Фестиваль казачьих традиций для взрослых сценарии. Сценарий казачьих посиделок

Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»
Задачи: Познакомить с историческим прошлым родного края; развивать творческий
потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей
художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость
за героическое прошлое казаков,
интерес к родным традициям.
Материал: зал
посиделок.
оформлен
казачьих

Атрибуты: атрибуты к играм.
Ход праздника
Слайд 1­2 (Звучит музыка)
Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи
посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.
Казачка: Здорово дневали! (кланяется)
Казак: Здорово ночевали! (кланяется)
К­ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.
К­к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно­ казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди,
удалые) Откуда они появились?
Ведущий:
Давным­давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди,
которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить
свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на
островах, вблизи рек.
Слайд(3 ­6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е­ей живо не робей казаки гуляют

И седлают коней казаки.
13­й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.
14­й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем­то ковыли.
15­й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана­озера течет.
17­й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.
Слайд 17
Вед: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки –
казаки. Любили они дурачить друг друга.
К­к: Как это?
Вед: А вот как
Слайд 18
Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли
сказку сначала?
Вед: Начни
Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли
сказку сначала?

Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?
Вед: И так до бесконечности.
Исполняется пеня «Юта­Любимый мой»
Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.


Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.
Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.
Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед.: Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень
наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы,
пословицы, поговорки.
Слайд 19­й (нажимать)
­ Гриб хорош белый, а казак умелый.
­ Казачьему роду нет переводу;
­ Казачья голова, что под дождиком трава;
­ Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
­ Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
­ Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
­ Казак с конем и ночью и днем;
Ведущий: Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки ­ продолжаются
Слайд 20­й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию­
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию­
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие­
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.
Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков.
стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен

поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или
попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в
кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была
отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из
игры. Кто дольше продержится
Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
Слайд (21­26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без
дела валяется? (Ведра и коромысло)
Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.
Музыка (Частушки)
1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из­за Дона, из­за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.
5.Сидит ежик на березе ­
Новая рубашка,

На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та­ра­ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.
8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
9. Ой, бяда, бяда­
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?
10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.
11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.
12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Слайд 27­й
Ведущий:
Прекрасна наша родина­
наш донской любимый край.
Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,

Край Ростовский – Родина моя!
Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай­ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28­й
Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!
Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Презентация на тему: Казачьи посиделки

1 часть «Утро»

(Казачка - воспитатель и казак на коне - ребёнок, путешествуют по группам и раздают приказ - свиток от Атамана.)

Свиток- фон в виде карты кубанской области, печать кубанского казачества и на верёвочке значок казаков.

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…« (с магнитофоном, под музыку)

Казачка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки к вам идут

Погостить немножко.

Казачок: Я казак удалой,

привёз приказ небольшой.

Нас принимаёте, и документы получайте.

Казачка: (зачитывает текст)

Текст: Внимание! Внимание!

Сегодня день кубанских казаков!

Конверт принимайте, заданья выполняйте.

Тут и игры, и раскраски,

Есть презентации и сказки.

В мини- музей вас приглашаем,

Секрет слов казачьих раскрываем.

А средние группы на казачьих гуляньях встречаем.

Конверт с заданием:

1. Игры кубанских казаков.

2. Сказки о казаках.

3. Раскраски казаков

4. Старинные казачьи (диалекты) слов.

5. Презентации о жизни казаков.

6. Дидактическая игра: «Одежда казаков»

7. Приглашение в мини-музей «Кубанские казаки»

8. Приглашение средним группам на «Казачьи гулянья»

2 часть

«Казачьи гуляния»

(сценарий мероприятия в детском саду для детей средних групп.)

Программное содержание:

Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, презентаций с портретами казаков, одежды, посуды и других вещей, слушание кубанских казачьих песен, проведение бесед.

Оформление музыкального зала:

Зал нарядно украшен в стиле кубанской станицы, хаты: печь с атрибутами, мини - музей, мельница, презентации на экране, плетень, скамьи, воспитатели и дети в казачьих костюмах.

Материал и оборудование:

1. Музыкальные треки.

2. Презентация

3. Большая книга с рисунками и указом.

4. Нагайки 2 шт., 2 обруча, 10 кеглей.

5. Рушники: 1 большой и маленькие (по кол-ву девочек)

6. Платочки для рисования для детей (6,9,7,5 групп)

7. Костюм Атамана

8. Костюм коня на ребёнка

9. Кони нагрудные (по кол-ву мальчиков)

10. карусель из лент

(Дети средних групп входят в зал, садятся на стульчики.6 группа: дети проходят под музыку, проходят по кругу с ведущими, встают в полукруг.)

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(дети и ведущие делают поклон и дети рассаживаются на стульчики)

Казачка 2: Здравствуйте, ребята! Уважаемые взрослые!

Мы сегодня собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о кубанских казаках. Кубанские казаки живут на Кубани.

Казачка 1: Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -

Все это родная Кубань!

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские -

Все это родная Кубань!

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой -

Все это родная Кубань!

Веселые песни

Летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина.

И нету красивее

Края в России,

Чем наша родная Кубань!

(во время прочтения стихотворения презентация Кубани)

Казачка 2: Посмотрите у меня в руках удивительная книга, книга об истории нашего края. Давайте откроем ее (большая книга, а на ней картинки, а презентация повторяет картинки ) и посмотрим, как появился кубанский край? Давным - давно, царица Екатерина II подарила казакам за верную службу Кубанский край и повелела им жить здесь, и охранять границы своего царства.

(Читает книгу)

«Там, где выгнула русло река,

Как подкову у глиняной кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

„Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… “»

Казачка 1: Так появились первые казачьи станицы. Дома в станицах были обмазанные глиной, стены белились известью, а крыши покрывались соломой. В каждом подворье находился колодец и летняя печь, сарай для скота, конюшня и погреб. Богатый хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

(идет презентация)

Казачка 2: А наши ребята, сейчас расскажут и покажут, как живут, работают и отдыхают казаки.

(3 ребенка встаю на середину зала и читают стихи)

1. На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

2. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

3. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

Ребёнок: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Казачка 1: А вы друзья на танец посмотрите и наряды оцените. Какая красивая одежда у казаков и казачек, а как весело танцуют.

(видео - танец кубанских казаков)

Казачка 2: Чтобы так танцевать, надо ловкость развивать.

И мы с вами будем тренироваться и играть.

Казачка 1: Только вместо скакалки мы возьмём нагайку.

Трек № 2. Звучит песня «Полька кубанская» Танец «Кубанская полька»

Игра: «Удочка»

Казачка 2: В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек. Он - границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Наши казаки тоже ловкие и смелые. А ну-ка казаки свою сноровку покажите.

Игра: Игра «Самый меткий»

Трек № 3. Звучит песня «Да в саду дерево цветёт»

(Приглашают гостей попробовать поиграть) (Презентация казаки, сабли, нагайки)

Казачка 1: А дом был на хозяйке - казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява», танец девочек с рушниками.

(презентация узоры, рушники, казачки)

Казачка 2: А еще с рушником можно игра. Попробуем!

Казачка 1: Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява»,

игра: «Пройди под рушником»

Казачка 2: А сейчас мы покажем, как можно самим расписать платочек, а в группе вы поработаете.

(Мастер класс «Расписываем платки»- раздаём в группы, а презентация повторяет роспись)

Трек № 5. Звучит песня «Мы с тобой казаки - минусовка» фоновая

Ребёнок: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (4 ребенка)

Трек № 6. музыка «частушки -минусовка»

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.

Казаки мы хоть куда

Всем в округе нравимся

Приглашаем к нам в станицу

Скажите,- останемся.

А мы казачки не простые

Добрые и боевые.

Будем в гости принимать

А казаков вам не видать!

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим —

Ставим точку с запятой. Все вместе.

Казачка 1: А посуда у казачек знатная, вещи добротные! (Презентация и девочки показывают вещи. Казачки называют старинное название)

Казачка 2: Давайте ребята попробуем повторить.

(а родителей просят назвать предметы на кубанском)

Трек № 7. Звучит песня «Любо братцы, любо»

(Выход Атамана, а мальчики встречают)

Атаман: Здравствуйте, казаки, на защиту Родины готовы?

Мальчики: Да, Атаман. Служу Отчизне!

(Атаман ставит на середину мечи, мальчики берут мечи и встают в круг)

Трек № 8. Звучит песня «Дорожная»,

танец мальчиков.

Атаман: Ай, молодцы. Слава казаку! А теперь в поход.

Казачка 1: Атаман, кони наши застоялись, и чтобы в поход отправиться, им нужно размяться.

Казачка 2: Ну, друзья, готовы,

Все вставайте и в игру «Наездники» играйте.

Трек № 10. Звучит песня «Казаки»

игра: «Наездники»

(Атаман под музыку берёт коня- костюм и одевает на мальчика,)

Трек № 9. Звучит песня «Ой при лужке…» одевают костюм лошади.

(Казак на лошади машет рукой, а мальчики берут нагрудные лошадки и строятся друг за другом за Атаманом)

Трек № 10. Звучит песня «Казаки» танец в поход

(мальчики уходят за дверь)

Казачка 2: А пока казаки в поход ушли, мы скучать не станем.

Будем песни петь, плясать и немножечко играть.

Казачка 1: Ну, девчата, приглашайте в ручеёк играть.

(Девочки приглашают мальчиков из других групп)

Трек № 11. Звучит песня «Выйди Грицо на улицу»

игра «Ручеёк»

(дети возвращаются по местам. Входит ребёнок с конем-костюмом)

Трек № 12. Звучит песня «Только мы с конем» инсценировка по песне.

(останавливается и машет рукой завет всех казаков)

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…» отряд казаков въезжают.

(Мальчики двигаются по кругу и останавливаются)

Трек № 14. Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…»

(мальчики убирают коней в сторону, ребёнок снимает коня и занимают места на стульчиках)

Казачка 2: А какие угощенья готовят казачки. (презентация) Больше всего казаки любят есть борщ. С кислой капустой, да фасолью, с мясом, салом! Ни у кого такой не получается! А вареники какие у них! С картошкой да творогом, с вишней, грибами!

Казачка 1: Ох и мы с вами устроим чаепитие. А пока входите, да хоровод заведите.

Казачка 2: А ну-ка казачки, казака пригласите, да хоровод заведите.

(Девочки приглашают мальчиков в хоровод.)

Трек № 15. Звучит песня «Ой милый варенечков хочешь?» хоровод

Казачка 1: (обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.

А всем вам Мира и счастья.

Казачка 1: А сейчас мы с вами соберём большой пазл - нашу Россию. А где же Кубань, давайте найдём её место на карте.

Трек № 1. Звучит песня «Мы с тобой казаки»

Песня «Шире круг»

(звучит торжественная музыка)

Ведущий 1:

-Добрый вечер Дамы и Господа.

-Сегодня мы хотим представить такой народ,как «Казаки».Казачество зародилось на

окраинных землях Русского и Польского государствв XV -XVII веках.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы,

преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии

расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья,

южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа,

нравственности и морали. Казаки -народ, имеющий свою культуру, историю и

память. Казаки всегда служили родной земле -Святой Руси, своему Народу и своему

Государству.Превыше всего в Казачестве всегдабыла Казачья воляинародопрадство.

Вот только некоторые из, заповедей казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

Ведущий 1:

У казаков свои обычаи,нравы и традиции.

и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,

сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого

этикета (при появлении старика все должны были встать –казаки при форме

приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

Вторымважным обычаем является почитание женщины,так, как именно женщина

является будущим продолжением рода.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих

народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во

всех войнах России. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в

период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:

они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли

высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для

большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их

особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.

Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую

(во время рассказа о национальных костюмах насцену выходят переодетые

участники, демонстрируя одежду)

Ведущий 1:

У казаков также имеется национальная форма одежды.

У мужчин это:

Шаровары.

Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была

и нательной и выходной одновременно.

В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие

шаровары» (у низовых казаков), портки- шаровары. Они, как правило, заправлялись в

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в

праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Образ дополняли рубаха,сапоги и головной убор- Папаха.

Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка,

пестряди; с распространением фабричных тканей -из ситца, кумача.

Папаха -барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли

папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как

трухменка или кабардинка.

Сапогов было великое множество -без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по

сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без

каблуков –ичиги.

Ведущий 2:

Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид

набедренной одежды) и передника-завески .

У не замужних девушек лёгкиесарафаны с короткими рукавами.

Обычно цвета таких сарафанов яркие.

Как правило сарафаны шили из шёлка, а рукава из капрона.

Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое.

Сценарий фольклорного казачьего праздника в старшей группе

Ход праздника

1 Казачка : Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

2 Казачка : Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

Праздник осени

Будем веселиться, да радоваться.

1. Ходит осень по садам,

Ходит – улыбается.

Точно в сказке – тут и там

Все цвета меняются!

2.Дарит осень чудеса,

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

3. Листочки падают, играя,

И устилают всё кругом.

А мы, по садику гуляя,

В букет листочки соберём.

4. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где – то,

Где – то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь только листья желтеют

И опадают, как только умеют.

5. Дождь идет по всей земле,

мокрая дорога.

Много капель на стекле,

а тепла – немного.

Спят березы в серебре,

ярче зелень сосен,

Потому что на дворе наступила осень

6.Вновь осенняя пора ветром закружила.

Чудо-красками она всех заворожила!

Посмотри, какой ковер листьев у порога!

Только жаль, что светлых дней в осени немного…

7. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий перелёт,

И лес, и сад полны очарованья.

8. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Всё замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил

Листву, свою меняющую краску

9. Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку!

10 . Прекрасна осень! Чередою дни

Летят твои седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

11. Как много листьев:

Желтых, красных.

Подует ветерок – летят.

И в вальсе кружится прекрасном

Над головою листопад.

12.Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьёт одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

13.Мы простились с тёплым летом

Снова осень к нам пришла

Золотисто-красным цветом всё раскрасила она.

14.Всё вокруг, как на картинке:и берёзки и осинки,

В золотых стоя нарядах, значит осень где-то рядом.

15.Жёлтые листочки в воздухе кружат

По стеклу дождинки весело стучат.

16.Быстро лето улетело, перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль!

17.Закружился надо мной, дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдёшь.

18. Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое у берёзы на плечах.

19.Жёлтой краской кто-то выкрасил леса,

Стали отчего-то ниже небеса,

Ярче запылали кисточки рябин,

Все цветы увяли, лишь свежа полынь.

20 . Осень, ты можешь грустить и смеяться,

Дождиком плакать, потом улыбаться.

Красками яркими радовать нас!

Хмуростью неба грозить каждый раз,

Осень, ты хочешь нас всех удивить?

Дети хором : Будем мы Осень любую любить!

Песня « Золотая осень»

1 Казачка:

А давайте-ка сядем, казачата, в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним.

Садятся.

2 Казачка :

Посидим рядком, да погутарим ладком о празднике казачьем

Пришёл к нам Октябрь – батюшка, а перед этим мы хорошо трудились. растили в огороде овощи,в садах фрукты, в поле хлеб Хорошо потрудились,собрали весь урожай,теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, потешиться,частушками да танцами позабавится.

Дети поют частушки.

1. Мы девчата-казачата

Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток

Ой, на свете не прожить.

2. Не смотрите на меня,

Глазки поломаете.

Не из вашей я станицы

Разве вы не знаете?

3. Ребят много, ребят много,

Ребят некуда девать.

Когда лошади устанут -

Их и будем запрягать.

4. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

5. Обожаю петь частушки,
Обожаю танцевать.
И молоденьких девчонок
В танце нежно обнимать.

6. Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире -
Я спляшу с тобой ишшо!

7.Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

8.Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

9.Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

10.Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.

2 Казачка:

Засиделись что-то мы.не пора ли нам поиграть?

Игра « Плетень»

: Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

А ещё для вас игра вам понравится она.

Проводится игра «Папаха»

1 Казачка:

А вы, казачата, пословицы казачьи знаете?

Дети: Да!

1 Казачка : Тогда я начинаю, а вы продолжайте. Любо?

Дети : Любо! Любо!

1 Казачка : Атаман без усов и бороды…

Дети : что рыба без воды.

1 Казачка : Талант от Бога. Дети: А успех от труда.

1 Казачка : Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

1 Казачка : В поле казак воин…

Дети: А дома хозяин хлебосольный.

1 Казачка : И в поле, и на войне… .

Дети : Казак всюду на коне.

2 Казачка :

Песня: « Эх, донские казаки»

1 Казачка : Славно казаки поют, но ещё и удаль в плясках

показать умеют.

Девочка

Мой милёнок казачок, он повсюду славится

Он и первый на работе и на гулянье славится..

танец «Казачья кадриль».

2 Казачка:

Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи.

Говорить –гутарить; Жаловаться –жалиться; Петь –играть; Хоровод –курагод; Дом –курень

Люди –мир; Сегодня –ноне; Петух –кочет; Ужинать –вечерить;

Немного – трошки; Кукла –кундюбочка; Здравствуйте –здорово дневали.

2 Казачка : Любо гутарите, казачата!

1 Казачка : Полюбились нам ваши звонкие песни, да веселые пляски, но наш праздник подходит к концу

Песня «Как за Доном казаки гуляют»

2Казачка: -Вот и закончился праздник осенний…

Думаю, вам он поднял настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда…

Дети, со мною согласны вы?

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»

    Звучит музыка (песня А. Розенбаума).

    Историческая справка о казачестве.

1 ведущий :

Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

2 ведущий :

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.

3 ведущий :

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Масленица /Shrovetide Cossack gulyaniya .wmv

Народные гуляния, казачьи забавы, зима

    Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.

5 Ведущий :

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

6 ведущий :

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.

7 ведущий :

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.

4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»

8 ведущий :

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

    Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».

1 ведущий :

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

3 ведущий :

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.

4 ведущий:

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.