Интересные факты о музыкальных театрах. Факты про театр. Сиднейский оперный театр, Австралия


Интересные факты из истории театра

  • Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
  • Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства. Тогда одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес.
  • В настоящее время существует несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной занавес, складной занавес.
  • В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.
  • Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Например, для пьесы Лермонтова «Маскарад» художником А. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.
  • Ряд современных театров, например, «Сатирикон», работают без занавеса.
Интересные факты о театральных приметах
  • В Японии в традиционном театре солью посыпают подмостки перед каждым представлением, чтобы защитить актеров от злых духов.
  • Считается, что лучшая примета – найти гвоздь на сцене. Это сулит в скором времени актеру предложение роли. Многие артисты даже уносят найденные гвозди с собой, считая, что так они всегда будут востребованы. Лучано Паваротти ездил на все концерты с большим железным гвоздём, подаренным ему мамой.
  • Худший знак – уронить текст пьесы во время репетиции. Согласно этой примете, роль у артиста не удастся, или он забудет тест, или спектакль будет провален. Во избежание этого нужно было сразу на него присесть, и не имеет значения, куда он упал, в грязь либо в воду. После непродолжительного сидения, сценарий необходимо взять в руки, и только после таких процедур можно было встать.
  • Свои поверья есть в каждом театре. Например, во МХАТе и в Театре Вахтангова нельзя грызть семечки за сценой или свистеть. Все это – дурные знаки.
  • Гримерка является для актеров священным местом. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену - с правой). На дверь лучше ничего не вешать: картинки забирают удачу. Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Номер личной комнаты артиста тоже имеет значение - во многих театрах отсутствует гримерка под номером 13, так как это число считается «несчастливым».
  • Есть своеобразный рейтинг «несчастливых» и «счастливых» пьес. Песни из «Макбета» нельзя напевать, чтобы ненароком не вызвать нечистую силу. Кроме того, плохую энергетику, якобы, несут произведения Булгакова и Гоголя. Зато того, кто играет в «Золушке», как правило, ждет дальнейший успех в карьере.
  • В кукольном театре кукол надо класть обязательно лицом вниз, к столу. Есть поверье, что иначе сквозь отражение театрального света в их глазах может вселиться полтергейст.
  • Плохая примета – использовать в театре собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Говорят, это к банкротству.
  • Плохой приметой считается увидеть рыжего зрителя на первом ряду… И еще куча всяких несчастливых примет
  • Считается, что артисту нельзя желать удачи, нужно говорить: «Ни пуха ни пера».

    Но не все так страшно, есть у актеров и счастливые приметы.
Выражения и афоризмы с театральными корнями
  • В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели, поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе – суфлеру. Тем не менее, именно тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».
  • Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка». После номера незадачливого комика Бианконелли, решившего в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове, слово стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
  • Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».
  • «Финита ля комедия» - известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Это одна из самых известных фраз по всему миру. Считается, что она существует со времен древнего Рима. Этим выражением завершались все представления. По другой версии ее появление связывают с оперой Леонкавалло «Паяцы».


  • С театром связано и появление выражения «Марлезонский балет». Марлезонский (мерлезонский) балет из 16 действий был поставлен в марте 1635 года. Сюжет балета «про охоту на дроздов» основывался на излюбленном занятии монарха. Балет был сочинен самим Людовиком XIII, и он даже самолично исполнял две партии в балетном выступлении. Упоминается это действо и в романе Дюма «Три мушкетера. Новое развитие тема получила уже в наше время, после выхода трехсерийной музыкальной картины «Д`Артаньян и три мушкетера» режиссера Юнгвальд-Хилькевича, где присутствует комедийный эпизод, которого нет в исходном романе. Начальная половина балета проходит торжественно, медленно и степенно. Но сразу после того, как церемониймейстер бала торжественно произносит: «Вторая часть Марлезонского балета!», его валит с ног главный герой фильма, бегущий к королеве, чтобы успеть принести подвески вовремя. С тех пор словосочетание «Марлезонский балет» стало употребляться для характеристики скучного утомительного события, а выражение «Вторая часть Марлезонского балета» стало означать непредвиденный поворот в спокойном привычном процессе, его нередко произносят с сарказмом, описывая неожиданно возникшие хаос и суматоху.
  • Вышедшее ныне из оборота выражение «встать на котурны», тоже относится в театру. Специальная обувь на высокой платформе – котурны – использовалась актёрами при исполнении трагических ролей, она зрительно увеличивали рост актёра, делала его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Надевая эту обувь, человек физически возвышался над другими. А если человек зазнавался, вел себя высокомерно, то про него говорили, что он «встал на котурны», то есть начинал считать себя в чем-то умнее, значительнее других, переставал считаться с мнением окружающих. Ему так и говорили: «Не становись на котурны».

Еще о театре


На самом деле фактов о театре будет всего 10. А оставшиеся 12 – будут фото милых котиков. Так что вы сможете одновременно удивляться и умиляться.

Публика в Древнем Риме всегда питала слабость к кровавым зрелищам. Тому доказательство служили не только гладиаторские бои, но театральные трагедии. Например, если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

Сериалы вовсе не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение.

Жестокие нравы ограничивались не только сценой. В зрительном зале одного из ионийских театров большое внимание уделялось возможности аплодировать. Для этого все однорукие зрители собирались в одном месте и перед ними сажали лысых рабов, по голове которых стучали рукой.

Японский театр «кабуки», в котором все роли, и в том числе женские, играют мужчины, основала именно женщина, служительница святилища Окуни. Она и другие женщины исполняли тогда все роли, в том числе мужские.

Однако вскоре руководству страны не понравилась безнравственная атмосфера, часто царившая на таких представлениях, и женщин в театре кабуки заменили юношами, а впоследствии зрелыми мужчинами.

Англичанин Гораций де Вир Коул прославился как замечтальный шутник. Одной из самых знаменитых его шуток стала раздача билетов в театре. Раздав строго определённые места лысым мужчинам, он добился того, что вместе эти лысые черепа с балкона читались как бранное слово.

Суфле и суфлёр происходят от французского «souffle» (выдох, дуновение), хотя имеют разные значения. Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр - потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.

На одном из одесских кладбищ находится могила актёра М.Н. Митрофанова с надписью на плите: «Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски».

В июле 2011 года в лондонском театре Barbican каждый вечер устраивали необычное представление, которое имело говорящее название «Колыбельная». Зрителям предлагалось не сидеть в кресле, а лежать на одно-, двух- и трёхспальных кроватях, а главной целью шоу было расположить людей к хорошему сну. Утренний завтрак также входил в программу представления.

Комедийный театр Teatreneu в Барселоне внедрил уникальную систему платы за смех. В спинки кресел в зрительном зале вмонтированы планшеты с установленной программой по распознаванию мимики.

Каждая зафиксированная улыбка стоит 30 евроцентов, а максимальная стоимость представления установлена в 24 €, то есть после 80-й улыбки можно смеяться бесплатно. Система понравилась как зрителям, количество которых увеличилось, так и администрации театра, чьи доходы выросли.

Мюзикл «Метро для спящих» Дэвида Меррика в 1961 году потерпело фиаско. Не получив хороших отзывов, Меррик решил схитрить. Он нашёл в Нью-Йорке полных тёзок семерых самых влиятельных театральных критиков (Ховарда Таубмана, Уолтера Керра и других), пригласил на мюзикл и купил у них разрешение на использование фото. Затем Меррик подал объявление в газеты, в котором были имена «критиков», эти фото и отзывы типа «Одна из лучших музыкальных комедий за последние 30 лет» или «Великолепный мюзикл. Мне понравилось». Хотя рекламу опубликовали только в одном выпуске «Нью-Йорк Геральд Трибьюн», её эффекта хватило на продолжение показов в течение ещё шести месяцев.

Этот малыш в шоке, что вы дочитали скучную статью о каких-то там театрах, когда в кино идут «Ночные стражи».

Трудно представить жизнь без театра, в котором органично синтезированы литература и хореография, музыка и изобразительное искусство. Над театральным продуктом трудится целая команда: актеры, режиссеры, постановщики, художники, рабочие.

История театра начинается с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки, без которых немыслимо современное общество любого народа.

Сиднейский оперный театр – одно из известнейших зданий мира. Это главная достопримечательность страны и символ Австралии.

  • На его строительство потрачено 100 с лишним миллионов австралийских долларов, часть из которых была получена благодаря государственной лотерее.

  • На электричество приходится тратиться основательно. Комплекс потребляет его столько же, сколько город с 25000 жителями.
  • Здание театра занимает 2,2 га, а высота достигает 67 метров (22-этажное здание).
  • Главный зал вмещает 2679 гостей.

  • Каждый год в нём проводится 3000 мероприятий, которые посещают 2 млн человек.
  • Главная достопримечательность Сиднея.
  • В театре расположен самый большой в мире орган. Он состоит из 10 154 маленьких, средних и больших труб.

Мариинский театр – один из самых знаменитых театров России и мира. Загадочная атмосфера здания притягивает к себе необычные события, формируя легенды.

  • Здание Мариинского театра является только третьим местом, в котором обосновался театральный коллектив. Первое представление в Мариинке – опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки состоялось в 1860 году.

  • Имя увековечено в имени театра и в занавесе – точной копии подола её платья.
  • В 70-х годах XX века в оркестровой яме сотрудники обнаружили разбитый хрусталь, который сразу поспешили убрать, что ухудшило звучание.

  • Визитная карточка Мариинки – его 2,5-тонная бронзовая трёхъярусная люстра, освещаемая 210 лампами и украшенная 23 тысячами хрусталиков.
  • В некоторых представлениях театр использует настоящий 200-летний Почётный колокол.
  • Говорят, что в театре живёт призрак бабушки в красном пиджаке, давно работавшей там.

Большой театр

Большой театр – гордость и краса столицы. Все путешественники спешат посетить спектакли в нем, даже если бывают в Москве всего один день.

  • «Петровский» – такое название было сначала у знаменитого театра.
  • Театр, носивший такое же имя, был и в Санкт-Петербурге, но он закрыт с 1886 года.
  • Три раза само здание сгорало. Современное сооружение – это в четвертый раз отстроенный объект.
  • Его изображение можно увидеть на 100-рублевой купюре 1997 года.
  • 43 актера – первоначальный состав труппы.
  • По акустическим данным он был признан лучшим среди театров мира в 19 веке.
  • Больше восьми сотен постановок увидела сцена Большого театра. Среди них незабываемый дебют .
  • Если кому-то доведется посетить это замечательное место, они смогут увидеть возле здания тюльпаны особых сортов: «Галина Уланова» и «Большой театр».

Греция издревле была родиной театров, от чего развилась культура театральных постановок в других странах мира. Этот вид культуры является популярным и в наше время.

  • Жанров в древнегреческом театре было два – сатира и драма.
  • Актёрами, а также зрителями всегда были только мужчины.
  • Греческим мужчинам предписывалось обязательное посещение амфитеатров.
  • Если у какого-либо гражданина не было денег на это мероприятие, ему выплачивались деньги из государственной казны.

  • Театральные представления проходили длительное время – до нескольких часов, поэтому зрители брали с собой еду и мягкие подушки, чтобы было комфортно сидеть на театральных сеансах.
  • Места в театрах зрителями занимались заблаговременно. Они старались не покидать своих мест, иначе можно было их потерять. Длинные сосуды выполняли роль туалета.

Михайловский театр получил прозвище культурной жемчужины Санкт-Петербурга. Великолепие внутреннего убранства он скрывает за строгим фасадом в стиле классицизма.

  • Михайловский театр один из трёх императорских театров Петербурга, как Александровский и Мариинский театры, и изначально предназначался для семьи императора Николая. Через 30 лет он был открыт для посетителей.

  • Архитектором театра стал брат Карла Брюллова, Александр Павлович, который умело вписал новое здание в стиль площади Искусств. Фасады же, схожие с фасадами Михайловского дворца, выполнялись Карлом Росси.
  • Театр стал свидетелем убийства . Народовольцы воспользовались тем, что кучер сбавлял скорость около театра.
  • В стенах театра бывала не только императорская семья. Дирижёром театрального оркестра был сам . А в 2013 году на его сцене выступил

  • На втором ярусе театра есть музей. Прошлые наряды, афиши и фотографии познакомят зрителя с жизнью Михайловского.
  • Театр был назван именем брата Николая I, Михаила Павловича. В 20-е годы XX века его переименовали в Малый академический театр. В конце 80-х театр стал носить имя Мусоргского, и только в 2007 году он возвращает первоначальное.
  • Приток зрителей в легендарный театр не иссякает никогда. Даже в периоды экономических спадов в стране народ не переставал посещать петербургский Михайловский театр.

Театр Шекспира «Глобус»

Эпоха характеризуется переходом от любительского театра к профессиональному. Аристократия благосклонно относилась к актерам, предлагая им место слуг.

  • Здание театра вначале находилось в Шордиче на арендованной земле семьей Бербеджей. Финансовые трудности, связанные с арендой, заставили разобрать здание и перевезти к Темзе. Так появился «Глобус».

  • Труппа театра была товариществом пайщиков, которые имели доход от полученных с представлений сборов.
  • Уильям Шекспир являлся пайщиком как главный драматург. Актеры не главных ролей состояли на жаловании.
  • Занавеса не было, декорации появлялись очень редко.
  • Зато снаружи вывешивался флаг, сигнализирующий о том, что представление идет.
  • Зрители смотрели спектакли стоя, при этом грызли орехи или ели апельсины.
  • Именитые гости имели право сесть прямо на сцену. Эмоции выражались бурно.

Спектакль на сцене театра "Глобус"
  • Неудачно выстрелившая пушка на спектакле в 1613 году привела к разрушительному пожару. Огонь унес с собой здание, пощадив людей.
  • 1614 – это год восстановления театра. Каменное здание прослужило труппе до 1642 года, пока театр не закрыли по решению правительства.
  • Современное здание театра напоминает исторический вариант «Глобуса».

Факты о театрах для детей

Театры для детей свой расцвет получили в XX веке. После окончания Второй Мировой войны во многих странах социалистического режима начали открываться театры юного зрителя. В Соединенных Штатах Америки детские спектакли ставили студенты театральных и литературных вузов.


Не все знают, что:

  • Впервые в России о таких театрах заговорил царь после поездки в Украину, где он посетил спектакль для детей. По возвращении в страну царь дал поручение открыть детский театр при дворце.
  • Как только детские театры обрели популярность, русские учреждения блеснули на мировой арене. До сих пор наши коллективы успешно выезжают в турне.
  • Самым большим количеством детских театров в России может похвастаться Санкт-Петербург.
  • Екатеринбургский театр юного зрителя основал всероссийский фестиваль детских театров.
  • Во времена Советского Союза отечественная драма прочно обосновалась в тюзах страны. Школьникам показывались различные революционные пьесы.
  • С появлением детских театров культурное развитие детей не стоит на месте.

Театр – это необычное явление, которое в одно мгновение переносит в таинственный мир. Что это, на самом деле, магия, фантазия, перемещение во временном пространстве? Театр – всегда завораживающее представление, как для актерской труппы, музыкального сопровождения, хореографов, так и для зрителя. Проживая сотни ролей, чувствуя огромное количество эмоциональных переживаний, все передается поклонникам, перенося их в другое измерение.

Еще во времена Пушкина кресла были установлены только в первых рядах театрального зала. Эти места предназначались для богатых и известных господ. Далее были расположены стоячие места для простолюдинов и рабочих. Стоимость билета в такую часть зала была значительно ниже. На премьеры и популярные спектакли, желающих было очень много, в связи с этим самые заядлые любители театра приходили на несколько часов раньше представления, чтобы занять самые хорошие стоячие места.

К женскому актерскому составу в средневековье относились по - другому, нежели в наше время. Почти всегда женщина могла играть роль служанки либо рабыни. Такие роли придумывались как ирония и насмешка. Даже предметы гардероба и театральные костюмы соответствовали смыслу.

Модные ныне многосерийные сериалы - отнюдь не изобретение 20 - го века. Еще в древние времена на Сицилии существовали постановки, что продолжались не один месяц. Ежедневно, после окончания рабочего дня аудитория спешила в театр, чтобы увидеть долгожданное представление. Большой популярностью на протяжении 8 столетий являлась вражда Роланда с маврами.


В древнем Риме зрители с особым удовольствием восторгались кровавыми баталиями, не только наблюдая за поединками гладиаторов, но и во время театральных спектаклей. Сцены пьесы где требовалось отобразить смерть, настоящего актера, подменяли рабом-смертником, для того чтобы расправиться с ним на глазах восторженной публики.

Интересным фактом о театре является поверье, что ни коим образом нельзя уронить сценарий перед представлением. Но в случае, если это все же случилось, требовалось сразу на него присесть, и не имеет значения, куда он упал, в грязь либо в воду. После непродолжительного сидения, сценарий необходимо взять в руки, и только после таких процедур можно было встать. Весь актерский состав уверен, что если это все не сделать, то всегда нужно ждать неприятность (актеры забудут текст, либо представление провалится с треском).

Такие слова, как суфле и суфлер совершенно разные по смыслу, но происходят от одного французского слова «souffle» (выдох, дуновение). Суфле - потому, что легкое как воздух, а суфлер - из-за того, что все подсказки актерам должны производиться тихо и не заметно от зрителя.


Словосочетание «Финита ля комедиа» существует со времен древнего Рима. Этим выражением завершались все представления.

Самая необычайная символика театра – это часы на фасадной части театра кукол, имени Образцова в Москве. Каждые 60 минут двери возле циферблата отрываются и под мелодию «Во саду ли, в огороде» можно увидеть 12 животных.