Работа секции «Святость материнства – основа формирования любви к родине» прошла в рамках форума «Будущее России – в руках матерей. «Святость материнства - это материя любви

Святость материнства

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла.

Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье.

В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества.

В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью.

Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья.

И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1).

Итак, семья – ковчег спасения.

Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир.

Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек.

Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи.

Почему же это происходит?

Мы стремительно вступили в общество потребления. Главная его ценность – качество жизни в смысле материального благосостояния, комфорта. Вполне понятно, что для этого много детей, а часто и семья вообще – помеха. Больше того, для либеральных ценностей современных демократий семья как общественный институт – это анахронизм, мешающий прогрессу.

Современная жизнь наполнена лозунгами: «Оторвись!», «Оттянись!», «Бери от жизни все!», «Живи со вкусом!» – эти девизы буквально кричат нам с экранов телевизоров, лезут в глаза с рекламных щитов на улицах, с этикеток бутылок. Они воспитывают в молодом человеке глубокий эгоизм, легкое отношение к жизни, учат воспринимать жизнь как беспрерывное удовольствие. Жизнь – игра, жизнь – шоу.

Бытует такое выражение: «Ничто так не лишает человека свободы, как семья».

Вместо традиций супружества, связывающих двоих в единое нерасторжимое целое со множеством обязанностей, предлагается его суррогат – беззаботное партнерство автономных личностей, совершенно не зависимых друг от друга. Это приводит к полному отсутствию каких-либо ограничений в сфере половой жизни.

Вместо отношения к чадородию как к «священному дару жизни» навязывается идеология аборта. По данным статистики, в России ежегодно убивается во чреве почти 5 млн. детей. Это вполне сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне. Идет необъявленная война против своего народа.

Такие жизненные установки – «Возьми то, что хочешь, любой ценой» – прямая противоположность тем основам, на которых формируется традиционная семья. Ведь семья, дети, а тем более много детей – это постоянное самопожертвование, это бессонные ночи, это нехватка личного времени, это не прекращающиеся в течение жизни заботы: роды, пеленки, школы, вузы; маленькие дети еще не выросли, а уже появились первые внуки.

Это, в конце концов, очень экономная материальная жизнь для всей семьи. Но зато большая семья – это место, где учатся любви, взаимовыручке, учатся трудиться, где умеют жертвовать ради блага другого, где всегда детский смех, где вырастают настоящие патриоты своей Родины, где радости и горе – общие, и радостей гораздо больше. Библейский псалмопевец Давид восклицает: Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева (Пс. 126, 3).

Протоиерей Андрей Юревич, благочинный Енисейского благочиния

КРЕПКА СЕМЬЯ – КРЕПКА И ДЕРЖАВА!

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Святая Царица-Мученица Александра «О браке и семейной жизни» СЕМЬЯ и ДЕТИ – вечная и непреходящая ценность, вечное испытание и самая большая в жизни награда. Нет дела важнее, чем сбережение спокойствия и радости наших детей. Мы в ответе за их счастье, за воспитание их здоровыми, добрыми и достойными гражданами России.

Семья на Руси всегда почиталась как основа общества и государства. Все нравственные и социальные устои служили укреплению семьи. Российская семья сохранилась несмотря на самые жгучие вихри исторических перемен, и вo всех житейских испытаниях непоколебимым остаётся единство и взаимная любовь родных и близких людей. Замечательные традиции национального семейного воспитания, заповеди бережного отношения к родителям – это наше нерастраченное в веках духовное наследство. Это то, что укрепляет Россию изнутри, что делает её мощным социальным монолитом.

Нам многое предстоит сделать по укреплению экономических, социальных и нравственных устоев семьи. Я убеждён, что эта задача россиянам по плечу, потому что за нами великая отечественная история и богатейшая многонациональная культура. А самое главное – у нас такая прекрасная, умная, мыслящая, такая любящая детвора!

Oт нас, взрослых, зависит, чтобы у наших детей каждый день был добрым и светлым. Так постараемся сделать их жизнь полной любви и радости, чтобы в наших семьях всегда был лад, а значит, и общее счастье!»

Владимир ЯКУНИН,

председатель Попечительского совета Центра национальной славы России

и Фонда Святого Всехвального апостола

Андрея Первозванного

Семья играет огромное значение в жизни общества. Взгляд на жизнь, образ ее восприятия закладываются в семье. Именно семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовнорелигиозную, национальную и отечественную традицию. Каким будет человек: будет ли он любить свое Отечество, ценить и уважать окружающих его людей, воспитывать своих собственных детей в вере и любви к Родине – зависит от той атмосферы, которая окружала его с детства. Тем более что сам человек не волен выбирать семью, в которой он хотел бы родиться. Для него это уже некая данность, и эта данность оказывает влияние на всю жизнь человека, без его на то непосредственной воли. Как важно помнить об этом родителям! Ведь в их силах (и это их прямая обязанность!) направить ум и сердце ребенка, его желания и стремления в правильное русло.

Что такое семья? Семья это не договор: ты мне – это, а я тебе – то; ты меня будешь содержать, а я тебе буду доставлять все радости жизни. Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24), т. е. семья – прежде всего единство, такое единство, при котором муж и жена не мыслят себя отдельно от другого. Супруги становятся в подлинном смысле «половинками» друг друга. Ведь недаром многие, прожившие в браке много лет, и внешне похожи друг на друга.

Человек состоит из тела, души и духа. Семейное единство двух «половинок», и шире – все семейное здание, строится на взаимной любви (производная этой любви – родительская любовь и любовь детей к родителям и между собой). Но любви не материальной, не плотской любви двух тел, а любви духовной (в древности многие благочестивые супруги, родив и воспитав детей, решали оставшиеся годы прожить по взаимному согласию как брат с сестрой), постоянно готовой отдать себя другому, заботиться о нем и оберегать его; радоваться и печалиться вместе с ним. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но и по общности жизни. Рождение ребенка, его болезнь или даже смерть – все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.

Супружеская любовь – очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны. Апостол Павел сравнивает их с отношениями Христа и Церкви (Еф. 5, 23–24). Мужья, – писал апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… (Еф. 5, 25, 28–29).

По словам Сент-Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божия на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в отношении супруга. Именно такой смысл имеет известная фраза: жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33), – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Хорошая, благодатная боязнь порождает внимание к любящему, охраняет отношения супругов. Надо бояться делать все то, что может обидеть, огорчить другого, о чем не хотелось бы сказать жене или мужу. Это – страх, сохраняющий брак.

Четвёртый форум Всероссийской программы «Святость материнства», тема которого обозначена как «Многовековые традиции семьи - фундамент будущего России», состоялся 26–27 ноября в Казани.

Его торжественное открытие прошло в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева. Он начался фестивалем «Семья Татарстана». Затем состоялось пленарное заседание «Многовековые традиции семьи - фундамент будущего России».

Форум собрал не только представителей РПЦ, но и лидеров мусульманского духовенства, а также федеральных и региональных чиновников различного ранга.

Открывая форум, президент Татарстана Рустам Минниханов заявил о необходимости укреплять нравственные ценности, институт семьи и брака. Он напомнил, что серьёзными вызовами для республики и «всего цивилизованного человечества сегодня являются терроризм и религиозный экстремизм», распространение сектантских учений.

В работе форума, девяти параллельных сессий и «круглых столов» приняла участие орловская делегация, состоящая из пяти человек.

Рассмотрим, как зарождалось движение, сформировавшееся впоследствии в программу «Святость материнства».

Демографическая программа «Святость материнства» разработана в 2006 году общественной организацией Центр национальной славы. Основная цель программы - формирование в общественном сознании отношения к семье, материнству, отцовству и детству как величайшим ценностям через восстановление духовного и нравственного потенциала российской сеиьи.

Семья - это средоточие всего самого важного, что есть в этой жизни. И она же является непременным условием реализации всех лучших надежд, планов, перспектив. К сожалению, демографическая ситуация в современной России может быть признана катастрофической. С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В течение 15 лет с этого времени в России ежегодно умирали более 2 миллионов человек, что в расчёте на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и Соединённых Штатах Америки, и в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире. И в это же время ежегодно рождались только 1,5 миллиона человек. Начиная с 2000 года в России отмечается рост рождаемости. Но её уровень недостаточен даже для простого воспроизводства населения.

Конституция Российской Федерации определяет, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Проблема катастрофического сокращения населения и задача сбережения народа были обозначены на государственном уровне. Была принята долгосрочная концепция демографической политики на период до 2025 года, сделан ряд важных шагов для улучшения материального положения российских семей: введены системы родовых сертификатов и материнский капитал, значительно повышены семейные пособия, реализуются программы по улучшению жилищных условий молодых семей.

В 2008 году был проведен Год семьи, что привлекло приоритетное внимание к этой теме и со стороны средств массовой информации, и со стороны всего общества. На высшем государственном уровне существует Комиссия при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных нацио­нальных проектов и демографической политике.

Мы также знаем, как много усилий прилагается Русской Православной Церковью в её духовно-просветительском служении и конкретной заботе о семьях, детях, пожилых людях, которые нуждаются в помощи. В 90‑е годы прошлого века именно священнослужители Русской Православной Церкви стали первопроходцами многих направлений защиты семьи и материнства. Сегодня попечение о семье возложено на Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемый владыкой Пантелеимоном.

Много общественных организаций, благотворительных фондов ведут активнейшую работу, направленную на поддержку семьи, спасение человеческих жизней, утверждение семейных ценностей. Одним из примеров организаций, успешно работающих в этой сфере, является Фонд социально-культурных инициатив, усилиями которого в нашу жизнь вошла традиция замечательного праздника - Дня семьи, любви и верности. И руководитель этого фонда Светлана Владимировна Медведева сегодня с нами.

Проводя выездные заседания в регионах, участники программы видят, как упорно и самоотверженно работают многие региональные общественные организации, в которых трудятся зачастую просто настоящие подвижники. Это убеждает в том, что наиболее заметные результаты в сфере защиты семьи достигнуты там, где налажено конструктивное сотрудничество государства, общества и Церкви.

Участники форума убеждены в том, что только вместе, в системе продуманного взаимодействия и партнёрства представители государства, общества и Церкви могут стать силой, которая действительно может изменить демографическую ситуацию и преодолеть кризис традиционной семьи.

Понимание необходимости проведения форума сформировалось именно в ходе реализации Всероссийской программы «Святость материнства» в регионах. Учитывая сложность и многогранность проблемы, одновременно развивается несколько проектов, главной целью которых является защита традиционной многодетной семьи через возрождение традиционных ценностей. Несколько слов об этих проектах.

Один из основных проектов называется «Ты не одна». Он направлен на помощь беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и предотвращение искусственного прерывания беременности. Специалист в ходе беседы-консультации с женщиной, решившейся на прерывание беременности, пытается создать внутренние психологические условия для того, чтобы мама выбрала для своего ребёнка жизнь. И, наверное, главное из этих условий заключено в словах «ты не одна». То есть человек не одинок, рядом есть люди, которые готовы прийти на помощь и которые желают маме и её будущему ребёнку счастья. Это непростой, но весьма эффективный путь.

Три года реализации проекта в Красноярске показали, что 16 процентов планировавших аборт женщин после консультации со специалистами приняли решение в пользу сохранения ребёнка, что в масштабах страны могло бы составить более 200 тысяч жизней в год. Вы только вдумайтесь: 200 тысяч жизней в год сохранить в наших силах сейчас, предприняв некоторые шаги!

Итак, стартовав в одной из женских консультаций Красноярска, получив первые положительные результаты, проект постепенно расширяет свои границы, и сегодня он реализуется в нескольких регионах. В 2010 году к реализации проекта подключились Вологда, Орёл, Рязань, Саранск и Смоленск.

По инициативе Центра национальной славы и Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска совместно с Институтом психологии и педагогики развития и Красноярским государственным медицинским университетом была разработана уникальная программа повышения квалификации психологов по доабортному консультированию. В рамках форума после завершения «круглых столов» состоится семинар для группы психологов из различных регионов, присоединившихся к нашей программе.

Нужна работающая межрегиональная сеть, но не так называемых центров планирования семьи, а центров защиты материнства. И в первую очередь на форуме говорили о необходимости создания базового центра защиты материнства для подготовки на его основе специалистов и распространения этого опыта в регионы России.

Особое внимание уделяется совместной работе со средствами массовой информации. Инициировалось подписание региональными журналистами меморандума «О формировании средствами массовой информации семейных ценностей». В нём отражена проблема социальной ответственности каждого журналиста за духовно-нравственное состояние общества. И желание тех, кто подписал меморандум, - сделать всё возможное в своей работе для укрепления традиционной семьи. На сегодняшний день меморандум подписали уже более 800 представителей телерадиокомпаний, редакций газет, рекламных агентств в 12 регионах России.

Были созданы общественные экспертные советы по взаимодействию со СМИ, которые работают в целом ряде регионов. Общественный экспертный совет - не цензура, и это прекрасно понимают журналисты. Совет, по существу, - это саморегулирование общества по отношению к информационному полю, в котором оно существует.

Серьёзным шагом к изменению информационного пространства России могло бы стать принятие законодательного акта об общественном экспертном совете по телевидению на региональном и на федеральном уровнях. Основные цели разработанных проектов законов - создание независимого от власти и руководства СМИ органа, который был бы способен защищать общественную нравственность, ограничивать злоупотребление ложно понимаемой свободой массовой информации на телевидении.

Данным проектом заинтересовались законодатели ряда субъектов Федерации, и, возможно, в скором времени такой закон будет принят. В результате на региональном уровне появится реальный инструмент влияния общественности на изменение информационного пространства страны и ограничения разрушительного действия некоторых информационных продуктов на внутренний мир человека.

Ещё одним проектом, реализуемым в рамках программы «Святость материнства», является развитие волонтёрского движения. Привлекается студенческая молодёжь к участию в просветительских акциях и оказанию конкретной помощи нуждающимся семьям. Участие в этих добрых делах даёт молодым людям очень важный опыт духовной щедрости.

На сегодняшний день волонтёрское движение программы «Святость материнства» развивается в разных регионах - от Калининграда до Сахалина. На базе Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева создан волонтёрский штаб программы «Святость материнства», координирующий деятельность в регионах.

Весомой составляющей программы «Святость материнства» является просветительская работа. Проводятся творческие конкурсы, посвященные семье, а затем организуются выставки, издаются книги по их итогам. Одним из таких изданий стал двухтомный альбом «Семейный атлас России».

Совместно с Благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детства и Московским филиалом Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» была проведена кампания, направленная на увеличение количества детей в семье, приуроченная к 1 июня, Дню защиты детей. В ходе этой кампании разместили социальную рекламу, несущую радостный положительный заряд, более чем на 300 объектах транспортного комплекса Москвы, Санкт-Петербурга и городов, где в течение года проводились выездные круглые столы. Это Псков, Ростов‑на-Дону, Саранск, Екатеринбург, Белгород, Ярославль. В дни работы форума социальная реклама была размещена также на железнодорожных вокзалах.

Программа «Святость материнства» активно развивается, оправдывая свой всероссийский статус. Только в 2010 году делегация Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного посетила шесть российских регионов в пяти федеральных округах. В ходе этих поездок с руководством каждого из регионов было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках программы.

Но все усилия недостаточны для того, чтобы изменить ситуацию в семейной сфере, которая сама по себе является отражением экономической, правовой, нравственной ситуации в стране. Совместная работа в рамках форума принесла свои конкретные результаты, которые условно можно разделить на три категории.

Первая. Рекомендации федеральным и региональным властям по усовершенствованию государственной политики в семейной сфере. В частности, хотелось бы подчеркнуть целесообразность и даже необходимость создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку и реализацию семейной политики. Есть своё видение первоочередных задач для решения на государственном уровне, главная из которых - признание института традиционной семьи одной из определяющих ценностей в жизни государства.

Второе. Развитие конкретных региональных и межрегиональных общественных проектов, направленных на защиту традиционной многодетной семьи и традиционных семейных ценностей. Среди этих проектов: проведение в 2011 году медико-просветительской акции «Поезд милосердия» в рамках железнодорожного переезда Владивосток - Москва; проведение летом 2011 года молодёжного лагеря волонтёрского актива; создание базового центра защиты материнства, поддержка существующего многоканального телефона доверия, ориентированного на консультацию женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, и другие инициативы.

Третье и очень важное - развитие системы сетевого сотрудничества общественных организаций, работающих в семейной сфере. Информационной платформой этого общения предлагается сделать специально созданный интернет-портал, адрес которого: sm.cnsr.ru. Цель этого взаимодействия - координация деятельности разрозненных организаций, занимающихся своими проектами, организация регулярного обмена опытом и методиками работы, совместное обсуждение новых инициатив и разработка новых проектов.

Проведение этого мероприятия стало ярчайшим свидетельством того, как много в России честных, неравнодушных и активных людей. Они воспитывают молодёжь, помогают многодетным семьям, заботятся о сиротах и ребятишках, которые болеют.

Участники форума побывали на экскурсиях: «Вечерняя Казань», Казанском кремле, на острове в Свияжском мужском монастыре. Присутствовали орловцы на молебне в Рождественском храме столицы, где находится Казанская икона Божией Матери.

В итоговом обращении участников форума отмечается, что именно традиционная семья при любых исторических обстоятельствах и социально-экономических условиях играет определяющую роль как для благополучного демографического развития, так и для сохранения духовной и культурной самобытности нашего Отечества.

Анатолий Мищенко,
участник форума.

Работа секции «Святость материнства – основа формирования любви к родине» прошла 23 ноября в рамках Межрегионального форума «Будущее России – в руках матерей» в Доме дружбы. Ее модераторами стали член Общественной платы России, куратор Всероссийского общественного движения «Матери России» по Северо-Кавказскому федеральному округу Ляйла Амерханова и уполномоченный при Главе Дагестана по защите семьи, материнства и прав ребенка Рабият Закавова.

Открывая заседание, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Всероссийского общественного движения «Матери России» Валентина Петренко отметила, что самая большая ответственность за воспитание детей ложится на матерей. «Государственная политика выстраивается таким образом, что приоритет отдается поддержке и защите семьи. Вот уже на протяжении пяти лет реализуется Указ Президента РФ Владимира Путина “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”, направленный на воспитание и развитие детей», – подчеркнула она.

Председатель ВОД информировала присутствующих о реализации общественным движением «Матери России» проекта «Сохраним жизнь маме» по профилактике рака молочной железы среди женщин в Российской Федерации. Другой проект «Подвиг матери» предполагает сбор информации о женщинах, внесших неоценимый вклад в Победу российского народа над фашизмом и издание живой книги памяти «Подвиг матери», где будут представлены собранные фото, видео и другие материалы о матерях Российской Федерации.

Валентина Петренко сообщила, что на заседании Совета Федерации обсуждался вопрос о создании санаторно-реабилитационного комплекса, в котором смогут пройти лечение дети из всех регионов России. По словам руководителя общественного движения, председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко инициировала подготовку общенационального проекта «Десятилетие детства», в рамках которого будут ежегодно решаться важные для защиты интересов детей вопросы.

Участники форума выступили с предложениями для включения в материалы этого проекта. Ляйла Амерханова отметила важность просветительской деятельности в отношении молодых родителей по вопросам воспитания детей, формирования чувства ответственности за жизнь и здоровье ребенка. В этой связи куратор ВОД напомнила, что Ингушетия – единственный субъект в России, где нет детских домов, так как осиротевших детей берут на воспитание их родственники.

Амерханова информировала собравшихся, что 30 ноября 2014 года в Ингушетии прошла Всероссийская конференция, в рамках которой был открыт первый в России памятник Материнству, посажена Всероссийская аллея Матери.

Обсуждая проблему влияния на детей информации из сети «Интернет», представительница Кабардино-Балкарии предложила размещать на наиболее посещаемых детьми сайтах ролики воспитательного содержания.

Председатель региональной общественной организации «Ассоциация женщин руководителей Кабардино-Балкарской Республики» Светлана Гуева указала на необходимость больше проводить времени с детьми, несмотря на большую загруженность родителей.

Заместитель председателя движения «Матери России» Ольга Стройнова остановилась на проблеме ответственности родительства. «Прежде чем решиться дать жизнь ребенку, родители должны понять, что растить ребенка – не значит только кормить его досыта и хорошо одевать, нужно еще дать ему достойное воспитание», – подчеркнула она.

Комментируя проблему детского насилия и участия российских граждан в террористических и экстремистских организациях, председатель Чеченской региональной общественной правозащитной организации «Союз женщин Чечни» Малика Омарова отметила негативную роль фильмов, пропагандирующих идеи насилия. В этой связи она предложила ввести закон о запрете показа таких кинолент на телевидении без ограничений.

Председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России» Лидия Катчиева рекомендовала вернуть в школьную программу предмет «Этика и психология семейной жизни», в рамках которого школьники смогут поднимать интересующие их вопросы, которые стесняются обсуждать с родителями.

Руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация антропологов и этнологов России» по Республике Ингушетия, доктор исторических наук Зайнеп Дзарахова рассказала об истории создания в Ингушетии памятника Материнству. «Мать – хранительница семьи и народа. Она бережет свою семью при жизни и после смерти. В основе культуры лежит семья – питающий корень народа. Именно в семье закладываются понятия ребенка о жизни», – завершила она свое выступление.

Исполнительный директор общественной организации Ставропольского края «Экологический патруль» Светлана Глушко поделилась опытом привития детям любви к Родине. Она рассказала, как разученная с детьми для утренника в детском саду песня на слова народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Журавли», взволновала воспитанников учреждения и их родителей. Глушко рассказала и о привлечении школьников к набору рукописной книги ветерана Великой Отечественной войны, что «стало хорошим примером патриотического воспитания детей».

Представительница Акушинского района Джамиля Магомедова рассказала о своем опыте многодетной матери и о взаимоотношениях детей в многодетной семье, когда старшие ухаживают за младшими. Представительница Карабудахкентского района Умсалимат Бутаева отметила снижение в последние годы уровня национальной духовности и подчеркнула важность духовного воспитания самой матери, которой необходимо часто общаться с ребенком, учить его нравственным ценностям на примере старшего поколения, прививать любовь к родному языку и краю. Представительница Махачкалы Зумрут Багдуева предложила разработать меры для стимулирования педагогов-мужчин к работе в школе, чтобы дети могли получить «мужское» воспитание; подготовить социальный пакет бесплатных медицинских услуг для женщин-учителей, включающий обследование и санаторное лечение.

В завершение секционного заседания участники межрегионального форума «Будущее Росси – в руках матерей» высказали предложения для включения в текст резолюции.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как это не раз бывало на рубеже веков, а тем более тысячелетий, сегодня в человеческом обществе происходит особое противостояние сил добра и зла.

Наиболее пагубным и разрушительным образом эта борьба сказалась на основополагающем и в то же время очень ранимом общественном институте – на семье.

В библейском понимании именно семья стояла у истоков человечества.

В начале жизни первых людей – Адама и Евы – Бог благословил их и дал им изначальную заповедь: Плодитесь и размножайтесь и населяйте землю (Быт. 1, 28). В их лице Бог благословил первую на земле семью.

Затем, когда зло на земле умножилось и Бог решил уничтожить грешный мир в водах Всемирного потопа, в лице Ноя и его родных спаслось не просто человечество, спаслась Семья.

И вновь звучат слова: И благословил Господь Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1).

Итак, семья – ковчег спасения.

Если на краю пропасти стоит семья – на краю пропасти стоит весь мир.

Великий русский мыслитель М. В. Ломоносов сказал: «Величие, могущество и богатство Государства Российского состоит в размножении русского народа». Другой мыслитель Д. И. Менделеев, проанализировав условия, необходимые для устойчивого и безопасного развития страны в начале ХХ века, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек.

Нас сегодня почти в четыре раза меньше. (В начале ХХ века население России составляло 1/3 жителей Западной Европы, теперь нас осталось менее 1/10.) Прежде всего, из-за значительного сокращения количества детей – будущего страны, а также нежелания молодых людей создавать семьи.

Почему же это происходит?

Мы стремительно вступили в общество потребления. Главная его ценность – качество жизни в смысле материального благосостояния, комфорта. Вполне понятно, что для этого много детей, а часто и семья вообще – помеха. Больше того, для либеральных ценностей современных демократий семья как общественный институт – это анахронизм, мешающий прогрессу.

Современная жизнь наполнена лозунгами: «Оторвись!», «Оттянись!», «Бери от жизни все!», «Живи со вкусом!» – эти девизы буквально кричат нам с экранов телевизоров, лезут в глаза с рекламных щитов на улицах, с этикеток бутылок. Они воспитывают в молодом человеке глубокий эгоизм, легкое отношение к жизни, учат воспринимать жизнь как беспрерывное удовольствие. Жизнь – игра, жизнь – шоу.

Бытует такое выражение: «Ничто так не лишает человека свободы, как семья».

Вместо традиций супружества, связывающих двоих в единое нерасторжимое целое со множеством обязанностей, предлагается его суррогат – беззаботное партнерство автономных личностей, совершенно не зависимых друг от друга. Это приводит к полному отсутствию каких-либо ограничений в сфере половой жизни.

Вместо отношения к чадородию как к «священному дару жизни» навязывается идеология аборта. По данным статистики, в России ежегодно убивается во чреве почти 5 млн. детей. Это вполне сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне. Идет необъявленная война против своего народа.

Такие жизненные установки – «Возьми то, что хочешь, любой ценой» – прямая противоположность тем основам, на которых формируется традиционная семья. Ведь семья, дети, а тем более много детей – это постоянное самопожертвование, это бессонные ночи, это нехватка личного времени, это не прекращающиеся в течение жизни заботы: роды, пеленки, школы, вузы; маленькие дети еще не выросли, а уже появились первые внуки.

Это, в конце концов, очень экономная материальная жизнь для всей семьи. Но зато большая семья – это место, где учатся любви, взаимовыручке, учатся трудиться, где умеют жертвовать ради блага другого, где всегда детский смех, где вырастают настоящие патриоты своей Родины, где радости и горе – общие, и радостей гораздо больше. Библейский псалмопевец Давид восклицает: Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева (Пс. 126, 3).

Протоиерей Андрей Юревич, благочинный Енисейского благочиния

КРЕПКА СЕМЬЯ – КРЕПКА И ДЕРЖАВА!

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Святая Царица-Мученица Александра «О браке и семейной жизни» СЕМЬЯ и ДЕТИ – вечная и непреходящая ценность, вечное испытание и самая большая в жизни награда. Нет дела важнее, чем сбережение спокойствия и радости наших детей. Мы в ответе за их счастье, за воспитание их здоровыми, добрыми и достойными гражданами России.

Семья на Руси всегда почиталась как основа общества и государства. Все нравственные и социальные устои служили укреплению семьи. Российская семья сохранилась несмотря на самые жгучие вихри исторических перемен, и вo всех житейских испытаниях непоколебимым остаётся единство и взаимная любовь родных и близких людей. Замечательные традиции национального семейного воспитания, заповеди бережного отношения к родителям – это наше нерастраченное в веках духовное наследство. Это то, что укрепляет Россию изнутри, что делает её мощным социальным монолитом.

Нам многое предстоит сделать по укреплению экономических, социальных и нравственных устоев семьи. Я убеждён, что эта задача россиянам по плечу, потому что за нами великая отечественная история и богатейшая многонациональная культура. А самое главное – у нас такая прекрасная, умная, мыслящая, такая любящая детвора!

Oт нас, взрослых, зависит, чтобы у наших детей каждый день был добрым и светлым. Так постараемся сделать их жизнь полной любви и радости, чтобы в наших семьях всегда был лад, а значит, и общее счастье!»

Владимир ЯКУНИН,

председатель Попечительского совета Центра национальной славы России

и Фонда Святого Всехвального апостола

Андрея Первозванного

Семья играет огромное значение в жизни общества. Взгляд на жизнь, образ ее восприятия закладываются в семье. Именно семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовнорелигиозную, национальную и отечественную традицию. Каким будет человек: будет ли он любить свое Отечество, ценить и уважать окружающих его людей, воспитывать своих собственных детей в вере и любви к Родине – зависит от той атмосферы, которая окружала его с детства. Тем более что сам человек не волен выбирать семью, в которой он хотел бы родиться. Для него это уже некая данность, и эта данность оказывает влияние на всю жизнь человека, без его на то непосредственной воли. Как важно помнить об этом родителям! Ведь в их силах (и это их прямая обязанность!) направить ум и сердце ребенка, его желания и стремления в правильное русло.

Что такое семья? Семья это не договор: ты мне – это, а я тебе – то; ты меня будешь содержать, а я тебе буду доставлять все радости жизни. Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24), т. е. семья – прежде всего единство, такое единство, при котором муж и жена не мыслят себя отдельно от другого. Супруги становятся в подлинном смысле «половинками» друг друга. Ведь недаром многие, прожившие в браке много лет, и внешне похожи друг на друга.

Человек состоит из тела, души и духа. Семейное единство двух «половинок», и шире – все семейное здание, строится на взаимной любви (производная этой любви – родительская любовь и любовь детей к родителям и между собой). Но любви не материальной, не плотской любви двух тел, а любви духовной (в древности многие благочестивые супруги, родив и воспитав детей, решали оставшиеся годы прожить по взаимному согласию как брат с сестрой), постоянно готовой отдать себя другому, заботиться о нем и оберегать его; радоваться и печалиться вместе с ним. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но и по общности жизни. Рождение ребенка, его болезнь или даже смерть – все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.

Супружеская любовь – очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны. Апостол Павел сравнивает их с отношениями Христа и Церкви (Еф. 5, 23–24). Мужья, – писал апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее… (Еф. 5, 25, 28–29).

По словам Сент-Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божия на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в отношении супруга. Именно такой смысл имеет известная фраза: жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33), – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Хорошая, благодатная боязнь порождает внимание к любящему, охраняет отношения супругов. Надо бояться делать все то, что может обидеть, огорчить другого, о чем не хотелось бы сказать жене или мужу. Это – страх, сохраняющий брак.

Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости. Научить детей любви родители могут лишь только тогда, когда они сами в браке умели любить . Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей?

НА КОРАБЛИКЕ ЛЮБВИ

«Семья – ковчег спасения» – очень правильно сказано. Беру чистый лист бумаги и в центре его синими чернилами пишу слово «семья». Рядом рисую маленький кораблик, двух человечков и подписываю большими буквами: «мама» и «папа». Это два капитана, без которых нет кораб ля. Папа – глава семейства. Он может спокойно взять на себя роль главного капитана, защищать, вести по жизни, наставлять и учить. Мама – это младший капитан, это путеводная звезда для папы и детей на всю жизнь!

Наша жизнь – длинная лестница, которая то опускается к земле, то взвивается высоко к небу, делая очень крутые повороты. Но ты, человек, шагаешь твёрдо и уверенно по ней, так как с тобой твой ангел-хранитель – твоя семья!

Отвожу от кораблика стрелочки, из которых получается забавное солнце. Над каждой стрелочкой надписываю слова: «любовь близких», «воспитание», «защита», «забота друг о друге», «радость». Посмотрев на мой рисунок, сразу понимаешь: семья без любви – как птица без неба!

Ольга Сильчинко, 17 лет, с. Покатеево

В НАЧАЛЕ БЫЛИ СТЕНЫ

Два года назад мои родители купили недостроенный дом – только крыша и стены высились на пустыре. И мы всей семьей в начале мая переехали из нашего старого, но такого уютного дома в новый. Там не было ни света, ни воды, ни отопления! Все родственники осуждали маму и папу, говорили: «Сумасшедшие! Хоть бы детей пожалели!» Но мои родители были настроены очень решительно: «Мы будем жить в новом, большом и очень красивом доме!» И я нисколько не сомневалась в правдивости этих слов, ведь мои самые родные люди не бросают слов на ветер. И действительно, через три года наш дом стал украшением посёлка. Да, было очень тяжело, но нашу семью трудности только сплотили. Мы с братом теперь знаем, как преодолевать жизненные невзгоды.

Иногда я вижу, как прямо на улице некоторые молодые мамаши, «воспитывая» своих детишек, шлёпают малышей, громко кричат. Объясняют такое поведение «нервами». Так какие же должны быть нервы у моих родителей, умеющих и в трудные времена превращать наше детство в сказку! Даже если у моей мамочки какие-то неприятности, она всегда находит для меня и моего братика ласковые слова.

Папа тоже очень любит нас, поддерживает нас во всех наших детских делах. Четыре года назад ему пришлось остаться дома и за маму, и за папу. Наша мамочка сильно заболела и легла в больницу. Для отца наступили дни настоящих испытаний. И он с честью их выдержал! Папа рано вставал, топил печь, готовил завтрак, затем тихонько будил нас, провожал меня в школу, а братишку в садик. Вечером нас ждал ужин и теплые доверительные разговоры за столом, чтение интересных книг. Свою любовь к добрым, хорошим книгам папа передал и мне.

Семья спасает меня от однообразной жизни, помогает находить выход из, казалось бы, безвыходного положения.

Я забываю о том, что судьба обделила меня здоровьем. Мне становится радостнее и легче, когда я нахожусь в кругу своей семьи.

Наталья Жукова, 14 лет, п. Козулька

ТОЛЬКО ВЕРА

Только вера в то, что его дома ждут жена и дочь, что он нужен им – здоровый ли, раненый ли, лишь бы живой, дала силы моему дедушке, Александру Анатольевичу, выжить и вернуться домой после войны в Афганистане.

Были случаи, когда его товарищи возвращались в свои семьи инвалидами, но оказывались там не нужны. В Афгане это знали. Поэтому офицеры носили запасной патрон «для себя», чтобы, если что, не оказаться отверг нутыми.

Когда бабушка узнала об этом, то была возмущена. Неужели живут с человеком только пока он здоров и приносит приличные деньги? Разве это семья? Ведь когда вступают в брак, то обещают быть вместе и в горе, и в радости. А если брак только ради выгоды, то это уже не семья!

МЫ ПОБЕДИЛИ

Раннее утро. Я сплю на полу. Рядом братья и сестра. У нас семья из шести человек. По восточным меркам это мало. Я лежу в полусонном состоянии. Мне хорошо и уютно. Ласковые мамины руки тихонько касаются меня: «Нигора, Нигор, вставай». Не открывая глаз, я чувствую, как тепло маминых рук обволакивает меня, укачивает, как когда-то в качалке. Так не хочется вставать, но надо.

Папа давно уже ушёл, он работает в кафе: сам готовит, сам раздаёт пищу посетителям. Ему трудно, поэтому мы с мамой помогаем ему готовить манты. Мне эта работа доставляет большое удовольствие, потому что рядом мама. Старшая сестра Наташа шьёт тюбетейки, она сама зарабатывает себе на одежду; Бахтиер, мой старший брат, помогает отцу, моет посуду, а младший братик Бахадир возится с утками, кормит их и собирает яйца. Мы помогаем друг другу, никто не бездельничает. Вот и вся моя семья, я люблю её и принимаю такой, какая она есть.

Но особые слова мне хочется сказать о моих родителях. Моя мама русская, а папа таджик. Мама вышла замуж за папу в России, когда он служил в армии, потом они переехали в Узбекистан. У нас принято, чтобы дети всегда жили около своих родителей, и мы прожили в Узбекистане 15 лет. Перестройка и выход из Советского Союза перевернули всю нашу жизнь. Жить в Узбекистане стало тяжело, мама рвалась в Россию: там жила наша бабушка. А папа не хотел ехать туда. Начались ссоры. Когда мама с папой ссорились, мне становилось страшно и я чувствовала себя незащищенной. Я садилась между мамой и папой и плакала. Я ничего не говорила им, просто плакала. Я боялась, что папа останется в Узбекистане, а мама уедет в Россию. А я не смогу жить без них обоих.

Я не знаю, как это случилось, но страх потерять детей взял верх, и мы все оказались в России. Как тяжело переживали мы это время! Мы расстались со своими друзьями, с родными и близкими. Наш семейный уклад распался, здесь всё было чужое и непонятное. Нужно было учить русский язык, привыкать к другим отношениям в школе.

И тут на помощь пришла наша русская бабушка, наша семья пополнилась, теперь нас стало семь «я». Она в свободное от работы время занималась с нами, учила, как надо строить взаимоотношения с учителями, диктовала словарные слова, исправляла ошибки, разбиралась в наших ссорах, объясняла, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Она была нашим ангелом-хранителем. Благодаря ей мы сравнительно быстро освоились на новом месте. А родителями я просто горжусь, что они смогли сохранить свою семью, свою любовь, наше семейное счастье. А ведь могло всё случиться иначе.

Вот уже три года мы живём в России; я получила гражданство, стараюсь принять и полюбить вторую родину.

Хорошо, когда в семье много детей. Лениться некогда. Старшие ухаживают за младшими, помогают родителям их растить, а заодно приобретают навыки труда и умение заботиться о других. Конечно, в большой семье труднее жить материально, поэтому хотелось бы, чтобы и государство поддерживало такие семьи. Но зато как хорошо, когда уже взрослые дети собираются все в родном доме, рассказывают о себе, своих детях, делятся впечатлениями. И для родителей это огромная радость и поддержка. Когда знаешь, что ты нужен кому-то, хочется жить. И хочется умереть, когда ты никому не нужен.

Нигора Аминова, 15 лет, д. Каменка

А ВСЕ ПОТОМУ…

Наша семья необычайна уже тем, что в ней четверо мужчин: мой папа Валерий Леонидович, мои братья Алёша и Никита и я. И всей этой мужской компанией правит наша мама.

У неё необычайно ласковое имя – Вероника. Тоненькая, большеглазая, она и по характеру по-девчоночьи озорная, улыбчивая, приветливая. А руки у неё золотые! Она и шьёт, и вяжёт, и рисует. Её пейзажи словно говорят мне: «Живёшь на земле – присматривайся ко всему, что тебя окружает, учись видеть необычное в обычном, учись вслушиваться и понимать мир природы». На её картинках то наша красавица Ангара, то полянка в лесу, окружённая могучими вековыми соснами, то таёжный ручеек, весело перемывающий мелкие камешки, то заросшее тиной болотце, то кустик лесной ягоды. Моя мама очень нежная, ласковая, и мне кажется, она очень переживает за судьбу нас, своих сыновей. Наверное, поэтому она учит нас быть честными, трудолюбивыми, быть настоящими мужчинами. Как папа!

Мой папа Валерий Леонидович – это словно вторая половинка моей мамы: он многое умеет, да и человек он увлекающийся: рыбалка, охота, компьютер, машина, а ведь ещё и большая семья!

Я думаю, у нас всё хорошо потому, что мама с папой любят друг друга. И любят нас, своих сыновей.

Илья Пшеничниквов, 15 лет, п. Ангарский

ИЗ ТИХОЙ ГАВАНИ

За окном шумит дождь, ветка ранетки скребётся о раму окна, вечерний сумрак растекается по комнате. В дождливые дни я читаю. Забираюсь в тёплую постель, и фантазии писателей уносят меня в другой мир.

Тепло и уютно мне в дедушкином доме, хорошо и надёжно с родителями. Кого мне благодарить за эти минуты покоя и тишины?

…Вспоминаю, как весной мы с мамой белили и убирали в доме дедушки. У мамы ещё болела нога, но она, шутя и распевая, умело всё мыла, стирала, прибирала. Её задор передавался всем, и работа, первоначально казавшаяся неподъёмной, постепенно сдалась нам.

Или вот вчера – мне так не хотелось таскать лейки с водой для толстощёких помидоров, им и так неплохо живётся в теплице! Дедушка не дал пороку лени возобладать над моим трудолюбием и велел полить ещё и цветник перед домом. Зато после работы он усадил меня на крылечко и открыл чудо: цветы, примятые поливкой, переливались капельками воды, которые сливались со звёздами, и казалось, будто и небо попало под лейку.

Судьба, семья, счастье – впервые «взрослые» вопросы волнуют меня. Вот так из маленькой семейной гавани человек выходит в большой мир. И мне тоже нужно учиться жить и ладить с людьми, чтобы влиться маленькой, но полезной капелькой в огромный океан, имя которому Человечество.

Надежда Гордеева, 14 лет, п. Курагино

ПРОСТО МЫ – СЕМЬЯ!

Я всегда не могла понять, где моя мама черпает силы для работы, как она всё успевает? В школе, дома, с нами поговорить, позаботиться о своих родных. В ней столько душевной энергии, теплоты, заботы, она никогда не даст грустить.

С годами я поняла, её сила – это мы, её семья! Они с папой делают всё вместе, к этому и мы приучены: убираться по дому, кушать за столом, справляться по хозяйству, ехать в лес за дровами, отдыхать на озере и т. д.

А как мы дружно заготавливаем сено на болоте! Сколько помню себя, мама всегда стоит на зароде, а папа ей сено подаёт. И так у них складно получается. Никто из женщин в округе не умеет так класть зароды, а ведь маму этому научил мой папа. Он говорит, что рука у неё лёгкая. Она не стесняется такой работы несмотря на то, что она учитель русского языка и литературы.

Мы не можем быть поодиночке. Это не значит, что мы не самостоятельные. Нет. Просто мы – СЕМЬЯ. Интересный факт – женщины нашего рода выходят замуж раз и навсегда. У них даже в мыслях нет слова «развод». Радость и горе семья делит на всех поровну.

Предки моего папы – крестьяне, сосланные в Сибирь с Украины. Его папа, Клишин Валентин Алексеевич, в далёком 1952 году приехал в наш край из Тамбова после педагогического училища преподавать математику. Тогда-то он и нашёл в сибирской глубинке свою Раечку Киёк. Дружная, крепкая, весёлая получилась семья.

Бабушка Рая очень любит нас, а мы её. Она живёт со своей дочерью, но это не значит, что мы обделили её вниманием. Она один из самых желанных гостей у нас в доме. Моя мама относится к ней, как к своей родной маме. Мама говорит: «Хочешь, чтобы у тебя в семье были мир и благополучие, научись уважать всех, кто находится не только рядом с тобой, но и их близких. Всё будет зависеть только от тебя и твоего стремления подарить радость другим».

Полина Клишина, 14 лет, с. Денисово

На одном из сайтов, призывающих стать суррогатной мамой, говорится: «Самое страшное для семейной пары - это отсутствие возможности родить ребенка! Именно благодаря помощи суррогатных матерей самая заветная мечта таких пар может стать реальностью». О том, что за суррогатное материнство придется расплачиваться не только деньгами, говорит автор учебника «Биомедицинская этика», профессор Ирина Васильевна Силуянова, доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва). По ее мнению, просвещение и образование, призванные формировать сознание молодых врачей, нашего будущего, являются наиболее важными направлениями в деле защиты жизни нерожденного ребенка. Видя, что юридический закон вступает в противоречие с моральными принципами, люди (в том числе и врачи) должны сделать все возможное, чтобы изменить действующее законодательство, ибо моральный закон превыше юридического.

Ирина Васильевна, как вы относитесь к суррогатному материнству, которое в наши дни стало обыденным явлением?

Для многих отрицательное отношение к суррогатному материнству странно. Казалось бы, что тут такого? Детки рождаются, демографическая проблема будто бы решается. На самом деле это реальная опасность для общества, это стремление установить иной (антихристианский) порядок бытия и навязать людям иной (антихристианский) строй и образ жизни, это подлинное обесценивание святости материнства.

- А что вы понимаете под выражением «святость материнства»?

Нельзя не обратить внимания, что слово «мать» связано с философским термином «материя». Святость человека, святость материнства, сущность материнства - это материя любви. Философское толкование этих связей - ключ к пониманию серьезности проблемы обесценивания материнства. Понятием «материя» в философии обозначается весь существующий материальный мир, включая мир человеческих отношений. Обесценивание материнства выбивает основание возможности и необходимости гармонии человеческих отношений. Переосмысление понятия материнства сегодня - это опасная тенденция. Традиционно понятие «материнство» включало в себя биологический и социальный смысл. К социальному материнству относились молочные матери, крестные, приемные, посаженные матери, «богоданные матери» (т.е. тещи и свекрови).

Биологическое материнство предполагало осуществление способности женщины зачать, выносить, родить, вскормить, воспитать ребенка. И здесь материальность физиологии - основание моральности материнства, фундамент духовно-нравственного отношения матери к своему ребенку.

Сегодня к биологическому материнству добавляются такие формы, как суррогатное и генетическое материнство, разрушающие и обесценивающие моральные основы материнства. Понятия «суррогатная мать» и «генетическая мать» введены в наше законодательство. В законе зафиксировано право на материальные (финансовые, платные) отношения между суррогатной и генетической матерью по отношению к ребенку: согласно заключенному договору первая из них выполняет заказ генетической матери на вынашивание ребенка. Измененная физиология допускает торг и выхолащивает нравственные основания материнства. Социальное признание цены суррогатного материнства чревато обесцениванием материнства и материнской любви в общественном сознании.

- Что такое генетическое материнство?

Генетическое материнство - это состояние женщины, когда ни рожать, ни вынашивать, ни кормить ребенка не надо. Нужно только заказать ребенка и отдать свою яйцеклетку. Желание иметь ребенка у такой женщины есть, но вся физиология вынашивания, родов, кормления отсутствует, и таким образом деформируются физиологические основы материнства.

- Насколько опасно это явление?

Происходящая в стране легализация суррогатного и генетического материнства и связанное с ними платное донорство половых клеток человека - это превращенные формы торговли женскими телами и детьми, это элемент процесса разрушения моральных скреп человеческого общества, это источники жестокости, цинизма, агрессии, преступности и хамства, т.е. нравов, попирающих ценности материнской любви и противостоящих им.

Ирина Васильевна, говоря о доабортном консультировании, многие постоянно акцентируют внимание на беременной женщине. Но вы справедливо заметили, что во взаимоотношениях с пациентом чрезвычайно важна и личность врача-гинеколога.

В России 44 тысячи гинекологов, и очевидно, что очень многое зависит от позиции врача, к которому женщина обращается за направлением на аборт. Существует тесная связь между увеличением и уменьшением количества абортов в стране и нравственной культурой медицинского работника. Еще в античные языческие времена Гиппократ ясно и однозначно сформулировал: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Эту присягу принимали врачи школы Гиппократа. Позже в европейской истории наказывались и женщины, которые шли на аборт, и лица, способствовавшие производству аборта.

В дореволюционной России, в 1913 году, на XIIПироговском съезде в Петербурге была четко зафиксирована позиция русских врачей: для врача недопустимо производство выкидыша. Как обстоят дела сегодня? Очень показателен в этом плане отчет Министерства здравоохранения Российской Федерации о репродуктивном здоровье населения России. Он содержит пять разделов, характеризующих деятельность гинекологов. При этом получается, что треть (32 %) трудовых усилий - это контрацепция и аборты. Вот такие метаморфозы в профессии. О прогрессе говорить не приходится, ведь как справедливо писал поэт Андрей Вознесенский, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

- В результате актуальным становится принцип «Врач, исцели себя сам!»?

Нарушая моральные принципы, мы не должны думать, что это пройдет для нас бесследно. Это было очевидно еще с древних времен. В своем фундаментальном исследовании «Метафизика нравственности» Кант особенно убедительно показал, что нарушения моральных принципов всегда оборачиваются для человека реальными физическими последствиями. Сейчас в перечень международной классификации болезней вошла позиция о профессиональном выгорании, и врачебное сообщество оценивает само себя как профессию риска для формирования подобных состояний. Обращает на себя внимание и рост самоубийств среди врачей. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США (NIOSH) назвал 19 профессий, представители которых чаще всего совершают самоубийства. Изучив более 11 миллионов свидетельств о самоубийствах по всему миру, ученые выяснили, что их количество в два раза чаще встречается среди врачей, чем среди представителей остальных профессий, причем в три раза чаще среди женщин-врачей. Все это, безусловно, не случайные процессы. Это те самые жесткие последствия нарушения нравственных законов, о которых писал Кант.

- Что, на ваш взгляд, самое главное в проблеме абортов?

Самое главное - это содержание нашего законодательства. Врачи должны получить полноценную законодательную поддержку своего профессионального права сохранять жизнь человека, включая самые ранние этапы ее развития. Общество должно включиться в эту работу, используя разные формы и способы. В этом плане особое значение имеет деятельность Православного медико-просветительского центра «Жизнь», Фонда Андрея Первозванного, который реализует Всероссийскую программу «Святость материнства», других фондов и организаций. Но и сами врачи должны себя защищать. Например, в современном Кодексе медицинской этики, который действует в США, написано, что если врачи видят, что юридический закон вступает в противоречие с моральными принципами, они должны требовать изменения действующего законодательства.

- Что удалось сделать в этом направлении в России?

Работа в этом направлении идет. Во-первых, нам удалось добиться, чтобы в наш ныне действующий закон было введено право врача отказаться от производства аборта по нравственным убеждениям. Во-вторых, мы добились, чтобы в нашем законодательстве убрали позицию о том, что аборт - это право каждой женщины. Минздрав согласился, что нет у женщины такого права: это ее трагедия, а не право. Нам всем еще предстоит добиваться того, чтобы все наше общество осознало, что беспредельная легализация абортов - это его настоящая трагедия.