В этой этнической общности объединяются кровные родственники. Этнос, этническая общность и этничность

Социально-этнические общности и отношения

1. Социально-этнические общности.

2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения.

3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов.

1. Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

К общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в результате естественно-исторического процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных понятий, как "народ" и "этнос", поскольку с ними коррелируются все этнические единицы.

Весьма многозначен термин "народ". В обиходном языке народом обычно называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, народ - это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, "русский народ" или "узбекский народ", "польский народ", "венгерский народ" и т. д. В этом случае термин "народ" равнозначен термину "нация". Иногда термин "народ" употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин "народ" относится к очень различным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общностям.

В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие "этнос". Правда, в западной социологической литературе оно употребляется издавна.

Понятие "этнос" (слово греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях "нация", "народность", "этническая группа" и др. Это общее - наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей - "этносами". Понятие "этнос" охватывает все социально-этнические общности.

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.

Этнос представляет собой определенное целостное образование, в котором на передний план могут выступать различные его объективные компоненты. В одних случаях это язык, в других - хозяйственно-бытовые особенности, в третьих - характерные черты поведения и т. п.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение его этногенеза. Под этногенезом понимается процесс образования этнических общностей. В одних случаях этногенез рассматривают как синоним понятия "происхождение этноса", т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления его самосознания. В других под термином "этногенез" объединяют происхождение и последующую этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и не приобрели единый этноним, т. е. его самоназвание.

Этнос - это основная единица этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Племя - этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов. В развитом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.

Племена в ходе дальнейшего социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации.

Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения составляют нации.

В научной и политической литературе понятие "нация" употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства-нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия "национальное государство", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная армия", "национальная наука" и т. д. Однако для исследования многонациональных государств термин "национальный" может быть применен весьма условно.

Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.

Становление нации - процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн. - идиш1. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.

Производным от "нации" является термин "национальность", который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах - главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко применяется выражение "этническая национальность". Во-вторых, термин "национальность" используется как собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда говорят, что в Российской Федерации проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.

Производными от понятия "этнос" являются "этническая группа" и "этнографическая группа".

Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они - составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.

Территориально-культурные общности обычно называют "этнографическими группами", или "субэтносами"; их образование может совпадать с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и не является обязательным. Для этнографических групп характерны такие черты, как наличие отдельных специфических элементов быта, культуры, языка, религиозных верований и т. п. Многие этнографические группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, "верхние" и "нижние" немцы, различие между которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать "верхних" и "нижних" саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.

В социальных науках употребляется понятие "национальные (этнические) меньшинства". Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности.

В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие "национальные меньшинства" в определенной степени теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной численности и по иным критериям.

Применительно к российской ситуации термин "национальные меньшинства" возник в противовес термину "инородцы". Альтернативой термину "национальные меньшинства" часто служит термин "граждане некоренных национальностей", хотя и он не полностью адекватен описываемой группе людей.

В последние годы применительно к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин "русскоязычное население". Это собирательное название людей русской и любой другой этнической принадлежности, пользующихся преимущественно русским языком и обычно считающих его родным. В узком смысле - это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является русский язык. Термин "русскоязычное население" используется для обозначения русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину "национальные меньшинства". После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положении национальных меньшинств в бывших союзных республиках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина "национальные меньшинства" следует отличать весьма близкий к нему термин "разделенный народ" - общность людей, расчлененная политическими, государственными границами.

Какова социально-этническая структура населения Российской Федерации?

В настоящее время в России проживают не более 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических и этнографических групп. Некоторые из этнических групп являются частью наций, имеющих государственность за пределами России.

По данным переписи 1989 г., численность народов РФ такова. Русская нация, являясь самой многочисленной нацией, насчитывает 120 млн. человек (82% населения страны). Свыше миллиона человек насчитывает каждая из четырех наций: татары, чуваши, башкиры, мордва. Все пять названных наций составляют 90% населения России. Из остальных этносов 26 превышают 100 тыс. человек каждый. К самым малочисленным относятся 26 народностей Севера Сибири и Дальнего Востока, составляющие вместе 181 тыс. человек. 16 этнических групп (всего 7,8 млн. человек) представляют народы стран СНГ и Балтии; 30 этнических групп (1,3 млн. человек) представляют народы, имеющие свою государственность за пределами стран СНГ (венгры, болгары, финны, поляки и др.); еще 8 этнических групп (173 тыс. человек) представляют народы, в основном проживающие за пределами бывшего СССР (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т. д.).

Эти данные показывают, что Россия - многонациональное государство со сложной социально-этнической структурой населения.

2. Этнические явления имеют теснейшую связь с социально-экономическими, которыми они в конечном счете и обусловлены. В этом смысле каждая из конкретных форм существования этноса представляет собой определенную социально-экономическую целостность. От того, каков уровень социально-экономического развития страны, зависят характер и состояние межэтнических, межнациональных отношений. В полиэтнических странах на межнациональные отношения оказывают влияние этнотерриториальные различия социально-экономического характера, различия в условиях и уровнях жизни людей разных национальностей. Такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. Например, в США негры, латиноамериканцы по сравнению с представителями белого населения за один и тот же труд получают значительно меньшую заработную плату, занимают менее престижные должности и т. п.

В бывшем СССР социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и территорий, где компактно проживают те или иные народы. Различия в условиях жизни городского и сельского населения также влияют на сферу межнациональных отношений, так как этнический состав города и села различается даже в пределах республики, края, области.

В городах Российской Федерации, как правило, проживает русское население, в сельской местности - преимущественно представители титульной (т. е. давшей название данному национально-государственному образованию) нации (национальности). В то же время в столичных и других крупных городах российских республик за последние десятилетия сформировалась национальная интеллигенция (управленческие кадры, научные и творческие работники и др.), растет численность национальной студенческой молодежи. В среде промышленных рабочих и служащих, инженерно-технической интеллигенции продолжает преобладать нетитульное население.

Этнические параметры социально-профессиональной стратификации общества в какой-то мере неизбежны, хотя они достаточно подвижны и поддаются воздействию. В целях оптимизации межнациональных отношений вряд ли допустимы строгая канонизация этничности по социальным нишам, диспропорции в социальных условиях жизни непосредственно контактирующих групп. Здесь необходим комплекс мер, чтобы обеспечивать равные условия для социального продвижения граждан независимо от их национальности.

В последние годы в России значительно усложнились межнациональные отношения, особенно в связи с осуществлением рыночных реформ и приватизации государственной собственности. При этом неодинаковые стартовые условия, разноскоростное проведение радикальных реформ, отдаленность от центра, значительные различия по уровню жизни населения регионов и по условиям их развития обостряют межэтнические отношения. К тому же федеральный центр предоставляет отдельным республикам (например, Татарстану, Башкортостану, Якутии) особые привилегии, что не способствует достижению межнационального согласия.

Деление государственной собственности и ресурсов в ходе приватизации вызывает обострение конкурентных отношений между группами, ведет к консолидации клановых и узкоэтнических группировок, использующих кровную солидарность в сугубо прагматических целях.

Характер распределения политической власти в республиках, ограниченность в ряде регионов земельных ресурсов и приватизационных фондов подталкивает к использованию экономических преобразований в интересах отдельных национальных групп в ущерб правам остального населения. Особенно это касается региона Северного Кавказа. В ряде республик и автономных округов уже наблюдается "узурпация" экономических ресурсов и средств хозяйственной деятельности в пользу нетитульного населения, что ограничивает возможности для развития этноса, исконно проживающего на данной территории. Это особенно касается Сибири, Севера и Дальнего Востока. Такая практика порождает напряженность в межэтнических отношениях, которая усугубляется тем, что ряд регионов компактного проживания национальностей имеет крайне негативные экологические, демографические и социально-культурные характеристики.

Итак, в полиэтническом, многонациональном обществе существует фактическое неравенство национальностей, а этническая солидарность используется для достижения социальных и политических преимуществ.

История возникновения наций связана с образованием национальных государств. Сегодня для всего цивилизованного мира типичным является национальное государство. Поэтому при решении вопроса о том, является ли этнос нацией, нередко особое значение придается наличию у него "своего" государства. Однако "свое" государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. Нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственности, как, например, Польша в период разделов.

Россия - многонациональное государство. По форме государственного устройства она является федеративным государством, в ее состав входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов.

В основу государственного устройства Российской Федерации изначально были заложены два принципа национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей "коренных" и "некоренных" национальностей. "Коренные" чувствуют себя хозяевами в "своей" республике и пользуются преимуществами и привилегиями.

Между тем в 15 из 21 республиках "коренное" население составляет менее половины жителей. В республиках РФ, вместе взятых, "коренное население" составляет 32%, а автономных округах и того меньше - 10,5%. Все же "коренное" население российских республик, автономной области и автономных округов в совокупности составляет 7,6% от населения страны.

Термины "коренное" и "некоренное" население являются весьма условными, нечеткими, а потому спорными. Согласно такому разграничению, в Татарстане и Якутии, к примеру, татары и якуты являются "коренными", а русские "некоренными", хотя живут там уже четыреста лет. Более того, по логике доктрины национальной государственности русские в республиках (как и другое нетитульное население) отнесены к национальным меньшинствам, хотя по численности в некоторых из них могут составлять большинство или самую многочисленную этническую группу (например, Башкортостан, Бурятия, Карелия). Конечно, такая терминологическая путаница не способствует объективному пониманию этнополитической ситуации в республиках.

Административные границы национальных республик в России лишь условно соотносятся с этническими ареалами народов. В свое время эти границы устанавливались с приоритетом интересов национальных меньшинств и задач экономического развития создаваемых республик. В современных условиях межнациональное согласие может достигаться на основе соблюдения принципов национального равноправия. Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией РФ равенство прав и свобод всех граждан вне зависимости от их национальности. Источником и носителем власти в республике является все ее население независимо от национальности. Ни одна этническая группа не может обладать исключительным правом контроля над территорией, институтами власти и ресурсами. Неконституционно, а потому недопустимо разделение жителей на представителей "коренных" и "некоренных" национальностей и наделение в зависимости от этого разными правами.

Весьма актуальными являются вопросы справедливого этнического представительства в органах власти и управления республик (национальных образований) Узурпация власти представителями одной из этнических групп, а тем более какое-либо законодательное оформление преимуществ или дискриминации по этническому признаку неминуемо вызывают обострение межэтнических отношений и служат одним из основных факторов этнических конфликтов. Так, за последние годы недовольство своим политическим представительством в республиканских органах власти имело место со стороны балкар в Кабардино-Балкарии, кумыков в Дагестане, казачьих атаманов в Карачаево-Черкессии и Адыгее.

В Татарстане произошло радикальное перераспределение власти и престижных должностей в пользу татар. Хотя татары в республике составляют менее половины населения, в то же время они занимают 80% должностей глав администраций городов и районов, руководящих работников МВД, прокуратуры, других административных органов. Примерно такая же доля татар в республиканских органах власти и управления.

Межнациональные отношения сопряжены с демографическими и миграционными процессами. Резкие различия в этнодемографических процессах могут существенно изменить этнический баланс административной территории и национально-государственного образования. Во многих случаях население болезненно и негативно реагирует на резкие изменения этнических групп. Так произошло в странах Балтии, когда в результате этнографических и миграционных факторов соотношение "коренного" и "некоренного" населения изменилось за десятилетия в пользу последнего.

По этим же причинам снижается прирост "коренных" народов Севера. Так, по сравнению с 1989 г. доля "коренного" населения снизилась: в Эвенкийском автономном округе с 21,6% до 14%; в Таймырском - с 17,3% до 13%; в Ненецком - с 12,8% до 11,9%; в Ямало-Ненецком - с 16,2% до 4,2%; в Чукотском - с 10,0% до 7,3%; в Ханты-Мансийском с 3,8% до 1,3%. Если эта тенденция сохранится, то в обозримом будущем многие из малочисленных народов могут просто раствориться среди других этносов. Следует, однако, заметить, что с начала 90-х годов резко уменьшился приток населения на Север, а обратный поток с Севера, напротив, усилился.

Этнополитическая ситуация может ухудшиться в связи с массовым перемещением граждан, огромными потоками беженцев и переселенцев в многонациональные регионы. Такие притоки населения повышают межгрупповую конкуренцию в распределении ресурсов и социальных благ, создают дополнительные культурно-психологические барьеры, резко меняя общественно-политическую ситуацию и провоцируя межнациональную напряженность и конфликты. Фактов подобного рода немало в России, куда приехало более 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Межэтнические конфликты по этой причине возникают в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах и городах.

Этносоциологи делят этнические структуры многонациональных государств на две системы: дисперсную и централизованную. К дисперсной этнической системе относится государство, население которого состоит из нескольких малочисленных этнических групп. При централизованной системе некоторые из этнических групп, составляющих население государства, столь велики, что их взаимоотношения постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни. Россия относится к централизованным системам с явно доминирующей (численно и по статусу) русской нацией. Поэтому состояние межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от национального самочувствия русских.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племем, народностью, нацией и др. образованиями; т. о., термин "Э. о." очень близок термину "народ" в его этнографич. смысле. Для обозначения Э. о. применяется также термин "национальность" (напр., "народы СССР" - то же, что "национальности СССР"). Осн. условием возникновения Э. о. является общность территории как естеств. базы объединения людей, а также общность или близость их языка. Нередко, напр. при сложении наций Америки, общность языка достигалась в ходе развития хоз., культурных и др. связей между разноязычными компонентами Э. о., т. е. представляла собой не столько предпосылку, сколько результат процесса этногенеза. В ходе этого процесса под влиянием различных социально-экономич. факторов и особенностей природной среды складываются характерные для Э. о. черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологич. характеристик; наряду с этим вырабатывается этнич. самосознание, видную роль в к-ром играет представление о какой-то общности происхождения и историч. судеб входящих в Э. о. людей. Почти все эти элементы Э. о. наряду с территорией и языком могут выступать в качестве ее признаков. Иногда формированию Э. о. способствуют общность религии, а также близость в расовом отношении. Такая близость возникает и при образовании значит. переходных (метисных) групп между вошедшими в Э. о. резко различными расовыми компонентами (напр., у бразильцев, кубинцев и др.). Сформировавшаяся Э. о. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнич. ориентации и т. д. Для более устойчивого существования Э. о. стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в клас. обществе - гос-ва). С течением времени отдельные части сформировавшейся Э. о. могут разобщаться территориально, члены ее, переселившись в др. социально-экономич. и природные условия, могут изменить многие стороны культуры и быта, перейти на язык другой Э. о., однако пока у них сохраняется этнич. самосознание как осн. этнич. определитель, они включаются в прежнюю Э. о. Существенные изменения языка и культуры и особенно те изменения Э. о., к-рые ведут к перемене этнич. самосознания, к переходу групп людей из одной Э. о. в другую, наз. этнич. процессами. Такие процессы делятся на два осн. вида: разделительные, характерные гл. обр. для первобытнообщинной эпохи, и объединительные; последние подразделяются на консолидацию, ассимиляцию и межэтнич. интеграцию; все они в той или иной степени определяют собой и ход этногенеза. Изменения социально-экономич. черт Э. о. обычно наз. этно-социальными процессами.

Разработка теории Э. о., в частности типологизация, еще не завершена. Принято выделять историч. типы Э. о. - племя, народность, нацию. Различают также, с одной стороны, территориально компактные и социально организованные Э. о., с другой - территориально разобщенные Э. о. Термин "Э. о." иногда применяется для обозначения неск. народов (этно-лингвистич. групп, напр. русские, украинцы, поляки и др. - "славянская Э. о."), а также - для подразделений внутри народа (этнографические группы, напр. среди русских - поморы, кержаки); в обоих этих случаях для обозначения собственно народов применяется термин "этнос". Нек-рые авторы при классификации Э. о. по социально-экономич. формациям выделяют для первобытнообщинного строя как особый тип Э. о. не только племя, но и группу родственных племен (H. H. Чебоксаров), для Э. о. рабовладельч. формации предложен термин "демос", для феодальной - собственно "народность" (С. А. Токарев) и т. д.

Лит.: Токарев С. A., Проблема типов этнических общностей, "ВФ", 1964, No 11; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969, гл. 1, 3; Бромлей Ю. В., К характеристике понятия "этнос", в сб.: Расы и народы, в. 1, М., 1971; его же, Опыт типологизации этнических общностей, "СЭ", 1972, No 5; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. A., Народы, расы, культуры, М., 1971.

В. И. Козлов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ" в других словарях:

    - (ethnicity) Единственное рабочее определение этнической общности подразумевает осознание людьми общности их происхождения и традиций. Греческое слово ethnos переводится и как племя, и как нация, и его можно понимать как нечто стоящее между… … Политология. Словарь.

    - (в этнографии) исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин этническая общность близок понятию народ в этнографическом смысле … Большой Энциклопедический словарь

    этническая общность - Исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием, общностью происхождения и культуры, чаще всего языка, при своем возникновении связан с определенной территорией. Syn.: этнос … Словарь по географии

    Этническая общность устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным разным историческим периодам (племя, народность, нация), так и… … Википедия

    См. Этнос. * * * ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (в этнографии), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем (см. ПЛЕМЯ), народностью (см. НАРОДНОСТЬ), нацией (см. НАЦИЯ); термин «этническая… … Энциклопедический словарь

    ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - понятие, используемое некоторыми гуманитарными науками. Постепенно входит в конституционный лексикон, оставаясь, правда, не до конца определенным. Например, согласно п. м ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ относится… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. общность территории и языка выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко Э. о. складываются и из… … Большая советская энциклопедия

    этническая общность - Этнос … Этнопсихологический словарь

    Этническая общность - См. Этнос … Словарь социолингвистических терминов

    этническая общность - См.: этнос … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Казанский ретро-лексикон , Максим Глухов-Ногайбек. Книга представляет собой издание энциклопедического характера. В кругу интересов, помимо краеведческих, прежде всего, были этническая история татар и города Казани, взаимоотношения народов на…

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .

Все жители нашей большой планеты очень разные: к примеру, горцы совсем не похожи на островитян. Даже в пределах одной нации или страны могут существовать отдельные этнические группы, отличающиеся своими культурными особенностями и традициями. По сути, этническая группа - это часть этноса, некая общность, которая сформировалась на определенной территории исторически. Рассмотрим более подробно этот вопрос.

История и происхождение термина

На сегодняшний день этническая группа - это важный объект исследования для таких наук, как история, география населения, культурология. Социальные психологи изучают этот вопрос с целью предотвращения и разрешения различных этнических конфликтов. Каково происхождение данного термина?

Очень интересна этимология слова "этнос". С его можно перевести как "не грек". То есть, по сути, "этнос" - это чужак, иностранец. Древние греки использовали этот термин для обозначения различных племен не греческого происхождения. А вот себя они называли другим, не менее известным словом - "демос", что в переводе означает "народ". Позже термин перекочевал и в латинский язык, в котором появилось и прилагательное "этнический". В Средние века он также активно употреблялся в религиозном значении, будучи синонимом слов "нехристианский", "языческий".

Сегодня "этнос" стал чисто научным термином, которым обозначаются все виды этнических групп. Наука, занимающаяся их изучением, называется этнографией.

Этническая группа - это...

Какое же значение этого термина? И каковы его особенности и отличительные черты?

Этническая группа - это устойчивая общность людей, которая сформировалась на определенной территории и имеет свои отличительные характеристики. О признаках такой группы речь пойдет немного позже.

В науке данный термин очень часто отождествляют с такими понятиями, как "этничность", "этническая идентичность", "нация". А вот в правовой сфере он и вовсе отсутствует - там он часто заменяется терминами "народ" и Отсутствие четких определений всех этих понятий является серьезной научной проблемой. Многие ученые полагают, что за каждым из них скрывается свой конкретный феномен, поэтому отождествлять их нельзя. В "этническая группа" советские исследователи часто злоупотребляли категориями социологии, а западные - психологии.

Западные ученые выделяют две очень важные черты этнических групп:

  • во-первых, они не имеют своей собственной государственности;
  • во-вторых, имея свою историю, этнические группы не являются активными и важными историческими субъектами.

Структура этнической группы

Все существующие этнические группы имеют приблизительно одинаковую структуру, которая состоит из трех основных частей:

  1. Ядро этнической группы, для которого характерна компактность проживания на конкретной территории.
  2. Периферия - это часть группы, которая территориально обособлена от ядра.
  3. Диаспора - эта та часть населения, которая территориально рассеяна, в том числе, она может занимать территории других этнических общностей.

Основные признаки этнических общностей

Существует несколько признаков, по которым конкретного человека можно отнести к той или иной этнической группе. Примечательно, что эти характеристики сами члены общности считают для себя значимыми, они лежат в основе их самосознания.

Вот главные признаки этнической группы:

  • родство по крови и браку (данный признак считается уже несколько устаревшим);
  • общая история происхождения и развития;
  • территориальный признак, то есть привязка к конкретной местности, территории;
  • свои культурные особенности, а также традиции.

Основные виды этнических групп

На сегодняшний день существует несколько классификаций этносов и этнических общностей: географическая, лингвистическая, антропологическая и культурно-хозяйственная.

К этническим группам относятся следующие типы (уровни):

  • Род - не что иное, как тесная общность кровных родственников.
  • Племя - это несколько родов, которые связаны между собой общими традициями, религией, культом или общим диалектом.
  • Народность - это особая этническая группа, которая сформировалась исторически и объединена одним языком, культурой, верой и общей территорией.
  • Нация - это наивысшая форма развития этнической общности, для которой характерны общая территория, язык, культура и развитые экономические связи.

Этническое самосознание

Важным показателем уровня сформированности социальной этнической группы, в частности нации, является этническое самосознание. Этот термин выступает одним из основных в психологии рассматриваемых нами групп.

Этническое самосознание - это чувство принадлежности конкретного индивидуума к той или иной этнической группе, этносу, нации. При этом человек должен осознавать свое единство с этой общностью и понимать качественные отличия от других этносов и групп.

Для формирования этнического самосознания очень важным выступает изучение истории своего народа, а также культурных особенностей, фольклора и традиций, которые передаются из поколения в поколение, доскональное знание своего языка и литературы.

В заключение...

Таким образом, этнические - это довольно интересный феномен и отдельный объект исследований. Изучая отдельные общности, мы не только узнаем об их культурных или исторических особенностях, но также воспитываем в себе толерантность, терпимость и уважение к другим этносам и культурам. В конечном итоге понимание и уважение особенностей других этнических групп приводит к существенному уменьшению этнических споров, конфликтов и войн.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ К определению понятий этнос, народ, нация и национальное государство | А.И. Липкин | Лекториум

    ✪ Нации и межнациональные отношения

    ✪ Этнос Азербайджанец

    ✪ ЕГЭ. Этносы | Вебинар

    ✪ Социально этнические общности. Народ, нация, этнос. Урок 37

    Субтитры

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания . К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти . При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе , географическом происхождении, хозяйственной специализации , религии , языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.). .

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяется несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

«Эволюционно-историческое направление». Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в двух смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии , то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге, - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем другие аналогичные группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплементарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем - всегда входит в состав суперэтносов - и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. п.

Антропологическая классификация. Этнос и раса.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например такие, как «русская раса».

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции, экспансии и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский учёный Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

Этническая идентичность в рамках институционального подхода

Институциональный подход позволяет проследить взаимосвязь идентичности и правил поведения. С институциональной точки зрения идентичность является алгоритмом селекции правил выбора тех или иных предпочтений. Этническая идентичность рассматривается как социально осознанный выход из ситуации институциональной неопределенности, когда одновременно социальный агент должен следовать правилам и нарушать, по крайней мере, некоторые из них. Институциональные особенности этнической идентичности состоят в том, что индивиды могут довольно свободно и, как правило, без негативных последствий нарушать принятые правила в области использования языка, культурных традиций, религиозных верований и пр., не ставя под сомнение свою принадлежность к этногруппе. Другие формы социальных идентификаций (например, профессиональная), как правило, ограничивают возможности индивидов по нарушению или интерпретации правил поведения. Устойчивость многих этноидентификаций (например, русской, армянской и пр.) состоит в их институциональной слабости: довольно легко оставаться в составе этногруппы, которая толерантна к институциональным девиациям. Если достаточно большая группа людей предпочтет использовать в повседневном поведении схожие отклонения (институциональные исключения) от привычных для этногруппы правил поведения, может сформироваться субэтническая идентичность. В этом случае первоначальные отклонения в социальном поведении(например, использование языкового патерна, отличающегося от языка, используемого в "прежней" этнической группе) становятся основой для новой идентификации, и индивиды будут оцениваться в зависимости то того, соблюдают ли они новые нормы поведения или нет. Таким образом, на формирование идентичности влияет институциональный распад правил этнического поведения.

См. также

  • Этническая группа
  • Этнополитика

Примечания

  1. Этнос // Жеребило Т. В. «Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник.» - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011.
  2. Козлов В. И. Этническая общность // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова . - М.: Советская энциклопедия , 1973-1982.
  3. Бромлей Ю. В. Опыт типологизации этнических общностей // Советская этнография . - 1975. - № 5 . - С. 61 .
  4. Тишков В. А. Этничность // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 440 с. ISBN 978-5-382-00414-3
  6. Коркмазов А. Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы // Сборник научных трудов. Выпуск 1 (11). Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь:Северо-Кавказский государственный технический университет , 2004