Какие спектакли идут. Московские театры: лучшие спектакли января

Кинематограф существует уже очень давно, но это не помешало продолжать любить театр.
Телевизор не способен передать те чувства, которые переживаешь смотря на живого актера.
Вашему вниманию лучшие театры и театральные представления со всего мира.

Японский традиционный театр Кабуки

В современной Японии кабуки является самым популярным видом театрального искусства. Представление сочетает в себе танцы, песни и драматургию. В спектаклях форма, цвет и звук образуют уникальную комбинацию, ассоциируемую с величайшими мировыми сценическими традициями.

Театр Страстей Христовых

Театральные игры «Страсти Христовы» проходят в альпийской деревне Обераммергау (Бавария, Германия). Шоу представляет собой красочный спектакль с античным хором, сложное драматургическое произведение, в котором участвуют не профессиональные актёры, а любители. И, тем не менее, количество зрителей, желающих посмотреть представление, доходит до нескольких тысяч.

Чёрный театр в Праге

Пражский Чёрный театр - это нечто совершенно особенное и непохожее на всё то, что вы когда-либо видели. Его постановки основываются на неспособности человеческого глаза различать чёрное на чёрном. Освещённые объекты, фосфоресцирующие элементы, персонажи, плавающие в воздухе - это лишь некоторые элементы искусства, зародившегося в Древнем Китае. Эффектная игра теней и света, красочные костюмы, анимация и трюки, музыка и танцы, а главное - полное отсутствие слов создают особую магическую атмосферу на сцене.

Танцевальное шоу Riverdance в Дублине

Грандиозное танцевальное шоу началось с короткого выступления, предварявшего ирландских исполнителей на конкурсе Евровидения-1994. 7-минутное выступление обернулось ошеломительным успехом и мировым признанием. Риверданс представляет собой синтез национальных музыкальных инструментов, кельтских напевов, акробатических трюков и элементов ирландского степ-балета.

Мюзикл «Король Лев»

Этот мюзикл основан на одноимённом мультфильме компании «Disney». Впервые был показан в Минеаполисе в 1997 году. Постановка была осуществлена с большим размахом: спецэффекты в сочетании с великолепной музыкой и текстами обеспечили мюзиклу небывалый успех.

Шекспир в театре «Глобус»

Уильям Шекспир уже давно мёртв, но его блестящие пьесы живы до сих пор. На сцене английского театра «Глобус» были поставлены все пьесы выдающегося драматурга. Этот театр также по праву назывался «Театром Шекспира». К тому же в «Глобусе» открыт тематический парк-музей, посвящённый великому писателю.

Театральная компания «SteppenWolf» («Степной волк»)

Театральная компания является «ареной» для самых престижных и успешных постановок в США. Здесь можно увидеть известных голливудских актёров, принимающих участие в различных пьесах.

Опера и балет в «Большом театре»

В один ряд с вышеназванными театрами можно поставить и российский «Большой театр». Это один из самых роскошных театров в мире оперы.

Театр на Юго-Западе - авторский театр, постановки которого объединяет единый тон, заданный основателем Валерием Беляковичем. Действия разворачиваются на сюрреалистически чёрном пространстве сцены, особую роль играют богатая световая сценография и музыка. Важная деталь в отношениях актёров и зала - неизменный эффект присутствия.

пр. Вернадского, д. 125

Театр Антона Чехова 6+

Театр Антона Чехова вот уже почти 30 лет радует московских зрителей своими спектаклями. Коллектив родился в 1989 году, став первым негосударственным театром в современной России. Сегодня, как и в те времена, на этой сцене играют звёзды театра и кино, ведущие артисты столицы.

ул. Арбат, д. 35.

Малый театр
Драматургия с выдержкой в два века

Малый театр - один из старейших в Москве. Сразу после указа Екатерины II о создании в Петербурге первого в России театра в 1756 году при Московском университете открывается театральная мастерская. Ее актерами стали студенты, а для постановок использовали произведения популярных на то время авторов.

Театральный проезд, д. 1

Московский художественный театр имени А. П. Чехова (МХТ)

МХТ - театр, известный на весь мир и считающийся одним из лучших в стране, - начинался... в кафе. Встретившись за столиком в «Славянском Базаре», будущие создатели МХТ - Станиславский и Немирович-Данченко - долго обсуждали положение дел в драматургии, а закончили дискуссию, полные решимости создать в Москве новый народный театр.

пер. Камергерский, д. 3

Московский художественный академический театр имени Максима Горького (МХАТ)
Нервно сыгранное, умом постигнутое

Театр, носящий сейчас имя Максима Горького, был образован, как и МХТ имени А. П. Чехова, в 1987 году. Тогда художественным руководителем театра стала артистка Татьяна Доронина, возглавляющая труппу по сей день.

Тверской б-р, д. 22

Один из старейших театров Москвы: его стены помнят еще Фаину Раневскую и Любовь Орлову. В театре работают две сцены: основная - для классических постановок, сцена «Под крышей» - для новых форм и творческих экспериментов.

ул. Большая Садовая, д. 16

Театр имени Евг. Вахтангова

Без праздника - нет спектакля. Таким девизом руководствовался знаменитый московский режиссер Евгений Вахтангов, создавая постановку, которая позже станет классикой, настоящей школой актерского искусства - «Принцессу Турандот» по сказке Карло Гоцци. Своим заветам Вахтангов не изменял на протяжении всей творческой карьеры - таким же праздничным и карнавальным, как легендарный спектакль, был и является по сей день его театр.

ул. Арбат, д. 26

Театр «Ленком»

«Ленком» всегда отличался особенной энергетикой, которая влияла на выбор спектаклей, способ их постановки и даже на саму актерскую игру. Сегодня, как и на заре своего существования, театральная площадка предлагает зрителю уникальный репертуар, состоящий из самых зрелищных классических и современных пьес.

ул. Малая Дмитровка, д. 6

Московский театр «Современник»

За годы своего существования Театр «Современник» подарил миру множество талантливейших актеров и стал одним из наиболее знаковых в истории становления отечественной культуры.

Чистопрудный бульвар, д. 19

Театр им. М. Н. Ермоловой

Мария Николаевна Ермолова - фигура знаковая для театральных деятелей всего мира. Любимица Станиславского, лучшая актриса Малого театра, старейшего в России, она задавала тон развитию сценического искусства в стране. Имя же артистки стало для последователей и коллег путеводной звездой.

ул. Тверская, д. 5/6

Российский академический молодёжный театр (РАМТ)

РАМТ создавался в 20-е годы XX века как один из первых в стране детских театров. Сегодня это театр всех поколений, который находится в центре современного театрального процесса, экспериментирует с формами и жанрами. Театр откровенно говорит с молодым зрителем на самые волнующие темы.

Театральная пл., д. 2

Театр им. Вл. Маяковского

Театр с богатой историей, один из старейших и самых заслуженных в Москве и в России, действующий с 1922 года.

ул. Б. Никитская, д. 19/13

Театр «Мастерская П. Н. Фоменко»
Один из лучших театров Москвы со своим собственным лицом и неповторимым почерком

Представления собирают неизменные аншлаги, на которые трудно купить билеты, поскольку постановки - неоднократные лауреаты самых престижных профессиональных премий: «Золотая Маска», «Чайка», «Гвоздь Сезона», «Хрустальная Турандот».

Кутузовский пр-т, д. 30/32.

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Театр, созданный на обломках легендарного таировского Камерного театра. Спектакли идут на двух сценах. В репертуаре - и классика, и пьесы современных авторов.

Тверской бульвар, д. 23

Театр «Сатирикон»

Театр, неоднократно перерождавшийся в новом формате, но неизменно верный идеям своего основателя, легендарного Аркадия Райкина.

ул. Шереметьевская, д. 8, ул. Шереметьевская, д. 2 («Планета КВН»).

Театр на Малой Бронной

Один из лучших театров Москвы был создан в год Победы - в 1945-м. За свою историю театр переживал взлёты и падения, непростые ситуации, но всегда оставался одним из любимых у публики. Сегодня театром руководит Сергей Голомазов.

ул. Малая Бронная, д. 4

Московский театр Олега Табакова

«Табакерка», «Подвал», «театр-студия» Олега Табакова - один из любимых театров москвичей. Лучше всего концепцию и суть своего театра охарактеризовал сам Олег Павлович: «В спектаклях мы ищем уникальность формы для жизни человеческого духа на сцене. Поэтому выбираем такую литературу и драматургию, в которой рассматривается главная для меня проблема - как человеку быть человеком».

ул. Чаплыгина, 1а, стр. 1

Музей-театр «Булгаковский дом» 12+

«Булгаковский дом» - уникальный культурный центр, основанный по инициативе и при живом участии поклонников творчества знаменитого русского писателя. Это целый комплекс, имеющий широкие технические и интеллектуальные возможности для плодотворной работы.

ул. Большая Садовая, д. 10

Театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина

Московский театр под руководством Александра Калягина родился в 1993 году, пережил скитания по подвалам и ДК, в 2006 переехал в специально построенное для него здание, а сегодня вошёл в пятёрку самых посещаемых театров столицы.

Фролов переулок, д. 2

Театр Наций 12+

Уникальный театр без собственной труппы, видный участник современного мирового театрального процесса. Здесь смело и актуально интерпретируют классику, ставят авторские прочтения, экспериментируют со зрительским восприятиям и обращаются к самым животрепещущим темам.

Петровский переулок, д. 3

Театр «Практика»

Коллектив, который делает современный продюсерский театр.

Большой Козихинский переулок, д. 30

«Гоголь-центр»

«Гоголь-центр» - это один из самых громких, необычных и впечатляющих проектов, посвященных комплексному развитию современного искусства. Это театр внутри города и город внутри театра.

ул. Казакова, д. 8

Московский театр юного зрителя (МТЮЗ) 0+

Театр, история которого началась в далеком 1920 году, сегодня предлагает очень разнообразный репертуар, и доминируют в нем спектакли для взрослой аудитории. Но детские постановки - неизменно качественные, яркие и высокохудожественные. Сегодняшний МТЮЗ - театр двух режиссёров, Генриетты Яновской и Камы Гинкаса.

пер. Мамоновский, д. 10

Центральный Академический Театр Российской Армии

Ведомственный театр Вооруженных сил: на его сцене проходили службу многие военнообязанные актеры. Сегодня в репертуаре театра три десятка спектаклей, а в труппе играет целая плеяда известных артистов.

Русская классика: в каких театрах смотреть постановки великих произведений?

Бессмертная русская классика - ее стоит не только читать и перечитывать, но и обязательно увидеть. Тем более что театрам Москвы будет что показать своим гостям в этом году. Куда идти за лучшими постановками великих произведений - читайте в материале портала «ЗаграNица»

Антон Павлович Чехов

Почитатели таланта Чехова, для вас театры столицы приготовили просто огромное количество постановок по произведениям классика. Так, «Вишневый сад» ставят в МХТ им. А. П. Чехова, «Современнике», «Сфере», «Ленкоме», Театре им. Моссовета, Малом театре, Театре имени А. С. Пушкина; «Трех сестер» - в МХАТ им. М. Горького, театре под руководством Олега Табакова, театре «Около дома Станиславского», Театре им. Моссовета, «Современнике»; «Чайку» - в «Сатириконе», Театре Российской армии, театре под руководством Олега Табакова. К концу декабря приходите в Театр Наций на спектакль «Иванов» по дебютной пьесе Антона Павловича.


Спектакль «Вишневый сад». Фото: maly.ru 2

Александр Сергеевич Пушкин

Наследие выдающегося русского поэта, воплощенное на сцене, особенно понравится маленьким зрителям, ведь столичные театры подготовили яркие постановки по мотивам любимых сказок. Театр имени Евгения Вахтангова порадует «Сказкой о царе Салтане» в исполнении Александра Олешко в сопровождении струнного квартета «Мелодион». Веселые «Сказки ученого кота» приготовил для детей театр под руководством Армена Джигарханяна. А на сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац на днях пройдет яркая опера-балет «Золотой петушок».

Зрители постарше смогут оценить постановку «Бориса Годунова» (Воронежский Камерный театр в московском театре-студии под руководством Олега Табакова, опера М. Мусоргского в «Новой Опере» имени Е. В. Колобова) и легендарного «Евгения Онегина» (в Театре на Таганке, «Школе драматического искусства», Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича­-Данченко, Большом театре).


Спектакль «Евгений Онегин». Фото: art16.ru

Николай Васильевич Гоголь

Пьесы Николая Гоголя тоже с удовольствием ставят многие театры. «Мертвые души» пройдут на сцене Театра им. Вл. Маяковского; «Ночь перед рождеством» - в Московском международном Доме музыки; «Вий» - в театре под руководством Олега Табакова и Театре на Таганке; «Записки сумасшедшего» - в «Сфере» и Театре им. Вахтангова; «Шинель» - в «Современнике», «Школе современной пьесы», МХТ им. А. П. Чехова; «Женитьба» - в театре под руководством Олега Табакова и МХТ им. А. П. Чехова; «Ревизор» - в Театре им. Ермоловой и Театре на Малой Бронной.

А самого большого внимания удостоилась увлекательная и азартная комедия «Игроки». Приходите оценить постановки пьесы в «Студию театрального искусства» или «Школу драматического искусства», в Театр им. Вл. Маяковского или Театр им. Ермоловой.


Спектакль «Вий». Фото: tabakov.ru 4

Александр Николаевич Островский

Не обделили театры своим вниманием и творчество Александра Островского. Театр сатиры приготовил для своих гостей постановку «Талантов и поклонников» и «Бешеных денег»; Театр им. Вл. Маяковского - «На бойком месте», «Бесприданница» и «Не всё коту масленица»; МХТ им. А. П. Чехова - «Последняя жертва», «Лес», «Правда - хорошо, а счастье лучше»; МХАТ им. М. Горького - «Красавец-мужчина», «Дикарка», «Не всё коту масленица» и «Отелло уездного города» по пьесе «Грех да беда на кого не живет».

Разумеется, это далеко не все театры, где ставят Островского. Заглянуть стоит и в Малый театр, в «Мастерскую П. Н. Фоменко», в «Содружество актеров Таганки» и другие заведения культуры.


Постановка «Таланты и поклонники». Фото: satire.ru 5

Лев Николаевич Толстой

Произведения одного из самых выдающихся писателей и мыслителей нашей страны стали достоянием сокровищницы мировой литературы. Если до сих пор не были в театре на спектаклях по сочинениям Толстого - самое время сходить. МХТ им. А. П. Чехова подготовил «Крейцерову сонату», Театр им. Вахтангова - «Анну Каренину», «Мастерская П. Н. Фоменко» - «Война и мир. Начало романа» и «Семейное счастие», театр под руководством Олега Табакова - «Дьявола», «Сфера» - «Гадюку».


Спектакль «Анна Каренина». Фото: obzor.lt 6

Федор Михайлович Достоевский

Любят театры и классика русской литературы, а по совместительству - одного из лучших романистов мирового значения Федора Михайловича Достоевского. Идем на постановку «Бесов» в Театр им. Вахтангова, «Дядюшкин сон» смотрим в этом же театре, а также в Театре им. Вл. Маяковского, наслаждаемся «Кроткой» в МХАТ им. М. Горького, Московском театре юного зрителя и театральном центре «На Страстном» в исполнении Евгения Стычкина. Свое видение «Идиота» покажет Театр Наций и Большой театр, а «Карамазовых» стоит посмотреть в МХТ им. А. П. Чехова.


Спектакль «Дядюшкин сон». Фото: kassir.ru

Михаил Афанасьевич Булгаков

Самое большое внимание театралов, разумеется, приковывает легендарный роман «Мастер и Маргарита». Чтобы насладиться его постановкой, идем в МХАТ им. М. Горького, МХТ им. А. П. Чехова, Театр на Таганке. «Зойкину квартиру» покажет своим зрителям «Эрмитаж» и МХТ им. А. П. Чехова, а «Бег» - Театр им. Вахтангова и «Содружество актеров Таганки». Интересный спектакль-мистификация «Театральный роман (Записки покойника)» состоится в декабре на сцене «Мастерской П. Н. Фоменко».


Спектакль «Мастер и Маргарита». Фото: lenta.ru

Театральный обозреватель Алла Шендерова смотрит сотню премьер в год. Но своим друзьям и коллегам искренне рекомендует лишь некоторые из них. Алла составила список из 15 спектаклей, которые стоит увидеть каждому.

Театр: Театр-студия п/р О.Табакова
Режиссер: Константин Богомолов
Актеры: Роза Хайруллина, Дарья Мороз, Яна Сексте, Дмитрий Куличков, Павел Ильин, Александр Фисенко

Борец с традиционализмом, Константин Богомолов перенес действие пьесы Островского в начало XX века, убеждая, что клерикалы, олигархи и
чекисты в России – не три сословия, а одно. Здесь слуги носят черные косоворотки, напоминающие о «черной сотне», а на стене висит тушка черного двуглавого петуха. Здесь все актеры играют с аппетитом и озорством, превращая придуманные режиссером схемы в полнокровные образы. Лучше всех – Роза Хайруллина. Ее помещица Меропа Мурзавецкая бьет земные поклоны и прикуривает от церковной свечки. Соблазняет слугу – и стыдливо отворачивается от наготы. И так чеканит шаг в черных смазных сапожках, что смысл слов «иду на службу» окончательно двоится.

Театр: «Мастерская Петра Фоменко»
Режиссер: Петр Фоменко
Актеры: Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Рустэм Юскаев, Алексей Колубков и др.

Этот спектакль появился еще тогда, когда будущие «фоменки» учились на третьем курсе ГИТИСа. Собственно, с него в 1992-м и начался их будущий театр. Петр Фоменко вдохнул новую жизнь и в обросшую режиссерскими штампами пьесу Островского, и в своих совсем юных исполнителей, и даже в сам русский психологический театр. Запал оказался так силен, что его хватает и поныне. Приходите – и убедитесь сами: «Волки и овцы», объехавшие все престижные фестивали мира, все страны и континенты, и сегодня переливаются свежими театральными красками.

Театр: Театр наций
Режиссер: Алвис Херманис
Актеры: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Евгений Миронов, Дмитрий Журавлев и др.

Перед началом спектакля зритель рассматривает громадный снимок поля с подсолнухами, сделанный на родине Шукшина, в селе Сростки. Три щита с фотографиями да длинная лавка – вот и все декорации, придуманные Алвисом Херманисом вместе с художницей Моникой Пормале. Позже вместо подсолнухов на щитах появятся фото нынешних обитателей Сростков – трактористы, фельдшерицы, старики. Наивная условность, открытая игра с лубком и китчем – главный прием этого спектакля. Однако это именно игра, а не сам лубок. Вот уже три сезона, как «Рассказы Шукшина» – первая и пока единственная работа латыша Алвиса Херманиса с русскими актерами – главная экспортная статья русского театра. За это время спектакль не только не утратил премьерного блеска, но стал куда динамичнее и острее. Сегодня это почти балет, в котором Евгений Миронов пропевает и протанцовывает роли шукшинских «чудиков» с хореографической точностью. А его партнерша Чулпан Хаматова, одна из героинь которой – немая деревенская дурочка, неизменно заставляет публику тревожно шуршать, нащупывая в карманах бумажные платочки.

Театр: Театр наций
Режиссер: Эймунтас Някрошюс
Актеры: Евгений Миронов, Игорь Гордин, Мария
Миронова, Алексей Девотченко и др.

Самый знаменитый режиссер всего постсоветского пространства поставил пьесу экзис тенциалиста Альбера Камю – о том, как перерождается человек, соприкоснувшись с властью. Императора Калигулу Евгений Миронов играет поэтичным, слишком впечатлительным юношей, решившим довести до абсурда саму идею власти. Мятую рубашку, удивленно распахнутые глаза и манеры современного хипстера и знатока поэзии неотвратимо вытесняют оранжевая шинель, взгляд исподлобья и почти гитлеровский чубчик, зачесанный вниз. Власть по Някрошюсу влечет героя не только к вырождению, но и к гибели. Противники экстрима могут быть спокойны: прямых политических аллюзий в «Калигуле» нет, но общий месседж спектакля рифмуется со строчкой из «Писем к римскому другу» Бродского: «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря».

Театр: «Сатирикон»
Режиссер: Юрий Бутусов
Актеры: Агриппина Стеклова, Тимофей Трибунцев, Полина Райкина, Лика Нифонтова, Денис Суханов, Юрий Бутусов и др.

Представьте, что банда комедиантов репетирует «Чайку», – каждый стремится урвать себе монолог Треплева, хоть чуть-чуть побыть Заречной или Аркадиной. Во главе банды – сам КостяТреплев, то есть режиссер Юрий Бутусов. Словно у Кая в «Снежной королеве», в глазу у него сидит осколок – любую пьесу он воспринимает как фарс. В «Сатириконе», на сцене которого Бутусов ставил и раньше, его понимают с полуслова. Для «Чайки» он нашел себе двойника: Треплева играет Тимофей Трибунцев – небритый очкарик в клетчатой рубашке, некстати декламирующий стихи Бродского. Но в особо патетических местах в роли Треплева на сцену выскакивает сам Бутусов, неистово отплясывающий и хрипло голосящий. И если блюстителям хрестоматийных трактовок этот спектакль кажется хулиганством, то любителям всего живого, в том числе актуальной классики, придется в самый раз. Вы театра захотели? Нате-ка, выкусите!

Ольга Фукс, обозреватель журнала «Международный институт театра»:
«Чайка» Юрия Бутусова в «Сатириконе» – из тех спектаклей, что «закрывают тему», таково их эмоциональное воздействие. Давно уже ставший маститым режиссер позволил себе сочинить своих «Людей, львов, орлов и куропаток» – отправиться в Зону, где затасканные слова засветятся радиацией новых смыслов. Чего стоит хотя бы последнее появление Нины Заречной – подурневшей, побывавшей игрушкой всех елецких купцов, фанатичной, полубезумной. И, похоже, святой.

Театр: «Практика»
Режиссер: Виктор Рыжаков
Актеры: Полина Агуреева

Лучший спектакль всей сегодняшней новой драмы построен на соединении противоположностей. Монолог маньяка-людоеда, написанный Иваном Вырыпаевым, виртуозно исполняет Полина Агуреева, одна из самых тонких и красивых московских актрис. У режиссера Виктора Рыжакова – абсолютный слух на хорошую драматургию. Он воплощает текст, сохранив его особый поэтический строй. В итоге, несмотря на мрачное, местами кошмарное содержание, зритель выходит просветленный – ведь в поэзии главное не смысл слов, а внутренняя музыка.


Режиссер: Дмитрий Крымов
Актеры: Игорь Яцко, Анна Синякина, Сергей Мелконян

Занявшись режиссурой почти в 50 лет, художник Дмитрий Крымов за несколько сезонов сумел создать уникальное театральное направление и получить пару «Золотых масок» в номинации «Новация». Хотя, наверное, специально для Крымова, номинацию стоило бы назвать «Другая сторона Луны». К 150-летию со дня рождения Чехова Крымов поставил грандиозное театральное шествие в стиле советских парадов: своего сочинителя приветствуют толпы Треплевых и Раневских, многоуважаемый шкаф, вагон для свежих устриц, Союз писателей и женская сборная по синхронному плаванию. Любители современного искусства получат удовольствие от этой громадной живой инсталляции, уносимой лентой транспортера, как движением времени.

Дина Годер, обозреватель «Московских новостей »: Прелесть «Тарарабумбии» в том, что она вышла в нужное время. Это был юбилейный чеховский год, в это время кто только Чехова ни ставил. В этом контексте спектакль Крымова показался эдаким пародийным каталогом режиссерских подходов к чеховским пьесам. Чехов в кукольном театре и в опере, авангардный, трагический, юмористический и поп-артовский; Треплев-ребенок и Треплев-старик... Прошло два года, а я как смотрю очередную премьеру по Чехову, всегда «Тарарабумбию» вспоминаю актера Игоря Яцко – сумасшедшего Гаева, ломающего смертельно надоевший многоуважаемый шкаф.

В конце 90-х взамен насквозь фальшивым, зато хорошо поставленным голосам народных артистов со сцены впервые прозвучал сипловатый голос человека, торопливо подбиравшего слова, чтобы рассказать о своих переживаниях, в которых каждый сейчас же узнавал переживания собственные. Поначалу камерные, а потом и огромные залы хохотали до слез, внимая рассказам Гришковца о том, что рисованные мультики ему всегда нравились больше кукольных, и как не хочется, но надо есть собаку, если ее приготовил твой армейский товарищ. Нащупав свою интонацию, Гришковец сумел стать близким самым разным зрительским кругам: от крупного бизнесмена до продвинутого программиста и совсем не продвинутой домохозяйки. Чтобы понять, в чем тут секрет, отправляйтесь на его первый, редко исполняемый, но все еще живой спектакль.

Театр: РАМТ
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Актеры: Нелли Уварова, Дарья Семенова, Илья Исаев, Дмитрий Кривощапов, Александр Доронин и др.

Сказать что-то новое о Холокосте после «Списка Шиндлера» или «Пианиста», да еще не впасть в сантименты и безвкусицу – дело трудное. Карбаускису удалось. Его спектакль, основанный на романе литовского еврея Ицхокаса Мераса, выстроен так, что ошалевший сперва зритель понемногу начинает воспринимать ситуацию как бы изнутри, становясь на позицию героев спектакля – узников вильнюсского гетто: смерть неизбежна, и потому не так уж важно, как и когда она произойдет. Важно другое: не сделать так, как хочет комендант лагеря. Не вступить в сделку со злом. Другого выигрыша в шахматной партии, именуемой жизнью, быть не может. Один из самых виртуозно придуманых, сыгранных и оформленных спектаклей последнего времени.

Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову»: «Черный монах », «Дама с собачкой », «Скрипка Ротшильда »

Театр: МТЮЗ
Режиссер: Кама Гинкас
Актеры: Юлия Свежакова, Сергей Маковецкий, Игорь Ясулович, Игорь Гордин, Валерий Баринов, Арина Нестерова, Алексей Дубровский и др.

«Страданье есть способность тел, а человек есть испытатель боли» – эти строчки Иосифа Бродского, с которым Кама Гинкас водил дружбу в пору своей петербургской юности, можно поставить эпиграфом к каждому спектаклю режиссера. Чеховскую трилогию «Жизнь прекрасна« он задумал еще в конце 90-х. Разумеется, это был ни на что не похожий Чехов. У Гинкаса Черный монах (Игорь Ясулович) сам собою зависает над бездной, оказываясь провокатором и бесом, искушающим ученого Коврина (Сергей Маковецкий); за романом героев «Дамы с собачкой» нельзя наблюдать без смеха и слез, а гробовщик Яков Бронза из «Скрипки Ротшильда», оказывается, существовал только для того, чтобы перед смертью осознать, как глупо жил. Любители традиционных интерпретаций явно ошибутся дверью. А всем прочим стоит отправиться в театр, чтобы в который раз ощутить, что жизнь горька, страшна, безнадежна. И – прекрасна.

Мария Седых, обозреватель журнала «Итоги»: «Что такое «Жизнь прекрасна» – по Чехову и по Гинкасу? Мне кажется, это счастье страдать. Среди чеховских героинь довольно часто встречаются молодые женщины, которые любят подойти к буфету и украдкой, не закусывая, выпить рюмку водки. И писатель им явно симпатизирует. Спектакли Гинкаса словно такой глоток: обжигающе-горький и согревающий до озноба».

Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Актеры: Константин Хабенский, Ксения Лаврова-Глинка, Марина Голуб, Сергей Сосновский и др.

Когда-то Бертольт Брехт переписал старинную «Оперу нищих» Джона Гея так, что в викторианской Англии сразу узнавался предвоенный Берлин. Кириллу Серебренникову подобное осовременивание не понадобилось: когда Константин Хабенский (Мэкки-Нож) заявляет публике, что завязывает с грабежом, перепрофилируясь в банкиры, кажется, что реплика придумана только что. Но нет – это текст Брехта. Серебренников не только вернул «Трехгрошовой» – успешному бродвейскому мюзиклу – социальную остроту и злость. Он придумал свое оправдание зонгам, то и дело прерывающим действие и требующим особой условности: согласитесь, странно, когда бандит с петлей на шее распевает шлягер. Но Мэкки Хабенского – не столько бандит, сколько любитель ток-шоу и хэппенингов. Финал спектакля забыть невозможно: чудом избегнувший виселицы Мэкки шагает по вертикальной бетонной стене, устланной красной ковровой дорожкой. Его путь наверх только начинается.

Театр: «Школа драматического искусства»
Режиссер: Анатолий Васильев
Актеры: Игорь Яцко, Мария Зайкова, Людмила Дребнева и др.

Последний спектакль, поставленный Анатолием Васильевым в Москве в 2006-м, до его конфликта с городскими властями. Сегодня конфликт
позади, Васильев вернулся из эмиграции, но новых постановок пока не планирует. Режиссеров такого класса, как он, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Так что его «Каменного гостя», в котором органично сплавлены воедино текст Пушкина, опера Даргомыжского, офорты Гойи и современный танец с элементами ушу, надо смотреть обязательно. Если даже предположить, что вам наскучит музыка, стихи или постмодернистская ирония режиссера, все равно залюбуетесь уникальными декорациями и костюмами художника Игоря Попова. Таких стильных дамских платьев ни на одном подиуме не увидишь.

Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Режиссер: Кирилл Серебренников
Актеры: Наталия Тенякова, Юрий Чурсин, Евгения Добровольская, Дмитрий Назаров и др.

Вдова советского чиновника Гурмыжская (Наталия Тенякова) живет в санатории для партийной элиты. Пионерский хор поет «Беловежскую пущу», коньюнктурщик Счастливцев (Авангард Леонтьев) и диссидент Несчастливцев (Дмитрий Назаров) пьют в привокзальной пивной, а гимназист-недоучка Буланов (Юрий Чурсин) произносит тост, сильно напоминающий первую инаугурационную речь президента Путина. В 2004-м, на премьере, этот спектакль произвелэффект разорвавшейся бомбы: от таких острых интерпретаций классики публика к тому времени давно отвыкла. Как выяснилось, этот дремучий «Лес» не потерял актуальности и сегодня.

Театр им. Евг. Вахтангова
Режиссер: Римас Туминас
Актеры: Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Людмила Максакова, Галина Коновалова, Анна Дубровская

Поставить Чехова пронзительнее и современнее, чем Туминас, давно никому не удавалось. Герои этого спектакля не спрашивают: «Зачем мы так живем?», они просто криком кричат, жалуясь на свою жизнь. Здесь юная Соня (Евгения Крегжде) начинает монологи со смеха, а кончает слезами, спившийся красавец Астров (Владимир Вдовиченков) не умеет ее утешить, а нянька Марина (старейшина труппы Галина Коновалова) напоминает злую колдунью. И на весь этот смешно устроенный мирок смотрит немигающим взглядом рано постаревший мальчик – дядя Ваня Сергея Маковецкого. Как свойственно настоящему интеллигенту, он не может и не умеет никого обидеть – и потому не попадает в Серебрякова, целясь с двух шагов. Сделав с помощью вахтановских артистов виртуозные шаржи на всех персонажей пьесы, Туминас выстраивает спектакль так, что зритель чем дальше, тем больше сострадает этой кучке трагических клоунов, которым никуда друг от друга не деться. Позади – зловещая темнота. Вокруг – огромная страна с ее привычкой пить, губить леса и все, что попадется под руку. Бежать некуда.

Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр» «Туминаса часто сравнивают с другим знаменитым литовцем, Эймунтасом Някрошюсом. Главное и счастливое свойство туминасовской режиссуры – склонность к гротеску, к разящей наповал иронии, к которым Някрошюс, напротив, совсем не расположен. Удача «Дяди Вани» в том, что режиссер, поместив актеров в атмосферу бурлеска, словно бы окропил живой водой пресловутое «вахтанговское начало». Причем ирония и гротеск у Туминаса не отменяют, а лишь оттеняют сострадание к героям».

«Студия театрального искусства» п/р Сергея Женовача
Режиссер: Сергей Женовач. Актеры: Мария Шашлова, Анна Рудь, Сергей Качанов, Андрей Шибаршин, Сергей Аброскин и другие

«Захудалый род» – одна из редких сегодня постановок, убеждающих, что русский психологический театр, как ни странно, еще жив. Это первый спектакль, выпущенный Сергеем Женовачом со своими бывшими студентами, получившими статус театральной труппы. Можно удивляться смелости режиссера, выбравшего полузабытый роман Николая Лескова о русской жизни XVIII- XIX столетия; о благородных помещицах, их верных слугах и доморощенных философах, умевших отличать правду от кривды. Все это молодые артисты играют так, что только диву даешься. На сегодня «Студия театрального искусства» – один из лучших театральных домов Москвы.

Театр: «Современник»
Режиссер: Гарик Сукачев
Актеры: Михаил Ефремов, Мария Селянская, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов, Василий Мищенко

Корифей русского рока Гарик Сукачев поставил при поддержке бренда «Зеленая марка» спектакль по пьесе английского драматурга Майка Пэкера, герои которого – анархо-панки из нашумевшей в 70-е рок-группы, встречаются в наши дни. Артисты «Современника» не только отжигают по полной, перевоплощаясь в музыкантов, но и заводят зал как на настоящем джем-сейшене. Главного героя – солиста по кличке Выкидыш, пожилого хулигана, каждой минутой своего существования доказывающего, что панки бывшими не бывают, играет Михаил Ефремов. Как он это делает, стоит увидеть!