Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения. "Петр Первый" (Толстой): анализ романа, образ Петра, система персонажей

Император Всероссийский Петр I умер в мучениях 8 февраля 1725 года в возрасте 53 лет. Результаты вскрытия показали, что причиной смерти стала острая гнойная гангрена, как следствие болезни мочевыводящих путей. Петр Алексеевич не успел оставить завещание, и при поддержке гвардейского полка власть перешла его жене Екатерине.

О причине смерти первого российского императора ходило много догадок. Официально принято считать, что в могилу Петра Великого свело воспаление легких. Результаты вскрытия и выводы зарубежных медиков говорят о тяжелом течении болезни почек и мочевыводящих путей, приведшей к гангрене.

Как бы то ни было, в январе 1725 года в возрасте 53 лет император скончался, оставив открытым вопрос о престолонаследии. Смерть Петра I фактически положила начало женской эре на российском престоле.

Когда скончался Петр Первый

Ранним утром 28 января (8 февраля) 1725 года не стало первого российского императора Петра Великого. Его последние дни были тяжким мучением для него самого, его жены Екатерины Алексеевны и для всех придворных, находившихся в Петровском Зимнем дворце.

Последнюю неделю жизни всегда энергичный император, не способный устоять на одном месте ни минуты в своей жизни, не имел сил даже подняться с постели. Он чувствовал близость кончины. Когда был в сознании, и его не мучили адские рези, Петр Алексеевич причащался и исповедовался. Для этого в соседней со спальней комнате даже была устроена походная церковь.

Застарелая почечная болезнь, усугубленная постоянным сумасбродством самодержца, нисколько не щадила несчастного. В моменты тяжелых приступов крики императора были слышны даже за пределами Зимнего дворца. В последние дни у больного не доставало сил даже на них. Он пребывал в состоянии беспамятства либо слабо стонал от боли.

Возможно, если бы кончина 53-летнего императора не была столь тяжелой, он бы всё-таки смог оставить однозначное завещание с указанием конкретного человека, кому передавал свои права на престол. Но измученный Петр Алексеевич так и не назвал никакого имени. В последние часы он лишь попытался оставить письменное указание, в котором успел написать «Оставьте всё…». Вероятно, правитель так и не смог разрешить внутри себя главный вопрос для судьбы империи.

Что показали результаты вскрытия

2 февраля тело императора было подвергнуто вскрытию. Данная процедура обнаружила значительное воспаление мочевого пузыря (гангрена) и затвердение в шейке мочевыводящего канала. Именно эти поражения послужили причиной нечеловеческих мук, испытанных Петром в последние дни жизни.

Очевидно, что именно острая гнойная гангрена и стала причиной смерти императора. К такому же выводу пришли и более поздние исследователи болезни Петра Великого.

Таким образом, распространенные некогда версии о том, что Петра I свели в могилу заболевания венерического характера, не имеют под собой оснований. Такие малопривлекательные версии причин смерти первого российского императора были особенно популярны после революции и в СССР, когда новая власть всячески пыталась очернить монархию.

Последние месяцы жизни

Может показаться странным, но последние месяцы жизни Петр I провел по своему обыкновению бурно и деятельно. Несмотря на то, что здоровье уже давно не позволяло ему вести столь активный и не всегда полезный образ жизни, император и не думал каким-то образом менять свои привычки или сдерживаться в своих порывах.

Осенью 1724 года, несмотря на недавний острый приступ болезни, император отправился в путешествие для осмотра Ладожского канала. Придворные медики были против этой затеи и безуспешно пытались отговорить Петра от поездки. Уже на обратном пути у Лахты императорская экспедиция стала свидетелем бедствия моряков – на мель сел бот с солдатами. Петр по ноябрьской ненастной погоде влез в воду и помогал вытянуть судно на глубокую воду.

В ноябре же по приезду в Петербург император испытывал на прочность ледяную переправу на Неве, первым проехав по едва вставшему льду. Порубежье годов было богато на торжества: в декабре прогремела очередная вакханалия «Всепьянейшего собора», в январе была шумно отмечена свадьба одного из денщиков. Одним словом, причин для необратимого усугубления состояния здоровья российского правителя к началу 1725 года хватало с лихвой.

Попытка составить завещание

Накануне смерти 27 января Петр Великий распорядился объявить амнистию всех осужденных на смерть или каторгу, кроме убийц и рецидивистов. Император по-прежнему чаял обмануть смерть, много молился сам, просил молить о его здоровье всех подданных, наказал служить молебны за его здравие во всех храмах столицы.

Этим же днем в краткий миг прояснения сознания император сделал было попытку составить завещание, уже отдавая себе отчет в том, что ему остаются считанные часы. Не сумев сам написать и строчки из-за слабости и паралича, Петр позвал было дочь Анну. Уже спустя несколько минут этой заминки, он опять погрузился в тяжелое забытье. Воля государя так и осталась неизвестна.

Захоронение в Петропавловском соборе

Похороны Великого императора состоялись лишь 10 марта 1725 года. 40 дней вся столица прощалась в Петром Алексеевичем. Гроб с телом покойного в 2 с лишним метра в длину не проходил ни в одну дверь дворца. Перед церемонией погребения решено было выносить покойного через окно, которое специально прорубили до пола.

До заячьего острова, где на месте будущего Петропавловского собора решено было предать тело императора земле, пышная похоронная процессия двигалась по льду. За гробом шли все члены семьи:

  • вдовствующая императрица Екатерина;
  • дочери Анна и Елизавета;
  • а также первейшие сановники Российской империи Меньшиков и Головкин.

Солдаты Преображенского и Семеновского полков несли более 30 знамен, а одним из первых – флаг российского флота, возродившегося благодаря усилиям Петра I.

Великий император будет предан земле лишь спустя 6 лет со дня похорон. Именно столько времени понадобилось для окончания строительства Петропавловского собора.

Решение сената о престолонаследнике

Претендентов на престол на момент кончины Петра Великого было немало. Основной фигурой в этой борьбе долгое время оставалась жена императора Екатерина Алексеевна, его верная спутница. Однако последние годы их совместной жизни были омрачены частыми размолвками – многих при дворе не устраивали притязания безродной чужеземки на российский престол.

До Петра стали доходить слухи об изменах Екатерины. До сих пор не ясно, имели ли они под собой основание. Но вера в однозначного наследника российского престола у императора всё же была подорвана.

Выдвигались кандидатуры

  • внука императора Петра Алексеевича, сына опального царевича Алексея;
  • дочерей Анны, уже замужней, или младшей Елизаветы 15-ти лет от роду;
  • племянниц императора – дочерей его сводного брата Ивана в малолетстве бывшего соправителем Петра.

Все они по тем или иным причинам не могли устроить ни Петра, ни его приближенных. Поэтому сразу по кончине императора было созвано специальное собрание для решения вопроса о престолонаследии.

Екатерина Алексеевна и ближайший сановник Петра князь Александр Меньшиков заранее заручились поддержкой гвардейцев. Именно два гвардейских полка, выведенные на площадь и офицеры, присутствующие на собрании, решили вопрос о престолонаследии в пользу Екатерины Алексеевны, первой императрицы России – Екатерины I. Так началась эра правления женщин.

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Возрождается тема исторического романа. К теме Петра Толстой впервые обращается в 1918 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя - Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет.

Первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы, но смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой.

Таким образом, историческая судьба главного героя определила композицию романа.

Три книги.

1930 – первая – детство и юность Петра; возвращение из-за границы; казнь стрельцов (1698)

1934 – вторая – поражение под Нарвой; первые победы над шведами; основание Петербурга (1703)

1944 – третья (не окончена в связи со смертью Толстого) – задумывалась, как книга о зрелой деятельности монарха.

Жанр: исторический роман. Черты романа-эпопеи.

Проблема власти и народа. Первая сцена объясняет всю дальнейшую жизнь Петра и реформаторскую деятельность. Психологический посыл. Петр не любил Москву, она ассоциировалась у него с опасностью. Судьбу государства в то время решал народ. Сила народа – стрельцы. Казнены в первой книге – судьбу решает не народ, а государь.

Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Нарве и т. д.



Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр.

Такси образом особенности композиции:

1.Хронологичность

2.Панорамность

3.Главки становятся единицей повествования

4.Эпизоды появляются без предупреждения

Особенность романа заключается в его динамичности. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым, религиозный конфликт. В основе романа также лежит исторический конфликт – между Петром и Софьей. Софья – патриархальная, старая Русь. Петр – прогрессивное начало.

Завязка: Петр отнимает у Софьи икону во время крестного хода.

Бояре и стрельцы на стороне Софьи.

Кульминация: решение «излечить железом, охваченную гангреной Россию». Петр считает, что надо причинить России боль, чтобы излечить ее.

Развязка: массовая казнь стрельцов.

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований («Все народы живут в богатстве, одни мы нищие»). Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.

На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг.

«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам. В этом и заключается специфика положения историческою романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Однако наличие временной дистанции и принципиальная обращенность к прошлому вовсе не лишают исторического романиста интереса к современности. Напротив, чаще всего интерес к прошлому продиктован потребностью прочитать в нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, найти аналогии, параллели между логикой двух исторических моментов, соединенных временной дистанцией исторического романа. Таким образом, та или иная трактовка исторических событий не бывает вполне «бескорыстной», а подчинена, скорее, потребности познания настоящего и стремлением заглянуть в будущее.

Алексей Толстой своим историческим романом «Петр Первый», анализ которого мы проведем, сопоставляет две эпохи русской жизни, в которых находит общие импульсы, общие конфликты, общий национально-исторический пафос: это рубеж XVII—XVIII веков и 30-е годы XX века. Писатель сам говорил о совпадении исторического пафоса обеих эпох: «Несмотря на различие целей, — писал он, — эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Это совпадение, которое мыслилось Толстым как программное в момент создания романа, предопределяет и художественную концепцию произведения, и концепцию личности главного его героя.

Для того чтобы это показать, необходимо обратиться к центральному конфликту исторического романа. Идеологическую и сюжетно-композиционную структуру произведения формирует конфликт между Петром, с его устремленностью к обновлению, реформированию России, с потребностью направить страну по западному пути экономического, научно-технического, культурного развития, и исторической неподатливостью русского народа, силой древней традиции, сопротивлением боярства, словом, всем тем, что воспринимается автором и героем как косность, вековой сон народа и власти. Победить в этом конфликте Петру помогают качества его личности: целеустремленность, способность к огромному волевому усилию, бескомпромиссность, умение идти до конца. Его цель — убыстрение хода исторического времени, которое может дать возможность России настигнуть упущенное за время векового сна. Петр буквально «хватает за волосы Фортуну», насильно заставляет ее повернуться к себе лицом. Победа достигается невероятным волевым усилием царя и его сподвижников.

Такое историческое мироощущение характеризует не только Петровскую эпоху, оно оказывается в высшей степени созвучно 30-м годам, толстовскому времени. Создавая роман «Петр Первый», он соотносил петровские преобразования со сталинскими, находя в них много общего. В первую очередь эта общность заключалась в масштабности воистину глобальных свершений двух эпох и тех неимоверных затрат народной энергии, сил, жизней, которых требовали эти преобразования. Ни в ту, ни в другую эпоху не задумывались о цене исторических свершений, которые были способны сделать Россию сильнейшей и мощнейшей в военном отношении державой Европы. Для достижения своих целей обе исторические эпохи выбрали сильную, жесткую централизованную власть. Петр, изображенный в романе Толстого, не считающийся с человеческими тратами и достигающий невероятным волевым усилием своих целей, как бы санкционировал деяния современной Толстому власти, оправдывал чудовищную растрату народных ресурсов, высвобожденных коллективизацией и направленных на индустриализацию страны.

Образ Петра в романе Толстого «Петр Первый»

Для того чтобы понять личность Петра Первого, как она представлена в романе Толстого, нужно помнить, что во второй половине 20-х — 30-е годы складывается концепция героической личности, характерная для литературы социалистического реализма. Она утверждает личность исключительную, жертвенную, способную на самоограничение, на отказ от естественных человеческих потребностей, на полное подчинение себя делу и долгу. Именно такой тип героической личности утверждается романом Н. Островского «Как закалялась сталь» (образ Павла Корчагина), романом А. Фадеева «Разгром» (образ Левинсона). И в том, и в другом случае герой обнаруживает способность преодолеть естественную человеческую слабость, властвовать над своим телом (Левинсон), ибо сила духа дает возможность победить немощь, встать над болезнью, остаться в строю, даже будучи прикованным к постели (Корчагин). Герой, сталкиваясь с болезнью, ощущая физическую слабость, укрепляется духовно, преодолевает противоречия собственного сознания, обретает внутреннюю цельность.

В формирование общелитературной концепции личности вносит свой вклад и Толстой, создавая образ Петра в романе «Петр Первый». Однако противоречия, с которыми ему приходится сталкиваться, носят несколько иной характер. Обладая недюжинной физической силой и здоровьем, Петр не знает, что такое болезнь, и героическое начало его характера проявляется не в борьбе с ней. Его героизм — в способности взвалить на свои плечи весь груз ответственности за реформирование страны, отбросив естественную человеческую слабость, робость, сомнения.

Героическая концепция личности, сложившаяся в литературе 30-х годов, утверждала деятельного человека, способного преодолеть сомнения и рефлексию и вступить в прямое взаимодействие с реальностью с целью ее преобразования в соответствии с принятыми замыслами. Создавая именно такой характер, Толстой прибегает к приему антитезы. В системе персонажей романа оказываются противопоставлены Петр и князь Василий Голицын, фаворит Софьи, державший на протяжении ее правления в своих руках все рычаги государственной власти. Человек грамотный, мыслящий, европейски образованный, он прекрасно осознает историческую необходимость реформирования русской жизни. В течение нескольких лет он составляет свои «прожекты» — планы социально-политических государственных реформ, носящих безусловно прогрессивный характер и идущих дальше петровских преобразований. Одним из пунктов его «прожектов» значилось даже освобождение крестьян из крепостной зависимости. Однако дальше «прожектов», записей дело не пошло: планы Голицына по сугубо русской традиции так и остались на бумаге. Петр же именно действует, поэтому и выигрывает в борьбе с Софьей за власть. Действие, эмоциональное и импульсивное, часто необдуманное, идет ли речь о государственной политике или же об отношениях с самыми близкими и преданными людьми, становится главной доминантой созданного Толстым характера. Он может поколотить Алексашку Меншикова, дать локтем в нос Лефорту, повинуясь вспышкам гнева или столь же неожиданным приливам великодушия, казнить и миловать. Но это именно человек активного деяния, что, с одной стороны, обеспечивает успех всем его государственным планам, с другой — формирует главное противоречие в его характере.

Важнейшее противоречие в характере своего героя Толстой видит в том, что Петр борется с исторической отсталостью России (как он понимает состояние своей страны на тот момент) варварскими средствами, чудовищной жестокостью и насилием подавляя сопротивление и заставляя народ подниматься на исторические свершения кнутом, батогами, дыбой и виселицей.

Таким образом, основное противоречие в образе Петра — это противоречие между благой и исторически обоснованной целью и путями и средствами ее достижения.

Авторская позиция выражается в том, что высшим критерием оценки деятельности царя оказывается восприятие его политики народной средой. Если Петру удастся, сломив боярское сопротивление п подавив московские стрелецкие бунты, заручиться поддержкой людей из народа, сломав сложившуюся патриархальную социальную иерархию, то такая поддержка будет высшим и абсолютным доказательством исторической перспективности петровских реформ.

Система персонажей в романе Толстого «Петр Первый»

Исследованием этого вопроса обусловлена система персонажей романа. Она построена таким образом, чтобы оценить деяния Петра с различных социальных и культурных точек зрения. Эти точки зрения формируются и людьми из народа, способными наиболее точно и концентрированно выразить общее восприятие происходящего, и боярской средой, и раскольниками, и людьми из иностранных посольств.

Система персонажей в романе «Петр Первый» построена по «гелиоцентрическому» принципу: в центре — образ главного героя, именем которого назван роман, остальные персонажи важны постольку, поскольку они близки к нему, выражают ту или иную точку зрения на Петра или же отношение к историческим процессам, предопределенным его политикой. Система персонажей включает в себя несколько групп, каждая из которых объединяется общим отношением к личности Петра и к его реформам. Традиционно для жанра исторического романа совмещение реальных исторических персонажей с вымышленными.

Судьба семьи Бровкиных, персонажей вымышленных, отражает типическое явление петровского времени: выдвиженцы из народной среды занимают важные государственные посты. Ивашка Бровкин, как его звали соседи, кабальный задворовый крестьянин, превращается в Ивана Артемьевича, богатого купца, поставщика двора его императорского величества, которому доверена поставка амуниции на войско новой России.

Язык романа «Петр Первый»

Можно ли повествовать о событиях достаточно отдаленной истории современным языком? Не вступит ли исторический материал в некоторое комическое противоречие, если повествовать о нем современным языком? Или же писать роман на языке той эпохи, на русском языке конца XVII века? Но будет ли он тогда понятен современному читателю? Кроме того, в Петровскую эпоху еще не сформировалась традиция литературного языка: времена классицизма, Фонвизина, Державина, Сумарокова, Ломоносова, пушкинская эпоха, создавшая русский литературный язык, еще впереди.

Толстой решает эту проблему иным способом: он стилизует свое повествование под язык рубежа XVII—XVIII веков, создавая в языковой стихии своего романа иллюзию погруженности читателя в ту эпоху. Резкий поворот, осуществленный Петром в сфере внутренней и внешней государственной политики, привел к коренной ломке всей национальной жизни. Эпоха Петра — эпоха коренных ее перемен, которые не могли не отразиться в речевой сфере. Язык отражает время лучше любого летописца и историка. В речевой стихии романа Толстого сталкиваются, перемешиваясь и сосуществуя, слова и лексические группы, встреча которых в иную эпоху была бы попросту невозможна: это и старославянская лексика, принадлежащая прежним, патриархальным формам жизни; и множество заимствований из европейских языков, немецкого и голландского в первую очередь; и просторечия, всегда характеризующие речевую картину языка в переломные моменты национальной жизни. Таким образом, стилистическими средствами Толстому удается показать время и запечатлеть переломную эпоху, совместившую разные культурные пласты, перемешавшую исторические традиции, вместившую в себя Византию и Европу.

Трагическое и своеобразие комического

Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной. Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери. Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона. Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.

Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями. Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах... В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него...» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.

Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и... стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.

Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки. Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».

Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени. Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.

/ / / Проблематика романа Толстого «Петр Первый»

Главная тема в творчестве Алексея Николаевича Толстого – тема родины. С первых страниц романа « » перед читателями встает образ России. Как гордо автор повествует о полноводных реках, безграничных лесах, об уральской руде и других богатствах необъятной страны. Но в то же время подчеркивает, что все эти природные залежи остаются неиспользованными.

Экспозиция романа представляет собой изображение широкой картины жизни простого народа, разных сословий. Толстой при помощи высказываний Ивана Бровкина и Цыгана пытается донести до читателя мысль, что в стране настало время перемен, она должна их пройти. Необходимо коренное преобразование. Чувства и мысли всех без исключения людей, населяющих эту страну едины: когда их родина уже сдвинется с места?

Показав эту самую необходимость изменений, Алексей Толстой разбирается со следующим вопросом: а кто же будет преобразовывать? Иван, и Голицын отходят на второй план. Это точно не они. А вот Петр тот, в ком нуждается Россия.

Но в центре внимания автора не только жизнь, деятельность и становление личности царя Петра Первого, но и судьба народа, его постоянная борьба за изменение условий жизни в лучшую сторону. Толстой четко уловил проблему того исторического периода и показал народ активным участником всех происходивших событий.

С первых глав становятся четко видны острые классовые противоречия. Писатель ярко и образно рассказывает о том, какой была крепостническая действительность в начале 18 века. Но не весь народ безропотно принимал свое положение. Были и протесты: одни бежали в Сибирь или на Дон, другие оставались на местах и с нетерпением ждали начала восстания.

И имя Степана Разина упоминается Толстым неслучайно. Оно глубоко сидит в мыслях крестьян. Массовые сцены – изображение недовольных барским произволом людей, у которых есть свое мнение, своя точка зрения на то, что происходит в стране. Следует отметить тот факт, что в этих показах народ не статичен, настроения людей постоянно меняются. Толстой рисует на страницах романа этот многоголосый диалог, показывая читателям реальную жизнь живых людей того времени, с их проблемами, мыслями и чувствами.

На самом деле проблем в романе поднято немало. Достаточно назвать основные этапы развития сюжета. Это и окончание первой книги, в котором Петр первый жестоко казнит стрельцов за поднятый мятеж. Это и начало второй части, в которой от изображения медленно пробуждающейся Москвы автор переходит к картинам строящегося Петербурга, города будущего.

Алексей Толстой показывает эпоху во всех ее противоречиях, в развитии, которое неизбежно, в постоянной борьбе нового с уходящим в прошлое старым.

Нововведения, которые так старательно вносил царь Петр, сломали порядки, укладывающиеся веками. Хотя старое еще продолжало существовать, правда, уже скрыто и неявно. Огромная страна не могла стоять на месте. Петр Первый запустил эту гигантскую машину превращения в могучую и сильную державу, и его уже ничем было не остановить. Да и нужно ли было?