Анализ «Темные аллеи» Бунин. Темные аллеи анализ рассказа

Урок проблемного обучения по рассказу И.А. Бунина «Дурочка»

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна МЕДНИКОВА

Татьяна Юрьевна Медникова (1974) - преподаватель литературы Новосибирского техникума железнодорожного транспорта.

Урок проблемного обучения по рассказу И.А. Бунина «Дурочка»

К ак развивать учащегося посредством литературы? Что именно в нём развивать? Уже восьмой год я работаю преподавателем литературы в Новосибирском техникуме железнодорожного транспорта со студентами, которые профессию уже выбрали: тяжёлый физический труд, техническая направленность. Для студентов, а это в основном юноши 15–16 лет, значимее «Электротехника», «Электроника», и насилие здесь не принесёт пользы ни им, ни преподавателю. Скажу честно, что литература как собрание биографий замечательных людей, тенденций и направлений, размеров стихосложений мало кого интересует. Это не эмоции, а факт. Урок литературы для будущих электромехаников и путевых рабочих - это не то же, что урок для будущего языковеда.

Однако у студентов существует потребность найти ответы на вопросы: кто такой порядочный человек? Какой от гордыни вред? Зачем верующему Бог?

Вспоминаются слова Г.А. Гуковского, который говорил, что учитель обязан научить глубокому чтению, научить “глубоко постигать любые художественные произведения, не только школьные”.

Следовательно, углубление подхода к анализу художественного целого на уроках поможет бывшему выпускнику, уже взрослому человеку, с охотой самостоятельно разбираться с не изучаемыми в школе произведениями.

Ведь школьники убеждены, что без критических статей, биографии писателя и записок современников произведение даже в руки не стоит брать: всё равно ничего не поймёшь, а самостоятельно анализировать текст они в большинстве своём не умеют.

На вопросы о мотивах художественного творчества, о цели литературы и её пользе даже одиннадцатиклассники не отвечают. Или дают ответы наподобие: писатели пишут из-за денег, а в общем не за что их денежными премиями награждать. Ребята не мотивированы к изучению литературы - это хорошо видно, поскольку студенты приходят из множества самых разных школ.

Уже в течение семи лет я провожу вводные уроки и вижу, насколько охотнее студенты занимаются после этого литературой, читают. Эти уроки помогают продвижению к стратегическим целям изучения предмета, таким как:

1. Постановка глубокого литературного чтения, способности самостоятельно анализировать.

2. Помощь в духовном становлении юному читателю.

3. Развитие критического мышления студентов, преодоление проблемной слепоты.

На втором вводном уроке мы записываем слова Иосифа Бродского из его Нобелевской речи: “Искусство учит частности человеческого существования. Литература помогает человеку отличить себя в толпе предшественников. Насущным хлебом литературы является именно человеческое разнообразие и безобразие. Книга даёт представление о том, на что сапиенс способен”.

Художественный текст - это замечательная лаборатория, работая в которой, учитель стимулирует творческое мышление студентов при помощи умело поставленных вопросов.

Здесь же вырабатываются терпеливость, терпимость , умение формулировать вопросы, анализировать аргументы, обобщать, видеть несоответствия, интерпретировать намерения автора.

Главное - ученик становится учащимся, а не обучаемым. А учитель - дирижёром.

К уроку по рассказу Ивана Бунина «Дурочка» (1940) ребята подошли уже немного подготовленными.

В блоке вводных уроков прошёл урок обучающего анализа по рассказу Бунина «Красавица». (Статья по этому уроку опубликована в журнале «Сибирский учитель». 2002. № 3.)

Выполняя зачётную работу по вводным урокам, студенты прочитали рассказ «Дурочка» и ответили на следующие вопросы:

  • Где и в чём вы видите авторское присутствие? Хроникёр - автор или комментатор? Как относится к героям?
  • Сформулируйте проблемные вопросы, касающиеся непонятного, противоречивого в поведении героев.
  • Над каким вопросом мог размышлять автор, сочиняя данный рассказ? Есть ли ответ автора? (Именно умение увидеть и способность ответить на этот сверхвопрос текста немецкий философ Гадамер особо ценит в работе вдумчивого читателя; способность сформулировать этот сверхвопрос и есть результат хорошей постановки вдумчивого чтения.)
  • Что нового вы узнали о мире, о людях, читая этот рассказ?

Я говорила ранее студентам, что слово классического произведения - это рубль серебром, а не бумажкой, все элементы художественного текста важны, и если автор сообщил что-то, значит, стоит подумать: зачем? Автор смоделировал жёсткую конструкцию : именно семинарист, именно сын дьякона, именно отличник вступил в связь именно с кухаркой, именно с нищей... И замена семинариста на инженера, дьякона на учителя, а нищей на богатую приведёт к обрушению конструкции.

И так, к уроку мы подошли, имея письменные работы по рассказу, которые написали будущие электромеханики, осмотрщики вагонов, дефектоскописты. Сразу замечу, что наш техникум пользуется успехом, и бывшие школьники в большинстве своём хорошисты и отличники. Дополнительно скажу, что ребята уже знали значение непонятных слов: дьякон - священнослужитель, относящийся к первой, низшей ступени духовенства; “диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне); во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает молитвы, содержащие просьбы и обращения к Богу” (Покровский Д. Словарь церковных терминов); семинария - среднее специальное учебное заведение для подготовки духовенства.

Следует разъяснить и слово “безответность”, которое некоторые ребята могут перепутать с “безответственностью”.

Я приведу несколько цитат из работ по вопросу: “Что нового о людях вы узнали, читая рассказ?”

“Говорят, что любовь и стыд - это хорошо. В рассказе же просто парадокс: от любви к сыну родители пошли на подлость; от стыда за прошлое семинарист прогнал жену с ребёнком-инвалидом” (Музалевский И. 17 лет).

“Меня удивило то, что отличник совершил изнасилование. Обычно отличники, скромные, скрытные, необщительные” (Шестера Володя. 15 лет).

“Чужая душа - потёмки и загадки. В семинарии он - отличник, в деревне - подонок” (Подусенко Юра. 15 лет).

“Образование не делает человека добрым. Трудно объяснить поступки людей” (Орлова Маша. 15 лет).

“Я про себя вот что понял: я бы выгнал своего сына из дома. Не нужен мне такой сын, потому что, сделав раз, ему захочется повторить” (Амосов Антон. 16 лет).

Рассказ «Дурочка», безусловно, тяжёлый. Но вслед за Э.Фроммом скажу, что вопросы личной, психологической жизни, моральные проблемы не так уж и не посильны для студентов, они всегда благодарны за то, что их считают готовыми для восприятия непростых, взрослых рассказов.

“Текст - это способ философствования, это ответ на спрашивание. Надо понять, над каким вопросом размышлял писатель, создавая его” - так цель работы читателя определяет Гадамер в своей книге «Истина и метод». Конечно, готовясь к уроку, я составила список проблемных вопросов по рассказу «Дурочка», но что радует: в письменных работах были вопросы, которые я не поставила, просмотрела, а студенты поставили. Например:

А после лета куда делась кухарка с сыном? Намекает ли автор на гибель героев?

Может, кухарка хотела отомстить семинаристу, опозорить его, и специально попросила сына поплясать перед гостями?

Обращали ли внимание на семинариста приличные девушки? Может, изнасиловал он, чтобы утвердиться?

Любила ли кухарка семинариста? А если нет, то зачем жила с ним всё лето?

Творческий потенциал есть . Нужно раскрывать!

Выше я рассказала о предварительных результатах письменных работ. На уроке студенты ещё раз, уже для всех , зададут свои вопросы. За возможные варианты ответов будут “зацеплены” следующие вопросы. Вопросы непрозвучавшие задам я.

Итак, Бунину семьдесят лет. А если бы было двадцать? Что-то изменилось бы в вашем восприятии рассказа? (Здесь ребята отмечают, что авторитету опытного писателя можно довериться.)

Автор - это рассказчик, это подбиратель-выбиратель слов, например: “голова - череп”, “пухленький - жирный”. Он дал название рассказу. Почему “дурочка”, а не “дура”? Здесь скрыты какие-то эмоции, оценки? Найдите предложение, в котором сам автор, оценивая поступок кухарки, использует это слово. А за что так?

Здесь мы выписываем из словаря Ожегова определение слова “дурак” и всех слов, при помощи которых объясняется слово: глупый, целесообразный, разум, польза . Ребята объединяют все определения, собирая более полное к слову “дурочка”, и каждый записывает его у себя в тетради.

Хорошо, что вы заметили это: она “слыла” в деревне “дурочкой”. “Слыла” и “была” - какая здесь разница?

Помните, в рассказе «Красавица»: “чиновник казался неинтересным”. А ведь видящие нас могут ошибаться или верить не проверенным самолично слухам. А ярлык уже прицепили - “дурочка”. Вскоре мы разберёмся, за что этот ярлык.

Здесь нужно отметить, что ребята сразу замечают слова “девка” и “урод”, считая их эмоционально окрашенными. Девка - это простолюдинка, а “физические уродства” - это вполне нейтральное словосочетание, и, как говорит медицина, уродства эти обычно идут на фоне умственной неполноценности, например, идиотии.

Девочки увидели, что автор жалеет больного мальчика, и именно автор находит, что он “очень мил”, когда улыбается. Я думаю, не нужно бояться провокационных вопросов: ведь умственно отсталый урод покажется милым далеко не каждому человеку, например, Гитлеру и его сподвижникам. А автор находит, что ребёнок “мил”, да не просто, а “очень”.

Серёжа заметил, что у мальчика “плечико”, “носик”, “глазки”. Автор выбирает слова. Автор брезгует умственно отсталым ребёнком-уродом? Или нет?

В письменных работах вы говорили, что семинарист - “подлец”, “подонок”, “эгоист”. А что думает автор? Почему он молчит? Неужели не может определить, плохо или хорошо поступил семинарист со своей женщиной?

Итак, не ругает семинариста, родителей его. А нет ли в рассказе авторской иронии? Вспомните, что такое ирония… Верно, это скрытое издевательство, насмешка в форме комплимента. Родители семинариста “были люди добрые и жалостливые” и прогнали своего родного внука. Это доброта или жалость? (Эту авторскую иронию, как правило, студенты сами не находят, значит, нужно помочь.)

(Хищник, кровожадный, тигры забивают слабых и больных собратьев, одним словом - зверь.)

Слова, обозначающие зверей, ещё есть в рассказе?

(У мальчика темя в “кабаньей, красной шёрстке”. И это тоже сравнение. Тигр породил кабана.)

А почему мальчик родился с физическими уродствами? Кстати, этот вопрос многие поставили в своих письменных работах. Помните, мы с вами говорили о том, что талантливые писатели способны предугадывать события, открывать истину интуитивно . Делает ли автор какие-либо предсказания в своём рассказе?

Сейчас современные учёные, врачи говорят, что здоровье человека зависит и от того, в каком состоянии, с какими эмоциями его зачали родители. Какие эмоции были у родителей мальчика во время первой близости, последующих?

Антон говорит, что отец всегда презирал кухарку и испытывал животную страсть: на месте дурочки могла быть любая женщина. А нет ли здесь одного страшного предположения автора - животная страсть без любви, похоть, страх породили урода в “кабаньей шёрстке”?

Удивительно, но практически все ребята с этим соглашаются, изумлённые. А изумительного здесь ничего и нет: в Индии, в Тибете уже давно знали про эту возможную взаимосвязь, про то, что душа совсем неслучайно воплощается именно в данное именно этими родителями тело. И здесь можно сообщить студентам, что Бунин верил в реинкарнацию, изучал жизнь и учение Будды.

Возможно, это одно из посланий автора, зашифрованных в рассказе. Вообще, литература помогает читателю расшифровать этот мир. Но от читателя требуется работа - расшифровать послание. Гадамер говорил, что автор может просто не подозревать, как много он спрятал в своём рассказе. Чтобы прочитать послание автора, нужно сначала выловить бутылку, открыть, перевести текст, если нужно, на родной язык. Итак, мы извлекаем послание…

Здесь я остановлюсь. Думаю, что понятно, каким образом ставятся вопросы и насколько важны ответы студентов.

Н иже приводится перечень вопросов, сверхвопросов, сверхидей рассказа «Дурочка», поставленных и разобранных на уроке. Вопрос всегда цепляется за ответы студентов - так составляется цепочка.

2. Как студент семинарии, он должен был знать, что подглядывание за голыми девками разожжёт похоть. Зачем же он подглядывал? (Вопрос студента.)

3. Почему не пошёл семинарист искать доступную женщину? Очевидно, он имел деньги. Здесь вот что нужно учесть: православным священникам разрешено жениться , иметь детей, но первая женщина должна стать женой до конца жизни.

4. Девка была дурочкой или только “слыла”? Чем отличается “быть” от “слыть”?

5. Чего она боялась?

6. Если это было против её воли, зачем же она с ним жила всё лето?

7. Почему не рассказала родителям?

8. Почему верующие родители и священник не ругали семинариста? А действительно, батюшке-то что мешало устыдить семью своего подчинённого, дьякона, предотвратить изгнание? Они его любили и не хотели портить ему карьеру? Уж им как священнослужителям, очевидно, были известны высказывания Иисуса и апостолов о любви. Истинно ли любят эти родители своего сына? Этот сверхвопрос рассказа я записываю на доске. Здесь можно напомнить про Соню Мармеладову которая, любя Раскольникова, подталкивает его к явке с повинной.

9. Неужели за всё лето родители так и не заметили связь сына с кухаркой? Почему не вразумили сына, не сказали о его обязанности жениться на ней? Такое попустительство некоторые ребята объясняют тем, что именно родители могли заставить его идти учиться в семинарию, и теперь они в какой-то мере попали в зависимость от сына. И здесь нужно похвалить!

10. “Злобный стыд”. На кого злился семинарист? На себя или на неё? Парадокс: стыд подтолкнул его ещё к одному преступлению - выгнать женщину с ребёнком.

11. Почему семинарист учится “блестяще” в кавычках? Так ли это на самом деле? (Кавычки поставил автор.)

12. Если это люди верующие, то будет ли блестящее будущее у семинариста в широком смысле, в послесмертной жизни?

13. Родители “гордятся”, хвастаются. Ведь они верующие. Почему так?

14. Дьякон был счастлив при гостях, дескать, сын герой. А какой он герой?

15. Зачем кухарка попросила сына поплясать перед гостями? Какие эмоции хотела у них вызвать? Сказано, что хотела “умилить”. Но мальчик - урод, внебрачный сын будущего батюшки-отличника, чем же тут умилять? Здесь-то автор и скажет: “сдуру шепнула”.

16. Автор говорит, что попросила она сына поплясать “сдуру”, а какая здесь дурость? Обиженный судьбой или ещё кем-то ребёночек пляшет, а не плачет, а за столом - сам батюшка, христианин, естественно. И тут-то ребята обычно говорят: она не думала, что они такие, она думала, что священник - это всегда добрый и милосердный человек, тем более что много лет тому назад дьякон с женой приютили её, “нищую, безродную”, и она безответно и послушно служила им; она думала, что не за что с ней плохо обходиться; она, наверное, даже думала, что у доброго дьякона не может быть жестоким сын, который учится в семинарии. Она ошиблась - вот за это автор называет её с жалостью “дурочкой”.

17. Почему семинарист не постеснялся швырнуть сына при гостях, которым было известно, что он - отец?

18. Почему он настоял, чтобы кухарку прогнали? Ведь он всё равно уезжает учиться в академию.

19. Почему родители не возражали?

20. Добрые ли они после такого согласия с решением сына? Парадокс: от любви к сыну родители согласились с преступлением.

21. Что помешало родителям оставить дурочку - жалость к сыну, любовь к нему?

22. Кухарка “тихо плакала”. Почему же она не выступала, не ругалась, не угрожала опозорить отличника?

23. Ожесточилась ли она на Бога?

26. Оправдывает ли это поступок его отца?

27. Охотно ли возьмут люди в кухарки женщину с ребёнком-уродом?

28. Почему она от него не избавилась, не столкнула в реку с обрыва? Хлопот бы было меньше, очевидно? Ребята ведь знают про случаи, когда горе-матери сбрасывают своих младенцев в общественные уборные, в сугробы, в лучшем случае оставляют в роддоме. Можно вспомнить уничтожение в фашистской Германии умственно отсталых (в 1940 году Бунин жил в оккупированной немцами Франции; Германией управлял Гитлер и активно очищал нацию от “экономического балласта”).

29. Почему ребёнок родился уродом?

30. А после лета куда делась кухарка с сыном? Подразумевает ли автор гибель героев?

31. Может, кухарка хотела отомстить семинаристу, опозорить его, и специально попросила мальчика поплясать перед гостями?

32. Ненавидит ли она сына? (“Беги попляши, деточка”.)

33. А если она и хотела близости, имеем ли мы право судить её за это? Да, безродная девка хотела быть кому-нибудь нужной, и к близости, и к рождению ребёночка была подсознательно готова, и не урод он для неё, а “деточка”- почему эти человеческие желания удивляют и вызывают презрение? Она нищая, но сынок-инвалид, урод ей нужен, и поэтому она - дурочка, чокнутая?

34.Обращали ли внимание на семинариста приличные девушки? Что-то сказано о его внешности?

35. Всё ли было нормально у семинариста с головой? Ведь насиловать будет не каждый парень. Может, он хотел утвердиться, насилуя безответную, послушную кухарку? (Вопрос студента.)

36. Как она оказалась в доме дьякона?

37. У отца-тигра родился сын-кабан. Звериная страсть и рождение урода. Есть ли здесь взаимосвязь?

38. Почему семинарист не смог погасить своё телесное возбуждение? Так ли оно непобедимо? (Вопрос студента. Браво!)

39. Любила ли кухарка отца ребёнка? (Вопрос студента.) А если нет, то зачем жила с ним всё лето?

40. А если бы мальчик был не уродом, стал бы рассказ от этого не таким тяжёлым, грустным?

41. “Я думаю, что Бунин не любил священников”. Согласны ли вы с таким мнением Игоря?

42. Священник и христианин - это синонимы? Как узнать священника? Христианина? Кто такой настоящий христианин?

Важно, конечно, корректировать ответы студентов. Например, Алина спрашивает: “Почему она не пошла с жалобой в суд? В полицию?” Здесь важно указать на то, что девка “безродная, нищая”. Потом ребята сами начинают поправлять друг друга, замечать несоответствия между текстом и заявленным вопросом. Спрашивают открыто: “Почему до рождения сына, видя отца-подлеца, кухарка не пошла на аборт?”

А была ли у неё вообще такая мысль? Вот в этом и дело: “слывшая дурочкой” женщина пожалела больного ребёнка, а отец - отличник - выгнал и обрёк на голодную смерть . Маша Орлова написала: “Образование не делает человека добрым”. Коэффициент интеллекта, блестящие успехи в учёбе, сан священника - всё обманчиво, они не гарантируют доброго сердца, человеческой надёжности, не доверяйтесь им слепо. Достоевский уже познакомил нас с Петром Петровичем Лужиным, образованным, успешным юристом, - “камень каменный” - так переводится имя Пётр. Образованность и нравственность - одно ли это то же?

Итак, главная цель анализа: сверхвопрос, сверхидея рассказа. Литература - это запуск и ускоритель мышления.

Далее прошёл конкурс названий для рассказа. Ребята предложили следующие названия: «Дитя животного», «Бессовестный сын дьякона», «Непобедимая похоть», «Глупая доброта», «Ложные христиане», «Такова жизнь», «Причины уродства», «Плата за наивность», «Вернись в реальность», «Наивность, или Животные» и другие. Ксения Брагина предложила озаглавить рассказ так: «Дурочка?» , объяснив при этом, что “автор заметил ужасную вещь: как только человек - послушный, благодарный, доверчивый, ребёнка больного любит и не пытается его убить, утопить, так сразу же в глазах общества он - дурак”. Мир сошёл с ума. “Кухарка, она вовсе не дурочка, она просто верит в человечность людей, в то, что близость без любви не может быть, в то, что каждый отец не прогонит больного ребёнка; в то, что беспричинно люди зла не делают”.

Кто хочет мыслить, должен спрашивать.

Литература

1. Буянас Т.М. Проблема и психотехника определения личности // Вопросы психологии. 2002. № 3–4.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988.

3. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М., 1966.

5. Звиняцковский В.Я. Чему учить? // Русский язык и литература в ССУЗ УССР. 1990. № 2.

6. Змеев С.И. Как научиться учиться? // Учебно-методический кабинет МПС России. М., 1997.

7. Кларин М.В. Инновации в обучении. М., 1997.

8. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. 2001. № 4.

9. Кривцун О. Эстетика. М., 1998.

10. Моссе Дж. Нацизм и культура. М., 2003.

11. Медникова Т.Ю. Странности человеческого поведения в рассказе Ивана Бунина «Красавица» // Сибирский учитель. 2002. № 3.

12. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина. М., 2001.

13. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике // Вопросы психологии. 2002. № 3–4.

14. Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или Пророчества Бам-Грана // Философия. Материалы для выполнения учебных заданий по авторизованному курсу. Новосибирск, 1994.

15. Тарасов Б.Н. О положительном герое в творчестве Достоевского // Литература в школе. 2001. № 1.

16. Тельцова Г.В. Основные подходы к технологии развития критического мышления // Здоровье нации: образование и духовность (Серия трудов «Экология человека»). Новосибирск–Москва, 1999. Т. 5. Ч. 2.

Дьяконов сын, семинарист, приехавший в село к родителям на каникулы, проснулся однажды в темную жаркую ночь от жестокого телесного возбуждения и, полежав, распалил себя еще больше воображением: днем, перед обедом, подсматривал из прибрежного лозняка над заводью речки, как приходили туда с работы девки и, сбрасывая с потных белых тел через голову рубашки, с шумом и хохотом, задирая лица, выгибая спины, кидались в горячо блестевшую воду; потом, не владея собой, встал, прокрался в темноте через сенцы в кухню, где было черно и жарко, как в топленой печи, нашарил, протягивая вперед руки, нары, на которых спала кухарка, нищая, безродная девка, слывшая дурочкой, и она, от страха, даже не крикнула. Жил он с ней с тех пор все лето и прижил мальчика, который и стал расти при матери в кухне. Дьякон, дьяконица, сам батюшка и весь его дом, вся семья лавочника и урядник с женой, все знали, от кого этот мальчик, и семинарист, приезжая на каникулы, видеть не мог его от злобного стыда за свою прошлое: жил с дурочкой!

Когда он кончил курс, – “блестяще!”, как всем рассказывал дьякон, – и опять приехал к родителям на лето перед поступлением в академию, они в первый же праздник назвали к чаю гостей, чтобы погордиться перед ними будущим академиком. Гости тоже говорили о его блестящей будущности, пили чай, ели разные варенья, и счастливый дьякон завел среди их оживленной беседы зашипевший и потом громко закричавший граммофон.

Все смолкли и с улыбками удовольствия стали слушать подмывающие звуки “По улице мостовой”, как вдруг в комнату влетел и неловко, не в лад заплясал, затопал кухаркин мальчик, которому мать, думая всех умилить им, сдуру шепнула: “Беги, попляши, деточка”. Все растерялись от неожиданности, а дьяконов сын, побагровев, кинулся на него подобно тигру и с такой силой швырнул вон из комнаты, что мальчик кубарем покатился в прихожую.

На другой день дьякон и дьяконица, по его требованию, кухарку прогнали. Они были люди добрые и жалостливые, очень привыкли к ней, полюбили ее за ее безответность, послушание и всячески просили сына смилостивиться. Но он остался непреклонен, и его не посмели ослушаться. К вечеру кухарка, тихо плача и держа в одной руке свой узелок, а в другой ручку мальчика, ушла со двора.

Все лето после того она ходила с ним по деревням и селам, побираясь Христа ради. Она обносилась, обтрепалась, спеклась на ветру и на солнце, исхудала до костей и кожи, но была неутомима. Она шла босая, с дерюжной сумой через плечо, подпираясь высокой палкой, и в деревнях и селах молча кланялась перед каждой избой. Мальчик шел за ней сзади, тоже с мешком через плечико в старых башмаках ее, разбитых и затвердевших, как те опорки, что валяются где-нибудь в овраге.

Он был урод. У него было большое, плоское темя в кабаньей красной шерстке, носик расплющенный, с широкими ноздрями, глазки ореховые и очень блестящие. Но когда он улыбался, он был очень мил.

Любовь - чувство, о котором в русской классической литературе сказано немало. Кто-то из авторов касался темы любви вскользь. Но были и те, кто смело шел ей навстречу, посвящая свое творчество ее таинственным и непостижимым сторонам. Самым загадочным и неоднозначным человеческим эмоциям посвящены о любви. Список этих произведений представляет собой галерею прекрасных поэтических историй, имеющих, как правило, печальный и трогательный исход.

«Темные аллеи»

Проблема любви в рассказах Бунина заключается в мимолетности и непостоянстве этого чувства. Трагичной история любви становится тогда, когда чувства были быстротечными для одного из ее участников. Так, в рассказе «Темные аллеи» пожилой военный, случайно заехав на встречает там свою прежнюю любовь, которую не сразу и признает. Прошло много лет после их последней встречи. Она стала хозяйкой постоялой горницы, женщиной жесткой и холодной. Но такой она была не всегда. Такой ее сделали безответные чувства к Николаю Алексеевичу - тому самому военному, ее случайному постояльцу. Человеку, который жестоко бросил ее тридцать лет назад.

В молодости он читал ей лирические стихи «Темные аллеи», а она его называла Николенькой. Теперь он признается, что счастлив не был ни минуты своей жизни. Но исправить ничего уже нельзя, и Николай Алексеевич покидает постоялый двор с тяжелым сердцем и со смутными тревожными воспоминаниями.

«Кавказ»

Мотив любви в рассказах Бунина нередко связан с предательством, которое приводит человека к трагическому финалу. В рассказе «Кавказ», с одной стороны, показано счастье двух влюбленных. С другой стороны - трагедия обманутого мужа. В этой истории о нем сказано немного. Читателю известно лишь то, что это человек жесткий и решительный. В глазах легкомысленной жены он предстает помехой и раздражающим препятствием на пути к счастью. Но в тот момент, когда влюбленные изнемогают от страсти, этот «жесткий человек» осознает, что его предали, и кончает жизнь самоубийством.

Эмоции обманутого мужа и его смерть Бунин описывает скупо и бесстрастно. Счастливые переживания жены и ее возлюбленного изображены на фоне красочного южного пейзажа. Этот литературный прием создает резкий контраст между счастьем и трагедией, которые порождаются в равной степени любовью.

«Степа»

О том, насколько человеческое счастье может быть недостижимым, повествуют как нельзя лучше рассказы Бунина о любви. Краткое содержание рассказа «Степа» создает впечатление знакомого сюжета. Но художественные формы, характерные автору, позволяют увидеть в классической истории о «бедной обесчещенной девушке» новые оттенки.

Молодой купец Красильщиков, заехав в знакомую ему горницу, застает хозяйскую дочь одну. Отец отправился в город. Купец, воспользовавшись ситуацией, сближается с девушкой. Для него эта история - занимательное приключение, о котором он благополучно забывает уже спустя два дня. Для нее - надежда на счастье. В рассказе не показано трагедии простой девушки. Здесь присутствуют только ее надежды и мечты, создающие противоположность равнодушию и легкомысленности главного героя.

«Муза»

Мир мужчин и мир женщин у Ивана Бунина находятся в постоянном антагонизме. Бунинскому повествованию свойственна резкая смена жизненных обстоятельств героя, которая не является следствием каких-либо событий. Перемены в жизни персонажа происходят под воздействием его чувств к женщине, которая нередко имеет образ эгоистичной и эксцентричной натуры. На вопрос о том, какая любовь в рассказах Бунина не имеет печальной концовки, ответить можно однозначно: такой любви нет. Жизнеутверждающей силе этого чувства писатель не уделял внимания.

Главного героя не постигнет смертельная участь, чем нередко заканчиваются рассказы Бунина о любви. Краткое содержание злоключений главного героя новеллы «Муза» сводится к описанию совместной жизни с возлюбленной и разлуке с ней, которая наступает так же внезапно, как и встреча. Неожиданное расставание приводит его в смятение, вызывает чувство опустошенности.

Повествование ведется от первого лица. Главный персонаж берет уроки живописи, но не проявляет в изобразительном искусстве каких-либо способностей. Из небольшого вступления, которое предшествует знакомству с героиней, имеющей символическое имя Муза, читатель делает вывод, что рассказчик - человек не волевой. Он не способен влиять на ход событий своей жизни. К нему является однажды Муза, влечет его за собой, жизнь его меняется. Но когда девушка-муза теряет к нему интерес, его место занимает другой, такой же безвольный персонаж.

«Поздний час»

Прозе Бунина свойственны катастрофичность бытия, ощущение одиночества и иллюзорность счастья. Несомненно, эти черты стали следствием непростой судьбы автора, хотя и прямых автобиографических ссылок в его творчестве нет.

В годы, когда был написан рассказ «Поздний час», писатель находился за границей. Произведение посвящено воспоминаниям о давно минувшей любви, которые сопутствуют автору во время его путешествия по родному городу. Проходя по мосту, базару и Монастырской площади, он восстанавливает в памяти утраченные образы. Прошлое и настоящее соединяются в одно целое. Этим целым становится осознание тленности всего живого на земле. Логическим заключением путешествия по городу становится кладбище. В рассказе оно является символом недолговечности любви. На этом кладбище находится могила возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви позволяет увидеть связь лирических мотивов писателя с ностальгией и осознанием бренности бытия.

«Дурочка»

Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» - весьма аморальная и лицемерная личность.

Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».

Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».

«Антигона»

Этот рассказ из сборника «Темные аллеи» повествует о взаимной страсти. Молодой студент гостит у своих близких родственников. Дядя - генерал, прикованный к В его доме молодому человеку скучно и тоскливо. От скуки он предается фантазиям, сравнивает себя с пушкинским Онегиным. Но подушки он генералу не поправляет и лекарства не подносит. Эти обязанности лежат на сиделке - прекрасной молодой особе.

С первого взгляда рождается страсть. Но студент не может встретиться с девушкой. Она где-то близко, ее комната за стеной, но все же девушка пока недоступна. В один прекрасный день она появляется в его комнате, и следующее утро генеральский племянник встречает уже в ее постели. Связь мгновенно обнаруживается, и молодой женщине ничего не остается, как покинуть имение. Чем стали для нее эти мимолетные отношения? Страстью? Влюбленностью? Особенности рассказов Бунина о любви - это, прежде всего, недосказанность и загадка. На некоторые вопросы читателю приходится самому находить ответы.

«Визитные карточки»

Многообразную палитру человеческих чувств отражают рассказы Бунина о любви. Список любовных историй включают повествования и о судьбоносном чувстве, и об эгоистичной страсти, и о быстротечном влечении. Об отношениях со случайными спутницами идет речь в рассказе «Визитные карточки».

Он - известный писатель. Она - бедная простосердечная девушка. Ее муж, по ее же словам, человек добрый и совсем неинтересный. Ощущение того, что жизнь проходит впустую, подталкивает молодую женщину на любовные приключения. Ее наивность и неопытность трогают и влекут писателя. Жизнь этой женщины настолько однообразна и сера, что после знакомства и недолгого общения с красивым и знаменитым человеком она готова предаться простому, неромантичному разврату, дабы придать своему существованию хотя бы какие-то яркие краски. Что и происходит в ее каюте. В конце истории она предстает перед читателем в ином виде: "тихая, с опущенными ресницами".

«Зойка и Валерия»

Всепоглощающему и иногда смертоносному чувству посвящает Бунин рассказы про любовь. Список персонажей «Темных аллей» непросто составить, так как многие из них безлики. На первом плане в рассказах этого цикла - не человек с характерной внешностью и привычками, а чувство, которое правит его действиями. Жорж Левицкий - один из немногих персонажей, который не лишен имени и внешнего облика.

Он задумчив, меланхоличен, неряшлив. Любовь приходит к нему не с появлением избранницы, а значительно раньше. Он ждет этого чувства, но к кому оно будет обращено, в начале истории он еще не знает. То ли это будет дочь коллеги Жоржа, то ли дальняя родственница, неважно. Важно то, что однажды появляется Валерия, и именно на нее этот нервный и чувственный персонаж направляет всю свою силу переживаний. Валерия, как и многие другие бунинские героини, беспристрастна и холодна. Ее равнодушие и побуждает главного героя рассказа «Зойка и Валерия» к самоубийству.

«Таня»

Скрытый исторический фон имеют некоторые рассказы Бунина о любви. Список историй, посвященных о счастье, дополняет рассказ «Таня». Здесь речь идет о любви между горничной мелкой помещицы и неким молодым человеком. О нем известно лишь то, что Таня называла его ласково Петрушей и жизнь он вел беспорядочную и скитальческую. Однажды, осенней ночью, он завладел ею. Сперва это девушку испугало, но позже страх отошел на задний план, а на его месте стала расти и развиваться привязанность. Но быть вместе им не суждено. Их последняя встреча состоялась в феврале страшного семнадцатого года.

«В Париже»

В эмиграции люди, как никогда, испытывают чувство тоски и одиночества. Именно в такой атмосфере были созданы рассказы Бунина о любви. Список произведений тех лет включает новеллу «В Париже». Главный герой - бывший офицер русской армии, вынужденный покинуть свою родину. В небольшой русском ресторане он знакомится с официанткой - женщиной русского происхождения. Судьбы этих двух людей искалечены революцией. Их объединяет одиночество, желание любить и быть любимыми. Жизнь этих персонажей, таких чужих на фоне парижского городского пейзажа, снова обретает смысл. Но любовь у Бунина долго продолжаться не может. Она, подобно вспышке, загорается и вновь гаснет. Главный герой рассказа «В Париже» внезапно умирает в вагоне метро.

«Генрих»

В этом рассказе Иван Бунин создал образ донжуанского типа. В центре повествования - писатель Глебов. Его жизнь полна лжи. Он окружен женщинами, но не испытывает к ним привязанности. За исключением одной - переводчицы и журналистки, пишущей под псевдонимом Генрих. Но даже с этой дамой он неискренен, когда говорит ей, что она для него лишь верный друг и понимающий собеседник. В действительности Глебов охвачен ревностью. Ведь и у Генрих есть человек, которому она врет и которого она использует в своих целых. В качестве кульминации выступает небольшая газетная заметка, из которой главный герой узнает о гибели своей возлюбленной. Анализ рассказов Бунина о любви демонстрирует особенный бунинский почерк. Поэтичный художественный стиль, с помощью которого автор передает эмоции влюбленных, контрастирует с сухим газетным слогом, которым сообщается о смерти героини этого рассказа. Подобный прием встречается и в прочих произведениях Бунина.

Мотивы разлуки и смерти

«Темные и мрачные аллеи» хранит в себе любовь в рассказах Бунина. Кратко об этих произведениях в этом духе выразился сам автор. Отсюда и название знаменитого цикла. Жизнь героев Ивана Бунина обретает значение лишь с приходом глубокого чувства. Но любовь в его произведениях имеет быстротечный и трагический характер. Как правило, отношения между мужчиной и женщиной заканчиваются смертью или разлукой. Такой пессимистический взгляд обусловлен личной трагедией автора, вынужденного многие годы пребывать в одиночестве, за рубежом.

Кавказ

В Москве, на Арбате, проходят таинственные любовные встречи, причём дама замужняя, приходит редко и ненадолго, подозревая, что муж догадывается и следит за ней. Наконец они договариваются вместе уехать на черноморское побережье в одном поезде на 3-4 недели. План удаётся и они уезжают. Зная, что муж поедет следом она даёт ему два адреса в Геленджике и Гаграх, но они там не останавливаются, а скрываются в другом месте, наслаждаясь любовью. Муж, не найдя её ни по одному адресу, закрывается в номере гостиницы и выстреливает себе в виски сразу из двух пистолетов.

Уже не молодой герой живёт в Москве. Деньги у него есть, но он ­вдруг решает учиться живописи и у него даже появляются кое-какие успехи. Однажды к нему в квартиру неожиданно приходит девушка, которая представляется Музой. Она говорит, что слышала о нём, как об интересном человеке и хочет с ним познакомиться. После непродолжительного разговора и чая, Муза вдруг целует его долго в губы и говорит – сегодня больше нельзя, до послезавтра. С того дня они уже жили как молодожёны, были всегда вместе. В мае он переселился в подмосковную усадьбу, она постоянно ездила к нему, а в июне переехала совсем и стала жить с ним. В гости к ним часто ходил Завистовский, местный помещик. Однажды главный герой приехал из города, а Музы нет. Решил зайти к Завистовскому, пожаловаться, что её нет. Придя к нему, он с удивлением застал её там. Выйдя из спальни помещика, она сказала – всё кончено, сцены бесполезны. Шатаясь, он пошёл домой.