Традиционный танец италии. Итальянские народные танцы. Итальянские танцы в истории мировой хореографии

Итальянские танцы представляют собой выражение души, и всей характерной натуры итальянцев, как нации. А танцевать итальянцы очень любят.

Считается, что название популярного итальянского танца по имени тарантелла происходит от имени одного из итальянских городов – Таранто. Любителям экзотики, однако, нравится думать, что это название родилось из жуткого и древнего средневекового обряда, во время которого обреченного человека закрывали в небольшой комнате, полной ядовитых пауков-тарантулов. Жертва принималась прыгать, избегая укусов, а мучители снаружи задавали темп этим отчаянным прыжкам, играя на барабане. Сначала медленный, ритм всё убыстрялся, жертва невольно следовала ему, в результате падала в изнеможении. Третья теория возникновения тарантеллы опять же касается вредоносных тарантулов, которых действительно было слишком много на юге Италии, и которые обвинялись в странной болезни, происходящей якобы от их укусов. Единственное лекарство – безумные скачки для того, чтобы разогнать кровь и победить этим действие яда.

Мрачная средневековая церковь, и без того обвинявшая женщин во всех смертных грехах, назвала тарантеллу воплощением женской похоти, что стало поводом для запрета на этот танец . Но народную песню, разумеется, ни убить, ни задушить невозможно, тарантелла становилась всё популярней, дошло до того, что сам кардинал повелел исполнять весёлый танец при своём дворе.

Распространилась за пределы Италии, даже в Нидерландах крестьяне порой бросали все домашние дела для того только, чтобы предаться безумным пляскам. Современные учёные обвиняют их в том, что неистовый танец стал просто поводом для того, чтобы устроить незапланированную разнузданную пирушку и немного сбросить с себя груз вечных забот. Многие находят весьма схожими движения итальянской тарантеллы и знаменитой лезгинки. Ведь кавказская так же, как и ее итальянский собрат имеет с арсенале множество прыжковых и скочковых элементов, и невероятную скорость движений ногами. Ну и, конечно, нельзя не отметить схожесть манеры исполнения танца с точки зрения характера - это невероятный темперамент при всей своей внешней грациозности.

Ещё один народный итальянский танец, основанный на прыжках и подскоках – сальтарелла. Он очень популярен в Романьи, Сан-Марино и Абруццио. Начало тихое и медленное: партнёр вежливыми поклонами приглашает даму на танец, а та кокетничает и делает вид, что ей совсем не хочется танцевать . Затем звучит удар барабана, служащий сигналом к началу прыжков. Темп сальтареллы постоянно увеличивается, поэтому хорошая физическая форма и сила партнёров только приветствуется. Есть и хороводные разновидности сальтареллы, во время исполнения которых, все участники стоят в плотном кругу, тесно прижавшись и наклоняясь вперёд, соприкасаясь головами и плавно раскачиваясь в ритме движения ног. А в Марче сальтарелла исполняется под удары бубна, которые должна производить почему-то непременно пожилая женщина.

Считается, что традиционные итальянские танцы начали формироваться в XV веке. До этого танцевальные движения итальянцев не отличались разнообразием и не имели четких закономерностей и правил.

Эпоха Возрождения изменила отношение к Богу и к культуре в целом. Изменился характер итальянских танцев – появилась легкость, плавность, быстрота в движениях. Шагообразные плавные комбинации стали переходить в так называемые балли – легкие движения в быстром темпе. В танцах появился символизм – держа полную стопу на полу, танцующий как бы соединялся с Землей, вставая на носки – стремился к Божественному.

Знатные итальянцы приглашали хореографа Гульермо Эбрео (Guglielmo Ebreo da Pesaro) и Доменико делла Пьяченца (Domenico della Piacenza) известного в XV веке теоретика по танцевальному искусству, для создания культурного наследия страны. Благодаря этим людям появились новые танцевальные движения, старые танцы были переработаны, многие па были взяты из культуры других народов.

Представляем для вас список самых зажигательных старинных и современных итальянских танцев:

Гальярда (Gagliarda) – в переводе «веселый» – считается старейшим танцем в Италии. Гальярду исполняли в паре или соло. Основными чертами танца являются скачки и комбинация пяти па. Со временем Гальярда приобрела обыденную чопорность придворных танцев, стала медленной, а к концу XVII века перешла в музыку. После Италии этот танец получил распространение в других станах западной Европы. Гальярда была любимым танцем английской королевы Елизаветы I, и несмотря на быстроту темпа, она танцевала его и в немолодые годы.

  • Смотрите также:

Тарантелла (Tarantella) – зажигательный энергичный танец, популярный в южной италии, особенно в Калабрии и на , хотя классическим вариантом считается неаполитанская тарантелла.

По одной из версий название танца происходит от названия итальянского города Таранто. Согласно другой легенде, тарантелла была способом излечиться от безумия, вызванного укусом тарантула «тарантизма». Быстрый темп, скачки танца якобы помогали разгонять кровь и противодействовать яду паука. В XVI веке по улицам гуляли специальные оркестры, под музыку которых народ часами танцевал тарантеллу. Пары или отдельные танцоры образуют круг во время танца, двигаясь по часовой стрелке, потом неожиданно меняя направление.

Музыка для танца игралась на гитарах, флейтах, ударных или клавишных инструментах, часто сопровождаясь пеним и тамбуринами или кастаньетами в руках танцоров. В средневековье церковь сочла танец воплощением женской похоти и запретила его. Но уже во времена кардинала Барберини танец вновь был разрешен и стал исполняться при дворе. В наше время тарантеллу иногда танцуют на итальянских свадьбах и на Notte della Taranta фестивале проходящем в Мелпигнано.

Пиццика (Pizzica) – один из видов тарантеллы, родом из Саленто, широко распространенная в , Базиликате и Калабрии.

Так и тарантеллу, пиццикатанцуется в кругу, сопровождаемая жестикуляцией рук и резкими поворотами. Но в отличие от тарантеллы, пиццику исполняют только дуэтом.

На праздниках в кругу семьи, пару могут составлять однополые родственники. В былые времена обязательным атрибутом танца был платок на плечах женщины. Сам танец похож на ухаживание, когда дама ускользает, а кавалер старался добиться ее расположения, а именно забрать платок. Существует вариант танца с мечами, когда разыгрывались сцены сражений и дуэлей.

Бергамаска

Бергамаска (Bergamasca) был танцем крестьян провинции , но быстро стал популярен среди других сословий западной Европы.

Например, заключительным танцем в первой сцене пятого акта комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» был именно бергамаска. Это ритмичный, оживленный танец под соответствующий четкий музыкальный аккомпанемент. И хотя танец вышел из моды, осталось богатое музыкально наследие в композициях Баха, Дебюсси, Росси и других композиторов.

Сальтарелла

Сальтарелла (Saltarello) – популярный в эпоху Возрождения музыкальный жанр, в XVIII веке возродившийся в качестве танца. С итальянского saltare переводится как «прыгать», что отражено в движениях танца – прыжки, поклоны и обороты.

Танец начинается медленно, кавалер приглашает даму на танец, а та делает вид, что не хочет танцевать. После раздается сигнал к началу активных движений, и по ходу танца темп музыки нарастает. С середины XX века сальтарелла популярен на свадьбах, праздниках в честь завершения сбора урожая и карнавалах. Музыка сальтареллы дошла до нас в сюитах и увертюрах Берлиоза, Мендельсона, Кастельоно.

Павана

Павана – медленный придворный бальный танец, который в XV веке пришел на смену бас-дансу.

Павана (La pavana) отличалась изяществом движений, вычурностью манер и торжественностью. Придворные облачались в парчу и бархат, кавалеры носили плащи и шпаги, а платья дам украшали шлейфы. Весь танец состоит из простого или двойного шага, или их комбинации, с периодическими реверансами и сменой положения партнеров. Павану танцевали в начале празднеств и на балах, в народ он не ушел. Считается, что танец появился в городе Падуя и также его название схоже с латинским вариантом слова «павлин» – «pavo».

Танцы Сардинии

Народные танцы исполнялись, как правило, во время религиозных праздников, в честь удачного урожая или охоты. Часто танцевали вокруг костра, взявшись за руки, тем самым символизируя единение с коллективом. Некоторые танцы, например ballu antigu танцевали без музыки, под пение одного человека. Танец ballu tzivile напоминает движениями польку или мазурку, а во время танца serpentina танцоры образуют своеобразную змейку.

Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare - «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного мастерства.

Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

У многих из нас Италия ассоциируется с черно-белыми фильмами, где играли незабвенные Софи Лорен и Марчелло Мастроянни: зажигательный итальянский темперамент, отчаянная мимика, оживленная жестикуляция, смех сквозь слезы, кипящие страсти, песни и… танцы. Вот именно о танцах и пойдет сегодня речь. Причем у каждого региона Италии есть свой танец.

Танец в Италии всегда считался обязательным компонентом сбора народа по какому-либо случаю: праздника, ярмарки, свадьбы, карнавала, празднования урожая винограда… Танцующие получали удовольствие от процесса, а в сторонке остальные просто наслаждались кружащимися в вальсе парами. До сих пор в итальянских городках - особенно летом - организовывают праздники, где каждый желающий может потанцевать: только, к сожалению, вальсирует или лихо отбивает чечетку в основном пожилая публика, да весело прыгает рядом детвора!

Зимой танцы организовывали в закрытых помещениях, зато летом наступало раздолье: танцевали на свежем воздухе, на городских площадях, на природе и даже … на угольных складах! Очень по-итальянски, не правда ли? Ну, и как всегда в Италии, у каждого региона есть свой типичный танец или, если хотите, манера танцевать. На севере Аппенинского полуострова танцы похожи на многие танцы северной Европы, более современные, с варьирующимся темпом.

На юге страны пляшут по-простому, незатейливо и памятуя о традиционных танцевальных движениях. В центре Bel Paese особенно популярны народный saltarello (от итальянского "прыгать") и самозабвенная tarantella. А вот происхождение архаичных плясок родом с Сардинии до сих пор неизвестно. Подавляющее большинство народных итальянских танцев восходит к XVI веку, когда буржуа начинают "удаляться" от народа, обосабливаться, танцевать по-европейски в отличие от народных совсем незамысловатых традиционных плясок, что танцуют крестьяне и ремесленники.

За пределами Италии, наверное, больше прочих известны тарантелла и сальтарелло. Тарантелла, распространенная в южной части страны, была поначалу танцем-ухаживанием. С историей тарантеллы связано много легенд: своим именем этот танец обязан южноитальянскому городу Таранто, а также виду паука, тарантулу, от укуса которого, как считалось, и помогал этот танец. По Италии XVI века странствовали специальные оркестры, под игру которых и плясали укушенные пауком - больные тарантизмом! Музыка тарантеллы, зачастую импровизированная, характеризовалась чрезвычайно живым ритмом с резкими переходами и бесконечными повторениями, оказывающими чуть ли не "гипнотическое", излечивающее действие по выводу яда из организма, как верили в народе.

Итальянский танец pizzica-pizzica (от слова "щипать"), хоть и более раннего происхождения, очень похож на тарантеллу и тоже родом из Саленто. Обязательный элемент этого танца-ухаживания - это платок, который женщина дарит мужчине. Сальтарелло - типичный римский танец, возникший в XVI веке, но очень популярный в центральной Италии и поныне. Есть и региональные вариации этого танца, например, сальтарелло из Болоньи или области Эмилья-Романья. Это один из самых старинных народных танцев, исполняемый парами или группами шаркающими движениями. Как и в случае с тарантеллой, ритм здесь задает тамбурин.


Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.


Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.


Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.


Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.

Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.


Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.

Как и во многих странах мира, на территории Италии имеются традиции в танцевальном искусстве, которые стараются поддерживать и не забывать.

Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.

Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.

Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.

Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.


Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.

Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.


Основными особенностями итальянских танцев с их многовековой историей являются скорость движений, простота движений, а также чувство ритма. Причем, речь идет не столько о народных, как о традиционных танцах, ведь в каждом регионе Италии есть свой уникальный танец.

Танец Тарантелла

Тарантелла - тип танца, характерный для южных регионов страны. Первоначально он был связан с явлением «тарантизм» – массовыми истерическими эпидемиями в Германии, Голландии и Италии. Этот психоз выражался в виде продолжительных, буквально доводящих до изнурения судорог и непреодолимого желания танцевать. Именно этот танец назывался тарантеллой. Считалось, что к подобным судорогам приводит укус тарантула, а танец был создан, чтобы имитировать судорожные движения укушенного – якобы только такая стремительная необузданная пляска могла разогнать кровь и спасти от яда.

С некоторыми вариациями и небольшими различиями в костюмах, Тарантелла встречается в нескольких регионах Италии, причем в каждом городе или регионе под нее есть своя музыка.


На самом деле существуют различные виды тарантеллы, которые были названы в честь их места происхождения. Наиболее известными являются тарантелла неаполетана, тарантелла калабрезе, тарантелла сицилиана, тарантелла пульезе, тарантелла лукана.

Этот тип фольклорного танца широко распространен практически по всему югу Италии, Различия кроются не только в названиях, но и в музыке, а также движениях (но обязательно танец темпераментный и быстрый). Тарантеллу танцуют как соло, так и в паре. В 17 веке для тарантеллы был характерен музыкальный размер 2/4 или 4/4, но позже более традиционным стал размер 3/8 или 6/8. Некоторые местные разновидности тарантеллы получили большую популярность и распространение, чем другие: это касается, в первую очередь, тарантелле из Пиццики, Апулии или Неаполя. Большинство из подобных региональных версий танца, как правило, исполняется в паре (причем пара необязательно состоит из женщины и мужчины) или в группах по четыре человека.
В некоторых районах танцоры используют кастаньеты во время выступления, но более общепринятыми являются барабаны, волынки, аккордеоны, скрипки, мандолины, трубы и тамбурины.

Итальянская пиццика

Как считает большинство историков, танцевальные традиции в Италии зародились довольно поздно - в XV веке. Ранее танцы на Апеннинском полуострове представляли собой простые движения, в которых не было четкой закономерности. Народные танцы также начали приобретать те черты, которые сохранились до современных дней, как раз в это время.

Пиццика - это традиционный танец, который впервые появился в Апулии. Первые упоминания о пиццике относятся к концу 18 века, когда дворянка из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.


Этот танец напрямую связан с коллективным участием в явлении «тарантизм». После того, как человека кусал тарантул (или ему казалось, что его укусили – такое было нередким, учитывая массовый психоз), музыка и неистовый танец был единственным вариантом спастись. Люди верили, что бешеные движения танца разгоняют кровь и разжижают яд в ней. Поэтому все и танцевали тарантеллу или пиццику. Музыканты играли для укушенного человека, который танцевал до тех пор, пока эффект яда не разрушался. Очень часто этот танец исполняли всей деревней. Другими словами, танцевать пиццику – начало означать некое освобождение.
Обычно пиццику исполняют в паре. Однако, учитывая, что его принято исполнять во время семейных праздников, то пару могли образовывать родственники одного пола. Технически же у пиццики есть много общих моментов с тарантеллой: это круговой танец, сопровождающийся жестами руками и кистями, а также выразительными поворотами. Существует также постановочная пиццика с мечами.

Сегодня пиццику в основном танцуют во время сагры (праздник-ярмарка) в области Саленто. Причем, люди танцуют его в кругу. Несмотря на то, что пиццика является традиционным, фольклорным танцем, она привлекает многих молодых людей в последние несколько лет. Танец существенно «обновился» путем смешивания современных ритмов с традиционными движениями, а также с некоторыми более чувственными шагами.

Когда-то практически все итальянские танцы, обилующие прыжками, назывались сальтарелло (название произошло от итальянского слова saltare – прыгать). Поэтому сегодня историки затрудняются с точным определением темпа и размера этого танца, поскольку в документах сохранилось огромное разнообразие их описаний. Первое документальное упоминание о танце сальтарелло восходит к 12 веку, но в бальных залах танец начал встречаться только в 16 веке. Во время придворных танцев быстрый сальтарелло обычно ставили сразу после медленной паваны.

Популярность сальтарелло пришлась на 60-е годы 19 века, когда в сельской местности Италии было принято устраивать пышные роскошные свадьбы и праздники по случаю окончания сельскохозяйственных работ.

Сальтарелло является самым популярным из всех танцев, подобных тарантелле, в центральных регионах Италии. В Абруццо, Лацио, Марке, Умбрии и Молизе, Этот танец, как правило, исполняли в паре, и по этой причине он отличается от фольклорных танцев Эмилия-Романья, Тоскана и области Адриатики, где люди в основном танцевали втроем. У сальтареллo может иметь очень древнее происхождение: некоторые считают, что об этом танец знали даже в Древнем Риме. Технически сальтарелло представляет собой поочередное исполнение двойных шагов и поклонов, что очень напоминает гальярдо.


Зачастую для подобных танцев и сейчас надевают специальные костюмы, которые или бережно хранятся в течение десятилетий, или производятся специалистами-умельцами, которые до сих пор придерживаются старых методов производства. Это помогает воссоздать специфическую атмосферу, при которой как будто переносишься на столетия назад. У таких танцев нет магической силы, как раньше считали люди, но в них определенно есть что-то особенное. В этом танце буквально передается жизнерадостность наших предков.