Декоративно прикладное искусство в доу для детей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду. Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно - прикладного искусства

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа «Я в мире» предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам украинской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами украинской декоративной росписи как: петриковская, дымковская, гжель, Полхов-Майдановская, знакомство детей с Васильковской, Косовской, Опишнянской керамиками.

Петриковская роспись. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Дымковская роспись. На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству. (Приложение 1).

Гжельская роспись . Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «жгель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. (См. приложение).

Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия -- народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-- 30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной -- шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями -- коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы -- горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности (приложение 1).

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика, детский сад "Солнышко"

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, вышивание или более сложные виды творчества - декупаж или папье-маше. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению.

На протяжении трёх лет я веду в своей группе кружковую работу «Декоративное рисование». Я знакомлю детей с русскими народными традициями, воспитываю их на материале истории нашего народа, знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

Главными задачами своей работы я считаю следующее:

- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (Дымковской, Городецкой, Хохломской и др.)

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, узоров той или иной росписи;

- умения создавать выразительные узоры на бумаге разного формата;

- воспитание чувства ритма, формы, симметрии.

- вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

- развивать творческие способности.

- воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

В своей работе я использую наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

Проводя данную работу систематически, мои воспитанники приобрели определенные знания, умения, навыки. Обогащается словарь ребенка, содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов. Дети научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, создавать свои собственные изделия.

«…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барыню, почувствовать радость творчества» А. А. Грибовской

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, социально-личного и интеллектуального развития. Она дарит детям много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, побуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Список литературы:

1. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

2.Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982.

3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

4. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

Статья из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка)».

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений,для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Н. А. Ветлугина

В своей работе я опиралась на научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия.
Научно – исследовательские. Исследователи народного искусства Комарова Т.С., Василенко В.Н., Ветлугина Н.А., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

Методические условия.
- Изучение методической литературы. (Изучили литературу касающиеся истории каргопольского промысла, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с игрушкой и обучение их лепке и росписи.); методической литературы по взаимодействию педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ;
- Организация РППС;
- Разработка методического сопровождения;
- Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и родителями;
Организационно – педагогические условия.
- взаимодействие с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме
- взаимодействие детского сада с социумом
- выступление на педагогическом совете
- транслирование опыта в интернет сообществах

Актуальность.
Проблема художественно – эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления креативной и успешной личности. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работу по теме, мы обратилась к народной игрушке. Так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего разнообразия русских народных игрушек мы выбрали каргопольскую глиняную игрушку, так как считаем, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка,происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.

Цель: художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).

Задачи:
1.Создать условия способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
2. Способствовать развитию художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).
3.Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.

Этапы работы. I этап – Подготовительный
Подобрали методическую литературу. За основу в своей работе мы используем парциальную программу «Цветные ладошки» Лыкова И.А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы. Разработали методическое сопровождение (перспективный план, определили направления) . Провели анализ РППС. Разработали педагогическую диагностику в соответствии с Основной образовательной программой. Критерии диагностики определила в соответствии с основными направлениями работы по теме. В оценке достижений детей использовала малоформативные методы: наблюдение, беседа, наблюдение в совместной деятельности. Результаты диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, (эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживания), дефицит знаний и представлений у детей о каргопольской игрушке, владение практическими навыками в изобразительной деятельности.
Работа с детьми проходила по следующим направлениям
- Вызвать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать представления о каргопольской игрушке.
- Формировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Подготовительный этап. Начиная работу с детьми по выбранному направлению, пополнили среду образцами изделий каргопольской народной игрушки, сделанными своими руками и оригинальными. Оформили выставку игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление). Радовали детей возможность поиграть с глиняными игрушками. Оформили яркий красочный плакат с изображением каргопольских игрушек, элементами росписи. Сделали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», «Путешествие в Каргополь» (возникновение промысла), альбом с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Сделали таблицу, показывающую последовательность изготовления глиняной игрушки, основные цвета росписи, элементы узора. Украсили группу тематическими картинками. Пополнили мини –музей « Уголок русской избы» (скатерть на стол с каргопольскими узорами, сундучком украшенный каргопольским узором). Пополнили музыкальный уголок шапочками для игр-драматизаций и инсценировок. Дидактическими играми: «Составь картинку», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Трафареты», «Продолжи узор», «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Назови правильно». Уголок физического развития пополнили атрибутами для народных игр (ленты, венки, маски, шапочки). Пополнили уголок изобразительной деятельности, в нём находиться готовая к лепке глина, каргопольские игрушки, картинки, иллюстрированные альбомы таблицы, краски, бумажные силуэты, раскраски чтобы дети при желании могли заняться любимым делом. Оформили фотовыставку « Каргопольская глиняная игрушка».
Практический этап включает работу с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с социумом.

Формы работы с детьми. Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально – художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного знакомства с народным промыслом путем погружения в различные формы.
Моделируя темы всех мероприятий, мы старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям преподносили в игровой форме.
Беседы с просмотром презентаций: « Знакомство с каргопольской игрушкой», «Путешествие в Каргополь», видеофильма « Как делают каргопольскую глиняную игрушку» Познакомили детей с каргопольскими игрушками, особенностями и этапами изготовления, с историей возникновения этого промысла. При этом воспитывали эстетическое восприятие произведений декоративно – прикладного искусства.
Рассматривали выставку каргопольских игрушек. С целью вызвать интерес и эмоциональный отклик, обращали внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера, особенности игрушки (мифические образы « Полкан», « Тяни – Толкай»). Обращали внимание на материал, из чего сделана игрушка, как украшена.
Рассматривали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», « Каргопольская игрушка» (возникновение промысла). Формировали интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.Плакат с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Знакомили детей с особенностями и своеобразием каргопольской росписи.
Играли в дидактические игры: «Трафареты», «Продолжи узор», « Собери узор». Помогали детям овладеть приёмами и техниками росписи по мотивам каргопольской игрушки. «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Составь картинку» .Играли в словесные игры «Назови правильно». Учились называть знакомые народные игрушки, их характерные признаки, расширяли словарь: элемент, узор. роспись. С помощью таблицы составляли рассказ об этапах изготовления каргопольской игрушки, называть основные цвета, основные элементы росписи.
Познакомили детей с природным материалом, из которого делают игрушки – глиной. Провели опыт с глиной « Волшебный комочек».
Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование). «Зарисовка элементов росписи», « Узор на полосе», « Платочек». Продолжали знакомить детей с промыслом, способствовали развитию умений рисовать элементы росписи. Закрепляли знания об отличительных особенностях каргопольской росписи. Выделяли средства выразительности: элементы узора, их цвет, колорит росписи, ритм элементов, чередование. « Роспись Коня –Полкана декоративными элементами», « Роспись Берегини».Формировали умение поэтапно, расписывать силуэт игрушки. Лепка « Птичка свистулька», лепка «Утушка – Маховая», лепка « Мишка». Познакомили детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской игрушки, лепить из целого куска, используя приёмы оттягивания, вдавливания, прищипывания, сглаживания.
Росписывали силуэты каргопольской игрушки по образцу. Способствовали развитию умений выделять элементы узора (прямые линии, крестики, точки, волнистые линии). Подбирать цвета в соответствии с образцами.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски, способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму, украшать плоскостные игрушки.
Провели экскурсию по фотовыставке «Каргопольская глиняная игрушка». Продолжали знакомить с промыслом. Показали красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, простота узора. Воспитывали уважение к труду народных мастеров.
Разучивали песенки, потешеки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме. Обогащали словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
С детьми и родителями провели развлечение» Ярмарка». Формировали у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство народных мастеров и наслаждаться им.
Взаимодействие с социумом.
Детский сад тесно сотрудничает с АФ ННГУ. Студенты провели мастер – класс для родителей по росписи каргопольской игрушки.
Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно – творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе провели родительское собрание.
Провели анкетирование. В анкету включили такие вопросы как:
Считаете ли вы, что детям нужно прививать нравственные качества?
Будет ли детям интересно знакомиться с каргопольскими игрушками?
Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно – творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?
Провели собрание на тему «Влияние народного творчества на нравственное воспитание детей 3-4 лет», где получили согласие родителей на работу по теме. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия, рассказы об интересных фактах, связанных с коргопольской игрушкой, подбор иллюстраций, изготовление дидактических игр и т.д. Затем подготовили наглядные консультации «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», « Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», « Как развивать творческие способности у детей». Провели мастер – класс по росписи каргопольской игрушки. Разработали информационные буклеты. Провели экскурсию « Каргопольская глиняная игрушка». Организовали выставку совместного творчества детей и родителей.

Трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и сотрудничество. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять каргопольские игрушки среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции (узнают элементы росписи каргопольской игрушки, знают значение знаков-символов).
Дети освоили простейшие практические навыки, научились рисовать элементы росписи каргопольской игрушки и украшать ее силуэт. Владеют основными принципами лепки из одного куска глины.

Работа по художественно – эстетическому воспитанию и развитию детей средствами декоративно – прикладного искусства ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Декоративно прикладное искусство детском саду.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у детей художественный вкус.

Очень важно прививать детям с ранних лет интерес к прикладному искусству, будь то рисование, вышивание или более сложные виды творчества - декупаж или папье-маше. Любая кропотливая ручная работа способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, что, в свою очередь, помогает быстрее развиваться мышлению ребенка, его речи и воображению.

На протяжении трёх лет я веду в своей группе кружковую работу «Декоративное рисование». Я знакомлю детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитываю их на материале истории нашего народа, знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле, рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

Главными задачами своей работы я считаю следующее:

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (Дымковской, Городецкой, Хохломской и др.)

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции, узоров той или иной росписи;

Умения создавать выразительные узоры на бумаге разного формата;

Воспитание чувства ритма, формы, симметрии.

Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

Развивать творческие способности.

Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных мастеров дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

В своей работе я использую наглядные пособия: репродукции, открытки, иллюстрации, сюжетные картинки, готовые изделия. Это элементы дидактических игр и пособие для занятий. В группе имеется уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, где постоянно выставляются разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания.

Проводя данную работу систематически, мои воспитанники приобрели определенные знания, умения, навыки. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел: декоративное украшение предметов.

Результаты показали что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ. Работа стала доставлять детям много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, создавать свои собственные изделия.

«…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров хохломской, Городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барыню, почувствовать радость творчества» А. А. Грибовской

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, социально-личного и интеллектуального развития. Она дарит детям много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

Народное творчество-источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несёт детям красоту. Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, побуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Список литературы:

1. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

2.Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982.

3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006.

4. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М.: Просвещение, 2006.

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.


Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Описание материала:
Данный материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство.
Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного образования.
Пояснительная записка:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель:
- донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.
Задачи:
- Сформировать представление о термине «Декоративно-прикладное искусство»;
- Побуждать желание участвовать в развитии творческих способностей ребенка, заниматься индивидуально дома.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский.


В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.
А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.
Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.


Но наша задача во чтобы , то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.
Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели : развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.


Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному исскуству.
Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.
Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.


Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.


Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин