История древней греции. Загробная жизнь у древних греков

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ Проект ученицы 6 класса «Л» Цюпка Ольги. Руководитель проекта: Шагунова Ирина Алексеевна.

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проекта заключается в приобщении к ценностям мировой культуры через изучение мифологии Древней Греции. Мне бы хотелось, чтобы мой проект привлек внимание к устному народному творчеству, дал представление о религиозных представления древних греков.

ЦЕЛИ Познакомить учеников с религией Древней Греции, дать представление о мифе, его природе. Вызвать интерес у учащихся, стимулировать обучающихся к самостоятельному прочтению не представленных в проекте мифов. Формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее и делать выводы.

ЗАДАЧИ познакомиться с религией Древней Греции; расширить представление о происхождении богов; подготовить и продемонстрировать презентацию по выбранной теме; пробудить интерес к изучению дополнительных источников по литературе, мифологии.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Господствующей формой религии в Древней Греции был культ боговпокровителей. Этот культ носил официальный характер и был обязателен для всех граждан. Нарушителям грозило суровое наказание. Обвинительное заключение Сократа, приговоренного к смерти, гласило: "Не чтил богов, которых чтит город, а вводил новые божества".

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ Мифы Древней Греции о богахпокровителях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Древнегреческая – одна из наиболее известных мифологий, сохранившихся до наших времен. Она стала основой для возникновения античной, которая считается колыбелью европейской литературы.

ПАНТЕОН БОГОВ Пантеон - группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. Главой олимпийской семьи богов был Зевс верховное божество, отец богов и людей. Зевс - сын Кроноса и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. Зевс правит на горе Олимп и именуется Олимпийским.

КАКИЕ ОНИ, БОГИ? v v v Боги в сознании древних греков не создавали мир актом своей воли, они были его управителями; Боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религия была ориентирована на земную жизнь; Согласно религии Древней Греции, боги были способны на хорошие и на плохие поступки; Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений с обязательным соблюдением; Греческие жрецы не играли никакой роли духовного наставника.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ В Архаическую эпоху Древней Греции еще не существовало храмов. Тогда культовые обряды происходили под открытым небом в священных местах, критерием выбора которых обычно была природная красота. Участники церемоний пили, ели, пели и танцевали.

ЖРЕЦЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Жречество не являлось в Древней Греции кастой и служение богу было общественным делом. Обязанности жрецов включали повседневное обслуживание культа бога: принесение жертв, украшение статуй и т. п. Некоторые жрецы занимались врачеванием и гаданием. Должности жрецов рассматривались как почетные, не давали никакой власти.

ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В дальнейшем у каждого бога появился собственный храм и жрецы, которые следили за соблюдением всех установленных правил отправления религиозных обрядов, посвященных этому богу.

БЕССМЕРТНЫЕ ЖИТЕЛИ ОЛИМПА В представлении древних греков боги были очень похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Они были одновременно благородные и мстительные, добрые и жестокие. Греческие боги ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимавших участие в войнах. Каждый из богов занимался своим делом, заведовал определенным «хозяйством» в мире.

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ Сказочная, наполненная божественными мифологическими существами религия греков и греческая мифология создали множество легенд и сказаний, в которых подробно рассказывается о жизни богов, героев и простых смертных людей. Эти сказания дошли до наших дней, войдя в сокровищницу мировой истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Данилова Г. И. Мировая художественная культура. М. , 2011 В. М. Федосеенко Боги и люди древнего мира: краткий словарь. – М. , 1995 Михайловский Ф. А. История Древнего мира. Книга для учителя. М. , 2000. http: //zarlitra. in. ua/7 -13. html - миф и литература http: //rushist. com/index. php/mifologiya/2339 -religiya-drevnejgretsii - русская историческая литература, религия Древней Греции http: //www. portalostranah. ru/view. php? id=358 – особенности религии в Древней Греции

Трудно переоценить роль Древней Греции в развитии человеческой цивилизации. Сколько великих поэтов и мыслителей она явила миру! Однако реальная, будничная жизнь древних греков была далеко не такой яркой и одухотворенной, как принято считать, а зачастую трудной, грязной и отвратительной.

1. Врач мог попробовать на вкус ушную серу пациента

Основным методом постановки диагноза врачами в Древней Греции было исследование биологических жидкостей. Свое начало этот метод берет от Гиппократа, который полагал, что органы человека выделяют определенные биологические жидкости, и каждая из них имеет специфический вкус.

Греческие врачи должны были знать нормальный запах и вкус этих жидкостей, чтобы по их изменению суметь поставить диагноз. Даже рвотные массы, мокроты, моча и прочее – все это могло являться предметом органолептического исследования. И посетив врача в Древней Греции, можно было стать свидетелем того, как он пробует на вкус ушную серу или мочу пациента.

2. Люди подтирались камнями


В Европе не знали, что такое туалетная бумага до 16 века. Поэтому придумывали другие способы для того, чтобы подтереться. Некоторые греки использовали для этого губку, прикрепленную к палке, но такое приспособление было не у всех. Чаще для этих целей применяли гальку или черепки от разбитой керамической посуды. Очень распространенной болезнью в Греции был геморрой, вероятно, как следствие использования камней и черепков.

3. Атлеты продавали свой пот

Перед соревнованиями греческие атлеты снимали с себя всю свою одежду, намазывали свои тела маслом и в таком виде выступали, независимо от вида соревнования – будь то борьба, или бег. После соревнований они счищали со своей кожи остатки грязи и пота, помогали им в этом группы рабов. Счищенную грязь не выбрасывали, а использовали для медицинских целей.

Люди протирали ею свою кожу, считалось, что это помогает снять боль. Но даже если никакого эффекта не было, они гордились тем, что теперь пахли, как олимпийцы.

4. Нечистоты в лечении женских болезней

Греки полагали, что женщины обладали уникальной восприимчивостью к нечистотам. Эти идеи даже были использованы в медицине. И когда заболевала женщина, считалось, что лучшим лекарством для нее будут самые отвратительные нечистоты. После выкидыша женщине давали выпить смесь жареных экскрементов мула с вином. Если же у нее случались преждевременные роды, на нее накладывали экскременты коровы. Греки полагали, что матка женщины в этом случае сместилась со своего места, но почувствовав жуткий запах коровьих экскрементов, она вернется на место.

5. Чихание как метод предупреждения беременности

Греческий врач Соран считал, что за предохранение от беременности должны отвечать женщины. И если женщина забеременела, то в этом виновата она сама. Соран учил женщин, что им достаточно просто чихнуть вместо того, чтобы использовать противозачаточные средства. После занятия любовью, женщина должна посидеть на корточках, почихать и подмыться, и тогда она не забеременеет. Нелепость этой идеи очевидна. Но у Сорана было в запасе еще несколько подобных советов.

6. Пояса целомудрия для рабов

Греки не разрешали своим рабам попусту тратить время, занимаясь любовью. И для надежности они заставляли их носить нечто подобное поясу верности. На гениталии рабов одевали металлическое кольцо, настолько плотно, что рабы испытывали боль даже при половом возбуждении. И если владелец заставлял своих рабов носить пояс верности, они не сопротивлялись, поскольку знали, что существует еще более жестокая альтернатива – стать евнухом.

7. Древнегреческие представления о лесбиянках


В Древней Греции у многих мужчин были довольно странные представления о лесбиянках, и они не знали, чем конкретно те занимаются. Греки пришли к заключению, что лесбиянками становятся женщины, у которых имеется очень большой клитор, так называемый “женский член”. И эти представления о причине женского гомосексуализма продержались довольно долго.

8. Экскременты крокодила в качестве крема

Греки нередко становились жертвами нападения крокодилов. Однако, крокодилы не только представляли угрозу для жизни, но и использовались в медицинских целях, правда, несколько странным образом. Греки рекомендовали лечить шрамы вокруг глаз с помощью экскрементов крокодила, используя их, как тени для век. Подобный метод описан в одном из медицинских документов Древней Греции.

9. Фаллические шествия

Один раз в год в Афинах проходил праздник в честь Диониса, а символом этого божества служил фаллос. Мужчины и женщины шли по улицам, гордо держа гигантские фаллосы над своими головами, как дань богу. Эти шумные и многочисленные шествия сопровождались особыми фаллическими песнями и грубыми шутками. По словам Аристотеля, от зачинателей фаллических шествий впоследствии и родилась комедия.

10. Первые тосты появились в Древней Греции


На сегодняшний день, когда мы произносим тосты на вечеринках, большинство из нас не задумывается о том, где началась эта традиция, или по какой причине. Как оказалось, она зародилась в Древней Греции. Хозяин празднования всегда делал первый глоток вина, чтобы заверить гостей, что оно не было отравлено – отсюда и появилась фраза «выпить за чьё-то здоровье».

Твиты о вселенной Чаун Маркус

117. Каким было представление древних греков о Вселенной?

Греки знали гораздо больше. Фалес из Милета предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое прекратило войну между мидянами и лидийцами.

Парменид в ~500 г. до н. э. заключил, что Земля сферична. Причина: тень Земли во время лунного затмения всегда круглая. Только сфера может давать такую тень.

Математика и геометрия Пифагора и Платона заложили основу для греческого мировоззрения. Сфера и круг как идеальные формы; важная роль учения о числах.

Ученику Платона Аристотелю (384–322 до н. э.) пришла в голову идея Земли, окруженной невидимыми хрустальными сферами, несущими небесные тела.

Аристарх Самосский (310–230 до н. э.) определяет, что Солнце в 19 раз дальше от нас, чем Луна. Неправильно, но попытки осмысления заслуживают уважения.

Из наблюдений Солнца в Александрии и Сиене (Асуан) Эратосфен из Кирены (276–194 до н. э.) получил довольно близкое к реальному значение размера Земли.

Гиппарх из Никеи (190–120 до н. э.) открыл медленное изменение ориентации оси Земли и составил первый каталог звезд: ~80 звезд.

Греки считали: Земля окружена семью «планетами» (Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн) и внешней сферой неподвижных звезд.

Геоцентрическое (Земля в центре) мировоззрение было дополнено/расширено Клавдием Птолемеем (90–168), который жил/работал в Александрии.

Птолемей использовал эпициклы для объяснения наблюдаемого сложного движения планет: планета движется по эпициклу: пустой центр эпицикла вращается вокруг Земли.

Кроме того, Земля может быть слегка смещена от центра круговой орбиты планеты. В конце концов, Птолемею было необходимо использовать множество эпициклов и другие ухищрения.

Книга Птолемея (также известная под названием Альмагест) содержит каталог из 1022 звезд и список из 48 созвездий, которые все еще используются сегодня.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Эволюция физики автора Эйнштейн Альберт

Из книги Системы мира (от древних до Ньютона) автора Гурев Григорий Абрамович

Из книги История лазера автора Бертолотти Марио

Из книги История эфира автора Терентьев Михаил Васильевич

Из книги Вселенная! Курс выживания [Среди черных дыр. временных парадоксов, квантовой неопределенности] автора Голдберг Дэйв

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Представление о поле Во второй половине XIX столетия в физику были введены новые и революционные идеи; они открыли путь к новому философскому взгляду, отличающемуся от механистического. Результаты работ Фарадея, Максвелла и Герца привели к развитию современной физики, к

Из книги автора

Системы мира (от древних до Ньютона) „Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое, и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Если бы дело обстояло иначе, у нас не было бы вообще науки, не было скажем

Из книги автора

Представления о свете древних греков В VI в. до н.э., когда в Греции философия и наука развивались совместно, Пифагор сформулировал теорию света, согласно которой прямолинейные видимые лучи испускаются глазом и ощупывают объект, давая зрительное ощущение.Согласно

Из книги автора

Глава 1 Вакуум у древних Историю многих важнейших понятий приходится начинать с античности, и эфир здесь не является исключением. Фантазия и здравый смысл натурфилософов древней Греции вызывает чувство глубокого удивления. Их фактические сведения о природе были

Из книги автора

IV. Каким образом частицы набирают весь свой вес? Золотой век кварков (t = от 10–12 до 10–6 секунды)Заглядывая все дальше в прошлое, мы наблюдаем общую тенденцию. Вселенная становится все горячее и горячее, частицы – все энергичнее и энергичнее, а это обычно означает, что они

УРОК 6. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния ).

Варианты начала урока : I . А; Б 2. II . Б 2. III . Б 1. Вопросы и задания :

А. Составьте рассказ о жизни знатных людей в Греции три тысячи лет назад. Учитель может конкретизировать задание -«Опишите день из жизни вождя племени» - и предложить план ответа: «Утром вождь осмотрел свои владения (Что они представляли собой?), проследил за работами в доме и на полях (Что это за работы? Кто их выполнял?), нанял поденщика (С какой целью? За какую плату?), некоторые работы выполнил сам (например, какие?), участвовал в спортивном состязании (каком?). Вечером он пировал (Как проходил пир? Кто развлекал гостей?)».

На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир .

Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?

2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.

Вспомните, какие явления - природы египтяне объясняли с помощью религии. (Учащиеся способны пересказать мифы, в которых получили отражение восход солнца, разливы Нила, суховеи, сезонные изменения в Египте.) Подумайте, почему из множества явлений природы, которые наблюдали египтяне,- они пытались объяснить именно эти явления. Что в них общего? («Они были либо полезны, либо вредны египтянам»,- говорят ученики.) Сделайте общий вывод: какие явления природы находят объяснение в религии? (Те, которые играли большую роль в жизни людей.)

План изучения : 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.

1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.

1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.

Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться Зевсу: «О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.

В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень... Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он.изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.

Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света ).

2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.

Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)

Для проверки усвоения причин возникновения религии можно задать вопросы : «Почему в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем вы объясните эти факты? (Учащиеся ответят на вопросы, если помнят, что в долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.) Сделайте вывод, какие явления природы древние люди объясняли с помощью религии».

3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

4) Работа с мифом об Аиде, Деметре и Персефоне (стр. 116) проводится при наличии времени. Желательно показать на уроке фрагменты из цветного диафильма «Мифы древних греков», иллюстрирующие данный миф, а также миф о Дионисе.

Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),"учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.

Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.

Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).

По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.

2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.

Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. «Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов»,- предлагает учитель (Афина обманула Гектора во время поединка с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея).

Подобно знати, «олимпийцы» большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров; в другом - что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).

Обобщение делается по учебнику (стр. 114, жирный шрифт).

Домашнее задание : § 27. Задание (4 или 5) к § 27,