосмысление роли Ленина - Сталина в истории - предлагались разные интерпретации. Критика Сталина шла на убыль.

Существенным для понимания границ свободы было отношение к литературному наследию начала века. Событием стало последнее произведение Ильи Эренбурга - воспоминания Люди, годы, жизнь (1961-1966). Многие впервые узнали о существовании таких исторических фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Фальк, Модильяни, Савинков и др. Замалчиваемые советской идеологией имена, описанные детально и живо, становились реальностью отечественной истории, искусственно прерванная связь эпох - дореволюционной и советской - восстанавливалась. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.

Вырабатывалась самоцензура. Внутренний цензор подсказывал автору, какие темы можно поднимать, а какие не стоит. Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать.

40. Литературная оттепель: общая характеристика (е гг.)

1. «Оттепель» - не термин, а метафора, закрепившаяся в специальной литературе с легкой руки Эренбурга (так назвавшего свою повесть 1954 года, опубликованную в «Знамени») для обозначения определенного периода развития советской истории, а вместе с ней и литературы.

2. С датировкой этого периода крайне сложно, существуют разные мнения: начало - 1953 (в полит истории - смерть Сталина; в литературном процессе - статья Померанцева в НМ «Об искренности в литературе», символизирующая новые веяния) / 1956 (доклад Хрущева на ХХ съезде партии); конец - (возврат на прежние позиции констатируют Стругацкие в «Комментариях к пройденному», Солженицын в «Бодался теленок с дубом» / (процессы Бродского и Синявского с Даниэлем) / 1968 (ввод советских войск в Прагу, закручивание гаек по всем направлениям).

3. Такие сложности с датировкой связаны с тем, что период крайне внутренне противоречивый: существовал журнал «Новый мир», но в противовес поддерживался «Октябрь» во главе с ярым сталинистом Кочетовым. Травили Пастернака за Нобелевскую премию за «Доктора Живаго», но опубликовали «Один день Ивана Денисовича» и «Теркина на том свете».

4. Но в любом случае этот период (условно - сер 50-х - конец 60-х) является, по Х. Гюнтеру, фазой деканонизации социалистического реализма, характеризующейся необратимой тенденцией к размыканию канона и плюрализации.

5. Плюрализация начинается с «освоения упущенного»: в культурное сознание очень порционно, но все-таки стали возвращаться произведения Бабеля, Платонова, Булгакова, Мандельштама. Приоткрылся «железный занавес», в «Иностранке» стали появляться произведения Хемингуэя, Фолкнера, Камю, Сартра, Беккета, Ионеско, Белля.

6. В текущем литературном процессе начинается расширение сюжетной сферы. Так возникает военная проза (Бондарев «Батальоны просят огня», 1957, «Последние залпы», 1959; Бакланов «Пядь земли», 1959, Мертвые сраму не имут», 1961, «Июль 41», 1965; Быков «Сотников», 1970). Война – область допущенной правды.

а) Важно, что во время войны и непосредственно после выходят только «Теркин» (1942-45) и «Сталинград» (заглавие «В окопах Сталинграда» не прошло по цензурным соображениям) Некрасова (1946), а дальше тянется полоса молчания, поскольку война была опытом, требовавшим латентного периода на осмысление. И вот к оттепели такой период заканчивается.

б) Бондарева и Бакланова обвиняли в «ремаркизме» - изображении т. н. «окопной правды».

7. Но Белая характеризует оттепель, в первую очередь, как обновление стилевого процесса.

8. Здесь в первых рядах т. н. деревенская проза (Шукшин «Двое на телеге», 1958; Абрамов «Братья и сестры», 1958, ну а уж потом всякие Распутины с Астафьевыми).

а) Деревенщики противопоставляли свои принципы изображения деревни тем, которые укрепились в соц. литературе т. н. «мрачного семилетия» () и вкратце обрисованы в статье Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («лакировка действительности», все как один румяные и кудрявые).

б) А у Шукшина не только не все кудрявые, но еще и каждый получает свой голос (Белая: «Шукшин заговорил на голоса»), причем оказывается, что для этого даже необязательно прибегать к специальному стилевому регистру, а надо только отказаться от штампов и более сложно организовать систему т. з. – много несобственно прямой речи.

в) Кроме того, деревенщики первыми показали, что деревня – это не особая тематика, а инокультура (по опр. Лотмана) с особым отношением к творчеству, к смерти (Шукшин «Как помирал старик», 1967; Распутин «Последний срок», 1970).

9. Вслед за деревенщиками стилевой процесс обновляет молодая (исповедальная) проза. (Гладилин, Приставкин, Аксенов «Коллеги», 1960, «Звездный билет», 1961). Их произведения печатаются в «Юности» (главный редактор – Катаев), что уже само по себе симптоматично.

а) У Аксенова в повестях везде речь идет о молодых людях-выпускниках ВУЗов, стоящих на пороге выбора жизненного пути. И важно, что это не «железные феликсы» (каких требовал канон со времен Павла Власова – «Мать»), а люди сомневающиеся, рефлексирующие, имеющие право на ошибку.

б) И речь этих молодых людей пересыпана современным молодежным жаргоном.

10. Происходит обновление стилевого процесса и в поэзии. В середине 50-х годов всходит звезда поэтов-эстрадников Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского с их усложненной в духе Маяковского поэтикой, установкой на предельную субъективность, гуманистическим пафосом и умеренно либеральными настроениями.

11. Кроме того, на оттепельной же волне возникает такое явление как бардовская песня. В середине 50-х дебютирует в этом жанре Окуджава (к тому моменту уже публиковавшийся как поэт и имевший написанными несколько песен), а под впечатлением от него – Высоцкий. Это синтетический жанр, во многом восполняющий не только штампованность поэзии, но у убогость театра.

12. Оттепель в критике и публицистике – журнал «Новый мир», которым в, заведовал Твардовский, где напечатали Солженицына и где была приличная критика (Помернцев «Об искренности в литературе», 1953; Абрамов «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», 1954; Щеглов «Русский лес» Леонида Леонова», 1954; Лакшин «Иван Денисович, его друзья и недруги», 1964). Критические статьи писались человеческим языком и противостояли канонам т. н. нормативной критики. Для читателя это была огромная отдушина.

13. Наконец, в 1968 году всяческую оттепель сворачивают, но, как мы знаем от старика Гюнтера, деканонизация – процесс необратимый. Поэтому в литературном плане эпоха раннего застоя наследует оттепели. Например, появившаяся в конце 60-х городская литература (автоназвание Трифонова – в противовес деревенской литературе) вполне обновлена, с точки зрения стиля, и вполне свежа по тематике – быт города (Трифонов «Обмен», 1969 – психологический конфликт построен вокруг обмена двух комнат на двухкомнатную квартиру , «Дом на набережной», 1976).

Особое место в послевоенной истории России занимает период от смерти И. В. Сталина до отстранения от руководства Н. С. Хруще­ва. Эти годы, получившие с легкой руки И. Эренбурга название "оттепели", характеризуются сложными, противоречивыми тенденция­ми социально-экономического и общественно-политического разви­тия.

В начале 1960-х годов написано знаменитое стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики». Оно начиналось так:

Что-то физики в почете,

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе…»

Действительно это было время научного прогресса. Достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной физики, внедрение в производство установок для непрерывного розлива стали. Были задействованы лучшие умы, научные коллективы, огромные финансы. Космические победы СССР произвели за рубежом впечатление шока.

У. Ростоу вспоминал: «В истории аналогии, подобной кризису, вызванному запуском советского спутника в октябре 1957 года, нет».

1960-е годы называют периодом «оттепели», и, прежде всего – в культурной жизни страны. Но, несмотря на оттепель, система продолжала жестко контролировать духовную жизнь общества.

В это время стали модными всесоюзные совещания и встречи ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства. Сформированные на таких встречах суждения руководителей страны, приобретали характер официальных оценок деятельности той или иной группы или направления в культуре.

Духовная жизнь советского общества:

а) условность понятия «оттепель» применительно к характеристике духовной жизни общества середины 1950-х - середины 1960-х гг., периоды «оттепели» и «заморозков» (1953-54, 1956-57, 1961-62 гг.);

б) рост интереса к истории (стремление глубже понять, всесторонне отразить сложность и противоречивость событий прошлых лет, героические и трагические стороны жизни советского народа):

Новое звучание темы Великой отечественной войны, правда об ее тяжелых буднях в литературе (М.А. Шолохов «Судьба человека»; К.М. Симонов «Живые и мертвые»), кинематографе («Баллада о

солдате» Г. Чухрая, «Летят журавли» М. Колотозова) и театре («Вечно живые» в пьесе В. Розова в «Современнике»);

Острота темы сталинских репрессий, жизни и судьбы заключенных (выход в «Новом мире» повести А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.), неудача с публикацией его романа «В круге первом» в том же журнале (лето 1964 г.);

в) возвращение культурного наследия прошлого (Б. Пильняк, О. Мандельштам, И. Бабель, М. Цветаева, С. Есенин и др.);


г) идейно-эстетические поиски в литературе и искусстве:

Искренность, честность, правдивость позиции писателя и художника,

Статья В. Померанцева «Об искренности в литературе» в «Новом мире» появилась осенью 1953 г.;

д) осуждение теории «бесконфликтности», лакировки действительности и образа «идеального героя»;

Дискуссия о «положительном герое» на П съезде советских писателей (1954 г.);

В соответствие с представлениями сталинской эпохи для советского общества противоречия и конфликты не характерны, они проявляются в специфической форме как конфликт хорошего с более лучшим, конфликт хорошего с отличным;

В 1952 г. в «Новом мире» вышел первый очерк В. Овечкина «Районные будни», опровергнувший преставление о бесконфликтности в деревне;

Новые установки были подтверждены в отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду (1952 г.): «Наша советская литература и искусство должны смело показывать жизненные противоречия и конфликты, уметь пользоваться оружием критика как одним из действенных средств воспитания» (Г.М. Маленков);

Различия в понимании принципа партийности, метода социалистического реализма и народности;

Проблема нравственной деформации личности (Д. Гранин «Собственное мнение», А. Яшин «Рычаги» и др.;

Выступления против романтизации насилия и ненависти (П. Нилин «Жестокость», «Испытательный срок»);

Крестьянский вопрос и жизнь деревни (В. Овечкин «Районные будни», В. Солоухин «Владимирские проселки», В. Шукшин «Сельские жители»);

е) идейное размежевание художественной интеллигенции, появление вскоре после смерти Сталина двух течений в литературно-художественной жизни страны:

Реформаторы-антисталинисты, позже неточно названные «либеральной» интеллигенцией, стремились к преодолению сталинских стереотипов, обогащению духовной жизни ранее несправедливо отвергнутыми достижению отечественной и зарубежной общественной мысли и культуры, свободе мысли и творчества, восприимчивости к новым формам и жанрам литературы и искусства;

Объединялись вокруг журналов «Новый мир» (руководители К.М. Симонов, А.Т. Твардовский), «Юность» и «Литературная газета» (с 1959 г.);

В 1960 г. в «Юности» появилась статья С. Рассадина «шестидесятники» (это определение стало общеупотребительным для обозначения писателей либерального направления);

консерваторы-сталинисты, сомневавшиеся в правильности курса на десталинизацию, воспринимали критику идеологии и практики сталинизма как покушение на социалистические устои жизни общества и советского человека, рассматривали новые тенденции в художественной культуре как распространение идеологически чуждых веяний западного капитализма,

Объединялись вокруг альманаха «Наш современник», журналов «Огонек» (глав. ред. А.В. Сафронов) и «Октябрь», главным редактором которого с 1961 г. был В.А. Кочетов, являвшийся наиболее непримиримым борцом против либеральных ценностей;

ж) зарождение диссидентского движения:

Дискуссионность вопроса о времени появления диссидентства и его особенностях в послесталинский период;

Дело Б.Л. Пастернака (публикация романа «Доктор Живаго» за рубежом в итальянском издательстве Фельтринелли (1957 г.), присуждение ему Нобелевской премии (1958 г.), исключение из союза советских писателей (1958 г.) - первый случай «тамиздата»;

Деятельность ленинградского кружка математика Р.И. Пименова (1956-57 гг.) по распространение листовок против безальтернативных выборов;

Кружок аспиранта исторического факультета МГУ Л.Н. Краснопевцева (1956-57 гг.), «университетское дело» или дело «молодых историков» (1958 г.), борьба против «сталинского социализма»;

Поэтические вечера и встречи молодежи у памятника Маяковскому (июль 1958-осень 1961 г.);

Распространение «самиздата» (машинописный журнал А.И. Гинзбурга «Синтаксис», включавший лагерную прозу В. Шаламова, Е. Гизбург, произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, не принятые в государственных издательствах);

Выступление генерала П.Г. Григоренко на Московской городской партконференции во время обсуждения проекта третьей программы КПСС о недостаточности проработки вопроса о возможности повторения культа личности Сталина (в последующем создал группу под названием «Союз борьбы за возрождение ленинизма», а в феврале 1964 г. помещен в психиатрическую больницу);

Начало диссидентского движения «русских националистов»: наиболее радикальная группа - Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), который действовал в Ленинграде (начало 1960-х - 1967 г., руководители - выпускник восточного факультета МГУ - И.В. Огурцов, лингвист М.Ю. Садо, Е.А. Вагин; главная задача - организованная борьба с существующим строем; программа основана на идеях Н.А. Бердяева о социал-христианстве и взглядах М. Джиласа о «новом классе».

Оттепель в искусстве

Во время периода десталинизации заметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером» оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (Стихи. М., Молодая гвардия, 1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Было резко увеличено производство фильмов.

Григорий Чухрай первым в киноискусстве затронул тему десталинизации и оттепели в фильме «Чистое небо» (1963). Основные кинорежиссёры оттепели - Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы - «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и другие.

В 1955-1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.

В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Оттепель в литературе

Оттепель в литературе

Это период в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х - начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году.

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии. Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е - 1940-е гг.

Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Многие впервые узнали о существовании таких фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Модильяни, Савинков и др. Искусственно прерванная связь эпох - дореволюционной и советской - восстанавливалась. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.

В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал«Новый мир». С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. "Новомирская проза" выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.

В 1952 в "Новом мире" был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни. Эта публикация положила начало целому направлению в литературе - "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии "деревенщиков", Федор Абрамов, начинал печататься в "Новом мире" как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он призывал писать "только правду - прямую и нелицеприятную".

В 1955-1956 появилось множество новых журналов - "Юность", "Москва", "Молодая гвардия", "Дружба народов", "Урал", "Волга" и др.

Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда», вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые» (1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова «Пядь земли» (1959) и «Мертвые сраму не имут» (1961), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Константина Воробьева «Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.

Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии. В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи. С 1956 стал выходить альманах с одноименным названием. Поэты выступали с трибун, собирали стадионы. Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей. С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире. Наибольшую популярность снискали поэты яркого публицистического темперамента - Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Не менее популярный Андрей Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности - аэропортов, неона, новых марок машин. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников. "Тихие лирики" Владимир Соколов и Николай Рубцов обращались к природе в поисках подлинности бытия и гармонии с миром.

В кружке при Ленинградском технологическом институте (Е.Рейн, Д.Бобышев, А.Найман), общим увлечением которого был акмеизм, появился молодой поэт Иосиф Бродский.

В конце 1950-х - начале 1960-х популярным становится жанр авторской песни. Наиболее ярким представителем и зачинателем этого направления стал,strong>Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах. Его творчество стало отправной точкой, импульсом для появления плеяды популярных отечественных бардов - Визбора, Городницкого, Галича, Владимира Высоцкого и др. Многие барды исполняли песни не только на собственные слова, часто на музыку ложились строки поэтов Серебряного века - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

Strong>"Молодежная проза" печаталась по преимуществу в журнале "Юность". Его редактор, Валентин Катаев, делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. Произведениям молодых была присуща исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой.

Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964.

С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.