Как писать очерк по литературе. Что такое очерк

Очерк это эпический, прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я». Находится на стыке художественной литературы и публицистики. Границы, отделяющие Очерк от других эпических жанров, весьма условны и подвижны. Очерк сохраняет особенности образного отражения жизни , используя средства художественной изобразительности, и в связи с этим приближается к рассказу От рассказа и повести, выделяющихся последовательностью событий, вытекающих одно из другого и обусловленных конфликтными ситуациями между персонажами, Очерк отличается свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием». «У очеркового жанра есть свои специфические, трудно и лишь отчасти преодолеваемые слабости - отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжатость, локальность. Но у очерка есть такие преимущества, каких нет у многих других видов словесного художества. В нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад, и поучение » (Щеглов).

Первые Очерки (нравоописательные и нравоучительные) появились в эпоху Просвещения в Англии на страницах журналов «Болтун» (1707-11) и «Зритель» (1711-14) Р.Стиля и Дж.Аддисона. Заимствования из английской нравоучительной журналистики предопределили появление Очерков, описывающего будничную действительность и рядового героя в Германии, Италии, в России (сатирические журналы Н.И.Новикова «Трутень», 1769-70 и «Живописец», 1772-73). В 18 веке не только разрабатываются разнообразные формы очерковой литературы, но и устанавливается специфически жанровое содержание Очерков - «характеристики» типов, носителей распространенных недостатков и «пороков», подвергавшихся сатирическому заострению и осмеянию. В очерковом творчестве Ч.Диккенса («Очерки Боза», 1836, определяемые автором как «маленькие зарисовки подлинной жизни и нравов») и У.М.Теккерея («Книга снобов», 1847) намечались мотивы и темы их будущих романов. Большую серию Очерков, обозначивших основные типы «Человеческой комедии», опубликовал О.Бальзак. Его повесть «Гобсек» (1830) выросла на базе Очерков «Ростовщик» (1829). В отличие от просветителей, в творчестве которых Очерк являлся характеристикой определенного «общечеловеческого» порока, у авторов «физиологических очерков» (и прежде всего Бальзака), пытавшихся применять новые методы естественных наук (отсюда название - «физиология») для осмысления закономерностей общественной жизни, Очерк превращается в характеристику социальных типов , представителей различных слоев общества. В 20 веке русский « » полемически противопоставил литературу факта художественному вымыслу, стремясь обосновать ведущее значение фактографического Очерка в развитии литературы (сходные взгляды выражали и представители французской «литературы факта» 1930-х - Р.Доржелес, А.Лондр, П.Ами). В то же время получает распространение Очерк, пронизанный разнообразными лирико-философскими размышлениями: «Зеленые холмы Африки» (1936), «Смерть после полудня» (1932) Э.Хемингуэя, «Планета людей» (1939) А.де Сент-Экзюпери. В 1929 начал выходить учрежденный М.Горьким, полагавшим, что Очерк занимает промежуточное место между исследованием и рассказом, журнал «Наши достижения» - своеобразная лаборатория советских очеркистов. Поток очерковой литературы породила вторая мировая война (Ж.Лаффит, Дж.Олдридж, К.Симонов, В.Гроссман, Й.Эренбург, Л.Леонов).

Виды Очерка

Различают Очерк художественный и публицистико-документальный . Художественный Очерк творчески типизирует характеры, передавая «статику» их бытия, изображает устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Объектом «нравоописательного» анализа в художественном Очерке предстает не только среда в целом или ее типические представители, но и отдельная личность, взятая в ее нравственно-психологическом аспекте. «Обобщенные», «неадресные» персонажи в Очерке - один из признаков его художественности. К художественным Очеркам относят «Записки охотника» (1852) И.С.Тургенева, «Очерки бурсы» (1862-63) Н.Г.Помяловского, очерки В.А.Гиляровского, К.Г.Паустовского. Художественный Очерк представлен различными композиционными разновидностями: Очерк мемуары, Очерк биография, лирико-философский Очерк. Путевой Очерк - самая «древняя» художественная разновидность жанра: «Отрывок путешествия в *** И*** Т***», опубликованный в журнале Н.И.Новикова «Живописец» в 1772; «Поездка в Ревель» (1821) А.А.Бестужева, «Путешествие в Арзрум» (1835) А.С.Пушкина, очерковая проза И.А.Гончарова («Фрегат «Паллада», 1855-57), А.П.Чехова («Из Сибири», 1890, и «Остров Сахалин», 1893-94), М.Кольцова, И.Эренбурга, М.Шагинян. Публицистико-документальный Очерк обычно рассматривают как жанр публицистики.

Очерк как жанр художественно-публицистического стиля

История жанра

Очерк является одним из распространенных жанров публицистики. В ходе исследования мы пришли к выводу, что практически ни один автор не может дать абсолютно четкого определения этому жанру, или же предлагает на выбор несколько определений. Поэтому для начала проанализируем информацию об очерке из различных источников, а затем на основе полученных данных сформулируем собственное определение.

Для начала рассмотрим, какие определения дают очерку в словарях.

небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк;

Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории.

1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы;

2) публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерными особенностями очерка являются документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводятся элементы художественной типизации.

Теперь рассмотрим, как объясняют природу очерка такие авторы как Тертычный А.А., Шостак М.И. и Кройчик Л.Е.

Начиная рассматривать очерк как жанр, Тертычный сразу же отмечает, что он «в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение». Далее он представляет вниманию читателя краткую биографическую справку (рассказывает, кто причастен к появлению очерка, перечисляет его родоначальников) и только после всей этой информации говорит о том, что «сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. <…> Развернутость репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора (делается) на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода» .

Шостак М.И. сразу же начинает излагать информацию по сути дела и выявляет важнейшую черту очерка как жанра: «очерк наглядно представляет читателю события и характеры, развивая, тем самым, «репортажное направление» работы газеты. Но в этом жанре наглядно и подробно представлено также и развитие авторской мысли о предмете изображения. А, следовательно, очерк продолжает и исследовательскую, обозревательскую линию, используя для этого свои специфические средства».

Кройчик Л.Е. относит очерк к исследовательско-новостным текстам и сразу же отмечает, что для этого жанра «метод образного познания действительности является определяющим». У этого автора мы находим целых два определения очерка как жанра:

«Очерк - аналитически обоснованная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждение автора»;

«Очерк - публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности» .

Исходя из всего вышеперечисленного, мы сформулировали определение очерка следующим образом:

Очерк - художественно-публицистический жанр, сочетающий в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся:

подбор образов, сравнений и эпитетов;

композиция и т.д.

Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургическим законам, он полифоничен - в нем много различных линий.

Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто - в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, зачастую настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы и сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной переработке исходной информации нередко становится излишней.

Исходя из всего вышеперечисленного также можно выявить основные характерные черты очерка как жанра:

документальность, насыщенность;

достоверность фактов, событий;

История жанра

Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».

Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.

Понятие литературного очерка появилось в русском литературном языке с 30-40-х годов XIX века, а затем получило очень широкое распространение. Очерк встречается в истории русской литературы в самые разнообразные эпохи, но в определенное время получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план литературной жизни.

Расцвет очерка наблюдается:

в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.);

в годы бурного подъема революционно-демократического движения (1860-1870-е гг.);

в эпоху диктатуры пролетариата.

Очерки в 1840-х годах носили название «физиологических очерков». Они оформились под влиянием французских буржуазных очерков, многие из которых переводились и переиздавались на русский язык («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джеймса Руссо и мн.др.). Из оригинальных русских физиологических очерков наиболее интересны сборники:

«Наши, списанные с натуры русскими» (1841 г., составлен. Башуцким);

«Физиология Петербурга» (1844-1845, ред. Некрасова);

«Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого» (1843 г., 6 вып., Булгарина);

«Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского (1846 г., 4 чч.);

В буржуазном журнале «Финский вестник» (1845-1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки».

«Физиологические очерки» в 40-е гг. стали значительным явлением в разных классовых литератуpax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» в основном были люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой литературе. При всем различии подхода к своей теме, у писателей каждой из указанных классовых групп в центре внимания была профессионально-бытовая характеристика социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, - такова была основная установка физиологического очерка. Физиологические очерки имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы.

В литературе 60-70-х гг. большое распространение получил просветительский очерк. В отличие от дворянских и буржуазных очерков предыдущей поры, просветительские очерки 60-70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая литератуpa заняла в 60-70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы.

В 80-е гг. большое распространение получил народнический очерк, главным представителем которого был Глеб Успенский. Либеральное народничество 80-х гг. дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в значительные повести и романы, так как крестьянская демократия вследствие неблагоприятных условий не могла в то время широко развить свою художественную культуру.

В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества. Советский очерк начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Д. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения - таково главное направление советского очерка этого периода.

Очередной толчок в своем развитии очерк получает в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный очерк, посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, набору кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, очерк многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так, например, мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд авторов, давших образцы очеркового творчества, в которых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неумением показать роль человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев становится особенно ясной. И тогда плеяда пролетарских очеркистов сделала темой своего творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках В. Ставского, И. Жиги и других пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Очерк играл в советской литературе значительную роль. Многие начинающие писатели использовали жанр очерка в своих первых литературных опытах (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.).

Развитие советского очерка, его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте этого жанра в художественной литератуpe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928-1929 гг. между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение (точка зрения, в которой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов) «Леф» своевременно встал на его защиту.

Проведенное в плане подготовки к Всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934 гг.) показало огромное значение очерка на этапе социального строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в районных, областных газетах, а также во многих других изданиях.

В наши дни очерк, к сожалению, немного утратил свою первоначальную популярность. Как правильно отмечает Тертычный, с точки зрения подготовки, очерк «один из наиболее трудоемких. <…> Написать хороший очерк журналист может только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле» . Но надо учитывать, что при подготовки очерка мало найти подходящий предмет выступления, успешно собрать и проанализировать материал, но и соответствующим образом переосмыслить ее и воплотить в «очерковую» форму. Так как в современных СМИ господствует «гипердинамический стиль работы» , очерк встречается на страницах печатных изданий нечасто и зачастую им свойственна «документальная насыщенность в ущерб художественности» .

Слово очерк в русском языке XIX и XX вв., а также в современном русском языке имеет три основных значения:

Контур, очертание;

На основе этого значения возникло широкое применение слова очерк в живописи, в изобразительном искусстве;

Например: «Мы поехали вместе в Лондон; я расспрашивал его подробности, мелочи о друзьях, - мелочи, без которых лица перестают быть живыми и остаются в памяти крупными очерками, профилями».

Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сущности какой-нибудь темы, вопроса;

На почве этого значения вырастает обозначение «очерками» научных трудов, представляющих собою серию внутренне связанных эскизов, набросков, статей.

Например: «Очерки по истории русского литературного языка»

Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо.

Например: очерки народной жизни

Третье значение, развившееся в русском литературном языке с 30-40-х годов XIX века, затем получило широкое распространение. В этом значении слово очерк стало особенно продуктивным в советской литературе. На почве его выросла серия новых производных слов: очеркист, очеркистка, очеркистский, очерковый, очеркизм. В системе современного русского языка слово очерк ближе к книжному стилю, чем к бытовой устной речи. При этом первоначальное значение его - контур, очертание - устаревает. Между тем, именно это значение, сложившееся в конце XVIII - начале XIX века легло в основу всей последующей семантической истории слова очерк.

Очерк

Очерк

ОЧЕРК - литературный жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. - писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором характерных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих явлений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в О. достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера О. вытекает и композиционное его построение. В О. может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор О. часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор О. чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В О. гораздо большее значение, чем напр. в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык О. в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты О. как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение О. среди прочих жанров. О. встречается в истории литературы в самые разнообразные эпохи. Но в определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план лит-ой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей лит-ой идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение О. и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир.
Примером приведенных выше положений могут быть иллюстрации из истории русского О. Так, расцвет О. в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860-1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата.
О. 1840-х гг. носили название «физиологических очерков» (см.). «Физиологические очерки» оформились под влиянием французских буржуазных «физиологических очерков», среди которых особенным успехом пользовались выпуски, объединенные заглавием «Les francais peints par eux memes», P., 1839-1842. Многие французские «физиологические очерки» переводились и переиздавались на русский яз. («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джемса Руссо, 1843, и мн. др.). Из оригинальных русских «физиологических очерков» наиболее интересны сборники «Наши, списанные с натуры русскими», 1841 (составлен. Башуцким), «Физиология Петербурга», 2 чч., 1844-1845 (ред. Некрасова), «Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого», 6 вып., 1843 (Булгарина), «Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского, 4 чч., 1846. В буржуазном журнале «Финский вестник» (1845-1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки». «Физиологические очерки» стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых лит-pax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» были почти исключительно люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой лит-pe. При всем различии подхода к своей теме у писателей каждой из указанных классовых групп «физиологические очерки» ставят в центре внимания профессионально-бытовую характеристику социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, - такова была основная установка «физиологического очерка». В статье «Русская литература в 1845 г.» Белинский признает «физиологический очерк» В. И. Луганского (В. И. Даля) «Денщик» одним из «капитальных произведений русской литературы»: «В физиологических очерках лиц разных сословий он (Луганский) - истинный поэт, потому что умеет лицо типическое сделать представителем сословия, возвести его в идеал не в пошлом и глупом значении этого слова, т. е. не в смысле украшения действительности, а в истинном его смысле - воспроизведения действительности во всей ее истине. Колбасники и бородачи, Дворник и Денщик - образцовые произведения в своем роде, тайну к-рых так глубоко постиг В. И. Луганский». Н. В. Гоголь в письме к П. А. Плетневу так характеризует В. И. Даля как автора «физиологических очерков»: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания; он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны... Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая к завязке ни к развязке, над к-рыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле... чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть... Его сочинения - живая и верная статистика России...» (письма Гоголя). «Физиологические очерки» буржуазии и либеральной мелкой буржуазии давали тщательное описание; обилие подробностей, сравнительную бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий. Дворянские «физиологические очерки» отличались от прочих прежде всего тематически: помимо городских «низов» внимание барина приковывал и крестьянин. В отличие от буржуазных «физиологических очерков» дворянские беднее по материалу, больше внимания уделяют психологии характеризуемых типов и крепко пропитаны сентиментальной идеализацией их. Классическим образцом дворянской идеализации являются «Записки охотника» Тургенева. Тургенев идеализировал мужика и доказывал в своих О. тождество морально-психологической природы помещика и крестьянина. Революционно-демократические разночинческие «физиологические очерки» отличались резким подчеркиванием социального положения изображаемых низов. «Воспроизведение действительности во всей ее истине» (Белинский), направленное против безразличного описательста буржуазных «физиологических очерков» и против очерков дворянских, сентиментально идеализирующих, было основным принципом революционно-демократических физиологий. «Физиологические очерки» имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы (см.).
Просветительский О. получил особенно большое значение в литературе 60-70-х гг. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали О. В отличие от дворянских и буржуазных О. предыдущей поры просветительские О. 60-70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая лит-pa заняла в 60-70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы, стоявшей по художественной культуре, легко доступной господствующим классам, гораздо выше О. Это значение очерковой литературы и ее авторов признавалось даже врагами революционной демократии. Достоевский писал Страхову в 1871 об одном из очеркистов того времени: «Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, но уже не помещичьего, - хотя и выражают в безобразном виде». В устах Достоевского знаменательно это относительное признание сил Решетникова, хотя оно и высказано с вполне понятным враждебным отношением к писателю, примыкающему к революционной демократии. На громадное значение О. как жанра, наиболее пригодного для правдивого показа новых социальных слоев, указывала и передовая критика. Шелгунов в статье «Народный реализм в литературе» критиковал стремление того же Решетникова перейти от очерков к роману: «Не было ли бы лучше дать ряд монографий вроде жизни рабочих на соляных варницах, на заводах, на железных дорогах, жизнь людей подвальных этажей и петербургского Никольского рынка, но все это в подробных специальных картинах. Чем такая галерея монографий хуже эпизодических картин на те же темы, связанных в один сюжетный роман, в к-ром для интереса и ради уступки традиции впущена общей связью Пелагея Прохоровна и сердечный элемент нежной любви... Решетников слаб именно тем, что... он как бы не понял своего новаторского значения... и оставил свою роль, не разыграв ее до конца... стал на ту дорогу, по к-рой шли беллетристы высшей школы». Литература революционного народничества продолжала дальнейшую разработку О. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский (см.). Либеральное народничество 80-х гг. точно так же дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в сколько-нибудь значительные повести и романы, так как крестьянская демократия не могла в то время вследствие неблагоприятных условий широко развить свою художественную культуру.
В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский О. начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения - таково главное направление советского О. этого периода. Толчок в своем развитии получает О. в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный О., посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, О. многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в к-рых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского О. сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» - Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
В выполнении задачи воспитания масс «на живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (Ленин) советский О. играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом О. все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928-1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из О., показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.
Связана с жанром очерка работа по истории заводов. Не случайно одна из первых книг, вышедших в серии истории заводов, - «Люди Сталинградского тракторного» - написана бывшими комсомольскими очеркистами Я. Ильиным и Б. Галиным.
В связи с тем, что лит-pa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, О. играет в советской литературе особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр О. в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».
При всех своих положительных качествах советский О. еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в О. разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет О. для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский О. зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен яз. советских О., подчас наблюдается подчиненность очеркиста яз. протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).
Развитие советского О., его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте О. в художественной лит-pe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928-1929 между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение, - точка зрения, в к-рой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов, - «Леф» своевременно выступил за культуру О. Но лефовцы неверно истолковывали О., противопоставляя его всем другим жанрам художественной литературы, считая «литературу факта» господствующим типом советской литературы. Проведенное в плане подготовки к всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934) показало огромное значение О. на современном этапе соц. строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в газетах и изданиях краев, областей, районов.
Являясь одним из жанров советской литературы О., как и вся советская лит-pa в целом, своими особыми средствами - показом характерных явлений, типических изменений психики людей - решает задачу создания стиля социалистического реализма.Библиография:
«Литература факта», Сборник материалов работников «Лефа», изд. «Федерация», М., 1929; Эльсберг Ж., Проблемы очерка, «Октябрь», 1931, II (История развития очерковой литературы); Корабельников Г., За писателя - пролетарского революционера, «Октябрь», 1931, III (Выступление на Всероссийском производственном совещании очеркистов РАПП); Галин Б., За действенность очерка, «На литературном посту», 1931, IV; Ставский В., Об очерке и очеркистах, «На литературном посту», 1931, IV; Об итогах производственного совещания очеркистов, «На литературном посту», 1931, X (Резолюция секретариата РАПП); Никольский А., За боевой большевистский очерк, «Ленинград», 1931, XII; Потапов Н., Рабочий очерк в литературе, «Журналист», 1931, XXIII; Перцов В., Писатель на производстве. Опыт постановки вопроса, изд. «Федерация», М., 1931; Лузгин Мих., За боевой художественный очерк, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1931 (обработанные стенограммы докладов и выступлений автора на рапповских пленумах и производственном совещании писателей-очеркистов; ср. отзыв Плиско Н., «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, III); Бобрышев В., Об очерке (Проблема очерка), «Наши достижения», 1932, VIII; Мазурин Б., Очеркист прошлого столетия, «На литературном посту», 1932, № 13-14; Михайлова А., Перестроились ли наши писатели?, «Перелом», 1932, IV; Перцов В., Человек в техническом очерке, «Октябрь», 1932, IX.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

О́черк

Малая форма эпического рода литературы, произведение, основное содержание которого не в развитии и разрешении конфликта, а в описании чего-либо: определённого явления, среды, феномена. Очерк может быть как литературным, так и публицистическим. Задача очерка – представить как можно более полную картину, описать что-либо, чтобы дать читателю представление об этом и натолкнуть его на определённые выводы. Напр., «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского рассказывают о быте бурсаков, сочетая авторские описания с небольшими сценками из жизни училища. Очерки «Районные будни» (1952-56) В. В. Овечкина, повествующие о социально-трудовой неустроенности русской деревни, управляемой посредством «бурного администрирования» и «залпов директив» свыше, – художественно реалистичные в изображении зла и бедствий и публицистичные, с уклоном к утопизму в размышлениях о справедливости. Очерки делятся на собственно художественные (напр., «Записки охотника» И. С. Тургенева , «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского ), среди которых выделяются очерки-мемуары (напр., «Дневные звёзды О. Ф. Берггольц ) и путевые очерки (напр., «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина ); публицистические (напр., «Власть земли» Г. И. Успенского ) и полностью документальные (напр., «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша). Жанр очерка был очень популярен в литературе 19 в., особенно в работах натуральной школы – т. н. физиологические очерки, документально фиксировавшие жизнь народа.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Очерк" в других словарях:

    очерк - очерк, а … Русский орфографический словарь

    Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… … История слов

муса гость

ОЧЕРК
Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Основной признак очерка - писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.

Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.

В истории русской публицистики очерк известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.

ВИДЫ ОЧЕРКОВ:

Портретный очерк.

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли. И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя. Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.

Проблемный очерк.

Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.

Очеркист-проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных выразительно-изобразительных средств, а создает образ ситуации. На первый план выходит уже не показ конкретной личности, а научно-публицистическое исследование проблемы. Роль автора здесь всегда активная, - он вступает в прямой разговор с читателем, свободно оперируя знаниями по истории вопроса, цифрами, статистическими данными.

Такой вид очерка не частый гость на страницах газет. Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров - корреспонденции и статьи. Поэтому проблемный очерк - форма журнальной или даже книжной публицистики.

Путевой очерк.

Путевой очерк - один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.

Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра. Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения. Так появились "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева и "Письма русского путешественника" Н.М.Карамзина.

Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.

Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.

Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.

Однако в практике начинающих журналистов глубина осмысления пережитого и увиденного часто подменяется однообразием тематики, иллюстративным скольжением по поверхности жизни, сухостью изложения мысли, бедностью лексического запаса, - очерком здесь называют всякое описание факта, события, человека. А яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.

Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования.

Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели - разработке темы, избранной очеркистом. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, можно окончательно решить, какой поворот придать очерку, какую проблему выдвинуть в нем. Поэтому, работая над очерком, журналист фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.

Инструкция

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - , о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он , чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный изложением анкетных данных. Читателю интересна натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Портретный очерк или словесный портрет не обязательно должен состоять только из описания внешности вашего героя, его походки и . Характеристики его внешнего облика могут послужить вам отличным зеркалом, отражающим его внутренний мир. Как про глаза говорят, что они – зеркало души, так и руки могут многое рассказать .

Но не ограничивайте себя описанием только вашего визуального впечатления от портретируемого. Подключите и другие каналы восприятия: слух, осязание, даже обоняние. Как звучит голос того, о ком вы собираетесь написать? Как выражается характер через голос персонажа? Каково на ощупь его рукопожатие? Есть ли у него какой-то особенный ?

Вы можете пойти еще одним путем – описать какой-нибудь яркий случай из жизни вашего персонажа и тем самым проиллюстрировать, как через поступок проявляется характер, дать портрет в действии, показать вашего героя в жизни, а не просто в обрамлении слов.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, для него характерен синтез художественного описания и аналитического начала. В проблемном очерке автор поднимает и анализирует какую-либо политическую, экономическую, социальную, философскую или культурную проблему. Цель такого очерка - понять причину возникновения проблемы и проанализировать дальнейшие пути ее развития.

Инструкция

Чтобы написать проблемный очерк, нужно хорошо разбираться в той теме, которую вы выбрали. Очерк предполагает глубинный , ограничиваться здесь поверхностными описаниями нельзя. Поэтому прежде, чем начинать создавать проблемный очерк, изучите явление, почитайте необходимую литературу, посмотрите, что писали по этому поводу другие . Проблема должна касаться лично вас, быть для вас интересной и важной, только серьезное отношение к теме и неподдельное желание разобраться в сложной ситуации может сделать очерк по-настоящему и правдивым.

Авторское «я» в очерке выражается очень ярко. Помните о том, что писать нужно от первого лица, знакомить читателя именно со своим видением проблемы. Вы должны глубоко проникнуться проблемой, ярко обрисовать ее перед читателем и выразить свое отношение. Для того чтобы придать очерку драматизм, можно сталкивать противоположные мнения. Разыщите нескольких , каждый из которых относится к проблеме по-разному, конфликт в очерке важен точно так же, как и в большинстве прозаических .

Очерк не должен быть перегружен всевозможными цифрами, статистиками и графиками. Использование сухой и точной информации - это статьи. Очерк же живым художественным языком. Если вы все-таки хотите использовать статистические данные, сопровождайте их собственными комментариями и примерами, цифры должны восприниматься читателем легко. Старайтесь сделать так, чтобы ваш очерк напоминал или . Допускаются пространные размышления и параллели с другими художественными текстами или событиями. Главное - не забывать о достоверности. Вся информация, которую сообщает , должна быть правдивой и проверенной. Очерк допускает художественные обороты, но вымысла в нем быть не должно.

Видео по теме

Путевой очерк – это журналистский жанр, в котором может проявить себя как профессионал, так и начинающий журналист. Он относится к тем жанрам, которые стояли еще у истоков журналистики и имеет некоторые отличительные особенности.

Инструкция

Поставьте цель, которую будет преследовать ваш путевой очерк. Для чего вы его пишете? Может быть, чтобы рассказать людям о том, что вас взволновало? Или, быть может, вы хотите таким образом отразить политическую или культурную ситуацию в той или иной стране? Цели могут быть самыми разными, поэтому их нужно сформулировать заранее и постоянно держать в голове.

Отправьтесь в путешествие. Писать путевой очерк просто фантазируя нельзя. Это именно тот жанр, который предполагает ваше личное присутствие в описанном месте. Не столь важно, куда вы отправитесь - в кругосветное путешествие или в соседнюю деревню. Главное, что вы должны глазами видеть то, о чем пишете, переживать это на собственной шкуре.

Во время путешествия делайте какие-то важные пометки. Не обязательно сразу садиться и писать весь очерк целиком. Просто запоминайте события, интересные моменты, детали местного колорита, которые вы заметили, отмечайте, что вам понравилось и не понравилось. Помните, что вы не должны концентрировать свое внимание на какой-то определенной личности – это уже выходит за рамки понятия классического путевого очерка.

Делайте фотографии. Человеческая память не слишком долговечна, и чтобы написать действительно качественный и интересный очерк, лучше освежить воспоминания. И в этом вам помогут не только ваши пометки, но и фотоснимки. Вы можете также вести аудиодневник – записывайте на диктофон какие-то вещи, которые вас взволновали, привлекли ваше внимание.

Соберите все свои предварительные записи и снимки, внимательно их изучите. Теперь напишите полноценный качественный текст. Отложите его на некоторое время и вернитесь к нему снова. Возможно, вы захотите чем-то дополнить его, что-то в нем доработать.

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.