Утренники фольклорные в доу посвященные народам поволжья. Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья. Познавательное Познание Познавательная
Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.
Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Какие задачи ставит педагог для достижении цели:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.
Слесаренко Лариса Владимировна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт:
г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала:
статья
Тема:
"Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации:
01.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Музыкальные игры народов Поволжья, как форма
ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной
Справедливо
известное
изречение:
приглядитесь, как и во что играют его дети.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в
соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и
другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы
для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,
включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,
целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,
что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,
трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому
ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,
человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста
непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,
народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,
чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только
языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх
используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют
художественную
прелесть,
эстетическое
значение
составляют
ценнейший
неоспоримый игровой фольклор.
Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.
Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке
представлены
популярные
мордовские,
татарские
чувашские
доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные
игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную
игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности
дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.
Цели:
1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья
Расширить знания детей о народах Поволжья.
Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,
удмуртского
чувашского
музыкальным
сопровождением,
музыкальными хороводами).
Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам
других национальностей.
Задачи:
Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
Организация
проведение
народных
подвижных
воспитателями
дошкольного учреждения.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг
от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-
лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?
Вероятно, они созданы народом так же, как песни,
сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и
называются – народными.
Народная игра – игра, реализующаяся на
принципах
добровольности,
популярная и
распространенная
исторический
момент развития общества и отражающего его
особенности, претерпевающая изменения под
различными влияниями: социально-политическим,
экономическим, национальным. Народная игра,
являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения
детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект
воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в
современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к
прошлому является весьма своевременным.
«Заря-заряница»-русская народная игра
Целый ряд детских игр основан на соединении
песни с движением. Это игры хороводные. В
подобных играх действие осуществляется в ритме,
словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о
чем поется в песне. Песня тесно связана с народной
Народная педагогика прекрасно определила
последовательность игр от младенческих лет до
зрелости.
«Карусели»-мордовская игра
В то же время, народные игры очень гибки в
возрастном отношении. Например, в
«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети
младшего, старшего дошкольного и школьного
возраста. В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора; движения
точны и образны.
«Хищник в море»- чувашская игра
Они сохраняют
художественную
прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные
подвижные игры влияют на воспитание воли,
нравственных чувств, развитие сообразительности,
быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через
игру воспитывается чувство ответственности перед
коллективом, умение действовать в команде. Вместе с
тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры
привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение
народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в
поколение.
«Узнай меня»- чувашская народная игра
В народных
играх много юмора, шуток,
соревновательного
задора; движения точны и
образны, часто
сопровождаются
неожиданными
веселыми моментами,
заманчивыми и
любимыми детьми
считалками,
жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою
художественную прелесть,
эстетическое значение
и составляют ценнейший,
неоспоримый игровой
фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь
дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение
обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на
детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых
действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать
следующие задачи:
Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный
календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и
хранить народные традиции.
Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих
способностей.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста
нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,
доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и
поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,
конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и
развиваем интерес к людям разных национальностей.
народов Поволжья »
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №3 «Звёздочка»
г. Ершова Саратовской области»
Мартышкина О.А.
Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средствареализации проекта:
Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
просвещение родителей;
чтение художественных произведений;
экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа:
1этап организационно-подготовительный этап;
2 этап практическая деятельность;
3 этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Срок | Продуктивная деятельность | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
||
Октябрь | Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». | Д/и « Одень куклу в национальный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?» | Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья. Рассказывание русских и татарских сказок. |
Ноябрь | Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка» | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Раскраска «Народные костюмы» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» | Праздник «День народного единства» Участие в муниципальном фестивале народностей «В семье единой» |
Декабрь | Совместные посиделки с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты. | Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» | Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья | НОД «Музыка народов Поволжья» Развлечения «Сказки народов Поволжья» |
Январь | Чтение сказок народов Поволжья Беседа -семейные обряды | Разучивание подвижных народных игр Театрализация народных сказок | Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии». | Разучивание танцев русского, татарского, казахского. |
Февраль | Беседа «Как появилась кукла» Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры». | Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Разучивание подвижных народных игр | «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол | Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут» |
Март | Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека | Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор» | Оформление фото-альбома «Национальные праздники» Украшение мордовского национального пояса бисером | Весенние обрядовые заклички. Развлечение «Масленица» Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка». |
Апрель | Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах | Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды». | Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» «Укрась фартук» орнамент татарского народа. | Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни». |
Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья» | Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр» | Создание альбомов семейных традиций | Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (январь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.
Список литературы
«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
Русские народные игры» http://www.laduski.ru
«Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
Вероника Гришина
Статья «Ознакомление дошкольников с социокультурными ценностями народов Поволжья»
Развитие общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками посредством ознакомления с социокультуными ценностями народов Поволжья .
Воспитатель МБДОУ детский сад №166 г. о. Самара
Вероника Константиновна Гришина.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций.
В концепции модернизации российского образования большое значение придается региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры , как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребенка.
Процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.
На сегодняшний день задачей патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране, к культурному наследию своего народа , к природе родного края. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам к их родителям, соседям и к другим людям) .
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.
Детский сад посещают различные представители народов Поволжья . Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д. Детский сад – это поликультурный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду . На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа , доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов . Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа . Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время , поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «Край ты мой, любимый!» в детском саду № 166 г. о. Самара. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья .
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов , Поволжья . Задачи формирования представлений о народах решаются во всех видах детской деятельности : образовательной, совместно с педагогам, самостоятельной – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, расширяют кругозор. Но в условиях ДОУ возникает ряд трудностей :
Малое обеспечение развивающей среды : отсутствие материала по культурному наследию народов Поволжья .
- недостаточно развитое принятие национальных особенностей со стороны представителей России других национальностей друг друга.
В своей работе по формированию представлений о народах и национальностях Российской Федерации я учитываю возрастные особенности детей дошкольного возраста , а именно, - их эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Организую совместную деятельность, с детьми опираясь на традиции народов Поволжья , их богатую фольклорную культуру.
Приобщение детей к традиционной культуре народов Поволжья способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу , жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим.
Работа ведется по следующим Направлениям :
Приобретение опыта ролевого поведения в народных играх
Фольклорные праздники
Создание коллекционных альбомов
В качестве развивающей среды выступает музей этнокультур народов Поволжья .
Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, полтора года назад в одном из помещений детского сада создали мини-музей, который изначально получил название «Русская изба» . Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар.
Эту печку мы сделали переносной и часто используем для декорации на праздниках, так же как и заказанный к сказке баннер с изображением Родной природы.
Однако, по ходу сбора материалов пришли к пониманию того, что насущно необходимо ознакомление дошкольника не только с культурой русского народа , но и этнокультурой народов Поволжья . Поэтому наш музей на сегодняшний день получил название в соответствии со своим содержанием «Музей – этнокультур народов Поволжья » .
Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества , созданные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа . Издревле в них ярко отражались образы людей быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Различные версии игр встречаются в традициях разных народов . Перекликаются правила игры, изменяются названия, но смысл остается одним и тем же. Различный подбор народных игр объединяется по тематике в фольклорные праздники. Каждый фольклорный праздник несет в себе огромный потенциал и свою особенную колоритную энергетику.
В ходе реализации проекта в нашем саду силами детей, родителей и педагогов собирались коллекционные альбомы этнокультур народов Поволжья . Каждая группа собирала материал по определенной национальности. Так у нас получилось 5 альбомов этнокультур : русских, татар, чувашей, мордвы, башкир.
В эти альбомы вошли материалы, связанные с национальными традициями, бытом и укладом жизни, особенностями праздников, национальными видами игр, национальной кухней.
Альбомы находятся в прямом доступе для детей в музее этнокультур. По мере необходимости воспитатели могут воспользоваться материалом в любых видах деятельности.
Работа по коллекционированию продолжается, каждая группа обустраивает модели национальных изб.
Эффективность и практическая значимость работы по ознакомлению с народным фольклором .
Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа .
Знакомство с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью .
Развитие активного общения детей.
Речевое развитие детей.
Воспитание любви к культуре своего народа .
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества , родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Так как Россия многонациональная страна и наш детский сад посещают дети разных национальностей, хотелось бы в следующем году провести фольклорные праздники народов Поволжья
Авторы:
Берендакова Анна Валерьевна, Качалова Наталья Викторовна
Должность:
педагог дополнительного одразования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт:
город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Приобщение старших дошкольников к культуре и традициям народов Среднего Поволжья"
Дата публикации:
29.10.2018
Раздел:
дошкольное образование
Методическая разработка
Приобщение старших дошкольников к
культуре и традициями народов Среднего
Поволжья
мастер - класс для педагогов
"Вдоль по Волге"
Педагог по изодеятельности:
Берендакова А.В.
Музыкальный руководитель:
Качалова Н.В.
Задача: Путем проведения увлекательной квест - игры, развить творческий
потенциал педагога и желание использовать полученные знания в практической
деятельности.
Оборудование: карточки с изображениями национальных костюмах, орнамента,
силуэты одежды, изображения кукол, национальной одежды, конверты с заданиями
для участников, атрибут для подвижной игры,
Ход мастер - класса
Сегодня мы с вами проведем мастер - класс в виде квест - игры
"Вдоль по Волге". Цель нашего мероприятия ознакомить участников мастер -
класса с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.
Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности
он ни был, является представителем своего мира, традиционной культуры. И
маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, должны иметь
представления о культуре и быте, жизни другого народа. Поэтому мы педагоги
должны удовлетворить детское любопытство и дать элементарные знания о
традициях и быте народного края. Как жили люди Поволжья, как работали, как
отдыхали, какие обычаи и традиции, какие игры, ответить на эти вопросы значит
обратиться к истокам народной культуры Поволжья.
И так мы начинаем квест - игру. Нам необходимо разделиться на 4 группы.
Выполняя задания вы окунетесь в мир культурный традиций народов Среднего
Поволжья.
1 задание. Национальности Ульяновской области.
Внимание на экран. (первый слайд презентации) 4 картинки людей в
национальных костюмах: татарин, чувашин, мордвин, русский.
В нашей области живут люди разных национальностей. Знаете ли вы. какие народы
проживают в нашем крае??? (ответ) Чем отличаются?? (ответ) танцами,
традициями, кухней, костюмами, одеждой
Участникам мастер - класс предлагаю отобрать их конверта, те картинки на которых
изображены представители народов проживающие на территории нашей области
(конверты с картинками)
2 задание. Национальная одежда.
У каждого народа есть своя национальная одежда. Какие элементы костюма вы
знаете??? Сможете ли Вы подобрать наряд для представителя то или иной
национальности??? Сейчас узнаем!
Участникам мастер - класса предлагается "Одеть куклу" в национальную одежду.
Чтобы создать такие костюмы требуется огромное трудолюбие, умение. Все
костюмы выполняются в ручную, начиная от покроя и заканчивая вышивкой.
3 задание. Орнамент.
Второй слайд с картинками орнамента национальных костюмов.
Внимание на экран. У каждого народа есть одежда украшенная традиционным
орнаментом. Сможете ли вы подобрать элементы орнамента и украсить один из
предметов костюма???
Участникам мастер - класса предлагается украсить один предмет костюма.
татары - сапоги (ичиги)
русские - сарафан
чуваши - головной убор (тухья)
мордва - фартук
Ну а теперь проверим свои знания (третий слайд с картинками украшенных
предметов одежды)
Вот мы с вами и познакомились с традиционными костюмами народов Среднего
Поволжья, а сейчас перейдем к фольклору.
4 задание. Фольклор народов Ульяновской области.
Каждый ребенок должен иметь представление о своей культуре, доступно их
возрасту. Основным условием развития творческих способностей является
введение ребенка в мир музыки. В детском саду должны быть созданы условия для
творческого развития ребенка. Музей "Русская изба", уголок татарской,
мордовской, чувашской культуры. На занятиях мы должны рассказывать сказки,
потешки, считалки, загадки и петь частушки.
Чистая водичка умой Юре личико.
Танечке ладошки, а пальчики Антошки.
Пять мальчиков, пять чуланчиков
Разошлись мальчики в темные чуланчики.
Каждый мальчик в с вой чуланчик.
Какие потешки, в режимных моментах вы используйте????
Участникам мастер - класса предлагается "Продолжи пословицу"
Чувашская: Что посеешь / то и взойдет
Мордовская: В родном краю / как в раю
Мордовская: От зла стареешь/ от добра молодеешь
Татарская: Без труда / не появится еда
Татарская: На морозе мерзнет/ а за столом потеет
Мордовская: На работе воробей / а в еде орел
Мордовская: Если у тебя 100 друзей / это мало, один враг - много
А какие русские пословицы вы знаете???7 (ответы)
А сейчас постарайтесь отгадать загадку и выбрать правильный ответ
Выбегает конь - огонь,
А за ним сто погонь??? (солнце)
А сможете сказать ее на татарском и чувашском языках???
5 задание. Музыкальная
Предлагаю Вам прослушать 4 музыкальных произведения. Сможете ли вы на слух
определить, какой национальности принадлежит данное произведение.
"Во поле березка стояла" - русская
"Плясовая" - татарская
"Сюмарся" - чувашская
"Акша келуня" – мордовская
6 задание. Игра.
Из поколения в поколения передавались народные игры, забавы, развлечения. И
сейчас поиграем в русскую народную игру "Король". Выбираем короля, остальные
работники. Король садится на определенное место, работники отходят в сторону и
сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю. .
Работники: - Здорово король.
Король: - Здравствуйте.
Работники: - Нужны ли вам работники?
Король: - Нужны. Какие работники?
(работники выходят, движениями изображают людей разных профессий)
Король должен сказать, что делает каждый работник.
Наша квест - игра подошла к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили выражения:
Сегодня я узнал?
Было интересно?
У меня получилось?
Было трудно?
Я попробую?
Мероприятие дало мне для жизни?
Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест - игре "Вдоль по Волге".
Надеемся, что вам понравилось это путешествие, наш опыт оказался вам полезный
и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!