Пример анализ рисунка в доу. Просмотр занятий по изобразительной деятельности

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Практически все дети увлекаются рисованием. Для них это своеобразный способ выразить с помощью красок или карандашей то, что он не может сказать словами. Рисование делает детей свободными, поэтому они легко доверяют бумаге свои чувства. На приеме у психолога часто используют методику рисования для детей, так как это один из достоверных способов выявить, что на самом деле волнует или тревожит ребенка.

    Конечно, детский рисунок должен трактовать грамотный психолог, потому что существует опасность, что родители чересчур увлекутся расшифровкой и придумают того, чего нет. Но есть простые рекомендации для родителей, которые хотят с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние своего ребенка:

    1. Предложите ребенку нарисовать свою семью, дайте ему достаточное количество бумаги и разные карандаши.
    2. Не вмешивайтесь в процесс, не торопите и не комментируйте.
    3. После того, как ребенок закончит, спросите, кого он нарисовал, как их зовут, чем они заняты.

    Анализ детского рисунка:

    • по очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит, он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе;
    • по составу: если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спросите у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься;
    • по размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение;
    • по расстоянию: когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи;
    • по цвету: все, что любимо чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит, этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников;
    • по частям тела: тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то, возможно, этот человек делает ребенку много замечаний;
    • если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.

    Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
    О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.
    Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты. Начало занятия (3-5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие. Далее оценивается содержание и методика первой части занятия - постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.
    Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах - использование игровых приемов, потешек, в старших- опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.). Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям. Выделение этапов выполнения работы. Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия). Опора при объяснении на наглядный материал - натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии). Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
    Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
    Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям. Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
    Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.
    Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
    Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
    Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
    Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы. Сколько времени занял просмотр детских работ.

    АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


    Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
    Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
    Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
    Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
    Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
    Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
    Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
    соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;
    есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);
    какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;
    правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
    передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);
    как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);
    самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);
    качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).
    Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

    "Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Если приснился плохой сон...

    Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

    Задание: Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.

    Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:

    По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.

    По участию – индивидуальный, групповой анализ.

    Дать ответы на вопросы:

    1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.

    2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.

    3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?

    4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?

    Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.

    Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:

    Оценка детских рисунков учителем (монолог);

    Оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);

    Самостоятельная оценка детьми своих рисунков.

    При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.

    2. Определить методы оценки детского рисунка.

    3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.

    4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.

    5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков Задание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.

    1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.

    Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.

    2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V-VII классах).

    Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.

    Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).

    В методических разработках должны быть представлены:

    1. Упражнения и наглядные пособия.

    2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.

    Методические разработки выполняются на формате А-3.

    Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.

    2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.

    IV курс, 7-й семестр

    1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”

    Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.

    Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.

    Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год

    Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.

    Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.

    Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.

    Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).

    На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.


    Похожая информация.


    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Анализ детских работ по ИЗО

    Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

    Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

    Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

    При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

    Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

    Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

    При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

    В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

    Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

    Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

    Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

    В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

    1. Дать общую оценку занятия.
    2. Среди отобранных работ выделить две - три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
    3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

    сказке « Колобок » первая работа - дед просит бабу испечь колобок, вторая - баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 - 3 работ выполнена лучше.

    4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

    5Предложить найти работу, похожую на образец.

    6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

    7Сравнить работу с образцом.

    8Найти две разные работы.

    9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

    10.Найти работу с определенной ошибкой.

    11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

    12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

    13.Найти незаконченную работу.

    14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

    15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

    16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

    17.Выделить две три самые аккуратные работы.

    18.Найти самый интересный рисунок.

    19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

    20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

    То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.