Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством. ая младшая группа

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Ознакомление детей с искусством»

(Работа с детьми вне занятий)

Воспитатель лог.гр. Петренко О.Н.

ГОУ № 696 СВАО

Ноябрь 2008 г.

Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Детям дошкольного возраста

  • Сообразно нашей концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется нами в трех направлениях :
  • знать:

3-4 живописцев;

Уметь :

Задачи знакомства с искусством детей первой младшей группы (3-й год жизни)

Развивать интерес к окружающему миру. Выделять объекты природы, предметы. Их расположение в пространстве. Учить детей рассматривать, наблюдать, правильно называть игрушки, предметы окружающего мира, обращать внимание на красоту природы (травы, цветов, деревьев, птиц), отмечать особенности окружающей среды (неброский цвет обоев, яркие красивые игрушки, нарядная одежда, посуда, цветущие комнатные растения и др.); развивать представления о форме, величине, цвете игрушек и предметов. Познакомить детей с некоторыми видами народных игрушек (дымковской, филимоновской, богородской и др.). Учить детей их рассматривать и аккуратно обращаться с ними. Учить слушать музыку, ритмично двигаться под нее. Развивать умение слушать поэзию и прозу, запомнить и понимать загадки, песенки-потешки, стихи. Учить создавать образ разными средствами выразительности (при помощи звука, движения, линии, цвета).

Учить рассматривать детские книги, иллюстации, репродукции произведениий искусства, аккуратно обращаться с ними, развивать интерес к искусству. Познакомить с кукольным театром, стараясь вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее. Приобщать детей к участию в концертах, праздниках в семье и детском саду: исполнение танца. Песни, чтение стихов.

Рассматривать иллюстации к произведениям малого фольклора Ю.Васнецова, Ю.Сутеева к его сказкам, Е.Чарушина и других. Обращать внимание на то, как художники изображают персонажи произведений:цыплята желтые, пушистые, цыпленок бежит, клюет(что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучке и т.п. Одежда других животных то же украшена.

Задачи знакомства с искусством детей второй младшей и средней группы (3-5 лет)

Развивать интерес к предметам и произведениям искусства. Познакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, деревянные игрушки, предметы быта,одежды), музыкального народного искусства (заклички, песни, словесные игры, потешки, загадки, читать, заучивать стихи).

Учить создавать образ разными средствами выразительности (мимика, жест, движение, звук, форма и т.д.).

Развивать интерес к рассматриванию картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций. А также зданий, предметов окружающей действительности.

Задачи знакомства с искусством детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Развивать интерес к искусству. Познакомить с основными видами искусства (народное - разных видов; изобразительное, архитектура, музыка, литература, театр, балет, кино, цирк). Учить отличать виды искуссва по произведениям, художественным образам. Знать средства выразительности, материалы и оборудование разных видов искусства. Уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства. Уметь выражать в речи особенности искусства.

Учить передавать предметы, явления, чувства разными средствами выразительности.

Раскрыть перед детьми значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины и предметы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают и т.п.).

Познакомить в доступной форме с историей искусства, видами искусства.

Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка. Учить видеть общее и особенное в искуссве. Формировать эмоционально положительное отношение к искусству.

Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.

Учить различать народное и профессиональное искусство. Расширить спектр известных видов народного икусства (различные виды материалов, различные регионы страны и мира). Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям народного и профессионального искуссва.

Производить беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту», «Семья и художественное воспитание ребенка».

Поощрять активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.

Требования к знаниям по видам искусства

1.Уметь называть вид, жанр искуссва.

2.Знать произведения данного вида искусства(5-6): автор, название.

3.Знать средства выразительности разных видов искусства.

4.Знать материалы и оборудование, необходимое для данного вида искусства.

5.Уметь назвать профессии, связанные с искусством.

6.Уметь назвать основные действия, с помощью которых воплощается данный вид искусства (писать, танцевать, играть роль и т.д.)

7.Уметь выделять произведения разных видов искусства в окружающем мире.

8.Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы и умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.

9.Уметь устанавливать связи между видами искусства.

10.Уметь выразить чувства, мысли языком искусства.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).

Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем - в доступной форме - рассказать делям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мальберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. детей необходимо спросить бывали они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что бы они хотели узнать, где плбывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.

Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы.

К концу 3 года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушат сказки, заучивает песенки - поиешки, учиться отгадывать загадки, знакомиться с книгой и правилами общения с ней, рассматривает иллюстрации, учиться сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с этой игрушкой, игрушкой - забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушки), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

В возрасте 1.5 - 2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно показывать кукольный театр - сначала при свете, потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли, как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к паказу можно привлекать самих детей: они уже в состояние оказать взрослому пассивную помощь.

В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.

В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянн будут находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр - драматизаций, самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Взрослый должен умело руководить их действиями, что бы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятия с целью обогащеия знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей.

Таким образом, ознакомления с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Литература

Опыт работы

«Методы активизации творческой деятельности детей

при знакомстве с искусством»

воспитателя логопедической группы

ГОУ № 696 СВАО

Петренко Ольги Николаевны

Москва 2011 г.

«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», - писал Л.С.Выготский.

Искусство - средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка .

Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), мы используем интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстечического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средства выразительности, материалов), форм его проявления.

Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. - Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.п.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства(всевозможных выставок, театральных спектаклей).

Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка , организация специальных выступлений, выставок детского творчества т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

  • Эстетическое воспитание искусством в педагогическом процессе используется в трех направлениях :

1.Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;

2.В ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;

3.В развитии художественного творчества и способностей детей.Образы искусства являются эталонами прекрасного.

В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен :

  • знать:

Виды искусства, средства выразительности каждого из них;

Материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;

  • не менее 3-4 художников-графиков (И.Билибина, Ю.Васнецова, Е.Чарушина и т.п.);

3-4 живописцев;

Различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей(профессии).

Уметь :

  • работать с различными материалами;

Самостоятельно подбирать средства выразительности;

  • использовать средства выразительности для создания художественного образа;
  • выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи.

Задачи знакомства с искусством детей старшей группы (5-6 лет)

Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Познакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства; учить выделять и использовать в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства.

Познакомить с произведениями живописи (И.Шишкин, И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представление о графике (ее выразительных средствах).

Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю.Васнецов, Е.Рачев. Е.Чарушин, И.Билибин и др.).

Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины,театры, музеи и т.п.

При рассматривании иллюстраций обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка.,кувшинчик, ибушка на курьих ножках), дворцов.

Учить подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.

Расширять представления о творческих профессиях, их значении (художник, композитор, музыкант, актер и т.п).

Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» (фольклор, музыка и художественные промыслы). Участвовать в фольклорных праздниках. Учить бережно относиться к произведениям искусства.

Приобщать детей к художественным музеям Москвы.

В работе по ознакомлению с искусством учитывались разные формы работы:

  • выставки по всем видам изобразительного искусства, они проводятся перед занятиями или после занятий, на котором знакомят детей с данным видом искусства; содержание выставок постепенно обновляется, появляются новые произведения (произведения одного художника, затем разных художников; графика, скульптура и др.). На выставке проводится индивидуальная работа с отдельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает произведение искусства, его чувства, отношение.

Родителей побуждаем продолжать работу с ребенком дома.

  • занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепки, аппликации). Занятие посвящается одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж и пр.) или на тему подбираются разные виды искусства (образ животных в живописи, графике, скульптуре малой формы и др.
  • ознакомление с произведениями искусства - как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). В первой части занятия, в связи с темой и видом изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведение искусства, выделяются некоторые выразительные средства (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передают художники, какие цвета любит осень, зима и пр. Во второй части занятия проводятся занятия по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию. Мы попытались каждое занятие сделать средством художественного развития, привлечь изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать это событие поэты, писатели.

Музыка затрагивает эмоции ребенка. Рассматривая картину под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника.

Исследование С.П.Козыревой показало пути использования музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности: влияние музыки на создание художественного образа, как музыкальные средства соотносятся с изобразительными, помогают их раскрыть, как подбирать разные музыкальные произведения в зависимости от содержания, поставленных задач.

В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В первой части занятия воспитатель создает эмоциональное отношение к изображаемому образу, выявляет характерные особенности. Во второй части музыка чаще служит фоном, ребенок попадает в мир изображения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала содержанию, звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает прочувствовать выразительность образа и найти решение этой задачи в детских работах.

Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).

Было проведено анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию детей. Из него было выявлено, что музеи, выставки, театры из 13 детей посещали только трое. Дома рисунками и поделками детей украшают только у одного ребенка. Родители слабо представляют, что входит в художественно-эстетическое развитие детей.

Для выявления круга интересов дошкольников проводились беседы с детьми , задавали им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?», так далее.

Для того чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра, выставки, мы прежде сами знакомились с основными понятиями того или иного вида искусства , знакомили родителей на собраниях, общих и индивидуальных консультациях, ширмах. А затем - в доступной форме - рассказывали детям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. Постепенно готовим дошкольников к посещению выставок, музеев, театров.

В дошкольном учреждении в изо студии организованно специальное помещение «Русская изба», где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. В изо студии, в коридоре 3 этажа устроена выставка репродукций картин.

В группе организован уголок - мини-музей, где постоянно находятся различные произведения народного искусства, предметы народного быта, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Есть полочка с народными игрушками (Дымка, матрешки, богородские игрушки и др.).

Ребятам показываем работы детей подготовительной к школе группы (выпускников).

Созданы условия (художественная среда) для игр (дидактичекие - «Народный узор», «Ремесла на Руси» и др., игр - драматизаций (разные виды театра, одежда для ряжения и др.), самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.

Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д.

Мы, воспитатели группы, стараемся руководить их действиями, что бы не погасить интерес, поддержать его. Для этого организовываем игры в кукольный театр и т.п., проводим занятия с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей. После просмотра спектаклей дети проигрывают сценки, рисуют впечатления увиденного («Я люблю слушать сказки», «Я люблю смотреть кукольные спектакли», «Я люблю рассматривать книги», «Я люблю смотреть цирковые представления» и др. Беседуем о прочитанном, обсуджаем поступки героев и др.

Учим совместно с другими специалистами и родителями выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Но эта тема очень сложная, не одного года.

На занятиях и вне знакомим с жанрами изобразительного искусства (натюрморт - когда осенью проходили лексические темы «Овощи», «Фрукты», портрет - когда беседовали и рисовали мам) и музыкального искусства (совместно с музыкальным руководителем - «три кита»: марш, танец, колыбельная).

Учим выделять и использовать в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства (в рисовании подбирать цвета и форму для передачи настроения; в музыке инструмент и звучание - лирическое или другое; в театре - образ, движения и др.).

Знакомили с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников (И.Шишкин «Зима», И.Левитан - «Золотая осень», «Март», И.Грабарь «Февральская лазурь», Крамской «Незнакомка», Петров-Водкин «Яблоки на красном», П.Кончаловский «Сирень», М.Сарьян «Цветы», В.Ван Гог «Подсолнухи», В.Васнецов «Богатыри» и др.).

Расширяли представление о графике (ее выразительных средствах). Знакомили с творчеством художников-иллюстраторов детских книг Ю.Васнецов - рассматривали книги с иллюстациями, слушали сказки в грамзаписи, читали книги - «Конек-горбунок», «Иван -царевич на сером волке», Е.Рачев - изображал сказочных животных в народных костюмах,читали р.н.сказки, иллюстрированные художником, рассматривали какими средствами передавал характер героев - позой и др., рисовали иллюстрации к сказке «Колобок».

Еще будем знакомить с Е.Чарушиным, И.Билибин и др.

В процессе прохождения лексической темы «Дома» продолжали знакомить с архитектурой. Закрепляли знания о том, что существуют различные по назначению и архитектуре здания: жилые дома, магазины,театры, музеи и т.п.

При рассматривании иллюстраций обращали внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка,кувшинчик, избушка на курьих ножках), дворцов. Рисовали по сказке «Заюшкина избушка». Украшали силуэт ставней. Сделали макет квартиры, заполнили интерьер самодельной мебелью.

Учили и учим подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности, в изо уголке (трафареты, шаблоны, восковые мелки, фломастеры и др. традиционные и нетрадиционные матералы), что больше подходит для того или другого рисунка, аппликации и т.п.

Поощряем активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.

В беседах расширяем представления о творческих профессиях, их значении (художник, композитор, музыкант, актер и т.п). Беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту».

Стараемся подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства» (фольклор, музыка и художественные промыслы). Вместе с детьми участвовали в фольклорном празднике «Масленица». Побеседовали о традициях празднования. Рассмотрели репродукции В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиева «Масленица». Сделали коллективную работу - солнце (символ весны) из бумажных шариков, украсили интерьер сада.

Будем знакомить с предстояшим праздником Пасха (побеседуем, выполним работу - роспись пасхального яйца).

Учим бережно относиться к произведениям искусства - народным игрушкам, книгам об искусстве, репродукциям.

Литература

  • Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1992.
  • Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001.
  • Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Изд.2-е, испр. и доп. - М.: педагогическое общество России, 2002.
  • Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.\
  • Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
  • Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. М., 2000.
  • Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд.дом «Карапуз», 2000.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред.М.А.Васильева
  • Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства - это духовная культура общества.

Предмет искусства - это совокупность отношений мира и человека. Форма существования - художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства - это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика - один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

Временное (динамическое);

Пространственное (пластическое);

Пространственно-временное (синтетическое).

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

Традиционные - краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

Современные - электротехника, компьютеры;

Основная система классификации выделяет основных 5 видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов:

Прикладные (трудовые);

Изобразительные;

Зрелищные (игровые);

Звуковые;

Словесные.

Для наглядного примера вашему вниманию предоставлена сводная таблица, в которой собраны все основные виды искусства.

Временные

Звуковые

Словесные

Литература

Пространственно-временные

Зрелищные

Хореография

Телевидение

Прикладные

Декоративно-прикладное

Архитектура

Пространственные

Изобразительные

Фотография

Живопись

Скульптура

Литература

Материальный носитель литературного вида искусства - это слово, с помощью которого создаются художественные образы и письменные тексты. В ней может отражаться эпическое повествование об определенных событиях, лирическое раскрытие внутреннего мира и переживание автора, драматическое воспроизведение происходивших действий.

Литература подразделяется на:

Историческую;

Научную;

Учебную;

Художественную.

Справочную.

Жанры произведений определяются по роду, форме, содержанию.

Музыка

Существует и способное передавать эмоции в слышимой форме искусство - музыка. Она представляет собой воплощение художественных образов, идей, эмоциональных переживаний с помощью организованных особым образом тишины и звука. Это фиксирующееся воспроизведением и нотной записью искусство. Музыка, в зависимости от функций, делится на религиозную, военную, танцевальную, театральную. По исполнению она бывает: инструментальная, электронная, вокальная, хоровая, камерная. Основные музыкальные жанры и направления такие:

Эстрадная;

Альтернативная;

Внеевропейская;

Этническая;

Популярная;

Классическая;

Авангардная.

Прикладные (трудовые) искусства

Прикладные виды искусства (таблица называет их еще пространственными) включают в себя архитектуру и

Архитектура помогает формировать пространственную среду. С ее помощью выполняется проектирование и строительство различных сооружений. Она помогает сделать необходимые людям здания соответствующими их духовным потребностям.

Архитектура тесно связана с развитием техники и технологий, поэтому с ее помощью можно судить о научных достижениях и художественных особенностях разных эпох. Среди наиболее известных исторических стилей строений можно выделить барокко, модерн, классицизм, ренессанс, готику. В зависимости от предназначения сооружений архитектуру делят на общественную, промышленную, жилую, садово-парковую, и т. д.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, направленную на создание предметов, которые одновременно удовлетворяют художественно-эстетические и бытовые потребности людей. Декоративно-прикладное искусство в некоторой мере обладает национальным и этническим характером. Среди основных его видов можно назвать: вязание, вышивание, кружевоплетение, пирографию, оригами, квиллинг, керамику, ковроткачество, художественную роспись и обработку разных материалов, и т.д. Изделия выполняются с применением различных материалов и технологий.

Изобразительные искусства

Фотография, скульптура, живопись, графика как вид искусства, использующий изображение, наглядно показывают действительность в осязаемых зрением художественных формах.

Живопись - это цветное отображение реальности на плоскости. Это один из старейших видов искусства. В зависимости от тематики картины, существуют такие исторический, батальный, мифологический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой.

Графика как вид искусства представляет собой создание рисунка линией на листе либо с помощью резца на твердом материале с последующим оттиском на бумагу. Данный вид творчества в зависимости от способа нанесения рисунка делится на подвиды: гравюра, экслибрис, плакат, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Также есть книжная промышленная и компьютерная графика.

Фотография - это искусство документальной фиксации зрительного образа, которая выполняется при помощи технического средства. Имеет практически те же жанры, что и живопись.

Скульптура - создание объемного трехмерного С помощь этого искусства сотворяются рельефные и круглые изображения. По размерам подразделяется на станковую, монументальную, декоративную.

Зрелищные (игровые) искусства

Зрелищные виды искусства направлены не только на но и на развлечение людей. Как раз человек и является основным объектом, с помощью которого зрелищное искусство доносится зрителю. Оно имеет несколько направленностей.

Хореография - искусство танца. Представляет собой построение образов при помощи пластических движений. Танцы делятся на бальные, ритуальные, народные, современные. Хореографическое искусство балета построено на музыкально-танцевальных образах, в основе которых лежит определенный сюжет.

Кино - это синтез некоторых видов искусств - театра, танца, литературы, Имеет много жанров (комедия, драма, триллер, боевик, мелодрама) и подвидов (документальное, художественное, сериал).

Цирк - демонстрация развлекательных представлений. Включает в себя клоунаду, акробатику, репризу, пантомиму, фокусы, и т. д.

Театр, как и кино, заключается в объединении нескольких видов творчества - музыки, литературы, вокала, изобразительного искусства, хореографии. Бывает драматическим, оперным, кукольным, балетным.

Эстрада - искусство малых форм, имеющее популярно-развлекательную направленность. Включает в себя хореографию, вокал, разговорный жанр и другие.

Человечество сотворяет и изучает искусство веками. Оно является величайшим духовным и культурным достоянием общества, играет огромную роль в его развитии и совершенствовании.

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»

Занятия изобразительным искусством в детском саду

контрольная работа

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством

Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Посредством искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни - они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения - что хорошо и что плохо, и заинтересованное, эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, что находит выражение в оценке события, переданного в картине, в скульптуре.

Направляя внимание детей на художественные средства выразительности в изображении событий, на образы людей, на богатство характерных деталей, на цветовую гамму, педагог тем самым подводит их к умению элементарно оценивать произведения искусства, что обычно выражается в предпочтении каких-либо произведений.

Каждый возрастной период имеет свои особенности.

Младший дошкольный возраст. Здесь важно, прежде всего, привлечь внимание детей к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышей содержанием картины,- предложить им поставить себя на место героя. Зрители становятся как бы действующими лицами событий и уже с увлечением могут рассказывать про самих себя. Своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность, речь,- игра «Кто больше увидит на картине». Воспитатель, задавая вопросы, побуждает детей внимательно рассматривать картину, высказывать свои мысли. Воспитатель все время поддерживает диалог, учит детей правильно называть предметы, их некоторые характерные признаки, тем самым помогает лучше понять содержание.

Старший дошкольный возраст. К этому времени дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания, т.е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи.

Очень полезно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания. Примечательно, что дети обязательно отметят те детали, которые не заметили в первый раз. Цель бесед должна быть иной, т. е. следует рассказать не только о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Разумеется, самим детям трудно будет связно изложить содержание картины. Этому их учит воспитатель. Его рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает стихотворения, отрывки из сказок, рассказы). Он подводит детей к умению сравнивать картины (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу),/например И. Левитан. «Март» и А. Саврасов. «Грачи прилетели». С помощью вопросов: на какой картине изображена ранняя весна, а на какой - поздняя? на какой картине изображен солнечный день? - он направляет внимание детей на колорит картины - сочетание красок, характерное для солнечного весеннего дня. И уже после предварительной беседы просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели».

Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя, а затем с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В заключение воспитатель высказывает свое суждение о картине, обобщает ответы детей.

Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприятию текста, разумеется, не сама по себе. Продуманные вопросы воспитателя помогут устанавливать связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, анализируя образ дяди Степы (С. Михалков. «Дядя Степа»), воспитатель, демонстрируя иллюстрации, обращает внимание детей, как передает художник характерную внешность героя, а затем уже с помощью вопросов выявляет характер дяди Степы, его поступки. Педагог подводит детей к несложным выводам, обобщениям, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям, т.е. к книжной графике. Интерес этот поддерживается возможностью самостоятельно рассматривать художественные открытки, иллюстрации, например, если организовать игру в «магазин», торгующий открытками, где дети будут сами выбирать их.

Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой комнате или в зале выставку. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, вставляются под стекло или в картонные паспарту и красиво размещаются на стенах. К ним прибавляется несколько новых картин.

Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде всего, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

При рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков можно вносить элементы игры: воспитатель предлагает найти в узоре одинаковые или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов. Воспитатель подводит детей к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.

Узоры, орнаменты на предметах помогают в декоративном рисовании: дети научаются делать узоры более ритмичные и многокрасочные.

Художественно выполненные игрушки и скульптура служат образцами для лепки и рисования, знакомят детей с пластическими изображениями, с передачей формы, движения.

Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая роспись кировской игрушки (красавицы водоноски, кормилицы, кони, козлы, уточки, петухи и т.д.) позволяют использовать их в играх, в играх-драматизациях на сказочные сюжеты («Хаврошечка», «Морозко», «Терешечка» и др.).

Желательно организовать экскурсию детей подготовительной группы в музей или на выставку декоративного искусства. Познакомившись на занятиях и в играх с аналогичными произведениями, дети с интересом посмотрят экспонаты музея или выставки и послушают пояснения сотрудника музея.

Итак, какие используются формы, методы и приемы в детском саду при ознакомлении с искусством? Это рассматривание или произведения, или специально подобранной серии картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбирают произведения одного какого-либо вида искусства - или репродукции картин, или скульптуру, или произведения декоративно-прикладного искусства.

В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений.

В детском саду (в групповой комнате или зале) устраивают выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампов, иллюстраций, скульптуры и пр. Со старшими детьми проводят экскурсии в музеи или на выставки.

Педагог поощряет самостоятельное рассматривание произведений искусства, внимательно выслушивает рассказы детей о виденном как в детском саду, так и на выставках.

Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения...

Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида

Обучение - это прежде всего дифференцированный процесс. Обучение в каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса. Поэтому учителя, работающие в этих классах...

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей. Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

В своей воспитательной работе я использую разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. 4...

Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае...

Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения

Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начало 20в., С...

Проблема социализации детей дошкольного возраста

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром...

Программа ознакомления дошкольников с природой

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации)...

Работа детского сада по ознакомлению детей с Казахстаном

Формы и методы патриотического воспитания многообразны и различны по своему воздействию и эффективности, наиболее известны следующие методические разработки: «Родиноведение», «Истоки», «Гражданин»...

Роль учителя в формировании здорового образа жизни у младших школьников

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога...

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами

Т.С. Комарова предлагает следующие методы и приемы для обучения детей конструированию из бумаги. Обучая детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок...

Толерантность, как принцип социально-педагогической деятельности

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать...

Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему...

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

1. Обращение взрослых и сверстников Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать. Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них...

В одной из предыдущих статей мы демонстрировали нашим малышам, как цвет влияет на эмоции человека, и учились передавать собственное внутреннее состояние с помощью красок. В стране Рисовании волшебной палочкой является не только кисточка, но и карандаш. Попросите малыша вспомнить, как он изображал настроение с помощью цвета. Спросите его мнение, можно ли передать эмоции, используя простой […]

В предыдущей статье мы знакомили наших ребятишек с глухими и звонкими цветами, в этой – раскроем секрет теплых и холодных тонов. Покажите ребенку баночки с красной, желтой, оранжевой, синей, голубой и фиолетовой краской. Спросите его, какие цвета кажутся ему теплыми, согревающими, а какие – холодными, обволакивающими ощущением мороза. Можно сформулировать и по-другому: «Какие цвета бы […]

Вот и пришло время продолжить тему животных в творчестве. В первой части вы познакомились с идеями создания зверей из бумаги, пластилина, шерсти и соленого теста. В этой статье вас ждут не менее интересные практические приемы и другие полезные рекомендации. Итак, переходим к делу! ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В детстве вы наверняка мастерили ежиков из шишек, лошадок из […]

Акварельные краски знакомы нам с детства. Считаю, что это лучший живописный материал для детского творчества. Во-первых, они доступны по цене, просты в обращении, хорошо смываются с рук и одежды, безопасны для здоровья и подходят даже самым маленьким художникам. Во-вторых, они обладают огромными изобразительными возможностями, разумеется, при правильном использовании. Я поделюсь с вами опытом и идеями, […]

Как вы думаете, можно ли одновременно развлечь, развить ребенка и при этом способствовать его эмоциональному комфорту и хорошему настроению? Есть такой способ! Это – пальчиковый театр! Мама начинает игры с ручками ребенка сразу после его рождения. Традиция передает ей инструменты взаимодействия с малышом. И, часто не задумываясь, она делает массаж рефлектоных зон с Сорокой – […]

В предыдущей статье мы помогали нашим юным художникам увидеть и прочувствовать все богатство оттенков прекрасного окружающего нас мира. Сегодня мы дадим им возможность познакомиться с так называемыми звонкими и глухими красками и их особенностями. Герцогиня умиротворения Спросите ребенка, какие цвета ему кажутся веселыми, энергичными, звонкими? Бывают моменты, когда устаешь радоваться и хочется умиротворения. Задайте ему […]

Не секрет, что у большинства детей есть любимые игрушки – животные. У одного это плюшевые мишки и собачки, у другого – резиновые лошадки, а кто-то собирает коллекционные фигурки. Но зачастую еще с большим удовольствием дети играют животными, созданными своими руками. Мастерить зверей можно из любых материалов. С ними можно придумать множество игр, творческих и развивающих […]

Многие мамы рано или поздно задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Как филолог, мама и воспитатель детского сада могу сказать одно: нужно играть – с книгами, по их темам и сюжетам, а также создавать свои произведения! Тогда это станет хорошей привычкой, частью жизни ребенка. Он будет ждать вечернего укладывания спать, чтобы услышать […]