Открытые уроки по вокалу с детьми. Конспект музыкального занятия в детском саду по вокально - хоровой работе. Подготовительная группа. Певческая установка. «Волшебные правила пения»

Тема занятия: «ПЕТЬ ПРИЯТНО И УДОБНО»

ЦЕЛЬ – формирование умения правильно произносить гласные и согласные звуки в словах, умения правильно дышать при исполнении песни.

Задачи – научить четко и активно произносить и пропевать слова в песне,

Развитие коллективного творчества,

Воспитание эстетического вкуса

Оборудование и музыкальный материал:

Фортепиано

Синтезатор

Ноты песни «Доброта»

Иллюстрация картины Кустодиева «Купчиха»

Ход занятия

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие «Добрый день». Указание цели занятия.
  2. Актуализация опорных знаний . Беседа о голосовом аппарате. Что принимает участие в появлении голоса? Что такое голосовые связки? Что происходит с ними во время пения? Как нужно беречь свой «музыкальный инструмент»? Как нужно дышать и сидеть, чтобы петь было приятно и удобно?

Учитель читает стихотворение «Петь приятно и удобно».

3. Выполнение гимнастики на правильное произношение гласных и согласных звуков (а.о,у.и; м, н,п,т,к,л,р). Дети вместе с учителем произносят звуки, при этом помогают движения рук.

Выполнение упражнений на активизацию мимики (губ, языка, щек):

- «Уточкин нос»

- «Пятачок»

- «Восьмерка»

- «Круг»

- «Футбол»

- «Улыбка»

Дети с помощью мимики изображают задания учителя, при этом руки не участвуют.

Выполнение упражнения « Динозавр» на высотное интонирование звука. Дети вместе с учителем рисуют руками и голосом динозавра, меняя высоту голоса.

  1. Работа над дыханием.

- «Цветок». Обучающиеся представляют в руках цветок и спокойно через нос вдыхают его аромат, при этом учитель следит, чтобы плечи детей не поднимались вверх, а оставались на месте. Выдох через рот.

- «Блюдце с чаем». Дети спокойно вдыхают через нос, а выдыхают осторожно «на блюдце с горячим чаем». При этом учитель следит за долгим выдыхом обучающихся.

5. Что такое доброта? (беседа о доброте)

Вокально-хоровая работа над песней «Доброта». Повторение текста песни и пение мелодии с правильным интонированием.

Исполнение песни «Доброта» под музыкальное сопровождение.

6. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу «Исполь...

Разработка конспектов занятий по вокалу

Конспекты по вокалу, разработанные мной, помогают следить за динамикой развития ученика. Конспекты из трех частей: дыхательная гимнастика, работа над голосом и работа с песней....

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

МБУ ДО «Дом детского творчества №4»

Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ

Певческая установка. «Волшебные правила пения»

Разработчик:

Арышева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования,

вокально-эстрадная студия «Орфей»

г. Новокузнецк

Направленность: художественная.

Тема занятия: Певческая установка. «Волшебные правила пения».

Цель: Формирование представлений о понятии «Певческая установка» и практическое применение на занятиях вокалом.

Задачи:

    Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка».

    Познакомить с правилами певческой установки.

    Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:

    Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.

    Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Форма проведения: занятие-репетиция.

Оборудование занятия:

    Фортепиано;

    Музыкальная аппаратура;

    Наглядные пособия;

    Сборник нот;

    Фонограммы.

Способ организации деятельности учащихся: групповой.

Ход занятия

    Организационный момент, введение в тему:

Музыкальное приветствие.

(Педагог поёт: «Здравствуйте, ребята!», дети поют: «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»)

Педагог: Сегодня мы займемся очень важным делом - познакомимся с «волшебными правилами пения», без которых нельзя обойтись. Если вы будете их соблюдать, то обязательно научитесь красиво петь. Но сначала я расскажу вам о певческой установке. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.

Педагог: Правильно.

    Основная часть

Певческая установка - это правильное положение корпуса (туловища) при пении. Чтобы голос звучал свободно и легко, ему ничего не должно мешать: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Правильная певческая установка это и есть «волшебные правила пения», и этих правил много. Давайте посчитаем сколько их. Я буду их называть, а вы считайте (педагог показывает наглядное пособие, на котором изображено правильное положение при пении стоя и сидя).

1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.

3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.

5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

7. Широко, вертикально открывать рот.

8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сколько насчитали правил?

Дети: 8 правил

Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?

Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.

Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.

Распевка про сову:

Сова на дереве сидела,

И песню свою пела У-У-У,

Что за странные слова,

Это ухает сова!

Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?

Дети: да!

Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.

Вокально-хоровая работа над песней «Далеко от мамы», разучивание второго куплета.

3. Итог занятия. Рефлексия

Педагог : Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?

Дети : Мы познакомились с волшебными правилами пения.

Педагог : Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?

Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).

(Педагог поёт: «До свидания!», дети поют: «До свидания!»).

Используемые Интернет-ресурсы:

http://vocalmuzshcola.ru-ресурсы:

Используемая литература:

М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Введение.

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Описание материала : представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем старшего звена (13 - 14лет). Тема занятия: «Концертная деятельность». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в домах культуры.

Тема: «Концертная деятельность, как один из методов активного обучения»

Цель : Повысить адаптивные возможности детского организма путем успеха либо неудач при выступлении перед аудиторией.

Задачи: Обучающая: научить уверенно держаться на сцене в любой непредвиденной обстановке.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков, сценического мастерства.

Воспитательная: формировать целеполагание, здраво оценивать свои силы, обстановку в зале.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём выступления перед аудиторией.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Творческая часть

4. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Настрой на хорошее настроение, перечень порядка выступления.

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересный и ответственный день. А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

Быть вежливыми со зрителями в зале, не ходить во время выступления других участников;

Быть аккуратными, что бы не запачкать свои концертные костюмы;

Не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно;

В розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Продолжим с вокальной разминки.

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Упражнения для артикуляционного аппарата:

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Под топотом копыт пыль по полю летит»

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Кукушка кукушонку сшила капюшон, кукушонок в капюшоне ужасно смешон»

Упражнение № 11

Упражнение на разогрев голосовых связок:

Дэй сам дэй. Каждый слог поется на одной ноте. Упражнение выполняется по гамме, в зависимости от диапазона голоса.

Именно после полного распевания я перехожу к активному методу обучения, разработанного мной:

Упражнение, направленное на самоутверждение и позитивный настрой, способствующий успешной самореализации:

Поем хором вниз по трезвучию на протяжении всей мажорной гаммы вверх и вниз: «Я пою, хорошо пою!».

После этого мы переходим к повторению произведений, направленных конкретно к данному концерту или конкурсу. Если это отчетный концерт, мы закрываем его общей песней всей вокальной студии. Здесь работает активный метод обучения «Давайте споём». Исполняем хором, для закрепления положительных эмоций.

4. Творческая часть (30 - 35 мин)

5. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Для подведения итогов отлично подойдет активный метод обучения «Фруктовый сад». Вместо дерева можно взять ступень гаммы, а вместо лимонов и яблок нотные длительности.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.

Саранская Дарья Антоновна
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-07 Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога) Саранская Дарья Антоновна Данный конспект занятия предназначен для помощи педагогу в организации занятия

Просмотреть свитедельство о публикации

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап — работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» — 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии — 2 мин

I .Организационный этап :

— встреча детей;

— проверка присутствующих;

— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

—свободу мышц

—правильность осанки;

—умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—работу резонаторной системы;

—общая внятность речи;

—ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м — фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

, . .