Главная мысль мертвых душ гоголя. Замысел поэмы мертвые души гоголя. Помещик, его отличительная черта

Павел Иванович Чичиков… Знаменитый герой поэмы Н.В.Гоголя, на века прославившийся тем, что служил «копейке», был ее рабом, готовым ради наживы на любые «предприятия» и подлости. Каковы же главные жизненные принципы Чичикова? И кто приложил руку к их формированию? Конечно, отец. Как в "Капитанской дочке" Гринев-старший призывал своего сына "беречь честь смолоду", так и в "Мертвых душах" отец также наставлял Павлушу, только ничего не говорил ни о чести, ни о долге, ни о достоинстве. Не говорил потому, что у него были свои взгляды на жизнь.

Первым важным пунктом наставления отца было «не дури и не повесничай», а "угождай учителям и начальникам". Так и делал Павлуша. И в школе мальчик блистал не знаниями, а прилежанием. Но если прилежание и опрятность не помогали, он пользовался другим жизненным принципом батюшки: «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».

А самым главным правилом Чичикова стало наставление отца беречь и копить копейку: « Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Еще в училище одной из главных целей в его жизни стало накопление капитала для дальнейшего существования: « Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращения…» Но взрослея, набираясь мудрости, он начинает копить не только на свою счастливую жизнь, а на радостную жизнь будущих детей. Так и приобретение «мертвых душ», как бы это не звучало странно, во многом для счастья потомков.

После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманул девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал казенное добро, брал взятки. А как наш «философ» образно определял свои карьерные провалы: «претерпел на службе»!

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Цель и средства»
АРГУМЕНТЫ
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Для чего человек живёт, чему стремится посвятить свою жизнь, какими
путями он идёт к достижению свой цели? Эти философские вопросы
пытается осветить А.С.Грибоедов в пьесе «Горе от ума».
Цели «фамусовского общества» - достижение материального
благополучия, высокого положения, продвижение по карьерной лестнице. В
принципе, цели-то неплохие. Достойное место среди людей желает занять
каждый человек, стремящийся интересно, насыщенно прожить жизнь.
Однако средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие.
Яркий пример тому - Алексей Молчалин, человек, который ради
продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он
пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо
усвоил уроки своего отца, который учил сына угождать всем: «Во-первых,
угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья;
Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова
была».
Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека
- он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих
чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым.
Что ж, скорее всего, какие-то средства всё же приведут его к желаемой
цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до
степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…»
Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить
Отечеству честно, без лести и угодничества («…Служить бы рад,
прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть
честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни
противоречили обществу.
Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в
обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, не понятый окружающими,
признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора,надо жить
- честно, достойно.
Да и не одинок герой, есть такие, как он, не подчиняющиеся ложным
ценностям. Их нет среди персонажей пьесы, но о них упоминают герои
произведения. Это и двоюродный брат Скалозуба (“…крепко набрался каких-
то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне
книги стал читать”), и племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не
хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор…”, и вся передовая
молодёжь, представляющая «век нынешний», ведь именно от её лица
говорит Чацкий («Где, укажите нам, отечества отцы…»)
Так что не все такие, как Молчалин и ему подобные.
Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения
соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых
ценностей - это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед
самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьесы
А.С.Грибоедова.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В. Гоголя Чичикову
так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве

была указана его отцом: «больше всего береги и копи копейку: эта вещь
богатство, знатность, положение в
надежнее всего на свете…») -
обществе.
Шаг за шагом идёт герой к своей цели. Уже в школьные годы он
использует определённые средства для её достижения, занимается
накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из
воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации,
если они приводили к деньгам или продвижению по службе, для героя были
хороши. Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на
его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом («…надул,
надул, чертов сын!»).
Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а
Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему
значительный доход. Даже светское общество, развращённое погоней за
деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы.
Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё
общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные
сделки. И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать,
не продешевила ли она при продаже мёртвых душ; если бы не Ноздрёв с его
прямотой, прилюдно поинтересовавшийся, как идут дела с покупкой этих
душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько
возможностей, и, кто знает, может, очередное сомнительное предприятие
ему удастся.
Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно
он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.
Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно
изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том.
Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо
понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не
опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом
должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы
быть уважаемым и достойным человеком в обществе.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Цели человек ставит в своей жизни постоянно - от небольших,
ежедневных до жизненных, составляющих сущность всего, что он делает.
Хорошо, если эти цели приносят радость, успех, удачу не только человеку, но
и окружающим. Если же они эгоистичны, то страдают все, и в первую
очередь сам человек. Так и герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» Родион Раскольников тоже ставит цель – проверить себя, кто
он - «тварь ли дрожащая» или «право имеет».
О каком «праве» рассуждает в своей теории герой? О праве личности
на преступление ради великих целей, ради спасения человечества.
Размышляя о «необыкновенных людях», он считает, что они могут «…
разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и
единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной,
может быть, для всего человечества) того потребует». И здесь все средства
хороши - вплоть до убийства, которое он и совершает, убив Алёну
Ивановну, старуху-процентщицу.
Однако преступление тем и страшно, что тянет за собой другое -
гибель сестры процентщицы – Лизаветы, ради которой, казалось, и совершал
герой убийство, пытаясь спасти её и других от этой отвратительной
женщины. Но идея, теория Раскольникова возникает в его уме лишь под

тяжестью безвыходности лично своего положения и положения Дуни, сестры,
которая хочет ради брата выйти замуж за нелюбимого Лужина. То есть идея
спасения человечества оказывается, в сущности, идеей спасения
самого себя.
Совершив преступление, герой понял, что отгородил себя от людей,
оказался «по ту сторону добра и зла». Пройдет немало времени, чтобы
Раскольников до конца осознал чудовищность своей теории, когда любовь
Сони возродит его к жизни.
Читая роман, каждый делает выводы о том, что важно в этой жизни, к
чему нужно стремиться, какие цели ставить и как этого добиваться, как надо
выходить из трудных жизненных ситуаций. Только жизнь по законам добра и
справедливости способна помочь человеку всё преодолеть. Зло, жестокость,
убийство – это всегда ведёт в пропасть, делает человека несчастным.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и
ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений
как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.
Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках
своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства,
которые он использовал для их достижения.
В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном,
чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало
его известности (“Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть
любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев
огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по
законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные.
Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи,
в которых столько желания жить полной грудью, - всё это повлияло на
Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу («…
надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…
чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он
продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию М.М.
Сперанского.
В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек
счастлив, живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой
вклад в великие дела. А ещё он осознал, что надо уметь прощать, ведь
именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его
любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась
та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!»
Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде
всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые
герои Л. Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Цели ставит перед собой не только конкретный человек, но и
государство. Хорошо, если эти цели служат улучшению жизни людей,
направлены на их благо, если продуманы средства, не приносящие людям
вреда. Однако иногда, выполняя, на первый взгляд, благородное дело,
государство не замечает, сколько боли и страдания приносит людям, так или
иначе вовлечённым в данное мероприятие. Об этом - повесть В.Г. Распутина
«Прощание с Матёрой».

В основе сюжета лежит конкретный факт - строительство нового
водохранилища, ГЭС на Ангаре, для чего были затоплены некоторые
населённые пункты, а люди переселены в другие места. Матёре - почти 300
лет. В этой деревне, находящейся на острове, прошла жизнь многих
поколений, здесь же они и похоронены, а потомки бережно хранят о них
память.
Тяжела жизнь людей, наполненная постоянной работой. Но любят
жители свои родные места, ощущают благодать родной земли, особенно
пожилое поколение. И вдруг им предстоит покинуть всё, что им так дорого.
Старики тяжело переживают это событие. «Я там в одну неделю с тоски
помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»
- жалуется Настасья Дарье. Как тяжело покинуть родные места, оставить
под затопление могилы близких!
Цель, как сказано было выше, благородная - людям нужно
электричество. Но как жестоко, бессердечно она выполняется. Вспомним
ужасную сцену, когда представители санэпидемстанции буквально
разрушают могилы предков, занимаясь «санитарной очисткой ложа
водохранилища». И всё это делается на глазах жителей. Не случайно с
палкой бросилась старуха Дарья на одного из здоровенных мужчин, который
осквернял могилы.
Жизнь стала какая-то суетная, торопливая, некогда подумать о
близких, понять их («Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж,
запинаются на каждом шагу - нет, бегут»). Люди покидают дома, а они,
словно понимающие, «страдают от разлуки со своими обитателями».
Не подумали чиновники не только о чувствах людей, но и том, в каких
условиях они будут жить. Посёлок, в который переезжают жители, стоит на
каменистой местности, где и расти-то ничего не будет. Печален вид этого
нового селения, построенного кое-как.
Забота о людях - это первейшее назначение людей, обладающих
властью. Всё, что они делают, должно идти во благо людям. Поэтому
необходимо продумывать до мелочей цели и средства, судьбу каждого
человека, в которую государство врывается, выполняя свои задачи. Только
тогда будет доверие народа к власти, только тогда человек будет считать
себя защищённым в своей стране.
Вывод
Цель в жизни, средства для её осуществления. Как их
выбрать? Это непросто. Человеку свойственно и ошибаться при
выборе жизненных ориентиров. Но главное - сможет он или нет
найти верный путь, поставить перед собой достойную цель,
используя справедливые средства для ей достижения. По делам,
поступка ценят человека. Жить нужно прожить не бесцельно, а с
пользой для себя, близких, народа и Родины. Только тогда
человек будет поистине счастлив.
Пьеса «Вишневый сад» прекрасно иллюстрирует мысль о том, что у
целей людей могут быть абсолютно разные мотивы: как эгоистические, так и
благородные, а люди могут быть как деятельными, так и пассивными в
достижении своих целей.
Вишнёвый сад в произведении - это и материальная ценность, и красота
природы, и часть духовного мира обитателей имения. И каждый в нём видит то,

что ему интересно, выстраивая свои жизненные цели в зависимости от того, что
ценит в жизни.
Характеризуя героев произведения, цели и средства их достижения,
обязательно нужно упомянуть то, что цели и поступки героев тесно связаны, а
внутренний конфликт пьесы как раз и основывается на желании или
нежелании, наличии или отсутствии возможности совершать поступки. Лопахин
поставил цель стать хозяином вишнёвого сада, разбогатеть, он совершает для
этого определённые действия, Гаев же не деятелен, он не желает что-либо
предпринимать.
В комедии "Вишневый сад" А.П. Чехова следует рассмотреть следующие образы:
1) купец Лопахин, целью которого становится заработать деньги, выбрать из
нищеты. Он заметно преуспевает и становится новым владельцем сада;
2) Гаева, который полностью апатичен, равнодушен и просто плывет по
течению.
Проблема цели и средства поднимается часто. Она определяет
принципы человека показывает его истинные планы. Чтобы понять суть этих
понятий, нужно разобрать вопрос более детально. Цель – это то, чего мы хотим.
Она может быть любого масштаба. Целью мы называем желание, которое хотим
воплотить в ближайшее время. Средства – это методы, которыми мы будем
достигать цель.
Например, если наша цель написать хорошее итоговое сочинение, то нам
нужно выбрать одно из средств – либо списать работу из интернета, либо
прочитать несколько хороших книг и передать на бумаге свои мысли. Первый
вариант притягивает больше, так как он не требует особых усилий. В жизни все
происходит точно также. Для достижения любой цели у нас есть хорошие
средства и плохие.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой
расписал свою философию, свои цели. Он быстро определил, что лучшее
средство – это убийство. Собственные идеи помогли оправдать подобные
поступки в голове.
В работе Гоголя «Мертвые души» Чичиков хотел разбогатеть. Это была его
главная цель. Средство он выбрал хитрое и аморальное. Он скупал списки уже
мертвых крестьян, чтобы выдавать их за живых. От того, какие мы средства
выбираем для достижения цели, зависит наша личность. Поэтому всегда нужно
внимательно принимать решение.

Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Цель жизни Чичикова. Завет отца

Вот что писал В.Г. Сахновский в своей книге «О спектакле «Мёртвые души»:

«…Известно, что Чичиков был, не слишком толст, не слишком тонок; что, по мнению одних, он даже смахивал на Наполеона, что он обладал замечательным свойством поговорить с каждым как знаток того, о чём он приятно беседовал. Целью Чичикова в общении было произвести самое благоприятное впечатление, расположить и внушить к себе доверие. Известно также, что у Павла Ивановича есть особое обаяние, которым он преодолел две катастрофы, которые повалили бы иного с ног навсегда. Но главное, что характеризует Чичикова - это его страстное влечение к приобретательству. Стать, что называется, «человеком с весом в обществе», будучи «человеком сан фасон», без роду и племени, который носится как «барка какая-нибудь среди свирепых волн», - вот основная задача Чичикова. Добыть себе прочное место в жизни, не считаясь ни с чьим и не с каким интересом, общественным и частным, - вот в чём заключено сквозное действие Чичикова.

И всё, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим, - пишет о нём Гоголь. Отцовское наставление - «береги и копи копейку» - пошло ему впрок. Им не владели скряжничество или скупость. Нет, ему мерещилась впереди жизнь со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды.

«Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой, - завещал Павлу Ивановичу его отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии Чичикова (Глава XI).

…Чичиков приходит, чтобы отравлять. Есть зло, которое катится по Руси, как Чичиков на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается в каждом по-своему. На яд Чичикова в каждом из тех, с кем он ведёт свои дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт одну линию, но у него новая роль с каждым действующим лицом.

…Чичиков, Ноздрёв, Собакевич и другие герои «Мёртвых душ» - это не характеры, а типы. В этих типах Гоголь собрал и обобщил многие схожие характеры, выявляя во всех них общий жизненно-социальный уклад…»

Что такое «мёртвые души»?

Первичный смысл выражения «мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках. Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь странное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умерших крестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически это осуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажу соответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гоголь воочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, и что такое положение является естественным и нормальным.

Следовательно, сама фактическая основа, сама интрига поэмы, построенная на продаже ревизских душ, была социальной и обличительной, как бы ни казался повествовательный тон поэмы безобидным и далеким от обличения.

Правда, можно вспомнить, что Чичиков живых людей не покупает, что предмет его сделки крестьяне умершие. Однако и здесь прячется гоголевская ирония. Чичиков скупает мертвых совершенно таким же образом, как если бы он скупал живых крестьян, по тем же правилам, с соблюдением тех же формальных и юридических норм. Только цену при этом Чичиков рассчитывает дать значительно меньшую - ну как бы за товар более низкого качества, залежалый или подпорченный.

«Мертвые души» - эта емкая гоголевская формула начинает наполняться своим глубоким, меняющимся смыслом. То это условное обозначение умершего, словосочетание, за которым нет никакого лица. То эта формула оживает - и за нею встают реальные крестьяне, которых помещик властен продать или купить, конкретные люди.

Многозначность смысла запрятана уже в самом гоголевском словосочетании. Если бы Гоголь захотел подчеркнуть одно-единственное значение, то он, скорее всего, взял бы выражение «ревизская душа». Но писатель намеренно вынес в название поэмы словосочетание необычное, смелое, не встречавшееся в обиходной речи.

1. Жизненный путь Чичикова.
2. Цель и средства героя.
3. Жизненная цепкость дельца.

От трудов праведных не нажить палат каменных.
Русская народная пословица

Традиционно образ Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», принято рассматривать как однозначно отрицательный. Однако так ли герой прямолинеен и прост, чтобы причислить его к сонму хрестоматийных злодеев? Может ли вообще быть однозначным образ, воссозданный в художественном произведении талантливым мастером?

Жизненные приоритеты Чичикова - это ценности новой эпохи, ценности капитализма, идущего на смену феодально-крепостническому укладу, сохранявшемуся на Руси слишком долго по сравнению с другими странами Европы.

Жизненный путь Чичикова, при всем желании, нельзя назвать легким и приятным. Раннее детство гоголевского героя было невеселым и однообразным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Гоголь ни словом не обмолвился о каких-либо играх, обычных для ребенка: нет, лишь бедность и труд - вот воспоминания, вынесенные Чичиковым из раннего детства.

Не отличались яркостью впечатлений и школьные годы героя: однако именно в это время начали раскрываться его практические таланты. Отец, отвезший сына в школу, дал ему напутствие, которое сын хорошо запомнил и которому по мере сил старался следовать: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь... Больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете».

Юный Чичиков мастерски придумывал разнообразные способы получения прибыли: он ничего не потратил из денег, оставленных ему отцом, а наоборот, приумножил их. Его усилия, направленные на то, чтобы угодить учителю, тоже не пропали даром. Хотя он и не блистал особыми способностями в науках, «при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Карьера Чичикова до того, как он занялся скупкой «мертвых душ» - это вереница падений и взлетов, явивших во всей силе живучесть и предприимчивость натуры этого персонажа.

Гоголь неоднократно упоминает о чистоплотности и аккуратности своего героя, о том, что Чичиков всегда хорошо одет и держится благопристойно. Даже в то время, когда начинающий молодой чиновник служил на незначительной должности, он выгодно отличался от своих сослуживцев тем, что «умел сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях». Контрастом внешней презентабельности героя выступают те средства, которые он пускает в ход для достижения своей цели. Однако сразу нужно отметить, цель у Чичикова вполне естественная: он хочет иметь семью, детей, жить в достатке и комфорте. Ничего преступного в такой цели, конечно, нет. Неразборчивость же в средствах, ведущих к ее достижению не столько проявление личной порочности Чичикова, сколько следствие мощного влияния на него среды, в которой он развивался. Наставление отца «копить копейку» было живо воспринято умом ребенка: о том же, какими способами позволительно это делать, а какими - нет, речи не было. Открытый разбой, грабеж, убийство, конечно, в глазах Чичикова являются преступлениями. Что же касается разнообразных экономических махинаций, то их герой Гоголя рассматривает как вполне нормальный способ ведения дел. Снова нужно подчеркнуть: не один Чичиков придерживался такого мнения. Вспомним гоголевского городничего из комедии «Ревизор». Он тоже искренне был убежден, что взятки и казнокрадство являются едва ли ни божьим установлением.

В подобном взгляде на жизнь виноват не столько сам Чичиков, сколько система управления Россией в целом, царящее повсеместно почтительное отношение к людям, имеющим деньги, независимо от того, каким путем они их приобрели, и пренебрежительное отношение к тем, у кого нет денег, даже если они честно служили родине, не жалея сил и жизни, как например капитан Копейкин. Действиями Чичикова в первую очередь руководит естественное желание выбиться из бедности, обеспечить себе надежный тыл. Когда Чичиков сокрушается, что лишился должности в таможне после махинаций с контрабандистами, он рассуждает так: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает на должности? все приобретают. Несчастным я не сделал никого, я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы, не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что ж другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?» Нельзя сказать, что эти рассуждения вовсе лишены справедливости: в самом деле, ведь кто-то и больше Чичикова присвоил, и живет в свое удовольствие, не испытывая ни малейших угрызений совести или какого-либо беспокойства со стороны властей.

Гоголь показывает многие положительные черты своего героя. Так, Чичиков обладает огромным запасом терпения. Чего только не приходилось ему сносить, особенно в начале своей карьеры: однообразие канцелярской деятельности, пьяные физиономии других чиновников, равнодушие первого начальника к рвению молодого чиновника. Сколько раз казалось, удача благоприятствовала Чичикову, а затем его постигал крах, и приходилось все начинать сначала. «Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть». Те диковинные махинации, в которые пускается Чичиков, свидетельствуют о его уме, предприимчивости и смелости.

По натуре Чичиков - авантюрист. Он из тех людей, которые во все времена неотступно следовали к цели, невзирая на препятствия. Однако лишь немногие избирают цель, труднодостижимую в своей возвышенности, как например духовное очищение, творческая самореализация или улучшение жизни общества. Цель подавляющего большинства людей гораздо скромнее - это жизнь в достатке, здоровье, крепкая семья. Трагедия Чичикова в том, что при своих незаурядных практических талантах он не может реализовать их в деятельности, которая одновременно была бы и законной, и достаточно прибыльной. Бессмысленно обвинять Чичикова в правовом нигилизме: то поведение, которое демонстрирует герой Гоголя, является лишь воспроизведением образцов, господствующих в обществе, его воспитавшем.