Что значит исполнительный продюсер. Чем занимаются продюсеры

Продюсер (от англ. produce - производить) — это человек в индустрии развлечений, управляющий творческим, финансовым, технологическим и др. процессами. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, право и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Продюсеры работают в музыкальном бизнесе, в театрах, кино и на телевидении. Эти управленцы часто имеют высшее образование в той области, в которой они ведут свою деятельность. Например, у музыкального продюсера может быть высшее музыкальное образование, у продюсера фильма - режиссерское. Кроме того, в некоторых вузах сейчас существуют специальные факультеты, которые готовят менеджеров в области шоу-бизнеса.

Продюсер должен обладать интуицией, которая помогает ему определить, будет ли популярен тот или иной проект. Не помешают ему и специальные знания в области PR, маркетинга и рекламы.

Музыкальный продюсер

Музыкальный продюсер занимается организацией и раскруткой музыкальных проектов. На начальном этапе он анализирует музыкальный рынок и в соответствии с этим придумывает концепцию проекта (например, альбома), определяет, в каком стиле будет исполняться будущий материал, сколько человек будет задействовано, подбирает материал, находит исполнителей и т.п. Далее он ищет деньги для реализации своих планов. (Обычно спонсорами выступают инвесторы, которые рассчитывают получить финансовую отдачу.) Продюсер выбирает студию для записи музыкального материала, подбирает звукоинженеров, контролирует сам процесс записи. Он же занимается раскруткой артистов, продумывает их имидж, руководит работой фотографов, имиджмейкеров, стилистов, визажистов и т.д. Отдает на радио песни для их ротации, подбирает творческий коллектив для съемки видеоклипов, которые затем будут показываться на телевидении.

Кроме всего этого продюсер занимается организацией концертов и гастролей. Безусловно, на всем протяжении работы он решает финансовые вопросы.

Театральный продюсер

Театральный продюсер занимается организацией театральных постановок. Он придумывает сюжет или выбирает готовую пьесу для будущего спектакля, придумывает общую концепцию постановки, проводит кастинг и пр. Помимо творческих задач продюсер решает различные административно-хозяйственные вопросы. В частности, он находит для постановки деньги, обращаясь к инвесторам или в банк за кредитом, следит за расходованием этих средств, при необходимости решает проблемы с помещением (заключает договор об аренде). Кроме актеров он нанимает и других участников процесса: театрального директора, режиссера.

Театральный продюсер устанавливает цены на билеты, количество и время показов, занимается вопросами рекламы.

Телепродюсер ()

Продюсер телевизионного канала отвечает за функционирование телевизионного канала в целом. Он занимается совершенно разными вопросами: от продумывания идей телевизионных шоу до кадровых решений. Поэтому существуют две группы телевизионных продюсеров. Одни отвечают за творческую концепцию телеканала, занимаются вопросами бюджета и заключения контрактов с партнерами. Другие подчиняются главному продюсеру, занимаясь конкретными проектами передачами. Многие телевизионные передачи снимаются силами независимых телевизионных студий, которые продают каналам свою продукцию. Этими студиями также руководят продюсеры. Иногда, если студия маленькая, продюсеру приходится быть не только руководителем, но и исполнителем работ.

Продюсер - это человек, специалист который регулирует или помогает актёрам

История [ | ]

Виды и особенности [ | ]

По сфере деятельности различают:

Наиболее близко к сути производства и изготовления понятие саунд-продюсера (звукорежиссёра) - лица, осуществляющего руководство процессом записи и последующей обработки аудиопродукта; его функция не предполагает вмешательства в финансовые и общеорганизационные вопросы.

Продюсеры в телевидении и кино [ | ]

Понятие «телепродюсер» / «кинопродюсер» делится на несколько категорий, которые включают в себя следующие обязанности:

  • Продюсер - создаёт условия для создания кинофильма (телесериала, телепередачи) и реализует его от начала до конечного результата. Продюсер находит идею (литературную основу) будущего кино(теле)проекта, финансирует, софинансирует или находит инвесторов (спонсоров, меценатов) для осуществления проекта, формирует основной состав съёмочной группы, участвует в производстве (осуществлении) проекта на всех его этапах - период написания кино- и/или режиссёрского сценария, подготовительный период, съёмочный период, монтажно-тонировочный период (так называемый постпродакшн), ликвидация дел, дистрибьюция (продвижение готового фильма (телесериала, телепередачи) к конечному потребителю (кинопрокатчикам, телеканалам, магазинам по продаже DVD-дисков).

В коммерческих проектах, где главной задачей является получение прибыли, продюсер, как правило, является главным лицом, так как он отвечает за возврат вложенных в проект, его рекламу и дистрибуцию денег. Его диктату вынуждены подчиняться даже маститые режиссёры. В «фестивальных» проектах продюсер вынужден доверять режиссёру-постановщику.

Продюсерами могут выступать представители крупнейших студий, основанныx на частном капитале.

Отличия от режиссёра [ | ]

Продюсер отличается от режиссёра тем, что режиссёр отвечает исключительно за креативную, творческую часть проекта, в то время как продюсер занимается, в основном, финансовыми и организационными вопросами. Кроме того, по идеальной схеме, продюсер является главным ответственным лицом за успех всего проекта. Поэтому, выражаясь современным языком, именно продюсер сдаёт проект, что называется «под ключ».

Сегодня удивительно популярным и модным стало громкое звание продюсера. Профессия продюсера кажется невероятно прибыльной и престижной, многие стремятся стать ими, а отдельные звезды меняют своих продюсеров, как перчатки, или же самостоятельно занимаются продюсированием. В чем же выгода почетного звания? Почему быть продюсером сложно, интересно и опасно?

Кто такой продюсер?

Продюсер (от лат. produce - производить, создавать) - это доверенное лицо товара, бренда или производителя. В настоящее время высокая востребованность профессии обусловлена заинтересованностью в реализации творческих проектов различного назначения. В обязанности продюсера может входить как оценка вложенных инвестиций с целью их возрастания, так и профессиональное чутье будущей популярности артиста или кинофильма.

Каждый уважающий себя актер или режиссер имеет личного продюсера, чем увеличивает шансы профессионального признания в широких общественных кругах. Без услуг специалиста в данной сфере искусства сегодня невозможно обойтись: без того, что делает продюсер, сложно самостоятельно установить нужные связи и отношения. Только хороший специалист способен грамотно оценить потенциал артиста, певца или группы и применить должностные обязанности продюсера в полной мере. Иногда, для того, чтобы создать шедевр недостаточно . Нужны деловая хватка и опыт, которые присущи именно продюсерам.

Роль продюсера - это не только сопровождение своих подопечных на различные мероприятия, тусовки, организаторские функции, это, в первую очередь, финансовое инвестирование в выбранный товар - ту или иную «звезду». В мире шоу-бизнеса на продюсеров, словно пчелы на мед, слетаются те, кто желает быть раскрученным, стать интересным для него. В первую очередь, обязанностями продюсера является финансирование и заботливое отношение к своим вкладам.

В развлекательной индустрии и мире шоу-бизнеса профессия продюсер является одной из самых популярных и опасных одновременно. Окупаемость проекта он должен определять самостоятельно, опытом и интуицией чувствовать потенциал в том или ином артисте. Каждый продюсер для своего подопечного царь и бог, потому что открывает для него мир популярности, славы и успеха. Иногда, вложившись в , продюсер добивается для своего подопечного невиданной популярности.

Финансовая сторона вопроса по-прежнему остается за продюсером. В этом и заключаются основные обязанности продюсера - контролирование всех процессов. Однако на самом деле продюсировать можно не только звезду – певца, артиста, актера или танцора. Предметом продюсирования может быть бренд или товар, но самое важное во всем этом - опыт и тонкое чутье специалиста.

Как стать продюсером?

Многие думают, что в роли продюсера есть много преимуществ и уникальных возможностей, но на самом деле это далеко не так. Чтобы стать продюсером стоит иметь не только солидный капитал, стремление, опыт и большое желание, а также массу полезных знакомств и навыков. В противном случае его ждут лишь неудачи и финансовые потери. О том, как стать хорошим продюсером, никто не сможет научить или рассказать, ведь успешные люди секретом своего достатка и успеха никогда не поделятся. Также залогом достижения определенных результатов становится доскональное знание предлагаемого продукта, независимо от его вида и рода. Порой успеха в продюсировании добиваются опытные кино и .

В музыкальной или шоу-индустрии продюсер должен быть широкопрофильным специалистом, который качественно разбирается во вкусах и современных предпочтениях, поскольку неправильный выбор объекта продюсирования может стать плачевным.

Многие продюсеры также являются хорошими звукорежиссерам, организаторами и даже стилистами-менеджерами. На начальных этапах продюсер должен самостоятельно оценить человека, рассмотреть его шансы на успех и только потом подключать все свои активы для того, чтобы добиваться желаемого результата.

Легко ли стать продюсером

Если вы не знаете, как стать продюсером, то помочь в этом могут специализированные курсы и семинары. Овладев профессией, вы сможете самостоятельно продюсировать клиентов в музыкальной, танцевальной, кино- и шоу-индустрии. Многопрофильный опыт позволяет отслеживать ситуацию с более широкой панорамы, предугадывая желания публики и максимально глубоко изучая всю сопутствующую информацию. Разумеется, учиться на продюсера следует, если вы располагаете достаточным для вложений капиталом, деловой прозорливостью и высокой степенью ответственности.

Можно легко узнать, где учат на продюсера, получив образование в соответствии с выбранным профилем. Должностные инструкции продюсера не исключают также овладение дополнительной профессией актерами, сценаристами, режиссерами для самостоятельного продвижения проектов. Выбрав курсы, где вы будете учиться на продюсера, можно в короткое время научиться тонкостям данного вида искусства, одновременно овладевая организаторскими, режиссерскими, а также операторскими и актерскими навыками.

В чем основа работы продюсера?

Чтобы узнать, чем занимается продюсер, достаточно посмотреть на степень окупаемости проекта и известности той или иной звезды. Конечно же, без личных качеств интуиции и чутья, умноженного на обширный опыт, здесь не обойтись. Это то, чем отличается режиссер от продюсера - продюсирование предполагает тонкий расчет окупаемости проекта, который зачастую недоступен его творческому полету фантазии.

Помимо организации мероприятий, пресс-конференций, вечеринок, показов продюсер занят контролированием всех процессов, ведущих к славе и успеху. Поэтому для начинающих талантов креативный продюсер - это человек, формирующий творческую составляющую и способный воздвигнуть их на вершину Олимпа.

Продюсер или шарлатан

Продюсера тоже нужно уметь выбирать, потому как отдаваться в первые попавшиеся руки не стоит. Достаточно оценить его умения, связи и средства. Сегодня на отечественных просторах есть немало тех, кто желает возвыситься за счет других, получить баснословные гонорары и быстро окупить вложения. Основополагающими являются документы, которые перед подписанием должен посмотреть опытный юрист.

О профессии продюсер мы слышим каждый день: по телевизору, радио, в обычном разговоре. И все мы знаем, что продюсер – это работа такая. Только вот что конкретно под собой подразумевает эта работа знают немногие.

И это не удивительно, ведь перечислить все обязанности продюсера не сможет даже он сам. Работа эта очень сложная и ответственная. Думаю, начать стоит с того, что есть продюсер в кино, а есть музыкальный продюсер.

Профессия кинопродюсера появилась давным-давно, еще в начале 20 века, когда кино стало популярным и доступным многим.

Кинопродюсер это человек на чьи плечи ложится весь груз ответственности за съемки фильма. Он участвует в каждом процессе: разрабатывает идею фильма, ищет деньги и спонсоров, которые помогут финансово, он же подыскивает режиссера, операторов, актеров и вообще, создает команду.

Этот же человек занимается продвижением фильма , когда тот уже отснят. Реклама, прокат и прочее. Главная задача продюсера – это создать нужный «климат», нужную атмосферу для того, чтоб съемки фильм прошли максимально быстро, комфортно, а главное качественно. Именно продюсер – главный на съемочной площадке.

Он – инициатор, он – добывает финансирование и именно от него зависит какой будет кинолента. Продюсер на площадке – это все равно, что капитан на палубе судна. Все процессы как ручейки стекаются к нему, словно в большую реку. Чтоб быть продюсером надо обладать не только творческой жилкой, но и коммерческой.

Продюсер руководит не только творческим процессом, но и техническим. Поэтому важно уметь видеть не только красивую картинку, но и сделать ее удобной для зрителя, понятной. А еще иметь железную волю и уметь добиваться поставленной цели.

Для того, чтоб в будущем получить профессию продюсера надо обязательно закончить университет по профилю кино и телевидения. А потом еще много лет работать, начиная с самых низов, чтоб на себе прочувствовать весь процесс и знать все подводные камни.

Музыкальный продюсер это человек, который отвечает за успех исполнителя. У всех популярных артистов есть свои продюсеры. Так же как и кинопродюсеры они очень много работают и сфера их деятельности также широка, только немного в другом направлении направлена.

Музыкальный продюсер следит за разработкой новых композиций , за графиком выступлений артиста, за раскруткой звезды, реклама, запись в студии, концерты, музыкальное сопровождение и многие другие вопросы решает продюсер.

Самая главная задача музыкального продюсера – это создание и поддержание имиджа и популярности артиста. А в это понятие, как известно входит огромное количество вопросов: как одеться звезде на интервью, какую песню послать на радио, какого режиссера выбрать для съемок нового клипа и где достать деньги на этот самый клип.

Финансовые вопросы , наверное, самые приоритетные для продюсера, поскольку именно от хорошего финансирования зависит успех артиста. Ведь есть разница когда новая песня выходит раз в месяц или раз в пять лет, когда тебя уже знать не знают, и давно забыли.

К слову, в музыкальной индустрии есть два вида продюсеров: исполнительный и музыкальный. И их профессиональные обязанности немного различаются. Хотя, при желании, каждый из них может выполнять перекрестные функции.

Кроме всего прочего, сегодня можно встретить и такую профессию как интернет-продюсер. Разумеется, ничто не стоит на месте и интернет сегодня – самая популярная ниша в которой можно развиваться.

Работа интернет-продюсера схожа с вышеназванными. Как и его коллеги интернет-продюсер курирует определенный проект и прилагает все усилия для его динамичного развития.

Так или иначе, но работа продюсером связана с продвижением имиджа и созданием комфортных условий для развития определенного проекта. Будь то артист, кинолента или спектакль. Работать продюсер может где угодно. Например, продвигать какие-либо мероприятия, организовывать постановки в театре.

Продюсер это именно тот человек, который делает все. Мастер широкого профиля. Он не только сопровождает проект от начала и до конца, но в процессе еще и взаимодействует со всеми работниками, которые хоть на малую толику относятся к этому проекту.

Если вдруг вы решили стать продюсером, то не забудьте позаботится и убедиться, что обладаете нужным набором качеств. Таких как: деловая хватка, настойчивость, многозадачность, настырность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми, а главное, уметь добиться своей цели во что бы то не стало.

Работа определенно не из легких. Не у каждого есть склонности как к творчеству, так и к коммерции. Не лишним будет и в технике разбираться. Однако результат этой работы, наверняка, вдохновляет на создание и поддержку новых проектов.

Одна из читательниц блога задала следующий вопрос:

Влияют ли продюсеры на то, каким в итоге будет фильм? Вообще, когда к проекту прикреплены несколько продюсеров, какова их роль в проекте? Там же есть исполнительный продюсер, линейный продюсер. Как они взаимодействуют? Они отвечают только за бюджет проекта или не только?

Ответ: Если продюсер – глава студии (читай – работодатель), инициатор и организатор съёмок, то его влияние практически ничем не ограничено, кроме как специально прописанных контрактов, а также владельцев студии (если таковые имеются). В России, если продюсер ещё и владелец кинокомпании, то он может называться генеральным продюсером.

В США такая “путаница” тоже имеется, но обычно продюсер – это инициатор и руководитель процесса производства фильма от А до Я. Он, как директор на предприятии, организует, руководит и направляет, отвечая за всё и всех. В его руках - контроль на бюджетом, техническим и творческим процессом. Он утверждает сценарий, находит под проект деньги, выбирает “звёзд”, отправляет картины на фестивали, заключает договора с прокатчиками. Т.е. в его власти вмешиваться как в творческую, так и техническую сторону кинопроизводства. (Кстати, если картина получает “Оскара” в номинации “лучший фильм”, то эта награда достаётся продюсеру).

Поскольку продюсер не в состоянии всё делать сам, то отдельные задачи ложатся на плечи других членов административной группы - исполнительного и линейного продюсеров.

Исполнительный продюсер (Executive Producer, ИП). Говорят, это не совсем точный перевод на русский, вернее - слишком буквальный, поскольку на практике в США executive producer – означает генеральный продюсер. Не знаю, соответствует ли это истине. Т.к. генеральный директор или менеджер обычно один, а исполнительных продюсеров может быть несколько. К тому же в США кредит ИП может получить человек, стоящий на голливудской лестнице как выше, так и ниже продюсера. Значит, американский ИП необязательно соответствует российскому генеральному продюсеру. Тем более что кредит ИП можно получить по совершенно разным причинам.

Например, если “звезда” находит сценарий, приносит его на студию или конкретному продюсеру, а затем студия приступает к съемкам фильма, то этот “звёздный” актёр или актриса может получить должность исполнительного продюсера. То же самое в случае, когда актёр/актриса/режиссёр/сценарист находит деньги под проект. (Но вовсе необязательно, что такой человек получит от студии право контролировать процесс кинопроизводства). Помимо того, исполнительным продюсером может быть инвестор или спонсор. Или даже автор литературного произведения, по которому ставится фильм. В таком случае должность ИП также скорее почётная, нежели реальная, т.к. не даёт реальной власти. Т.е. степень вовлечённости ИП в контроль над съёмками будет зависеть:

1) От степени влияния человека в Голливуде;

2) Финансовых средств, вложенных им в картину;

3) Личного желания, ограниченного первыми двумя факторами.

Если рассматривать телевидение, то в США кредит исполнительного продюсера могут также получить авторы сериалов или сценаристы, внесшие наибольший вклад в создание того или иного телевизионного проекта. В данном случае исполнительный продюсер больше творец, чем администратор.

Кроме того, в Голливуде исполнительным продюсером часто становится представитель студии или один из её владельцев. Тогда это действительно близко к нашему российскому пониманию генерального продюсера. Его задача - общий контроль над процессом производства, самим продюсером и использованием студийных средств, т.е. он отвечает за работу в целом, включая юридические, финансовые, административные и творческие вопросы. Влияние у такого ИП будет больше, чем у “просто продюсера”, нанятого студией, а также тех исполнительных продюсеров, которые лишь номинально получили данный кредит. Однако ни, условно говоря, “реальные”, ни “формальные” ИП не участвуют в ежедневном контроле и организации съёмок. Этим занимается линейный продюсер .

Линейным продюсером может быть только настоящий трудоголик. Прочитав сценарий, он составляет план съёмочного процесса, на основании плана прикидывает бюджет фильма, рассчитывает количество участников, их роли в процессе, сколько им придётся заплатить, какую сумму потратить на съёмку каждой сцены, договаривается о покупке или аренде необходимого оборудования или реквизита, совместно с режиссёром подбирает и нанимает творческий коллектив, отслеживает расход средств, выплату гонораров, контролирует работу всех вовлечённых в процесс сотрудников, причём на каждом этапе фильмопроизводства.

Необязательно линейный продюсер участвует во все технических процессах лично. Часть обязанностей перепоручается менеджеру по производству (Production Manager, отвечает за бюджет, план, расход денег и выплату зарплат) и координатору производства (Production Coordinator, отвечает за материально-техническое обеспечение, оборудование, реквизит, связывается и нанимает членов съёмочной группы; подчиняется линейному продюсеру и своему непосредственному начальнику - Production Manager).

Из обязанностей ЛП видно, что он проделывает всю черновую работу. При этом не имеет права вмешиваться в творческий процесс и давать советы сценаристу и режиссёру. Эта прерогатива продюсера и исполнительного продюсера (если это не формальная должность).

Если продюсер позволит ЛП вмешаться в творческий процесс, то линейный продюсер может получить кредит сопродюсера (co-producer). (В России сопродюсером может быть инвестор или спонсор).

Иногда в США, особенно на успешных ТВ проектах, линейный продюсер получает продюсерский кредит "produced by". Это показывает разницу между сценаристом (творцом, создателем сериала), именуемым в титрах “исполнительным продюсером”, от классического продюсера, т.е. администратора.

Более подробно про обязанности того или иного члена съёмочной группы можно прочитать на сайте