Интересные проекты на тему матрешка. Проект (старшая группа) на тему: Проект "Русская матрешка". Интегрированный творческий проект

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Проект: «Русская Матрёшка»

Вид проекта : Творческий с элементами исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: С детсадовского возраста мне интересна кукла-Матрёшка. Она привлекает своей загадочностью. Внутри одной куклы прячутся еще 4,5,6… Я решила побольше узнать об этой игрушке. Когда я стала читать о матрёшке разную литературу, то у меня возник проблемный вопрос: почему современные девочки играют куклами, пришедшими к нам из других стран (Барби, монстр-хай….) и не играют русской матрёшкой.

Цель: Популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстниц.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с историей появления Матрёшки и способам её изготовления через изучение специальной литературы;

2. Выяснить значимость матрёшки для современных детей.

3. Изготовить матрёшку.

Гипотезы проекта: Я предполагаю:

1. Что матрёшка хранит в себе много секретов.

2. Матрёшку можно сделать своими руками.

Продукт проекта: Авторские матрёшки.

1. Теоретическая часть.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она всегда завораживала меня свое простотой и загадочностью. Всегда удивляла, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречалась в детском садике. Много раз я задумывалась о происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

1.1. Появление матрёшки на Руси.

МАТРЁШКА (предположительно от уменьшительного имени «МАТРЁНА, что означало статная дама») - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Эскиз для росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Самая первая в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце 19 века в 90-х годах в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову (крупному промышленнику). Эта была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Русская матрёшка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ материнства, а также плодородия, богатства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

В 1902 году здание в Леонтьевском переулке выкупил С.Т. Морозов для создания в нем Кустарного музея. В 2000 году Фондом народных художественных промыслов РФ была организованна выставка, которая была посвящена столетнему юбилею матрешки. С этой выставки и началось формирование постоянной экспозиций, в которой была представлена промысловая и авторская матрешка.

И наконец, в 2001 году первый в России музей был открыт для посещений в Москве, в котором хранится самая первая разъемная игрушка-матрешка. В музее посетители имеют возможность узнать подробную историю этой очаровательной барышни, а также посетить Салон изделий народных промыслов, в котором очень трудно устоять и не купить себе сувенир. Желающие могут получить мастер-класс по росписи матрешек, и приобрести наиболее понравившиеся образцы.

1.2. Работа над созданием матрёшки.

Делают матрёшек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе (вытачиванию фигурок). Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил).

1.3. Разновидности матрешек.

Матрёшек изготавливали в разных городах, и они имели свои отличительные особенности. (См. в таблице)


Сергиев-Пасадская

Используется три-четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

Я из Сергиева-Пасада

Встрече с Вами очень рада.

Мне художниками дан

Ярко русский сарафан.

Семёновская матрёшка

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к Вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бардовых в подарок принесла.

Полхов-Майданская

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново-красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

Я Подружки из Майдана, могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками.

И ягодами разными, спелыми и красными.

Загорская

матрешка

Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук

Вятская матрешка

Традиционно одета в красный платок, и светлый передник, на котором изображается букет из красных цветов.

Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрёшки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиций, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрёшки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Итак, матрёшка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку.

Русская матрёшка - она была и остается творением человеческих рук.

Русская матрёшка – душа России.

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов, доказана.

2. Исследовательская часть.

2. 1. Анкетирование.

Добывая для исследования информацию о матрешках, мне стало интересно, а у многих ли есть сейчас такая игрушка-матрёшка и как дети к ней относятся? И решила сделать анкетирование среди девочек своего и других классов.

Которое состоит из 5 вопросов. И вот что у меня получилось.

Результаты анкетирования.

Всего в опросе участвовало 53 девочки.

Да-47

Нет-6

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Да-24

Нет-30

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-1

Да-49

Нет-2

Не знаю-1

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-22

Весёлая-6

Смешная-3

Интересная-4

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-1

Есть другие куклы внутри-2

Разноцветная-1

Расписная старинная игрушка-1

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

Очень-5

Да-38

Нет-9

Не знаю-1

Вывод: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделала выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Почти всем девочкам, которые участвовали в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает девочек тем, что она красивая, весёлая, смешная.

2.2. Результаты исследования магазинных прилавков.

Даже я при работе над проектом настолько заинтересовалась этой игрушкой, что когда я искала в магазине матрёшек, не удержалась чтобы ее себе не купить. Теперь у меня тоже есть игрушка матрёшка, мне она нравится тем, что она яркая, красиво расписана и в ней есть еще куклы меньшего размера.

А) Игрушечные магазины .

+

Товары для детей (ул. Гагарина)

-

1000 мелочей.

+

«Цветы»

+

Б) Продуктовые магазины.

Также когда мы ходили в продуктовые магазины, я увидела, что символ матрёшки используют в упаковке для чая, используя символ разных стран.

Вывод: Исследуя магазины нашего города, я сделала вывод. Матрёшку при желании купить в нашем городе можно, но стоит она не дешево. Матрёшки есть различного размера, разной росписи. Я увидела матрёшку Вятскую, Гжель, но в основном это матрешки авторские символизирующие героев различных сказок.

3. Творческая работа.

Мы с Мамой решили сделать матрешек в технике папье-маше и вот что у нас получилось.

Также образ матрешки выполнен в технике аппликация.

Еще одну матрёшку мне сделала мама. В технике вязания спицами. Вот что у нее получилось. Это конечно образ матрешки, (она не открывается), но я с удовольствием ей играю.

На уроке ИЗО я рассказала ребятам про историю матрешек, про виды матрешек.

И предложила им тоже нарисовать матрешку и расписать, кто как хочет.


Я выбрала самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я поняла, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

Заключение.

В ходе работы над проектом я открыла для себя много нового и интересного:

    Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века.

    Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина.

    Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» что означает «Знатная дама».

    Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства.

    Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская.

    Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

    Я доказала 1 гипотезу о том что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснила: что многие знают кто, такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Всем девочкам, которые участвовали, в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью : мы создали матрёшку в технике папье-маше, и образы матрёшек в технике вязания, аппликации. Я подтвердила свою 2 гипотезу, о том что, Матрёшку можно сделать своими руками.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. ru /Картинки-яндекс

ГБПОУ КК

«Краснодарский педагогический колледж»

Образовательный проект

«История матрёшки»

Координатор проекта: Григорян М.Р.


Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся, подобные ей, куклы меньшего размера.

Число вложенных кукол обычно шесть или более.


Матрёшка почти всегда имеет яйцеподобную

форму с плоским

донцем и состоит из двух частей: верхней и нижней.

Матрешка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы


По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть

и мужчина.

Самой маленькой фигурой,

которая уже не

раскладывается,

является ребёнок.


Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства.


Матрёшка, матрёшка, русская краса:

Румяные щёчки, глазки - бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек - не найдёшь изъян!

На первый взгляд - простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка, загадка внутри…

Сколько же в ней куколок?

Ну-ка разбери!

(Зиновьева Т.Н.)


Самая популярная в мире

русская деревянная расписная

кукла появилась в России

в 90х годах XIX века

в подмосковной

усадьбе Абрамцево,

принадлежащей

С.И.Мамонтову.


МАМОНТОВ Савва Иванович – крупный промышленник и меценат.

Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своём подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.


Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.


Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым .

Мастерская «Детское воспитание».

Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин,

лично матрёшку и расписавший.

С.Малютин


Первая русская матрешка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик,

Все фигурки отличались друг от друга,

а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.


Чтобы изготовить

матрёшку, требуется

большое мастерство.

Сначала подбирают

подходящий вид

древесины.

Из-за мягкости в основном

выбирают липу,

реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит

более десятка операций.

Самую маленькую куклу -

неразборную - делают

первой.


Когда готова каждая кукла,

её покрывают крахмальным

клеем, чтобы залить

все шероховатости.

После окончательной

сушки и полировки,

гладкая поверхность

позволяет художнику

равномерно нанести

краски.






Первый в России - и в мире! - музей матрёшки

Открылся в 2001 году в Москве


По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка.

Главным символом России это национальное

культурное достояние назвали 12% россиян.


Матрёшка

является

одним из

самых

популярных

сувениров

иностранных

туристов

в России.


Матрёшки из Сергиева Пасада

Матрёшки из

Полховского Майдана


Матрёшка семёновская

Вятская матрёшка


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Творческийпроект

«Русская матрёшка »

Выполнила: Кукишева Юлия,

ученица 2Бкласса

Руководитель проекта:

Митина ЛюдмилаВалерьевна,

учитель начальных классов

I. Введение ………………………………………………………...стр.1

II. Основная часть…………………………………………………стр.1

1.Прообраз русской матрёшки.

2.Первая матрёшка.

3.Принципы изготовления матрёшки.

4.Виды матрёшек.

5.Музеи русской куклы.

6.Изготовление модели в технике папье- маше.

7. Роспись куклы.

III. Заключение…………………………………………………… стр.5

IV. Библиографический список…………………………………. стр.6

Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,

украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под

кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это

искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие

богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея

–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот

тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская

красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто

народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.

Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.

Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.

Основная часть.

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с

острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была

фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько

фигурок, вложенных одна в другую.

Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам

понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,

прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не

выточить?

Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой

Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее

росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских

мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он

появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на

щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая

коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было

не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

«mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что

существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины

липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,

которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое

искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же

матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих

матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже

потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в

друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок

правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть

красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших

дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми

наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали

красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего

государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику

матрёшек.

Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,

Полхов- Майданская, Вятская.

передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или

оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным

контуром.

Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке

нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть

полураскрытые бутоны на ветках.

ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и

красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и

Семёновские матрёшки имеют схожие черты.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.

Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда

матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать

соломкой.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её

культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые

музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки

открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по

мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский

Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –

коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50

фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно!

В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который

издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже

устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то

оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем

больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание

исполнится.

Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила

мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,

перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а

сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы

потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.

Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде

кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с

водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо

просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка - как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.