Витрувианский человек где находится. "Витрувианский человек": инженерный проект или высокое искусство. Художник, ученый, инженер - Леонардо да Винчи

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

"Витрувианский человек" - это один из самых знаменитых рисунков Леонардо Да Винчи, который примерно в 1490 году был помещен в одном его журнале. На этом рисунке изображена обнаженная фигура мужчины в двух позициях, наложенных друг на друга. Фигура мужчины с руками и ногами, разведенными в стороны, внесена в окружность, а с разведенными руками и сведенными вместе ногами - в квадрат. Витрувианский человек Леонардо символизирует канонические пропорции.

Рисунок в журнале сопровождается пояснительными надписями. Если его исследовать, то на самом деле можно заметить, что положение рук и ног составляет не две позы, как кажется на первый взгляд, а четыре.

Витрувианский человек как произведение искусства и как научная работа

При смене поз создается впечатление, что фигура в центре движется. Но в действительности пуп фигуры остается неподвижным, а центром квадрата являются половые органы. В дальнейшем именно эту методику Корбюзье использовал для создания шкалы пропорций, которая повлияла на архитектурную эстетику XX века. В соответствии с сопроводительным текстом рисунок был создан для того, чтобы определить пропорции мужского тела. Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия, именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

Символ симметричности тела человека

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи - это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Центром тела, фиксированного квадратом, является фаллос, центром движущейся фигуры - солнечное сплетение. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа (круга) и материи (квадрата).

Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера, то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину, который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

Витрувианский человек - это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

Интересные сведения

В современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.

Есть одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи - это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.

Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего "Витрувианского человека" напоказ

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".

2. Сочетание искусства и науки


Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия


Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо


В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл


В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".

6. "Витрувианский человек" — только один из многих набросков


Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек — идеал мужчины


Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал "Витрувианского человека" с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему


Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: "Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий".

11. Тело расчерчено мерными линиями


Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия


Эскиз также называют "Канон пропорций" или "Пропорции мужчины".

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности


Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. "Витрувианский человек", как правило, хранится под замком в "Галерее Академии" в Венеции.

Витрувианский человек.

Введение:

является всемирно известным рисунком созданным Леонардо да Винчи в 1487 году. Его работа, основана на работе Витрувия. Человек по имени Маркус Витрувий Поллион (р. с. 80-70 до н.э., умер после с. 15 г. до н.э.), римский писатель, архитектор и инженер, активный в 1-м веке до нашей эры. Ж ив был ещё в период рождения и жизни Иисуса Христа. Известно что, да Винчи, назвал свой рисунок человека вписанного в квадрат и круг в честь древнего ученого " ". Большинство людей не знают что 2000 лет назад существовал гениальный ученый, Vitruvious, который как и да Винчи в своё время, создавал рисунки и чертежи механизмов, но он ещё пытался вывести математический код или универсальную математическую формулу на основании которой создатель творил человека, которая по его представлениям несомненно существовала.

Вот как Ветрувий описывал человеческое тело.

  1. Расстояние от кончика среднего пальца, самого длинного, до основания из четырёх пальцев, самого низкого равняется ширине ладони.
  2. Длина ступни состоит из трёх ладоней.
  3. локоть состоит из шести ладоней.
  4. четыре локтя это высота человека или 24 его ладони.
  5. ширина шага соответствует расстоянию в четыре ладони.
  6. расстояние между кончиками пальцев разведённых человеческих рук составляет его высоту.
  7. 1/10 его высоты составляет расстояние от подбородка до линии волос.
  8. 1/8 его высоты составляет расстояние от подбородка до макушки.
  9. 1/4 его высоты составляет расстояние от сосков до макушки.
  10. 1/4 его высоты составляет maximum ширины плеч.
  11. 1/4 его высоты составляет расстояние от кончика руки до локтя.
  12. 1/8 его высоты составляет расстояние от подмышки до локтя.
  13. 2/5 его высоты составляет длина руки.
  14. 1/3 длины его лица составляет расстояние от носа до подбородка.
  15. 1/3 длины его лица составляет расстояние от бровей до линии волос.
  16. 1/3 длины лица составляет длина ушей.
  17. Центром окружности является пупок человека.

На рисунке, выполненном пером и чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша на бумаге, изображается обнаженная мужская фигура в двух наложенных позициях с разведенными руками, с ногами сведёнными вместе, вписанные в квадрат и отставленных друг от друга руками и ногами и одновременно вписанных в круг. При внимательном рассмотрении рисунка выясняется, что центром круга является пуп человека, а центром квадрата его половые органы. Рисунок иногда называют каноном пропорций, или реже, пропорцией человека. Он хранится в Галерее dell"Accademia в Венеции, Италия, и, как и большинство работ да Винчи выполненных на бумаге, выставляется для всеобщего обозрения только время от времени.

Леонардо да Винчи, Витрувианский человек, 1487, 34,4 ? 25,5 см (13,5 ? 10,0 В)

Работы римского архитектора Витрувия (Маркус Витрувий Поллион), описывающий совершенство человеческой формы в геометрических терминах, были источником вдохновения для многих художников эпохи Возрождения. Только один из них, несравненный и гениальный Леонардо да Винчи, был успешным в изображении правильной пропорции выполненной в работе “Витрувианский человек ”, и в результате чего этот рисунок впоследствии стал самым известным рисунком в мире, признанным каноном пропорций физического тела человека и красоты. Только обширные знания в анатомии и геометрии позволили Леонардо да Винчи решить эту задачу, выполнить этот уникальный рисунок.

Рисунок основан на корреляции идеальных человеческих пропорций с геометрией которые описывались древним римский архитектором Витрувием в третьей книге его трактата De Architectura. Витрувий описал человеческую фигуру, как источник имеющий основную долю среди классических заказов для художников. Другие художники пытались изобразить это на холсте, с меньшим успехом. Чертеж традиционно назван в честь его создателя, который развил идею и сделал описание математических и геометрических пропорций.

Изображение стало примером сочетания искусства и науки эпохи Возрождения и обеспечило большой интерес Леонардо к пропорции. Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыткам Леонардо отнести человека к природе. В Британской энциклопедии говорится: "Леонардо предусматривал большое изображение схемы тела человека, он создал , как анатомический рисунок и в то же время, как cosmografia-dell-minor Mondo (космографию микрокосма). Он считал, что если понять математические принципы по которым создано человеческое тело, можно будет по аналогии понять математические принципы создания вселенной. "Кроме того, по мнению некоторых, Леонардо символизировал материальное существование,как квадрат, а духовную жизнь как круг. [Источник: Wikipedia.org]

Витрувий, De Architectura: ПЛАНИРОВАНИЕ храмов, книга 3, глава I

1. Планирование храмов зависит от симметрии: и метод этой архитекторы должны усердно запомнить. Она возникает из пропорции (что по-гречески называется analogia). Доля состоит в принятии фиксированного модуля, в каждом случае, как для части здания и для всего, с помощью которых методом симметрии создаётся на практике. Ибо без симметрии и пропорции в плане невозможно построение храма, то есть, он должен иметь точный разработанный план с рассчитанной симметрией, как можно увидеть на более мелкой модели, это модель построения творцом совершенного человеческого тела

2. Природа так запланировала человеческое тело, что лицо от подбородка до верхней части лба и корней волос составляет десятую часть тела человека, и ладонь от запястья до вершины среднего пальца в такой же степени, головы от подбородка к короне, восьмая часть, от верхней части груди с нижней части шеи до корней волос, шестая часть, от середины груди к короне, четвертая часть, третья часть от высоты лица из нижней части подбородка к нижней части ноздри, нос из нижней части ноздрей к линии между бровями, столько же, от этой линии к корням волос, лоб дается как третья часть. Нога 1/6 высоты тела; локоть1/4 , грудь и 1/4 . Другие члены также имеют свои собственные пропорциональные измерения. И с помощью этих знаний, древние художники и известные скульпторы достигли больших и неограниченных возможностей присоздании своих шедевров.

3. В соответствии с подобной схемой построения человеческого тела, части планируемого храмы должны рассчитываться в таких же пропорциях, чтобы размеры их отдельных частей соответствовали общей сумме всей величины храма. Теперь что касается центра, пупок естественно, точно в центре тела. Ибо если человек лежит на спине, руки и ноги раскинув, то в центре круга размещен его пупок, его тело, руки и ноги будут вписаны в окружность. Так же дело обстоит и с квадратной формой, квадрат вписанный в рисунке, такая же круглая цифра получается. Ибо, если мы измеряем от подошвы ноги до верхней части головы, а также расстояние между раскинутых рук, широта будет найдена равной высоте, как и строения, которые возводятся в квадрат по тем же правилам.

4. Поэтому, если природа запланировала человеческое тело так, что части его соответствует их пропорции к его полной конфигурации, то древние, похоже, имели все основания соблюдать пропорции в процессе выполнения своих работ, они должны были соблюдать точную настройку нескольких частей к общей структуре плана. Поэтому, так как во всех своих работах они придерживались плана, они сделали так, особенно при создании храма, превосходства и недостатки которого, обычно превозносят в последующих веках. [Источник: aiwaz.net]

Геометрические построения Витрувианский человек Леонардо да Винчи.

Предполагается, что в пропорции круг и квадрат отражается Золотое сечение. Здесь мы представляем анализ, который показывает, что это предположение неверно.

Если окружность имеет радиус = 1 контур, сторона квадрата равна:

1,656 для Витрувианского человека

1,618 постоянная Золотого сечения

1,571 примем за состояние: окружности круга = периметру площади

1,772 примем за состояние: площадь круга = площадь квадрата

Рис. 1 Сравнение истинного прямоугольника в золотом сечении с прямоугольником в рисунке Витрувианский человек.

Рис. 2 круг и квадрат на основе пропорции золотого сечения.

Квадратура круга является проблемой, предложенной древними геометрами. Это задача построения квадрата в той же области данного круга, используя только конечное число шагов с циркулем и линейкой.

Рис. 2b Квадратура круга.

Изображение справа: Квадратура круга. области этой площади и этого круга равны

Изображение слева: Окружность круга равна периметру площади.

Рис. 2b Левый показывает круг с радиусом = 1 и квадрат со стороной = 1,571.Окружность круга = 6,28 ... квадрат со стороной 1,571 периметру имеет равное 6,28 .

"Витрувианский человек" - рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата "10 книг об архитектуре" занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.

Художник, ученый, инженер - Леонардо да Винчи

Картина "Витрувианский человек" была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как "Дама с горностаем", написанная в 1490 году, незадолго до создания "Витрувианского человека", или "Тайная вечеря", увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной "Джокондой", созданной в период с 1505 по 1519 гг.

Каноны

Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:

  • Ordinatio - абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas - красота, utilitas - польза, firmitas - прочность конструкции.
  • Dispositio - основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
  • Eurythmia - определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
  • Symmetria - эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
  • Decor - декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
  • Distributio - описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.

Геометрия

Картина "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция - с разведенными в стороны ногами и руками - вписана в окружность, вторая - с разведенными руками и сведенными ногами - вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести - только опосредованно.

"Витрувианский человек" - самая известная картина Леонардо да Винчи после "Джоконды". Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека "ноги вместе, руки врозь" вписывается в геометрическую фигуру, которая называется "Квадрат древних", а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется "пупок", то есть место отхода пуповины при рождении человека.

Расчеты

Вот как выглядит "Витрувианский человек", значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа :

  1. Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
  2. Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
  3. Шесть ладоней равны длине локтя.
  4. Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
  5. Шаг равен одному локтю и одной ладони.
  6. Руки в размахе равны росту человека.
  7. Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
  8. Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
  9. Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
  10. Ширина плеч - 1/4 роста.
  11. Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
  12. Расстояние от локтя до подмышки - 1/8 роста.
  13. Длина руки - 2/5 роста.
  14. Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
  15. От бровей до линии волос - треть длины лица.
  16. Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.

Символика

"Витрувианский человек" Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.

При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это "пупок" человека, как символ появления на свет. Второй - центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.

"Витрувианский человек" преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы "Модулор", отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и "Модулору" в его практическом применении.

Плащаница

Также существует предположение, что рисунок "Витрувианский человек" - это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.

Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня "Витрувианский человек", смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.