Уроки рисования карандашом тени. Технология наложения теней карандашом

Чтоб рисунки выглядели, как реальные, профессионалы рекомендуют прибегать к использованию теней. С их помощью рисунки будут иметь контрасты, глубину и эффект подвижности. Если правильно рисовать тень, картина получается более увлекательной и приятной взору.

Этап 1

Подготовим необходимый инвентарь. Приступить к рисованию можно, вооружившись простым карандашом. Желая получить тень, нужно приобрести карандаши, предназначенные для работы с тенями. Они мало стоят и продаются в большинстве супермаркетах. Желательно взять бумагу пожестче, способную впитывать тени.

  • Сегодня ассортимент карандашей, используемых в рисовании, впечатляет. Жестких и мягких карандашей полно на полках супермаркетов. Об этом свойстве указано на поверхности орудия. Мягкие карандашики помечают знаком «В» и их размеры таковы — 8В, 6В, 4В и 2В. На особо жестких есть пометка 2В. Знак «Н» присущ карандашам с жесткими графитами. Исходя из этого, 8Н говорит о жесткости, а 2Н – о мягкости.
  • Природные тени получаются с помощью мягких карандашей. Карандашики с отметкой НВ, используемые школьниками, могут быть мягкими и средне жесткими. Их применять тоже можно.
  • затруднительно нарисовать тень, используя гладкую или жесткую бумагу. Необходимо взять бумагу, предназначенную для рисования.

Этап 2

Приступим к линейному наброску вашего объекта. Лучше всего задействовать для выполнения задачи реальный объект или же фотографию с изображением объекта. Важно, чтоб объект не двигался, и в вашем распоряжении было достаточно времени для рисования.

  • Оглянитесь вокруг. Возможно, идея для рисования рядом. Хорошими объектами для рисования будут кухонные приборы, часы или цветы. Можно нарисовать и то, что вы собираете, например, статуэтки.
  • Нужно использовать негативное пространство для того, чтоб сделать более точными контуры объекта. Негативным пространством является такое пространство, которое заполняет все вокруг выбранного объекта.
  • В том случае, когда применяется фотография для срисования чего-нибудь, предварительно ее нужно сделать диахромной. Тогда тени выйдут четкими.

Этап 3

Выбираем ахроматические цвета. Спектр ахроматических цветов начинается с белого, а заканчивается черным цветом. Между ними располагается серый разных оттенков. Чаще всего художники пользуются не больше 5 вариантами серого.

  • Для создания шкалы ахроматических цветов, нужно начинать с рисования прямоугольника. Его можно расположить в угловой части рисунка или же на нечистом листе бумаги.
  • Прямоугольник нужно поделить на 5 отрезков и пронумеровать их. Не беда, если получится больше кусков. Тогда оттенков серого станет больше, а рисунок разнообразней и интересней.
  • Изобразите 5 вариантов серого цвета. Стартовать предпочтительней белым цветом, а к концу использовать черный.
  • Не рекомендуется использовать черный и белый цвета, если на объект не попадают прямые лучи света. Остановитесь только на серых тонах.

Этап 4

Ищем источники света. Известно, что тени получаются, когда свет попадает на что-то, поэтому самые темные элементы будут расположены на некотором расстоянии от света.

  • Внимательно отнеситесь к отражениям, потому что они на рисунке будут очень яркими.
  • Источник света будет способствовать получению тени, которые и нужно запечатлеть. Наличие теней способствует реалистичности вашей работы. Очень важно не забыть их изобразить.

Этап 5

Выбираем метод для штриховки. Очень много факторов влияют на дальнейший выбор тени. К этому вопросу следует серьёзно подойти. Самой используемой является штриховка прямыми линиями, а также часто применяют штриховку с помощью крестиков и кругов.

  • Штриховка прямыми линиями считается такой, когда художник рисует множество линий, которые параллельны и располагаются на минимальном расстоянии.
  • Штриховка является отличным методом для объектов, которые не имеют текстуры, а также для волос.
  • При крестовой штриховке делают тонирование. Для этого рисуют прямые линии, которые пересекаются. Это поможет рисунок сделать темнее.
  • Круговую штриховку получают путем рисования кругов. Возможны вариации при рисовании таким методом.

Этап 6

Делаем первые тени . Не начинайте рисовать с твердых или темных теней, их трудней ликвидировать. Рисовать следует мягко и медленно заполнять нужные места.

  • Не трогайте незакрашенные промежутки работы. Пусть они останутся белыми.
  • Как можно чаще сопоставляйте раоту и объект, чтоб удостовериться в правильности рисуемых теней, в нужных местах.

Этап 7

Добавим пару шаров теней. В процессе рисования нужно затемнять работу путем накладывания шаров
теней. Как следствие, будет лучше видна разница между темными и светлыми промежутками.

  • Пользуйтесь шкалой ахроматических тонов. Это поможет нанести на рисунок идентичные вариации серого цвета.
  • Спешить не стоит. Рисование должно напомнить процедуру проявления черно-белой пленки. Терпение поможет добиться желаемого результата.
  • Углубляя тени, вам удастся сделать менее заметными контуры рисунка. Реальность доказывает, что практически ни одному объекту не присущи черные контуры. Это же должно быть отображено на рисунке.

Этап 8

Растушим тени. Растушивать контуры необходимо растушовкой. Она предаст теням плавности и реалистичности. Держать растушовку нужно точно также, как и карандаш, а нажимать нежно. Интересно то, что начать с самого начала можно в любой момент.

  • Ничего страшного не произойдет, если вы задействуете свои пальцы, если нет растушовки.
  • Резинка поможет сделать светлее места, которые были замазаны.
  • Для того, чтобы избежать пятен на рисунке, нужно под руку положить лист бумаги.
  • Получить натуральные тени поможет то, что вы будете держать карандаш в горизонтальном положении.
  • Лучше всего для удаления погрешностей использовать виниловую резинку. Она не портит бумагу и оставит целым сам рисунок.
  • Во время рисования должно быть хорошее освещение, чтобы была заметнее разница между тенями.

Пример рисования тени

Известно, что падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но каждый, кто пробовал рисовать, наверное, наблюдал как форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Так по каким правилам строится падающая тень и какие закономерности можно здесь выявить?

Построение падающих теней

Сначала рассмотрим это на примере простого геометрического тела — куба. На приведенных рисунках изображена схема построения падающей тени:

  1. Определяется источник света.
  2. Проводится перпендикуляр от источника света к плоскости, на которой стоит предмет.
  3. От точки на плоскости, куда упирается этот перпендикуляр проводим лучи в сторону предмета.
  4. От источника света проводятся воображаемые лучи, которые проходят через края предмета.
  5. Отмечаем точками места пересечения лучей на плоскости и лучей от источника света.
  6. Соединяем эти точки линией и получаем контур падающей тени.

Если обобщить вышесказанное и сказать проще, то нужно: во-первых, провести линии от источника света в пространстве; во-вторых, провести линии на плоскости от перпендикуляра. Места пересечения этих лучей и будут контуром падающей тени.

В рисунке куба такое построение теней относительно просто. Но как быть, если предмет у нас сложный? Например, ваза, дерево, автомобиль? Или еще «хуже» — человеческая фигура? Из своего опыта скажу, что падающие тени от таких сложных форм я всегда рисую приблизительно. Да и, наверное, большинство художников поступает аналогично. Однако, это приблизительное рисование, всё же основывается на вышеизложенном принципе. В уме, в воображении художника делается та же самая приблизительная проекция, и на её основе рисуется контур тени. Но чтобы так сделать, нужно знать ключевой принцип, который я изложил выше. На следующем рисунке Вы можете увидеть, как я приблизительно выстроил падающую тень от вазы. Делается всё очень примерно, но принцип соблюдается.

(Приблизительная проекция тени)

Как зависит форма тени от положения источника света

На следующих рисунках я хочу показать как влияет положение источника света на форму тени и на её направление:

Если лампа (или солнце) расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Лампа может находится прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме. На приведённом рисунке я рисовал тени от шара. Но если проецировать падающую тень от человеческой фигуры, то её контур будет искажаться подобным же образом — то вытягиваться, то укорачиваться. Неважно от какого объекта мы рисуем тень. Принцип будет один и тот же.

Как меняется насыщенность тени и чёткость её контура

Есть закономерность, которую художник должен хорошо усвоить — чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Но в любом случае, тень не будет «глухой». Она должна «дышать» или быть «прозрачной», что достигается изменением насыщенности. Если речь идёт об академическом рисунке, то следует избегать теней в виде сплошных тёмных пятен. Если речь идёт о чёрно-белой графике, то здесь, разумеется, тени могут быть и полностью чёрными, но это уже условное изображение, а не реалистическое.

Кроме этого, начинающим художникам ещё следует обратить внимание на чёткость контура тени. Чем более сфокусирован свет (электрическая лампа, солнечный свет в безоблачную погоду…), тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Заключение

Правильно спроецировать тень, определить как меняется её насыщенность и чёткость контура — это основные задачи, которые нужно держать в уме художнику, когда он рисует тени. Начинающим, поначалу, придётся всё это поэтапно воплощать в своём рисунке. Но, с каждым разом эти задачи станут даваться всё проще и проще. А с накоплением опыта, рисунок будет получаться уже на интуитивном уровне.

Выберите правильные материалы. Конечно вы можете рисовать обычным карандашом, на обычной бумаге, но для теней вам стоит использовать специальные карандаши. Вы можете найти недорогие карандаши для рисования практически в любом магазине. Постарайтесь найти жесткую бумагу, которая сможет впитать в себя тени.

Сделайте линейный набросок вашего объекта. Используйте существующий объект или фотографию объекта. Самое главное, чтобы ваш объект был неподвижным, так у вас будет много времени рисовать его.

  • Приглядитесь к домашним предметам. Домашние вещи, например цветы, кухонные принадлежности или часы, могут быть отличными объектами для рисования. Вы можете также нарисовать что-то, что вы коллекционируете: шапки или фигурки.
  • Используйте контрастное пространство, чтобы сделать контуры вашего объекта точнее. Контрастное пространство, это пространство вокруг вашего объекта, к примеру, если вы рисуете стул, это пространство между ногами стула и полом.
  • Если вы используйте фотографию, чтобы срисовать что-то, постарайтесь распечатать ее в черно-белом цвете. Таким образом, вы сможете сделать более точные тени.
  • Определитесь с ахроматическими цветами. Ахроматические цвета начинаться с белого и заканчиваться черным цветом, имея посередине несколько оттенков серого. Тем не менее, большинство объектов используют всего пять разновидностей серого.

    • Чтобы создать шкалу ахроматических цветов, вам стоит начать с того, что вы нарисуете прямоугольник. Вы можете нарисовать его в углу вашего рисунка или не чистом листке бумаги.
    • Разделите прямоугольник на пять частей, и прономеруйте их. Вы можете разделить прямоугольник на большее количество частей, чтобы у вас было больше оттенков теней, но для начала вам хватит 5.
    • Нарисуйте 5 разных оттенков серого, начиная с белого (самый первый квадрат) и заканчивая черным (последний квадрат).
    • Не стоит иметь черный и белый цвет в ахроматических тонах, кроме того случая, если ваш объект находится под прямыми лучами света. Лучше использовать только серые тона.
  • Найдите источник света. Тени падают против света, и самые светлые части будут ближе к свету. Самые темные части будут дальше от света.

    • Уделите особое внимание отражениям, так как они могут быть самым ярким местом вашего объекта.
    • Ваш источник света создаст тени, которые вам придется зарисовать. Тени делают рисунок более реалистичным, по этому, не забудьте нарисовать их.
  • Выберите способ штрихования. В зависимости от вашего объекта, источника света и вида вашего рисунка, вы можете выбрать между несколькими видами рисования теней. Некоторые из самых популярных это прямая штриховка, крестовая и круговая штриховка.

  • Сделайте пробные тени. Так как вы ещё в начале вашего рисунка, не стоит делать жесткие и темные тени, чтобы вы могли легко их стереть, если понадобится. Рисуйте мягко и постепенно заполняйте те места, которые надо.

    • Оставьте самые светлые части вашего рисунка белыми.
    • Сравнивайте ваш рисунок с вашим объектом, чтобы быть уверенным, что вы рисуете правильные тени, в правильных местах.
  • Добавьте несколько слоев теней. Постепенно затемняйте, накладывая больше слоев тени. Контраст между темными и светлыми местами, должен стать ощутимее.

    • Используйте шкалу ахроматических тонов. Вы сможете иметь одинаковые оттенки серого на всем рисунке.
    • Не спешите. Процесс напоминает проявление черно-белой пленки, он происходит постепенно. Терпение ключ к успеху.
    • Чем больше вы углубляете ваши тени, тем менее заметными будут становиться контуры вашего рисунка. В настоящей жизни, ничего почти не имеет видимых, черных контуров. То же самое должно происходить и в вашем рисунке.
  • Как мы уже знаем, лежит игра света и тени. О том, как правильно делать тонировку карандашом и создавать тени, мы подробно поговорим в этом уроке.

    Точечное и плоское тонирование

    Первый шаг к правильной штриховке - это четкий контроль движений. Убедитесь, что каждый штрих, который вы делаете на листе, дает именно тот оттенок, который вам необходим. Каждый раз выбирайте способ штрихования: острием или всем грифелем карандаша. Посмотрите на рисунок выше. Здесь представлены оба способа: точечный слева и плоский - справа. Хотя внешне отличий почти не видно, подход к рисованию у этих способов различен. Рисуя острием карандаша, вы можете достичь высокой точности, особенно на небольших фрагментах. Рисуя под углов, всем грифелем, вы закрываете большие участки и тон получается мягким. Поэкспериментируйте с обеими способами.

    Трудности при создании теней карандашом

    При создании теней большинство новичков используют один и тот же способ: начинают с очень темного участка и создают параллельные линии, пытаясь уйти в свет. При этом, из-за довольно резких "поворотов" в конце каждой линии, по краям тени получается темная линия. Иногда она тонкая, иногда широкая, но всегда, когда они присутствует, иллюзия плавного падения света исчезает.

    Давайте посмотрим, как исправить эту проблему.

    Прерывистое тонирование

    Что бы избежать явных краев, используйте прерывистое тонирование. Делайте один штрих длинным, другой коротким. При таком миксе края уйдут сами собой.

    Круговое тонирования

    Альтернатива линейному тонированию - тонирование круговое. Главное правило здесь - максимальная легкость в рисовании, что бы избежать появления "проволоки"

    Направленное тонирование

    Изменение направления - очень удобная вещь. Вы можете задавать общее направление рисунка или детали объекта, при этом линии стыковки участков, затонированных в разную сторону, будут не видны.

    Попробуйте применить несколько способов тонирования для своего объекта. Сначала непрерывное тонирование, затем круговое, несколько больших правок и множество мелких.

    Использование толщины линии при тонировании

    Контурное тонирование

    При контурном тонировании линии идут вдоль поверхности объекта. Используя различную толщину линий, мы можете создавать интересные трехмерные эффекты. Главное - следить за .

    Тонирование в перспективе

    При создании быстрого эскиза или быстрой заштриховке, ваши линии могут быть слишком очевидными. Главной проблемой начинающих является стремление задать одно направление в штриховании всей поверхности объекта. В итоге штриховка работает против перспективы, как на первом параллелограмме. Одна сторона получилась слабовыраженной, а вторая - вообще плоской.

    На нижнем параллелограмме штриховка выполнена верно, с учетом перспективы. Линии штриховки, как и края объекта, идут к точке схождения. С опытом такие линии делаются уже инстинктивно.

    Обратите внимание на другую сторону - там штриховка вертикальная. Хоть её линии и не идут к точке схождения, штриховка не нарушает перспективу в целом. Еще одним способом штрихования здесь может выступить круговая штриховка, при которой направления не будет как такового.

    Первый рисунок -

    В этом уроке я расскажу вам, как правильно использовать свет так, чтобы ваши работы выглядели максимально реалистично, ведь свет - это то, что создаёт атмосферу. Мы можем представить объект как более простую форму, а дальше - дело техники. Правда в том, что если бы света не было, мы бы попросту ничего не видели.

    В первом уроке из этой серии, я расскажу вам, как правильно видеть свет, тени, отражения. Мы должны научиться понимать, как это работает .

    Как я вижу?

    Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос, как художник? Если нет, то это ваша большая ошибка. Ведь все, что вы рисуете, это только представление того, что и как вы видите, также как и законы физики - это только представление того, как это происходит на самом деле. Я даже больше скажу - то, что мы рисуем это не реальное изображение, это всего лишь интерпретация картинки, которая конструируется из информации, полученной от глаз. То есть, мир, который мы видим есть лишь интерпретация реальности, одна из многих, и не обязательно самая правдивая или идеальная из них, - лишь оптимальная для выживания нашего вида.

    Почему я говорю об этом в уроке рисования? Само по себе рисование есть искусство затемнения, высветления и окрашивания определённых частей бумаги (или экрана) для создания реалистичного изображения. Другими словами, художник пытается передать изображение созданное в нашем воображении (что, собственно делает это лёгким для нашего восприятия, так как воспринимаем мы все в текстурах - ищем знакомые формы в абстрактных рисунках).

    Если рисунок похож на то, что мы себе представляем, мы считаем его реалистичным. Он может выглядеть реалистично несмотря на отсутствие знакомых форм и линий, - все, что нам нужно, это несколько мазков краски, свет и тень, чтобы сделать его реалистичным в нашем восприятии. Здесь представлен хороший пример подобного эффекта:

    Чтобы создать убедительный рисунок - то есть, схожий с тем, что сотворило наше воображение, нам нужно понять, как это делает мозг. В процессе чтения этой статьи, большинство материала покажется вам вполне очевидным, но вы будете удивлены, насколько наука может быть близка к рисованию. Мы воспринимаем оптику, как часть физики, а рисование - как часть метафизического искусства, но это грубая ошибка - искусство есть ни что иное, как отражение реальности, увиденной нашими глазами. Итак, чтобы имитировать реальность, в первую очередь нам нужно разобраться, что же наше воображение считает реалистичным.

    Так что же такое видение?

    Давайте вернёмся к основам оптики. Луч света попадает на предмет и отражается на сетчатку глаза. Затем сигнал обрабатывается мозгом и, собственно, формируется изображение. Общеизвестный факт, верно? Но понимаете ли вы все последствия, вытекающие из данного процесса?

    Итак, здесь мы вспоминаем о самом главном правиле рисования: свет - это единственное, что мы можем видеть. Не объект, не цвет, не проекцию, не форму. Мы видим исключительно световые лучи, отражённые от поверхности, преломлённые в зависимости от ее особенностей и особенностей наших глаз. Финальная картинка в нашей голове есть совокупность лучей, попадающих на сетчатку глаза. Изображение может меняться в зависимости от особенностей каждого луча - каждый из них падает из разных точек, под разным углом, и каждый из них мог преломиться по несколько раз, прежде чем коснуться нашего глаза.

    Это именно то, что мы делаем во время рисования, мы имитируем лучи, попадающие на различные поверхности (цвет, консистенция, блеск), расстояние между ними (количество диффузного цвета, контрастность, края, перспективы), и, безусловно, не рисуем мы те вещи, которые для наших глаз ничего не отражают и не излучают. Если вы «добавляете свет» после завершения рисунка, вы поступаете совершенно неправильно, так как главное в вашем рисунке - свет.

    Что такое тень?

    Простыми словами, тень является областью, на которую не попадают прямые световые лучи. Когда вы находитесь в тени, источник света вы видеть не можете. Вполне очевидно, верно?

    Длину тени можно легко вычислить, рисуя лучи.

    Тем не менее, рисование теней может быть достаточно непростым. Давайте взглянем на эту ситуацию: у нас есть предмет и источник света. Интуитивно мы рисуем тень следующим образом:

    Но постойте, ведь эта тень создана лишь одной точкой на источнике света! А что, если мы возьмём другую точку?

    Как вы могли заметить, лишь точечный свет создаёт чёткую, легко различимую тень. Когда же источник света больше, или, иными словами, свет более рассеян, тень приобретает нечёткие, градиентные края.

    Феномен, который я только что объяснил, является также причиной появления якобы нескольких теней из одного источника света. Такой вид тени более естественен, поэтому фотографии, снятые со вспышкой выглядят столь резкими и ненатуральными.

    Хорошо, но это был лишь гипотетический пример, стоит разобрать сей процесс на практике. Это фото моей карандашницы, снятое в солнечный день. Видите странную двойную тень? Давайте взглянем поближе.

    Грубо говоря, свет исходит из левого нижнего угла. Проблема в том, что это не точечный источник света, и мы не получаем хорошую чёткую тень, которую легче всего нарисовать. И тут даже рисование таких лучей совсем не помогает!

    Давайте попробуем кое-что другое. Согласно тому, о чем я говорил выше, рассеянный свет создаётся из множества точечных источников, и будет намного понятнее, если мы нарисуем их подобным образом:

    Чтобы объяснить более понятно, давайте закроем некоторые лучи. Видите? Если бы не эти рассеянные лучи, мы бы получили вполне себе чёткую, нормальную тень:

    Без света нет и зрения

    Но, постойте, если тень есть участок нетронутый светом, то как же мы видим предметы, находящиеся в тени? Как мы видим все вокруг в пасмурный день, когда все вокруг в тени от облаков? Это результат рассеянного света. Мы ещё поговорим о рассеянном свете в этом уроке.

    Уроки рисования обычно описывают прямой свет и свет отражённый как вещи абсолютно разные. В них может говориться о существовании прямого света, освещающего предметы, и о возможности появления света отражённого, добавляющего немного освещения в теневую область. Вы можете увидеть диаграммы, подобные приведённой ниже:

    На самом деле, все не совсем так. В основном все, что мы видим, есть отражённый свет. Если мы что-то видим, по большому счёту это потому, что свет отразился от этого чего-то. Прямой свет мы можем увидеть только если мы смотрим, собственно, прямо на источник света. Так что, диаграмма должна выглядеть следующим образом:

    Но, чтобы сделать это ещё более точным, стоит внести несколько определений. Световой луч, падающий на поверхность, может вести себя по-разному в зависимости от самой поверхности.

    1. Когда луч отражён поверхностью полностью под тем же углом, это называется зеркальным отражением.
    2. Если часть света проникает в поверхность, эта часть может быть отражена ее микроструктурами, создавая нарушенный угол и результирующий в нечёткое изображение. Это называется диффузным отражением .
    3. Некоторая часть света может быть поглощена предметом.
    4. Если поглощённый луч может пройти насквозь, это называется проходящим светом .

    Итак, давайте сосредоточимся только на диффузном и зеркальном видах отражения, так как для рисования они очень важны.

    Если поверхность отполирована, и имеет правильную, светоблокирующую микроструктуру, то луч отражается от неё под тем же углом, под каким падает. Таким образом создаётся зеркальный эффект - так происходит не только с прямыми лучами света непосредственно из источника, но и с лучами, отражёнными от какой-либо поверхности. Почти идеальная поверхность для такого отражения - конечно, зеркало, однако некоторые другие материалы тоже в достаточной степени подходят для этого, например, металлы или вода.

    Зеркальное отражение создаёт идеальную картину из лучей, отражённых от объекта под правильным углом, с диффузным же отражением все намного интереснее. Оно освещает объект более мягким образом. Другими словами, оно позволяет нам видеть объект, не причиняя вреда вашим глазам - попробуйте разглядеть солнце в зеркале (я шучу, не делайте так никогда).

    У материалов могут быть разные факторы, влияющие на отражение. Большинство из них поглощают большую часть света, отражая только небольшую его часть. Как вы знаете, глянцевые поверхности больше склонны к зеркальному отражению, чем матовые. Если мы ещё раз взглянем на предыдущую иллюстрацию, мы сможем нарисовать более правильную диаграмму.

    Глядя на эту диаграмму, вы можете подумать, что тут лишь одна точка на поверхности, отражающая лучи зеркально. Это не совсем так. Свет отражается зеркально на всей поверхности, просто только в одной точке он отражается точно в ваши глаза.

    Вы можете провести несложный эксперимент. Создайте источник света (например, телефон или лампа) и расположите его так, чтобы он зеркально отражался от какой-либо поверхности. Необязательно, чтобы отражение было идеальным, достаточно того, что вы его можете видеть. Теперь сделайте шаг назад, продолжая смотреть на отражение. Вы можете видеть, как оно двигается? Чем ближе вы к источнику света, тем острее угол отражения. Видеть отражения непосредственно под источником света невозможно, только если вы не есть этот источник.

    Как это относится к рисованию? Это и есть второе правило - позиция наблюдателя влияет на тень . Источник света может быть статичным, объект может быть статичным, но каждый наблюдатель видит его по-своему. Это очевидно, если мы думаем о перспективе, но мы редко думаем таким образом о свете. Ответьте предельно честно - думали ли вы когда-либо о наблюдателе, когда работали над освещением вашего рисунка?

    Вы задумывались, почему мы рисуем белую сетку на глянцевых объектах? Теперь вы можете ответить себе на этот вопрос, теперь вы знаете, как это работает.

    Чем больше яркость, тем лучше мы видим

    Мы пока не говорим о цвете - пока для нас лучи могут быть светлее или темнее. 0% яркости = 0% видим мы. Это не значит, что объект чёрный - мы не знаем, какой он. 100% яркости - и мы получаем 100% информации об объекте. Некоторые объекты отражают большинство лучей и мы получаем много информации о них, а некоторые поглощают часть лучей и отражают меньше, мы получаем меньше информации - такие объекты кажутся нам темными. А как объекты выглядят без света? Ответ: никак.

    Эта интерпретация поможет нам понять, что такое контраст. Контраст определяется разностью между точками - чем больше расстояние между ними в шкале яркости или цвета, тем больше контраст.

    Контраст серого

    Посмотрите на иллюстрацию ниже. Наблюдатель на расстоянии х от объекта А и на расстоянии у от объекта В. Как вы видите, х = 3у. Чем больше расстояние до объекта, тем больше информации об объекте теряется, поэтому чем объект ближе, тем он для нас больше .

    Так будет видеть эти объекты наблюдатель.

    Но подождите, почему ближние объекты темнее, а дальние светлее? Больше яркости, больше информации, ведь так? И мы только что выяснили, что с ростом дистанции теряется информация.

    Мы должны объяснить эту потерю. Почему свет далёких звёзд доходит до нас почти неизменным, а многоэтажку в нескольких милях от нас мы уже видим хуже? Все дело в атмосфере. Вы видите также тонкий слой воздуха, когда смотрите на что-либо, а воздух этот полон частиц. Пока лучи доходят до ваших глаз, они проходят сквозь множество частиц и теряют часть информации. В то же время эти самые частицы и сами могут отражать лучи в ваши глаза - поэтому мы видим небо синим. В конце концов, вы получаете лишь остатки изначальной информации, да ещё и смешанные с отражениями частиц - очень некачественная информация.

    Вернёмся к иллюстрации. Если мы нарисуем потерю информации градиентом, мы наглядно продемонстрируем себе, почему ближние объекты выглядят темнее. Также это объяснит нам, почему контраст между ближними объектами больше, чем контраст между дальними. Теперь для нас очевидно, почему с ростом расстояния теряется контрастность.

    Наш мозг воспринимает глубину и объем путём сравнения информации, полученной от каждого глаза. Поэтому дальние объекты выглядят плоскими, а ближние объёмными.

    Видимость краёв на картинке зависит от дальности объекта. Если ваш рисунок выглядит плоским и вы обводите края объектов, чтобы их выделить - это неправильно. Линии должны появляться сами по себе как границы между контрастирующими цветами, так что они основаны на контрасте.

    Если вы используете одни параметры для разных объектов, они будут выглядеть как один.

    Искусство затенения

    После прочтения теоретической части, я думаю, вы достаточно хорошо усвоили, что же происходит, когда мы рисуем. Сейчас же давайте поговорим о практике.

    Иллюзия объёма

    Наибольшая сложность во время рисования заключается в создании трёхмерного эффекта на простом листе бумаги. Тем не менее, это мало чем отличается от рисования в 3Д. Можно долго избегать эту проблему, фокусируясь лишь на так называемом мультяшном стиле, но чтобы прогрессировать, художнику нужно встретиться лицом к лицу с главным врагом - перспективой.
    Так что же общего имеет перспектива с тонированием? Наверняка больше, чем вы думаете. Перспектива помогает изображать трёхмерные предметы в 2Д измерении так, чтобы при этом они не утрачивали свой объем. И, так как предметы трёхмерные, свет падает на них под разными углами, создавая блики и тени.
    Давайте проведём небольшой эксперимент: попробуйте затенить
    объект, приведённый ниже, используя данный источник света.

    Получится примерно так:

    Выглядит плоско, да?

    А теперь попробуем так:

    Получится что-то такое:

    Совсем другое дело! Наш объект выглядит трёхмерным благодаря тем простым теням, что мы добавили. И как же это происходит? Первый объект имеет одну видимую стену, то есть для наблюдателя это лишь плоская стена, ничего более. У другого объекта стенки три, а у двумерного объекта их три быть не может быть в принципе. Для нас зарисовка выглядит трёхмерной, и представить части, которых свет касается или не касается, достаточно легко.

    В следующий раз, подготавливая зарисовку, не используйте одни только линии. Нам не нужны линии, нам нужны трёхмерные формы! А если вы даёте формам верную дефиницию, то не только ваш объект будет выглядеть трёхмерным, но и затенение покажется вам удивительно лёгким.

    Когда основное плоское затенение будет готово, вы можете закончить рисунок, но не добавляйте никаких деталей прежде. Основное затенение определяет освещение и позволяет держать все в соответствии.

    Терминология

    Давайте взглянем на корректную терминологию, которую мы будем использовать, говоря о свете и тени.

    Полный свет - место прямо под источником света

    Блик - место, где зеркальное отражение попадает на сетчатку наших глаз. Это ярчайшая часть формы.

    Полусвет - затемнение полного света в направлении терминатора

    Предел - виртуальная линия между светом и тенью. Он может быть чётким или мягким и размытым.

    Теневая зона - место, расположенное против источника света, и, следовательно, им не освещённое.

    Отражённый свет - рассеянное отражение, падающее на мёртвую зону. Никогда не бывает ярче полного света.

    Тень - место, в котором объект преграждает путь световым лучам

    И хотя это и выглядит вполне очевидным, главный урок, который из этого вам нужно извлечь - чем сильнее свет, тем более ярко выражен предел. Следовательно, чёткий предел является в некотором роде индикатором искусственного источника света.

    Трёхточечное освещение

    Если понять, что же такое видение, то фотография уже не выглядит столь отличной от рисования. Фотографы знают, что именно свет создаёт изображение, и используют его, чтобы показать что-то определённое. Часто в наше время говорят, что фотографии чересчур "отфотошеплены", на самом же деле, фотографы редко снимают что-то таким, какое оно есть. Они знают, как работает свет, и используют это знание для создания более привлекательного изображения, - именно поэтому вряд ли вы станете профессиональным фотографом просто купив дорогую камеру.

    Вы можете использовать два разных подхода, подбирая свет для вашего рисунка - имитировать натуральный, изображая свет таким, какой он есть, или же "играть" с ним, создавая свет, показывающий объект наиболее привлекательным.

    Первый подход поможет вам создать реалистичное изображение, в то время, как второй подход поможет реальность улучшить. Это как воин в поношенных доспехах с булавой в руках против красивой девочки-эльфийки в сияющих одеждах и с волшебной палочкой.

    Легко сказать, что более реально, но что действительно более завораживающее и красивое? Решение ваше, но всегда помните, что принимать его нужно до рисования, и никак не во время, или менять потому, что что-то пошло не так.

    Чтобы уточнить - мы говорим именно о свете, а не о предмете рисунка. Можно нарисовать единорога или дракона в свете натуральном, а можно при помощи света облагородить истомлённого воина. Играть со светом значит располагать его источники так, чтобы наилучшим образом показать рельеф мышц или блеск оружия. В природе так происходит редко, и все объекты сцены мы воспринимаем в целом.
    Поэтому, метод натурального света я советую для пейзажей, а улучшающий метод - для персонажей, но путём смешения двух подходов можно создать даже лучший эффект.

    О реалистичном затенении мы можем узнать лишь непосредственно от природы. Поэтому, не берите за основу рисунки других или даже фотографии, - они могут обманывать так, что вы и не заметите. Просто посмотрите вокруг, не забывая о том, что все, что мы видим есть свет. Расположите зеркальное и рассеянное отражения, проследите за тенями, и создайте свои собственные правила. Тем не менее, не забывайте, что на фото или рисунке людям свойственно обращать больше внимания на детали, чем на обстановку вокруг них. Рисунки и фотографии легче "впитать", так они передают только ощущения автора, на чем можно сфокусироваться. Последствие же в том, что работу будут сравнивать с другими изображениями, а не с реальностью.

    Если вы все-таки решили использовать иной подход, я покажу вам небольшой трюк. Фотографы называют это трёхточечным освещением. Вы так же можете использовать двухточечный метод для наиболее натурального эффекта.

    Давайте поместим источник света напротив мишки. Используйте его, чтобы добавить свет и тень, и растушуйте их. Этот источник света есть ключевой.

    Чтобы вытащить мишку из темноты, положим его на некоторую поверхность. На поверхность будет падать свет и на неё мишка будет отбрасывать тень. Поскольку лучи, падающие на поверхность, будут диффузными , они будут отражаться и на мишку. Поэтому и появляется чёрная линия между поверхностью и мишкой - и она будет появляться под объектом всегда, только если объект не объединён с поверхностью.

    Положим мишку в угол. Так как лучи света падают и на стену, появляется много диффузных отражений повсюду. Таким образом, даже самые тёмные участки немного освещены и контраст получается сбалансированным.

    Что если мы уберём стены и заполним пространство плотной атмосферой, которую будет видно? Свет будет рассеиваться и мы снова получим много диффузных отражений. Мягкий свет и диффузные отражения слева и справа ключевого источника света называется заполняющим светом - он и будет освещать тёмные участки и тем самым сглаживать их. Если вы остановитесь здесь, вы получите освещение, которое обычно получается в природе, где солнце выступает ключевым источником света, а диффузные отражения от атмосферы создают заполняющий свет.

    Но мы можем добавить и третий вид света - обрамляющий свет . Это задний свет, расположенный так, что сам объект загораживает большую его часть. Мы видим только ту часть, которая освещает края объекта сзади - так что этот свет отделяет объект от фона.

    Обрамляющий свет не обязательно должен создавать эту обводку.

    Ещё один совет: даже если фон вы не рисуете, рисуйте объект так, как будто фон есть. Так как вы рисуете в цифровом режиме, вы всегда можете подставить фон временно, чтобы рассчитать все нюансы освещения, а потом убрать его.

    Заключение

    Свет формирует все, что мы видим. Лучи света падают на сетчатку глаза, неся с собой информацию об окружающей среде, об объектах. Если вы хотите рисовать реалистично, забудьте о линиях и формах - все это должно формировать освещение. Не разделяйте науку и искусство - без оптики мы не могли бы видеть, и уж тем более рисовать. Сейчас для вас это может выглядеть как куча теории - но посмотрите вокруг, эта теория везде! Используйте это!

    Этот урок - только начало серии. Ждите второй урок, где мы поговорим обо всем, что связано с цветом.