Контрольные работы по литературному чтению (4 класс). Рабочие материалы. Пословицы и поговорки

ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ
4 класс

1. Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества.

2. Почему ряд жанров устного народного творчества называют малыми фольклорными жанрами?

3. Приведи пример малого фольклорного жанра особенно запомнившегося тебе.

4. Распредели с помощью цифр имена былинных героев в порядке старшинства:

А) Илья Муромец;
Б) Святогор-богатырь;
В) Алёша Попович;
Г) Добрыня Никитыч.

5. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний?

А) Младший;
Б) средний;
В) старший.

6. Назови имена традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

7. Запиши названия (1–2) сказок с участием животных, где слабые, объединившись, побеждают сильных, злых.

А) С.В. Михалков;
Б) И.А. Крылов;
В) Л.Н. Толстой;
Г) Жан де Лафонтен.

9. Запиши название басни, которая тебе особенно запомнилась.

10. Перечисли фамилии поэтов (2–3), чьи произведения о зиме ты читал.

11. В какой из сборников ты поместишь В. Бианки?

А) Повести;
Б) рассказы;
В) сказки-несказки.

13. К чьим советам при выборе книг ты особенно прислушиваешься?

А) Товарищей;
Б) учителя;
В) библиотекаря;
Г) родителей.

14. Книги по какой тематике ты любишь больше читать и почему?

Суд Соломона

Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.

(356 слов)

(Пересказала В. Смирнова)

Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время происходят события, описанные в тексте?

А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.

2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?

А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.

А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.

4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.

А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.

6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?

А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.

7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?

А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.

8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?

А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.

9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.

10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?

А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.

11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?

12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?

13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?

14. Объясни значение выражения соломоново решение.

Правильные ответы к заданиям

1 А
2 В
3 А
4 4,1,3,2
5Мудрости
6 В
7 Б
8 В
9Однажды пришли к нему две женщины
10 А
11Она пожалела ребёнка
12
13Добро и зло
14Мудрое решение

Диктант


Весенний вечер.
Подходит время ночи. За вершинами высоких сосен и елей скрывается солнце. Дышит и оживает земля, сходит снег. Пушистые шапки одна за другой падают с сосен и елей. Пахнет весенними почками. Пробудилась талая земля от зимнего сна.

Много звуков в весеннем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокой сосны громко воркует дикий голубь. Страшно ухнул и захохотал филин. Наступила тишь.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Задания:


  1. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения. Дать характеристику предложению.

  2. Выполнить морфемный (по составу) анализ слова - наступила

  3. Во втором предложении у существительных указать падеж.

^ Схема анализа проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения уч-ся 4 классов
Дата проверки: ________________

Класс___________ УМК ____________________________


^ Кол-во проверенных учащихся

Выполнили работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Отметка «5»_______________________________________ чел _____%

Отметка «4» _______________________________________ чел. _____%

Отметка «3»_____________________________________­­___чел._____%

Отметка «2»________________________________________чел. ____%
Процент успеваемости ______%

Процент качества знаний ______%

Учитель: ____________________ Ассистент: ___________________

4 класс

^ КАРТОЧКА УЧЕНИКА.
Ф.И. ученика _____________________УМК ________________________________
Две лягушки.

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.

Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.

«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».

И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.

«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.

А вторая лягушка осталась лежать в горшке.

И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
(Л. Пантелеев)
^ Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где жили подруги-лягушки? Подчеркни правильный ответ.

В погребе;

в канаве;

в парке.
^ 2. В какое время суток подруги вышли погулять?

вечером;

3. Зачем лягушки забрались в погреб?

Чтобы полакомиться сметаной;

из погреба очень вкусно пахло;

лягушкам захотелось узнать, что в погребе.
^ 4. Почему одна из лягушек утонула?

Ответ: __________________________
5. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

решила доплыть до края горшка;

решила бороться до конца со смертью;

решила сбить масло из жидкой сметаны.
^ 6. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?

ничего у тебя не выйдет;

придумываешь;

фантазируешь.
7. О чём главном хотел сказать нам автор?

Об опасности, которая может подстерегать в погребе;

о вкусных запахах из погреба;

о правилах поведения в сложных ситуациях;

о том, что никогда не нужно падать духом.
^ 8. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

«Сказочные истории»;

«Рассказы о природе»;

«Рассказы о животных».
^ 9. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка уровня начитанности:
^ 1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества. Правильный ответ подчеркни.
Сказки;

летописи;

пословицы;

^ 2. Определи жанр произведения. Правильный ответ подчеркни.
Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри:

Думу думали, раздумывали,

По нарядам снарядились.
Сказка;

летопись;

^ 3. Запиши имя одного из былинных героев.

________________________________
4. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ 5. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина? Правильный ответ подчеркни.
«О братьях наших меньших»;

«Делу время – потехе час»;

«Доброе братство дороже богатства».

Контрольная работа по математике

для учащихся 4 классов

1 вариант
^ 1. Расположи числа в порядке возрастания:

7864, 7564, 795, 7964, 7664, 74645
2. Выполните вычисления «столбиком»:

23562 + 32541 70963 – 14632

345 х 73 6588: 36
3. Выполни действия:

672 – 96: 4 + 200

1т 4ц  1т 400 кг

17 км 100 м  17 010 м
^

Начертите прямоугольник АBCD ширина, которого 40 мм, а длина на 2 см больше. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

^ 6. Решите задачу:

Из городов, расстояние между которыми 861 км, одновременно выехали навстречу друг другу две машины и встретились через 7 часов. Скорость одной машины 59 км/ч. Определи скорость второй машины.
2 вариант


  1. Расположи числа в порядке убывания:

6792, 6492, 679, 6892, 6565, 64565


  1. Выполни вычисления
«столбиком»:

24643 + 42561 80979 – 16823

263 х 65 8320: 65


  1. Выполни действия:
583 – 69: 3 + 300
^ 4. Сравните и запишите результат с помощью знаков или =

3 дм 8 см 3дм 80 мм

72 ц  7 т 20 ц
5. Решите задачу и начертите прямоугольник:

Начертите прямоугольник ABCD длина, которого 40 мм, а ширина на

2 см короче. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

^ 6. Решите задачу:

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Определи расстояние между посёлками, если один пешеход двигался со скоростью 5 км/ч, а второй – 6 км/ч.

* Дополнительные задания


  1. Предложи способ нахождения значение выражения. Вычисли его.

4т 150 кг * 69 – 4 т 15 кг * 69 + 7 т 900кг *69 =
2. Который теперь час, если прошедшая часть суток на 4 часа больше оставшейся?

^ АНАЛИЗ

итоговой контрольной работы за курс начальной школы по русскому языку

за 2010 -2011 учебный год

МОУ СОШ № _

^

Система, УМК






1. Диктант:

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл за диктант:

% качества выполнения работы

^ 2. Общий анализ ошибок (кол-во уч-ся):

  • Безударная гласная, проверяемая ударением

  • Безударная гласная, непроверяемая ударением

  • Оформление предложений

- знаки препинания (в конце предложения)

- большая буква в начале предложения

  • Обозначение мягкости согласными и, е, ё, ю, я

  • Написание ь – показателя мягкости

  • Правописание ь после шипящих на конце слова

  • Правописание сочетаний: чк, чн, нч, нщ, жи, ши, ча, ща, чу, щу,

  • Правописание непроизносимых согласных

  • Правописание парных согласных

  • Правописание удвоенных согласных

  • Правописание приставок

  • Правописание предлогов

  • Пропуск, замена, искажение

- существительных

- прилагательных

- глаголов

^ 3. Грамматическое задание:

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл за грамматическое задание:

^ 4. Анализ ошибок.

Ошибки в задании №1 (чел.)

Ошибки в задании №2 (чел.)

Ошибки в задании №3 (чел.)

^ АНАЛИЗ

итоговой контрольной работы за курс начальной школы по математике

за 2010 -2011 учебный год

МОУ СОШ № _

Система, УМК


^ Количество учащихся по списку

Количество учащихся, выполнявших работу

^ 1. Качество основной части

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл основной части

% качества выполнения работы

^ 2. Допустили ошибки в основной части работы.

  • Нумерация

  • Задача

- кол-во уч-ся, не решивших задачу

- допустили ошибки в вычислениях

- допустили ошибки в выборе действия

  • Ошибки в выражениях

- на вычитание

- сложение

- умножение

- деление

На порядок действий:


- выбор действия

- ошибки в вычислениях

  • Геометрический материал

- нахождение периметра

- нахождение площади

- выполнение чертежа

  • Примеры с именованными числами

- преобразования

- сравнение

^ 5. Выполнили правильно задание повыш. трудности

(кол-во уч-ся)

Учитель: ________________ Ассистент: __________________
Таблица итогового анализа чтения уч-ся 4 классов, МОУ СОШ № ______ за 2010 – 2011 уч.год
Система, УМК _____________

Дата проверки: _____________

Кол-во учащихся в классе _________ чел.

классы

читав-ших


Понимание прочитанного

(чел. - %)


Способ чтения

Правильность чтения

по буквам

По слогам

Слог + целое слово

Целыми словами

Читают без ошибок

Замена, пропуск, искажение

Повтор слов и слогов

Постановка ударения

Ошибки в окончаниях

выразительность

Речевые отклонения

4 - ые

Учитель:____________________________ Ассистент: _______________________

4 класс

1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

А) Сказки;
Б) былины;
В) басни;
Г) летописи.

2. Назови героя и жанр произведения:

Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.

3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.

4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.

5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?

6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?

А) А.С. Пушкин;
Б) Г.Х. Андерсен;
В) П.П. Бажов;
Г) П.П. Ершов.

7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.

8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.

9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».

10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?

11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

А) Повести;
Б) басни;
В) стихи;
Г) сказки.

12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.