Дадаизм в литературе примеры. Расцвет и падение дадаизма в Париже. Теоретическая программа дадаизма

Это течение зародилось в 1916 году и просуществовало до 1922 года. Его основоположником стал румынский и французский поэт Тристан Тцара. Дадаизм стал течением, отражающим бессмысленность существования, иррациональность и отсутствие логичности. Зарождение жанра связывается с последствиями Первой Мировой войны, оказавшей большое влияние на внешнюю политику и буквально перевернувшую жизненный уклад миллионов людей. Слово «дада», выбранное Тцара для нового искусства, имело различные на языках мира, также оно могло передавать детский лепет, а в и румынском языках выражало утверждение. Таким образом, в слове «дада» каждый видел свое , а кто-то и не замечал его вовсе. В этом и заключалась вся суть нового жанра. По канонам дадаизма, любая логика и рациональность - это путь к и разрушению. поэтому они отказывались от каких-либо принципов и рушили все каноны. Основными изобразительными произведениями дадаистов были бессмысленные чертежи, абстрактные коллажи, всевозможные каракули. В поэзии дадаизм выразился в замене слов бессвязными буквенными сочетаниями. В течение нескольких лет дадаизм был очень популярен в Швейцарии, Германии, Франции, США, Японии и Великобритании. Но после 1922 года его популярность стала неуклонно снижаться, и вскоре дадаизм исчез совсем.
Дадаизм породил несколько новых течений - сюрреализм, абстракционизм, примитивизм и экспрессионизм.

Известные дадаисты

Основатель течения Тристан Тцара писал стихи на румынском и французском . Его произведения - это чистый дадаизм. В них практически нет смысла, а абсурдно. Сюжет строится на чередовании метафоричных образов, но, в отличие от футуризма, стихотворения имеют синтаксический и логический смысл. Сподвижник Тцара Марсель Янко также был выходцем из Румынии. Янко работал художником и архитектором. Он создавал яркие полотна с нагромождением геометрических форм и абстрактными персонажами. Янко пытался популяризировать дадаизм во Франции, но получил достаточно холодный прием со стороны критиков.
Многие дадаисты использовали в своих произведениях острые политические высказывания.

Художник и поэт Жан Арп также стоял у истоков дадаизма. В своих картинах он использовал биоморфные силуэты, навеянные формами , а также яркие цветовые пятна. Стихотворения Арпа лишены логического смысла, но очень эмоциональны. Французский и американский художник Марсель Дюшан активно участвовал в дадаистских акциях и перфомансах. Он любил перевоплощаться в различные образы, в том числе и . Произведения Дюшана рождались из готовых вещей. Например, писсуар с написанной на нем датой и автографом, он представил как скульптуру «Фонтан».

Происхождение термина

Характеристика

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару , и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко.

Дадаизм в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

Коллаж в Цюрихе

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

Представители дадаизма

  • Эвола, Юлиус (1898 - 1974), Италия
  • Марсель Янко (1895 - 1984), Румыния, Израиль
  • Хуго Баль (1886 - 1927), Германия, Швейцария
  • Георг Гросс , Германия, Франция и США
  • Отто Дикс , Германия
  • Марсель Дюшан (1887 - 1968), Франция
  • Вальтер Зернер (1889 - 1942), Австрия
  • Кацуо Оно (р.1906), Япония
  • Ёсиюки Эйсуке (1906 - 1940), Япония
  • Франсис Пикабиа (1879 - 1953), Франция
  • Ман Рэй (Man Ray, 1890 - 1976), Франция, США
  • Филипп Супо (1897 - 1990), Франция
  • Татцуми Хиджиката (1928 - 1985), Япония
  • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
  • Тристан Тцара (1896 - 1963), Румыния, Франция
  • Отто Фрейндлих (1878 - 1943), Германия, Франция
  • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
  • Джон Хартфилд , Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
  • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886 - 1971), Германия
  • Ханна Хёх , Германия
  • Курт Швиттерс (1887 - 1948), Германия
  • Поль Элюар (1895 - 1952), Франция
  • Макс Эрнст (1891 - 1976), Германия и США

Библиография

  • Седельник В. Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН , 2010. - 552 с.

Примечания

Ссылки

  • Д. Хопкинс. «Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение»
  • Петер Слотердайк. Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы
  • Луков Вл. А. Дадаизм . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 16 ноября 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дадаизм" в других словарях:

    Сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в … Литературная энциклопедия

    - (франц. dadaisme, от dada деревянная лошадка; в переносном смысле бессвязный детский лепет), модернистское литературно художественное течение, существовавшее в 1916 22. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции,… … Художественная энциклопедия

    Дадаизм - ДАДАИЗМ литературная группа, написавшая на своем знамении ничего не означающее звукосочетание «Дада», впервые выступила на третьем году мировой войны в Швейцарии, откуда лозунги дадаизма перебросились в Берлин и Париж. Последний и стал… … Словарь литературных терминов

    - (французское dadaisme, от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение (1916 22), зародившееся в Швейцарии в среде анархистствующей интеллигенции. Дадаизм (А. Бретон, М. Дюшан, Ф. Пикабия, Т.… … Современная энциклопедия

    - (франц. dadaisme от dada конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно художественное течение в 1916 22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп) … Большой Энциклопедический словарь

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada - «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - авангардистское направление в искусстве и литературе Западной Европы, сложившееся первоначально в Цюрихе, в Швейцарии, и развивавшееся с 1916 по 1922 гг. Основатель направления - швейцарский поэт, румын по происхождению Тристан Тцара (Тзара, Tristan Tzara, настоящее имя - Сами Розеншток, 1896-1963). Истоки дада восходят к «Кабаре Вольтер» (кафе «Вольтер»), открытом в Цюрихе в 1916 г. В этом кафе где дадаисты устраивали театральные и музыкальные вечера. Также назывался журнал дадаистов - «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). 14 июля 1916 г. в Цюрихе был оглашен «Манифест господина Антипирина» - первый манифест дадаизма. Его автор - Тристан Тцара.

Т. Тцара: «Всякое производное отвращения, способное стать отрицанием семьи, есть Дада; протест с полным употреблением кулаков ради pазpушительного дела - Дада; познание всех сpедств, до сих поp отвеpгавшихся скpомнолицым сексом ради комфоpтабельных компромиссов и хороших манер, - Дада; отмена логики, этой пляски импотентов, неспособных творить, - Дада; отмена всякой социальной иерархии и равенство, провозглашенное во имя ценностей наших слуг, - Дада; каждая вещь и все вещи в целом, чувства, неизвестности, видения, несомненное столкновение параллельных линий есть орудие борьбы и - Дада; отмена памяти - Дада; отмена археологии - Дада; устранение пророков - Дада; отмена будущего - Дада; полная и безоглядная веpа в любого бога, являющегося непосредственным порождением спонтанности, - Дада. (“Манифест”, 1918)

Сформировавшись в Цюрихе, дадаизм затем получил распространение в Германии: группы в Берлине (Dada Berlin, 1917-20), Кельне (1918-20) и Ганновере (1919); в других городах Европы и в Нью-Йорке; к «странам дада» также причисляются Голландия, Россия, Италия, Япония. Однако наиболее активным и значительным дадаизм был в Цюрихе и в Берлине (берлинскую группу называют «политическими дадаистами» из-за характера анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя).

Слово «дада» - бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений - это и хвост священной коровы, и детская деревянная лошадка, и детский лепет, и еще что-либо другое. Согласно одной из версий, название направления было позаимствовано в раскрытом наугад словаре. По другой версии - слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann & Co». Скорее всего, «дада» - это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла), или имитирует несвязный «детский лепет».

Основатели движения: Гуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Хюльзенбек, Э. Хеннингс, Х. Арп, М. Янко и др. Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж. Хартфильд, Г. Гросс и др. После войны группа дадаистов разделилась. В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т.н. абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др.; группа отстаивала «абсолютное», лишённое социальной функции, искусство.

«Дадаистским вирусом» было заражено все искусство того времени: кино, музыка, театр. Это был настоящий «террор ума».

Смысл деятельности дадаизма - отрицание, разрушение, уничтожение, бунт, в дадаизме все - протест и анархия, у дадаистов даже не было четко продуманной программы. Дадаисты больше прославились бытовым и художественным хулиганством, скандальными и экстравагантными выходками, лозунгами и эпатажным поведением и только затем художественными текстами. Напр., на своих выставках дадаисты предлагали зрителю топор, с помощью которого тот мог выражать свои пристрастия. Дадаисты стремились полностью порвать с любой идеологией и действительностью как таковой, доведя ее до абсурда, причем с обществом они боролись с помощью революции в языке. Т.е., разрушая язык, они разрушали общество. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». Произведения дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное и анархичное сочетание слов и звуков, которое на первый взгляд кажется бессмысленным. Один из приемов: слово вырывается из своего привычного контекста и вступает в новые контексты. «Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние.

Марсель Дюшан говорил, что то, что он создает, - не искусство, ничего общего с художественной деятельностью не имеет, но это нечто, их заменяющее и исполняющее их функции: «То, что фактически реди-мейд рассматривается с таким же благоговением, как и произведение искусства, вероятно, означает, что я потерпел неудачу, решая проблему полного отхода от искусства».

Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском “суаре”) живопись -- музыку -- декламацию стихов. Позже к этой триаде добавляется танец; сами дадаисты признавали здесь влияние синтетической концепции “комплексного произведения” Василия Кандинского. В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов), и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов.

Дадаизм - это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (“Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать… Если ты жив, ты -- дадаист”). Дадаисты попытались создать свой особый параллельный мир, построенный по совершенно иным законам логики, предусматривающий не только необычные формы художественной практики, но также политическую ангажированность и эстетизированное повседневное поведение. Они стремились заменить все существующие системы мысли (“Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира”), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (“Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада”). Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (“Один дададень равен семи оборотам земного шара”; “Дада ничего не хочет, Дада растет”).

Дадаизм заложил основы, характерные принципы модернистской художественной техники:

1. дезинтеграция: расчленение на части и фрагменты реальности, в результате чего действительность теряет свой цельный образ и смысл;

2. монтаж Монтаж, врезка. (англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок, изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами. В 1950-е годы к технике “cut-up” обращается Уильям Берроуз -- “патриарх” битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами. по «логике случайности» - вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. Случайность как следствие разрыва привычных пространственно-временных связей, нарушения мирового порядка.

Так, Тристан Тцара, создавая свои «поэмы», разрезал на части куски газетных статей, которые затем перемешивал и склеивал в произвольном порядке. С этой техникой «монтажа», «коллажа» связаны «вещи» (выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи) дадаистов и сюрреалистов и «ready-made» Марселя Дюшана. «Ready-made» - это обычные предметы массового производства, произвольно (случайно) скомпонованные и снабженные подписью. Для Дюшана в реди-мейд может превратиться все, что угодно - предметы, фразы, собственное имя. Напр., «Велосипедное колесо на табуретке», придуманное Дюшаном в 1913 г., или «Фонтан» (1917) - поставленный вертикально писсуар. Подпись под реди-мейдом Дюшана - «G.L. Mutt» (Матт) - указывает на фамилию владельца магазина сантехники, где был куплен этот писсуар. Этот скандальный экспонат был послан на выставку скульптур в Нью-Йорке как произведение некоего (на самом деле несуществующего) художника Ричаpда Матта и был отклонен устpоителями выставки. Известно, что Дюшан пpинципиально не писал никаких манифестов и не давал интеpвью. Достоверно Дюшану пpинадлежит только один пpогpаммный текст: открытое письмо к американской общественности, посвященное «Фонтану» - «Дело Ричаpда Матта» (1917):

«Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке. М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан. Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта? 1. Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен. 2. Дpугие считают, что налицо плагиат - пpосто сантехническое устройство. Вообще это нелепость: аморального ничего нет в фонтане м-pа Матта, то есть не более чем в ванне для купания. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. Он ВЫБРАЛ его. Он взял обычный обиходный пpедмет, и поставил его на такое место, где его обычный смысл исчез за новым обозначением и возникла новая точка зрения - возникла новая идея этого предмета. Что касается сантехники, то это вообще чушь. Единственное, что придумала Америка в области искусства, так это ее сантехника и ее мосты».

Произведения дадаистов-художников представляют собой странные на первый взгляд бессмысленные коллажи или просто выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи. В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы “Дада”, изображено алогичное сочетание людей и вещей (“Изничтожение невинных”, ”Император Убю”). Для Франсиса Пикабия характерны картины напоминающие технические чертежи: “Дитя карбюратор”, “Любовный парад”. Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства. Они полагали, что автор и зритель равны, т.е. поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника. В авангарде важна концепция , идея , а не воплощение. Важно, что тиражируемый объект - велосипедное колесо, лопата, писсуар, сушилка для бутылки и др. - приобретает уникальность только тогда, когда выделяется волей автора из обыденного, традиционно присущего этому объекту контекста и становится экспонатом выставки. Массовое производство ХХ в. - вещь становится безличной, взаимозаменяемой; уникальное произведение искусства - бесконечно тиражируемой репродукцией. Стандартная вещь, включенная в поле произведения искусства, порождает ряд проблем: соотношения личного и безличного, индивидуального и массового, органического и механического, неповторимого и серийного, красоты и пользы. В результате дадаистских опытов все менялось местами - массовое становилось уникальным, а уникальное - массовым. Метод дадаистов - это приведение к абсурду любого утверждения, положения или факта, нарушение любых норм.

Дадаистские методы комбинации «готовых» предметов в середине ХХ в. стали одним из источников «поп-арта».

В 20-е гг. время дадаизма подходит к концу. Во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а позже - сливается с сюрреализмом. В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате. Существует тенденция считать дадаизм и сюрреализм двумя последовательными этапами одного потока мысли. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую».

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты , которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма : Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего» .

    Основными принципами дада были иррациональность , отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм , разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма , во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля , Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа , Макса Эрнста и Марселя Янко , встретившихся в нейтральной Швейцарии. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».

    Непосредственной предтечей дадаизма, предвосхитившей его основные черты почти за сорок лет, стала парижская «школа фумизма » во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком. Многие выходки фумистов , а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из дадаистов, хотя были созданы на рубеже 1880-х годов.

    Дадаизм имел антивоенную и антибуржуазную направленность, примыкая к радикальным левым политическим течениям анархизма и коммунизма .

    В Советской России отголоском дадаизма была группа «Ничевоки » , существовавшая в 1920-1922 годы в Москве и Ростове-на-Дону. Она опубликовала «Манифест от ничевоков», «Декрет о ничевоках поэзии» и манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира».

    Дадаизм в изобразительном искусстве

    В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

    Коллаж в Цюрихе

    В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи , в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она [случайность] высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.

    Коллаж в Берлине

    Поддерживая идею радикальных перемен в политике, группа настаивала и на радикальных переменах в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции» . Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Была артикулирована необходимость отказаться от этой лжи в пользу подлинной объективности, необходимость дать голос самой реальности, и для этого как нельзя лучше подходила коллажная техника. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации» , рождается фотомонтаж - искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Фотомонтаж также считается формой передачи информации, но более сложной и содержательной, так как в отличие от фотографии, представляющей собой один кадр, коллаж может вместить множество кадров, не развернутых во времени, как в кино, а опространствленных. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их [художников] современников не хватало смелости».

    Коллаж в Ганновере и Кёльне

    Третья интенция - наделение коллажа свойствами поэтического произведения - реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста , а также в мерц-картинах Курта Швиттерса , работавшего в Ганновере . Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor противопоставляется Faktor’у, материал - материалу» . В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».

    Представители дадаизма

    • Луи Арагон (1897-1982), Франция
    • Хуго Баль (1886-1927), Германия, Швейцария
    • Андре Бретон (1896-1966), Франция
    • Георг Гросс (1893-1959), Германия, Франция и США
    • Отто Дикс , Германия
    • Марсель Дюшан (1887-1968), Франция
    • Вальтер Зернер (1889-1942), Австрия
    • Кацуо Оно (1906-2010), Япония
    • Ёсиюки Эйсуке (1906-1940), Япония
    • Франсис Пикабиа (1879-1953), Франция
    • Ман Рэй (Man Ray, 1890-1976), Франция, США
    • Филипп Супо (1897-1990), Франция
    • Тацуми Хидзиката (1928-1985), Япония
    • Софи Тойбер-Арп , Швейцария и Франция
    • Тристан Тцара (1896-1963), Румыния, Франция
    • Отто Фрейндлих (1878-1943), Германия, Франция
    • Эльза фон Фрейтаг-Лерингховен , Германия и США
    • Джон Хартфилд (1891-1968), Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания
    • Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann) (1886-1971), Германия
    • Ханна Хёх , Германия
    • Курт Швиттерс (1887-1948), Германия
    • Юлиус Эвола (1898-1974), Италия
    • Поль Элюар (1895-1952), Франция
    • Макс Эрнст (1891-1976), Германия и США
    • Марсель Янко (1895-1984), Румыния, Израиль

    Библиография

    • Шаршун С. «Даdаизм» (компиляция). Берлин: Европа Гомеопат, 1922
    • Баммель Г. <Рец. на кн.:> Dada Almanach. Berlin: Erich Reiss Verlag, 1920 // Печать и революция. 1922. № 6
    • Эфрос А. Дада // Современный Запад. 1923. № 3
    • Лебедев В. К. Искусство в оковах (критика новейших течений в современном буржуазном изобразительном искусстве). М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 (глава «„Всё подлежит осмеянию!“ (о дадаизме)», с. 44-47)
    • Гросс Г. Мысли и творчество. М.: Прогресс, 1975
    • Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986 (включает манифесты Х. Балля, Р. Хюльзенбека, Р. Хаусмана, Е. Голышева)
    • Незвал В. Дада и сюрреализм // Незвал В. Избранное в двух томах. Т. 2. Воспоминания. Очерки. Эссе. М.: Художественная литература, 1988. С. 378
    • Ханс Арп . 1886-1966. Скульптура. Графика: Каталог выставки. М., 1990
    • Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под ред. Л. Магаротто , М. Марцадури , Д. Рицци . Bern etc.: Peter Lang, 1991
    • Макс Эрнст - графика и книги. Собрание Люфтганзы: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Шписа; пер. с нем. С. Биллера. Штутгарт: Gerd Hatje, 1995
    • Цюхнер Е. Первая международная выставка дадаистов в Берлине. Метамеханическое объяснение в любви «машинному сердцу» Татлина // Берлин-Москва: Каталог выставки. Мюнхен; Нью-Йорк: Престель; Москва: Галарт, 1996
    • Кулик И. Тело и язык в текстах Тристана Тцара и Александра Введенского // Терентьевский сборник. 1998 / Под общ. ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 1998. С. 167-222
    • Изюмская М. Берлин-дада и Россия. Йоханнес Баадер - Президент Земного шара // Там же. С. 227-245
    • Сануйе М. Дада в Париже. М.: Ладомир, 1999
    • Альманах дада по поручению Центрального управления немецкого движения дада под редакцией Рихарда Хюльзенбека / Общ. ред. С. Кудрявцева, науч. подг. изд. М. Изюмской, пер. с нем. и франц. яз. М. Изюмской и М. Голованивской. М.: Гилея, 2000
    • Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / Отв. ред. К. Шуман; пер. с нем. С. К. Дмитриева. - М. : Республика , 2002. - 559 с. - 2000 экз. - ISBN 5-250-01826-2 .
    • Дудаков-Кашуро К. В. Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях начала ХХ века (футуризм и дадаизм). Одесса: Астропринт, 2003
    • Элгер Дитмар. Дадаизм = Dadaismus / Ред. Ута Гросеник. - М. : Taschen, Арт-родник, 2006. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 5-9561-0168-7 .
    • Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. М.: Прогресс-Традиция, 2004
    • Ливак Л. «Героические времена молодой зарубежной поэзии». Литературный авангард русского Парижа (1920-1926) // Диаспора: Новые материалы. VII. СПб.; Париж: Atheneum; Феникс, 2005. С. 131-242 (о связях русских авангардистов с французскими дадаистами)
    • Архипов Ю. Предисловие // Балл Х. Византийское христианство / Пер. с нем. А. П. Шурбелёва. СПб.: Владимир Даль, 2008
    • Седельник В. Д. . М.: Гилея, 2013
    • Безносов Денис . Как говорил Обердада? ООО «Христос» и секретный меморандум Девы Марии: [Рецензия на книгу: Йоханнес Баадер. Так говорил Обердада. Манифесты, листовки, эссе, стихи, заметки, письма. 1906–1954/ Сост. С. Кудрявцева, пер. с нем. Т. Набатниковой. - М.: Гилея, 2013. 208 с. ] // НГ Ex libris. - 2013. - 27 июня.
    • Петров В. О. Эстетические позиции дадаизма // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 1. С. 179-186.