Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым. Тайна моны лизы В чем тайна улыбки моны лизы

Загадочная улыбка далеко не единственная тайна «Моны Лизы». Долгие годы искусствоведы не могли прийти к мнению, кто именно изображен на картине. До сих пор существует несколько наиболее распространенных версий. Согласно одной из них, женщина на картине – Лиза дель Джокондо, третья жена богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Существуют , утверждающие что в 1503 году, дата начала работы над картиной, Леонардо был заказан портрет госпожи Джокондо.
Джокондо в переводе с итальянского значит «беззаботный».

Другие считают, что жену торговца шелком Да Винчи изобразил на другом, не дошедшем до нас портрете, а таинственная дама, портрет которой он рисовал около 4 лет, это Изабелла Арагонская, супруга покровителя художника, герцога Миланского.

Третьи утверждают, что картина датирована неправильно. Время ее – 1512-1516 год и дама, изображенная на полотне, - жена Джулиано Медичи, правившего в эти годы Миланом.

Мона в названии картины означает мадам или госпожа. По-русски картину можно назвать «Госпожа Лиза».

Еще одна версия состоит в том, что «Мона Лиза» - вовсе сам художник в женском образе. Согласно некоему цифровому анализу черты великого живописца на одном из автопортретов в точности совпадают с обликом самой знаменитой его и все это – мистификация гения.

Тайна ее улыбки

Да, женщина, поставившая перед учеными такие , имеет на таинственную улыбку. Впрочем, искусствоведы утверждают, что никакой тайны нет, а все дело лишь в уникальной технике сфумато, название которой переводится как дымчатая или исчезающая. Это уникальное сочетание мазков, которым художники передают ощущение воздуха, смягчающего очертание фигур, тонов и полутонов. Согласно нейробиологам, наше периферическое зрение способно воспринимать только крупные детали, в то время как центральное – мелкие. Если смотретьна «Джоконду» прямо, фокусируя взгляд на глазах модели, оставляя периферическому зрению ее уста, то кажется, что по ним скользит улыбка, но стоит присмотреться к губам, то есть перевести на них взгляд и увидеть центральным зрением – она исчезает. Этим же эффектом объясняется и тающая улыбка Джоконды при удалении или передвижении в разные стороны от картины.

Но простое научное объяснение не подходит романтикам, считающим неважным то, как улыбается Джоконда, а гораздо более таинственным то, почему она улыбается. Известно, что на первой версии картины Мона Лиза и не помышляла об улыбке, лишь позже художник внес в полотно исправления. Тающая улыбка породила миф о романе прекрасной модели и великого художника, тщательно скрываемом от ревнивца-мужа, бывшего, по всем законам жанра, намного старше своей очаровательной супруги. Легенда это не выдерживает критики, ведь у всех возможных моделей живописца мужья и возлюбленные были куда моложе Леонардо, которому к моменту написания полотна было уже за пятьдесят.

Чему же улыбается Джоконда? Видимо, этому суждено навеки остаться тайной, без которых немыслимо великое искусство.

Уже на протяжении довольно долгого времени исследователи пытаются найти останки той женщины, которая некогда была моделью для самого Леонардо да Винчи. Поиски происходят на территории Флоренции под монастырем, посвященной святой Урсуле.

Споры и диспуты о таинственной незнакомке не утихают до сих пор, о возможно, что разгадка будет раскрыта в ближайшее время. Исследователи считают, что наконец-то ими было обнаружено место, где может находиться эта легендарная женщина. Как только будут найдены ее останки, генетики могут восстановить по черепу облик Джоконды и сравнить ее с оригиналом великого мастера. Исследователи считают, что будет обнаружено сходство.

Тайна картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Самой правдивой версией создания картины можно считать, что да Винчи в качестве модели для написания картины привлек жену местного купца Лизу Джерардини дель Джокондо. Ее супруг Франческо якобы заказал портрет сам.

Долгое время было вообще неясно, кто является прототипом создания картины. Исследователи из Италии под руководством Сильвано Винчети, профессора Национального комитета, отыскали в архивных хрониках свидетельство о смерти купчихи. В книге мертвых было записано, что захоронена эта женщина была в монастыре, где она провела последние годы своей жизни. В монастыре святой Урсулы служила монахиней Мариэтта, старшая дочь Лизы, которая и забрала к себе мать. В настоящее время монастырь находится в заброшенном состоянии.

Начатые раскопки позволили отыскать старинную кладку из кирпича, толщина которой составлял один метр. Под алтарем был найден женский череп, а после и скелет. Обнаруженная находка так воодушевили Сильвано Винчети, что он поспешил непременно продолжить поисковые работы и даже выдвинул гипотезу, что наконец-то нашел знаменитую Мону Лизу. Но после этого были найдены еще несколько скелетов, а археологи вовсе уже не пытались найти сенсационную находку.

Несмотря на ряд неудач, Венчети не отчаивается найти останки, принадлежавшие купчихе. При помощи георадара в кладке было обнаружено еще одно захоронение. На личной пресс-конференции флорентийские ученые рассказали о своей догадке, что всех умерших женщин. Не являвшихся монахинями хоронили, укладывая их тела в ряд. Более поздние по времени захоронения располагались над ранними. Самый последний найденный скелет, по словам ученых, скорее всего, мог принадлежать, умершей в 1609 году Марии дель Риччо, об этом имеется запись в книге мертвых.

Археологи на конференции рассказали о том, что скелет Моны Лизы, как только он найдется, обязательно пройдет генетическую экспертизу. У итальянских ученых имеются образцы ДНК дочерей Джоконды, взятых из захоронений церкви пресвятого Благовещения, находящейся во Флоренции. После проведения данной процедуры историки предполагают начать работу по воссозданию лица купчихи.

Известно, что полотно с изображением Моны Лизы принято называть еще Джокондой. В 2005 году в церковном архиве были обнаружены записи, оставленные чиновником по имени Агостино Веспуччи, в них повествовалось, что да Винчи трудился одновременно над 3-мя картинами, в число которых входил и портрет той самой Лизы дель Джокондо.

Но, несмотря на такие записи, множество ученых склоняется к той версии, что позировала художник явно не купчиха.

Существует версия, что образ загадочной женщины, представленный Леонардо, является выдуманным самим автором, он является по сути своей собирательным.

Очень популярной является идея о том, что на картине запечатлен лик самого гения. Проверить данную гипотезу можно лишь сопоставив, созданный образ по черепу да Винчи, с изображением на картине. Винчети уже на протяжении многих лет пытается добиться от итальянского правительства разрешения на эксгумацию тела великого художника, покоящегося в замке Амбауаз, но все время получает отказ.

Моделью считают и самого любимого ученика Леонардо, поэтому на лице портрета и была нарисована загадочная улыбка. О нетрадиционной ориентации великого мастера судачат уже на протяжении довольно долгого времени, а про картину говорят, что на ней может быть изображено взаимоотношение двух мужчин.

Винчети обнаружил в библиотеке Нанта рукопись Леонардо, написанную его любимым способом - зеркальной записью. В данном произведении имеется информация о том, что картину следует рассматривать при помощи увеличительного стекла. Ученый поспешил попросить разрешение на работу с полотном у французского правительства, ибо Мона Лиза находится в Лувре. В правом глазу купчихи историк обнаружил буквы «LV», по всей видимости, являющиеся инициалами самого автора, а в левом глазу была обнаружена буква «S».

Данная буква могла обозначать слово «Salai», что переводится, как - чертенок. Так именно называли ученика да Винчи, который позже стал и его натурщиком, имя ему было Джано Джакомо Капротти да Орено. Юноша поступил в роли подмастерья к Леонардо в возрасте 10 лет, автору же на тот момент было 38.

Салаи выступил натурщиком ко многим полотнам да Винчи. В том числе и к знаменитому «Иоанну Крестителю», внешность которого напоминает и лицо Моны Лизы. Как знать, может быть одна из главных тайн человечества уже вскоре будет разгаданной.

Видео — Загадка Моны Лизы



После 12 лет тщательных изучений, построения теорий и доводов, техасский ученый с гордостью заявляет, что он раскрыл секрет загадочной улыбки Моны Лизы, что никому доселе не удалось за пять сотен лет с момента написания всемирно известного шедевра живописи легендарным итальянским художником (Leonardo da Vinci).

В своей недавно увидевшей свет книге «Леди говорит: Раскрывая секреты Моны Лизы» («The Lady Speaks: Uncovering the Secrets of the Mona Lisa») американский историк Уильям Варвел (William Varvel) утверждает, что Джоконда (La Gioconda) была представительницей феминистского движения 16 века, которая выступала за отведение женщинам особой роли в устройстве католической церкви.

«Джоконда пыталась показать людям, что Новый Иерусалим станет возможным как только они признают теологические права женщин,» — поясняет Варвел, 53, бывший профессор математических наук. — «Джоконда может быть особым заявлением женщин об их правах» . Теория техасского историка стала еще одной среди многочисленных предположений, высказываемых касательно загадочной улыбки изображенной на картине красавицы.

Вот уже более пяти столетий ученые пытаются понять, что же скрывается за необычной улыбкой, которая продолжает пленить сердца посетителей Лувра, где и находится картина.

В истории упоминается некая дама Мона Лиза, известная также как Лиза дель Джокондо (Lisa del Giocondo), замужняя женщина, которая вышла замуж за флорентийского состоятельного торговца и родила ему пятерых детей. По мнению исследователей, именно супруг Лизы и заказал ее портрет Леонардо да Винчи, который писал картину несколько лет, предположительно с 1503 по 1506 годы.

В своей сложной для прочтения и восприятия книге американский историк Варвел поясняет, что за всю его карьеру Да Винчи изобразил на холсте «каждый строчку» последней главы Ветхого Завета, гласящей о Новом Иерусалиме.

Художник сделал это для того, чтобы доказать всем, что «права женщин в церкви должны быть признаны».

Более того, техасский исследователь уверен, что «на заднем фоне своего шедевра Леонардо изобразил 40 отдельных символов из 14 главы Библии.» Так, например, за правым плечом Моны Лизы изображена Голгофа, а напротив можно заметить Елеонскую гору. Варвел утверждает, что для Да Винчи идея Нового Иерусалима «заключалась в всеобщем признании не только мужчин, но и женщин».

И улыбка Моны Лизы, по его словам, — это ни что иное, как отображение идей художника о новом будущем.

Стоит отметить, что сам Варвел за все годы его кропотливой работы, так и не смог побывать во Франции и своими глазами посмотреть на объект его исследований. «Я не собираюсь сражаться с толпой туристов, чтобы взглянуть на Джоконду,» — сказал он. — «Если я и соберусь в Париж, я надеюсь, мне обеспечат личный осмотр картины, в ином случае я просто уйду.»

А тем временем, одна из самых известных картин итальянского художника продолжает покорять мир. Некоторые ценители искусства, побывав в Лувре, заявляют, что глядя на Мону Лизу они ощутили особую магию ее глаза, японские разработчики выяснили как мог звучать ее голос, а некий врач диагностировал у изображенной дамы повышенный уровень холестерина в крови.

«Кто-то даже утверждал, что Мона Лиза — мужчина, автопортрет самого Леонардо да Винчи » — вспоминает историк Лауре Фагнарт (Laure Fagnart).

«Я считаю, что в картине нет ничего скрытого,» — добавила специалист по искусству , отметив, что она не читала книгу его техасского коллеги. — «Это портрет женщины, принадлежащей к буржуазии, один из многих и отличающийся от остальных лишь тем, что его сложнее понять. Да Винчи был художником, который в каждое свое творение вкладывал особую идею.»

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»- картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503-1519 годах. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо - торговца шёлком из Флоренции. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным. Мона Лиза или Джоконда - полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине.
Одной из загадок является то, что под ультрафиолетовым и инфракрасным излучением эта картина выглядит совершенно другой. Изначальная Мона Лиза, которую откопали под слоем краски при помощи специальной камеры, отличалась от той, что сейчас видят в музее посетители. Она была более широколицей, более подчёркнутая улыбка и другие глаза.
Ещё одним секретом является то, чтоу Моны Лизы нет бровей и ресниц. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.
А с помощью инфракрасного просвечивания инженеру удалось увидеть предварительные наброски, которые делал на холсте гений Ренессанса. По словам Котта, эти рисунки доказывают: да Винчи был обычным человеком, и ему были свойственны трудности в творческом процессе, отсутствие вдохновения. "Он сомневался, менял положение рук модели", - говорит исследователь. Кроме того, ему удалось узнать, что Леонардо сначала изобразил пейзаж, а потом поверх него писал человеческую фигуру.
Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. При помощи этой формулы и точных математических расчетов, из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда.

Леонардо да Винчи оставил столько загадок, что ученые со всего мира до сих пор бьются над их разгадками. Наибольшее количество вопросов вызывает знаменитая «Мона Лиза» . Сегодня эксперты утверждают, что неуловимая полуулыбка Джоконды – это намеренно созданный эффект, который Леонардо да Винчи использовал не однажды. Эта версия возникла после того, как недавно была обнаружена ранняя работа «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), в которой художник использует подобную оптическую иллюзию.


Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.


Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает.


Долгое время ученые спорили о том, был ли этот эффект создан осознанно и намеренно. Обнаруженный в 2009 г. портрет «La Bella Principessa» позволяет доказать, что да Винчи отрабатывал эту технику задолго до создания «Джоконды». На лице девушки – та же еле заметная полуулыбка, как у Моны Лизы.


Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.


Профессор психологии и эксперт в области визуального восприятия Алессандро Соранцо (Великобритания) пишет: «Улыбка исчезает, как только зритель пытается поймать ее». Под его руководством ученые провели ряд экспериментов.


Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.

Творчество да Винчи и в наше время продолжает вызывать интерес. Многие пытаются воссоздать неповторимую технику да Винчи, кто-то подходит к этому с юмором –