Гроза островский 10 вопросов. Тест по литературе на тему "Пьеса А. Н. Островского "Гроза"" (10 класс). г) « Ах, какая скука, хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!»
Олимпиадные задания по химииОлимпиадные задания по химии 9 класс
Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 10 класс
- В водно-спиртовом растворе хлорида цинка было обнаружено 1,806·10 22 хлорид-ионов и 11,56 г соли, не распавшейся на ионы. Определите степень диссоциации соли (в %) в этом растворе.
Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.
Определите вещества А –Д , напишите уравнения реакций.
ацетат натрия → А → Б → В → Г → этиленгликоль
Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 11 класс
- Как вы можете объяснить такие термины, как «твердые растворы» и «жидкие кристаллы», которые на первый взгляд не соответствуют традиционным представлениям о растворах и кристаллах. Какими свойствами обладают твердые растворы и жидкие кристаллы?
Условные обозначения: «+» - реакция идет, «–» - металл не реагирует.
Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.
А реакция замещения > В реакция соединения > С реакция замещения > D реакция обмена > Е
Cu → CuSO 4 → Cu(OH) 2 → Cu 2 O → CuO
Ответы и решения на сайте.
Задание 8-1
Относительная атомная масса является величиной безразмерной.
Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”
Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5 баллов)
Задание 8-2
Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон
Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений?(За каждый приведенный пример элемента 1 балл)
Задание 8-3
Новые идеи надо поддерживать. Циолковский
Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.
Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)
Задание 8-4
Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль
Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)
Задание 8-5
Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский
В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфатанатрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)
Задание 8-6
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё
Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.
Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)
Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания
Задание 8-1
Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий, калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов
Задание 8-2
За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” - зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.
Задание 8-3
Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл
Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.
Задание 8-4
Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.
За каждый найденный эпизод … 2 балла
Задание 8-5
Данным реактивом является соляная кислота. Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O выделяется бесцветный газ Na 3 PO 4 + HCl → ничего не наблюдаем
Na 2 SiO 3 + 2HCl → H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка
AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3 наблюдаем выпадение белого осадка
Задание 8-6
1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО 2 , карбонат натрия Na 2 CO 3, гидрокарбонат натрия NaНCO 3 3. С +О 2 →СО 2 СО 2 + NaOH → NaНCO 3 СО 2 +2 NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O
Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
Задача 8-1
Кто ищет – тот всегда найдет!
В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов. (2 балла)
Задача 8-2
Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов
Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.
Задача 8-3
Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ
Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:
CO 2 , NO, NO 2 , Na 2 O, Al 2 O 3 , SiO 2 , P 2 O 5 , Cr 2 O 3 , CuO, ZnO
Задача 8-4
Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон
Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)
Задача 8-5
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
основой для ее построения. Вернадский
Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)
Задача 8-6
Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений
Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
Задача 8-7
Что и требовалось доказать. Евклид
В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.
Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
Задача 8-1
Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром
4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.
Задача 8-2
Элемент-путаник – это висмут , легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi 2 О 5
Задача 8-3
Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:
А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие
В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые
Д) бесцветные, окрашенные
Задача 8-4
Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O
Задача 8-5
Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).
Цепочка реакций выглядит так:Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe
1) Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 2) FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓+ 2NaCl
3) Fe(OH) 2 → FeO + H 2 O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO 2
Задача 8-6
Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.
Например: NH 4 HCO 3 + HCl → NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O NH 4 HCO 3 + NaOH→ NH 3 + H 2 O + NaHCO 3
Задача 8-7
Цилиндр - Mg колба - CuSO 4 бутылка - Ba(OH) 2 банка - H 2 SO 4
Mg + CuSO 4 → MgSO 4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H 2 SO 4 → MgSO 4 + H 2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO 4 + Ba(OH) 2 → BaSO 4 ↓ + Cu(OH) 2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка
Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2H 2 O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета
Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса
Задача 9-1
Всё хорошо, что в меру. Гиппократ
Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.
Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)
Задача 9-2
Вселенная - это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак
Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б , справа – отравить ядовитый Д , а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е?
Задача 9-3
Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe 0 → Fe +2 → Fe +3 → Fe +2 → Fe 0 → Fe +3
Задача 9-4
Опыт - это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон
Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?
Задача 9-5
Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.
Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Д окажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)
Задача 9-6
В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант
В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)
Задача 9-7
Знание - настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский
В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса
Задача 9-1
Состав жемчуга – СаСО 3 , уксуса – СН 3 СООН СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О
Задача 9-2
Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла
Задача 9-3
Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl 2 + H 2 2. 2 FeCl 2 + Cl 2 → 2 FeCl 3
3. 2 FeCl 3 + Fe → 2 FeCl 2 4. 3 FeCl 2 + 2 Al → 2AlCl 3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3
Задача 9-4
Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH 4 NO 3 , норвежская селитра – Ca(NO 3) 2 , кальциевая селитра - Ca(NO 3) 2 , чилийская селитра - NаNO 3 , индийская селитра - КNO 3 , натриевая селитра - NаNO 3 , мел – СаСО 3 , поташ К 2 СО 3
Задача 9-5
Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO 2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O
Задача 9-6
Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 SFe + 2HCl → FeCl 2 + H 2
n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй реакции вещества прореагировали полностью
Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl 2)=0,0455 моль, n(H 2 S)=0,0455 моль,
n(H 2)=0,03моль Определена масса образовавшегося раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H 2 S) – m(H 2) = 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в растворе: w(FeCl 2) = 17,85%.
Задача 9-7
Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:
Cl 2 + H 2 O 2 → 2HClO HClO + H 2 O 2 → O 2 + HCl + H 2 O 4Al + 3O 2 →2 Al 2 O 3 C + O 2 → CO 2
Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса
Задание 10-1
То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем - бесконечно. Апулей
Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)
Задание 10-2
Хлорофилл (от греч. chlorós - зеленый и phýllon - лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют фотосинтез .
Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.
Задание 10-3
Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.
Расшифруйте именные реакции в органической химии:
- 13≡13 + 18 → 44
- 16 + 63 → 61 + 18
- 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
- 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)
Задание 10-4
Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский
Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)
Задание 10-5
Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон
Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.
Задание 10-6
Опыт всему учитель. Юлий Цезарь
Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)
Задание 10-7
Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов
При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества. (10 баллов)
Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10 класса
Задание 10-1
Определена молекулярная формула алкана: С 18 Н 38
Задание 10-2
Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C 55 H 72 N 4 O 5 Mg
Задание 10-3
Реакция Кучерова: СН≡СН + Н 2 О → СН 3 – СНО Реакция Коновалова: СН 4 + НNО 3 → СН 3 NО 2 + Н 2 О Реакция Вагнера:3СН 2 =СН 2 +2KMnO 4 + 4Н 2 О → 3CН 2 ОН- CН 2 ОН + 2КОН + 2MnО 2
Реакция Вюрца: 2 СН 3 Br + 2 Na → CH 3 – CH 3 + 2 NaBr
Задание 10-4
Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:
Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО 2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.
Задание 10-5
Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен
Задание 10-6
Определено вещество в банке – КНСО 3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.
Задание 10-7
Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия
Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2
СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН
Задания были составлены с использованием данной литературы:
1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.- 512 с. (Серия “Справочник школьника”)
2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.
Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994 г.
5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.
6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: издательство “Наука”, 1970 г.
7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512 с.
8 класс
Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)
Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)
1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур
3. Sе - селен 4. U - уран
3.
Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:
1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.
4. К чистым веществам относится:
1. уксус 2. дистиллированная вода
3. воздух 4. молоко
5. Является веществом:
1. капля росы; 2. медная монета;
3. кусочек мела; 4. ртуть.
6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:
1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO
3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S
7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:
1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.
Задание 2. (2 балла)
В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.
Задание 3. (6 баллов)
Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.
Задание 4. (3 балла)
Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.
Задание 5. (4 балла)
Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.
Задание 6. (6 баллов)
В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
9 класс
Задание 1. ТЕСТ (3 балла)
К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.
1. Наибольшую молекулярную массу имеет
1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .
2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...
1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.
3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)
1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.
4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;
3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.
5. Реакция, в результате которой выпадает осадок
1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;
3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .
6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:
1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5
Задание 2. (7 балла)
Дана цепочка превращений:
X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4
K 2 XO 3 KMnO4/H+
Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание 3. (3 балла)
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.
Задание 4. (3 балла)
Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.
Задание 5. (3 балла)
При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.
Задание 6. (5 баллов)
В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
10 класс
Задание 1. (8 баллов)
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.
Задание 2 . (3 балла)
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .
Задание 3 . (7 баллов)
При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.
Задание 4. (5 баллов)
К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.
Задание 5. (5 баллов)
В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.
1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.
2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.
3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.
4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.
Задание 6. (8 баллов)
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
11 класс
Задание 1. (6 баллов)
Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)
С 6 Н 14 → → → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5
Задание 2. (3 балла)
Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….
Задание 3. (5 баллов)
Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.
Задание 4. (5 баллов)
Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.
Задание 5. (5 баллов)
Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.
Задание 6. (8 баллов)
В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
8 класс (макс. 24,5 баллов)
Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)
Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)
Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .
Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)
Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)
1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O
Задание 4. 3 балла
Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».
Задание 5. 4 балла
Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл
Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл
Профильтровать - 1 балл
Выпарить воду – 1 балл
Задание 6. 6 баллов
1) Fe 3 O 4 2 балла
2Fe 2 O 3 3H 2 O
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
9 класс (макс. 24 балла)
Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)
Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элемент Х – сера S 0,5 баллов
S + О 2 = SО 2 1 балл
2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл
SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл
Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл
SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл
2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение
– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)
Задание 3 3 балла
4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл
2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл
3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл
Задание 4 3 балла
Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл
Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл
Задание 5 3 балла
Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл
1 моль 1 моль
(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль
n (X) = m (X) / M (X)
n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)
9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;
х = 56 (Fe –железо) 2 балла
Задание 6 5 баллов
Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах | ||
Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска. NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски. | ||
Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски В пробирке - HCl | ||
Оставшийся раствор – хлорид натрия |
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
10 класс (макс. 36 баллов)
Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)
Уравнения реакций:
1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)
2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O
3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl
4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O
5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)
6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)
7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)
8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr
(рекция Вюрца)
Задание 2. 3 балла
2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:
Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)
Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия
Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2
СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН
Задание 4. (5 баллов)
CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL | ||
ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL | ||
Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O | 0.5 – балла |
|
Рассчитаем количество вещества оксида меди (II): N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль | 0.5 – балла |
|
Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль | 0.5 – балла |
|
Отсюда масса CuCL 2 равна: m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г | 0.5 – балла |
|
масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г | 0.5 – балла |
|
Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2 | 0.5 – балла |
|
Задание 5. 5 баллов
1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла
Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла
2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл
3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл
СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл
4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл
Задание 6. 8 баллов
Составлена таблица мысленного эксперимента
выпадает осадок белого цвета | выпадает осадок белого цвета | без изменений |
||
выпадает осадок белого цвета | Без изменений | выделяется газ без цвета и запаха |
||
выпадает осадок белого цвета | Без изменений | Без изменений |
||
Без изменений | Выделяется газ без цвета и запаха | Без изменений |
Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;
Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O
BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;
Указания по оцениванию
За составление таблицы – 1 балл
За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла
За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
11 класс (макс. 32 балла)
Задание 1. 6 баллов
С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2 | ||
С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t) | ||
С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету) | ||
С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р) | ||
С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4) | ||
X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl |
Задание 2. 3 балла
2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла
Задание 3. 5 баллов
Яблоко не изменилось – нет кислорода. | ||
Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа. | ||
При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ. Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2 | ||
CuO + H 2 → Cu +H 2 O | ||
CuO + CO→Cu +CO 2 | ||
3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O | ||
Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот. |
Задание 4. 5 баллов
С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О | 0,5 – балла |
|
С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О | 0,5 – балла |
|
СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О | 0,5 – балла |
|
υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль | ||
υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль | ||
х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1 2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2 ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33% ω (С 3 Н 8) = 67% | 0,5 – балла |
Задание 5 . 5 баллов
Находим молярную массу в-ва М= 28* 1.64 = 46 | ||
Находим массу углерода М=2.24\22,4 * 12= 1,2 | ||
Находим массу водорода М=2,7*2\18= 0.3 | ||
2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода | ||
а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1 | ||
Задание 6. 8 баллов
Сливаем вещества поочередно
Разогрев пробирки | 1 балл |
||||
Выделение газа 1 балл | |||||
Разогрев пробирки 1 балл | Выделение газа | ||||
Выпадение осадка, затем растворение | |||||
H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4 | |||||
K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2 | |||||
ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4 | |||||
2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2 | |||||
Составление таблицы | |||||
Тематический тест по литературе в 10 классе по теме
А.Н. Островский « Гроза».
а) Дикой Кабановой: « Ты только во всём городе умеешь меня _________________».
б) Тихон перед отъездом: « Да как знаю я теперича, что недели две никакой__________________ надо мной не будет….».
в) Кулигин поёт в начале пьесы песню « ________________________» на стихи
А.Ф. Мерзлякова.
г) Катерина о себе: « Такая уж я зародилась __________________________!»
д) Кулигин о грозе: « Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а _____________!»
а) « Унять-то его некому, вот он и воюет!»
б) « Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
в) « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
г) «…матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь была, и представить страшно».
д) « Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».
3. Кому принадлежат слова?
а) « Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».
б) « Нельзя, матушка, без греха: в миру живём».
в) « Я понимаю, что всё это наше русское, родное, а всё-таки не привыкну никак».
г) « Ах, какая скука, хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!»
д) « Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
а) « И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать.»
б) « А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю что есть. Сладко поесть люблю.»
в) « Встану я, бывало рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и всё, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.»
г) « Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьич!»
д) « В неволе-то кому весело! Мало ли в в голову-то придёт. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинешься. А как это же можно, не подумавши, не рассудивши-то!»
А. Н. Островский. «Гроза». (10 класс)
II вариант.
1. Вставьте пропущенные слова.
а) Кабанова Дикому: « Нет над тобой старших, вот ты и ____________, Державина…»
б) Кулагин о себе: « поначитался-таки ____________________, Державина…»
в) Борис учился в коммерческой академии в____________________ (город).
г) Дикой о грозе: «гроза-то нам в ____________________посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, Господи, обороняться».
д) Последние слова Тихона:« Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем жить остался на свете да______________________!»
2. Кто так характеризуется в драме?
а) « Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
б) « Загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».
в) « У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чём свет стоит».
г) « … рассказывала, что она трёх дней не могла ужиться с роднёй, уж очень ей дико казалось».
д) « Даже мальчишки в городе от неё прячутся, - грозит на них палкой да кричит..»
3. Кому принадлежат слова?
а) « Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдёшь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
б) « Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».
в) « А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
г) « Не могу даже и придумать теперь, что сказать-то ей, дух захватывает, подгибаются колени! Вот такое у меня сердце глупое, раскипится вдруг, ничем не унять».
д) « Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».
4. Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.
а) « Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою».
б) « Ещё у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто садом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снуёт, один туда, другой сюда».
в) « Ещё кабы с ним жить. Может быть, радость бы какую-нибудь я и видела… Что ж: уж всё равно, уж душу свою я ведь погубила. Как мне по нём скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть услышь ты меня издали!»
г) « И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно всё это в одну секунду было».
д) « Под деревцем могилушка…как хорошо!... Солнышко её греет, дождичком её мочит…весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие…»
10 класс. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»
1. Определите жанр произведения.
а)семейно-бытовая драма
б) трагедия
в) комедия
г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии
2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».
а) философский
б) социальный
в) идеологический
г) внутренний
д) семейный
3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».
а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша
б) завязка 2) гибель Катерины
в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью
г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша
4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?
а) символическими деталями - калитка, забор
в) отсутствием связи с другими городами
г) образом Феклуши
5. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?
а) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина
б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе
в) обозначить место действия и обстановку в городе
г) описать волжский берег
6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей.
Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Варвара.
7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами».
а) Варвара
б) Кудряш
в) Кулигин.
г) Феклуша
д) полусумасшедшая барыня
е) Шапкин
ж) Глаша
8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?
а) Кабаниха - Дикой
б) Катерина - Варвара
в) Катерина - Кабаниха
г) Катерина - Тихон
9. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.
Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабаниха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.
10. А. Н. Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их из перечисленных.
Тропинка; белый платок; луг за рекой; вечный двигатель; могила; стихи Державина; гроза; ключ.
11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
«- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем...»
а) Борис
б) Кулигин
в) Катерина
г) Дикой
12. Кому из русских критиков принадлежит эта оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?
а) Н. А. Добролюбову
б) Д. И. Писареву
в) В. Г. Белинскому
г) И. А. Гончарову
13. В какой момент происходит основная кульминация пьесы?
а)публичное признание Катерины в своей греховности
б) свидание с Борисом
в) в монологе Катерины в финале пьесы
г) в пьесе отсутствует кульминация
14. Почему А. Н. Островский был назван «отцом русского национального театра»?
а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя
б) его перу принадлежит сорок семь пьес
в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской драматургии
г) построил здание Малого театра
Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»
1. г
2. г, д
3. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2
4. г
5. в
6. Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Кудряш; Катерина - Варвара
7. д, е, ж
8. в
9. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;
«жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш
10. белый платок, могила, гроза, ключ
11. б
12. б
13. в
14. в