Танец модный в начале 20 века. По сюжету фильма «Шаг вперед»…. Танцы латиноамериканской программы


В первые годы 20 — го века, до начала Первой мировой войны наблюдались две очевидные тенденции развития танцев. Как будто каким-то образом им стало известно о надвигающейся катастрофе, богатые общества Европы и Америки предавались развлечениям, одним из основных которых были такие быстрые танцы, как вальсы и галопы. В то же время, проводились попытки возродить такие средневековые танцы, как менуэт, гавот и павана, хотя получалось это довольно плохо. Тем не менее, почти никогда не наблюдалось такого неистовый поиска новых форм, такой радикальной смены значений, которые ранее принимались как что-то само собой разумеющееся, такого увлечения среди молодежи всех стран в индивидуальном выражении и более динамичном образе жизни. Все искусства находились глубоко под влиянием быстрого накопления открытий в физических и социальных науках, а также растущего осознания социальных проблем.


В целом, это было невероятно оживленное время для развития танца: никогда ранее не генерировалось столько новых идей и не привлекалось так много людей к танцам. Балет был полностью обновлен под руководством российского импресарио Сергея Дягилева (1872-1929). Балет вдохновил некоторых из самых выдающихся композиторов и художников того времени, став основной базой для большинства работ в танцевальном искусстве. Сторонники другого движения «за реформы современного танца» на базе танцев американской балерины Айседоры Дункан начали пытаться отойти от условностей, которые стали обязательными во время Романтического балета.


Особенно энергично это новое течение развивалось в Германии, где его экспрессионистские формы получили название Ausdruckstanz («экспрессионистический танец»). Бальные танцы были довольно сильно изменены посредством добавления в них свежих веяний из южноамериканских, креольских и африканских культур. После сильного роста популярности афро-американского джаза, весь дух и стиль социальных танцев изменился коренным образом и в последующие десятилетия они стали гораздо более свободными, спокойными и «интимными».


Наблюдалось также возобновление интереса к народным танцам, которые были самовыражением простых людей в прошлые века. Этому частично способствовали специальные общества фольклорных танцев, а также различные молодежные движения, которые видели, что эти танцы могут помочь в формировании новых общественных чувств. Новых высот популярности достигли театрализованные танцы всех видов, которые были образованы из стилизованных многовековых танцев Востока.

Для выражения переполнявших их эмоций и чувств, ожиданий и надежд, наши древние предки использовали ритмичные ритуальные пляски. По мере развития самого человека и социальной среды, его окружавшей, появлялось все больше различных танцев, становившихся все более сложными и изысканными. Сегодня даже специалисты не смогут указать название видов танцев - всех, исполняемых людьми на протяжении веков. Однако танцевальная культура, пройдя через столетия, активно развивается. На основе народных и классических появляются новые и современные стили и направления.

Что это такое?

Прежде чем рассмотреть, какие бывают виды танцев, давайте уточним, а что же это на самом деле такое? Самое недолговечное и сложнейшее из видов искусства, в котором человеческое тело и его пластические возможности используются для создания уникального образа, - это танец.

Он невозможен без личности артиста и музыки. Исполнитель, отталкиваясь от содержания музыкального произведения, выстраивает «картину» танца и воплощает свое видение и чувственное восприятие в движении. Это действо может использоваться как способ социального общения и самовыражения, состязательная спортивная дисциплина и часть религиозного культа, а также как показательный вид искусства, которое постоянно развивается и видоизменяется. В нем появляются все новые стили и формы, разные виды танцев, многообразие которых даже специалистов ставит в «тупик».

История появления

Самыми первыми танцами людей были ритуальные, исполняемые ими в надежде на удачную охоту или обильный урожай, исцеление больного или победу в войне. С течением времени ритмичные движения подвергались обобщению, что послужило началом формирования искусства этнического направления, имеющего у каждого из народов свои особенности и традиции.

Все многообразие танцевальных па произошли от основных видов человеческих движений - бега, ходьбы, прыжков, раскачиваний и поворотов. Со временем появились следующие виды бытовые (для себя), а также исполняемые напоказ - культовые и сценические.

Основные направления

Среди существующих сегодня разнообразных танцевальных стилей и направлений можно назвать следующие, наиболее популярные и известные:

В этой статье рассмотрим более подробно, какие бывают виды танцев в современном

Начало и середина XX столетия

Подобное подразделение на два этапа, не случайно. По мнению многих исполнителей начала прошлого столетия, танец как вид искусства должен был отображать новую реальность, а не придерживаться «застывших» во времени канонов старых балетных школ. В это время возникают такие хореографические направления, популярные и сегодня, как:

  1. Свободный танец.
  2. Модерн.
  3. Буто.
  4. Контемпорари (контемп).
  5. Джаз-модерн.

Остановимся подробней на каждом из них, так как они оказали большое влияние на становление и развитие многих стилей и направлений современного танцевального искусства.

Свободный танец

Это прежде всего особое мировоззрение исполнителя, сформировавшееся под воздействием идей Ницше. Исполнитель, отрицая канонические правила балетной хореографии, стремился соединить танец и реальную жизнь, проявляя себя в качестве раскрепощенного духа творчества. Именно на основе свободного стиля зародились и развились такие направления, как модерн и буто, джаз-модерн и контемп.

Модерн

Возникшее в начале века, это танцевальное направление сегодня очень популярно и является одним из ведущих в западной хореографической школе.

Так же как и свободный отрицает любые балетные нормы и стремится воплотить на сцене разнообразные формы, используя новые оригинальные методы. Для него характерна смысловая наполненность, широкая амплитуда движений, высокие прыжки и гибкость, несвойственные для балетной хореографии «ломаные» позы и движения, разнообразные скручивания.

Contemporary dance

Вполне обоснованно можно говорить о том, что такие популярные в конце XIX и начале XX века стили, как свободный танец и модерн, послужили основой для формирования такого направления как контемпорари (контемп). Этот предлагает танцору посредством различных хореографических стилей максимально полно продемонстрировать в импровизации все имеющиеся у него внутренние эмоции и ресурсы.

Джаз-модерн

Основной чертой этого направления является соединение джазовых импровизационных ритмов и энергии, координации и работы с телом и дыханием исполнителя модерна, а также движений, присущих классической балетной школе. Таким образом, тело танцора джаз-модерна становится еще одним музыкальным инструментом, проявляющим мелодию посредством пластики собственного тела.

Буто

Это одна из самых молодых танцевальных техник, появившаяся в пятидесятых годах XX века в Японии. Буто, несмотря на довольно долгое существование, и сегодня остается для людей западного мира наиболее сложным для понимания. В его основе лежат культурные, философские, религиозные и эстетические ценности Страны восходящего солнца. Этот танец стремится показать приземленность обыденной жизни обычного человека, а также осмыслить и продемонстрировать тело и его возможности в пространстве и времени.

Современный танец конца XX и начала XXI века

Все многообразие современных нам танцев можно, конечно же условно, подразделить на две большие группы:

  • уличные;
  • клубные.

Street dance

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk - все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах.

В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления:

  • Нью-стайл (NewStyle).
  • Krump - сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы».
  • Локинг (Locking).
  • Поппинг (Popping).
  • LA-Style.
  • Crip walk (C-walk).
  • Брейк-данс.
  • Хип-хоп (Hip-Hop).

Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления:

  • Тектоник или electro dance.
  • House (хаус).
  • Jumpstyle (джампстайл).
  • Melbourne shuffle (шаффл).
  • Waacking (вакинг).
  • Go-Go (клубное Гоу).
  • Square dance (сквэр данс).
  • DnBstep.
  • Ragga (рагга) и многие другие.

Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы - это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Спортивные танцы

Если в прежние времена танцы воспринимались только как вид искусства, то усложнение технических и хореографических требований к исполнению привело к необходимости отличной физической формы тех, кто этим занимается. Сегодня спортивных танцев - это, прежде всего, бальные. Их особенностью является исполнение партнерами набора определенных обязательных движений и фигур под заранее заданную музыку. Оцениваемые на соревнованиях состоят из трех частей: обязательной, оригинальной и произвольной.

С течением времени появляются все новые музыкальные и хореографические стили и направления. И теперь такие современные виды спортивных танцев, как брейк или локинг, джампстайл или pole dance (танцы на шесте), привлекают все больше поклонников из разных возрастных групп. Для участия в соревнованиях по этим направлениям спортсменам необходима не только отличная хореографическая, но и физическая подготовка. Тем же, кто не стремится выиграть международные соревнования, а старается поддерживать собственное тело в хорошей форме, можно порекомендовать фитнес-занятия в различных танцевальных техниках. Тверк, high heels, гоу-гоу, стрип-пластика, танец живота, зумба, sexy R&B, рагга, бути-дэнс - вот наиболее востребованные у прекрасного танцев. Девушек привлекает в них не только возможность скорректировать фигуру, но также улучшить пластику и повысить собственную самооценку.

Бальный танец обязательно выполняется в паре. Такими танцами сегодня обычно называют стандартизированные спортивные танцы, исполняемые на танцевальных конкурсах и торжественных мероприятиях. Сегодня в мире танцев существуют две основные классификации, в совокупности состоящие из десяти танцевальных стилей: европейская и латиноамериканская программы. Подробнее о танцах читайте далее.

История бального танца

Происхождение понятия «бальный танец» идет от латинского слова «ballare», означающего «танцевать». В прошлые времена такие танцы были светскими и предназначались только для высших особ, а для бедных слоев населения оставались народные танцы. С тех пор такого классового разделения в танцах, конечно, больше не существует, да и множество бальных танцев на самом деле являются облагороженными народными. В частности, на современные бальные танцы большое влияние оказала культура африканского и латиноамериканского народов.

Что называть бальным танцем, зависит и от эпохи. На балах в разное время были представлены различные танцы, такие как полонез, мазурка, менуэт, полька, кадриль и другие, которые сейчас считаются историческими.

В 20-х годах прошлого века в Великобритании был основан Совет по бальным танцам. Благодаря его деятельности бальный танец тогда приобрел формат соревнования и стал делиться на две группы - на танцы спортивные и так называемые социальные. В программу вошли: вальс, танго, а также медленный и быстрый типы фокстрота.

За период 30-х - 50-х годов число танцев возросло: в программу попали такие парные латиноамериканские танцы, как румба, самба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв. Однако в 60-е годы бальный танец перестал быть обыденным развлечением, поскольку требовал от танцующих определенной технической подготовки, и был вытеснен новым танцем под названием твист, который не нужно было танцевать в паре.

Танцы европейской программы

В программу европейских танцев, или Стандарт входят: медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс.

Медленный вальс

В XVII столетии вальс был народным танцем в австрийских и баварских деревеньках, и лишь в начале XIX века был представлен на балах Англии. Тогда он считался вульгарным, поскольку это был первый бальный танец, где танцор мог так близко к себе держать свою партнершу. С тех пор вальс принимал много разных форм, но каждую из них объединяет неповторимая элегантность и романтическое настроение.

Особенностью вальса является музыкальный размер в три четверти и замедленный темп (до тридцати тактов в минуту). Освоить его основные фигуры можно и дома самостоятельно .

Танго - бальный танец, родившийся в Аргентине в конце XIX века. Сначала танго входило в латиноамериканскую программу танцев, однако потом его перевели в стандартную европейскую программу.

Пожалуй, увидев танго хотя бы раз, впоследствии каждый сможет распознать этот танец - эту напористую, страстную манеру не спутать ни с чем. Особенностью танго является размашистый шаг на всю стопу, что отличает его от классического «перетекания» с пятки на носок.

Медленный фокстрот

Фокстрот - относительно простой бальный танец, дающий новичкам замечательную основу для дальнейшего развития. Фокстрот можно танцевать и в медленном, и в среднем, и в быстром темпе, что позволяет грациозно двигаться по паркету даже новичкам без особых навыков. Танец довольно легко выучить с нуля .

Главная особенность фокстрота - это чередование быстрых и медленных ритмов, но обязательно плавность и легкость шагов, которая должна вызывать впечатление, будто танцоры порхают над залом.

Квикстеп

Квикстеп появился в 20-х годах XX столетия как комбинация фокстрота и чарльстона. Музыкальные коллективы того времени играли музыку, которая была слишком быстрой для движений фокстрота, поэтому в квикстепе они были видоизменены. С тех пор, по мере своего развития, этот бальный танец стал еще динамичнее, позволяя танцорам показывать свою технику и атлетизм.

Квикстеп сочетает в себе множество разных элементов, таких как шасси, прогрессивные повороты и шаги, и многие другие.

Венский вальс - один из старейших бальных танцев, который исполняется в скором темпе, характеризующем первые вальсы. Золотой век венского вальса в Европе пришелся на начало XIX века, когда еще жил и работал известный композитор Иоганн Штраус. Популярность этого вальса то поднималась, то утихала, но он никогда не выходил из моды.

Размер венского вальса такой же, как и у медленного, составляет три четверти, а количество тактов в секунду больше в два раза - шестьдесят.

Танцы латиноамериканской программы

Латиноамериканскую программу танцев обычно представляют следующие спортивные бальные танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Самба

Этот бальный танец считается национальным танцем Бразилии. Мир начал открывать для себя самбу с 1905 года, но сенсацией в США этот бальный танец стал только в 40-х годах благодаря певице и звезде кино Кармен Миранде. Самба имеет множество разновидностей, например, самба, которую танцуют на бразильских карнавалах, и бальный танец с тем же названием - это не одно и то же.

Многие движения, которыми отличаются другие латиноамериканские бальные танцы, самба сочетает в себе: здесь есть и круговые движения бедрами, и «пружинистые» ноги, и размеренные вращения. Однако она не слишком популярна для изучения: быстрый темп исполнения и необходимость физической подготовки часто лишают начинающих танцоров энтузиазма.

Название этого танца является отсылкой к звукам, которые издают ногами танцоры, танцуя под ритм маракас. Танец эволюционировал из румбы и танца мамбо. Мамбо был широко распространен в США, но под его быструю музыку было очень сложно танцевать, поэтому кубинский композитор Энрике Джорин сделал музыку медленнее - так и родился танец ча-ча-ча.

Особенностью ча-ча-ча является так называемый тройной шаг на два счета. Эта черта и выделила ча-ча-ча в отдельный танец, отличая его от мамбо, хотя остальные движения довольно схожи с этим стилем. Для ча-ча-ча также свойственны минимальные перемещения по залу, в основном, этот бальный танец исполняется почти на одном месте.

Румба имеет довольно богатую историю - она возникла одновременно и как музыкальный жанр, и как танцевальный стиль, корни которого уходят в Африку. Румба - очень ритмичный и сложный танец, породивший множество других стилей танцев, в том числе и сальсу.

Раньше этот латиноамериканский танец считался слишком вульгарным из-за своих раскованных движений. Его до сих пор называют танцем любви. Настроение танца может меняться во время его исполнения — от размеренного до агрессивного. Стиль исполнения напоминает стили мамбо и ча-ча-ча. Основные такты румбы - это QQS или SQQ (от английского S - «slow» - «медленно» и Q - «quick» - «быстро»).

«Paso doble» с испанского означает «два шага», что определяет его маршевую природу. Это мощный и ритмичный танец, для которого характерны прямая спина, взгляд из-под бровей и драматические позы. Среди многих других латиноамериканских танцев пасодобль примечателен тем, что в его происхождении вы не найдете африканских корней.

Этот испанский народный танец был вдохновлен корридой: мужчина неизменно изображает укротителя-матадора, а женщина играет роль его плаща или быка. Однако во время исполнения пасодобля на танцевальных соревнованиях партнерша никогда не изображает быка - только плащ. Из-за своей стилизации и большого количества правил этот бальный танец практически не исполняется вне танцевальных конкурсов.

Джайв

Джайв зародился в афроамериканских клубах в начале 40-х годов. Само слово «jive» означает «вводящую в заблуждение болтовню» - популярное сленговое словечко среди афроамериканцев того времени. Военнослужащие США принесли танец в Англию во время Второй мировой войны. Там джайв был адаптирован к британской поп-музыке и принял ту форму, которую имеет сейчас.

Характерной чертой джайва является быстрый темп танца, благодаря которому движения выходят пружинистыми. Еще одна особенность джайва - прямые ноги. Танцевать этот спортивный бальный танец можно и на шеститактовый счет, и на восьмитактовый.

В течение 1830-х и 1840-х годов Романтичное движение привело к тому, что балетная сцена оказалась буквально переполнена духами природы, феями и сильфами. Культ балерины заменил культ танцора, последний и самый великий представитель которого был французским танцором итальянского происхождения Гаетэном Вестрисом (1729–1808). Методы женского танца были значительно улучшены. Длина юбки была сокращена еще более, а также были введены балетные туфли, которые позволили танцевать на пальцах ног. Балетмейстеры продолжали бороться за более выразительные движения и подчеркивание отдельных качеств своих танцоров.

Балет «Сильфида» (1836) как нельзя лучше продемонстрировал основной предмет романтического балета - борьбы между реальным миром и духовным миром. Эта тема была расширена в «Жизели» (1841) и «Ундине» (1843). На то время Париж и Лондон были законодателями вкуса, и именно в Лондоне в 1845 году прошла премьера «Pas de quatre» - бадетной постановки, для выступления в 4 актах которой французский балетмейстер Жюль Перро пригласил четырех самых великих балерин того времени: Мари Тальони (1804–84), Карлотту Гризи (1819–99), Фанни Черрито (1817–1909) и Люсиль Гран (1819–1907).

После этого Романтический балет быстро пошел на спад, по крайней мере в этих городах. Однако, в Копенгагене он продолжал процветать в начале 1860-х благодаря балетмейстеру Огюсту Бурнонвилю, репертуар которого был перенят Королевским датским Балетом во второй половине 20-го века. Россия в то время, благодаря хореографу французского происхождения Мариусу Петипа (1819–1910) и его российскому помощнику Льву Иванову (1834–1901) сумела создать всемирно известную собственную культуру балета. Изначально русские театральные традиции были тесно связаны с Парижем, но постепенно развивалась своя собственная балетная культура. Звездный час классического балета в царской России был достигнут в санкт-петербургских постановках, как «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895), музыку к которым сочинил Петр Ильич Чайковский, а также «Раймонда» (1898) Александра Глазунова (1865–1936). В то время как балет процветал в Санкт-Петербурге и Москве, он пошел на спад в Париже. Балерины начали появляться даже в мужских ролях, к примеру в «Коппелии» (1870).
19-й век также ознаменовался беспрецедентным увеличением путешествий и межкультурных влияний. На западной сцене благодаря этому появились много «экзотических» стилей танца. На выставки в Париже приезжали труппы из Индии и Японии, что вызвало живой интерес к народным и этническим танцам. Балерины Романтического балета гастролировали по всем европейским городам: от Милана и Лондона до Москвы. Австрийская танцовщица Фанни Элсслер в начале 1840-х совершила двухгодичную поездку по Северной и Южной Америкам. Великие балетмейстеры также ездили по всем городам. Язык танца стал настоящим способом международной коммуникации, ведь он не зависел ни от страны, ни от языка, на котором говорили в ней.

Танцы в США в 19 веке

В течение 19 века в Европе огромную популярность получили также другие танцевальные развлечения, которые были более «легкими», по сравнению с классическим балетом. В Париже на пик моды вышел женский канкан. Его безумная энергетика, задорность и флирт на грани фола стали настоящим откровением для публики. После 1844 года этот танец стал «фишкой» мюзик-холлов, ревю и оперетты. Этот жанр был развит композитором оперетты Жаком Оффенбахом (1819–80) и ярко изображен живописцем Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901).


В Лондоне в это время расцвели балетами Альгамбры и Имперский балет, которые главным образом ставили классические балеты на разнообразные тематики. Но самое широкое разнообразие танцев обеспечила Америка, в которой после войны на фоне патриотической волны после войны за независимость начали массово появляться разнообразные танцы на тематику свободы, а также возрождаться танцы эпохи колонизации Америки.
Отдельно нужно отметить ставшие популярными в Америке в 19-20 веках шоу менестрелей, феерии, бурлески и водевили. Они представляли слияние широкого ассортимента танца и театральных влияний, особенно почерпнутой от культуры чернокожих. Белые люди начали танцевать «черные танцы», при этом крася лица в черный цвет, а темнокожие мужчины отбеливали себе лица и танцевали танцы белых. В театральных постановках начали появляться всевозможные виды танца от завезенных из Европы балетов до совершенно аутентичных женских танцев местных индейцев, которые находились на грани стриптиза. Американские танцоры начали пользоваться хорошей репутацией как в Америке, так и в Европе. Балерина Огаста Мейвуд (1825–1876) была первой американский танцовщицей, которая начала выступать в Парижской Опере.

В течение 19-го века также наблюдалось огромное увеличение количества общественных танцевальных залов и других учреждений, связанных с танцами в быстро растущих городах Запада США. Здесь начали возрождаться исконно американские сельские танцы, очень быстрый тустеп, исполняемый под марши, и кекуок. Впервые Европа нашла в Новом Мире что-то новое, что можно было бы почерпнуть для своей танцевальной сцены. Также на то время существенно ускорился темп танцев, отразив, возможно, ускоряющийся темп жизни и большие социальные изменения века.

Танцы начала 20 века

В первые годы 20 - го века, до начала Первой мировой войны наблюдались две очевидные тенденции развития танцев. Как будто каким-то образом им стало известно о надвигающейся катастрофе, богатые общества Европы и Америки предавались развлечениям, одним из основных которых были такие быстрые танцы, как вальсы и галопы. В то же время, проводились попытки возродить такие средневековые танцы, как менуэт, гавот и павана, хотя получалось это довольно плохо. Тем не менее, почти никогда не наблюдалось такого неистовый поиска новых форм, такой радикальной смены значений, которые ранее принимались как что-то само собой разумеющееся, такого увлечения среди молодежи всех стран в индивидуальном выражении и более динамичном образе жизни. Все искусства находились глубоко под влиянием быстрого накопления открытий в физических и социальных науках, а также растущего осознания социальных проблем.

В целом, это было невероятно оживленное время для развития танца: никогда ранее не генерировалось столько новых идей и не привлекалось так много людей к танцам. Балет был полностью обновлен под руководством российского импресарио Сергея Дягилева (1872-1929). Балет вдохновил некоторых из самых выдающихся композиторов и художников того времени, став основной базой для большинства работ в танцевальном искусстве. Сторонники другого движения «за реформы современного танца» на базе танцев американской балерины Айседоры Дункан начали пытаться отойти от условностей, которые стали обязательными во время Романтического балета.

Особенно энергично это новое течение развивалось в Германии, где его экспрессионистские формы получили название Ausdruckstanz («экспрессионистический танец»). Бальные танцы были довольно сильно изменены посредством добавления в них свежих веяний из южноамериканских, креольских и африканских культур. После сильного роста популярности афро-американского джаза, весь дух и стиль социальных танцев изменился коренным образом и в последующие десятилетия они стали гораздо более свободными, спокойными и «интимными».

Наблюдалось также возобновление интереса к народным танцам, которые были самовыражением простых людей в прошлые века. Этому частично способствовали специальные общества фольклорных танцев, а также различные молодежные движения, которые видели, что эти танцы могут помочь в формировании новых общественных чувств. Новых высот популярности достигли театрализованные танцы всех видов, которые были образованы из стилизованных многовековых танцев Востока.

В 20-х годах 20-го века особую популярность приобретает танец чарльстон. Считается, что чарльстон (Charleston) имеет афроамериканские корни и «родом» он из города Чарльстон (Южная Каролина). Так ли это - доподлинно неизвестно. Ритм этого танца был настолько зажигателен, что весь мир стал танцевать чарльстон. Танец прижился не сразу, многие его движения даже считались неприличными, но со временем он приобрёл огромную популярность, в 1926г. режиссёр Эрнест Любич, снявший фильм «Это Париж», вставил в него грандиозный номер - «Бал-маскарад», где 2500 участников съёмки танцевали чарльстон.

В 30-х гг. на американском континенте и в Европе возникает волна новых танцев. Один из них - линди хоп (Lindi Hop). Этот бальный танец с подскоками получил своё название в честь знаменитого лётчика Линдберга, первым перелетевшего через Атлантику . Под влиянием джаза, линди хоп постепенно превращался в свинг, а темпераментные негритянские мелодии положили начало бугги-вугги . В Америке этот танец называли чаще джиттербаг (Jitterbag), на Британских островах - джайв . Сейчас мы знаем этот танец как рок-н-ролл. Сам же джиттербаг, объединив в себе движения линди хопа и чарльстона, дал предпосылки к возникновению диско (Disco), как танцевального стиля.

В начале 50-х в мире разразилась лихорадка рок-н-ролла. ^ В 1954г. по европейским экранам прошли фильмы «Рок вокруг часов», «Семя насилия» с участием Билла Хейли, что способствовало росту популярности танца. К началу 60-х первая волна рок-н-ролла схлынула. Наступило время твиста, шейка, бита и др. танцев. Возвращение танца началось в 1968г., и было связано с творчеством «Биттлз». Начиная с 1974 -1975 гг., рок-н-ролл считается одним из модных и теперь называется современным спортивным танцем.

В 70-х гг. обретает популярность танец диско . Появление электронных инструментов не могло не сказаться на характере музыки и на манере исполнения . Настоящий бум диско вызвал вышедший на экраны в 1977г. фильм «Лихорадка субботнего вечера». В нём Джон Траволта танцует диско со всеми характерными для того времени элементами. В фильме «Слава» в 80-х годах диско на улице танцевали полторы тысячи человек. В нашей стране большой популярности стиля диско способствовали выступления балета телевидения ГДР«Фридрихштадтпалас». Сегодня движения диско используются практически всеми исполнителями эстрадных и современных танцев.

Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца.

В конце 80-х - начале 90-х с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который прослыл тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - « а ля Джексон» . Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

Популярность латиноамериканских танцев породила такие массовые танцы как ламбада и макарена . Зажигательные мелодии с характерной манерой исполнения родили определённый набор движений, который и стал очень популярными танцами - ламбада и макарена.

^ Брейк ( Break dance ) и Хип-Хоп (Hip - hop ) стили. Танец, который очень похож на брейк, был известен ещё во времена рабовладения. В Новом Орлеане его называли Kongo square dance. Это имя он получил от названия площади - Kongo square, на которой когда-то собирались рабы. Там они не только общались, отдыхали, но и соревновались в искусстве танца. Рабы были разных национальностей: африканцы, латиноамериканцы и др. Особую остроту соревнованиям придавало деление на «команды» по этническому признаку. Элементы акробатики в танце встречаются у многих народов. В брейке есть элементы африканских плясок, фрагменты бразильского боевого искусства рабов - «капоэйры», и многое др.

История самого брейка началась в 1962г. в Южном Бронксе. Основателем считается DJ Cool Herk. Он приехал в Бронкс с Ямайки и привёз с собой лучшие традиции кингстонских уличных танцев. Он же придумал в 1969г. термин «В-Воу» - от сокращённого «break boy», что означает «парень, танцующий брейк». Из толпы танцующих на площадку выходили лучшие из лучших танцоров и показывали своё мастерство. Так называемые «брейк бои».

Примерно в то же время, в 1969г. DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop», как обозначение целой культуры молодого поколения. Он включал сюда не только танец, но и искусство читки текста под музыку (реп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской).

В конце 60-х брейк существовал в виде двух танцевальных направлений: нью-йоркского акробатического стиля (нижний или брейкинг) и стиль лос-анжелесской пантомимы (верхний или «электрик-бугги»). С изменением музыкальных направлений изменяется и усложняется техника брейк танца . В 80-х гг. на экраны выходят фильмы о брейке и хип-хопе: « Wild Style », « Style Wars », « Beat street », « Graffiti Rock ». Ещё через год театр балета Сан-Франциско открыл сезон гала-концертом из 46 брейкеров. Сотни брейкеров танцевали на закрытии Олимпиады в Лос-Анжелесе.

В Россию брейк пришёл в конце 80-х - фильмы «Как стать звездой», «Курьер» и др. Проводились фестивали брейк танца в Сочи, в Подмосковье и др. Затем мода на брейк утихла. В 1995 - 1997гг. брейк опять стал моден: более энергичный, изобилирующий акробатическими и силовыми элементами, быстрыми походками и прыжками брейкинг. Начали появляться Международные баттлы – соревнования команд.

Хот топ-техник (Hot top - techno ) в переводе с английского сленга это техника горячего движения. Стиль появился в 70-х - начале 80-х годов. Сформировался под влиянием джаз-модерна и др. школ. Является уличным стилем танца, включает в себя элементы направлений диско, флэш, стритджаз. (Бонни М, Африк Симон, Милли Ванилли и др.)
Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце. Каждый стиль, при формировании, впитывал в себя ту особенность, которая свойственна национальной среде или национальности исполнителя.

Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них. Популярность танца обеспечивается исполнением большим количеством коллективов и отдельных танцоров. Огромное влияние на формирование многих стилей внесли профессиональные и уличные танцоры. Современный танец - это не только модный танец, но и танец улиц.

Современный танец является синонимом выражения - «популярный танец», «эстрадный танец». Современный танец может быть эстрадным, но не всегда эстрадный танец современен.

Термин «эстрадный танец» - это порождение светского искусствознания, отображает прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие " эстрадный танец" входят и стилиза­ции народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много по­становок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким обра­зом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хорео­графического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и ин­ститутах культуры и искусства открыты отделения именно "эстрадного" танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют 4 основные СИСТЕМЫ танца; классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народ­ный танец. Это те направления танца, которые имеют свою историю, свою школу, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику.

Одновременно существуют и развиваются направления танцевального искус­ства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко, социальный или быто­вой танец.

Однако в последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных тех­ник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лекси­ческой принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессио­нальные хореографы владеют множеством танцевальных техник - то процесс заим­ствования и соединения неизбежен. И в последние годы возник термин - CONTEM­PORARY DANCE, направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. И это естественный процесс интеграции.