Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение. Зарубежная музыка конца XIX — начала XX веков

Музыка первой половины XIX века испытала влияние общего патриотич. подъема в связи с войной 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям (опера Иван Сусанин). Возникновение нац. школы (М.И. Глинка)-музыкальный реализм которого был подготовлен десятилетиями сближения музыки профессиональной и народной. Глинка «создал нац.русскую оперу, нац.инструментальную музыку, русский нац.романс». А.С.Даргомыжский создал новые жанры – народно-бытовую муз.драму, сатирико-комическую песню «Титурярный советник»).

Общественный подъем 1850–60-х гг. - более интенсивной становится концертная жизнь, создаются основы профессионального муз. образования. «Могучая кучка» : руководитель кружка – М.А.Балакирев . Идейно-художественные устремления Могучей кучки сложились под воздействием эстетических принципов русских революционных демократов. Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, муз-ты находили источник вдохновения в народном иск-ве и вместе с тем овладевали системой европ. мышления и выражения. Основы: реализм и народность. Велик вклад МК в развитие камерной и симфонической музыки.

Творчество П.И.Чайковского - 6 симфоний («Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии (Лебединое озеро; Спящая красавица; Щелкунчик), он создал и новый тип оперы (Евгений Онегин, 18). А.Н.Серов – композитор и муз.критик, поборник близкого в народным истокам искусства. Братья Рубинштейны , выдающиеся пианисты, дирижеры, явились создателями первых росс.консерваторий в Петербурге и Москве.

Тема ожидания великих перемен – Скрябин, Рахманинов. Идеи, связанные с революционным подъемом - Римский-Корсакова (оперы «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок»). Смена акцентов: опера уходит на второй план, на первый план выходит симфоническая и камерная музыка.

4. Особенности «золотого века» литературы России

19 век наз. «Золотым веком» русской поэзии и веком русской лит-ры в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литер. языка, кот. оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19в с расцвета сентиментализма и становления романтизма (в поэзии – Жуковский, Фет). Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Центральной фигурой этого времени был А. С. Пушкин - поэма «Руслан и Людмила», роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.

Поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.

Последователь Пушкина – Лермонтов (Мцыри, поветь Демон). Русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Развитие русской прозы 19в началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века: тип «лишнего человека» (Онегин) и тип «маленького человека» (повесть Шинель Гоголя, Пушкин – Станционный смотритель). Характеристики: публицистичность и сатирический характер (Мертвые души, Ревизор Гоголя).

Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. С середины XIX века происходит становление русской реалистической лит-ры, кот. создается на фоне напряженной соц-полит. обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической с-мы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической лит-ры, остро реагирующей на общ-полит. ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Конец 19 века – Островский, Чехов, Горький. Завершение 19 века -декадентская литература, отличительными чертами кот. были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общ-полит. жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм.

5. Литература русского Зарубежья первой половины ХХ в.

Лит-ра русского зарубежья - ветвь русской лит-ры, возникшая после большевистского переворота 1917г. Различают три периода или три волны русской эмигрантской лит-ры. 1 волна - с 1918 г до нач. второй мировой войны, оккупации Парижа - носила массовый хар-р. 2 волна - в конце Второй мировой войны.3 волна - после хрущевской "оттепели" и вынесла за пределы России крупнейших писателей (Солженицын, Бродский). Наибольшее культ. и литер. значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. Первая волна эмиграции (1918-1940) . Понятие "русское зарубежье" возникло после октябрьского переворота 1917г, когда Россию массово начали покидать беженцы (более 2 млн чел), в Берлине, Париже, Харбине – «Россия в миниатюре»: выходили русские газеты и журналы,открыты школы и университеты, действовала РПЦ, но положение беженцев все равно было трагическим (потеря семьи, родины, соц.статуса, понимание, что нельзя вернуться). Беженцы: регил. философы (Бердяев, Булгаков), Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, звезды балета А. Павлова, В.Нижинский, композиторы (С.Рахманинов и И.Стравинский), писатели (Бунин, З.Гиппиус, Куприн, Северянин, М.Цветаева). Лит-ра оказалась в эмиграции одним из духовных оплотов нации, но в то же время были неблагоприятные условия: отсутствие читателей, крушение соц-псих. устоев, нужда. НО с 1927 начинается расцвет русской зарубежной лит-ры, право творческой свободы. Лит-ра старшего поколения : исповедовали позицию "сохранения заветов"- «Мы не в изгнаньи, мы в посланьи», лит-ра представлена прозой (Мережковский, Бунин, Куприн, Гиппиус); главный мотив – ностальгическая память об утраченной родине, выходит много биографий писателей, произведений на религиозную тему Лит-ра младшего поколения: не успели завоевать прочную репутацию в России до революции, но многие стали популярны в Европе и мире, авторы признавали самоценность трагического опыта эмиграции, появились писатели, ориентированные на западную традицию (В.Набоков, Адамович, Цветаева, Горький), изображали действительность в эмиграции, многие писатели остались незамеченными, большой вклад в мемуаристику

Восточные центры рассеяния - Харбин и Шанхай. Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага (Цветаева). В Праге был основан Русский народный университет, приглашено 5 тысяч русских студентов, кот. могли продолжить образование. Сюда же перебрались многие профессора и преподаватели вузов. Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл "Пражский лингвистический кружок". Русское рассеяние затронуло и Латинскую Америку, Канаду, Скандинавию, США (Гребенщиков).

Основные события жизни русской литературной эмиграции. Вокруг Ходасевича объединились молодые поэты группы "Перекресток": Г.Раевский, И.Голенищев-Кутузов, Ю.Мандельштам, В.Смоленский. Адамович требовал от молодых поэтов не столько мастерства, сколько простоты и правдивости "человеческих документов":"черновиков, записных книжек". Адамович не отвергал упадническое, скорбное мироощущение, а отражал его. Г.Адамович - вдохновитель литературной школы, вошедшей в историю русской зарубежной литературы под именем "парижской ноты".

Раздел 5. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

В первой половине XIX века начинается расцвет рус­ской классической музыки. Творчество Глинки и Дарго­мыжского открывает период стремительного взлета нацио­нального музыкального искусства до вершин мировой куль­туры. Развитие музыки было частью общего процесса - подъема всего русского искусства в знаменательный пери­од исторического развития Российского государства. Отече­ственная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 году вызвали мощный взрыв патриотических чувств, подъем духовных сил нации. «Двенадцатый год, - писал Белин­ский, - потрясши всю Россию из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил...»

Именно в этот период происходит формирование рус­ской классической литературы, музыки и живописи. Веду­щая роль принадлежала литературе. Знаком эпохи стало творчество Пушкина, которое было подготовлено произведе­ниями Жуковского, Карамзина, Батюшкова, Крылова. Пуш­кин явился создателем русского литературного языка, опре­делив тем самым дальнейший путь развития националь­ной литературы. В одно время с Пушкиным сочиняют свои произведения Грибоедов, Рылеев, Вяземский, Дельвиг, Язы­ков, Баратынский; позднее начинается творческая жизнь Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Белинского. К середине века появится новое поколение писателей - Достоевский, Тол­стой, Некрасов, Тургенев, Гончаров и другие.

Первая половина XIX века положила начало и русской классической живописи (картины Кипренского, Тропинина, Венецианова, Щедрина, Брюллова, Иванова, Федотова) и скульптуры (Клодт и другие), архитектуры (Воронихин, За­харов, Бове, Жилярди, Росси).

Русское искусство первых десятилетий XIX века испы­тало на себе сильное воздействие нового европейского худо­жественного направления - романтизма. «Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период», - пи­сал Белинский. Характерные для него независимость твор­чества художника и внимание к внутреннему миру челове­ка, интерес к жизни родного народа, его истории, песням, сказ­кам и легендам, мятежность духа и свободолюбие, страст­ность и смелость высказывания, восторженная приподня­тость находят воплощение в произведениях этого времени. Через романтизм, его повышенную эмоциональность и субъективность русское искусство шло к утверждению прин­ципов художественного реализма.

Музыкальная жизнь России с начала XIX века начина­ет приобретать новые черты. Важными музыкальными цент­рами становятся лицеи, пансионы, университеты, а также литературно-художественные кружки. В этих кружках объе­динялись любители искусства, писатели, артисты, художни­ки, музыканты. Здесь исполнялись новые произведения, об­суждались оперные спектакли и концерты. Такие собрания устраивались в Петербурге в домах Дельвига, Одоевского, графа Михаила Виельгорского, в Москве - у Грибоедова, княгини Зинаиды Волконской.

Оживляется концертная жизнь: в 1802 году в Петер­бурге создается первая русская концертная организация - «Филармоническое общество», которое устраивало публич­ные симфонические концерты. Концерты камерной музы­ки проходят в частных домах, дворянских и благородных собраниях и различных учебных заведениях, в них участву­ют как русские, так и иностранные музыканты. Значитель­ную роль продолжают играть хоры и симфонические орке­стры крепостных музыкантов, которые существовали во мно­гих дворянских усадьбах.

Одним из излюбленных жанров симфонической музы­ки в это время стали программные увертюры к операм и драматическим спектаклям, которые сочиняли Козловский, Давыдов, Алябьев, Верстовский. В жанре музыкального те­атра также происходят заметные изменения. Любимая в XVIII веке бытовая комическая опера постепенно уступает место операм-сказкам («Князь-невидимка» и «Илья-бога­тырь» Кавоса, «Днепровская русалка» Давыдова) и роман­тическим операм («Аскольдова могила» Верстовского). Наряду с оперой широкое распространение получают воде­виль, музыка к драматическим спектаклям («трагедии на музыке»), а также балет, расцвет которого в России насту­пил с деятельностью великого французского балетмейстера Шарля Дидло.

Успешное развитие этих жанров было неотделимо от формирования русских исполнительских школ в опере (Е. Сандунова, О. Петров, А. Петрова-Воробьева), балете (А. Ис­томина, Е. Колосова, А. Глушковский), драме (Е. Семенова, П. Мочалов, М. Щепкин).

Повсеместное распространение получает бытовое домаш­нее музицирование. Любители музыки собирались по вече­рам, играли и пели под аккомпанемент гитары, арфы или фортепиано. В репертуаре были народные песни - кресть­янские, городские, солдатские. Их обработки делали многие композиторы, наиболее популярными были сборники Кашина и Рупина. Они исполнялись как сольные песни, дуэты и в виде инструментальных вариаций и ансамблей. В этой об­становке складывался и развивался любимый жанр эпо­хи - романс .

Романс и песня

Романсовое творчество композиторов первой половины XIX века сложилось на основе народных крестьянских, го­родских и российских песен. Именно в романсе формирова­лись особенности русского музыкального языка, националь­ного музыкального стиля. Его развитие было тесно связано с расцветом русской поэзии в пушкинскую эпоху и творче­ством Жуковского, Вяземского, Баратынского, Дельвига, Ба­тюшкова, Языкова, самого Пушкина и других поэтов. На их стихи писали свои романсы О. Козловский,

А. Жилин, бра­тья Титовы, Мих. Виельгорский, А.Верстовский, А. Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, П. Булахов, М. Глинка, А. Дарго­мыжский. В их творчестве сложились основные жанры рус­ского романса. Это лирический романс - самый распро­страненный в это время; «русская песня» , возникшая как подражание народной музыке; элегия - лирико-философское размышление; романтическая баллада , создателем ко­торой в России стал Верстовский; застольная песня , родив­шаяся из маршевых походных песен и воспевавшая свобо­ду, просвещение и патриотизм; лирические романсы о «даль­них странах» , в которых возникали романтические образы Италии, Испании, Кавказа, Востока, а также романсы в танце­вальных ритмах (вальса, польки, мазурки, полонеза, болеро и других).

Одновременно происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соеди­нились интонации и традиции народного пения с особенно­стями итальянской вокальной культуры бельканто, столь популярной в России. Каждый романс создает свой инди­видуальный, легко запоминающийся образ, затрагивая са­мые чувствительные струны в сердце слушателя. Задушев­ность русского романса - его особая черта, идущая от искренности сопереживания автора своему лирическому ге­рою, от свойств русской души.

А.А. Алябьев

Судьба Александра Александровича Алябьева (1787- 1851) сложилась драматично, хотя первая половина его жиз­ни не предвещала тяжких испытаний. Он родился в То­больске; его отец занимал пост губернатора, считался чело­веком просвещенным и либеральным, был большим люби­телем музыки. Ребенок получил серьезное домашнее вос­питание, в которое обязательной частью входила игра на фортепиано.

С переездом семьи в Москву Александр начал серьезно заниматься музыкой, и вскоре появляются его первые сочи­нения - романсы и фортепианные пьесы.

В первые дни Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступает в армию. Он сражался вместе с ле­гендарным поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, был ранен, прошел со своим гусарским полком весь боевой путь до Парижа; за храбрость и боевые заслуги Алябьев был на­гражден орденами и медалью.

По окончании войны он, продолжая военную службу, живет в Петербурге, а выйдя в отставку, поселяется в Моск­ве, где сближается с артистическим миром, общается с Гри­боедовым, Крыловым, Бестужевым-Марлинским, Одоевским, Верстовским, братьями Виельгорскими. Как пианист и пе­вец участвует в любительских концертах, сочиняет театраль­ную музыку (оперы, водевили), камерные инструментальные произведения, романсы, которые пользуются большим успе­хом у слушателей.

Но эта яркая творческая жизнь была прервана роко­вым случаем. В 1825 году в доме Алябьева во время кар­точной игры произошла крупная ссора, после которой один из ее участников скоропостижно скончался. Алябьева арес­товали по подозрению в убийстве и после длительного су­дебного разбирательства, несмотря на недоказанность пре­ступления, приговорили к лишению всех прав, дворянского звания и к ссылке в Сибирь.

Начались многолетние скитания Алябьева. Ссылка дли­лась более 15 лет; он жил в Тобольске, на Кавказе, в Орен­бурге, Коломне. Но, несмотря на тяжелые испытания и оди­ночество, композитор продолжает активную творческую де­ятельность. Еще находясь в тюрьме, он сочиняет романсы (в том числе знаменитого «Соловья»), а также инструменталь­ные пьесы, музыку к водевилям и балет «Волшебный бара­бан». В тобольской ссылке организует военный духовой оркестр и хор, дирижирует их выступлениями, пишет орке­стровую музыку и романсы; такие из них, как «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», связаны с темой изгна­ния и стали лирической исповедью композитора.

Во время поездки на Кавказ, разрешенной для лечения, Алябьев был пленен его природой, обычаями, музыкой. Он записывал грузинские, армянские, кабардинские, азербай­джанские народные мелодии, ритмы и интонации которых затем нашли свое отражение в произведениях разных жан­ров.

Только в 1843 году Алябьев с большим трудом получа­ет разрешение жить в Москве, но под надзором полиции и «без права показываться на публике». Он ведет уединенный образ жизни, отдавая все время сочинению. Жизненные ис­пытания не сломили композитора. Его внимание привлека­ют стихи поэта-демократа Н. Огарева, посвященные темам и сюжетам из жизни простого народа. Появляются роман­сы «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», а также один из шедевров Алябьева - «Нищая» (стихи Беранже), в которых впервые зазвучала тема «маленького человека», тема соци­ального неравенства, предвосхищая произведения Даргомыж­ского и Мусоргского. Эти сочинения стали последними в жизни композитора.

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры - оперы, балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли (трио, квартеты), хоровые сочинения. Но важнейшее место среди его сочинений занимают многочисленные романсы (свыше 150-ти). Одним из самых популярных является созданный в 1825 году на стихи Дельвига «Соловей». Романс принад­лежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Неж­ная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая перемен­ность, идущая из народной музыки (ре минор - фа мажор, до мажор - ля минор). Ее плавные закругленные четырех­тактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом:

Не спеша, с чувством



В то же время яркие и стремительные фортепианные заключения куплетов ярко контрастируют с пластичной во­кальной кантиленой.

Впоследствии выдающиеся исполнительницы романса - Аделина Патти, Генриетта Зонтаг, Полина Виардо, а также многие русские певицы - насыщали вокальную партию вир­туозными пассажами и каденциями. Популярности произ­ведения содействовали его фортепианные обработки - ва­риации Глинки и транскрипции Листа, а также скрипичная фантазия Анри Вьетана.

А.Е.Варламов

Александр Егорович Варламов (1801-1848) родился в Москве в семье скромного чиновника. Страстное влечение мальчика к музыке и его одаренность проявились рано: подбирая по слуху народные песни, он сам научился играть на скрипке. Благодаря незаурядным способностям и кра­сивому голосу его в десять лет приняли певчим в петербург­скую Придворную певческую капеллу. Здесь Варламов за­нимался под руководством директора капеллы, выдающе­гося композитора Д. С. Бортнянского. Успехи в пении по­зволили ему вскоре стать солистом хора; он научился так­же играть на гитаре, фортепиано и виолончели.

После обучения в капелле Варламов получает назначе­ние на службу в Голландию в качестве регента (Регент - руководитель и вокальный педагог хора певчих ) русской посольской церкви в Гааге. Годы, проведенные за границей, оказали большое влияние на музыкальное развитие буду­щего композитора: он часто посещает оперу и концерты, сам выступает как певец и гитарист.

По возвращении в Петербург Варламов сначала препо­дает в Театральной школе, а затем снова поступает в При­дворную певческую капеллу хористом и учителем пения. В 1827 году он знакомится с Глинкой; общение с ним име­ло огромное значение для творческих устремлений молодо­го музыканта.

Первые романсы и церковные хоры Варламова относят­ся к концу 1820-х годов, но настоящий расцвет компози­торской деятельности начинается после переезда в 1&32 году в Москву, где он получил место капельмейстера, а затем «композитора музыки» императорских театров. Варламов быстро сблизился с московским артистическим миром, по­дружился с композиторами Гурилевым и Верстовским, пи­сателем М. Загоскиным, актерами М. Щепкиным и П. Мочаловым, поэтом-актером Н. Цыгановым, на чьи стихи он создал многие романсы. Всех их объединяли общие худо­жественные интересы и любовь к русской песне.

Варламов сочиняет множество прославивших его вокаль­ных произведений - это «Ах ты, время, времечко», «Что это за сердце», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди», «Что мне жить и тужить», «Оседлаю коня» и другие. Среди них одним из самых зна­менитых стал «Красный сарафан» (стихи Н. Цыганова), который, по словам современника, «был певаем всеми со­словиями - и в гостиной вельможи, и в курной избе мужи­ка». По роду своей службы Варламов много пишет теат­ральной музыки к трагедиям, мелодрамам, балету, а также постоянно выступает в концертах как оркестровый и хоро­вой дирижер, так и певец. У него был небольшой, но краси­вый тенор, его пение отличалось великолепной вокальной техникой и необычайной задушевностью. В 1840 году Вар­ламов издает «Школу пения», которая стала первым в Рос­сии учебным пособием по вокальному искусству и сыграла важную роль в обучении многих русских певцов.

Последние годы композитор провел в Петербурге, где его жизнь сложилась очень трудно. Широкая известность не помогла ему снова получить службу в капелле, и Варламов с семьей находился в трудном материальном положении. Его здоровье ухудшалось, и он скончался от чахотки в 1848 году.

В историю русской музыки Варламов вошел как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. В выборе стихов он обращался как к русским поэтам - Пушкину, Жуковскому, Дельвигу, Лермонтову, Плещееву, Фету, Коль­цову, так и к Гёте, Гейне, Беранже. Основными жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс. В его сочинениях, полных задушевности, соседствуют и за­думчивая мечтательность, и порывистая романтическая устремленность и приподнятость.

Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовной атмо­сфере 1830-1840-х годов и передавала острую неудовле­творенность окружающей жизнью и «вольнолюбивые меч­ты» русских людей. В романсе «Белеет парус одинокий» композитор сумел отразить эти чувства и настроения. В его музыке слышны «жажда бури» лермонтовского героя, его непримиримость и непокорность. Широкая энергичная ме­лодия в начале куплета сразу достигает кульминации - звука соль, который является вершиной яркой выразитель­ной кантилены. Взволнованность чувства в романсе под­черкивается аккордовым сопровождением с чеканным рит­мом полонеза-болеро:

Умеренно скоро

А.Л. Гурилёв

Александр Львович Гурилев (1803-1858) родился в Москве в музыкальной семье. Его отец Л. С. Гурилев, извест­ный пианист, композитор и дирижер, был крепостным му­зыкантом графа В. Орлова. Мальчик начал заниматься му­зыкой под руководством отца, а затем брал уроки фортепи­ано и теории музыки у Дж. Филда и И. И. Геништы, которые преподавали в семье графа. С юности Гурилев играл на скрипке и альте в крепостном оркестре, который считался одним из лучших в начале XIX века.

В 1831 году после смерти графа Орлова семья Гуриле­вых получила вольную. С этого времени начинается компо­зиторская деятельность Гурилева. Он много выступает так­же в концертах как пианист и преподает пение и форте­пиано.

Большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказала его дружба с Варламовым; их сблизила общая любовь к народной музыке и цыганскому пению. Вскоре сочинения композитора начинают завоевывать по­пулярность. Такие романсы, как «В минуту жизни трудную», «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Разлу­ка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Грусть девушки», за­звучали ив светских гостиных, и в домах чиновников, куп­цов, мещан. Среди фортепианных произведений Гурилева наибольшей любовью пользовались танцевальные миниатю­ры и многочисленные вариации на темы известных роман­сов и арий из опер.

Но, несмотря на признание, композитора постоянно пре­следовала нужда, хотя он ради заработка брался подчас за любую работу. Тяжелая судьба не пощадила Гурилева: в последние годы жизни он страдал тяжелым душевным за­болеванием. Скончался композитор в Москве в 1858 году.

Вокальное творчество Гурилева включает в себя около 90 романсов и сборник «47 русских народных песен», обра­ботанных для голоса с фортепиано. Он, как и Варламов, пред­почитал жанр «русской песни» и лирический романс. Его музыке свойственны нежная элегичность, мечтательность и задушевная искренность высказывания.

Песня «Колокольчик» (стихи И. Макарова) характерна для композитора своим задумчивым лирическим настроением, связанным с образами русской природы и дальней дороги, так широко воспетыми отечественной поэзией. Здесь проявилась одна из главных особенностей «русских песен» Гурилева - использование изящного вальсового ритма в сочетании с простой и сдержанной мелодией, ее тонкой щемящей интонацией:

Повторяемость ритмической фигуры аккомпанемента изредка расцвечивается тонким звукоизобразительным штрихом - нежным стаккато октав в верхнем регистре.

Романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева оказа­ли большое влияние на творчество современников - Глин­ки и Даргомыжского. Позже традиции их лирики, внима­ние к внутреннему миру человека найдут свое продолжение в гениальных романсах Чайковского.

Вопросы и задания

1.Какие события оказали влияние на общественную и культурную жизнь России в первой половине XIX века?

2. Назовите композиторов, литераторов, живописцев, архитекторов и скульпторов этого времени.

3. Какие изменения произошли в музыкальной жизни России с на­чала XIX века?

4. Перечислите наиболее популярные музыкальные жанры этой эпо­хи. Каково было содержание домашнего музицирования?

5. Назовите жанры русского романса первой половины XIX века и их авторов - композиторов и поэтов.

6. Расскажите о жизни и творчестве Алябьева, Варламова, Гури­лева.

Михаил Иванович Глинка

1804 - 1857

Глинка - основоположник русской классической му­зыки и первый русский композитор мирового значения. Творчество Глинки завершило процесс формирования оте­чественной композиторской школы и вместе с тем откры­ло новые пути русской музыки, занявшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре. В произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской на­циональной культуры, порожденный событиями Отечествен­ной войны 1812 года. Подобно Пушкину Глинка создал прекрасное и гармоничное искусство, воспевающее красоту и радость жизни, торжество разума, добра и справедли­вости.

В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам - опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пье­сам и другим сочинениям. Важнейшими качествами му­зыки Глинки были выразительность и пластичность мело­дий, тонкость гармонии и стройность формы, изящество ин­струментовки. Его музыкальный язык, впитав в себя свое­образные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской клас­сической музыки.

Биография

Детство и юность. Глинка родился 20 мая (по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губер­нии. В имении родителей он был окружен любовью и забо­той, а его первые детские впечатления, связанные с русской природой, деревенским бытом и народной песней, повлия­ли на всю дальнейшую судьбу. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и цер­ковное пение. Мальчик рано познакомился и с профессио­нальной музыкой, когда слушал домашние концерты не­большого оркестра крепостных музыкантов, принадле­жавшего его дяде, а зачастую и играл по слуху вместе с ни­ми. Много позднее композитор вспоминал в своих «Запис­ках »:

«...Однажды играли квартет Крузеля (Б. Круселль - финский композитор и кларнетист-виртуоз, стар­ший современник Глинки) с кларнетом; эта музыка про­извела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян; в следующий урок рас­сеянность еще увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уже слиш­ком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадав­шись, в чем было дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? - отвечал я, - музыка - душа моя/ »

В это же время Глинка начинает учиться игре на форте­пиано, а затем и на скрипке. Домашнее образование, типич­ное для дворянских семей в начале XIX века, включало в себя различные предметы; юный Глинка неплохо рисовал, страстно увлекался географией и путешествиями, изучал литературу, историю и иностранные языки (впоследствии он владел восемью языками).

Неизгладимое впечатление оказали на мальчика собы­тия Отечественной войны 1812 года. На время наполеонов­ского нашествия семья Глинки была вынуждена покинуть имение и перебраться в Орёл. Но по возвращении домой услышанные им рассказы о героизме русских людей и под­вигах партизан Смоленщины остались в памяти на всю жизнь.

Дом в селе Новоспаском, где родился Глинка

С 1818 года Глинка продолжил свое образование в од­ном из лучших учебных заведений Петербурга - Благо­родном пансионе при Главном педагогическом институте. Пансион славился прогрессивно мыслящими преподавате­лями и передовыми учеными, среди которых выделялся сво­им смелым талантом и незаурядностью выдающийся рус­ский юрист А. П. Куницын - один из любимых учителей Пушкина. Гувернером Глинки в пансионе был В. К. Кю­хельбекер - лицейский друг Пушкина, поэт и будущий декабрист. Общение с ним способствовало развитию у Глинки чувства любви к народному искусству и интереса к поэзии. Тогда же Глинка познакомился и с Пушкиным, который часто навещал в пансионе Кюхельбекера и своего младшего брата Льва.

Годы учения протекали в атмосфере пылких литератур­ных и политических споров с друзьями, что отражало тре­вожный дух времени. В Благородном пансионе, как и в Царскосельском лицее, сформировались личности будущих «бунтовщиков» - непосредственных участников трагиче­ских событий 14 декабря 1825 года.

Во время пребывания в пансионе продолжалось разви­тие музыкального дарования Глинки. Он берет уроки игры на фортепиано и скрипке, а также теории музыки у лучших петербургских педагогов (в том числе несколько уроков фортепиано у Дж. Филда), постоянно посещает камерные и симфонические концерты, оперу и балет, принимает участие в любительских выступлениях и, наконец, делает первые шаги в сочинении.

Ранний период творчества. Окончив пансион в 1822 году, Глинка некоторое время проводит в Новоспасском, где с до­машним оркестром дяди пробует свои силы как дирижер, постигая искусство оркестрового письма. Летом следующе­го года он совершает для лечения поездку на Кавказ, при­несшую много ярких впечатлений. Далее в течение несколь­ких лет Глинка живет в Петербурге. Прослужив недолгое время чиновником в канцелярии Совета путей сообщения, он вскоре подает в отставку, чтобы целиком посвятить себя главному и любимому занятию - музыке.

Огромное значение для художественного формирования композитора имело его знакомство и постоянное общение с крупнейшими поэтами и писателями - Пушкиным, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем, Одоевским, а также с лучшими музыкантами того времени: Глинка часто встречается и музицирует с Варламовым, братьями Виельгорскими.

Анна Петровна Керн, в доме которой часто бывал Глинка, расска­зывала в своих воспоминаниях об исполнительском искусстве композитора:

«Глинка... поклонился своим выразительным, почтительным ма­нером и сел за рояль. Можно себе представить, но мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистатель­ной импровизации... У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точ­ности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами... В звуках им­провизации слышалась и народная мелодия, и свойственная только Глинке нежность, и игривая веселость, и задумчивое чувство. Мы слу­шали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чуд­ном забытьи.

Когда он, бывало, пел... романсы, то брал так сильно за душу, что делал с нами что хотел: мы и плакали и смеялись по воле его. У него был очень небольшой голос, но он умел ему придавать чрезвы­чайную выразительность и сопровождал таким аккомпанементом, что мы заслушивались. В его романсах слышалось и близкое искусное по­дражание звукам природы, и говор нежной страсти, и меланхолия, и грусть, и милое, неуловимое, необъяснимое, но понятное сердцу».

Наряду с этим начинающий композитор много времени посвящает самостоятельному изучению оперной и симфо­нической литературы. После первых несовершенных опы­тов появляются такие яркие сочинения, как романсы «Не искушай» (слова Е. Баратынского), «Бедный певец» и «Не пой, красавица, при мне» (оба на слова Пушкина), соната для альта с фортепиано и другие инструментальные произведе­ния. Желая развить и усовершенствовать свое мастерство, Глинка в 1830 году уезжает за границу.

Путь к мастерству. За четыре года Глинка посетил Ита­лию, Австрию и Германию. Будучи по натуре своей добрым, общительным и увлекающимся человеком, он легко сходился с людьми. В Италии Глинка сближается с такими корифея­ми итальянского оперного искусства, как Беллини и Дони­цетти, знакомится с Мендельсоном и Берлиозом. Жадно впитывая разнообразные впечатления, увлекаясь красотой итальянской романтической оперы, композитор пытливо и серьезно учится. В общении с первоклассными певцами он с упоением постигает на практике великое искусство бель­канто.

В Италии Глинка продолжает много сочинять. Из-под его пера появляются произведения разных жанров: «Пате­тическое трио», секстет для фортепиано и струнных инстру­ментов, романсы «Венецианская ночь» и «Победитель», а также целый ряд фортепианных вариаций на темы по­пулярных итальянских опер. Но вскоре в душе композито­ра возникают иные стремления, о чем есть свидетельство в «Записках»: «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы... убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть Итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-Русски».

Выехав летом 1833 года из Италии, Глинка сначала по­сетил Вену, затем переехал в Берлин, где зимой 1833 – 1834 года совершенствовал свои знания под руководством извест­ного немецкого теоретика музыки Зигфрида Дена .

Центральный период творчества. Весной 1834 года Глинка возвращается в Россию и приступает к осуществле­нию своего заветного замысла, возникшего еще за грани­цей, - созданию национальной оперы на отечественный сюжет. Этой оперой стал «Иван Сусанин», премьера кото­рой состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года. Музы­кальный писатель и критик В. Ф. Одоевский дал высокую оценку этому событию в русской музыке: «С оперою Глин­ки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве - и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Успех окрылил композитора, и сразу после премьеры «Ивана Сусанина» он начинает работать над новой оперой «Руслан и Людмила». Поэму Пушкина Глинка узнал еще в юности и теперь горел желанием воплотить в музыке яр­кие сказочные образы. Композитор мечтал, что либретто напишет сам поэт, но судьба распорядилась иначе. Гибель Пушкина разрушила первоначальные планы Глинки, и со­здание оперы растянулось почти на шесть лет. Другие жиз­ненные обстоятельства также не благоприятствовали твор­ческому процессу. В 1837 году Николай I в качестве поощ­рения назначает Глинку на должность капельмейстера При­дворной певческой капеллы. Эта служба, сначала привлек­шая композитора своей творческой стороной, постепенно стала тяготить его многочисленными чиновничьими обязан­ностями, и он подает в отставку. Неудачной оказалась же­нитьба Глинки, закончившаяся бракоразводным процессом. Все эти события делали жизнь композитора все более труд­ной. Глинка разрывает прежние знакомства в светском об­ществе и ищет убежище в артистическом мире. Ближай­шим его другом становится известный писатель и драма­тург Н. Кукольник. В его доме Глинка общается с худож­никами, поэтами, журналистами и находит избавление от нападок и сплетен своих великосветских недоброжелателей.

Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов в своих воспоми­наниях оставил выразительный портрет Глинки, относящийся к этому времени:

«...Брюнет с бледно-смуглым, очень серьезным, задумчивым лицом, окаймленным узкими, черными, как смоль, бакенбардами; черный фрак застегнут доверху; белые перчатки; осанка чинная, горделивая...

Как все истинные артисты, Глинка был темперамента, по преиму­ществу, нервного. Малейшее раздражение, тень чего-нибудь неприятного вдруг делали его совсем не в духе; среди общества, которое было не по нем, он, даже приневоливая себя, решительно не мог музицировать. На­против, в кругу людей, искренно любящих музыку, горячо ей сочувству­ющих... более далеких от условного, холодного этикета и пустой цере­монности великосветских гостиных, Глинка дышал свободно, свободно весь отдавался искусству, увлекал всех, потому что сам увлекался, и чем дальше, тем больше увлекался, потому что увлекал других».

Вместе с тем в эти трудные годы, работая над «Русла­ном», композитор создает много других сочинений; среди них романсы на слова Пушкина «Я помню чудное мгнове­нье» и «Ночной зефир», вокальный цикл «Прощание с Пе­тербургом» и романс «Сомнение» (оба на слова Кукольни­ка), а также музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», первый вариант (для фортепиано) «Вальса-фантазии». К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога: на его этюдах и упражне­ниях и при его участии постигали секреты мастерства пев­цы Д. Леонова, С. Гулак-Артемовский; его советами пользо­вались О. Петров и А. Петрова-Воробьева (первые исполни­тели ролей Сусанина и Вани).

Наконец, была закончена опера «Руслан и Людмила» и 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина», поставлена в Петербурге. Эта премьера принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Импера­тор и его свита покинули зал до окончания представления, что определило «мнение» аристократической публики. В печати разгорелись жаркие споры вокруг новой оперы. Великолепным ответом недоброжелателям Глинки стала статья В. Ф. Одоевского и строки из нее: «О, верьте мне! На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

«Руслан и Людмила» - «большая волшебная опера» (по определению автора) - стала первой русской сказочно-эпической оперой. В ней причудливо переплелись разнооб­разные музыкальные образы - лирические и эпические, фантастические и восточные. Опера, проникнутая солнеч­ным оптимизмом, выражает вечные идеи победы добра над злом, верности долгу, торжества любви и благородства. Глинка, по словам ученого и критика Б. Асафьева, «на былинный лад распел пушкинскую поэму», в которой неторопливое, как в сказе, былине, развертывание событий построено на контрасте сменяющих друг друга красочных картин. Тра­диции «Руслана и Людмилы» Глинки были в дальнейшем разносторонне развиты русскими композиторами. Эпичность, картинность по-новому ожили в опере «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии» Бородина, а сказочность нашла свое продолжение во многих произведениях Римского-Корсакова.

Сценическая жизнь «Руслана и Людмилы» не была счаст­ливой. Оперу стали ставить все реже из-за резко возрастав­шего увлечения аристократической публики итальянской оперой, и через несколько лет она надолго исчезла из репер­туара.

Поздний период жизни и творчества. В 1844 году Глинка уезжает в Париж, где проводит около года. Художественная жизнь французской столицы производит на него большое впечатление; он встречается с французскими композитора­ми Джакомо Мейербером, а также Гектором Берлиозом, ко­торый с успехом исполнил в своих концертах фрагменты из опер Глинки и напечатал хвалебную статью о русском композиторе. Глинка был горд приемом, оказанным ему в, Париже: «...Я первый русский композитор, который по­знакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для Рос­сии», - писал он в письме к матери.

Весной 1845 года, специально выучив испанский язык, Глинка отправляется в Испанию. Там он пробыл два года: посещал многие города и области, изучал обычаи и культу­ру этой страны, записывал от народных певцов и гитарис­тов испанские мелодии, даже выучился народным танцам. Результатом поездки стали две симфонические увертюры: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». Одновременно с ними в 1848 году появилась знаменитая «Камаринская» - оркестровая фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие Глинка жил попеременно то в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), то за границей (Варшава, Париж, Берлин). В эти годы зарождаются новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом, по оп­ределению В. Белинского, «натуральной» (реалистической) школы в литературе. Они пронизывают творчество Турге­нева, Достоевского, Островского, Салтыкова-Щедрина, Толстого и других писателей. Это течение не прошло мимо внимания композитора - оно определило направление его дальней­ших художественных поисков.

М.И.Глинка с сестрой Л.И.Шестаковой (1852 год)

Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному творчеству: составляются сборники музыкального фольклора, А.П. Гурилевым и другими композиторами создают­ся вариации на темы народных песен.

Распространенным музыкальным жанром в эти годы становится лирический и бытовой романс (А.Е. Варламов, А.А. Алябьев). Наряду с ним возник новый вид вокального искусства – романтическая баллада. Развитие русской оперы связано с именами А.Н. Верстовского и К.А. Кавоса. Сцену прочно завоевали сказочные оперы и оперы-водевили.

Отечественная война 1812 г. принесла на русскую сцену народно-героическую тематику. Основоположником нового классического жанра в развитии музыкального искусства явился М.И. Глинка . Своим творчеством он утверждал народность, национальную самостоятельность русского классического искусства.

Его опера «Жизнь за царя» (современное название – «Иван Сусанин») была сухо встречена светом, который шокировала «кучерская музыка», но в числе поклонников оперы были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский. Помимо этого М.И. Глинкой были созданы опера «Руслан и Людмила», романсы, увертюры, ряд фортепьянных и вокальных произведений. Вслед за Глинкой основоположником русской классической музыки следует назвать А.С. Даргомыжского («Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», вокальные ансамбли, хоры, романсы).

На вторую половину XIX в. приходится расцвет русской музыкальной культуры: высокого уровня достигло исполнитель­ское мастерство, активизировалась концертная деятельность. Особую роль в истории русской музыки сыграла деятельность кружка «Могучая кучка» . В этом творческом содружестве объединились М.А. Балакирев, П.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский. А.П. Бородин пишет известную оперу «Князь Игорь», основанную на древнерусском эпосе.

Сочинение музыки не являлось основным занятием А.П. Бородина (как, впрочем, и для других членов содружества). Он был медиком и профессором химии, основал бесплатную музыкальную школу. В своих симфонических поэмах А.П. Бородин стремился к воссозданию национального колорита. Фантастический и завораживающий оркестр – одна из самых характерных черт творчества Н.А. Римского-Корсакова, автора классического учебника по инструментовке (симфоническая поэма «Шехерезада», оперы «Снегурочка», «Царская невеста»). Живые, колоритные образы были созданы М.П. Мусоргским, он показал личность во всем её многообразии и сложности, создал такие произведения, как «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», оперы «Борис Годунов», «Хованщина».

Гениальным последователем «Могучей кучки» был П.И. Чайковский . Его произведения отличают блестящая оркестровая палитра, яркие, выразительные чувства и эмоции. Чайковский – автор шести симфоний, трех концертов, девяти опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), трех балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), более 100 романсов и песен.

Неоценимую роль в истории музыкальной культуры сыграли братья Рубинштейны. Антон – знаменитый пианист, композитор, дирижер. Николай – замечательный музыкант, дирижер. По инициативе А. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество, а в 1862 г. – первая в России консерватория. Последние десятилетия России XIX в. ознаменованы творчеством ряда новых композиторов: А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова и др.

Народность, гуманизм и правдивость русского музыкального искусства обеспечивали ему все более сильное влияние на судьбы отечественной культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Истори я русской музыкальной культуры XIX век а

Исторические особенности русской музыкальной культуры XIX века

В истории русской музыкальной культуры XIX век вошел как период его полного и всестороннего развития. В этот период свои бессмертные произведения создали М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев, П.И.Чайковский. Дальнейшее развитие русской музыкальной классики связано с именами А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова, значительная часть творчества которых падает уже на XX век.

Процесс утверждения русской музыкальной культуры совершался стремительно и бурно. Он шел одновременно в разных направлениях: в области новых творческих завоеваний в различных жанрах, активного обогащения выразительных средств, в развитии музыкально-критической и эстетической мысли.

Достижения первой половины XIX века были подготовлены предшествующим периодом, но много совершенно нового, вызванного изменениями в самой жизни. Содержание и идейно-эстетическую направленность развития искусства определяла та напряженная и сложная общественно-политическая обстановка, которая сложилась не только в России, но и в Западной Европе. Экономическое и политическое развитие ряда европейских стран было затруднено агрессивной политикой Наполеона I, ставшего императором Франции после поражения французской революции конца XVIII века. Военный поход на Россию окончился для Наполеона поражением. В Отечественной войне 1812 года на защиту Родины встал весь русский народ. Эти события породили большой подъем в обществе, вызвали проявление горячего патриотизма народа, рост его гражданского, самосознания. В то же время победа над Наполеоном заставила по-новому взглянуть на положение народных масс. Растет народное недовольство, усиливаются крестьянские волнения, возникают оппозиционные настроения среди лучших представителей дворянства, которые понимают страшное противоречие между могучей героической силой народа и его бесправным, угнетенным положением в стране. Именно эти события дали сильнейший толчок декабристскому движению, которое было жестоко подавлено в 1825 году.

В истории русского искусства восстание декабристов проложило глубокий рубеж. Идеология декабристов послужила той почвой, на которой выросло творчество А.С. Пушкина. Пушкин накануне декабрьского восстания написал первую реалистическую народную трагедию «Борис Годунов», Грибоедов - обличительную комедию «Горе от ума», декабристские годы вызвали небывалый расцвет стихотворных жанров.

Решающие сдвиги осуществились и в области музыки. Композиторы начала XIX века много работают в области театральных жанров. К ранним театральным жанрам принадлежат сказочные оперы «Князь-невидимка» и «Илья-богатырь», патриотическая опера «Иван Сусанин» Кавоса, музыка Козловского к трагедиям В.А. Озерова «Эдип в Афинах и «Фингал», «Дебора» Шаховского, оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский» или «Освобождение Москвы».

Широкое распространение получил водевиль - легкая комедия с музыкальными номерами. Первым русским водевилем принято считать пьесу Шаховского «Казак-стихотворец» с музыкой Кавоса.

Инструментальное творчество русских композиторов было связано в основном с домашним музицированием. Из произведений крупной формы выделяются концертная увертюра, одночастная симфония А.А. Алябьева. Как автор различных по жанру и характеру фортепианных пьес выдвинулся А.Л. Гурилев. Наиболее значительны соната, «24 прелюдии и фуги». Очень был развит жанр вариаций. Также создаются квартеты и другие произведения для инструментальных ансамблей. Особую популярность приобрела гитара, основателем гитарной школы был А.О. Сихра.

Свой вклад в развитие русского музыкального искусства внесли композиторы А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев.

Верстовский вошел в историю музыки как театральный композитор, автор романтических опер. Именно Верстовский возродил русскую оперу. В течение 10 лет не было создано ни одного значительного произведения в этом жанре. В своей лучшей опере «Аскольдова могила» он внес новые темы, образы и средства музыкально-драматической выразительности.

В период 20-х годов начинает свой творческий путь М.И. Глинка. Рассматриваемый период можно назвать глинкинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собою почти все созданное предшественниками. Создатель русской классической оперы и классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Главные качества, которые возвышают его среди других композиторов это - широта взгляда на мир, глубокая связь со своим временем и жизнью своего народа.

Во второй половине 30-х годов в русской музыке выдвигается новое имя - Даргомыжского. Начало XIX века в России отмечено быстрым развитием нового направления, охватившего все страны Европы - романтизма. Романтизм оказал огромное воздействие на судьбы мирового искусства. В нем выразилась неудовлетворенность нового молодого поколения окружающей действительностью, протест против несправедливого социального устройства мира. Мечты о свободе человеческой личности, свободном проявлении духовных сил человека с необычайной силой отобразились в творчестве Байрона. С идеологией «воинствующего романтизма» связали свои имена крупнейшие деятели искусства - Шопен и Мицкевич, Гюго, Берлиоз и Лист.

Особое значение для развития русского искусства имела важная тенденция романтизма - борьба за национальное своеобразие художественных форм, стиля и средств выражения. Романтики выступили в защиту всего индивидуального, самобытного, характерного. Они старались пробудить интерес к жизни родного народа, к его историческому прошлому, к народным песням, сказаниям и легендам. Именно эти стороны романтической эстетики прежде всего затронули творчество композиторов пушкинской эпохи и помогли им существенно обогатить язык и стиль русской музыки.

В лучших произведениях эпохи романтизма, в романсах Глинки, Алябьева, в операх Верстовского, в темпераментной лирике Варламова мы находим живое отображение народного быта, характеров и типов, стремление проникнуть вглубь человеческой души. Преодолевая крайности романтической эстетики.- субъективизм, преувеличенность чувств, стремление к «исключительному», - русские композиторы, как и их современники - поэты, переходят к более реальному и всестороннему воспроизведению действительности.

Решающее воздействие на весь путь развития русской музыки оказал Пушкин. Пушкинская концепция исторической драмы подготовила путь Глинки к народно-героической опере «Иван Сусанин». Глубоко народные по духу и складу произведения Пушкина «Руслан и Людмила», «Русалка» определили дальнейшее развитие русской классической оперы у Глинки и Даргомыжского. Его лирические стихотворения стали основой русского классического романса.

Уже в середине XIX века русская музыкальная классика дает пример единства глубокого содержания и совершенной художественной формы. Существенно изменился жанр оперы. Это уже не сеть отдельных музыкальных номеров, объединенных одним сюжетом, а целостное музыкально-драматическое произведение с единым тематическим замыслом и монолитной формой. Стержнем драматургического развития является конфликт. В своих операх Глинка развернул картины отечественной истории («Иван Сусанин», 1836г.), былинного эпоса («Руслан и Людмила», 1842г.). Его современник Даргомыжский показал в опере «Русалка» драму социального неравенства, драму простого человека.

В симфонической музыке Глинки, в его «Камаринской» и «Испанской увертюре» заложены основы программной музыки. Те же принципы симфонического развития нашли претворение у его ученика Балакирева, у Чайковского и композиторов «Могучей кучки».

Процесс развития музыкальной культуры XIX века был сложен, полон противоречий. Начало XIX века - период развития жанра романса. Влияние на русский романс оказала русская поэзия, особенно творчество А.С.Пушкина. музыкальный культура русский

Русский бытовой романс того времени стал как бы лабораторией творческого переинтонирования, создания новой музыкальной стилистики. Русская и украинская мелодика, русские и западноевропейские танцевальные ритмы, речевая и декламационные интонации в вокальной музыке, отдельные «итальянизмы» и распространенные обороты немецкой, французской музыки - все это можно встретить в жанре бытового романса.

Основные черты музыки бытового романса: ведущая роль в мелодике принадлежит секстовой интонации: скачок на сексту вверх и скачок на секту вниз на гармонический вводный тон с последующим разрешением; широкое использование приемов мелодического задержания; частое использование низкого регистра, что придает музыке особый, патетический характер; включение речитативных и декламационных оборотов как средств драматизации; преобладание гармонического минора; частое отклонение в ближайшие тональности, сопоставление мажора и минора для показа смены настроений, частое использование IV повышенной ступени; использование ритмов бытовых танцев, особенно вальса, мазурки, полонеза, серенады; связь с бытовой инструментальной музыкой, выраженная в применении гитарообразных и арфообразных фигурации; форма романса чаще всего куплетная; распространение цыганского стиля исполнения.

Романтические веяния проявились в жанрах баллады. Появляются замечательные баллады Верстовского, Алябьева, Варламова. Построенная в свободной форме развернутого драматического монолога, баллада отличалась сложностью композиции.

Создателем баллады считается Верстовский. Широко известны его баллады «Черная шаль» на слова А.С. Пушкина, «Три песни скальда», «Бедный певец» на слова Жуковского. Одним из самых распространенных жанров в музыке первой половины XIX века становится «русская песня», возникшая как подражание народной музыке. Это песни в народной манере. Важное значение этот жанр получил у Алябьева, Гурилева, Варламова. Их «русские песни» богаты и разнообразны по содержанию.

В пушкинскую эпоху излюбленным видом творчества как поэтов, так и музыкантов, становится элегия - особый вид романса, в котором преобладают созерцание, размышление, глубокое раздумье. Элегии Пушкина, насыщенные философским, гражданским содержанием, привлекали многих композиторов. Известна элегия Геништы на слова Пушкина «Погасло дневное светило». Замечательна элегия молодого Глинки «Не искушай» на слова Баратынского. Особое место в русском вокальном творчестве занимают застольная и походная песни, в которых затрагивается героико-патриотическая тема.

Свидетельством роста русской музыкальной культуры во второй четверти XIX века явилось творчество Алябьева, Варламова и Гурилева.

Алябьев А.А. (1787-1851)

Александр Александрович Алябьев родился в Тобольске. Как и многие его великие современники происходил из родовитой дворянской семьи, получил в детстве отличное и разностороннее образование. С юных лет проявил творческую одаренность. В 1812г. вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. С 1823 года жил в Москве. Вместе с А.Н. Верстовским и Ф.Ч.Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра. В 1825 г. был ложно обвинен в убийстве и сослан в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Причиной сурового приговора, по-видимому, явилась близость его к декабристским кругам. В 1828г. Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он руководил симфоническим оркестром и хоровым коллективом, выступал как дирижер и пианист. Он много пишет, несмотря на подорванное здоровье. С ним вошли в русский романс темы патриотизма, свободолюбия. Важным для него было общение с А.С. Грибоедовым, поэтами - декабристами, Даргомыжским.

Значительный вклад Алябьев внёс в камерно-инструментальную музыку. Им написано 3 струнных квартета, 2 фортепианных трио, фортепианный квинтет, квартеты и квинтеты для духовых инструментов, пьесы и циклы вариаций для разных инструментов, музыка к драматическим спектаклям, оперы «Лунная ночь или Домовые», «Буря», «Эдвин и Оскар», «Рыбак и Русалка», «Амалат-бек».

Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в своих лучших произведениях приближается к творческому методу этих композиторов. Многие его оперы не были поставлены, остались в рукописи. Особое место в творчестве Алябьева занимают «русские песни» и романсы-монологи. Автор знаменитого «Соловья» на слова Дельвига, Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку.

Он один из первых композиторов, написавших большое число романсов ь на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.). Особое место занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжелых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон». В произведениях 40-х годов обращается к сюжетам социального значения: «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож» на слова Н.П.Огарева, «Нищая» на слова Беранже, в которых показаны образы обездоленных. Эти песни подготовили новаторские произведения Даргомыжского («Лихорадушка») и Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

Алябьев стремился к обновлению средств выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии романса.

Варламов А.Е. (1801-1848)

Александр Егорович Варламов - русский композитор, певец, педагог-вокалист и дирижер. Музыкальное образование получил в Петербургской придворной капелле, где был певчим и занимался у директора капеллы Д.С. Бортнянского.

В 1819г. был назначен учителем певчих русской придворной капеллы в Голландии. Здесь началась его деятельность хорового дирижера, камерного певца и гитариста. В 1823г. возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе. В 1843г. он получил место «композитора музыки» и помощника капельмейстера императорских театров.

В 1833г. он выпустил первый сборник романсов и песен и первое русское методическое руководство по вокальной педагогике «Полная школа пения». Сам он был талантливым певцом, мастером кантилены, тонким и вдумчивым интерпретатором.

В историю русской музыки Варламов вошел как мастер романса. В его романсах нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонационные и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган.

Варламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов М.Ю. Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.А. Фета, А.В. Кольцова и др.

Среди «русских песен» Варламова преобладают 2 жанра - лирическая протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях - мелодическая щедрость, пластичность вокальной мелодии, использование приемов русской народной песенности - вариантно-попевочное развитие, внутрислоговые распевы («Ах ты время, времечко», «Что ты рано, травушка»). Ко второму типу относятся песни активного ритма: «Вдоль по улице метелица метет», «Соловьем залетным».

Воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами сказалось в романсах «На заре ты ее не буди», «Ты не пой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарасран» (слова Цыганова). Наряду с «Колокольчиком» Гурилева и «Соловьем» Алябьева романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» стал общенародным достоянием.

Близки к элегической лирике М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского романсы Варламова «Одиночество», «Горные вершины». Драматический монолог «Напоминание», «Грусть», баллада «Оседлаю коня», темпераментный романс на слова Лермонтова «Белеет парус одинокий» создали свою традицию в русской лирике и нашли отклик в творчестве А.С. Даргомыжского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.

Основные произведения: Балеты «Забавы султана или Продавец невольников», «Хитрый мальчик и людоед», 200 романсов и песен, вокальные ансамбли, хоры, музыка к драматическим спектаклям.

Гурилев А.Л. (1803-1858)

Александр Львович Гурилев - русский композитор, скрипач, пианист педагог. Сын крепостного музыканта, родился в Москве. Музыке обучался под руководством отца. С юных лет играл в крепостном оркестре на скрипке и альте. В 1831 году вместе с отцом получил вольную. Становится известным как композитор, пианист и педагог. Тяжелые материальные условия и тяжелое психическое заболевание в последние годы жизни затрудняли его творческую деятельность. Но несмотря на это, им написано большое количество произведений.

Широк охват жанров в фортепианном наследии Гурилева - небольшие пьесы, концертные фантазии на темы из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа», фантазия на темы оперы Глинки «Иван Сусанин», вариации на темы романсов Алябьева «Соловей, мой соловей», Варламова «На заре ты ее не буди», вариации на темы русских народных песен, полонез, 2 вальса, 5 мазурок и др. Большое разнообразие гармонических приемов, свободное владение техникой фортепианного письма, виртуозный размах дают основания говорить о Гурилеве как об одаренном композиторе, и как о тонком музыканте-исполнителе, превосходно владеющем фортепиано. Им написано много романсов на слова Ю.Лермонтова, А.Н. Кольцова, И. Макарова, Н. П. Грекова и других поэтов: Элегическими настроениями проникнуты песни «Колокольчик», «Вьется ласточка». Обаятельные образы девушек даны в песнях «Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Сарафанчик». Все они отличаются жанровой определенностью, плавностью трехдольного движения в ритме вальса.

Лучшие романсы Гурилева перекликаются с лирикой Глинки и Даргомыжского. Влияние Глинки мы обнаруживаем в интонационных оборотах, типичных приемах восходящего скачка и его заполнения, опеваний центрального звука фигурами типа группетто и т. п.

Но в лучших романсах Гурилев раскрывает самые привлекательные стороны своего лирического дарования. Таковы его романсы «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка», «Разлука». Сближение с Даргомыжским видно в романсе на слова Лермонтова «И скучно, и грустно». Декламационный склад мелодии, ее сжатый диапазон, выразительные речевые акценты придают музыке характер беседы с самим собой. Алябьев, Варламов, Гурилев во многом предугадали, подготовили будущий путь русского романса.

Русская музыка XVIII и первой половины XIX века

Большой и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и многие другие! Их искусство прославило нашу Родину. Во всех странах земного шара звучит их музыка и будит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства. Расцвет музыкальной культуры в XIX веке был подготовлен всем ходом развития её в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни. Немало суровых, мужественных песен было создано в народе о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и других руководителях крестьянских восстаний и войн. Высоко ценил песни о Разине и Пугачеве великий русский поэт А.С.Пушкин. В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит песню «Не шуми ты, мати зеленая дубравушка» и говорит о ней как о любимой песне Пугачева. Бережно собирали и изучали родную песню наши русские композиторы-классики. Некоторые их них - Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов - составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано. В своих произведениях они нередко использовали русские напевы. А сочиняя собственные мелодии, вводили в них характерные для русских песен интонации, попевки и мелодические обороты. Музыка Глинки и Чайковского, Бородина и Мусоргского понятна и доступна широкому слушателю именно потому, что она богата прекрасными мелодиями, песенна. В XVIII веке появляется бытовая городская песня , с аккордовым гармоническим сопровождением, новая по своему выразительному характеру. Более простая по своему складу городская песня возникла на мелодической основе старинной народной песни, которую часто называют «крестьянской». И почти в каждой городской песне в той или иной мере использованы попевки, ладовые и ритмические особенности старинной песни. Заметное влияние на развитие городской песни оказало творчество русских поэтов. Пример тому - песня «Чем тебя я огорчила», сложенная народными певцами на немного измененные слова известного русского поэта XVIII века А.Сумарокова. В XVIII веке появляются нотные записи русских народных песен. Первый сборник народных песен выпустил певец-гуслист В.Трутовский; за ним последовало обширное собрание, составленное известным русским поэтом Н.Львовым в содружестве с И.Прачем. В эти сборники вошли не только наиболее популярные и любимые народом старинные песни, но также более новые городские. Сборники познакомили любителей музыки с прекрасными русскими мелодиями. Многие из песен впоследствии использовались композиторами в операх и в инструментальных произведениях. На протяжении XVIII века привычные напевы народных песен всё чаще звучат в различных инструментальных пьесах, в музыке к театральным пьесам и в операх. Разумеется, интерес к народным мелодиям возник не сразу. На первых порах жители обеих русских столиц довольствовались произведениями зарубежных композиторов. При дворе в Петербурге часто ставились пышные оперные спектакли для узкого круга слушателей. Но гораздо большее значение имела деятельность маленьких оперных трупп, часто посещавших Петербург и Москву, начиная с 30-х годов. Общедоступности спектаклей способствовали умеренные цены. Это были итальянские и французские весёлые комические оперы на сюжеты бытового характера, в которых пение нередко чередовалось с разговорными диалогами. По образцу разговорных опер с течением времени создавались и первые русские оперы . Вначале это были незатейливые бытовые комедии с музыкальными вставками, основанными на мелодиях русских песен. В некоторых из них высмеивались быт и нравы различных сословий - купцов, чиновников («Санкт-Петербургский гостиный двор» крепостного музыканта М.Матинского). И в этом, несомненно, проявилась связь первых русских опер с передовой русской литературой (в особенности, с творчеством Фонвизина). В те годы в Петербурге большой известностью пользовался общедоступный «Российский театр». На петербургских и московских сценах выступали талантливые русские артисты, как, например, Е.Сандунова. Украшением домашнего театра Шереметьева была замечательная крепостная актриса Параша Жемчугова (о её необычайной судьбе в народе сложилась песня «Вечор поздно из лесочка»). Однако участь талантливых русских актеров и музыкантов в условиях крепостнической России часто оказывалась трагичной, многие из музыкантов безвременно погибали. Несмотря на тяжелое, бесправное положение музыкантов, в последней четверти XVIII века в России складывается уже своя композиторская школа. Молодые композиторы создают выразительные романсы и обработки русских песен, фортепианные и скрипичные пьесы, симфонические увертюры, музыку к спектаклям и, наконец, оперы. Среди них были Дубянский, Березовский, Бортнянский, Фомин, Хандошкин и другие.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Выявление перспектив расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интересов студентов к фортепианной музыке русских композиторов. Анализ фортепианного творчества Глинки, его современников: Алябьева, Гурилёва, Варламова.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки. "Могучая кучка" - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Михаил Иванович Глинка как родоначальник русской классической музыки.

    презентация , добавлен 20.12.2014

    Особенности и направления формирования музыкальной культуры в России в исследуемый исторический период, появление и использование органа, клавикордов, флейты, виолончелей. Путь развития русской многоголосной музыки в эпоху барокко. Концертное пение.

    презентация , добавлен 06.10.2014

    Особенности польской музыки начала XIX века. Шопен, Глинка, Лист – зачинатели движения за создание национальных школ. Шопен как самый яркий представитель польской музыкальной культуры. Образ Польши и картины ее величественного прошлого, народные песни.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности русской музыки XVIII века. Барокко - эпоха, когда идеи о том, какой должна быть музыка обрели свою форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и в сегодняшний день. Великие представители и музыкальные работы эпохи барокко.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского. Роль В.Ф. Одоевского в российской музыкальной культуре. Анализ церковной музыки. Профессиональный разбор специфики выразительных средств музыки, особенностей баховской полифонии. Признаки психологизма в музыке.

    реферат , добавлен 02.12.2013

    История чешской скрипичной музыкальной культуры от ее истоков до XIX века. Элементы народности музыки в творчестве выдающихся чешских композиторов. Биография и творчество чешского композитора А. Дворжака, его произведения в жанре смычкового квартета.

    реферат , добавлен 19.05.2013

    Изучение истории зарождения блюза как музыкальной формы и жанра в конце XIX века. Характерные черты и виды джаза. Жанры классического шансона. Отличительные особенности авторской песни или бардовской музыки. Основные элементы регги и современного репа.

    презентация , добавлен 23.11.2015

    Место рок-музыки в массовой музыкальной культуре XX века, ее эмоциональное и мировоззренческое воздействие на молодежную аудиторию. Современное положение русского рока на примере творчества В. Цоя: личность и творчество, загадка культурного феномена.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2010

    Характерная особенность узбекских ансамблей. Возрастание интереса русских исследователей к изучению узбекской музыкальной культуре в 20-е годы ХХ века. Представители бухарской исполнительской школы. История создания узбекских народных инструментов.

Основные художественные направления. Формирование русской классической композиторской школы

В историю русской национальной культуры XIX век вошел как период великих завоеваний музыкального искусства, его полного, всестороннего развития. Уже в 1830-е годы русская музыка достигла классического уровня в творчестве Глинки. А во второй половине столетия она стремительно поднялась до вершин мировой культуры, обогатив мир произведениями непреходящей художественной ценности. В творчестве Глинки и его преемников - Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, Бородина музыка стала подлинным выражением народных дум и стремлений, итогом многовекового опыта, накопленного в народном сознании.

В своем историческом развитии русская композиторская школа XIX века прошла не только стремительный, но и трудный путь. В развитии русской культуры первой половины XIX века отчетливо развиваются два этапа, резко разграниченные событиями 14 декабря 1825 года: первая четверть века - годы отечественной войны и вызревания декабризма. Весь последующий период, наступивший после восстания декабристов, вплоть до 1855 года, ознаменованного окончанием Крымской войны. В истории русского искусства восстание декабристов прожило глубокий рубеж. Идеология декабризма послужила той почвой, на которой выросло творчество Пушкина. Здесь и богатое, многообразное творчество поэтов пушкинского круга Н.М. Языкова, А.А. Дельвига, Е.А. Баратынского, Д.В. Венивитинова.

Решающие сдвиги осуществлялись и в области более молодого искусства музыки. В период 20-х годов начинает свой творческий путь Глинка. Наступает подъем русской романсовой лирики, питавшейся творчеством русских поэтов. Выдвигаются даровитые современники Глинки - Алябьев и Верстовский. На театральной сцене впервые появляются и завоевывают огромный успех романтические оперы Верстовского, а в творчестве Алябьева формируется новый, психологически насыщенный жанр романса-монолога.

Все эти знаменательные явления русской музыки возникли в тесной связи с эстетическими исканиями, рожденными в обстановке бурных, тревожных событий. Это касается в первую очередь искусства Пушкина, оказавшего решающее воздействие не только на Глинку, но и на весь путь развития русской музыки.

Реалистическая эстетика Пушкина, "поэта действительности", наложила глубокий отпечаток на русскую музыку XIX века. Пушкинская концепция исторической драмы подготовила путь Глинки к народно-герои-ческой опере "Иван Сусанин". Глубоко народные по духу и складу произведения Пушкина "Руслан и Людмила" и "Русалка" определили дальнейшее развитие русской классической оперы у Глинки и Даргомыжского. Его лирические стихотворения стали основой русского классического романса.

Принципы реалистической эстетики, питавшей музыкальную мысль, послужили важнейшей основой творческой деятельности композиторов-классиков. В русской классической музыке. Как и в произведениях великих русских писателей, с особой полнотой проявилась многогранность реалистического метода. Получившего специфическое выражение в каждой самостоятельной области искусства.

Рассматривая сложную картину развития музыкальной культуры XIX века, не следует забывать о глубоких противоречиях, сопровождавших этот процесс. Свое искусство, свои эстетические принципы русские композиторы утверждали в борьбе с отсталыми вкусами двора и аристократии, с засильем бледной, подражательной музыки, процветавшей в этой среде с банальными вкусами "образованной" публики, по существу не причастной к высокой музыкальной культуре. Примером может служить сценическая история опер глинки и Даргомыжского, вызвавших резкое осуждение реакционной критики. Борьба за русскую классику в дальнейшем еще более обострилась в связи с революционно-демократическим движением 60-х годов. Судьба Балакирева. Вынужденного отойти от музыкальной деятельности в расцвете сил и таланта, преждевременная гибель Мусорского - таковы факты, свидетельствующие об исключительной сложности творческого пути русских композиторов-классиков.

Верными союзниками этих музыкантов были виднейшие музыкальные критики, создатель русской музыковедческой науки Одоевский, Серов, Стасов. Их взгляды сложились под непосредственным влиянием Глинки. Одоевский был сверстником и другом великого композитора, Стасов и Серов - его младшими современниками и почитателями. Им принадлежит заслуга теоретического обоснования творческих принципов глинкинской школы, утверждения в русской музыкальной науке и критике важнейших принципов народности и реализма.