Откуда бурановские бабушки. Кто такие бурановские бабушки. Лапти от Бегишевых

ИА SakhaNews. Через несколько дней на конкурсе «Евровидение» в Баку несколько очень пожилых и совершенно не гламурных женщин из России исполнят песню «Party for Everybody». На конкурсе им прочат если и не чистую победу, то одно из самых высоких место - это точно. А изумленный мир, недоуменно пожимая плечами, уже сегодня спрашивает друг у друга: а кто они?

Так все-таки, кто они, «Бурановские бабушки»?

ГДЕ-ТО В РОССИИ

Не каждый европеец найдет на карте Удмуртию. Спросишь - ответят: да где-то там, в огромной и загадочной России.

Россиянам ближе, хотя тоже не все знают. Если смотреть из Москвы - за Волгой, но перед Уралом. Можно и так сориентироваться: на вторые сутки дороги пассажиры поезда Москва - Нерюнгри проезжают станцию Аргыз. В нескольких километрах от Аргыза – поселок Малая Пурга, центр района, там недалеко, за 30 километров до Ижевска, столицы Удмуртии, стоит село Бураново.

Обычная российская глубинка. В селе Бураново никто никуда не торопится. Сотовый телефон работает только на пригорках. Грунтовые улицы, деревянные частные дома, в каждом из которых – свой посаженный и засеянный огород. С одной стороны – скучно и бедновато, с другой – деревенская благодать.

Еще, конечно, и дом культуры. Директор Бурановского сельского клуба Ольга Туктарёва (она же руководитель ансамбля "Бурановские бабушки"), говорит, что в Бураново женщины пели всегда . Сама она местная, с детства помнит доярок, которые в открытых грузовиках ехали на летние пастбища и всегда пели. Удмурты, вообще, отличаются музыкальностью, имеют богатый музыкальный фольклор. Таких, как «бабушки», ансамблей много в деревнях. Любой местный житель навскидку назовет десяток деревенских фольклорных групп - «Зарни шеп» из села Малая Пурга, «Маржан» из Завьяловского района, «Зардон» из Дебесского района и другие.

СКОЛЬКО БАБУШЕК НА СВЕТЕ

Сейчас никто не может сказать, сколько лет ансамблю. Может, 25 лет, а может, и все 40. Поют вместе очень давно. О профессиональной сцене никто никогда не думал, собирались просто попеть - так, как пели много веков подряд их прабабушки.

Точное количество сегодняшних «бурановских бабушек» не знают даже они сами. Кто-то в селе считает, что их одиннадцать. В основном, поют восемь. На «Евровидении», по правилам конкурса, выступать будут шесть.

Ольга Николаевна Туктарёва – директор бурановского ДК и художественный руководитель ансамбля, и совсем не бабушка. «Бабушкам» она годится в дочери, ей всего-то 43 года.

Самая старшая – . Она главный композитор, хотя нот не знает. Ей 85 лет, поет только в Бураново и в гастрольных выступлениях не участвует. Поэтому на «Евровидении-2012» выступать не будет.

«Когда уезжаю, нанимаю женщину, чтобы всю мою скотину кормила. А у меня 18 голов - коза, два кота, куры, петухи, цесарки. Плачу ей 100 рублей в день. А как иначе? Теперь все деньги понимают» , - сокрушается Галина Николаевна.

БАБА ЛИЗА - КОМПОЗИТОР

Песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре Евровидения, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова . Все зовут её просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще никто не знал. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Она и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те - 85 лет не шутка.

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам - как их прокормить? В стойле - молодая кобыла - как ее научить пахать? Выхожу в поле - даль безграничная - как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?» . Все это на удмуртском языке .

Впервые композиторский дар проявился у Елизаветы Филипповны в 14 лет, то есть в 1941 году. Война, отец на фронте, а все женское население в колхозе. Лиза заготавливала лес для паровозного парка узловой станции Аргыз, а песни в голове рождались сами собой.

И так до сих пор - песни рождаются стихийно безостановочно. Идет ли она по улице, сидит ли дома, возится ли по хозяйству, в голове - музыка вслед за словами или наоборот. Сочинив, она поет песню вслух прочим хористкам, те запоминают, записывают слова и вперед - на сцену.

А нотной грамоты Елизавета Филипповна так и не знает. Да уже и ни к чему она ей.

ОТ ТУРКМЕНСКОГО КАЗАКА

У Валентины Семеновны Пятченко одна рука неживая. «А руку я давно потеряла , - улыбается Валентина Семеновна и взмахивает культей, как крылом игрушечной мельницы, - зато теперь бесплатный проезд в автобусе до Ижевска» .

Тоже жизнь непростая . С мужем жила в Красноводске, на Каспийском море. «Все наши деды и бабки здешние, бурановские, а я птицей улетела на целину и там со своим казаком повстречалась. Увез он меня в Красноводск. И 21 год в туркменской школе проработала. Русский язык преподавала. На лошади по всем степям ездила. Миражи видела! И вернулась» , – говорит «бурановская бабушка».

Ушла от мужа в 1984 году, когда поняла, что он ей изменяет. Уехала вместе с детьми. Оставила ему в Туркмении квартиру, а сама вернулась в Бураново к старенькой маме. В 1998-м году, работая на циркулярке, потеряла руку. Сейчас, поднимаясь на сцену, надевает протез.

Один из сыновей умер, второй не живет ладом со своей семьей.

Так что спасают песни и подруги – «бурановские бабушки». Когда уезжает на гастроли, за домом и курочками присматривает сноха.

Исполнитель патриотических песен Рамиль Нуриманов в Интернете узнал, что у Валентины Семеновны нет руки, и ее мучают фантомные боли . Рамиль предложил знакомого врача - иглотерапевта. Лечение Валентине Семеновне пока не помогло. Зато врач с певцом накололи дров. Тоже неплохо.

РЫЖИЕ БЕЛЫХ ОБИЖАЮТ

У «бабушки» Грани Ивановны Байсаровой - богатый огород : грядки высокие, как матрасы. В теплице подрастают баклажаны, помидоры, огурцы. Цветов - будто сад на вилле Ротшильда в Монако.

Куры под стать огороду - толсты и красивы. Только «рыжие белых обижают», потому что белые поменьше ростом.

Граня Ивановна вяжет парадные чулочки с узорами для всех «бурановских бабушек».

Зоя Сергеевна Дородова 36 лет отработала дояркой . Как-то весной муж в пьяном угаре пошел по тонкому льду через пруд, оказался в воде у самого берега, а плавать не умел. Остались они жить втроем в бабьем царстве: бабушка, сама Зоя Сергеевна и дочь Оля.

Но, при этом, еще сами дом построили. «Мне нового мужа не надо было, у самой сила мужская была» , - говорит певунья.

ЛАПТИ ДЛЯ БАБУШЕК

В Бурановском ДК, где обитают «бабушки», есть музей национальной культуры, а руководит им Алевтина Геннадьевна Бегишева . Она тоже поет вместе со всеми. В музее экспонаты не пылятся: прясть пряжу, плести тесемки, играть на гуслях – народным премудростям приходят сюда учиться и молодежь, и пожилые.

Костюмы бабушек – тоже живая история. Например, монисто у Алевтины Геннадьевны – из монет середины 19-го века. Эту деталь гардероба носила еще ее прабабушка.

А лапти плетет в свободное от вахты время муж Алевтины Бегишевой, механизатор Илья . Учился у деда из дальнего села, который показал, как заворачивать края. Когда ходит драть лыко в лес, важно найти молодые липки без единого сучка, какие растут в чащобе - густо, как камыши. Из нарезанных десяти концов за вечер можно сплести пару лаптей.

Лапти на ноги, и – на Евровидение!

ТРУДНО ЖИТЬ СО ЗВЕЗДОЙ?

У маленькой, симпатичной бабушки Натальи Яковлевны Пугачевой , что сыплет шутками-прибаутками, тоже муж жив-здоров. Как познакомились? «Я работала дояркой, он - бригадиром. Однажды на ферме меня и поймал» . Того, что муж постоянно поглядывал на сторону, Наталья Яковлевна старалась не замечать. «Четверо детей было, а характер у меня слабый» , - смеется старушка.

Теперь все наоборот: бабушка ездит на гастроли, а Афанасий Афанасьевич вынужден смотреть за хозяйством. Каждый раз со скандалом отпускает жену на выступления. Трудно жить со «звездой».

Монисто у Натальи Яковлевны попроще - всё из... советских рублей. Свое старинное украшение в шесть рядов она дала знакомой надеть на свадьбу, а та дорогое ожерелье не вернула. «Потом сама ушла в сырую землю. Где искать концы?» - вопрошает бабушка-малютка.

А, впрочем, бабушка не унывает: «Бог меня воспитывает. Живу хорошо! Корова, куры, индюшки есть! Пою - и сердце стучит лучше» .

ВСЕ ВМЕСТЕ СТРОЯТ ХРАМ

Пенсия у бурановских бабушек – от 6 700 до 10 000 рублей. Подъем у многих в 5.30 утра, а как же – хозяйство! Доят и кормят скотину, а песни помогают им справиться с домашними хлопотами.

«У кого газа нет - надо еще печку растопить. Дрова наколоть, воду принести: вода дома не у всех. Управимся с хозяйством - и в магазин. А там часам к десяти - в клуб. Репетируем, потом поговорить: кто что посеял, какие носки связал, обменяемся узорами, чай попьем…»

Возраст такой, что, по собственному признанию старушек, они дружат как в садике.

Зимой все бабушки стараются вставать на лыжи. Приезжают в лес, разводят костер, варят пельмени, заваривают чай. «Шашлыки у нас есть не принято, нам свое блюдо, удмуртское, нравится - пельнянь. Пель по-удмуртски ухо, нянь - хлеб» .

Собирают сообща деньги на храм . Весной уже будет залит фундамент и начнется строительство. Будет храм трехглавый, из красного кирпича.

ПУЧЕКО, ПУЧЕКО...

Так в чем секрет «бурановских бабушек»? Почему они так популярны? Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип. Евровидение сходит с ума.

А они даже нот не знают.

Говорят, что когда-то очень давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы , в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, отсюда такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии? Ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?

Есть и менее романтическая версия. Несколько последних лет Европа переживает бум - моду на фольклор. Но это не фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки.

У музыкальных критиков еще более приземленная версия происходящего. «То, что "Бурановские бабушки" выиграли российский отбор на Евровидение – это, скорее, жест отчаяния. Российская попса настолько чудовищна, настолько беспросветна и неконкурентоспособна, что, я думаю, и эксперты, которые голосовали на этом национальном финале, и зрители, провели, так сказать, голосование протеста, голосование против попсы, а не за этническую музыку» , - считает Артемий Троицкий . Но это критик с его очень умными теориями. А, может быть, все намного проще?

Вдумайтесь - о чем поют эти бабушки? Вот перевод песни, с которой они вышли в финал Евровидения: «Мужа нет. Как вскопать огород одной? Как научить молодого жеребенка пахать? Как наткать тонко? Как накормить детей? Как жить дальше? Пучеко… пучеко…» («Пучеко» – по-удмуртски, неровная, с узелками, пряжа. В переносном смысле – трудная, с ошибками, не во всем удавшаяся жизнь).

На сцене у бурановских бабушек нет наигранных и срежиссированных чувств. За плечами у каждой - нелегкая судьба. О невыдуманном и поют.

Вот и весь секрет.

Они – НАСТОЯЩИЕ!

По материалам СМИ подготовил Олег СОЛОДУХИН .

Фото с сайта «Бурановские бабушки» .

Бурановские бабушки состав.



Галина Николаевна Конева , 73 года. Её называют "мамой коллектива". Всю жизнь проработала в детском саду воспитателем. Дома коллекционирует кукол, сама для них шьёт одежду. Галина Николаевна - заядлая лыжница, у неё первый взрослый разряд по лыжному спорту. Двое сыновей и дочь.

Граня Ивановна Байсарова , 62 года, любит мастерить руками. В 1975 году переехала жить в Бураново вместе со всей семьёй. До этого работала на одном из заводов Ижевска . По профессии - штукатур-маляр. Работала в совхозе дояркой. Очень любит вязать. Воспитала шестерых детей, сейчас подрастают восемь внуков.

Наталья Яковлевна Пугачёва , 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Её называют Пугачёвой коллектива. Образование - всего несколько классов школы. Всю жизнь прожила в селе Бураново. Работала в местном колхозе. У неё четверо детей, четверо внуков и уже шесть правнуков. Очень плохо знала русский язык, но когда начала выступать с "бабушками", он ей дался просто. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.

Валентина Семёновна Пятченко , 74 года - филолог "Бурановских бабушек". За плечами Валентины Семёновны 21 год работы учителем русского языка и литературы в Туркмении. Но случилось так, что пришлось вместе с детьми возвращаться в родное Бураново. Начала работать в школе учителем. Потеряла правую руку - попала в циркулярную пилу. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.

Екатерина Семёновна Шкляева , 74 года – самая спокойная и послушная певица. Родилась в Бураново. Долгие годы проработала штукатуром на ижевском заводе. После смерти мужа вернулась в родное село. Устроилась работать в колхоз. После выхода на пенсию занялась пением. У Екатерины Семёновны трое детей, пятеро внуков и один правнук. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".

Алевтина Геннадьевна Бегишева , 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". По образованию бухгалтер, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Последние 4 года руководит музеем в доме культуры Бураново. За это время коллекция пополнилась старинными редкими экспонатами. Муж Алефтины Геннадьевны по просьбе жены научился вязать лапти и обул всех "бабушек". Вместе они воспитывают троих детей.

Зоя Сергеевна Дородова , 71 год - главный повар коллектива. Зоя Сергеевна после смерти мужа вернулась в Бураново. Всю жизнь проработала поваром-пекарем. Сначала в школьной столовой, затем в частной конторе. В Бураново о Зое Сергеевне говорят, что вкуснее её выпечки во всём селе не сыскать.

Ольга Николаевна Туктарёва , 43 года. Руководитель коллектива "Бурановские бабушки". Ольга Николаевна является автором всех переводов известных песен, исполняемых "бабушками". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.

Глава республики Александр Волков подписал указ о присвоении почётного звания «Народный артист Удмуртской республики» участникам творческой группы «Бурановские бабушки». В указе сказано, что артистки удостоены этого звания «за большой вклад в развитие искусства и высокое исполнительское мастерство». Звания получили пенсионерки Наталья Пугачева, Граня Байсарова, Зоя Дородова, Галина Конева, Екатерина Шкляева, Валентина Пятченко, методист Бурановского сельского Дома культуры Алевтина Бегишева, художественный руководитель коллектива и директор Бурановского сельского Дома культуры Ольга Туктарева.

Прошлого века, когда детского сада Галина Конева создала ансамбль, который выступал в сельском клубе с русскими народными песнями. Однако особого успеха не было, поэтому в репертуар были включены песни на удмуртском языке, которые пришлись односельчанам по душе.

Сегодня в состав группы входит 12 человек, но в силу возраста и состояния здоровья на гастроли выезжают только 8 участниц: Граня Ивановна Байсарова, Алевтина Геннадьевна Бегишева, Зоя Сергеевна Дородова, Галина Николаевна Конева, Наталья Яковлевна Пугачева, Валентина Семеновна Пятченко, Екатерина Семеновна Шкляева, а также художественный руководитель – директор Ольга Николаевна Туктарева. Средний возраст бабушек – 68 лет, причем самой старшей из них 86 лет, а самой молодой участнице - 43 года.

«Бурановские бабушки» выступают в национальных удмуртских костюмах: платья из самотканого материала, многие из которых перешли исполнительницам по наследству, съемные нагрудники, пояса, вязаные чулки и лапти. Обязательный атрибут наряда - монисто – ожерелье из серебряных монет, среди которых встречаются экземпляры Екатерининской эпохи.

Широкая известность пришла к ансамблю после участия в фестивале «Новая Древней земли» и Дне родного языка, проходившем в Ижевске в 2008 году. «Бурановские бабушки» спели на удмуртском языке песни Бориса Гребенщикова «Город золотой» и Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце». Кто-то из зрителей снял выступление на мобильный телефон и выложил в интернет, после чего бабушки обрели популярность. Затем были переведены и записаны песни The Beatles, в том числе Yesterday и Let It be.

В 2009 году «Бурановские бабушки» выступили на юбилее Людмилы Зыкиной, а затем контракт с директором «Дома Людмилы Зыкиной» Ксенией Рубцовой, которая стала продвигать их на телевидение для участия в различных шоу, юбилейных и сборных концертах, и сегодня является продюсером коллектива.

В 2010 году ансамбль принял участие в российском отборочном туре конкурса «Евровидение» с песней «Длинная-длинная береста и из нее айшон», где заняли 3 место. В 2012 году их песня Party for Everybody принесла им победу в национальном отборе «Евровидения-2012».

Практически все бабушки, за исключением Ольги Туктаревой, на пенсии. Они занимаются хозяйством, трудятся в огороде, ухаживают за домашним скотом. «Бурановские бабушки» чтят и хранят традиции своего народа. Их силами в селе Бураново был открыт музей национальной культуры, экспонатами которого стали предметы одежды и домашнего обихода, возраст которых насчитывает до 200 лет.

Кроме того, «Бурановские бабушки» организовали строительство в селе храма на месте разрушенного в время. Именно это является для коллектива мощным стимулом, и все средства, вырученные от концертов, гастролей и различных телешоу, участницы ансамбля направляют на восстановление .

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.

Директор ООО "Дом Людмилы Зыкиной" и продюсер известной группы "Бурановские бабушки" Ксения Рубцова пригласила в ее состав профессиональных артистов, после чего прежние бабушки, выступавшие на "Евровидении-2012" с песней Party for Everybody, отказались выходить на сцену.

Пресс-секретарь коллектива Светлана Сырыгина рассказала "РГ", что в обновленный состав "Бурановских бабушек" вошли бывшие солистки государственного академического ансамбля песни и танца Удмуртии "Италмас" и республиканского театра фольклорной песни "Айкай" Анна Прокопьева и Валентина Серебренникова, а также Екатерина Антонова, бывший руководитель ансамбля гармонисток Малопургинского района Удмуртии "Арганчи".

По словам Сырыгиной, одной из причин обновления группы стал возраст ее основных участниц, большинству из "Бурановских бабушек" за 70, им тяжело выдерживать гастрольный график и жить кочевой жизнью артиста в постоянных разъездах на самолетах и поездах.

Постоянные концерты, съемки на ТВ, разъезды отнимают много сил даже у молодых. После того как группа обрела мировую известность, поступало много просьб от артистов помоложе взять их в коллектив, и было решено дать им возможность выступать под брендом "Бурановские бабушки", - рассказала Сырыгина.

По мнению Рубцовой, говорить о "старом" и "новом" составе коллектива вообще нельзя, потому что его участниц изначально было больше, чем тех, что появлялись на сцене и в телеэфире. Ансамбль "Бурановские бабушки" был создан в одноименном селе 40 лет назад, и некоторых его участниц, например автора песен Елизавету Зарбатову, скончавшуюся в январе, широкая публика вообще никогда не видела.

В составе группы, которая после "Евровидения" принимала участие в гастролях, было 8 человек. Не всегда артистки выступали именно в таком составе, иногда он менялся в зависимости от состояния здоровья или от загруженности бытовыми делами. Еще раз подчеркну, "Бурановские бабушки" - это проект, а не отдельный коллектив сельского клуба, - пояснила Рубцова.


В последние месяцы артистки из Буранова готовились к выступлению на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве, где 7 декабря пройдет фестиваль народных творческих коллективов России. После новости об обновлении состава группы выступление "Бурановских бабушек", какими их привыкли видеть зрители, оказалось под вопросом. Худрук коллектива Ольга Туктарева рассказала "РГ", что бабушки, которые завоевали второе место на "Евровидении-2012" в Баку, не будут выходить на сцену вместе с новыми участницами.

Мы всегда говорили, что будем выступать, пока не достроим храм, после этого прекратим гастроли, потому что бабушкам тяжело столько ездить по концертам. Мы не против, чтобы кто-то после нас выступал под брендом "Бурановские бабушки", но, пожалуйста, дайте нам возможность закончить строительство, - рассказала Туктарева.

В своих интервью бабушки неоднократно заявляли, что все деньги, заработанные на сцене, потратят на восстановление церкви Святой Троицы, построенной в селе Бураново в 1895 году и разрушенной в 1930-х. Ее восстановление бабушки начали сразу после того, как стали знаменитыми. Сегодня готово само здание храма, открытие которого запланировано на 12 октября, но на внутреннюю отделку нужны еще 2 млн рублей. По словам Туктаревой, в этом году бабушки выступали в течение 8 месяцев, но "ни копейки на храм" им не выделили. Теперь деньги, которые нужно отдать подрядчикам, пенсионерки планируют заработать самостоятельно.

Ксения Рубцова рассказала корреспонденту "РГ", что "Дом Людмилы Зыкиной" действительно выделял деньги на строительство церкви. С 2009 года на стройку потрачено 12 млн рублей, но это было добровольное желание коллектива продюсерского центра помочь бабушкам.

Строители готовы открыть храм в октябре и продолжить работы по внутренней отделке. На завершение всех работ необходимо еще 5,3 млн рублей. О том, сколько вложили артистки, нужно спросить у них, поскольку за каждый концерт, каждый выезд на съемку они получали гонорары. Их я выдавала Ольге Туктаревой. А вкладывать деньги в строительство церкви или куда-то еще, - это их право, - сказала Рубцова.

Она также рассказала, что концерт в Кремле состоится в любом случае, даже если бабушки, участвовавшие в "Евровидении", не приедут в Москву.

Мы с уважением относимся к той большой работе, которую провели бабушки, но нельзя забывать и о тех людях, которые стоят за кадром. У нас не было цели делать "звезд" из отдельно взятого коллектива сельского клуба. Изначальная цель проекта - показать ценность бабушек для жителей разных стран, объединить людей, которые называются теплым словом "бабушка" и, конечно, рассказать всей России, миру о маленьком удмуртском народе, его культуре и традициях. Проект "Бурановские бабушки" должен расти дальше, это нормально. Ненормально, с нашей точки зрения, губить востребованную обществом, зрителем идею и творческое начало, - считает продюсер.


Валентина Пятченко, участница первого состава "Бурановских бабушек"

Мы не хандрим. Нехорошо ругаться или на кого-то обижаться. Мы ездим, выступаем, понемногу зарабатываем. Под своим именем. Пусть и они выступают под нашим именем, только пусть нашими голосами не поют, мы их об этом попросили. А насчет гонораров скажу: мы же первые три года вообще ничего не получали на руки. Потом уже два года нам давали по 5000 рублей за концерт. Мы ничего себе не оставляли - как мы можем, если у нас церковь не достроена.

И сейчас мы чувствуем себя хорошо. Нам болеть и обижаться некогда, надо зарабатывать на церковь, нам еще так много денег нужно! Мы должны достроить храм - это наше общее решение. И пусть в итоге получилась не очень приятная история с продюсером, но ведь благодаря ей мы так прославились сами и прославили родное село, увидели весь свет. Ей за это большое спасибо.