Герой нашего времени вводный урок. «Герой нашего времени» (1) - Урок. Онегин и Печорин – «герои своего времени»

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов. Дума

I. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Век Лермонтова в романе. Сложность композиции

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить факты биографии Лермонтова, связанные с историей его двух ссылок на Кавказ, прояснить, какие факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. Эмоциональным началом урока может
быть чтение одной из кульминационных сцен романа, например «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» или др.

Лекция
Основная форма работы на уроке — лекция, в ходе которой будут развиваться следующие тезисы:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 1830 х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830 х годов.
2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается первым русским социально психологическим романом.
4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по своему оттеняет различные грани характера героя. Методической основой работы станет проблемный анализ. Для этого роман должен быть прочитан предварительно.
На следующем этапе урока может быть прочитано предисловие к роману и определены его ключевые моменты.

Вопросы для обсуждения предисловия

Абзац1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?
Абзац2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каков пафос авторского рассуждения?
Абзац3. Как Лермонтов объясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он хотел показать читателю?
Абзац4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?

Интересно сопоставить впечатления от предисловия, высказанные учениками, с мнением Н. Г. Долининой (Долинина Н. Г. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. —Л., 1975. — С. 14—16), но дать для чтения и обсуждения отдельным учащимся или группам небольшие фрагменты из ее комментариев к предисловию (по абзацам).


II. Обзор содержания

После краткого пересказа сюжета каждой из новелл и наиболее запомнившихся фрагментов романа возможно обсуждение особенностей жанра каждой новеллы:
«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой Пушкина «Цыганы».)
«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча.
«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.
«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.
«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

Фабула

Сюжет

Тамань

Бэла

Княжна Мери

Максим Максимыч

Бэла

Фаталист

Тамань

Максим Максимыч

Княжна Мери

Предисловие к дневнику Печорина

Фаталист



Самостоятельная работа
В финале урока уместна небольшая письменная работа на знание текста романа:
1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое мнение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
(«Бэла», так как речь идет о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».
(«Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».
(«Тамань», так как во фрагменте упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона...»
(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли
на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..»
(«Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «небесных светил».)

2. Кто и где поет эти песни?
а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят все кораблики-
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
(Казбич в разговоре с Азаматом у плетня рядом с его домом.)

в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду».
(Бэла на свадьбе сестры.)

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:
а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка»
(Максим Максимыч);
б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре»
(Казбич);
в) «полосатое платье»
(девушка-ундина);
г) «черный шелковый бешмет»
(Бэла);
д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки»
(Печорин);
е) «закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce»
(княжна Мери);
ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета»
(Вернер);
з) «соломенная шляпка», «черная шаль»
(Вера);
и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины»
(Грушницкий).

Где начинается и где заканчивается в романе рас сказ о Печорине?
(B крепости за Тереком.)
Сколько в романе рассказчиков?
(Три. Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)
Каково хронологическое расположение новелл?
(«Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“».)

Итог урока

  • Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе.
  • Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения.
  • Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман.
  • Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе.
  • В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Домашнее задание
Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода. Письменно ответить на вопросы по двум первым повестям (главам).

Дата:

Русская литература. 9 класс.

Урок № 32.

Тема урока: «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе.

Цели урока:

Познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

Развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

Воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

Формировать культуру восприятия художественного текста.

Ход урока:

I . Организационный этап.

II . Формирование новых понятий и способов действия.

«Герой нашего времени – это портрет не одного человека, а портрет. Составленный из пороков современного общества»

В.Г. Белинский

1. Смысл названия романа «Герой нашего времени».

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался как цельное произведение, а потому его название возникло не сразу. Проблемное афористичное название «Герой нашего времени» предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен авторского - «Один из героев нашего века».

Еще ранее Лермонтов озаглавил свой роман «Один из героев начала века». В окончательном варианте названия больше всего сомнений и толкований вызывает слово герой . Есть ли действительно что-то героическое в Печорине, или за этим словом скрывается ирония?

Предмет художественного изучения Лермонтова не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер. В этом случае слово «герой» звучит без иронии, и, может быть, прямо намекает на декабристов.

Роман поднимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая попытка изменить общественный строй России обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия, последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции, политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Подавляющее большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру.

Тяжелая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжелым.

В литературе это привело к появлению нового «героя». Употребив это слово, автор, возможно, не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, он подчеркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин.

Неоднозначность характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его взаимоотношения с другими персонажами. Этот духовный психологизм является следствием особенностей «нашего времени». «Наше время» в заглавии романа - эпоха, в которой люди, овладевшие культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать им возможностей для самореализации и общественно полезной деятельности.

Таким образом, в окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть и иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху.

Сам М.Ю. Лермонтов цель романа определил как изображение всего поколения. «Герой нашего времени» - это и «насмешка горькая», и указание на типичность образа Печорина, «составленного из пороков всего… поколения, в полном их развитии», и сочувствие, и понимание.

2. Слово учителя.

- Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Вот почему «герой нашего времени» для автора - это герой 30-х годов.

Значение этого произведения очень велико уже потому, что «Герой нашего времени» - первый в русской прозе психологический роман : его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а личность человека - его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х гг. позапрошлого века, был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.

В 1829 г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину - 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I запомнил уроки 1825 г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Вся деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мыслей, споров, надежд сменилась атмосферой страха, безнадежности.

Люди одаренные, деятельные в этих условиях не находили применения своим силам и талантам, они презирали светское общество, погрязшее в корысти, мелочности, интригах и разврате, разочаровывались в идеалах, которые были так значимы еще совсем недавно. Этот дух разочарования и скептицизма нашел свое отражение и в образе главного героя романа «Герой нашего времени».

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не столько в сюжете романа, сколько в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому следует уточнить жанр этого произведения: «Герой нашего времени» - это социально-психологический роман .

Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, ставящей себя выше окружающего общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Вы, конечно, заметили, как специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

Словарная работа

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет , в котором те же события показаны в том порядке, в котором о них сообщает автор.

Роман в его каноническом варианте состоит из следующих элементов:

Предисловие к роману;

Глава «Бэла»;

Глава «Максим Максимыч»;

Предисловие к журналу Печорина;

Журнал Печорина:

«Тамань»;

«Княжна Мери»;

«Фаталист».

В изложении событий нарушен хронологический порядок. Если его восстановить, то ситуация будет выглядеть следующим образом.

Хронологический порядок:

- «Тамань» (Печорин направляется на Кавказ);

- «Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу);

- «Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу);

- «Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера – это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем);

- «Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию);

Предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).

Такое нарушение логики повествования не случайно. Лермонтов отказался от прямолинейной хронологической цепочки с тем, чтобы успешно решить другую задачу – задачу постепенного раскрытия личности главного героя. Печорин – центр повествования, вокруг него строится весь роман. Остальные герои представляют собой либо его двойников (Вернер, Грушницкий, Вулич), либо антиподов (Максим Максимыч), либо зависят от него и заставляют проявлять скрытые черты характера (Бэла, Вера, Мери). Повествование строится таким образом, чтобы читатель постепенно знакомился с Печориным, заинтересовывался им и последовательно открывал для себя эту личность. Эффект постепенности достигается за счет смены рассказчика и формы рассказа. Чтобы наглядно все представить, давайте обратимся к таблице.

Название

Главное действующ лицо

Рассказчик

Форма повествования

«Бэла»

Печорин

Максим Максимыч, чью историю, в свою очередь, передает офицер путешественник, лично с Печориным не знакомый

устный рассказ, зафиксированный посторонним человеком в письменном виде

«Максим Максимыч»

Печорин и Максим Максимыч

офицер-путешественник

записки офицера-путешественника, сделанные по следам встречи с Печориным

«Тамань»

Печорин

Печорин

записанные Печориным воспоминания о прошлом

«Княжна Мери»

Печорин

Печорин

дневниковые записи, которые велись непосредственно во время событий + сделанная по памяти запись о финале происшествия

«Фаталист»

Печорин

Печорин

запись о прошедших событиях, которые герой постфактум пытается осмыслить в философском ключе

Как мы видим, открывается роман повестью, где Печорин показан со стороны, глазами Максима Максимыча, который им восхищается, но его не понимает. Естественно, что в интерпретации Максима Максимыча мысли и поступки Печорина должны приобретать своеобразную окраску. Усугубляется ситуация тем, что рассказ Максима Максимыча на самом деле «проходит через вторые руки», т. е. до читателя его доносит безымянный офицер-путешественник, вообще никогда с Печориным не встречавшийся. Это первая ступень знакомства с героем.

В новелле «Максим Максимыч» штабс-капитан перемещается с позиции рассказчика на позицию действующего лица, и офицер-путешественник излагает уже собственное видение ситуации, без «посредников». Немаловажно, что в этой части романа офицер уже лично сталкивается с Печориным и может отразить свою точку зрения на персонажа. Это следующий уровень приближения.

Следующей составной частью романа автор сделал Журнал Печорина , т. е. собственноручные записи героя. Три истории представляют собой эпизоды, где Печорин совмещает в своем лице героя и рассказчика. При этом открывающая Журнал новелла «Тамань» представляет собой романтическую историю времен молодости Печорина в вольном изложении. Дальше следует «Княжна Мери», где благодаря дневниковой форме более последовательно проводится психологический анализ, а также имеет место подробная фиксация событий буквально по дням. Новелла «Фаталист» занимает последнее место, по форме она схожа с новеллой «Тамань», однако в ней впервые представлена попытка Печорина не просто анализировать мотивы свои и окружающих, но сформулировать свой взгляд на философскую проблему существования судьбы, предопределения. Таким образом, читатель последовательно сталкивается сначала с взглядом на Печорина других людей, потом знакомится с его собственной оценкой самого себя, причем записки Печорина отражают широкий диапазон взглядов, от самоанализа до решения философских проблем, что позволяет уточнить жанр романа еще и как философский .

А теперь давайте обратимся к проблематике романа . В предисловии к роману Лермонтова очень важны слова о том, что публика «не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения» и что его роман испытал на себе «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Это явный намек на то, что в романе есть какой-то второй, не высказанный прямо смысл.

Надо полагать, что этот второй смысл, ощущаемый на всем протяжении романа, начиная с его заглавия, заключается в его общественно-исторической теме - в трагедии русской дворянской интеллигенции последекабристского периода. Лермонтов мог только намекать на это; вполне понять эти намеки могли немногие современники, говорить же о них вслух не мог никто. Характерно, однако, что реакционная критика напала на «Героя нашего времени» именно как на общественно-политический роман , будто бы содержащий клевету на русского человека.

Итак, перед нами роман, в центре которого стоят следующие проблемы:

Человека и мира,

Смысла человеческого существования,

Воли и рока (судьбы),

Незаурядного дарования и обыкновенной судьбы,

Бездействия человека,

Чести, достоинства,

Любви.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа с учебником

Прочитайте статью учебника «Творческая история романа». Ответьте на вопросы.

V . Этап информации о домашнем задании.

VI . Этап рефлексии.


Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Ирина Валентиновна, я сегодня проведу у вас урок литературы.
- Посмотрите на слайд 1. Что вы видите? (подарочные коробочки) А как вы думаете, что может быть внутри этих коробочек?
Слайд 2 (оказывается, всё, что угодно) вот так и первое впечатление о человеке может быть обманчивым.
- Как вы считаете, в течение нашей работы мы сможем узнать друг о друге хоть немного? (Да) Иногда, ребята, и целой жизни не хватит, чтобы разглядеть характер человека, понять его мысли, причины его тех или иных поступков.
Я вижу вас впервые, но, тем не менее, уверена, что мы найдём общий язык и наша с вами работа будет успешной.
2. Вызов.
- Посмотрите на слайд 3, из какого произведения взята эта фраза? (Поэма Лермонтова «Мцыри»).
- Как связана поэма Лермонтова с его романом «Герой нашего времени»? Обратите внимание на вопрос. Он является ключевым. (автор попытался раскрыть душу героя, его переживания, раскрыть причину его поступков)
- К какому жанру принадлежит это произведение? Давайте вспомним, что значит
«психологический роман»? (Психологический роман – эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков) ватман прикреплён к доске
-Лермонтов в своём романе попытался выступить в роли психолога. Кто такой психолог? (специалист, который занимается изучением поведения человека в различных ситуациях, пытается понять причины того или иного поведения и т.д.) Вот и вы сегодня тоже попытаетесь выступить в роли психологов.
2. Вызов. Приём «Дерево предсказаний» (ватман с деревом уже на доске)
- Итак, ещё раз посмотрите на основополагающий вопрос и попробуйте спрогнозировать, чем мы сегодня будем заниматься? Для этого возьмите листочки, запишите свои прогноз, зачитайте вслух и прикрепите к «дереву предсказаний». (ответы учащихся записываются на листочках и прикрепляются к «Дереву предсказаний»)
- Кто этот герой? (Печорин) А теперь я открываю вторую часть темы, прочитайте её: «Загадка образа Печорина»
3. Целеполагание. Слайд 4
- Итак, о ком же мы будем говорить, чей образ анализировать? Тема нашего урока «Загадка образа Печорина». Сформулируйте, пожалуйста, задачи урока:
- Обобщить знания по образу Печорина
- Попытаться выяснить, в чём загадка образа главного героя
- Создать психологический портрет Печорина
4. Осмысление.
А) Приём «Ассоциации» 2 мин
- Посмотрите на слайд 5, какие ассоциации возникают у вас при виде этих людей? Каким одним словом можно их назвать? (герои). Я предлагаю двум группам поработать со словарями, найти словарную статью слова «герой», а остальные ребята ответьте мне, кто же такой герой в вашем понимании?
Б) Работа со словарём (2 группы находят словарные статьи, пока высказывают свои предположения другие дети) Слайд 6
- Слово герой имеет несколько значений. Какое из них подходит Печорину?(работа со словарём, обсуждение в группе)
- выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;
- главное действующее лицо литературного произведения;
- лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;
- лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.
Вывод. Все значения слова герой, кроме первого, применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку.
В) Приём «Шесть шляп мышления»
-Итак, слово герой является ключевым в названии романа Лермонтова. Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир.
- Вы уже много знаете о Печорине: этот герой вызывает самые противоречивые чувства и отношения. Выразить своё отношение к герою вы сможете, используя приём «Шесть шляп мышления». Слайд 8
- Выйдите по одному представителю от группы и выберите понравившуюся вам шляпу. Слайд 8 (прокомментировать каждую шляпу)
- В каждой шляпе карточка с заданием. В течение 5 мин вам нужно выполнить своё задание, определить, кто из группы выйдет отвечать, и, надев шляпу, представить образ Печорина согласно выбранному типу мышления. (работа групп проходит с музыкальным сопровождением)
- А чтобы гости не скучали, им тоже предстоит выполнить творческое задание, как и группе, выбравшей зелёную шляпу.
Г) Афиширование ответов (слайды 9 - 14)
1 группа(белая): Противоречивость (совершал порой необдуманные, противоречивые поступки)
2 группа(красная): Страстная натура. Лермонтов написал реалистическое произведение, но сам по натуре был романтиком. Поэтому и в Печорине бушуют страсти, которые тщательно скрываются самим героем. (побледнел, похудел, плакал)
3 группа(чёрная): Эгоизм, равнодушие к окружающим
4 группа(жёлтая): Самоанализ, самопознание
5 группа(зелёная): Герой своего времени
СинквейнПечорин
Одинокий, странный (эгоистичный, противоречивый)
Скучает, разочаровывается, не прощает
Герой своего времени (стремится к самопознанию или играет с чувствами людей)
Загадка (или противоречивость(чие)герой своего времени)
Расшифровка первых букв слова «натура» с указанием черт характера главного героя:
Н- настойчивый
А – амбициозный,
Т - твёрдый
У - умный
Р - решительный
А - активный
6 группа(синяя): Загадочность
- Итак, полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет нам делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. Но характер этого героя, основные черты которого мы записали на доске, является отражением того времени, в котором жил наш герой. В этом характере есть как тёмные, так и светлые стороны.
5. Подведение итогов. Социализация.
- У Лермонтова не было такой задачи: рассказать нам историю человеческой жизни. У него была другая задача: «история души человеческой» должна была открыться перед читателем. Лермонтову нужно было найти форму раскрытия сложного, противоречивого характера героя, поэтому он и показывает Печорина через призму двойных рам.
- Слайд15 В «Бэле» мы видим Печорина как бы из окна, через двойные рамы рассказов Максима Максимыча и его спутника.
- Слайд 16 В «М.М.» одна рама открывается: уже не два человека, а один рассказывает о своём впечатлении от Печорина.
- Слайд 17 В «Тамани» - окно настежь: сам герой рассказывает о себе читателю, но пока ещё не раскрывает своих душевных движений – мы много узнаём о событиях и довольно мало - о чувствах и мыслях героя.
- Слайд 18 Только в последних двух повестях – «Княжна Мери» и «Фаталист» - душа героя раскрывается перед нами вполне: в его дневниковых записях.
Слайд 19 И всё же, говоря словами великого русского критика Белинского, «Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа», потому что нельзя до конца постичь человеческую душу.
- Давайте ещё раз обратимся к чертам характера Печорина. Какие из них могут проявлять в наших современниках? А какие - в вас?
– Слайд 20 Василий Александрович Сухомлинский, русский педагог, дает совет нам: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
- Чего не должно быть в человеке? Того что разрушает душу – ЗЛА.
6. Рефлексия.
- Давайте вернёмся к нашему «Дереву предсказаний», совпали ли ваши прогнозы с тем, чем мы занимались на уроке? Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой?
- Слайд 21 А теперь оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха: выберите нужный для вас уровень и прикрепите туда человечка.
Домашнее задание. Слайд 22 Эссе «Мой Печорин» или сочинение рассуждение «Кто для меня является героем нашего времени? »
- Я благодарю вас за активную и плодотворную работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов в изучении литературы, а также успешной сдачи экзаменов!


Приложенные файлы


Logo Главное меню Урок 1 - История создания. Особенности композицииУрок 1 - История создания. Особенности композиции Урок 2 – «Странный человек»(повесть «Бэла»)Урок 2 – «Странный человек»(повесть «Бэла») Урок 3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч»)Урок 3 – «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимыч») Урок 4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань»)Урок 4 – «Радости и бедствия человеческие» («Тамань») Урок 5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)Урок 5 –»За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Урок 6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист»)Урок 6 – «Для какой цели я родился?» (»Фаталист») Урок 7 – «Я бы хотел любить весь мир»


Logo Путь к роману Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку:»Глаголом жги сердца людей». Лермонтов «обжигал»,рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.


Logo История замысла г. -Драмы «Люди и страсти», «Странный человек» (Юрий Волин, Владимир Арбенин) 1835г. –драма «Маскарад» (Евгений Арбенин) 1836 г. –драма «Два брата» (Александр и Юрий Радины)


Logo Хронология создания романа: 1837 г. – наброски к повести «Тамань»(сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых был сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани в 1837г.) г.г. –публикация в «Отечественных записках» повестей «Бэла», «Фаталист», «Тамань» 1840г. – «Герой нашего времени»(первоначальное название: «Один из героев нашего века») 1841 г. -переиздание, введено предисловие


Logo История создания «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей…Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе» -«Отечественные записки» (1840 г.) «»..образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей…весь роман эпиграмма, в нем религиозности русской народности и следов нет.. Автор нарисовал свой портрет…» - С.О. Бурачок»Маяк» (1840 г.) «…видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» -М. Ю. Лермонтов «Предисловие к роману» (1841)


Logo Особенности романа как жанра Роман – объемное эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в пространстве и во времени В романе, в отличие от повести, основную организующую роль играет не рассказчик, а сюжет,развитие событий. Жанровые разновидности романа: Социальный Политический Философский Психологический Любовный Семейно –бытовой Приключенческий фантастический


Logo Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков. Пушкин «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» Лермонтов «Герой нашего времени» - «история души человеческой»


Logo Сравни! Что интересует авторов: «собранье пестрых глав» «собранье» повестей духовная эволюция героя, жизненный опыт погружение в душу героя, эволюции нет


Logo Смысл заглавия романа «Герой нашего времени» 1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант: -исключительный по доблестям человек; -главное действующее лицо произведения; -человек, являющийся выразителем какой- нибудь среды, эпохи 2).Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?


Logo Особенности композиции романа Хронология сюжета 1.«Тамань» 2.«Фаталист» 3.«Княжна Мери» 4.«Бэла» 5.«Максим Максимыч» 6.Сообщение о смерти Печорина Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3.Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5.»Княжна Мери» 6. «Фаталист» История жизниИстория души


Logo «Бэла» -Мы смотрим на героя через призму двух рассказчиков «Максим Максимыч» Мы смотрим на героя глазами рассказчика «Журнал Печорина» -Герой сам говорит о себе


Logo Анализ предисловия 1 абзац –обращение к публике, «которая так молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее нет нравоучения» 2 абзац –ответ возмущенной критике 3 абзац – цель Лермонтова: «создать портрет, созданный из пороков всего поколения» 4 абзац –объяснение, как он намерен создавать портрет: «нужны горькие лекарства и едкие истины, довольно людей кормили сладостями»


Logo «Странный человек» (анализ повести «Бэла») Роман Лермонтова разбит на эпизоды, которые даны не в хронологии. Отсюда создается ощущение беспорядка жизни. «Бэла» -восточная повесть «Максим Максимыч» - путевая повесть «Тамань» -разбойничья повесть «Княжна Мери» - светская повесть «Фаталист» - философская повесть Но эти эпизоды существуют не само по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.


Logo О роли героев повести В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами – «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча. Лермонтов Повествователь Максим Максимыч Печорин


Logo Романтизм в повести Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов). Но под внешней «романтикой» - реалистическое содержание. Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры). Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет: роман с черкешенкой, усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.


Logo Подумай! Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их. Найдите противоречия в портрете Печорина. Чем вы объясните уменьшительно – ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча? Нравится ли вам Печорин?


Logo Бэла и Печорин Любит ли Печорин Бэлу? Как он добивается ее любви? Почему Бэла сдалась? Победил ли Печорин? Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.


Logo «Странный был малый»… (противоречия характера Печорина: «да» и «но») Печорин прислан в крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле Печорин дворянин, аристократ, богатый человек Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип: «Я хочу» Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни. Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее«свободного поступка»


Logo «Кто разгадает вас?» Суть характера Печорина – противоречие Причина его рефлексии – спор с судьбой. В «Фаталисте» Печорин прямо говорит: «Я решил испытать судьбу» Вызов судьбы есть и в «Бэле»


Logo «Не судьба?» 1.Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы на свадьбе: «..хорош русский офицер,.. только не расти, не цвести ему в нашем саду» 2. С этого момента начинается спор с судьбой: « Нет, расти, нет, цвести!» 3. Финал. Бэла убита. Печорин смеется: он снова (в который раз) проиграл судьбе! «Не цвести» –так и есть!


Logo Подумай! Какую роль в этой истории играет Максим Максимыч? Кто он - сочувственный свидетель или непосредственный участник событий? Объясните его «оговорки»: «было у меня свое на уме»; «черт меня дернул пересказать..все, что я слышал..»; «Хотите пари? –Извольте!»


Logo Какие качества кому соответствуют? Добавь свои характеристики! ПовествовательМаксим Максимыч Печорин Добрый, смелый, противоречивый, не такой, как все. простой, чуткий, непосредственный, умный, литературно образованный, интеллигентный, ограниченный, служака, умный, интересующийся всем, непонятный, загадочный, скучающий, страдающий


Logo Кто какой? Печорин: смелый, честный, противоречивый, деятельный, скучающий, обаятельный, загадочный, страдающий Максим Максимыч: добрый, простой, чуткий, ограниченный, служака, непосредственный Повествователь: неравнодушный, интересующийся всем, литературно образованный, интеллигентный, умный,


Logo Подумай! Почему последние фразы повести обращены не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу? Одинаков ли эмоциональный тон повести? Докажите, что эмоциональный настрой скачкообразный. Почему?


Logo «Да и об чем было нам говорить?» /»Максим Максимыч»/ Почему повесть называется «Максим Максимыч», а не «Печорин»? Объясните эмоциональную интонацию начала повести. Отчего и у кого могла появиться обида? А ирония?


Logo Мы встретились.. Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер? Изменилось ли отношение рассказчика к Максиму Максимычу? Почему? Как отнесся Максим Максимыч к известию приезде Печорина?


Logo Первый психологический портрет в русской литературе: Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.


Logo Портрет Печорина /дополни своими примерами/: Стройный стан, Крепкое сложение В спине, будто не было ни косточки Аристократическая рука Небрежная походка Не размахивал руками при ходьбе Нервическая слабость тела С первого взгляда – ему не больше двадцати трех Потом готов дать ему тридцать лет В улыбке - что-то детское Кожа нежная Глаза не смеялись, когда он смеялся


Logo Подумай! Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки автора в диалоге Печорина с Максим Максимычем: Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,.. Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,.. Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув. Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку. Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по- дружески Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте…


Logo Подумай! Почему расстроен Максим Максимыч? Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь? Что нового мы увидели в Печорине? А как автор относится к Печорину? Кто автор? Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов,а ведь понять означает простить.


Logo «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» Каковы особенности жанра путевых записок? Чем отличается от них дневник? Что такое «Журнал Печорина»? Кто пишет предисловие к «Журналу»? Зачем? Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей, чувств пишущего.


Logo «Возьмите повесть Лермонтова « Тамань», - в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык…!» Д.В. Григорович


Logo Печорин глазами Печорина «Тамань –самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть –чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить» Дайте характеристику Герою по первой фразе его дневника. Печорин быстрый, энергичный, решительный, категоричный в суждениях. Но первая фраза – это экспозиция, в которой есть информация, которая не « прорастет». Эта несогласованность –тоже форма характера Печорина.


Logo Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань? Поздняя ночь Стал требовать Три ночи не спал Измучился Стал сердиться


Logo Подумай! Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости? Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? Печорин раскладывает вещи…(?) Осматривает пристань..(?) Долго стоит на берегу..(?) Рассуждает о людях..(?) Разговаривает с мальчиком..(?) Берет оружие..(?)


Logo «Я решил твердо достать ключ к этой загадке»… Как относятся к «нечистому» месту в городе? Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? Кто в повести «бросает вызов» Печорину? Что здесь за тайна? Почему Печорин говорит об увиденном ночью слепому и «ундине», но ничего не говорит своему денщику?


Logo Печорин –романтик? Моя певунья Огненный поцелуй Сила юношеской страсти Невольное биение сердца Я доканчивал второй стакан чая Эта комедия начинала мне надоедать В сенях она опрокинула чайник Я схватил ее одной рукой за косу, другой за горло


Logo «Опрокинутый» романтизм Лермонтова Лермонтов использует возвышенные слова, романтический стиль, его герои таинственны. Но все это нужно ему для того, чтобы показать правду жизни.


Logo Подумай! Чем объясняется горькая интонация финала повести? Почему Печорин так яростно хотел войти в круг контрабандистов? Если вновь «не судьба», то какова же «судьба»? Что суждено Печорину?


Logo «За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери») Какое представление у вас складывается о Печорине по первым фразам повести? Докажите, что как только он идет к людям - он меняется. Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»? Зачем ему эта «маска»?


Logo «Водяное общество» Пьют, но не воду… Лечатся, но не от болезней… Шутят, но не от радости… Любят, но..(продолжите мысль..) Почему поединок с «водяным обществом» неизбежен?


Logo Печорин и Грушницкий Докажите, что Печорина злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого? На чьей стороне ваши симпатии?


Logo Печорин и княжна Мери(история отношений) -Мери отвергает его (не судьба?); -Печорин старается ее разозлить; -Пари Грушницкого с Печориным; -Бал в ресторации; «Дело сделано!» Вначале Печорин видит в Мери избалованную барышню, играет с ней. Но по мере пробуждения ее души, отношения становятся иными. Печорин жестоко судит себя.


Logo Печорин и Вера Каким мы видим Печорина в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.


Logo Печорин и Вернер Почему Печорин обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?


Logo Дуэль Дуэльный поединок - не русская традиция, а заимствованная. Принесли с собой эту традицию военные иностранцы, которых приглашал Пётр Первый, создавая новые полки. Позже к дуэлям приобщились и русские дворяне, которые перенимали аристократические манеры европейцев. И Пётр Великий, и Екатерина II запрещали дуэли, выпустив указы, наказывающие за участие в поединках – вплоть до смертной казни. Сами понятия "поединок чести", "дуэль" связаны с благородным сословием, которое претендовало на высокую привилегию "честь", которую надо было отстаивать с оружием в руках. Дело чести заканчивалось либо примирением до поединка, либо самим поединком. Дуэль проводилась по строгим условиям(в России эти условия были намного жестче), которые обговаривались предварительно. Обязательное условие –наличие секундантов, врача.


Logo «Не спится…» 16 июня. Что делал Печорин в ночь перед дуэлью? Какова роль утреннего пейзажа? Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым? Почему?


Logo «На краю пропасти…» Цели Грушницкого:Цели Печорина: -устроить из дуэли фарс; -восстановить свою человеческую ценность -доказать, что он не жалкий мальчик, но мужчина -защитить честь княжны Мери; -воздействовать на совесть Грушницкого; -осмыслить происходящее (судьба –не судьба?) Logo «Фаталист» Фатум –судьба Фатальный – предопределенный роком, судьбой Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что в этом мире все заранее якобы предопределено судьбой, роком Фаталист –человек, проникнутый фатализмом, верящий в предопределение свыше


Logo «Что властвует нами?» Чем необычен Вулич? Почему Печорин называет его «существом необыкновенным»? Что странно Печорину в поведении Вулича? Убедил ли случай с Вуличем Печорина в том, что человек подчинен предопределению?


Logo «Я вздумал испытать судьбу…» Докажите, что фатализм Печорина не слепой, а действенный. Фатализм Печорина (и Лермонтова) не укладывается ф формулу: «От Своей судьбы не уйдешь». У этого фатализма иная формула: «Не покорюсь!»


Logo Кризис веры Печорина Нет альтруизму (альтруизм -бескорыстное действие во имя добра другому человеку) Есть сомнение и нет традиции Нет морали (мораль –правила, которые выработало человечество) Есть право каждого действовать по своей воле Эгоцентризм В центре мироздания «Я» человека


Logo «Я бы хотел любить весь мир…» Объясните грани душевной трагедии Печорина, комментируя выделенные слова текста: «В первой молодости моей я был мечтателем.. Но что от этого мне осталось?.. одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли,.. Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко..»


Logo Смысл кольцевой композиции романа Какой смысл имеет композиционное обрамление романа? Какой смысл имеет построение, когда о смерти героя мы узнаем в первой половине романа? Выберите схему, иллюстрирующую путь Печорина


Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…


Logo Литература: Н. Долинина «Печорин и наше время» - М, «Детская литература»,1985 И.В. Золотарева, Н.В Егорова «Поурочные разработки по литературе, 9 класс» -М, «Вако»,2008 В.Г. Маранцман «Художественная литература» -М, «Просвещение», 1991


Logo Ресурсы ИНТЕРНЕТ Слайд 3, 9, 52 g g Слайд4, 14,27 Слайд10, Слайд»15 Слайд17 Слайд 12,18 – Слайд18 - Слайд Слайд 12,26 - Слайд27http:// Слайд31 g g Слайд»20, Слайд Слайд 32,35 -


Logo Слайд 12,28, 29, 55,36 - Слайд Слайд 43 Слайд12,38 govno.com/images/knjazhnameri/knjazhnameri_5.jpg Слайд»41 Слайд12,42 Слайд44 Слайд46 Слайд47 Слайд 45 Слайд 16,49 Слайд50 Слайд Слайд 53- Слайд 40,59

Конспект урока по русской литературе на тему:

«Герой нашего времени». История создания

Тема: «Герой нашего времени». История создания.

Цели:

1) Образовательная: познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; проанализировать «Предисловие» к роману;

2) Развивающая: развить навыки конспектирования и навыки анализа текста;

3 ) Воспитательная: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя.

Форма урока: урок-лекция.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг.

Ход урока

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению прозы М.Ю. Лермонтова, а именно к роману «Герой нашего времени».

II. Лекция учителя.

1. История создания романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» .

Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием бы ли объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного челове ка, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Пре дисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла.

2. Особенности композиции.

1. Нарушение хронологической последовательности

2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновре менная их связь, цикличность.

3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой).

Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «ис торию души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хроноло гической последовательности событий определяется идей ным замыслом автора и подчинено движению от внешне го к внутреннему, от действий и поступков героя к моти вам, побудившим его к этим поступкам, от загадки - к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествова ния (выскажем эту мысль априори па вступительном за нятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каж дой из повестей).

(Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа.

Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кав каз в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его стол кновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае - июне 1832 г. ему разреша ется пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником исто рии с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (по весть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Гру зию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некото рое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие к «Жур налу Печорина»)

III. Комментированное чтение «Предисловия» к ро ману М. Ю. Лермонтова.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Выразительно прочитайте «Предисловие» к ро ману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману? (Это своеобразный ответ на современную критику.)

3. В чем видит писатель особенности образа глав ного героя? («Герой Нашего Времени, милостивые го судари мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поко ления, в полном их развитии».)

5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить без нравственное, порочное общество? («Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог зна ет! »)

IV. Домашнее задание.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.