Генрик сенкевич - биография, информация, личная жизнь. Биография генрика сенкевича

(1846 - 1916)

Польский романист Генрик Сенкевич родился 5 мая 1846 г. в польском городке Воля-Окшейская в благородной польско-литовской семье. Детские годы писателя прошли в сельской местности. Когда Сенкевич достигает школьного возраста, его семья переезжает в Варшаву. Школьное образование Сенкевич постигает довольно посредственно, однако выявляет чрезвычайные способности относительно изучения польского языка и литературы. Еще в школьные года юный Сенкевич написал свой первый роман «Жертвоприношение», рукопись которого не сохранилась.

1866 г. Сенкевич вступает в Варшавский университет, где изучает историю и литературу.

1871 г. ввиду финансовых трудностей он вынужден оставить университет, не сдав выпускных испытаний и не получивш диплома.

1872 г. Сенкевич публикует написанную в студенческие года повесть «Напрасно», что вопреки определенным недостаткам получает положительные отклики со стороны руководящих польских писателей того времени. Сенкевич становится журналистом, пишет статьи для ряда польских периодических изданий, осуществляет журналистские поездки в Вену, Парижу и США. До 1875 г. журналистский и писательский талант Сенкевича становится общепризнанным в кругах польской интеллигенции.

1879 г., вернувшись в Польшу после путешествий Европой и Америкой, Сенкевич становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять основное внимание масштабным беллетристическим произведениям.

В конце 1881 г. Сенкевич вступил в брак с Марией Шеткевич. 1882 г. у них рождается сын, а через год — дочь.

1884 г. писатель публикует эпический роман «Огнем и мечом», где воспета борьба Польши с восставшей Украиной в XVII ст. Вместе с выданным романом произведения «Потоп» (1886) и «Господин Володієвський» (1888) принесли Сенкевичу международный авторитет мастера исторического романа.

1896 г. Сенкевич выпускает печатью широкомасштабный исторический роман «Кама грядеши» — о гонении на христиан во времена Нерона, а 1900 г. — эпопею «Крестоносцы» о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже XIV —XV ст. Эти романы были восторженно встреченные польской и зарубежной критикой и принесли Сенкевичу всемирное литературное признание.

1905 г. Сенкевич был удостоен Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся заслуги в области эпоса». В приветствии Шведской академии отмечалось, что Г.Сенкевич есть одним из редчайших гениев, которые воплощают в себе дух наций.

В начале Первой мировой войны Сенкевич переезжает в Швейцарию, где несмотря на плохое здоровье успешно работает в польском Красном Кресте.

15 ноября 1916 г. Сенкевич умер, а через 8 лет его тело было перевезено в Польшу.

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это 15 ноября 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.

В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения и ровно 100 лет со дня смерти великого польского писателя по имени Генрик (Генрих) Сенкевич. В эпоху угнетения польского языка и культуры он с помощью своих романов заинтересовал историческим прошлым Польши не только соотечественников, но и читателей всего мира. Кроме того, его перу принадлежит один из лучших романов о христианах в Римской империи «Камо грядеши?», благодаря которому он был удостоен Нобелевской премии.

Потомок татар и белорусов - польский писатель Генрик (Генрих) Сенкевич

Всемирно знаменитый между тем имел совсем не польские корни. Предки его отца были татарами, переселившимися в Польшу и принявшими католичество. С материнской стороны в жилах писателя текла кровь белорусских дворян. Однако к моменту появления на свет Генрика его семейство вспоминало о своем происхождении лишь иногда, считая себя стопроцентными поляками.

Детство писателя

Родился будущий Нобелевский лауреат в мае 1846 года на Подляшье. Кроме него в семье было еще пятеро детей. Уже тогда у Сенкевичей начались финансовые проблемы. Пытаясь их уладить, они часто переезжали из имения в имение. Таким образом, свое детство юный Генрик провел среди живописных просторов сельской природы. Со временем, когда вся собственность была продана, обедневшим шляхтичам ничего не оставалось, как перебраться в Варшаву.

Юность и начало творческого пути

После того как семья шляхтичей разорилась, подросшему Генрику Адаму Александеру Пиусу Сенкевичу приходилось рассчитывать только на свои силы. Несмотря на финансовые проблемы, молодой Генрих Сенкевич получил достойное образование. Он окончил гимназию и по настоянию родителей поступил на медицинский факультет Однако профессия медика не интересовала пылкого юношу с живым воображением, поэтому он перевелся на историко-филологический факультет.

Первая попытка написать собственное произведение была предпринята Генрихом еще в студенческие годы. Назывался «первенец» писателя «Жертва», но это произведение не было опубликовано и не сохранилось.

Поскольку родня практически не помогала писателю, Генрих Сенкевич начал искать способы заработка. Вскоре под псевдонимом Литвос во многих газетах Варшавы стали выходить очерки, статьи и эссе молодого Сенкевича. Его талант и приятную манеру писать быстро оценили. Так и не окончив учебу в университете, Генрик Сенкевич полностью посвятил себя журналистской работе.

В 1876-м Генрих был отправлен в командировку в США. По впечатлениям от поездки Генрик Сенкевич написал немало очерков и рассказов. Наиболее популярные - «В стране золота», «Комедия из ошибок» и «Через степи».

После США писатель долго путешествовал по Европе, в результате чего им была написана новелла «Янко-музыкант».

Став достаточно известным в жанре малой прозы, Генрих Сенкевич решил попробовать взяться за более масштабные произведения.

Историческая трилогия романов Генрика Сенкевича о приключениях пана Михала Володыевского

В восьмидесятых годах девятнадцатого века Польша входила в состав Российской империи. Однако поляки мечтали обрести свободу и периодически поднимали восстания. После подавления очередного из них в Польше были введены жесткие меры: в учебных заведениях запрещено было преподавать на польском, вместо этого должен был использоваться русский язык. Кроме того, в польской литературе в то время было модно писать о современных событиях. Так что очень рискованно поступил, взявшись за написание исторического романа, Генрих Сенкевич.

«Огнем и мечом» - это первый роман писателя. Вышел он в 1884 г. в журнале «Друг народа». Успех был ошеломляющий. Читателям так он понравился, что вскоре роман был издан отдельной книгой.

В произведении рассказывалось о восстании украинских казаков под предводительством При этом главными героями были польские шляхтичи Ян Скшетуский, Михал Володыевский, Ян Заглоба и Лонгин Подбипятка. Фигурировали в романе и многие реальные исторические персонажи: Хмельницкий, Иеремия Вишневецкий, Иван Богун и Тугай-бей.

Несмотря на описания исторических битв и приключений шляхтичей, в центре романа оказался любовный треугольник между Богуном, Скшетуским и прекрасной княжной Еленой Курцевич.

После грандиозного успеха книги «Огнем и мечом» Генрик Сенкевич взялся за продолжение. В романе «Потоп» описывается период войны поляков со шведами. Были в новом произведении и полюбившиеся читателям персонажи из первой книги - Михал Володыевский и его вечный спутник пан Заглоба. Однако теперь главными героеми становятся хорунжий Анджей Кмициц и его возлюбленная панна Ольга Биллевич. При написании этого романа Генрих Сенкевич учел некоторые неожиданности, связанные с восприятием читателями его первого романа. Дело в том, что рафинированный Скшетуский не очень понравился читателям.

Главный антагонист книги оказался более ярким и любимым читателями персонажем: он был смел, благороден и горяч. Поняв, что людям нравятся такие герои, Сенкевич сделал Кмицица похожим на Богуна, при этом патриотом своей страны. И не прогадал. Популярность второго романа Сенкевича превысила популярность первого.

В третьем своем романе писатель решил сделать наконец-то главным героем Володыевского, в честь которого и назвал свое произведение. В нем описывались война Речи Посполитой с турками, любовь и героическая гибель пана Михала.

Генрик (Гених) Сенкевич: «Камо грядеши?»(Qua vadis?/«Куда идешь?»)

После успеха своей трилогии Сенкевич написал еще несколько исторических романов, однако они уже не были настолько популярны, как его первые книги. Поэтому он решил написать роман о Римской империи времен Нерона. При этом главными действующими особами стали христиане, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти. Назывался новый роман в переводе с польского «Куда идешь?».

Генрих Сенкевич взял за основу сюжета древнюю легенду о пребывании апостола Петра в Риме. О том, как, спасаясь от гонений, апостол решился покинуть город, но увидел Христа, идущего в город, и, раскаявшись в своем малодушии, вернулся в Рим, чтобы принять мученическую смерть.

Кроме мужества христиан и глупости, жестокости и бездарности Нерона, Сенкевич показал в своем романе прекрасную историю любви девушки-христианки Лигии и мужественного римского патриция Марка Виниция. Как и в прошлых своих произведениях, Генрих Сенкевич использовал беспроигрышную формулу: благородный красивый молодой герой на протяжении книги изменяется в лучшую сторону и отказывается от своих заблуждений из-за любви.

Этот роман прославил писателя далеко за пределами его родины и был особо отмечен Папой Римским, благодаря чему в 1905 году писатель был удостоен Нобелевской премии.

Исторический роман «Крестоносцы»

После триумфа романа «Камо грядеши?» вернулся к своей любимой теме - истории Польши - писатель Генрих Сенкевич. «Крестоносцы» - так назывался следующий его роман. В нем он описывал период истории родной страны, когда поляки боролись с германизацией и властью ордена Тевтонских рыцарей.

На фоне широкомасштабной борьбы с чужеземной оккупацией автор рассказал о любви юного рыцаря Збыжка из Богданца и Дануси, дочери Юранда из Спыхова.

Примечательным является то, что в этом романе писатель изобразил нехарактерный для литературы того времени женский образ Ягенки из Згожелиц. Эта девушка была независимой, смелой и решительной - неудивительно, что главный герой полюбил ее.

Последние годы писателя

Роман «Крестоносцы» стал последним по-настоящему известным произведением писателя. И хотя в последующие годы выдал роман «Омуты» Генрик Сенкевич, особого успеха у читателей книга не имела.

С Генрих Сенкевич перебрался в Швейцарию. Однако здесь он не сидел сложа руки, а открыл комитет помощи полякам, ставшим жертвами войны. Здесь же в Швейцарии он намеревался написать роман «Легионы». Однако умер раньше, чем успел его завершить.

Похоронен был великий писатель в городе но позже прах усопшего перезахоронили на родине - в Варшаве.

После смерти Генрика (Гениха) Сенкевича ему поставили несколько памятников и бюстов по всему миру.

Личная жизнь Сенкевича

Несмотря на активную писательскую деятельность, Генрих Сенкевич находил время и для личной жизни - он был трижды женат.

Первой супругой стала Мария Шеткевич. Она родила писателю двоих детей, но вскоре скончалась от туберкулеза. В память о ней писатель организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

Скорбь от утраты любимой жены, с которой они вместе прожили всего четыре года, вскоре прошла, и Генрик Адам Александер женился снова. Его избранницей стала одесситка Мария Володкович. Этот союз не был долгим, сама супруга подала на развод.

Последний раз писатель решился пойти под венец с Марией Бабской в 1904 году.

Экранизации произведений Генрика Сенкевича

Огромное влияние на мировую кинокультуру оказал Генрих Сенкевич. Книги этого автора практически с момента публикации так и просились на экраны. Еще при жизни писателя были сняты первые кинофильмы по мотивам его книг. Правда, это были немые черно-белые киноленты - две экранизации «Камо грядеши?», «Потоп» и «Наброски углем». Интересно, что из четырех картин была только одна польская.

Всего по мотивам произведений писателя снято 23 кинофильма. Чаще всего экранизировали Qua vadis? - семь раз. Причем только в 2001 это сделали поляки, в то время как итальянцы за сто лет трижды снимали кинокартины по мотивам книги, которую написал Генрих Сенкевич. «Камо грядеши?» стал основой для двух американских фильмов и одного французского.

Еще популярностью у кинематографистов пользуются книги из знаменитой исторической трилогии Сенкевича. В 1916 г. в Российской империи был снят кинофильм по роману «Потоп», а в шестидесятых годах - в Италии по книге «Огнем и мечом».

Однако наибольших успехов на этом поприще добился польский режиссер Ежи Гофман, сумевший за тридцать лет экранизировать всю трилогию. Интересен тот факт, что в своих фильмах режиссер добивался исторической точности во всем, так что даже пуговицы у героев соответствовали эпохе, показываемой в кинокартине.

Сегодня, как и сто лет назад, самым почитаемым и известным польским писателем является Генрик (Генрих) Сенкевич. Биография этого человека воистину удивительная и достойна соперничать с сюжетом его произведений. Как и его герои, Сенкевич всю жизнь старался оставаться достойным человеком и помогал ближним, которые нуждались в этом. Хочется верить, что многие современные деятели культуры всего мира будут брать с него пример.

Henryk Sienkiewicz , полное имя Хе́нрик А́дам Алекса́ндер Пи́ус Сенке́вич , польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz ), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич (5 мая 1846, Воля-Окшейска (польск.) русск. на Подляшье , Царство Польское , Российская империя - 15 ноября 1916, Веве , Швейцария) - польский писатель , известен как автор исторических романов , лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

Биография

Творчество

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877; «Янко-музыкант», 1879 и др.) и его путешествие в США («Za chelebem» («За хлебом»), 1880.

Ранние работы писателя характеризуют его, как позитивиста, но в отличие от других польских позитивистов он также был консерватором .

Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается [кем? ] одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман, при этом, вмещает и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

Роман «Омут» (1909-1910) касается событий русской революции 1905-1907 .

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки ». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

Значение

При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе , 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили Л. Н. Толстой , Н. С. Лесков , А. П. Чехов , Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis » (1951, США), «Огнём и мечом » (1999, Польша), «Quo vadis » (2001, Польша).

Также в его честь был назван самолет Ил-62 с бортовым номером RA-86708.

    Henryk Sienkiewicz.PNG

    На портрете 1899 года

Произведения

Романы

  1. Историческая трилогия о Речи Посполитой
    1. «Огнём и мечом » / польск. Ogniem i mieczem ( - )
    2. «Потоп » / польск. Potop ( - )
    3. «Пан Володыёвский » / польск. Pan Wołodyjowski ( - )
  2. «Без догмата » / польск. Bez dogmatu ( - )
  3. «Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich ( - )
  4. «Камо грядеши » / лат. Quo vadis ( - )
  5. «Крестоносцы » / польск. Krzyżacy ( - )
  6. «Омуты» / польск. Wiry ( - )
  7. «Легионы» / польск. Legiony ( - )

Повести и рассказы

  1. «Напрасно» / польск. Na marne ()
  2. «Юморески из портфеля Воршиллы» / польск. Humoreski z teki Worszyłły ()
  3. «Старый слуга» / польск. Stary sługa ()
  4. «Письма из путешествия» / польск. Listy z podróży ( - )
  5. «Ганя» / польск. Hania ()
  6. «Селим Мирза» / польск. Selim Mirza ()
  7. «Эскизы углем» / польск. Szkice węglem ()
  8. «Янко-музыкант» / польск. Janko Muzykant ()
  9. «Из дневника познанского учителя» / польск. Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela ()
  10. «В прериях» / польск. Przez stepy ()
  11. «За хлебом» / польск. Za chlebem ()
  12. «Фонарщик на маяке» / польск. Latarnik ()
  13. «Бартек-победитель» / польск. Bartek Zwycięzca ()
  14. «Ангел» / польск. Jamioł ()
  15. «Та третья » / польск. Ta trzecia ()
  16. «Сахем» / польск. Sachem ()
  17. «Воспоминание о Марипозе» / польск. Wspomnienie z Maripozy ()
  18. «В пустыне и пуще» / польск. W pustyni i w puszczy ( - )

Многотомные издания

  • Художественная лит-ра , 1983–1985.
  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Терра -Книжный клуб, 1998. - ISBN 5-300-00745-5

Экранизации

Напишите отзыв о статье "Сенкевич, Генрик"

Примечания

Ссылки

  • Генрик Сенкевич (англ.) на сайте Internet Movie Database
Романы Генрика Сенкевича
Огнём и мечом | Потоп | Пан Володыёвский | Без догмата | Семья Поланецких | Камо грядеши | Крестоносцы | В дебрях Африки

Отрывок, характеризующий Сенкевич, Генрик

– Однако до лжно же будет принять сражение? – сказал князь Андрей.
– До лжно будет, если все этого захотят, нечего делать… А ведь, голубчик: нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают, да советчики n"entendent pas de cette oreille, voila le mal. [этим ухом не слышат, – вот что плохо.] Одни хотят, другие не хотят. Что ж делать? – спросил он, видимо, ожидая ответа. – Да, что ты велишь делать? – повторил он, и глаза его блестели глубоким, умным выражением. – Я тебе скажу, что делать, – проговорил он, так как князь Андрей все таки не отвечал. – Я тебе скажу, что делать и что я делаю. Dans le doute, mon cher, – он помолчал, – abstiens toi, [В сомнении, мой милый, воздерживайся.] – выговорил он с расстановкой.
– Ну, прощай, дружок; помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец. Ежели что нужно, прямо ко мне. Прощай, голубчик. – Он опять обнял и поцеловал его. И еще князь Андрей не успел выйти в дверь, как Кутузов успокоительно вздохнул и взялся опять за неконченный роман мадам Жанлис «Les chevaliers du Cygne».
Как и отчего это случилось, князь Андрей не мог бы никак объяснить; но после этого свидания с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того, кому оно вверено было. Чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий, тем более он был спокоен за то, что все будет так, как должно быть. «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, – думал князь Андрей, – но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной волн, направленной на другое. А главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему, – это то, что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки; это то, что голос его задрожал, когда он сказал: „До чего довели!“, и что он захлипал, говоря о том, что он „заставит их есть лошадиное мясо“. На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие.

После отъезда государя из Москвы московская жизнь потекла прежним, обычным порядком, и течение этой жизни было так обычно, что трудно было вспомнить о бывших днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что напоминало о бывшем во время пребывания государя в Москве общем восторженно патриотическом настроении, было требование пожертвований людьми и деньгами, которые, как скоро они были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны.
С приближением неприятеля к Москве взгляд москвичей на свое положение не только не делался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую опасность. При приближении опасности всегда два голоса одинаково сильно говорят в душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть все и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор пока оно не наступило, и думать о приятном. В одиночестве человек большею частью отдается первому голосу, в обществе, напротив, – второму. Так было и теперь с жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.
Растопчинские афишки с изображением вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина, который, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу, читались и обсуживались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина.
В клубе, в угловой комнате, собирались читать эти афиши, и некоторым нравилось, как Карпушка подтрунивал над французами, говоря, что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет. Некоторые не одобряли этого тона и говорила, что это пошло и глупо. Рассказывали о том, что французов и даже всех иностранцев Растопчин выслал из Москвы, что между ними шпионы и агенты Наполеона; но рассказывали это преимущественно для того, чтобы при этом случае передать остроумные слова, сказанные Растопчиным при их отправлении. Иностранцев отправляли на барке в Нижний, и Растопчин сказал им: «Rentrez en vous meme, entrez dans la barque et n"en faites pas une barque ne Charon». [войдите сами в себя и в эту лодку и постарайтесь, чтобы эта лодка не сделалась для вас лодкой Харона.] Рассказывали, что уже выслали из Москвы все присутственные места, и тут же прибавляли шутку Шиншина, что за это одно Москва должна быть благодарна Наполеону. Рассказывали, что Мамонову его полк будет стоить восемьсот тысяч, что Безухов еще больше затратил на своих ратников, но что лучше всего в поступке Безухова то, что он сам оденется в мундир и поедет верхом перед полком и ничего не будет брать за места с тех, которые будут смотреть на него.
– Вы никому не делаете милости, – сказала Жюли Друбецкая, собирая и прижимая кучку нащипанной корпии тонкими пальцами, покрытыми кольцами.
Жюли собиралась на другой день уезжать из Москвы и делала прощальный вечер.
– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.
В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований.
– Другой штраф за галлицизм, – сказал русский писатель, бывший в гостиной. – «Удовольствие быть не по русски.
– Вы никому не делаете милости, – продолжала Жюли к ополченцу, не обращая внимания на замечание сочинителя. – За caustique виновата, – сказала она, – и плачу, но за удовольствие сказать вам правду я готова еще заплатить; за галлицизмы не отвечаю, – обратилась она к сочинителю: – у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по русски. А вот и он, – сказала Жюли. – Quand on… [Когда.] Нет, нет, – обратилась она к ополченцу, – не поймаете. Когда говорят про солнце – видят его лучи, – сказала хозяйка, любезно улыбаясь Пьеру. – Мы только говорили о вас, – с свойственной светским женщинам свободой лжи сказала Жюли. – Мы говорили, что ваш полк, верно, будет лучше мамоновского.
– Ах, не говорите мне про мой полк, – отвечал Пьер, целуя руку хозяйке и садясь подле нее. – Он мне так надоел!
– Вы ведь, верно, сами будете командовать им? – сказала Жюли, хитро и насмешливо переглянувшись с ополченцем.
Ополченец в присутствии Пьера был уже не так caustique, и в лице его выразилось недоуменье к тому, что означала улыбка Жюли. Несмотря на свою рассеянность и добродушие, личность Пьера прекращала тотчас же всякие попытки на насмешку в его присутствии.
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.

Генрик Сенкевич великий писатель мировой литературы, но не только, также он трудился на благо истории своей страны Республики Польша. Творческий, да и жизненный путь этого человека нельзя назвать легким, но он достойно прошел через все трудности и добился больших успехов в писательской карьере. Генрику Сенкевичу пришлось долго и упорно трудится для того что бы стать на один уровень с такими великими писателями мировой литературы например, как Лев Толстой или же Эмиль Золя. Труды и старания этого человека вовсе не прошли даром, он стал известен не только в своей стране, но и в других странах. Генрику Сенкевичу удалось стать писателем с самым большим заработком в Польше. Также писатель получил Нобелевскую Премию.

Биография Генрика Сенкевича

Писатель Генрик Сенкевич был рожден 5 мая в 1846 году в деревне под названием Воля-Окшейск, которая находилась на польской территории, которая в то время входила в Российскую Империю. Родители Генрика были дворянами, у них во владении было несколько имений. К тому времени как парень начал учиться его семья разорилась. Всем большим семейством они переехали в город Варшава. В Варшаве Генрик учился в гимназии, а по окончанию учебы, он поступил в Императорский Варшавский университет на факультет истории и филологии. Когда парень был студентом, в свободное время он увлеченно занимался журналистикой, и это дало свои результаты, уже в 1869 году была опубликована его первая театральная рецензия. Карьеру журналиста, еще не известный тогда Генрик Сенкевич, начал в периодически выпускаемых изданиях еще в 1870 году. Талантливого писателя, заметили практически сразу, так как он отличался большим трудолюбием и полностью отдавался своему делу, прошло немного времени и Генрик Сенкевич, стал считаться самым лучшим журналистом в Варшаве.

Жизнь Генрика Сенкевича

У Генрика были большие пристрастия к разнообразным путешествиям. Долгое время он проживал в Европе, часто бывал в Соединенных Штатах Америки, также Генрик посещал Африку. Так как он много и часто путешествовал, знакомился с разными народами и культурами у писателя рождались идеи и замыслы для своих новых творений. Генрик Сенкевич, за свою жизнь, имел три брака и двое ребятишек от первой жены. Такой богатый жизненный опыт также отразился на его творчестве, особенно в романах. Но больше всего, толчком к творчеству писателя, была его безграничная любовь к Родине. Он глубоко интересовался историческим прошлым своего народа. Именно это и повлияло на написание исторических романов, которые, несомненно, прославили Генрика Сенкевича.

Самые известные произведения Генрика Сенкевича

С 1870 года по 1880 год Генрик творил в стиле новеллы. Он создавал подлинные шедевры. Самые популярные из них это «Янко-Музыкант», «За хлебом», «Эскизы углем», «Ганя», а также «Бартек-победитель» и «Фонарщик на маяке» и много других. Также известна такая повесть как «В пустыне и пуще». По словам известных, польских критиков, даже в том случае если бы Генрик Сенкевич не выпустил не одного своего романа, он бы все равно стал известным благодаря своим глубоким и чувственным произведениям.

В разгар своего творческого вдохновения, Генрик Сенкевич творил исторические романы. Это давало ему во всей мере выражать свои политические взгляды. В 1880 году писатель создал трилогию, ее сюжет сложился из богатой событиями истории Польши. В романе под названием «Огнем и мечом» или же «Пан Володыевский», можно прочесть о сопротивлении польского народа и враждующего государства. Читатели приняли такие исторические романы просто на ура. Генрик Сенкевич хорошо как никто другой, передал в своих романах те события, которые происходили на то время.

Роман под названием «Камо грядеши?» (Quo vadis?) писатель издал в 1896 году. Именно этот роман принес Генрику Сенкевичу мировую славу, также благодаря ему, он стал почетным обладателем Нобелевской премии. Произведение получилось очень ярким и весьма эмоциональным, основывалось оно на истории Древнего Рима во время, когда правил Нерон. Генрику Сенкевичу в полной мере удалось реалистично описать быт и проблемы людей того времени. Критики отметили, что автор точно описал факты и детали происходящих тогда событий. Также оценили прекрасную композицию произведения и признали его самым лучшим литературным изображением Древнего Рима. В Польше, США и в Италии по этому роману сняли фильм.

В его романе «Крестоносцы», очень правдоподобно выражен характер выдуманных героев. В общем, можно сказать, что книга о чести, достоинстве и справедливости. В повести рассказывается о нелегкой, но в тоже время интересной судьбе польских рыцарей. Читатели романа, грустят, радуются и переживают вместе с героями книги. Вмести с историческими романами, автор творит еще и над современными романами. Один из них «Без догмата» выпущенный в 1890 году, он очень тронул своих читателей. В романе рассказывается о судьбе очень талантливого парня, который не сумел найти себя в жизни трагически из нее ушел. Из современного творчества можно еще упомянуть о романе под названием «Семья Поланецких» он был написан в 1894 году и о романе «Омуты» выпущен он был в 1910 году.

Произведения Генрика Сенкевича были известны и в мировой литературе

Произведений у Генрика Сенкевича было довольно таки много и все они огромными тиражами издавались в Польше. Его творения переводили на разные иностранные языки. Любили его произведения в России, в русских библиотеках запросто можно было найти его романы. Известные русские авторы и Чехов и Толстой и Горький очень уважали Сенкевича и его творчество. Они считали его произведения самыми лучшими в современности.

Можно сказать точно, что произведения Генрика Сенкевича повлияли на воспитание общественного сознания современников того времени. Качественно написанные романы Генрика Сенкевича вызывают большой интерес у читателей и в наше время. А сам писатель показал себя настоящим патриотом своей страны и своего народа.