«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера. "Госпожа Бовари": описание и анализ романа из энциклопедии

Если быть откровенной, то писать статью о романе французского писателя Гюстава Флобера «Госпожа Бовари » трудно. Конечно, можно воспользоваться ворохом рецензий именитых критиков. Но я подумала, что было бы куда правильнее написать свои собственные мысли.

Но прежде немного истории.

«Госпожа Бовари » была опубликована в 1856 году. Этот роман моментально принес Флоберу мировую известность и крупные неприятности. На него был подан иск за оскорбление нравственности. К счастью суд закончился оправдательным приговором. Сразу же после решения суда роман был издан отдельным изданием.

В 2007 году был проведен опрос среди писателей современности. По их мнению к шедеврам мировой можно отнести два романа: во-первых, «Анну Каренину» Льва Толстого и, во-вторых, роман «Госпожа Бовари » Гюстава Флобера.

Чем же так удивительно это произведение?

Считается, что особым достоинством романа является стиль. В романе нет ни одного лишнего слова. Над некоторыми строчками Флобер сидел целую неделю, пытаясь отточить и подобрать исключительно нужные словосочетания. Однако лично я не берусь судить об излишках или недостаточности слов. О книге я сужу по своему восприятию, по зарождению мыслей, по настроению, которое появляется в моей душе.

Вот об этом я и напишу.

Сразу хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари» идеально подойдет для тех, кто желает изучить быт мещан 19 века. Флобер описывает обычную провинциальную жизнь в мельчайших подробностях. Любители тонкой психологии тоже получат полное удовлетворение. Флобер смог передать чуть ли не каждую эмоцию главной героини романа. Объяснить каждый ее шаг. На протяжении всего чтения меня поражали такие глубинные познания чувствительной женской души. Так же этот роман будет крайне полезен для романтических особ, которые видят в смерти нечто прекрасное и потому строят отвратительные планы суицидов. В романе автор описал очень подробно сцену агонии после принятия смертельной дозы мышьяка. Этот момент в романе настолько тяжел, а описан настолько правдоподобно, что у меня кроме отвращения не было больше никаких других чувств. Кто летает в облаках, считая отравление романтичным, прочтите главу 8 часть 3 этого романа.

Не знаю как Флобер относился к Эмме Бовари, т.е. к госпоже Бовари — супруге сельского посредственного врача Шарля, но у меня на протяжении всего романа отношение менялось. В начале мне было жаль обаятельную мечтательницу, которая ошиблась в своих чувствах и надеждах. А кто же из нас не ошибался в свои молодые годы? Да и что Эмма могла видеть, учась в монастыре, а потом живя в деревне? Откуда ей было знать, что обычное влечение к мужчине и любовь — это несколько разные вещи? Начитавшись романов о страстной любви, как любой женщине всех времен и народов, ей хотелось такого же обожания, романтики и любви! Семейное положение женщины при этом не играет абсолютно никакой роли! Женщине просто хочется быть Женщиной, любимой и желанной.

Эмма ждала от брака счастья. Но, к сожалению, ее супруг был всего лишь обычным сельским лекарем, который уезжал с утра к своим больным и возвращался лишь вечером. Он не поддерживал ее попытки хоть как-то разнообразить их жизнь. Он не понимал романтических порывов молодой женщины, которая пыталась разыграть свидание в саду, почитать стихи и т.д. Молодой супруге было несносно скучно. Эмму душила обыденность. Мне ее было бесконечно жаль. Видимо супруг не очень понимал что не устраивало Эмму, так как он по-настоящему любил свою супругу и был счастлив лишь тем, что она была рядом. Ему казалось, что и ей должно быть достаточным просто наслаждаться его присутствием. Беда Эммы состояла как раз в том, что она не любила мужа и ее надежды на лучшее не оправдались.

Как часто мы видим разочарованных в жизни людей. Хотя со стороны вроде бы у человека все есть и ему нужно радоваться и благодарить Бога. На примере госпожи Бовари можно увидеть как происходит процесс увядания счастья в душе человека.

Шарль чувствовал, что его супруге необходима хоть какая-нибудь перемена. Он воспользовался приглашением и повез Эмму на бал, где все дышало роскошью. Разница между реальной сказкой на балу и обыденной жизнью потрясла Эмму. Вернувшись домой, госпожа Бовари закатила истерику, которая плавно перекатилась в глубокую депрессию. Шарль решил, что смена места жительства пойдет его супруге на пользу. Но он напрасно так считал. Так как Эмму душил не воздух деревни, где они проживали, а отсутствие разнообразия жизни.

Приехав в провинциальный городок Ионвилль-л`Аббей, Эмма с ужасом осознала, что обыденность и тут настигла ее. Все развлечение, которое могло быть по мнению главной героини — это адюльтер. И хотя я отрицательно отношусь к развлечениям такого рода, все равно я сочувствовала главной героине романа. Я не осуждала ее.

Осуждение появилось позже, когда Эмма стала проявлять капризы и эгоизм, какую-то безрассудную беспечность и готовность предать верного мужа в любую минуту. Да, она не любила Шарля, считала его бездарностью и пустышкой. Однако к тому моменту у них родилась дочь Берта. И одно только это обстоятельство на мой взгляд должно было как-то заставить Эмму пересмотреть свои желания и капризы. Даже в наш развратный 21 век я считаю, что дети не должны платить по счетам аморальных родителей! Если бы только в России существовал Нравственный кодекс, по которому можно было бы защищать интересы семьи и детей, то возможно многое бы изменилось. В романе же события происходили в 19 веке, где взгляды на супружескую измену были куда жестче. И если бы только Эмма была бы поймана за руку с любовником, то изгоем в обществе была бы не только сама госпожа Бовари, но и ее маленькая ни в чем невинная Берта. Впрочем, Эмма хоть и компрометировала себя, но доказательств ее неверности не было. Да только это обстоятельство не изменило трагичного конца.

Чем дальше я читала роман, тем серьезнее нарастало мое негодование. Описание бесконечной серости провинциального общества, какое-то однообразие жизни, лицемерие и равнодушие людей, нарастающая безвыходность финансового положения, в которое попала госпожа Бовари по своей доверчивости и пристрастия к дорогим вещам — все это давило на меня. Читать становилось тяжело.

Говорят, что когда Гюстав Флобер писал роман «Госпожа Бовари «, ему не раз было очень плохо. А во время подробнейшего описания сцены отравления мышьяком, Флобера даже дважды стошнило. Что ж, меня хоть и не тошнило, но чувство ужаса и отвращения к смерти, к равнодушию общества, к эгоизму… я испытала сполна.

В романе есть сцена, где Шарль, уступив уговорам главным образом своей супруги и фармацевта господина Оме, решается на операцию стопы конюха. Эмма мечтала как ее Щарль станет знаменит после подобного эксперимента. Но, как это часто в жизни бывает, все обернулось печальным результатом — у конюха началась гангрена и ногу пришлось ампутировать. Вместо признаний горожан, Шарль получил позор, угрызения совести и чувство вины. Мне казалось, что Эмма, такая чувствительная и импульсивная, как никто другой почувствует и поймет что испытывает ее верный супруг. К тому же она сама была не менее виновной в случившемся. Ведь она так старательно его подстрекала на этот опыт! Но я ошиблась в Эмме. Она не только не посочувствовала супругу, но очень жестко оттолкнула его от себя, обвинив в бездарности. Тут я испытала жалость к Шарлю. Он мужественно перенес позор и ни в чем никого не обвинил.

Что меня возмущало в Эмме больше всего? Она по каким-то странным причинам совсем забывала о дочери. Мечтая о побеге со своим любовником Родольфом, она упускала из виду малолетнюю дочь Берту. Могла остаться на ночь с любовником Леоном, даже не подумав о беспокойстве мужа и о том обстоятельстве, что маленькая дочка не засыпала без мамы. Эмма делала дорогие подарки в начале первому любовнику Родольфу, а после разлуки с ним и заведя Леона, последнему. При этом Берте при плачевном финансовом положении необходимо было начинать копить деньги на обучение. Эмма зачем-то снимала дорогой номер в гостинице для встреч с Леоном и вообще сорила деньгами, в то время как ее родная дочь была плохо одета. Но что совсем ужасно, так это внезапное решение Эммы отравиться. Почему ни разу в ее очаровательной головке не возник вопрос: «А как же Берта?» Далеко не порядочно со стороны Эммы было выпросить доверенность у мужа и тайно заложить дом с земельным участком, что досталось Шарлю в наследство от умершего отца.

Наверное, у меня чисто женский взгляд на роман Флобера. Эмма действительно похожа на птичку, как ее часто в романе называет автор, и очаровывает своей необычностью, непосредственностью и импульсивностью. Но все это восторгает в начале романа. В конце же, когда бедная Берта остается сиротой и практически нищенкой по причине безудержных маминых страстей, когда бедная Берта вынуждена пойти работать на фабрику… все очарование госпожи Бовари рассыпается в прах и оставляет тяжелый осадок в душе.

Как знать, был бы иной конец у этой истории, будь Эмма замужем за другим мужчиной?

На сегодня известно одно — госпожа Бовари имеет прототип. Флобер очень тщательно изучил биографию Дельфины Кутюрье, которая покончила собой в свои цветущие 27 лет по причине долгов. Муж ее был сельским врачом и бесконечно доверял своей жене, не веря правдивым слухам о ее связях на стороне.

В заключении хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари » никак не подходит для праздного чтива. Эмоционально тяжел и вызывает море слез. Роман словно взят целым отдельным куском из самой жизни, настолько он реален. Люди описаны натурально. Поэтому в этом произведении нет ни положительных, ни отрицательных героев. Много споров между наукой и религией. При этом мнения самого автора не понять.

По роману снято много кинокартин на разных языках мира.

В романе «Госпожа Бовари» герои - это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа - Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и ищет новых впечатлений. Дочь фермера, она начиталась книг о красивой жизни. Эмма любит роскошь, красивые вещи, блистательные приемы, но все это не по средствам для ее мужа. Она изнывает от скуки и тоски и мечтает о галантных мужчинах. Эмма искусно притворяется, что любит мужа, но на самом деле презирает его, считая недостойным такой красавицы, как она.

Муж Эммы, Шарль Бовари - деревенский врач. Он не очень умен, зато очень добр. Муж любит Эмму нежной любовью и заботится о ней, как только может, часто во многом отказывая себе самому ради нее. Ради Эммы он ссорится, например, со своей матерью, которая считает, что Эмма плохая хозяйка. Ради Эммы он переезжает в городок Ионвиль и начинает свою карьеру сначала, хотя ему хорошо жилось и работалось врачом в деревне, здесь его уважали.

Шарль скромен, робок, честен, часто он не может постоять за себя перед другими, карьера дается ему с трудом. Здесь бы ему могла помочь Эмма, у которой бойкий, решительный и целеустремленный характер. Но Эмма совсем не ценит достоинства мужа и слепо не замечает его любви.

Образ госпожи Бовари сочетает эгоистичность и черствость по отношению к близким: мужу, дочери, с большой страстностью и силой любви, которые она направляет на своих любовников. Сначала она сходит с ума по Родольфу и хочет сбежать с ним на край света. Второй любовник Эммы, Леон, тоже поддается ее чарам, поначалу она дарит ему большое счастье. Но Эмма любит больше свои мечты, чем реальных людей. Чтобы создавать иллюзию мира, который ей нравится, она тратит деньги семьи, швыряя их налево и направо, обманывает мужа, залезает в долги.

Любовники Эммы Родольф и Леон - разные люди. Родольф хитер, сладострастен, расчетлив. Леон поначалу романтичен, пылок, Эмма - его давняя юношеская любовь. Но оба любовника Эммы в итоге выбирают спокойное и сытое существование, а не любовные бури. А когда Эмма разоряется и приобретает репутацию гулящей женщины, оба дружно предают ее,. В финале героиня кончает жизнь самоубийством, даже не подумав, как это будет переживать ее семья, что будет с дочкой Бертой.

Композиция романа «Госпожа Бовари» имеет несколько характерных черт: очень длинную экспозицию, которая позволяет понять психологические мотивации дальнейших поступков героини. Также роман не заканчивается со смертью героини, а продолжается еще несколькими главами, в которых показаны последствия поступков уже умершей героини.

Практически каждая деталь, каждый эпизод и действие главных героев кладут еще один «кирпичик» в логическую концепцию романа и психологическую картину провинциального общества. Автор очень тщательно прорисовывает характеры героев и детали их быта. Им с потрясающей убедительностью воссоздан колорит французской провинции 19-го века, показана бездушная буржуазная атмосфера добропорядочного с виду общества.

История создания «Госпожи Бовари» растянулась у автора Гюстава Флобера на десять лет. После выхода книги он был привлечен к суду, книгу сочли оскорбительной для общества. Среди новых на то время художественных приемов в романе был натурализм (автор с беспощадной правдивостью описывает мучительную смерть Эммы от яда). Также в книге нет ни одного однозначно положительного героя, здесь, по сути, не с кого брать пример - и это казалось оскорбительным критикам того времени.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...

    • Silentium Тютчев анализ стихотворения

      Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности - одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И...

    • «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

      «Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не...

    • «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

      Сочинение по литературе. Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда...

    • «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

      Сочинение по литературе. Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») - это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики - каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной...

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

"Госпожа Бовари - это я," - говорил Флобер. Что же привлекательного нашёл великий писатель в этой героине, которая лгала собственному муж, была безразлична к родной дочери, без зазрения совести тратила деньги и всю жизнь сожалела о своём замужестве, так и не поняв, к чему стоит стремиться в жизни, кроме страсти, которая рано или поздно проходит?

« Хозяйки восхищались её расчётливостью, пациенты - учтивостью, беднота - сердечностью." Это похвала или злая насмешка над женщиной, которая была разочарована в семейной жизни? Кто такая госпожа Бовари? Она рано вышла замуж. Будучи воспитана на сентиментальных романах, Эмма оказалась абсолютно не готова к реальной жизни. Она ждала чуда, страсти, именно такой страсти, которая описана в книгах. Душа Эммы рвалась куда-то, но она сама не знала, что делать с тлеющим внутри чувством неудовлетворённости жизнью.

Можно осудить главную героиню за дурной нрав, за ложь, которой оказалась полностью окутана её жизнь. Со строгой критической точки зрения, Эмма - женщина, которая сама не знала, чего хочет. Её тоска была неосязаемой, а сознание слишком поверхностным, чтобы оценить чувства мужа. Ей хотелось страсти, но она и сама не представляла в полной мере, что это такое Что ей не нравилось в Шарле? Он был заурядным человеком, врачом, ничем не отличавшихся от других горожан. Быт затягивал Эмму, она стремилась вырваться, но мужа её вполне устраивала такая жизнь. Он был счастлив. Он не понял, что жена мечется в поисках чего-то иного, о чём и сама не знает. Шарль ничего не понял, не увидел. Он любил Эмму слепо, но о близости духовной тут речи и быть не могло. Эмма этого не понимала, но чувствовала. Она была не столь умной женщиной, чтобы понять, что ей нужна не просто страсть. Она тосковала по истинно глубоким отношениям. Такой вначале кажется любая влюблённость, но проходит время, и только тогда становится ясно: пустая страсть сжигала людей, или они смогли пронести глубокие чувства друг к другу через годы. Оба романа с любовниками Эммы не выдержали испытания временем. Она надоела и богатому искушённому жизнью Родольфу и молодому Леону. Эмма не смогла стать им необходимой, нужной, любимой. Оба тешились своей гордыне связью с интересной женщиной, но сама Эмма и не подозревала этого. Эмма не видела и не понимала, что муж действительно её любит. У Шарля не хватало сентиментальности, чтобы выразить ярко свои чувства, но что может трепетнее сказать о любви, чем забота и прощение, которыми окружил Эмму. Чем так не нравился Шарль жене? «"...Необходимость принять решительные меры повергала его в крайнее смятение.» Видимо, эта нерешительность так раздражала Эмму. Она ждала, что рядом с ней появится настоящий мужчина, но не могла разглядеть в Шарле ничего привлекательного Эмме чужда была жалость, которая так часто приводит женщин к истинной любви. Она не жалела никого: ни мужа, ни дочь, ни отца. Эмма родила девочку, но настоящей матерью так и не стала. Удивительный парадокс в образе Эммы делает её образ двойственным неоднозначным: она ждала любви, искала её, но в глубине души Эмма не готова была стать матерью, даже появление дочери не изменило ничего. Эмма думала всю жизнь об одном человеке - о себе. Жажда жизни разжигала страсти в её сердце, гордость не давала смириться с обыденным мещанским существованием, а тем временем дочь росла, не зная материнской любви, той любви, о которой Эмме даже не приходило в голову мечтать. Эммой овладевало желание полноценной жизни, переполняющая её энергия не находила выхода. Неуспокоенность, поиск чего-то иного, лучшего - вот что может оправдать госпожу Бовари, как-то объяснить её мятежный образ жизни. Семью Бовари окружали духовно нищие люди. Эмма не была достаточно образована, чтобы вынести им такой приговор, но сердце её чувствовало, что это именно так, поэтому она и не находила себе покоя в тихой городской жизни, где минуты плавно перетекали в года и ничего никогда не менялось. Героиню романа нельзя назвать положительной или отрицательной. Её распутный образ жизни, её отношение к собственному ребёнку, бесконечная ложь мужу - всё это сложно оправдать. Но Эмма жаждала полноценной жизни, искала счастья, не думая о тихой гавани, которую ей предоставила судьба, её душа была слишком переполнена жизнью. Измены Эммы - это вид бунта, единственно доступный женщине в то время. Это протест, протест неосознанный, против обыденности и ограниченности, которые неизбежно сопровождали существование горожан. Эмму Бовари невозможно однозначно осуждать, потому что её особенная внутренняя гордость тоже может внушать уважение. «Меня можно погубить, но меня нельзя купить» - сказала Эмма местному нотариусу, предлагавшему ей деньги в обмен на услуги любовницы. Душа Эммы всё-таки была жива, полна надежд, она страдала, не видя" выхода в жизни. Эмме Бовари не было места среди мещанского тихого быта, но и к другой жизни она не была готова, потому что положение в обществе не позволяло таким женщинам вырваться из пут социального положения. Какой бы ни была Эмма Бовари, её душа не была черства, сердце жаждало жизни, а энергия не находила выхода. В этом трагедия женщин того времени.

изображение нравов проВинции в романе «госпожа бовари»


Санкт-Петербург



Введение.

Глава 1. Обзор литературы

3 Идейный замысел романа

4 Изображение провинциальных нравов в романе

4.1 Новаторство Флобера

4.2 Образ провинции

4.3 Образ Эммы

3.4 Образ Омэ

Заключение

Список литературы:


Введение


Из пяти книг, напечатанных Гюставом Флобером (1821-1880) за его шестидесятилетнюю жизнь, только две - «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» - посвящены современной Флоберу французской действительности, периоду между двумя революциями: 1830 и 1848 годов. Эти-то произведения сыграли наибольшую роль в истории европейских литератур.

В основе всего творчества Флобера лежал конфликт с окружающей действительностью, проявившийся главным образом в духовной сфере. Флобер рано понял, что идеалы красоты и благородства находятся в непримиримом противоречии с пошлостью существования.

«Госпожа Бовари» (1857) - самый известный роман Флобера, воплотивший его эстетические принципы, отмеченный глубоким социально-философским содержанием. Драматическим узлом романа стал конфликт между мечтой и действительностью в жизни героини книги Эммы Бовари. Флобер психологически точно и тонко описывает душевную трансформацию Эммы, ее провинциальные мечты об идеальных героях и волнующих страстях. Маленький городок Ионвиль в миниатюре представляет собой всю Францию с ее нерушимой социальной иерархией; здесь Эмму окружают пошлость, серость и равнодушие.

В данной работе мы подробнее остановимся на изображении провинциальных нравов в романе, обратимся к идейному замыслу романа и сделаем некоторые выводы.

Глава 1. Обзор литературы


Критическая литература, посвященная Флоберу, обильна. Многие авторы обращаются в своих трудах к вопросам творчества этого французского писателя. В своих книгах они рассматривают факты личной жизни писателя как ключ к образам и ситуациям его произведений.

Для работы над темой «Изображение нравов провинции в романе «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера» мы обратились к таким авторам, как Иващенко А.Ф., Моруа А., Реизов Б.Г., Фрид Я. и некоторым другим.

А.Ф.Иващенко во вступительной статье к 5-титомному собранию сочинений Флобера рассуждает о личности писателя в контексте литературной ситуации во Франции того времени. Автор рассматривает основные этапы творчества писателя, останавливаясь подробнее на наиболее известном его романе «Госпоже Бовари». Иващенко прослеживает историю создания романа, опираясь на переписку Флобера, а также отмечает, что «особый интерес книги состоит в том, что писатель заставляет мечту и действительность как бы поменяться местами». (2, с.11) Эта мысль важна для анализа изображения провинциальных нравов в романе.

Еще одна книга А.Ф.Иващенко, которая помогла в написании данной работы, носит название «Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции». Очень интересны мысли автора относительно творческого метода Флобера, так называемого «объективного метода». Также примечательны рассуждения автора об идейно-художественной направленности романа. В этой книге Иващенко рассматривает изображение провинциальных нравов в романе «Госпожа Бовари» в сопоставлении творчеством Бальзака и Стендаля.

Литературный критик А.Моруа с своей книге «Литературные портреты» останавливается на личном жизненном опыте, который был использован писателем при создании образа Эммы Бовари. «…Эмма не желает видеть того, что ее окружает. Она грезит о совсем иной жизни и не желает жить той жизнью, какая ей дана. В этом ее порок; в этом же был и порок Флобера. Но ведь это и твой порок, лицемерный читатель». (5, с.183) Наряду с этим Моруа убедительно раскрывает непреходящее эстетическое обаяние и идейную значимость романа.

Исследователь творчества Флобера Б.Г.Реизов пишет о страданиях героини и их осмыслении в романе. «Это настоящая романтическая тоска, в различных вариантах культивировавшаяся писателями начала века… Однако в «Мадам Бовари» эта тоска оказывается не личным переживанием автора, а предметом социального исследования и характеристикой современности», отмечает автор. Также Реизов описывает новации Флобера в области литературного стиля. «Если в первой половине XIX века мысль персонажа выражалась при помощи внутреннего монолога, построенного согласно законам логики, то Флобер использует несобственно-прямую речь. При помощи несобственно-прямой речи автору удается передать не только содержание мысли героя, но и его состояние - смятение, рассеянность, апатию. Из несобственно-прямой речи, широко введенной в литературную практику Флобером, вырастает «поток сознания» модернизма. Сам Флобер называл свою манеру работы с текстом «подсознательной поэтикой».

Я.Фрид в своей вступительной статье к 3-хтомному собранию сочинений Флобера сначала обращается к биографии писателя, а затем погружается в глубокий анализ его произведений. Фрид вкратце описывает литературную обстановку того времени, что является ключом к пониманию романа. Фрид, как и Иващенко, проводит параллели между романами Флобера и Стендаля. По словам автора, Флобер «… изображает то объективно новое, что внесено в жизнь победой капитализма и уже укрепилось и чего Стендаль еще не мог увидеть». (3, с.19)

Глава 2. Нравы провинции в романе госпожа Бовари


1 Формирование взглядов писателя


Гюстав Флобер родился в семье врача. С малых лет будущий писатель был приучен ценить практические знания. Уже в отроческие годы Флобер определил для себя основной порок существующего общества - мир угнетал юношу своей неизрекаемой пошлостью. Отдохновение от вселенской пошлости Флобер находил в романтической литературе. Впоследствии Флобер разочаровался в идеалах романтизма. По его убеждению, писателю должно черпать вдохновение не в авантюрных сюжетах из исторического прошлого, а в повседневности. Романтическая литература связывала необычное с прошедшими временами, ей противостояла современность, основным качеством которой (по сравнению с романтическим прошлым) была обыденность.

К началу сороковых годов складывается в своей основе система взглядов Флобера на мир, человека и искусство. Флобер приходит к мысли о несостоятельности идеи о прогрессивном развитии общества. Задача человека - развивать свой духовный мир, единственную ценность, данную от природы. Всякие попытки переустройства существующего мира кажутся ему абсурдными. Также бессмысленна попытка достижения счастья в жизни - человек обречен на страдания, неся в себе противоречия несовершенного мира. Флобер осуществляет свою мечту жить вдали от общества, занимаясь наукой и творчеством. Он проводит исследования в области истории, медицины, археологии, философии.

Во второй половине XIX века особое внимание начинает уделяться проблеме литературного стиля. По сути дела, история современного литературного стиля во Франции начинается с Флобера. Его литературное наследие несравненно меньше рядом с томами Бальзака, Гюго, Стендаля. Но над каждой своей книгой Флобер работал годами.

2 «Объективный метод» Флобера


Флобер отлично знал, что нет искусства без условности, и все же стремился к адекватности изображения изображаемому. Его цель - красота точности, в поэтике он максималист. С возрастом он выработал «объективный», «безличный» метод изображения, «показа» без вмешательства, прямой оценки, комментариев автора. Он отказался от повествования, в котором звучали бы интонации автора. Таким образом, Флобер добивался в «Госпоже Бовари» удивительного эффекта стереоизображения. Критики отмечали, что роман близок фламандской живописи. Писатель и сам сказал, что стремился «во всю силу, выпукло изображать и мельчайшие явления, и значительные», чтобы заставить читателя «ощутить почти материально» воспроизведенную им жизнь.

Флобер так мотивировал условия и преимущества «объективного» метода: увидеть вещи такими, каковы они в реальности, может только «честный человек», не вносящий в процесс наблюдения «никакого личного интереса». Это позиция натуралиста. Флобер сознательно избрал ее, и фактически она преобладала в его творчестве над позицией интеллектуального аристократизма. Именно она организовала творческий процесс. Автор «Госпожи Бовари» - исследователь общества. Объективность Флобера - это не бесстрастие, а полное беспристрастие. Он так глубоко сопереживал персонажам, перевоплощаясь в них, что во время работы над сценой отравления Эммы Бовари у него самого были признаки отравления и рвота. Принцип беспристрастия Флобер соблюдал неукоснительно, добиваясь того, чтобы оно включало в себя приговор искусств реальности. Но овладеть таким искусством было нелегко. Главная трудность в том, что необходимо одновременно добиваться и адекватности изображения изображаемого и его обобщения, укрупняющего реальность.

2.3 Идейный замысел романа


«Госпожа Бовари» начата в 1851 году. Четыре года и восемь месяцев Флобер работает над нею упорно, напряженно, медленно, словно сдвигая гору, преодолевая отвращение к «посредственности» изображаемого. В 1853 году Флобер жалуется: «Бовари» подвигается туго: за целую неделю - две страницы!!!» За три месяца - тридцать девять страниц. Зато он доволен адекватностью романа и изображаемой жизни. Эта книга (ее подзаголовок «Провинциальные правы») - плод гениального воображения и длительных размышлений о современности. (3, с.16) Банальной, даже пошлой истории «развратившейся», пустой провинциалки Флобер сумел придать высокий трагизм, строгую красоту и роковую силу развития античной драмы.

В 1856 году роман напечатан в журнале «Парижское обозрение», в 1857 году выходит книгой. Тогда же директор журнала, как и его «сообщники» - автор и типограф - отданы под суд за «отрицание красоты и добра», «изучение и изображение» темных сторон жизни, нарушающие «правила здравого смысла». На все уговоры ввести в роман хотя бы мелкие исправления Флобер отвечал: в нем нет ничего достойного порицания самого строгого моралиста. Адвокат добился оправдания.

Замысел «Госпожи Бовари» вырос из желания Флобера «воссоздать серый цвет заплесневелого существования мокриц» - цвет «посредственности» эпохи и мещанского драматизма слабости. «Я всматриваюсь в плесень, покрывающую душу», - писал автор «Госпожи Бовари». «Посредственность» играет и роль Рока в этой драме. Против жизни цвета плесени по-своему восстает Эмма Бовари (как и автор романа - по-своему). Это возвышает Эмму над средой. Но сквозное действие Эммы двусмысленно-гротескно (благодаря гармоничности формы гротеск не бросается в глаза); трагическая ирония в том, что ее «бунт», ее протест - того же цвета посредственности и пошлости, как и отвергаемый ею мещанский образ жизни.

У Эммы своя, не литературная, а бытовая форма болезни века, которая обостряется сразу после соприкосновения с «красивой» жизнью в замке Вобьесар, возбуждает ее, гонит в Ионвиль, заставляет метаться среди иллюзий о возможности счастья «между небом и землей», любви «в роскоши и богатстве», «сладострастия на шелку»; все это - «фальшивые чувства и фальшивая поэзия». (3, с. 17) Цитаты - из «сценариев», черновых планов романа, опубликованных в 1949 году, В них Флобер открыто беспощаден к бедной Эмме. В тексте романа - только беспристрастие, точность объективности, в которых Флобер видит истинную поэзию.

Серый цвет плесени и мокриц организует в романе жизненный материал. Это «цвет» бездарного простодушного лекаря Шарля Бовари и глупого аптекаря Оме, Родольфа Буланже и Леона, любовников Эммы, бала в замке Вобьесар и сельскохозяйственной выставки. Это цвет истерических переживаний Эммы. Только трепетная, не успевшая заплесневеть юность Жюстена на этом фоне подобна распускающейся почке. Трагическая ирония в том, что именно Жюстен держит свечу, когда Эмма идет к синей банке с мышьяком. И величие, а не посредственность в эпизодическом персонаже - хирурге Ларивьере, мастере своего дела, отзывчивом и проницательном.


2.4 Изображение провинциальных нравов в романе


4.1 Новаторство Флобера

Роман «Госпожа Бовари» носит подзаголовок «Провинциальные нравы». Противопоставление Парижа и провинции, понимание этой оппозиции как проблемы современного французского общества было предложено Бальзаком. Бальзак разделил Францию на «две части - Париж и провинцию». В провинции, по мнению Бальзака, еще остается душевная чистота, нравственность, традиционная мораль. В Париже разрушается душа человека.

Подзаголовок, данный роману, сразу же как будто включает его в классическую традицию французской литературы первой половины XIX в. Тем не менее, от стендалевского Верьера и бальзаковской провинции флоберовские Тост и Ионвиль отличаются решительно. «Госпожа Бовари» - это исследование современности, ведущееся средствами искусства, притом с помощью методов, близких методам естественных наук. Примечательно, что сам Флобер называл свое произведение анатомическим, а современники сравнивали его перо со скальпелем; показательна и знаменитая карикатура Лемо, изображающая, как Флобер рассматривает сердце своей героини, наколотое на острие ножа.

В исследовании современной жизни, предпринятом Флобером, новы не только методы, но и отношение автора к предмету изображения. (9, с.257)

Если в «Сценах провинциальной жизни» Бальзака провинции противостоял Париж, то для Флобера такого противопоставления не существует; для него вся Франция - провинция, олицетворение ничтожества человеческих вожделений, всеобщего измельчания и опошления.

Работая над романом, Флобер замечал в письмах, что ему приходится писать серым по серому. В самом деле, картина буржуазного мира, нарисованная им, подавляет своей безысходностью: о том, что этот мир находится в руках финансовой аристократии, писал еще Бальзак; о том, что в этом мире нет ничего, способного противостоять буржуазному мышлению, до Флобера не говорил никто. «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», - писал Флобер о своем романе.

флобер роман бовари провинциальный

2.4.2 Образ провинции

Реальная жизнь крохотного провинциального городка является для Эммы чем-то далеким и чуждым ей, зато мечта о другой, более интересной и яркой жизни становится фактом ее биографии. Эмма не только пытается, но и действительно живет, «как в Париже». Она пробует себя в различных ролях. В соответствии с лучшими положительными образами Бальзака (например, госпожа Юло) Эмма Бовари надевает маску ангельской кротости и терпения, разыгрывает перед Леоном добродетельную супругу. Романы с Родольфом и Леоном в представлении Эммы - настоящие «парижские романы», в которых есть и прогулки в своего рода «Булонском» лесу, и тайные свидания, и возвышенные герои-любовники. Леон склоняет Эмму к измене краткой, но многозначительной фразой: «Так принято в Париже». Необычайно сильно, рельефно изображена в романе захудалая, бесцветная, вульгарная провинциальная жизнь, но в романе представлен и «Париж». Флобер заставляет героиню жить как бы по инерции провинциальной жизнью и вместе с тем, так сказать, «парижской» жизнью. (4, с.72)

Образ провинции в романе, перекликаясь с лучшими бальзаковскими творениями, убеждает в безжалостности и пессимистичности флоберовского реализма. На всем лежит печать измельчания и убожества: ни одной яркой или сильной личности. Это мир, где деньги олицетворены хитрым и хищным Лере, церковь - ограниченным и жалким отцом Бурнизьеном, меньше всего заботящимся о душах своей паствы, интеллигенция - глупым и невежественным Шарлем Бовари. Символом вырождения буржуазного общества становится образ аптекаря Омэ - беспощадная сатира на буржуазный либерализм и поверхностно-оптимистические теории научного прогресса. Это образ торжествующей и всепобеждающей пошлости, столь ненавистной Флоберу. Недаром роман о судьбе Эммы Бовари завершается несколькими фразами о преуспеянии аптекаря, который «недавно получил орден Почетного легиона». Эта концовка знаменательна: Флобер стремился показать целостную картину современной жизни в ее наиболее типичных проявлениях и тенденциях. Отвечая одному из читателей «Госпожи Бовари», Флобер подчеркнул, что все в романе чистейший вымысел и в нем нет никаких конкретных намеков. «Если бы намеки на самом деле были у меня, разъясняет Флобер, то в моих портретах оказалось бы мало сходства, так как я имел бы в виду те или иные личности, в то время как я, напротив, стремился воспроизвести типы». (9, с.258)

Мучительные стилистические искания Флобера в работе над «Госпожой Бовари» во многом диктовались стремлением преодолеть таким образом свое отвращение к миру буржуазной пошлости. И он добивается не только безупречной ясности и чистоты своей прозы, но и находит абсолютно адекватный стиль для воспроизведения самой сущности изображаемого. Флобер, несомненно, обогатил и приемы анализа человеческой психики, и пластическое воссоздание внешнего мира, не вдаваясь в детальный психологический анализ и избегая громоздких описаний, столь свойственных натуралистам. Гармоническое чередование внешних и внутренних планов позволяет художнику воссоздать не только пластическое подобие изображаемого, но и раскрыть свойственную ему специфическую атмосферу и глубинный смысл. В самой серой, лишенной происшествий действительности, изображаемой в романе, таится скрытый драматизм.


4.3 Образ Эммы

Выделяя Эмму Бовари из того убогого, бездуховного окружения, в котором она постоянно находится, - сначала на ферме у отца, затем в доме мужа в Тосте и Ионвиле, автор даже как будто сочувствует ей: ведь Эмма не похожа на остальных. Незаурядность Эммы состоит в том, что она не может примириться с пошлостью среды, убожество которой с такой убедительной силой показал Флобер. Эмму томит тоска, причины которой никто не может понять (замечательна в этом отношении сцена со священником Бурнизьеном). Это настоящая романтическая тоска, столь характерная для произведений французских писателей первой половины века. Она служит для героини оправданием в глазах ее создателя. Но трагедия Эммы Бовари заключается в том, что, бунтуя против мира обывателей, она в то же время является неотъемлемой его частью, его порождением, сливается с ним. Вкусы Эммы, представления о жизни и идеалы порождены все той же пошлой буржуазной средой. Со скрупулезностью естествоиспытателя, применяя свой метод объективного повествования, Флобер фиксирует мельчайшие детали, которые определяют внутренний мир Эммы, прослеживает все этапы ее воспитания чувств.

Эмма живет в плену «двойной иллюзии» - времени и места. Она верит в то, что время, которое ей предстоит прожить, непременно должно быть лучше того, что прожито. Она стремится к тому и может любить только то, что находится вне ее мира: она выходит замуж за Шарля только потому, что хочет покинуть отцовскую ферму; выйдя за него, она мечтает о том, что находится вне ее семейной жизни, поэтому неспособна любить не только мужа, но и дочь.

Для плохо образованной жены провинциального лекаря, духовные потребности которой сформированы монастырским воспитанием и чтением (среди авторов, которых читает Эмма, названы Ламартин и Шатобриан), существуют два недосягаемых идеала - внешне красивая жизнь и возвышенная всепоглощающая любовь. С беспощадной иронией, иногда окрашенной грустью, показывает Флобер попытки Эммы украсить и «облагородить» свой быт, ее поиски неземной любви. Мечты героини о волшебных странах и сказочных принцах воспринимаются как пародия на эпигонские романтические романы. Но важно, что поиски такой любви оборачиваются все той же заурядностью и пошлостью: оба возлюбленных Эммы не имеют ничего общего с тем, какими они предстают в ее воображении. Однако их идеализация - единственно возможный для нее способ как-то оправдать себя, хотя и она смутно понимает, что ей дороги не столько эти мужчины, очень далекие от идеальных образов, возникших в ее экзальтированном воображении, сколько культивируемое ею чувство любви, потому что для нее любовь - единственно возможный способ существования. В этой трагической противоречивости характера Эммы - в ее страстной антибуржуазности, неизбежно облекающейся в форму самую что ни на есть буржуазную, - сказывается полный безграничного скептицизма взгляд Флобера на мир. При этом анализ духовного мира и сознания современного человека неразрывно связан в романе с социальным анализом, и механизм современного общества исследован автором с большой точностью и глубиной, роднящими его с Бальзаком. Вполне в духе создателя «Человеческой комедии» Флобер показывает, как любовь в буржуазном обществе неотделима от материальных проблем: страсть Эммы ведет ее к расточительству, а расточительство - к гибели. Даже смерть Эммы, как и вся ее жизнь, «проигрывается» в романе дважды: сначала романтический порыв, затем неприглядная реальность. Получив прощальное письмо от Родольфа, Эмма решает покончить с собой, но затем отказывается от задуманного. Настоящим смертным приговором оказывается для Эммы письмо-счет ростовщика Лере. Родольф толкнул Эмму на путь, ведущий к гибели, Лере погубил ее. Мечта о неземной любви неразрывно связана в воображении Эммы с тягой к роскоши, поэтому в ее жизни «возвышенные» порывы так легко уживаются с векселями и долговыми расписками, утаиванием счетов и присвоением жалких гонораров Шарля. В этом смысле Эмма - плоть от плоти того общества, которое ей отвратительно. (9, с.258)

Если внимательно присмотреться к отзывам Флобера о стиле столичной жизни, о манере существования парижанина, о его духовном облике, которыми обильно уснащены его письма, и сопоставить их с изображением той «иной жизни», которую ведет Эмма Бовари в романе, то обнаружится глубокое внутреннее сходство между ними. Флобер как бы говорит своим романом: то обстоятельство, что жена деревенского лекаря знает лишь Тост, Ионвиль и Руан и не знает реального Парижа, не меняет существа дела. Ее поступки, содержание и смысл ее чувствований и устремлений в существе своем те же, что и у обитателей Парижа. Эмма Бовари воспитана на образцах парижской литературы, она стремится создать себя по образу и подобию героев этой литературы...

Флобер издевается над взглядом, по которому вне Парижа нет спасения для человека. Можно сказать, что и Эмму Бовари Флобер наделяет подобными же взглядами. Суть дела в том, что, по мысли писателя, само следование парижским нравам означает по существу следование нравам провинциальным. Чтобы сделать относительной противоположность между началом парижским и провинциальным, Флобер объединяет их в образе Эммы Бовари, в реальной совокупности фактов ее биографии. Эмма не только читает парижскую литературу, но и в своем втором, «тайном» существовании следует ее образцам. Скучна и бессодержательна, в конечном счете, как чувствует сама героиня, пошла и мелочна и одна, и другая жизнь. Словом, «одно стоит другого», как замечает Флобер.

В чем же смысл подлинной, достойной человека жизни? Нашла ли его Эмма Бовари? «В преступной любви она вновь видела всю будничность любви супружеской», - пишет Флобер. В прискучившем романе с Леоном Эмма познала «всю унизительность такого жалкого счастья». Сюжет «Госпожи Бовари» развертывается в плане беспощадного разоблачения унизительного для человека «провинциального существования», бессодержательного и пошлого. (4, с.72-73)

Широко известно высказывание Флобера: «Мадам Бовари - это я». Сам писатель не раз говорил о том, что он принадлежит к поколению старых романтиков, однако его путь вел к преодолению романтических иллюзий, к бескомпромиссной жесткой правдивости в понимании и изображении жизни. В образе Эммы Бовари разоблачается и выродившаяся романтическая литература, и деградировавший до уровня буржуа романтический герой. Вместе с тем эта близость автора к своей героине обусловливает и то сострадание, которое прорывается, несмотря на всю пресловутую объективность Флобера. (9, с.258) Впоследствии во французском литературоведении получил распространение термин «боваризм», обозначающий иллюзорное, искаженное представление человека о себе и своем месте в мире. Этот термин страдает известной абстрактностью; несомненно, Флобер связывает свою героиню и с определенной средой, и с ясно обозначенным историческим моментом. В то же время несомненно, что трагедия Эммы выходит за рамки конкретного сюжета и приобретает широкое общечеловеческое значение.

2.3.4 Образ Омэ

Идея провинциального оскудения духовной жизни буржуазной Франции нашла замечательное типическое воплощение в образе аптекаря Омэ. Без преувеличения можно сказать, что в галерее типов, выведенных Флобером в его романе, самый примечательный, если исключить героиню, конечно, аптекарь Омэ. Известно ставшее традиционным в буржуазном литературоведении толкование образа аптекаря: Флобер хотел, будто бы сделать из Омэ воплощение вековечной человеческой глупости и пошлости. Обнаруживается явная тенденция возвести образ Омэ в ранг «всеобщих» человеческих типов. Омэ ставят в один ряд с образами Тартюфа, Тартарена... Причисляя Омэ к ряду непреходящих, вечных явлений, буржуазные литературоведы затемняют тем самым исторически конкретное содержание, заключенное в его образе, уничтожают определенный, точный общественно-политический смысл, связанный с ним. В чем состоит особый интерес образа Омэ? Что представляет собой среда, окружающая «просвещенного» фармацевта? Среда эта - безусловно и подчеркнуто обывательская. Поразительно мал и ничтожен круг интересов, которыми наделены персонажи романа. Владелица «Золотого льва» тетушка Лефрансуа, поглощенная соперничеством с Телье - содержателем кафе «Франция», сборщик налогов Бине, заполняющий жизнь изготовлением безделушек, искуситель Эммы - торговец Лере и другие.

На этом обывательском фоне выделяется Омэ; он - единственный человек, интересы которого выходят далеко за пределы его профессии. Омэ - единственный из персонажей романа, наделенный «общественной жилкой», он взял на себя роль ревнителя прогресса, философа и гражданина, его заботит мысль об «общем благе», обуревают проекты всевозможных реформ. Но Омэ не просто и не вообще тип пожираемого честолюбием провинциального обывателя. Нужно представить себе послереволюционный период, период жестокого общественного отрезвления, крушения социальных иллюзий и мифов, чтобы почувствовать закономерность появления образа Омэ в романе Флобера. С фигурой аптекаря связан пафос иронии Флобера, направленный на развенчание последнего этапа в историческом развитии Франции, подведшего к гнусному везвременью Второй империи.

Омэ - либерал и просветитель - очевидным образом дискредитируется Флобером. Писатель каждый раз обнажает чудовищное несоответствие между смехотворно высокопарными тирадами Омэ и ничтожностью поводов к ним. Например, видя пьяным кучера советника, присутствовавшего на обеде в честь сельскохозяйственной выставки, Омэ разражается очередным проектом: «Право, давно следовало принять суровые меры против пьянства! Я предложил бы еженедельно вывешивать у дверей мэрии таблицу ad hoc с перечнем тех, кто за отчетную неделю отравлялся алкогольными напитками. Это было бы полезно и в статистическом отношении: тем самым создались бы общедоступные ведомости...» (1, с.198). Будь я правительством, разглагольствует Омэ, услыхав о большой физической силе священника Бурнисьена, я бы распорядился, чтобы всем священникам, в интересах общественного спокойствия и нравственности, пускали кровь. Аптекарь совершенно равнодушен к страданиям бедняков. Более того, при виде покрытого язвами слепого нищего, подстерегающего дилижансы по дороге в Руан, он приходит в раж: «Не понимаю, как это власти все еще терпят столь предосудительный промысел! Таких несчастных следовало бы изолировать и принуждать к какому-нибудь полезному труду. Честное слово, прогресс идет черепашьим шагом; мы все еще коснеем в полном варварстве!» (1, с.343).

Бросается в глаза, что многоречивый аптекарь - сторонник суровых и непреклонных мер, направленных будто бы ко благу человечества. Выступая в защиту общественного спокойствия, порядка, нравственности, прогресса, Омэ мнит себя непререкаемым судьей во всех случаях жизни.

Одна из примечательнейших черт в характере Омэ - напыщенность, высокопарность. Мелкое, незначительное или обыденное аптекарь любит облекать в формы трагические и патетические. Услышав о банкротстве владельца кафе «Франция», Омэ воскликнул: «Какая ужасная катастрофа!», нисколько, разумеется, не будучи задет этим известием и просто к случаю употребляя возвышенный оборот. Или: деревенская работница, старушка Леру, за пятидесятичетырехлетнюю верную службу хозяину получает на выставке медаль. «Отдам ее нашему кюре, пусть служит мне мессы», - решает старушка. «Каком фанатизм!» - восклицает аптекарь. Омэ так рисует перед четой Бовари свое положение мученика гуманного долга, труженика науки; «Я исхожу кровавым потом, как рабочая лошадь! О, ярмо нищеты!» и т.п. Склонность Омэ возводить, подтягивать себя до некоей патетической степени есть обобщение социальных черт, присущих буржуазному либерализму. Напыщенное ничтожество, высокопарное убожество Омэ-аптекаря неотделимы от Омэ-либерала, общественного деятеля. Подобно тому, как иронически умаленным прообразом светского Парижа Флобер избирает крошечный салон с танцующими фигурками на шарманке бродячего музыканта, так масштабом большого политического мира становится крошечная фигурка Омэ - «великого человека» Ионвиля.

Флобер заставляет Омэ разделять высокие понятия, связанные с миром исторических деяний. Омэ всерьез выдает себя за последователя передовых идей и воззрений: враг официальной религии, он - за «естественную религию». «Мой бог, - ораторствует аптекарь, - это бог Сократа, Франклина, Вольтера и Беранже! Я - за «Исповедание савойского викария», за бессмертные принципы восемьдесят девятого года!» (т. I, 124).


Заключение


В романе Флобера приведены в движение различные стороны провинциальной жизни, она взята в общественном плане (Омэ) и в плане частного личного существования (Эмма). Начала частное и общественное в «провинциальных нравах» сведены Флобером к одному знаменателю - они фальшивы. Омэ играет в философа и передового человека так же, как Эмма играет в добродетельную супругу. Игра одного завершается идейной «изменой», игра другой - изменой моральной и физической.

После 1848 года произошло как бы смещение масштабов исторической жизни Франции - от событий всемирного значения к фактам «провинциальной драмы». Флобер в какой-то мере выразил это «смещение масштабов» жизни своим романом «Госпожа Бовари». (4, с.82)

Это «книга, которую большинство критиков не только во Франции, но и во всем западном мире считают совершенным созданием искусства». Никогда еще творение ума не было построено с большим тщанием. Сюжет книги прост и хорошо продуман; автор превосходно знает среду; важнейшие сцены искусно выписаны и расположены; детали верно отобраны и точны. Что касается стиля, то широко известно, как работал Флобер; ведь для него место каждого слова, музыкальное звучание фразы, выбор ритма были предметом долгих поисков и размышлений. (5, с.175)

Роман Флобера вызвал восторг как читающей публики, так и французских литераторов. Против книги Флобера было возбуждено уголовное дело по обвинению в безнравственности, которое Флобер выиграл. На суде им и его адвокатом были зачитаны главы из романа (почти треть текста!) и фрагменты благонамеренной литературы, поразившие своей пошлостью даже прокурора, сидевшего безмолвным. Роман вошел в сокровищницу мировой литературы и до сих пору считается величайшим достижением мысли и творчества.

Список литературы


1.Флобер Г. Собрание сочинений в десяти томах. М., Гослитиздат, 1937.

2.Флобер Г. Собрание сочинений в пяти томах. [Вступительная статья А.Ф.Иващенко] М., Правда, 1956.

.Флобер Г. Собрание сочинений в трех томах. [Вступительная статья Я.Фрида] М., Художественная литература, 1983.

.Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., Издательство Академии наук СССР, 1955.

.Моруа А. Литературные портреты. М., Прогресс, 1971.

6.Набоков В. Гюстав Флобер. Госпожа Бовари // Иностранная литература. - 1997. - №11.

.Реизов Б.Г. Творчество Флобера - М., Гослитиздат, 1955.

8.Реизов Б.Г. Французский исторический роман XIX в. М., 1977.

9.Ржевская Н.Ф. Гюстав Флобер. - М., 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Она любила только розы,

А я любил − левкой,

Она любила шум и грозы,

А я любил − покой.

В.П. Жадовский

Я считаю, что роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" является одним из самых ярких произведений мировой литературы. Согласно опросу, проведенному в 2007 году, читатели поставили роман Флобера "Госпожа Бовари" на второе место после "Анны Карениной" среди самых популярных произведений, повествующих о трагичной судьбе женщины. Впервые "Госпожа Бовари" была опубликована в 1856 году. Флобер работал над своим детищем в течение пяти лет, тщательно выписывая каждую фразу, детально прорисовывая характер, поведение, образ жизни героев и место, где развиваются события. ("Я пять дней просидел над одной страницей"). Роман стал литературным дебютом Флобера и снискал себе скандальную славу за безнравственное отношение к общественным ценностям. Однако это произведение обозначило новое течение в рамках французского реализма, переходящее в натурализм. Своим романом Флобер бросил вызов таким мастодонтам французского реализма, как О. Бальзак и А. Стендаль. Впоследствии Э. Золя назовет "Госпожу Бовари" кодексом современного романа. И действительно, если в произведениях писателей, заложивших основы реализма, главный герой противопоставлен насквозь прогнившему буржуазному обществу, символом которого становится Париж, то Флобер ставит перед собой иную задачу: он хочет описать реальную картину мира, такой, какая она есть. Его герой не отделен от среды, он часть этой среды, а провинция не является антитезой Парижу, она равна ему. Париж в романе Флобера − это город, формирующий в человеке пошлые жизненные ценности и идеалы. Париж − это столица, именно на нее равняются все жители страны, а потому ее принципами и идеями заражено все французское общество, которое и высмеивает автор на страницах своего романа. Эта мифологема стала ключевой в нравственном падении Эммы. Например, если мы обратимся к отрывку, выбранному нами для анализа, то увидим следующее: "−Понимаете, это очень неприлично!//−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают ! Это был для неё самый веский довод ". Таким образом, Флобер низводит Париж до уровня провинциального городка, который существует в стандартных рамках и в котором нет места настоящим чувствам и эмоциям, поэтому время в нем остановилось, а все персонажи "Госпожи Бовари", сформированные этим пространством, становятся пошлыми и обыкновенными. В романе отсутствует идеальный герой. Разве что Шарль, муж Эммы, может претендовать на живого человека, и то лишь потому, что он искренне любит свою жену, ищущую страсти. Эмма − книжный трафарет. Она мечтает устроить свою жизнь таким образом, как это было описано в сентиментально-романтических произведениях, которые она читала, будучи в монастыре. Её любовники − это жалкие пародии на книжных персонажей, которые при столкновении с реальностью растворяются в ней. Родольф − это пародия на байроновского героя, а Леон − на персонажа из сентиментального романа. Они, как и Эмма, лишь воображают свою жизнь. Например, Леон при встрече с Бовари в гостинице очень часто говорит о своих мечтаниях, но ничего не может рассказать о своей реальной, настоящей жизни: "я мечтал : а вдруг вы приедете в Париж; он ощущал потребность в самопожертвовании; он тоже мечтал только о покое могилы; хотелось быть такими, какими они себя изображали: оба создали себе идеал и к этому идеалу подтягивали свое прошлое".

Действие романа, который взорвал нравственность французского общества того времени, происходит в годы Июльской монархии, знаменитой господством буржуазии, мещанскими взглядами на жизнь, а потому большинство персонажей "Госпожи Бовари" − это буржуа, люди, сосредоточенные на материальной стороне жизни и верящие только в расхожие ценности. Для Флобера буржуа − это синоним слову мышление, то есть определенное мировосприятие, которое ограничено сытой жизнью, роскошными домами, раутами, пустыми разговорами, пышными нарядами. Чтобы наиболее полно отразить систему ценностей французского общества той эпохи, Флобер помещает своих героев в провинциальный городок (Тост − Ионвиль − Руан), где время замирает и герои не получают никакого внутреннего развития. М.М. Бахтин, анализируя хронотоп романа, то есть взаимосвязь временных и пространственных отношений, говорит о том, что провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом − чрезвычайно распространенное место свершения романных событий в XIX веке. В таком городе не происходит каких-либо значимых действий, способных изменить жизнь героев. Здесь время лишено поступательного исторического хода, оно движется по очень узкому кругу: изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова. Люди в этом времени едят, пьют, спят, интригуют, сплетничают. Время бессобытийно и потому кажется почти остановившимся.

Деромантизация, которая прослеживается на протяжении всего развития сюжета, особо остро видна в сцене, происходящей в руанском соборе, куда приходит Эмма, чтобы попрощаться со своей мечтой обрести настоящую любовь и идеального мужчину, способного подарить ей женское счастье. Этому эпизоду в соборе предшествует описание чудесного летнего утра, когда Леон должен встретить Эмму и соблазнить её. Флобер очень тонко соединяет высокое и низкое, желаемое и действительное: "лучи солнца, косо падавшие на собор <...> в голубом небе летали стрижи; на площади пахло цветами <...> в центре журчал фонтан". Затем картина резко меняется, и Флобер возвращает героя на землю, в грубую реальность: "под широкими зонтами, окруженными пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок". Подойдя к собору, Леон встречает роскошно разодетого привратника ("в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица"), который как будто открывает для него ворота рая, где он наконец-то обретет свою мечту. Оказавшись в соборе, Леон начинает воображать Эмму: "она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели <...> она появилась, как ангел, в благовонном дыму". Эмма Бовари становится неким небесным существом, рождение которого происходит на небесах: она создана для любви и поклонения. Анализируя этот эпизод, я вспомнила стихотворение А.А. Блока "Вхожу я в тёмные храмы" из цикла "Стихи о Прекрасной Даме". Лирический герой надеется повстречать свою идеальную возлюбленную именно в храме. Он связывает этот образ с Девой Марией: "О, Святая , как ласковы свечи, // Как отрадны Твои черты! // Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая Ты ". Однако Эмме Бовари не удается стать идеальной женщиной, потому что её любовь носит плотский характер. В эпизоде происходит дехристианизация религиозных ценностей, что подчеркивает их ложность. Для Флобера и религия становится лишь красивым украшением, которое отделяет человека от реальности. Поэтому церковь становится "будуаром" для интимных встреч двух людей, жаждущих не духовного очищения, а плотских утех, любовь становится опошленной, она связана только с физиологией человека. Флобер меняет полюса: положительное приобретает негативную, сниженную коннотацию. Собор в представлении романистов − это символ духовного мира человека. В пространстве собор занимает вертикальное положение, соединяя земное и духовное начала. Он является своего рода лестницей, позволяющей человеку приблизиться к богу. В романе это самая наивысшая точка пространства, откуда должно было пойти духовное восхождение, или возрождение, главной героини, что позволило бы ей обрести бессмертие в любви к богу. Однако этого не происходит, и собор становится предвестником окончательной гибели Эммы. Она появляется в черной накидке, что, безусловно, символизирует траур в ее душе: она потеряла всякую надежду на любовь, а потому уже похоронила себя заживо ("Эмма была бледна"). В последний раз она обращается за помощью к тому, кто может протянуть ей руку помощи − Божьей матери, потому что, когда она обратится за спасением к Родольфу и Леону, прося у них денег для оплаты своих долгов, они откажут ей в этом. Но Флобер тут же высмеивает и этот поступок Бовари, называя его ханжеским: "Эмма молилась или, вернее, старалась молиться; она надеялась, что вот сейчас её осенит, и она примет решение, уповая на помощь свыше <...> всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию". Этот порыв к поистине настоящему сопровождается "равнодушной болтовней" привратника, что делает невозможным духовное движение Эммы наверх. А потому прежде чем они покинут руанский собор и сядут в "громоздкую колымагу", привратник предскажет ей страшный конец, перечислив основные картины библейских сюжетов: "Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной ".

Таким образом, мы приходим к выводу, что сцена в соборе является наивысшей пространственно-временной точкой романа, которая окончательно низвергает Эмму в бездну порока и пошлости.

Приложение 1

"Было чудесное летнее утро. В витринах ювелиров отсвечивало серебро; лучи солнца, косо падавшие на собор, скользили по изломам серых камней; в голубом небе вокруг стрельчатых башен летали стрижи; на шумной площади пахло цветами, окаймлявшими мостовую: розами, жасмином, гвоздикой, нарциссами и туберозами, росшими в беспорядке среди влажной зелени котовика и воробьиного проса; в центре площади журчал фонтан; под широкими зонтами, окруженные пирамидами дынь, простоволосые торговки завертывали в бумагу букеты фиалок.

Молодой человек взял букет <...> У левых дверей на середине притвора под Пляшущей Мариам стоял в шляпе с султаном, при шпаге и с булавой, величественный, словно кардинал, и весь сверкающий, как дароносица, привратник.

<...> В чаше со святой водой отражался неф вместе с нижней частью стрельчатых сводов и кусочками цветных стёкол. Отражение росписи разбивалось о мраморные края чаш, а дальше пестрым ковром ложилось на плиты пола. От трёх раскрытых дверей тянулись три огромные полосы света. Время от времени в глубине храма проходил ризничий и, как это делают богомольные люди, когда торопятся, как-то боком опускался на колени напротив престола. Хрустальные люстры висели неподвижно. На хорах горела лампада. Порой из боковых приделов, откуда-то из темных углов доносилось как бы дуновение вздоха, и вслед за тем стук опускающейся решетки гулко отдавался под высокими сводами.

Леон чинно прохаживался у самых стен. Никогда ещё жизнь так не улыбалась ему, как сейчас. Вот-вот, украдкой ловя провожающие ее взгляды, взволнованная, очаровательная, войдет она, и он увидит её золотую лорнетку, платье с воланами, прелестные ботинки, она предстанет перед ним во всем своем многообразном, чисто женском изяществе, которое ему еще внове, со всем невыразимым обаянием уступающей добродетели. Вся церковь расположится вокруг неё громадным будуаром; своды наклонятся, чтобы под их сенью она могла исповедаться в своей любви; цветные стекла засверкают еще ярче и осветят её лицо; кадильницы будут гореть для того, чтобы она появилась, как ангел, в благовонном дыму.

<...> Но вот по плитам зашуршал шелк, мелькнули поля шляпки и чёрная накидка...Она! Леон вскочил и побежал навстречу.

Эмма была бледна. Она шла быстро.

− Прочтите!..− сказала Эмма, протягивая ему листок бумаги. − Ах нет, не надо!

Она отдернула руку, пошла в придел во имя Божьей матери и, опустившись на колени подле стула, начала молиться.

<...> Всей своей шаткой добродетелью она цеплялась за деву Марию, а скульптуры, за могильные плиты, за малейший предлог.

<...> Но тут Леон вынул второпях из кармана серебряную монету и схватил Эмму за руку.

<...> −Ах, Леон!.. Я право, не знаю..Мне нельзя..

Она кокетничала. Потом сказала уже серьезно:

−Понимаете, это очень неприлично!

−Почему? − возразил Леон. − В Париже все так делают!

Это был для неё самый веский довод.

−Выйдите хотя бы через северные двери! − крикнул им с порога привратник. − Увидите Воскресение из мертвых, Страшный суд, Рай, Царя Давида и Грешников в геенне огненной .

−Куда ехать? − осведомился кучер.

−Куда хотите! − подсаживая Эмму в карету, ответил Леон.

И громоздкая колымага пустилась в путь". (Г.Флобер. Госпожа Бовари, стр.214-218, часть третья).

Список используемой литературы

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. − М., 1997
  2. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002
  3. А. Блок. Лирика. Театр. − М., 1981
  4. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999
  5. История всемирной литературы: в 9тт. − М., 1987
  6. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. СПб., 2014
  7. Реизов В.Г. Творчество Флобера. − М., 1955
  8. Флобер Гюстав. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. Госпожа Бовари. − М., 1998
  9. http// www.tvkultura.ru: Игра в бисер с Игорем Волгиным