В чем отличие режиссера от продюсера. Кто делает кино – продюсеры или режиссеры


Д о 2003 года в нашей стране учиться на кинопродюсера было негде. А потом кафедра продюсерства открылась в Университете кино и телевидения. С самого начала здесь набирали курсы ведущие продюсеры страны - Сергей Сельянов, Игорь Каленов, Ада Ставиская. Первоначально кафедрой заведовал Александр Голутва, сейчас директор «Ленфильма» Вячеслав Тельнов.
Наталия Горина - генеральный директор Агентства «ТВИН Медиа», продюсер таких фильмов, как «1814» и «Государь», сериалов «Брежнев», «Достоевский» и «Белая гвардия», - преподает на кафедре вместе с Сергеем Мелькумовым:

На кафедре продюсерства я работаю не с самого начала. До моего прихода в университет она существовала уже три года. Курс я веду совместно с моим партнером Сергеем Мелькумовым. Нам так удобнее, поскольку он - московский житель, кроме того, мы - работающие продюсеры. Кафедра и была организована с тем, чтобы курсы вели реальные продюсеры, а не профессура, не имеющая отношения к живому кинопроизводству. В настоящий момент мы ведем пятикурсников. В этом году у них диплом. Новый опыт получили и они, и мы.

- Что абитуриенты вашей кафедры сдают при поступлении?
- Помимо результатов ЕГЭ, мы учитываем еще и результаты творческого конкурса. Для меня самая важная часть в конкурсе - собеседование, выявляющее интеллект, общее развитие, эрудицию. Чтобы работать в кино, недостаточно быть просто хорошим учеником. Нужно, чтобы человек кинопроцессом интересовался и соображал. Это самая важная часть. К творческому конкурсу надо еще написать синопсис фильма, который абитуриенту хотелось бы снять. Но на него мы не обращаем особого внимания, потому что непрофессионалы пишут, конечно, всякую ерунду. Да и продюсеру уметь это делать не так важно, как режиссеру. Общие знания, быстрота реакции, ориентация в современном пространстве, знания об экономике, представления о том, как движется кинопроцесс, что идет в кинотеатрах, какие фильмы популярны, и так далее - гораздо важнее. Если все это есть, значит, человек может прийти в профессию.

- Мне казалось, что продюсирование теснее связано с точными науками, нежели с гуманитарными дисциплинами.
- Несомненно. Кинопродюсер должен хорошо понимать кинопроизводство, а также ориентироваться в экономике. Ему необходимо знать всю линейку техники, разбираться в марках камер, звукозаписывающих устройств, системах долби. Но вообще, продюсер должен быть способен к получению разносторонних знаний.

- И кто больше способен к этому: вчерашние школьники или более опытные люди?
- Набрав курс практически целиком из бывших школьников и проведя с ними пять лет, мы пришли к выводу, что это неправильно. Отсутствие жизненного опыта мешает этим людям дальше развиваться в профессии. Кроме того, продюсеров не может быть много. Так же, как и режиссеров. Несмотря на это, на наш курс было набрано больше 30 человек, сейчас осталось всего 18. Но если три-четыре человека действительно приобрели первоначальные знания в специальности, то всем остальным, думаю, еще надо будет где-то учиться и приобретать какие-то другие профессии. Вряд ли эти люди будут продолжать себя в продюсировании. Вообще, нашу специальность идеально было бы давать как второе высшее образование - после экономического, например. Или просто набирать курс из людей, которые успели поработать в кино. Это было бы более продуктивно.

- Молодежь сейчас толковая?

- Всякая разная. Но из тридцати первоначально набранных к нам на курс людей к себе на работу я бы взяла максимум троих.

- Вы говорите, что продюсеров не должно быть много. А сколько их должно быть?
- В стране их может быть сколько угодно. Я имела в виду, что их не может быть много в одной конкретно набранной группе. Потому как обучить тридцать человек кинопроцессу - задача дурацкая. Ее не надо ставить. Обучение такой специальности требует индивидуальной работы. Одному человеку надо больше внимания обращать на цифры, другому - развивать креативное мышление. И это надо выявить, показать примеры, поработать с каждым. А когда ты работаешь с тридцатью студентами, это невозможно. Ты усредняешь тот разговор, который ведешь с ними. У нас же нет системы лекций. Конечно, мы что-то читаем. Но в большинстве случаев наши занятия - это какой-то разговор, который не может быть неперсонифицированным. Ты должен понимать, с кем именно ты говоришь. Поэтому оптимальное количество студентов для меня - восемь, от силы десять человек. И так считают все наши мастера. А кафедра этого не понимает пока что.

Я когда смотрю кино, особенно голливудское, всегда удивляюсь количеству продюсеров, работавших над фильмом. И редко понимаю, кто из них за что отвечает. У вас сразу происходит разделение на узкие специализации?
- Нет, не сразу. В общем и целом, выпускник нашей кафедры должен уметь организовывать весь процесс. От нуля до результата. Но, конечно, в системе российского кино сформировалась своя иерархия продюсеров. Один человек практически не может сделать кино. Обычно главный продюсер это тот, кто задумал проект, собрал основной состав и занимается следующим делом. А исполнительный и линейный продюсеры ведут непосредственно один фильм. Поэтому у главного продюсера одновременно может быть десять проектов, а у линейного только один. Но все равно он продюсер, потому что является рупором студии, организовавшей съемки, непосредственно на площадке. В его обязанности входит получение качественного результата - то есть фильма. Соответственно, линейный, исполнительный и главный продюсеры осуществляют всю работу над фильмом. Только линейный делает оперативную работу на месте, исполнительный контролирует производство, а главный пожинает плоды и вмешивается в нужный момент. При этом в обязанности линейного и исполнительного продюсеров входит держать главного в курсе всех дел. А уж каким образом - ночными звонками, ежедневными отчетами или еще как-то - вопрос их договоренностей.

- Продюсирование - нестабильная деятельность с точки зрения зарплат. Какие качества должны быть у продюсера, чтобы фильм пошел и он мог бы заработать?

- Кино вообще - едва ли не самая нестабильная и рискованная сфера бизнеса. Достаточно сказать, что за последние десять лет прибыль принесли всего два или три фильма. Все остальные, хорошо если вышли в ноль, а вообще, они все в минусе. Да в нашей стране в целом кинопроизводство находится в глубоком минусе. И самое ужасное, что успешные фильмы в основном сняты непрофессионалами.

- Это какие же?
- «О чем говорят мужчины», «Самый лучший фильм-2» и еще какой-то. Про все остальные не верьте, что они кассовые. Фильмы в нашей стране не зарабатывают. Почему - предмет другого разговора. Есть объективные и субъективные причины. Кинотеатров пока что мало, невозможно окупить прокат, затраты на производство не приносят должной отдачи. И можно валить все на зрителя, но вот только фильм «Аватар» собрал у нас столько денег, сколько ни один русский фильм никогда не собирал. Это значит, что на нашей территории кино может окупаться. Нужно просто понять, какие фильмы должны создаваться. Но пока ситуация удручающая. Немногие захотят снимать кино такого качества, какое пока что приносит в прокате прибыль. Поэтому человек, который идет в кинопродюсеры, должен отчетливо понимать, с чем он столкнется. Именно поэтому в кинопроизводстве одни из самых высоких зарплат. Люди таким образом формируют рынок, чтобы спасти себя от любых рисков.

- То есть у продюсера есть зарплата?
- Конечно. Например, линейный продюсер зарабатывает от 80 до 120 тысяч рублей в месяц. В этом смысле в самой тяжелой ситуации находится продюсер, владеющий студией, которая запускает проект.

- Почему? Он тратит на фильм свои деньги?
- Это миф, что продюсеры снимают кино на свои деньги. Собственно говоря, и в нашей стране, и где угодно продюсер это тот человек, который умеет привлечь инвестиции для съемок. А они могут быть самого разного толка. Государственные - от Госкино, эти гранты надо уметь выбивать. Есть деньги от банков - спонсорские. Есть деньги инвестиционные, когда компания вкладывает и хочет получить средства обратно через какое-то время. Есть деньги партнерские, копродюсерские, когда несколько студий объединяются и потом делят права. Продюсер должен уметь правильно собрать деньги на проект и правильно оценить его бюджет. Это только кажется, что чем больше денег, тем лучше для фильма. Ничего подобного. Важно понять, что будет в конце, сколько этот фильм может собрать, и вложить в два раза меньше. Потому что конечные сборы всегда делятся между прокатчиком и продюсером. Соответственно нужно окупить в два раза больше, чем вложил. Там немножко сложнее, но примерно схема такая.

- А какие деньги самые популярные?
- Телевизионные. Когда телеканал решает спонсировать кино с тем, чтобы потом получить права на трансляцию.

Но сейчас в этой сфере очевидный кризис. Если «Дозоры» и даже «Ирония судьбы-2» были успешными, то вот «Край», к примеру, уже не был так интересен публике.
- «Край», я бы сказала, провалился в прокате полностью. Каналы до сих пор вкладывают деньги в кинопроизводство. Но в последнее время их больше интересуют крепкие многосерийные фильмы. Иногда они из этих сериалов делают полный метр.

- Есть мнение - конечно, режиссерское, - что продюсера можно допускать к фильму только на этапах подготовки и в постпродакшн. Вы с этим согласны?

- Только очень плохой продюсер может позволить так обойтись с собой и с фильмом. Я даже не знаю, что от продюсера не зависит в кинопроизводстве. Если он не вторгается в процесс на каждом этапе, получаются фильмы некассовые, некоммерческие, неинтересные.

- А режиссеры сами могут выступать в качестве продюсеров?
- Не могут. Это всегда неудачно. Большинство из них, конечно, убеждены, что способны быть продюсерами. Но режиссер не может увидеть свою работу со стороны. И его нельзя в этом обвинять - это же плод его творчества. Для того чтобы оценить успех, нужен другой глаз. Творец сам никогда в жизни не увидит, хорошо или нет смонтирован фильм, нужна или нет та или иная сцена. Для этого нужен продюсер, с хорошим чутьем. Хороших, профессиональных, знающих, понимающих продюсеров в нашей стране немало. И все успешные фильмы так или иначе создавались продюсерами, а не режиссерами. Понятно, что мы не можем работать друг без друга. Но в конечном итоге доведением фильма до ума занимается именно продюсер.

- Российский кинопроцесс имеет свой собственный путь, или мы калькируем Голливуд?
- Мы не можем ничего калькировать, потому что на это нет денег. Мы даже не приблизились к Голливуду ни на йоту. Там, где у них работают десять человек, у нас один. Там, где у них восемь подготовительных этапов, у нас половина. Мы не можем себе позволить их кинопроцесс. Мы стараемся. Но пока это недостижимо.

- Так в чем же особенность нашего пути?
- У нас в кино задействовано меньше людей, чем в любом западном фильме. У нас люди более синтетические. Один человек может на площадке исполнять роль ассистента режиссера, заниматься медиапланированием, а еще и помогать всем и каждому. Называется «второй режиссер». У них же все, что я назвала, исполняют разные люди. В те редкие моменты, когда мы объединяемся с западной группой для каких-то съемок, они всегда удивляются, что мы больше умеем. И руками, и головой. В голливудском производстве вообще каждый плевок регламентирован, и находятся разные специалисты на отдельную манипуляцию. От этого и фундаментальность, и тщательность, и профессионализм, конечно же. Наши фильмы все немножко самодеятельные, все немножко поделки. Мы не можем достичь каких-то незыблемых вещей, не можем организовать нормальную подготовительную работу - у нас на это нет денег и нет специалистов. Мы не можем позволить себе раскадровать весь фильм, а уж тем более нарисовать анимационную картинку. Это нереально, никто таким не занимается. Поэтому мы с Голливудом разные планеты.

Куда идут ваши студенты после окончания учебы? Студий сейчас мало. «Ленфильм» вообще фактически прекратил работу.
- Кто-то из тех, кто уже закончил учиться, работает у своих же мастеров. Со мной работают четверо моих студентов. Но на постоянную работу, наверное, оставлю двоих. Про остальных я вообще не знаю, что они будут делать. Они вряд ли найдут себе место в нашей профессии.

- То есть можно считать, что для них обучение - это развлечение?

- Думаю, да.

- Они чего хотят? Денег? Или есть романтики, мечтающие в корне изменить весь кинопроцесс?

- Молодежь сейчас вообще хочет только денег. Из них лишь два или три человека готовы работать в кино. Это значит, что они способны бесплатно день и ночь делать все подряд - хоть чай подавать. Способны сидеть годами без денег, лишь бы быть внутри съемочной группы. Вот они у меня так посидели два месяца, и я им начала платить. Потому что они реально работают. Чего хотят остальные, я не понимаю. Перед летом я провела эксперимент: работы было полно, и я предложила студентам прийти ко мне на практику. Пришло пять человек. Всё. Так что о чем тут говорить?
Одна девочка пришла на съемочную площадку - очень хотела работать. Буду, говорит, делать все, что угодно. Пару раз режиссер выругался при ней матом, она расплакалась и сказала «это не мое». Я спрашиваю - что не твое? Не могу, говорит, быть на съемочной площадке. Но ты же хочешь быть продюсером. Как ты себе представляешь свою работу вне съемок? Ушла.

- Вообще продюсеров нужно учить? Большинство же как-то обходится без специального образования.
- И все от этого страдают. Конечно, продюсером можно стать, нигде не учась. Но на данный момент у нас есть нехватка квалифицированных кадров. Нет хороших линейных и исполнительных продюсеров. Сельянов приходит на заседание кафедры и не устает повторять: «Вас хотя бы двое с Мелькумовым, а у меня-то никого». У него есть директор, экономист, бухгалтер, а вот хороших линейных и исполнительных продюсеров нет. Нам не хватает управленцев высокого класса, понимающих, чем они управляют и как. И чтобы они появились, их надо учить.

Скандал вокруг кинопремьеры: в титрах фильма "Подари мне лунный свет" отсутствуют фамилии режиссера и автора сценария. Зато стоит фамилия продюсера

После премьеры фильма "Подари мне лунный свет", состоявшейся 11 октября в московском кинотеатре "Художественный", зрители пребывали в некоторой растерянности - в титрах отсутствовали фамилии режиссера и сценариста. Выяснилось, что "родители" ленты незадолго до премьеры отказались от своего "киноребенка" из-за творческих разногласий с продюсером фильма - Игорем Толстуновым.

Фильм и без того рождался трудно: съемки начались еще в 1998 году, а к прокату лента была готова лишь весной нынешнего года. Тем не менее "Подари мне лунный свет" еще до выхода на экраны вызвал настоящий ажиотаж. Ведь фильм стал последней работой в кино Николая Еременко. В ленте есть кадры почти мистические, в стиле "дежа-вю": Еременко хватается за сердце и просит принести валидол. В фильме все закончилось хорошо. В жизни, увы, нет...

Но куда более интересным и знаковым оказался не сам фильм, а острый конфликт, возникший между режиссером Дмитрием Астраханом и продюсером ленты Игорем Толстуновым, в результате которого титры были "очищены" от нескольких фамилий - случай для нашего кино небывалый. Несмотря на это, имя режиссера угадывается с первых же кадров. Астрахан не изменил себе и сделал фильм по любимому рецепту: немного юмора, немного слез, немного надежды. Но если в прежних его работах ("Все будет хорошо", "Ты у меня одна") экранные смех и слезы выплескивались на зрителя в абсолютно равных, словно математически высчитанных пропорциях, то в "Лунном свете" авторский ритм был нарушен - иногда зритель просто теряется: плакать ему или смеяться. Кто нарушил авторский стиль? Режиссер Астрахан считает, что это дело рук продюсера Толстунова, перемонтировавшего ленту на свой вкус.

Пожалуй, впервые российский кинематограф столкнулся с вопросом, сформулированным абсолютно по-западному: кто самый главный человек на съемочной площадке - режиссер, творящий фильм, или продюсер, которому этот фильм придется впоследствии продавать на кинорынке?

Россия: список потерпевших

Конфликты, то и дело возникающие на съемочной площадке, будут существовать всегда. Но с приходом в отечественное кино частного капитала при работе над фильмом с завидной регулярностью стало нарастать напряжение между самыми главными зачинщиками кинопроцесса - режиссером и продюсером.

Во времена СССР функции продюсера выполняло государство. Спорить с ним в ту пору было "немодно": фильм могли положить на полку, выпустить в прокат ограниченным количеством копий, лишить авторов престижных премий и тринадцатой зарплаты. А уж объявить во всеуслышание, что режиссер отказывается от своей работы, было чистым безумием. После развала СССР кинематограф стал не только искусством, но еще и разновидностью бизнеса. Сегодня, по прошествии стольких лет, многие наши уважаемые киномэтры так и не смогли этого осознать, а уж тем более принять, что целиком находятся во власти продюсеров и что смонтированный и озвученный фильм принадлежит не им, не государству, а конкретным лицам, профинансировавшим его постановку.

Пожалуй, самый известный конфликт между продюсером и режиссером связан в России с именем Юрия Кары, автора нашумевших лент "Завтра была война" и "Воры в законе". После того как Кара завершил работу над своей версией "Мастера и Маргариты", куда позвал сниматься любимых в народе актеров, продюсер Владимир Скорый, в прошлом майор ОБХСС, "отобрал" у него картину. Получилось, что напряженный труд сотен людей пропал даром.

В многочисленных интервью режиссер жаловался на "коварного" продюсера и взывал к общественности. Не помогло. Тогда Юрий Викторович обратился в суд, но и этот шаг не вернул ему фильма. Продюсера не устроил монтаж фильма, и сейчас он пытается найти режиссера, который полностью перемонтирует ленту согласно его пожеланиям. Уже почти десять лет ищет...

Еще более интересная, можно даже сказать - мистическая, история приключилась с популярной актрисой Верой Глаголевой. Лет десять назад Вера Витальевна решила попробовать свои силы в режиссуре и сняла кинофильм "Сломанный свет". Но вскоре после окончания съемок ее продюсеры испарились вместе с картиной. Фильм не найден до сих пор...

Глаголева в свое время рассказывала журналистам, что работу над "Сломанным светом" взяла на себя кинокомпания "Эдельвейс" и продюсеры клятвенно обещали совершенно не вмешиваться в творческий процесс, что само по себе для кино уже уникально. А потом компания якобы распалась: сначала фирма изменила название, потом и вовсе растворилась в воздухе, не оставив Глаголевой даже единственной копии для некоммерческих показов. Почему же продюсеры не выпустили фильм на экраны? На этот вопрос нет однозначного ответа, можно лишь предположить, что картина пала жертвой принципиально новых для России товарно-денежных отношений. Вспомните 90-е годы: фильм мог быть оставлен под залог, продан за долги, в конце концов просто уничтожен за ненадобностью...

Один из самых последних конфликтов в этой сфере произошел на картине "В августе 44-го". Продюсер Владимир Семаго отстранил от работы режиссера Михаила Пташука ("Знак беды", "Кооператив "Политбюро", "Игра воображения") и сам смонтировал картину. Пташук отзывать свою фамилию из титров не стал, но в ряде интервью заявил, что окончательный монтаж его как режиссера решительно не устраивает. Интересно, что продюсером в данном случае выступил экс-депутат Госдумы, преуспевающий бизнесмен. Но насколько он может быть объективен при принятии того или иного решения по части съемок, монтажа, озвучения?.. Один известный кинематографист на фестивале "Кинотавр" признался автору этих строк: "Чисто по-человечески Пташука, конечно, жаль. Но он сам подписал контракт с продюсером. И изменить этот контракт уже нельзя. Остается только посоветовать другим режиссерам быть в дальнейшем более предусмотрительными..."

И самый свежий скандал. Продюсер Валерий Тодоровский отстранил от работы режиссера Игоря Апасяна, постановщика канувшего в небытие сериала "Маросейка, 12". Тодоровский поручил Апасяну подготовить пилотную серию новой картины "Линия судьбы". После просмотра материалов Апасян был уволен, а к работе над сериалом привлекли режиссера Дмитрия Месхиева ("Над темной водой", "Американка", "Механическая сюита").

Кстати, на фоне таких продюсеров, как Владимир Скорый и Владимир Семаго, Валерий Тодоровский и Игорь Толстунов выглядят профессионалами, поскольку занимаются кино как бизнесом, а не как хобби. Тодоровский - продюсер кинопроектов РТР (как режиссер поставил "Страну глухих"). При непосредственном участии Игоря Толстунова, главы кинокомпании "НТВ-Профит", в свет вышли "Сирота казанская", "Вор", "Мама", "Лунный папа", "Восток-Запад". Эти и многие другие ленты Толстунова-продюсера отмечены многочисленными наградами как в России, так и за рубежом. Отсюда можно сделать хотя бы тот вывод, что они отдают отчет в своих действиях, и их претензии режиссерам как минимум нельзя игнорировать. Для пользы дела.

Заграница нам не поможет

Часто в кинотусовке можно услышать: "Такое возможно только в нашей стране. В Голливуде режиссеры застрахованы от продюсерского произвола!" Факты же говорят об обратном. Практически всю вековую историю "фабрики грез" можно рассматривать как перманентную войну продюсеров и режиссеров. В Америке с ее вековой правовой культурой обе стороны кинопроцесса молятся лишь на контракт. Если режиссер не выполняет взятые на себя обязательства или нарушает правила, оговоренные в контракте, продюсер вправе расторгнуть договор.

Даже в России прекрасно знают, что Андрей Кончаловский был отстранен продюсерами от работы над картиной "Танго и Кэш" с участием Сильвестра Сталлоне и Курта Рассела. Почему? Да потому, что мнение режиссера Кончаловского в корне расходилось с их мнением. В результате картину вместо Андрея Сергеевича заканчивал другой режиссер, хотя в титрах фамилию Кончаловского сохранили, поскольку именно он снял большую ее часть.

Еще один, весьма характерный пример. Картина "Унесенные ветром" по праву считается классикой мирового кино. При этом мало кто знает, что к работе над ней приложили руку аж три режиссера. Первый, Джордж Кьюкор, был уволен продюсером только потому, что того не устроило качество частично отснятого материала. Следующий приглашенный на площадку режиссер, Виктор Флеминг, вскоре оказался в больнице с нервным срывом. Заменить его был призван Сэм Вуд. Через некоторое время режиссерское кресло вновь занял вышедший из больницы Флеминг.

Возможно, что тогда в местной прессе журналисты подавали конфликт на съемочной площадке как произвол со стороны продюсера Дэвида Селзника. Но история самостоятельно расставила точки над "i" - в конечном итоге прав оказался именно продюсер, под чьим чутким руководством был создан киношедевр, покоривший сердца миллионов зрителей и принесший создателям миллионы долларов.

Когда известный сегодня во всем мире актер и режиссер Деннис Хоппер предварительно смонтировал свою картину "Беспечный ездок", оказалось, что она длится около четырех часов. Затем ее удалось сократить на час, но и этот вариант не устраивал продюсеров. Они чуть ли не насильно отправили Хоппера отдыхать, а сами занялись сокращениями. В результате получился полуторачасовой фильм, что не помешало ему стать культовым.

Если же режиссер все-таки хочет избежать продюсерского "произвола" и представить на суд зрителя именно свое выстраданное творение, у него есть только один путь: вложить в проект свои кровные или самостоятельно привлечь инвесторов, совместив таким образом продюсерские и режиссерские функции.

Увы, практика показывает, что талантливый и признанный во всем мире режиссер зачастую оказывается абсолютно несостоятельным в продюсерском деле. Достаточно вспомнить, как Кевин Костнер терял миллионы долларов на собственных же проектах, например на провалившейся в прокате картине "Водный мир". Или знаменитый режиссер Фрэнсис Форд Коппола, вложивший немало своих денег в постановку "Апокалипсиса сегодня". Фильм по праву считается классикой мирового кино, но в прокате потерпел фиаско.

Конфликт, случившийся между Дмитрием Астраханом и Игорем Толстуновым, по сути является прецедентом, переводящим взаимоотношения продюсера и режиссера в России в принципиально новую коммерческую, творческую и этическую плоскость. И все же кто в итоге окажется прав: Дмитрий Астрахан, решившийся на столь резкий шаг, или Игорь Толстунов, не сдавший своих позиций? Однозначный ответ сможет дать только зритель, ведь успех той или иной картины обозначается лишь одним критерием - кассовыми сборами. Если "Подари мне лунный свет" окупит себя в кинопрокате, если им заинтересуется телебизнес, если он принесет реальную прибыль, то все вопросы автоматически будут сняты - прав окажется именно Толстунов.

Ну а если фильм себя не окупит?..

Андрей Тумаркин

ПРОДЮСЕР

ПРОДЮСЕР

Мы несем ответственность перед зрителем

Генеральный директор кинокомпании "НТВ-Профит" Игорь Толстунов:

Фильм "Подари мне лунный свет" нам вообще очень тяжело дался. Хотя бы из-за дефолта, на который пришлись основные съемки в Минске. В любом случае тяжело заканчивать картину, если с первого съемочного дня прошло больше трех лет. Теперь по сути. Продюсерская компания является посредником между режиссером и зрителем. Мы работаем по схеме: деньги - кино - зритель - деньги. Люди, которые приходят в кинотеатр и платят по 100 - 250 рублей за билет, возмещают тем самым расходы на производство фильма. "НТВ-Профит" несет ответственность перед зрителем за качество продукта. Вот тут и возникли проблемы. Мы предложили Астрахану представить нам картину в том монтаже, в котором он ее видит. Но после просмотра первой сборки у нас к ней появились претензии. Авторы согласились с нашими замечаниями и пообещали кое-что в фильме изменить. Но происходило все это мучительно долго, с большими перерывами и уговорами, поскольку параллельно Астрахан занимался уже другими проектами. Порой ситуация доходила до абсурда: Астрахан сидел в соседней монтажной, занимался новым своим проектом, и у него не было времени зайти в нашу монтажную или в зал перезаписи. Получалось, что сидит группа в составе звукооператора, композитора, продюсера, пытается что-то в картине переделать, а потом приходит Астрахан и принимает работу. На мой взгляд, это не совсем правильно.

Короче, однажды мы зашли в тупик, встретились с Димой и предложили ему, на наш взгляд, универсальный способ решения проблемы. Он готовит свою версию картины, а мы - свою. Потом анонимно показываем обе версии экспертам, и та, которая соберет больше положительных высказываний, будет выпущена в прокат. Сначала Астрахан на это предложение ответил согласием, но потом отказался, сказав при этом: "Если вы не согласитесь с нашей версией картины, мы с Даниловым снимем свои имена с титров". Что ж, это неотъемлемое право любого автора.

- То есть договор, заключенный между режиссером и кинокомпанией, нарушен не был?

У нас в договоре следующее записано: "Режиссер представляет компании на утверждение окончательный вариант фильма, и компания принимает этот монтаж". То есть, соответственно, компания этот монтаж может и не принять. Что в нашем случае и получилось. А поскольку мы имеем право по тому же договору привлекать к работе третьих лиц, то мы их привлекли и выпустили фильм на экраны. На самом деле мы всегда предупреждаем режиссера об этом пункте в договоре, чтобы в дальнейшем избежать взаимных обвинений. Тут надо сказать, что многие творцы очень невнимательно читают договоры, а потом кричат, будто их обманули.

- В вашей компании это первый прецедент подобного плана?

Нет, творческих конфликтов с авторами у нас хоть отбавляй. В кино это всегда случается, по-другому и быть не может. Но до ситуации с Астраханом подобных прецедентов не было. Хорошо, что с Димой мы расстались достаточно спокойно, без истерик. Приглашу ли я Астрахана для новой работы? Скажу честно: сначала я посмотрю на те картины, которые он снимет после работы у нас. И потом, вдруг он сам не захочет с нами сотрудничать?..

Врез 1

РЕЖИССЕР

Посмотрим, что скажет зритель

Режиссер-постановщик Дмитрий Астрахан:

Что теперь говорить, видимо, я не очень хорошо подумал, когда подписывал договор. Потому что я их и не заключал никогда, поскольку работал с частными инвесторами. Мы обговаривали, на какую сумму и в какие сроки должна быть снята картина. И они, как правило, не вмешивались в дальнейшую работу, доверяли своему режиссеру.

- Так зачем же вы тогда подписали контракт с Толстуновым?

Мне показалось, что между нами не возникнет разногласий. Но когда дело дошло до монтажа и музыкального оформления, позиция руководства "НТВ-Профит" стала совершенно тенденциозной, непоколебимой: "Только мы знаем, как сделать картину лучше!" Понимаете, выбор продюсера - вопрос крайне ответственный. Но и выбор режиссера - дело нешуточное. И если ты выбрал режиссера, то обязан ему доверять. Только в таком случае ты добьешься желаемого результата.

О профессии продюсер мы слышим каждый день: по телевизору, радио, в обычном разговоре. И все мы знаем, что продюсер – это работа такая. Только вот что конкретно под собой подразумевает эта работа знают немногие.

И это не удивительно, ведь перечислить все обязанности продюсера не сможет даже он сам. Работа эта очень сложная и ответственная. Думаю, начать стоит с того, что есть продюсер в кино, а есть музыкальный продюсер.

Профессия кинопродюсера появилась давным-давно, еще в начале 20 века, когда кино стало популярным и доступным многим.

Кинопродюсер это человек на чьи плечи ложится весь груз ответственности за съемки фильма. Он участвует в каждом процессе: разрабатывает идею фильма, ищет деньги и спонсоров, которые помогут финансово, он же подыскивает режиссера, операторов, актеров и вообще, создает команду.

Этот же человек занимается продвижением фильма , когда тот уже отснят. Реклама, прокат и прочее. Главная задача продюсера – это создать нужный «климат», нужную атмосферу для того, чтоб съемки фильм прошли максимально быстро, комфортно, а главное качественно. Именно продюсер – главный на съемочной площадке.

Он – инициатор, он – добывает финансирование и именно от него зависит какой будет кинолента. Продюсер на площадке – это все равно, что капитан на палубе судна. Все процессы как ручейки стекаются к нему, словно в большую реку. Чтоб быть продюсером надо обладать не только творческой жилкой, но и коммерческой.

Продюсер руководит не только творческим процессом, но и техническим. Поэтому важно уметь видеть не только красивую картинку, но и сделать ее удобной для зрителя, понятной. А еще иметь железную волю и уметь добиваться поставленной цели.

Для того, чтоб в будущем получить профессию продюсера надо обязательно закончить университет по профилю кино и телевидения. А потом еще много лет работать, начиная с самых низов, чтоб на себе прочувствовать весь процесс и знать все подводные камни.

Музыкальный продюсер это человек, который отвечает за успех исполнителя. У всех популярных артистов есть свои продюсеры. Так же как и кинопродюсеры они очень много работают и сфера их деятельности также широка, только немного в другом направлении направлена.

Музыкальный продюсер следит за разработкой новых композиций , за графиком выступлений артиста, за раскруткой звезды, реклама, запись в студии, концерты, музыкальное сопровождение и многие другие вопросы решает продюсер.

Самая главная задача музыкального продюсера – это создание и поддержание имиджа и популярности артиста. А в это понятие, как известно входит огромное количество вопросов: как одеться звезде на интервью, какую песню послать на радио, какого режиссера выбрать для съемок нового клипа и где достать деньги на этот самый клип.

Финансовые вопросы , наверное, самые приоритетные для продюсера, поскольку именно от хорошего финансирования зависит успех артиста. Ведь есть разница когда новая песня выходит раз в месяц или раз в пять лет, когда тебя уже знать не знают, и давно забыли.

К слову, в музыкальной индустрии есть два вида продюсеров: исполнительный и музыкальный. И их профессиональные обязанности немного различаются. Хотя, при желании, каждый из них может выполнять перекрестные функции.

Кроме всего прочего, сегодня можно встретить и такую профессию как интернет-продюсер. Разумеется, ничто не стоит на месте и интернет сегодня – самая популярная ниша в которой можно развиваться.

Работа интернет-продюсера схожа с вышеназванными. Как и его коллеги интернет-продюсер курирует определенный проект и прилагает все усилия для его динамичного развития.

Так или иначе, но работа продюсером связана с продвижением имиджа и созданием комфортных условий для развития определенного проекта. Будь то артист, кинолента или спектакль. Работать продюсер может где угодно. Например, продвигать какие-либо мероприятия, организовывать постановки в театре.

Продюсер это именно тот человек, который делает все. Мастер широкого профиля. Он не только сопровождает проект от начала и до конца, но в процессе еще и взаимодействует со всеми работниками, которые хоть на малую толику относятся к этому проекту.

Если вдруг вы решили стать продюсером, то не забудьте позаботится и убедиться, что обладаете нужным набором качеств. Таких как: деловая хватка, настойчивость, многозадачность, настырность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми, а главное, уметь добиться своей цели во что бы то не стало.

Работа определенно не из легких. Не у каждого есть склонности как к творчеству, так и к коммерции. Не лишним будет и в технике разбираться. Однако результат этой работы, наверняка, вдохновляет на создание и поддержку новых проектов.

С развитием киноиндустрии в нашей стране все чаще можно услышать о такой профессии, как продюсер. "Кто это?" - спросит любой человек, не так глубоко знакомый с телевидением или шоу-бизнесом. Эта статья ответит на все ваши вопросы об этой относительно новой профессии.

Продюсер - кто это?

Итак, продюсер - это специалист, который непосредственно участвует в производстве проекта, решая финансовые, технологические и творческие вопросы. Однако наш неискушенный зритель, дождавшись окончания фильма, видит огромный список разных продюсеров и не понимает, почему их так много, в чем заключается работа каждого из них. Это и не удивительно, ведь эта профессия стала набирать популярность лишь после распада СССР, и она относительно молода. Итак, давайте же разберемся, зачем одному фильму или шоу так много этих самых продюсеров.

Ведущий или генеральный продюсер. Кто это?

Это, несомненно, отправная точка любого фильма. Он занимается финансовыми вопросами, корректирует замыслы режиссера, одобряет и сам подбирает персонал и актерский состав для работы на площадке. В телевизионных проектах все эти функции исполняет шоу-продюсер.

Исполнительный продюсер

Его можно назвать основным участником процесса производства фильма. Чаще всего именно на нем лежит большая часть финансовых проблем и правовых вопросов. Он отвечает за расходы по заработной плате, разного рода издержки. Кстати, если хотят привлечь внимание к будущей киноленте, то в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитого человека.

Говоря о расходах, можно вспомнить знаменитый фильм и одновременно мюзикл Бродвея "Продюсеры". Суть в том, что его главный герой свято верит в три главных, незыблемых правила продюсера, суть которых сводится к одному выражению: "Продюсер никогда не вкладывает в фильм собственные деньги". Главный герой пытается доказать это своему другу. Конечно, в реальной жизни часто происходит все с точностью до наоборот.

Ассоциированный продюсер

Это обозначение можно воспринимать в двух смыслах. В первую очередь, это человек, всегда готовый помочь ведущему продюсеру. Он выполняет ряд его задач и поручений. Также не стоит забывать, что фильм производит обычно группа компаний, и глава одной из них чаще всего становится ассоциированным продюсером. А глава большей фирмы - исполнительным. Теперь ясно, что его функции схожи с задачами генерального или ведущего, он также нанимает персонал, следит за ходом работ и ищет средства на создание и развитие проекта.

Линейный продюсер

Он контролирует бюджет фильма, а иногда и ежедневно следит за процессом производства. Чаще его не включают в список креативной группы, ведь он занимается управлением на месте и вовлечен в процесс.

Сопродюсер

Этот человек одновременно отвечает за бюджет и влияет на подбор актерского состава. Сопродюсером может выступать глава второй компании, принимающей участие в производстве, или партнер первого продюсера. Он также должен обладать обширными знаниями в области кино, знать основные тенденции, хоть немного разбираться в маркетинге, менеджменте, логистике. В общем, это должен быть всесторонне развитый человек.

Ассистирующий продюсер

Это действительно нелегкая профессия. Продюсер должен быть правой рукой, главным помощником. Человек, который не обладает безграничным потоком энергии, вряд ли справится с этой работой. Ведь от и быстро решать непростые задачи, то есть от качества работы ассистирующего продюсера, зависит успех фильма.

Другие виды

Музыкальный продюсер - вопрос, скорее всего, уже возник в вашей голове, поэтому мы непременно на него ответим. Этот человек отвечает за звук и музыкальную составляющую.

Также во всем этом разнообразии есть и креативный продюсер, которого вряд ли встретишь в титрах иностранного кино. Это легко объяснить, ведь функции любого профессионала не ограничиваются "сухим" решением вопросов бюджета и финансовой составляющей. Однако в нашей стране креативный продюсер появляется в титрах почти каждого фильма.

Вот, пожалуй, и все, что вам нужно знать об этой нелегкой профессии и ее видах. Теперь вы знаете, чем занимаются продюсеры, и в разговоре с человеком, связанным с миром кино, вы не будете выглядеть нелепо и сможете ответить на любой вопрос. Совершенствуйтесь дальше!

Мумин Шакиров: Кто главный в российском кино – режиссер или продюсер? В советские времена государство доверяло деньги на производство фильма через студию директору картины. Именно этот человек распоряжался бюджетом фильма, который составлял, в зависимости от размаха постановки, от полумиллиона до миллиона советских рублей. Деньги немалые. Директор картины составлял смету и нес ответственность за каждую потраченную корейку. Но выполнял он чаще всего указание режиссера, то есть творца, который реализовывал свой замысел согласно сценарию.


С появлением продюсера в российском кино статус человека, который сегодня тратит деньги на производство фильма, кардинально изменился. Имена этих людей на слуху наряду с фамилиями успешных режиссеров. Зритель, конечно же, мало обращает внимания на руководителей проекта, больше следит за актерами, реже – за режиссерами. Но кино сегодня держится во многом на продюсерах, которые достают деньги на картину, рискуют капиталом и несут ответственность перед спонсорами или инвесторами за потраченные средства. Иногда продюсера и режиссеры выступают в едином лице.


Моя собеседница – Генеральный директор студии «Слон» Сабина Еремеева. Она принадлежит к молодому поколению продюсеров, которые пришли в кино в начале 2000-х. За ее плечами такие проекты, как «Марс» режиссера Анны Меликян, «Манга» Петра Хазизова, «Ты да я да мы с тобой» Александра Велединского и «Никто не знает про секс» Алексея Гордеева. Кто такой продюсер в современном российском кино?

Сабина Еремеева

Сабина Еремеева: Это человек, который придумывает проект, является инициатором всего, потому что в основном он занимается поиском сценария плюс режиссера. Поскольку у нас все равно режиссерское кино, и все делают ставку, прежде всего, на режиссера, вне зависимости от того, дебютант это или уже известный мэтр российского кино, тем не менее, это момент выбора. Отсматриваются короткометражки, отсматриваются работы, читаются сценарии и делается ставка на сценарий, выбор сюжета и режиссера, а остальное все дополняется в процессе, когда ты уже понимаешь, что выбор сделан. Это еще выбор темы, поскольку у каждого продюсера существует такая сверхзадача: как предвосхитить ситуацию? Потому что кинопроизводство – это год, пока фильм выйдет, пока все это задумывается – это, условно говоря, полтора-два года. Предвосхитить ситуацию, что будет востребовано через два года. Это анализ рынка на сегодняшний момент и на его перспективы. Это определенный риск.


Я стараюсь не идти по шаблонам, но при этом анализирую ситуацию: что запускается и по какому принципу. Иногда меня смущает, когда успешный фильм – и по нему создается подобное кино на подобную же тему и так далее. Это даже не сиквел, это просто повторы, в одно и то же время. Я не понимаю мотивации, потому что, как правило, собирают пенки только первые успешные проекты. Хочется придумать что-то новое, даже рискованное, но опять-таки я иду от персоналий, я иду от личностей, от идеи, от сценария и от режиссера. Например, то, что мне интересно, это комедийные мелодрамы. Я чувствую, что это может быть востребовано, и это совпадает с моими личными интересами – комедии и мелодрамы.

Мумин Шакиров: Продюсеры нередко вмешиваются в творческий процесс, участвуют в разработке сценария, дают советы на съемочной площадке и даже сидят в монтажной. У каждого свои методы работы с режиссерами, иные полностью доверяют творцам, ограничиваясь решением финансовых и производственных проблем.

Сабина Еремеева: Я не могу сказать, что я вмешиваюсь, потому что я являюсь также соавтором проекта не в буквальном, а в более широком понимании. Я бы назвала это сотрудничеством – начинаем с самого начала. Для меня самый важный этап – это подготовительный момент, и самый сложный – это монтажно-тонировочный, « post - production ».


На съемках продюсер – совершенно бесполезное существо, потому что машина запущена, и ты максимум что можешь – смотреть материалы, как-то комментировать. Но повлиять существенно на ход событий, кроме как остановить съемки, продюсер не может, потому что все решается «на берегу». Если ты что-то не успел сделать до съемок, то, значит, не успел или не понял.


Дальше начинаются сложности на « post - production », что самое мучительное, потому что это всегда момент правильного подхода и выбора. Когда есть некая рабочая версия, и у тебя нет четкого решения, позиционирования, ты начинаешь собирать мнения – отборщиков фестиваля, если это фильм « art - house » и ты понимаешь, что продвижение фильма может происходить через фестиваль. Я для себя сделала вывод: пока фильм не будет максимально готов, никому его не показывать. Потому что, как правило, дают диагноз, а диагноз, авторам тоже очевиден, но не дают рецепта. А ты как бы ждешь, рассчитывая на откровенное мнение, что с этим можно сделать. Рецепта нет, с диагнозом понятно все, и любое высказывание по поводу неготового фильма, когда оно выходит наружу – это всегда очень болезненно для картины, потому что это всегда очень предварительно. Когда, например, мне мои друзья показывают фильм и просят дать комментарии, я всегда очень аккуратно высказываюсь и говорю только им, поскольку не могу публично высказываться о фильме, который не готов. Я могу качественно обсуждать только готовый и сделанный фильм.

Мумин Шакиров: Важная составляющая работы режиссера – выбор актеров.

Сабина Еремеева: Мы проговариваем изначально, кого бы мы хотели. Первый шаг – предложения делает режиссер. Я всегда иду от режиссера. Глупо приглашать режиссера для того, чтобы навязывать ему свою точку зрения. Я считаю, что это неправильно. Я выбираю определенного режиссера с определенным вкусом, и именно этим он для меня ценен. Поэтому, я, прежде всего, слушаю то, что хочет режиссер. Когда у меня появляются какие-то сомнения, безусловно, я это обсуждаю. Но я могу сказать по небольшому опыту, который у меня был, что у меня никогда не было противоречий с режиссером с точки зрения выбора актеров. Мы как-то всегда находили общий язык, мы думали, смотрели и делали дополнительные пробы. От меня, как от продюсера, никаких установок по поводу актеров нет, и быть не может.

Мумин Шакиров: Сабина Еремеева оставляет за собой право вмешиваться в процесс монтажа фильма.

Сабина Еремеева: Да, могу, и, собственно говоря, всегда оставляю за собой такое право. Это, к сожалению, потеря времени, потому что всегда картина диктует и начинает жить своей жизнью. И всегда понятно, что лишнее. К сожалению, режиссеру это очень близко и с трудом дается расставание с каждым кадром. Он не всегда может быть объективным – это понятно. Я просто выжидаю время. Кому-то нужна неделя – я говорю: «Хорошо, неделя». Кому-то нужен месяц – я говорю: «Хорошо, месяц». Потом, когда у меня заканчивается терпение, я говорю: «Все!» Для меня нежелательно отстранение режиссера от монтажа. К счастью, я всегда этого избегала, мы как-то договаривались, но право монтажа я оставляю за собой.

Мумин Шакиров: Несмотря на огромное влияние продюсера на кинопроизводство и на судьбу картины, российское кино остается режиссерским. Эту точку зрения разделяет Сабина Еремеева.

Сабина Еремеева: Во-первых, у нас есть определенные традиции, которые нельзя за несколько лет разрушить. Более того, делая каждый свой проект, я работаю в основном с режиссерами-дебютантами, с теми у которого второй фильм. Есть определенная тенденция: я на каждый новый проект с трудом нахожу деньги. Притом что режиссеры, с которыми мы работали, после выхода фильма у них очень много интересных предложений, финансовых предложений, более выгодных, чем я им могу предложить. А я так же начинаю с нуля, я так же начинают подавать на господдержку, я ею регулярно пользуюсь и ищу сопродюсеров. А режиссер в данном случае сделал фильм – у него больше выбора. Поскольку я совершенно независимо существую, то мне всегда гораздо сложнее найти больший бюджет. Вся слава в случае успеха и так далее, достается режиссеру. И, слава богу!

Мумин Шакиров: Но времена меняются – позиции продюсера укрепляются.

Сабина Еремеева: Меняется поколение, поэтому оно не может не отражать все тенденции. Например, приходят молодые люди, которые с иным сознанием, которые уже порабощены продюсером. Они все прекрасно информированы, и они знают о том, что происходит на Западе, какую роль там играет продюсер, они уже имеют небольшой опыт работы на телевидении, где доминирующая функция, вообще главный человек – это продюсер, и это даже не обсуждается. Поэтому когда они приходят к кинопродюсерам, они уже подавлены, они готовы согласиться на все, они уже априори готовы пойти на любые компромиссы. Меня иногда это раздражает, потому что хочется определенной воли, и когда ко мне приходит молодой режиссер, я говорю: «А что вам интересно?» - он говорит: «А что вам интересно?» Я говорю: «Я хочу пойти от вас, от ваших идей». Он говорит: «А я могу все! Вот что вам нужно?» И в данном случае это не любопытно, потому что все равно те проекты, которые я делаю, они такие авторские проекты, очень индивидуальные, мне интересен режиссер, его самобытность. Мне не нужно делать средние какие-то фильмы, я не воспринимаю то, чем занимаюсь, как чистый бизнес, потому что для меня это не бизнес. Понятно, я зарабатываю какие-то деньги, но это не самоцель.

Мумин Шакиров: В России немало известных и успешных кинопродюсеров. Для Сабины Еремеевой их личный опыт – это возможность учиться и добиваться новых результатов.

Сабина Еремеева: Как правило, это Константин Эрнст и Анатолий Максимов, и Александр Роднянский с Игорем Толстуновым. И это не только связано с тем, что они обладают телевизионными ресурсами. Мне нравится их подход. Совершенно полдела – снять фильм, это всего лишь какая-то часть процесса. Как его продвинуть? И это не только деньги, потому что были примеры, когда были деньги, был дополнительный пиар, но, тем не менее, фильмы не получили того резонанса. Это, прежде всего, креатив и концепция. И четкая интуиция, как продвигать, что продвигать и что продавать. И мне кажется, у этих продюсеров это получается. Например, «Дозор», «9 рота», «Питер- FM » - мне кажется, это наиболее интересно.


И это не только ресурс. Это просто понимание того, что можно вытащить из проекта. Например, я видела рабочую версию «Питер- FM » и была на премьере – я искренне поздравила всех участников этого фильма, поскольку они вытащили из этого проекта все, что возможно, фильм сложился, фильм удался. Очень была интересная реклама. И в итоге фильм собрал деньги. Я очень радовалась. Более того, у продюсеров всех были опасения – может ли быть востребовано такое кино? И я очень рада, что это кино востребовано, на него пошли зрители. Это значит, что можно делать более рискованные проекты и получать своего зрителя.

Мумин Шакиров: О том, кто такой сегодня продюсер в России, мы беседовали с генеральным директором студии «Слон» Сабиной Еремеевой.