Cочинение «Как создавался образ Шерлока Холмса. Формирование образа шерлока холмса

Роман был издан в еженедельнике Битона за 1887 год под названием «Этюд в багряных тонах», который познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд), которые стали в скором времени знаменитыми. Отдельным изданием роман вышел в начале 1888 года и был проиллюстрирован рисунками отца Дойля - Чарльза Дойля. Несмотря на литературный успех и процветающую медицинскую практику, гармоничная жизнь семейства Конан Дойля, увеличенная рождениям дочурки Мэри, была неспокойной. В конце 1890 года под влиянием немецкого микробиолога Роберта Коха и Малькольма Роберта он решает, оставить практику в Портсмуте и едет вместе с женой оставив дочь Мэри бабушке, в Вену, где хочет специализироваться в офтальмологии, чтобы в дальнейшем найти работу в Лондоне, но, столкнувшись со специализацией на немецком языке и проучившись 4 месяца в Вене, понимает, что время потрачено напрасно.

Дойль посещает Париж и спешно возвращается в Лондон, где открывает практику на улице Upper Wimpole. Практика успеха не имела, но в это время пишутся короткие рассказы. Так постепенно создается образ Шерлока Холмса, главного героя этих рассказов, которые публикуются в журнале «The Strand». В мае 1891 г. после выздоровления от гриппа, Дойль решил оставить медицинскую практику и посвятить себя литературе. В 1892 году Дойль пишет рассказ «Уцелевший с 15-го года», который успешно ставится во многих театрах. В 1893 году, после поездки с женой в Швейцарию и посещения Райхенбахского водопада, несмотря на всеобщие просьбы, импульсивный автор решил покончить с образом Шерлока Холмса.

Литература, забота о Луизе, ухаживания за Джеан Леки настолько осторожно, насколько возможно, игра в гольф, езда быстрых автомобилях, полеты на воздушных шарах, на самолетах, - такая жизнь не удовлетворяет Конан Дойла. Он снова идет в политику в 1906 году, но и на этот раз терпит поражение. После того, как жена умерла у него на руках, Конан Дойль находится в депрессии много месяцев. Он старается помочь кому-то, кто находится в худшем положении, чем он. Продолжая рассказ о Шерлоке Холмсе, он входит в контакт со Скотланд-Ярдом, чтобы указать на ошибки правосудия. Это помогает оправдать молодого человека по имени Джордж Эдалджи, который был осужден за то, что зарезал множество коней и коров. Конан Дойль доказал, что зрение Эдалджи был настолько плохим, что преступник не смог бы сделать это ужасное дело. Эдалджи, который успел отсидеть часть определенного ему срока, был освобожден. После девяти лет тайного ухаживания Конан Дойль и Джеан Леки вступают в брак. Дойль счастлив с новой женой и активно начинает работать, значительно улучшив свое материальное положение. За несколько лет Дойль ставит на сцене «Пеструю ленту», «Родни Стоун», «Очки судьбы», «Подвиги бригадира Жерара».

В 1910 году Дойль публикует книгу «Преступление в Конго» о зверствах, которые совершаются в Конго бельгийцами. Написанные им «Утерянный мир» и «Отравленный пояс» имели успех не меньший, чем «Шерлок Холмс». В мае 1914 года сэр Артур вместе с женой и детьми отправляется провести инспекцию Национального заповедника в Джесиер-Парке в северной части Скалистых гор (Канада). В Канаде Дойль читает ряд лекций. Продолжительное время Конан Дойль был убежден в будущей войне с Германией. Дойль читает книгу Бернарда «Германия и следующая война», понимает всю серьезность ситуации и пишет статью «Англия и следующая война» (1913 год). Но его предупреждения оценивались как фантазии. Перед началом войны (в августе 1914 года) Дойль вступает в отряд добровольцев, который был целиком гражданским и создавался на случай вторжения врага на территорию Англии.
Дойль мыслил не только как политик, а и как инженер. Во время войны Дойль также вносит предложения относительно защиты солдат и предлагает что-то похожее на доспехи, т.е. наплечники, а также пластины, которые защищают важнейшие органы.
После такой жизни тяжело понять, почему писатель отступил в мысленный мир научной фантастики и спиритизма. Но Конан Дойль не был человеком, который удовлетворяется мечтами и желаниями. Он хотел, чтобы они сбылись. Пресса смеялась над ним, духовенство не одобряло его действий. Но ничто не могло удержать его. Следующие поездки в Америку (1922, 1923 г.), Австралию (1920 г.) и в Африку были также похожи на психические крестовые походы. В 1926 г. он пишет «Когда земля воскликнула», «Страна туманов», «Дезинтеграционная машина». Осенью 1929 года Дойль отправляется в последний тур по Голландии, Дании, Швеции и Норвегии. В это время он был уже серьезно болен ангиной. В 1930 году, прикованный к постели, он осуществил свое последнее путешествие. Он встал и пошел в сад. Когда его нашли, он лежал на земле, одной рукой сжимая землю, другой держа белый подснежник. Артур Конан Дойль умер 7 июля 1930 года. Его последние слова перед смертью были адресованы его жене. Он прошептал: «Вы замечательная». На могиле писателя вычеканеные слова, завещанные им лично:

* «Меня не вспоминайте с укоризной,
* Если я увлёк рассказом хоть немного,
* И мужа, насмотревшегося жизни,
* И мальчика, перед кем ещё дорога…».

Холмс Шерлок (мистер Холмс) - персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл - преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с помощью дедуктивного метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Артур Конан Дойл. X. называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотленд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать преступление, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих, тупоумных и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для X. занятие сыщика - менее всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным X. делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирующий Горация, Петрарку и Флобера, X. является автором трудов по психиатрии и химии, Ватсон свидетельствует, что X. почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению X., человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира.

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №126 с углубленным изучением английского языка»
Научное общество учащихся

Образ Шерлока Холмса через призму культур и времен

Выполнила:
Фомичёва Виктория, ученица 9 б класса
Научный руководитель:
Сошинская Елена Евгеньевна,
учитель английского языка

Н. Новгород
2016

Введение 3

ГЛАВА 1……………………………………………… 5
ГЛАВА 2……………………………………………… 10
2.1.……………………………………………
2.2.……………………………………………

ГЛАВА 3………………………………………………
3.1
3.2
3.3
ГЛАВА 4

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложения

Введение


Образ Шерлока Холмса, созданный в XIX-XX веках Артуром Конан
Дойлем, является одним из самых узнаваемых и не теряет своей актуальности и по сей день. Слава этого знаменитого литературного героя вышла далеко за пределы Великобритании еще при жизни писателя, и в настоящее время до сих пор популярна по всему миру. Даже не будучи знакомым ни с одной из историй о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне, можно заметить, что большинству людей известно имя этого героя, которое прочно ассоциируется со словом «детектив». А людям, которые уже ознакомились с великими произведениями Артура Конан Дойла, каждое новое прочтение повестей и рассказов о приключениях Холмса приносит столько же эмоций, сколько и первая встреча с сыщиком и его спутником, и всегда появляются новые моменты, которые, кажется, были пропущены в предыдущие разы. Произведения о Шерлоке переведены практически на все языки мира. Однако легкоузнаваемый облик сыщика появляется в нашей жизни не только в книгах, а еще и в фильмах, постановках, сериалах, спектаклях, настольных играх, на марках и многом другом. Даже станция лондонского метро «Бейкер-стрит» широко известна изображениями Холмса на ее стенах.

Шерлок Холмс внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый экранизируемый персонаж мировой литературы, что еще раз определяет библиографию Шерлока Холмса как признанную классику детективного жанра и делает этого культового литературного героя бессмертным. Бесспорно, каждый читатель видит литературного героя по-своему, так же, как и по-разному его воспринимают в разных странах в разные периоды времени.
Цель работы – провести сравнительную характеристику представлений о Шерлоке Холмсе в России и в Великобритании, выяснить единый образ с неизменными, характерными особенностями.

Задачи:

    Изучить Шерлока Холмса как литературного героя повестей Артура Конан Дойла

    Рассмотреть образ Шерлока Холмса с точки зрения различных экранизаций России, Великобритании, Америки.

    Выделить сходства во внешности и характере различных представлений Холмса, которые являются сутью образа.

    Выяснить, какие отличительные черты приобретает герой в разные эпохи в разных странах.

Глава 1
Рождение Шерлока Холмса и история его создания Артуром Конан Дойлем

Создателем известнейшего классического персонажа детективной литературы является английский писатель Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл, родившийся22 мая 1859 года в Эдинбурге, в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. Его отцом был Артура Чарльз Алтамонт Дойл, матерью - Мэри Фоули. Чарльз Дойл, архитектор и художник, был натурой творческой, но совершенно непрактичной, умер он в инвалидном доме, когда дети еще не подросли. С матерью у Дойла отношения всегда были теплыми. Мэри Фоули играла большую роль в его жизни, о чем говорит хотя бы их сердечная переписка: сохранилось около полутора тысяч писем Конан Дойла к «матушке».
С 1869 по 1876 год Артур учился. В течение семи лет он обучался в школе-интернате иезуитов в Англии в Ходдере, а затем в иезуитском колледже Стонихерст в графстве Ланкашир. Рассказчик «заговорил» в Артуре еще со школьных лет. Прочитанное в раннем детстве, рассказы матери, собственное воображение – все это просилось наружу, и тогда Конан Дойл решил начать заниматься устными повествованиями. Утверждают, что во время обучения в колледже у Артура самым нелюбимым предметом была математика, а также ему изрядно доставалось от соучеников - братьев Мориарти. Эти воспоминания Конан Дойла отразил в появлении в рассказе «Последнее дело Холмса» образа «гения преступного мира» - профессора Мориарти, отличавшегося глубокими познаниями в математике. Сразу после окончания колледжа, Конан Дойл отправился учиться в Австрию, городок Фелдкирх, что находится неподалеку от Швейцарии. В школе, где продолжает получать образование Артур, проходили обучение юноши из семей немецких католиков, и среди них оказалось всего около двадцати англичан и ирландцев, среди которых был и Артур. Дойл решился попробовать свои силы на литературном поприще, будучи уже студентом на медицинском факультете Эдинбургского университета, куда он поступил в 1876. Его первый рассказ «Тайна Сэсасской долины», созданный под влиянием Эдгара Аллана По и Брета Гарта, был опубликован университетским журналом. Будучи студентом, он также увлекался спортом: был страстным футболистом, любил конькобежный и лыжный спорт. Получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой. В качестве врача на китобойном судне он плавал по Ледовитому океану, был в западной Африке. Конан Дойл был военным корреспондентом во время египетского похода, принимал участие в англо-бурской войне, как госпитальный врач и как публицист. После возвращения из Африки Конан Дойл стал жить в Лондоне, занимаясь частной врачебной практикой, а затем - литературной деятельностью. В 1884 году он издал роман «Торговый дом Гердлстон», который не вызвал особого интереса читателей. В 1885 году он женился на Луизе Хокинс и окончательно решил заняться литературой. Но именно на этапе путешествий у автора зародилась мысль создать на страницах своих произведений детектива, который использовал бы естественнонаучные данные, приобретенные самим Дойлом в университете и в ходе врачебной практики, а также некоторые навыки, полученные им от профессора Джозефа Белла. Принято считать, что именно Белл был прототипом героя Дойла: очень высокий и необычайно худой человек с орлиным носом, квадратным подбородком и пронизывающим, изучающим взглядом серых глаз. Приглашая в аудиторию очередного пациента, Белл первым делом интересовался у студентов, кто может определить, что это за человек, откуда он прибыл, род его занятий и причину заболевания, не расспрашивая самого пациента. Однажды на лекцию явился человек в шляпе с явными признаками лихорадки. Белл пояснил студентам, что поскольку человек забыл снять шляпу, то, скорее всего, он отвык от цивилизованных манер, значит, в последнее время он служил в армии, где принято оставаться в головном уборе для отдания чести. А поскольку у него признаки лихорадки, характерной для Вест-Индии, то прибыл, судя по всему, этот человек из Барбадоса. Таким образом, доктор Джозеф Белл был для Дойла мастером наблюдательности, проницательности, логики, системного мышления. Шерлок Холмс, по мнению многих, «списан» с профессора Белла, однако по словам Адриана Конан Дойла, сына писателя, это мнение неверно. Без сомнения, у них есть определенные сходства, но Андриан подкрепляет свою точку зрения словами своего отца: «Если и был Шерлок Холмс, так это я сам». При этом Холмс якобы заимствует безудержную энергию от студента Эдинбургского университета Джорджа Бадда, некоторые особенности и привычки копирует с профессора анатомии Уильяма Резерфорда, а свою манеру переодеваться и накладывать грим перенимает от манчестерского сыщика Джерома Каминада. Таким образом, можно сделать вывод, что Шерлок Холмс – не реальный человек, перемещенный Дойлем на страницы книг, а вымышленный литературный персонаж, собирательный образ, созданный, безусловно, не без влияния некоторых личностей в жизни автора.

Но то, что Шерлок Холмс пользуется научными методами раскрытия преступлений, не стоит приписывать только к знаниям, которые сам Дойл получил в университете. Как раз во время написания произведений о Холмсе складывалась криминалистика как наука, причем Конан Дойл опередил в этом отношении криминалистов-профессионалов. Он собирал газетные вырезки о преступлениях, отчёты о судебных процессах, которые помогали ему писать многочисленные детективные повести. Читая и докапываясь до разгадки, он и сам начал с удивлением обнаруживать в себе черты настоящего детектива. Словом, нашел в себе все данные, чтобы и самому стать выдающимся сыщиком. Он обладал энциклопедическими познаниями, у него был зоркий взгляд, схватывающий мельчайшие детали, способность увязать причину со следствием и восстановить прошлое по-настоящему. Чем больше Конан Дойл писал о Холмсе, тем больше развивались его собственные способности к дедукции и тем сильнее становилось его влияние на область криминалистики и розыска, которые в то время были развиты довольно слабо. Неудивительно, что позже люди начинали отправлять записки с просьбой о помощи в некоторых жизненных обстоятельствах и предполагаемых преступлениях по началу Шерлоку Холмсу, а потом и самому Дойлу.

Однако в основу повестей о Шерлоке Холмсе легли не только вымышленные приключения, но и опыт, полученный в случаях раскрытия преступлений самим автором:

Утром 1903 года на поле в окрестностях Бирмингема был обнаружен пони с огромной резаной раной на брюхе. Полиция, не раздумывая, арестовала предполагаемого виновника - Джорджа Эдалджи, сына местного викария. При обыске у него в качестве улик взяли футляр с бритвами, пару сапог, брюки, испачканные свежей грязью, и старую домашнюю куртку, всю в пятнах. На куртке обнаружили конские волосы, а два пятнышка на рукаве оказались следами крови животного. Следы на месте преступления, по мнению полиции, были оставлены сапогами Эдалджи. Следы измеряли палочками и соломинками, хотя, когда их мерили, земля вокруг была уже затоптана чужими следами. Когда обвиняемого везли в суд, толпа напала на полицейскую карету и чуть не растерзала его. Оказалось, что к семье обвиняемого все жители уже давно относились неодобрительно. Уже несколько лет вокруг семьи пастора создавалась неприязненная атмосфера. Когда в округе начали повторяться убийства животных, в полицию стали поступать анонимные письма, автор которых угрожал, что вслед за пони наступит черёд самих жителей. Джорджа Эдалджи судили и приговорили к семи годам каторжных работ. Но вдруг через три года Эдалджи освободили - без всяких объяснений и без восстановления прав. 11 января 1907 года в газете появилась статья Конан Дойла, где он обвинял полицию в расизме и подтасовке фактов. Оказалось, что Дойл получил письмо от Джорджа, который после его освобождения решил обратиться к Дойлу точно так же, как десятки людей поднимались по ступеням дома на Бейкер-стрит, чтобы просить помощи у Шерлока Холмса. Конан Дойл самостоятельно изучил дело и пришел к выводу о невиновности Джорджа Эдалджи, так как, например, приписываемое Эдалджи авторство анонимных писем не было подтверждено даже простым сравнением почерков. Огромной заслугой Конан Дойла было и то, что после многочисленных дел в Англии наконец создали кассационный суд.

Прочитывая рассказы о Шерлоке Холмсе и параллельно изучая события жизни Конан Дойла, можно убедиться в глубоком сходстве между автором и его героем. Конан Дойл наделил Шерлока Холмса главной чертой своего же характера − бескорыстным стремлением восстанавливать справедливость.

В общей сложности сумма произведений о Шерлоке Холмсе составляет 56 рассказов и 4 повести. Конан Дойл писал основный цикл произведений о Шерлоке Холмсе с 1886 по 1917 годы, и их действие происходит примерно с 1874 по 1914 годы. Но сам писатель считал, что главным в его творчестве являются исторические романы, такие как «Сэр Найджел» (1906) и «Михей Кларк» (1888). К тому же стоит упомянуть, что Конан Дойл добился значительного успеха и в области научно-фантастического жанра. Его перу принадлежат романы «Затерянный мир» (1912), «Отравленный пояс» (1913) и «Открытие Рафлза Хоу» (1891), фантастическая повесть «Маракотова бездна» (1927) и множество не менее интересных произведений. Артур Конан Дойл принадлежал к литературному поколению Бернарда Шоу, Оскара

Уайльда, Редьярда Киплинга и несколько огорчался тем, что как бы не попадал в круг серьезных писателей, поскольку прославившие его рассказы о Шерлоке Холмсе считались развлекательным чтением.
Однако рассказы и повести о Шерлоке Холмсе сыграли большую роль для развития детективной литературы, заинтересовав этим жанром большое количество читателей. Детективная литература − вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящён раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. 1 Само название литературы происходит от английского слова «детектив», что значит − сыщик.
Повесть «Этюд в багровых тонах» («A Study in Scarlet», первоначальное название – «Запутанный клубок» («The Tangled Skein»), в которой впервые появляется Шерлок Холмс, доктор Дойл начал писать в марте 1886-го. Он написал ее за полтора месяца и ясно понимал, что его вещь хороша, хотя и считал ее «легким чтивом», но первый издатель, к которому обратился Конан Дойл с повестью «Этюд в багровых тонах», назвал ее «бульварной дешевкой». Вышла в печать она лишь 1 декабря 1887 в составе ежегодного рождественского альманаха, где были собраны небольшие произведения «дешевой литературы». Критика его не заметила, но тираж разошелся, и в начале 1888 «Этюд в багровых тонах» стал выпускаться отдельной книгой, через некоторое время заработав себе огромный успех. Первый рассказ из серии приключений Холмса, «Скандал в Богемии», появился в июле 1891 года в журнале «Strand Magasin», на страницах которого детектив впоследствии прочно укрепился. Литературная карьера Артура Конан Дойла пусть не разом, но постепенно пошла в гору. На момент написания «Собаки Баскервилей» в 1900 году Артур Конан Дойл был самым оплачиваемым в мировой литературе автором. О Холмсе было написано четыре романа: «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырёх» (1890), «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» - и пять сборников рассказов: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917), «Архив Шерлока Холмса» (1927). Не разделяя любви читателей к повестям о Шерлоке Холмсе, так как тот затмил собой все остальные его произведения, Дойл решил прекратить историю сыщика, устранив персонажа в схватке с профессором Мориарти в повести «Последнее дело Холмса», которая должна была стать последней в серии. На последней странице рассказа Шерлок Холмс погибал, упав со скалы вместе с профессором Мориарти. Читатели протестовали против такого завершения, таким финалом оказалась возмущена даже королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии Виктория. «Архив Шерлока Холмса» - последний сборник детективных рассказов о Шерлоке Холмсе, выпущенный в печать в 1927 году и включавший рассказы, опубликованные в 1921-1927 гг. Артур Конан Дойл писал: «Боюсь, что м-р Шерлок Холмс, подобно иным знаменитым певцам, пережившим свое время, но не желающим покидать сцену, беспрестанно устраивает «последние» выступления. Пора с этим покончить, он должен уйти. Итак, читатель, скажем: прощай, Шерлок Холмс!». Таким образом, мистер Холмс отошёл от дел и поселился на маленькой ферме в Суссексе, чтоб предаться любимому занятию - разведению пчёл.
Судьба же самого Дойла сложилась иначе. В 1900 году Конан Дойл в качестве хирурга военно-полевого госпиталя вернулся к медицинской практике на англо-бурскую войну, а затем выпустил в 1902 году книгу «Англо-Бурская война». Возрастающая авторская слава и рождение детей осложнялись тяжелой болезнью самого писателя, туберкулезом жены Луизы, которая умерла 4 июля 1906 года. После этого в1907 году он женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен еще с 1897 года. В 1930 году, вспоминая свою жизнь, Дойл нарисовал эту карикатуру на самого себя. Рисуя карикатуру, на которой он изобразил "старым уставшим конём", которого осматривают трое врачей, он почувствовал, что может выздороветь и продолжить свою деятельность.

Глава 2

Личность Шерлока Холмса на страницах произведений Артура

Конан Дойла

Если отбросить все стереотипы об образе великого детектива, как, например, охотничья шапка, привитые нам многочисленными экранизациями и иллюстрациями книг, мы получим ту личность Холмса, которую заложил сам автор в своих сборниках. От лица неизменного спутника Уотсона Дойл описывает Шерлока в первую очередь как человека с холодным, точным и уравновешенным умом.

Во время создания образа противоречий возникало достаточно много. Даже имя сыщику тоже было дано не сразу: сначала, в черновиках, Холмса звали Шеррингфордом, потом он сменил английское имя на ирландское - Шерлок. Фамилия, по некоторым данным, скорее всего дана герою в честь американца Оливера Уэнделла Холмса-старшего.

2.1 Внешность в книге и иллюстрациях.
«Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.» 2 - именно таким является первое описание Холмса от лица Уотсона в повести «Этюд в багровых тонах». Образ Холмса в то время еще не сложился. А позже встречаются следующие строки: «Он захлопал в ладоши, сияя от радости, как ребенок, получивший новую игрушку» 3 , которые подробнее раскрывают Шерлока Холмса как человека импульсивного и эмоционального. Уже во второй главе «Этюда в багровых тонах», где впервые будет нарисован портрет Холмса, он повзрослеет: «Даже внешность его могла поразить воображение самого поверхностного наблюдателя. Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с предметами, - я не раз это замечал, когда он при мне возился со своими хрупкими алхимическими приборами» 4 . Здесь перед нами предстает уже привычный нам Холмс: загадочный, не особо разговорчивый, но полный энтузиазма.

Как можно заметить, в обрисовке Конан Дойла Шерлок Холмс очень выразителен, что и заставляло читателей верить в его существование, искать реальные прототипы, а затем и создавать многочисленные экранизации.

Первым иллюстратором Шерлока Холмса был отец писателя Чарльз Дойл, который сделал для книги шесть рисунков. Но его иллюстрации не понравились ни издателям, ни самому Артуру, который в своих произведениях видел своего героя иначе. Настоящий успех получили изображения за авторством Сидни Пэджета, друга Конан Дойла, работу которого писатель тщательно контролировал. Им было сделано 357 иллюстраций. На них Холмс впервые был изображён как высокий, скуластый мужчина в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Знаменитое охотничье кепи Холмса не упоминается ни в одной из книг - в таком головном уборе сыщика изобразил Сидни Пэджет. Именно данный образ позднее закрепился за персонажем.

2.2 Характер и способности Шерлока Холмса.

Список используемых источников и литературы

I. Источники:
Артур Конан Дойл Собрание сочинений в восьми томах / Артур Конан Дойл // Издательство: НПО «Тулбытсервис», 1993.
Миллер Р. Приключения Конан Дойла / Р. Миллер // Издательство: КоЛибри, 2012. – 475 с.

Приложения

Памятник Шерлоку Холмсу.
Шотландия, Эдинбург, Пикарди-плейс


1 Детективная литература / Большая советская энциклопедия // М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

2 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С.2

3 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С.3

4 Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах / Перевод Н. Треневой / Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet / Артур Конан Дойл / 1887 г. / С. 20

ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление Литературоведение

Интерпретации образа Шерлока Холмса в современном мире

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 9 «В» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Фроловой Ульяной Александровной

Научный руководитель – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Фролова Татьяна Ивановна

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. 1

Глава 1. Артур Конан Дойл – Автор «Шерлока Холмса»……………………..……………...2

1.1. Артур Конан Дойл о своем персонаже…………………………………………………….2

1.2. Прообраз Шерлока Холмса…………………………………………………………………3

Глава 2. Интерпретации легендарного Сыщика в современном мире……………………….4

2.1. Понятие интерпретации…………………………………………………………………….4

2.2. История шерлокианы……………………………………………………………………….4

Глава 3. Шерлок Холмс XIX и XXI веков (Практическая часть) …………………………….5

3.1. Шерлок Холмс А. К. Дойла и Э. Лейна ……………………………………………………5

3.2. Образы киногероев – Ливанов и Камбербэтч……………………………………………..7

3.3. Сопоставление деталей «старого» и «нового» образов …………………………………..9

3.4. Результаты социологического опроса……………………………………………………..9

Заключение ……………………………………………………………………………………... 10

Библиографический список……………………………………………………………………11

Приложение 1. Данные социологического опроса…………………………………………...12

Приложение 2. Фото к советскому и британскому сериалам о Шерлоке Холмсе…………13

Введение

Кто не знает Шерлока Холмса? В наше время существует очень много книг о приключениях детектива, и большинство из них, как ни странно, написано совсем не Артуром Конан Дойлом. Фильмов и того больше – ежегодно в какой-нибудь стране выходит очередная экранизация, и в каждой из них есть своя изюминка. Однако образ Шерлока Холмса довольно часто можно встретить и там, где этого совсем не ждешь: в телешоу, в аниме и в манге (японских комиксах, читающихся справа налево), в мультфильмах, в архитектуре, в живописи. Думаю, нет страны, которая не представила бы свой вариант развития известнейших детективных событий.

Так почему же именно этот персонаж так привлекателен во всем мире? Я решила найти ответ на этот вопрос. Так и родилась идея данной исследовательской работы.

Цель: исследовать популярнейшие интерпретации образа легендарного сыщика Шерлока Холмса и выявить его основные черты.

Задачи: 1) проанализировать литературные произведения и экранизации о Шерлоке Холмсе;

2) сравнить интерпретации данного образа;

3) сопоставить единые детали персонажа 19 века и героя 21 века;

Методы: анализ теоретической литературы по данной проблеме, наблюдение, сопоставление, соцопрос.

Гипотеза: в различных интерпретациях используются единые черты Шерлока Холмса, оставшиеся неизменными от создателя великого детектива – Артура Конан Дойла.

Предмет исследования: литературные произведения и экранизации о Шерлоке Холмсе.

Объект исследования: образ легендарного детектива.

Актуальность данной работы определяется необходимостью углубленного изучения произведений классической и современной зарубежной литературы.

Кстати сказать, научных исследований, связанных с изучением интерпретаций образа Шерлока Холмса, доступных современному массовому читателю, к сожалению, не имеется.

Глава 1. Артур Конан Дойл – автор Шерлока Холмса

А́ртур Игне́йшус Ко́нан Дойль – английский писатель, автор детективных произведений о сыщике , приключенческих и научно-фантастических – о профессоре , юмористических – о .

Дойлем были написаны также исторические романы (« » и др.), пьесы (« », «Ангелы Тьмы», «Огни судьбы», «Пёстрая лента»), стихотворения (сборники баллад «Песни действия» (1898) и «Песни дороги»), автобиографические очерки («Записки Старка Монро» или « ») и «бытовые» романы («Дуэт в сопровождении случайного хора»), либретто оперетты «Джейн Энни» (1893, в соавторстве) .

    1. Конан Дойл о своем персонаже

Сам автор считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным его творениям, тогда, как Конан Дойл считал себя прежде всего автором исторического . В конце концов сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с («крёстным отцом» английской мафии, как сказали бы сейчас) у . Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены (по легенде, сама ), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений. Холмсовская эпопея увенчалась романом « » (1900), который относят к классике детективного жанра .

Мысль сделать героем именно сыщика возникла у Дойла не сразу. Был момент, когда изумительными аналитическими способностями обладал врач. Когда же Дойл ввел в действие Холмса, то звали его сначала не Шерлок, а Шерингфорд. Фамилию Холмс Дойл позаимствовал у любимого американского врача и писателя Оливера Уэнделла Холмса, так как, по признанию Дойла, он «очень сильно любил этого совершенно ему незнакомого человека». Однако даже когда главным героем стал «сыщик-консультант», его друг-врач тоже остался в шерлокиане важной персоной: именно он рассказывает читателю о подвигах Холмса и его удивительном искусстве расследования преступлений .

В автобиографической книге «Воспоминания и приключения» (1924) Дойл свидетельствовал: «Когда я впервые стал думать о сыщике – примерно в 1886 году, – я прочитал несколько детективных рассказов и был поражен их, мягко говоря, нелепостью, потому что в разрешении таинственной загадки автор явно полагался на совпадение или стечение обстоятельств. Мне это показалось отступлением от правил честной игры, так как успех сыщика должен зависеть от чего-то, более свойственного его собственному разуму, а не только от необыкновенных авантюрных обстоятельств, которые, что ни говори, весьма редко встречаются в реальной жизни» .

Образцом для подражания был для Конан Дойла Эдгар По. Это объяснимо: именно По измыслил дедуктивный метод, сделал его главным стержнем в рассказах дюпеновской серии, оснастил детективный рассказ определенными приемами расследования, ввел фигуры сыщика и рассказчика и главнейшим условием поставил «соучастие» читателя в раскрытии тайны. Так он создал каноническую форму рассказа с экспозицией, кульминацией и последующей «лекцией» сыщика. И Конан Дойл следует этому образцу более или менее пунктуально .

    1. Прообраз Шерлока Холмса

Джозеф Белл, эдинбургский профессор медицины, был очень интересным человеком. Он отличался редкой проницательностью, безошибочной интуицией и огромной наблюдательностью. Именно с его помощью прославится как автор детективного рассказа его ученик, молодой врач Артур Конан Дойл, а сам профессор перевоплотится в Великого Шерлока Холмса.

«На основе тщательного наблюдения и дедукции, господа, в любом случае можно поставить диагноз, – снова звучал в ушах Дойла вибрирующий голос профессора. – Однако не надо небрежничать: дедуктивные выводы должны быть проверены практикой». Вот тогда-то писатель и решил, что эксцентричный Джозеф Белл, с его удивительной способностью делать на основе наблюдения дедуктивные выводы, высокий, худощавый, с резкими, «ястребиными» чертами лица, стоит того, чтобы запечатлеть его в литературном образе, но не врача, а сыщика-детектива, которому по роду занятий необходимы и феноменальная наблюдательность, и умение анализировать .

Позже среди почитателей Холмса оказался и его прототип – редчайший случай в мировой литературе. Джозефу Беллу очень польстило, что Холмс «списан с него», и он запечатлел свою признательность автору в эссе «Шерлок Холмс». Конану Дойлу тоже было приятно, что любимый профессор поставил сыщику высший балл как «проницательному, приветливому, любознательному человеку… который… обладает, может быть, самым значительным из всех дарований – способностью освобождать свой мозг от ненужных подробностей, которые обычно отягощают человеческую память».

Глава 2. Интерпретации образа легендарного Сыщика в современном мире

    1. Понятие интерпретации

Интерпретация – творческое образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; новая . Сколько же во всем мире насчитывается интерпретаций великого Сыщика?

    1. История шерлокианы

Конечно же, как полагается знаменитости, Шерлок Холмс и вся шерлокиана стали объектом многочисленных пародий, анекдотов и шуток. Литературную лепту в пародирование внесли в свое время Фрэнсис Брет Гарт, Марк Твен, О. Генри, Стивен Ликок, Алан Александр Милн, Агата Кристи. Возникла настоящая холмсовская «индустрия», появилось множество книг, посвященных не только литературно-художественным достоинствам рассказов, но самой личности Шерлока Холмса, этого вымышленного, но такого реального для нас героя. Есть биографии Шерлока Холмса, исследования, посвященные «холмсовскому» Лондону, с картами, точнейшим образом воспроизводящими его городские маршруты и поездки по всей Англии. Есть подделки, то есть рассказы о Шерлоке, которые якобы принадлежат Ватсону, есть стихи, «написанные» Холмсом в честь его доброй хозяйки миссис Марты Хадсон. Есть книги, исследующие родословную Холмса. Была «обнаружена» даже таинственная миссис Холмс, жена Шерлока, хотя со слов Ватсона известно, что Холмс жениться не собирался и вообще «женщин не любил и не доверял им» .

Также поставлено немало пьес с участием Сыщика, большинство из которых было показано в Англии, Испании и Франции. Существует более полутораста фильмов о Холмсе, и первый, «Шерлок Холмс недоумевает», был снят еще в 1900 году самим Эдисоном. В 1939 году Бэзил Рэтбоун (один из лучших Шерлоков Холмсов) и Найджел Брюс (лучший западный Ватсон) приступили к работе над четырнадцатисерийной шерлокианой, причем Рэтбоун говорил, что сыграть такого героя, как Холмс, для него важнее, чем «десяток Гамлетов» .

Холмс и Ватсон «приняли» участие и во Второй мировой войне – фильм «Шерлок Холмс и Голос Ужаса»… фильм кончался словами Холмса из рассказа «Его прощальный поклон» о том, что, «когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет чище, лучше, сильнее».

Неизменна популярность Холмса и в нашей стране, об этом свидетельствует, в частности, и собственная наша шерлокхолмсовская киноэпопея с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях, причем, по мнению одного из английских критиков, Соломин был «лучшим Уотсоном» из всех, какие существуют в мире, так блестяще сыграл наш артист «божественное простодушие» Уотсона. Очень привлекает и Холмс Ливанова – своей человечностью и завораживающим низким голосом

Неудивительно, что в мире существуют движение поклонников Холмса и множество холмсовских обществ и клубов. Поклонники сыщика даже сочинили гимн, где есть такие слова:

О Шерлок, тебе воздаем мы хвалу,

Будь славен во веки веков,

Любимый и мудрый, бесстрашный герой

С Британских седых берегов!

Глава 3. Шерлок Холмс XIX и XXI веков (Практическая часть)

    1. Шерлок Холмс Артура Конан Дойла и Эндрю Лейна

Для того чтобы понять разницу между современным и оригинальным видением развития событий о сыщике, сравним образ Холмса, встречающихся в сериях рассказов у двух писателей – Артура Конан Дойла и Эндрю Лейна.

В первом произведении Дойла Шерлоку Холмсу не больше двадцати семи лет. Рост – больше шести футов (6 футов = 182, 88 см). Он очень худой, с острым, пронизывающим взглядом, тонким орлиным носом и квадратным, чуть выступающим вперед подбородком. Руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикатов. Очень деликатно обращается с предметами. Курит крепкий табак, причём, вопреки утвердившемуся мифу, не только «сильно изогнутые» трубки .

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. В ряде рассказов можно видеть, что даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии приходят лично к нему на приём. Холмс - театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона). Отлично разбирается в опере и скорее всего знает итальянский язык («Алое кольцо») .

По образованию Шерлок Холмс, видимо, биохимик. На момент знакомства с Ватсоном работал лаборантом в одной из лондонских больниц - об этом говорится в начале «Этюда в багровых тонах». Холмс - многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного . Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку» .

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивая выстрелами вензель на стене комнаты.

Но что же о «Лейновском» Шерлоке Холмсе ? Действие произведения, как и в оригинале, происходит в XIX веке. Семья Холмсов была довольно богатой. У них свое поместье, их младший сын учится в престижной школе для мальчиков. Отец Шерлока военный. С Майкрофтом отношения теплые. А также Лейн добавил в семью Холмсов еще одного ребенка – девочку, о которой, правда, почти не упоминает.

Здесь сыщик показан четырнадцатилетним мальчиком. Уже в таком юном возрасте он очень умен, необычен и любознателен. Однако, в нем нет той энергичности, и он испытывает меньше того удовольствия от раскрытия тайн и преступлений, которые так явно видны у взрослого Холмса. Он любит читать, любит бродить в одиночестве по полям. Его привлекают некоторые виды науки, но школу он явно не любит.

Но в первом же произведении у Шерлока появляются друзья. Один из них был мальчишкой примерно его же возраста. Его звали Мэтью Арнетт. Именно он помогал Шерлоку в его первом деле. Затем появился некий учитель, Амиус Кроу. Этот человек был, пожалуй, очень похож на взрослого Шерлока Холмса, но был старше и менее эмоционален. Амиус Кроу учил Шерлока всем мелочам сыскного дела, которые тот с жадностью впитывал. Мальчику нравилось заниматься с ним, и вскоре это принесло свои плоды. И третьим другом для юного Холмса стала дочь Амиуса Кроу, Вирджиния. Она была на год старше Шерлока, обладала ясным умом и, когда признала его, была готова помочь ему в любой момент.

Как и взрослый Холмс, парень будто притягивает к себе необычные случаи. Однако он точно так же сохранил умение выпутываться из передряг, в которые регулярно попадает. В опасные моменты он становится решительным и всегда находит выход даже из самых сложных ситуаций.

Таким образом, Эндрю Лейн, создавая «Молодого Шерлока Холмса», постарался дополнить классическое произведение описанием детских и юношеских лет будущего сыщика, не притязая на «занятую территорию».

    1. Образы киногероев – Ливанов и Камбербэтч

Рассмотрим две известнейшие экранизации о Шерлоке Холмсе – «классическую» советскую (сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёра И. Масленникова) и современную британскую (сериал «Шерлок» реж. С.Моффат).

В советской версии (См. Приложение № 2) события развиваются практически точно по книге: действие происходит в XIX веке. Сам же Шерлок Холмс выглядит немного старше, чем должен – ему можно дать около 30 лет. Однако как только в первой серии его голова впервые появляется из-за приборного стола, то сразу понятно: вот он, Шерлок Холмс. Даже когда он не в шапке для охоты на оленей и даже когда он без трубки (что, правда, бывало нечасто). Хоть его и не назовешь худощавым, у него нет того квадратного выступающего подбородка, он не очень высокого роста, но почему-то, один раз взглянув на Василия Ливанова в образе сыщика, ты понимаешь – вот он, тот самый Шерлок Холмс, о котором писал Конан Дойл. Удивительно, но факт.

Также немалую роль играет взгляд – казалось бы, равнодушный и скучающий, но в то же время глубокий и подмечающий каждую мелочь. Холмс довольно спокоен, уравновешен, великодушен и обладает хорошим чувством юмора. Превосходно переданные черты характера, полностью взятые из книги Дойла, возможно, и компенсируют несоответствие внешнего вида.

А вот современный британский «Шерлок» (См. Приложение № 2) является практически полной противоположностью советской версии. Действие сериала происходит в нашем XXI веке. Детектив использует новейшие технологии и современную технику. Основа сюжета каждой серии взята из книги Дойла, но большинство деталей изменено, а то и является полной противоположностью оригиналу. Однако все это соединено в одно целое настолько лаконично и правильно, что в итоге картина ничуть не портится, а скорее, проходит «реставрацию», приобретает новый вид, живет второй жизнью – жизнью XXI века.

Вариант Шерлока, представленный Бенедиктом Камбербэтчем, тоже сильно отличается от Холмса, показанного Василием Ливановым. Внешне он даже более подходит под описание Конан Дойла: он действительно высок (183 см) и худощав, только вот без орлиного носа и выступающего подбородка. Он тоже носит шапку для охоты на оленей, правда, только для поддержания образа. Основными его чертами являются темные короткие кудрявые волосы, черное пальто или плащ и синего оттенка шарф, завязанный на мужской узел. Зато взгляд остался прежним. Он, кажется, просто обвел глазами комнату, а на самом деле только что узнал, что здесь происходило, или же бегло посмотрел на человека, но уже знает его характер, привычки и все, что можно, о личной жизни и домашних питомцах.

По характеру Шерлок довольно непоседливый, эгоистичный, вспыльчивый и даже саркастичный, но на удивление рассудительный. Он часто ведет себя как очень трудный подросток, однако, несмотря на это, он-таки обладает некоторым обаянием, потому что каким-то чудесным образом притягивает к себе помимо неприятностей и врагов еще и замечательных людей, которые, спустя определенное количество времени, становятся его друзьями. И его даже можно было бы считать, с одной стороны, отрицательным персонажем, если бы, опять же, не его теплое отношение к близким ему людям. Остальных же людей он считает идиотами, и поэтому с ними он всегда груб и довольно часто неприличен, о чем, кажется, даже не подозревает и поэтому называет себя «высокоактивным социопатом». Клиентов он и вовсе презирает и в большинстве случаев не дает им сказать больше семи слов, оборвав своим фирменным «Скучно!». Если же дело ему нравится, то его уже ничто не сможет остановить или оторвать от расследования. Он готов пойти буквально на все, чтобы найти разгадку очередного ребуса. Доннован (сержант полиции) и Андерсон (судмедэксперт), главные недоброжелатели Шерлока из Скотланд-Ярда, говорят о нем, что он «подсел» на дедукцию, что для него это наркотик и единственная радость в жизни. И, судя по всему, в этом они не ошибались.

Шерлок не курит. По его же словам, «в современном Лондоне не покуришь». Поэтому он использует никотиновый пластырь. И лишь в сериях «Скандал в Белгравии» и «Его последний обет» в отдельных эпизодах мы видим его курящим сигареты.

    1. Сопоставление деталей «старого» и «нового» Шерлока Холмса

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в любой интерпретации определенные черты Шерлока Холмса остаются неизменными, и в большинстве случаев таковыми являются характер и внешний вид.

В рассмотренных нами произведениях главной общей чертой является характер: спокойный, рассудительный и в то же время решительный. Каждый из четырех рассмотренных Холмсов имеет несколько верных друзей. Каждый из Холмсов в большей или меньшей степени остроумен, хитер и изворотлив. И каждый из них всегда готов прийти на помощь, если, конечно, дело действительно интересное.

Также мы можем заметить, что в любой интерпретации автор сохраняет у Холмса хотя бы какие-то из основных черт внешности, и чаще всего это фигура и взгляд, на втором месте стоят привычки, а на третьем – отдельные части его гардероба.

    1. Результаты социологического опроса

В ходе исследования нами было решено провести социологический опрос для выяснения общественных взглядов на данную проблему. Опрос проводился лично, при помощи различных средств связи, при помощи третьих лиц, 7 февраля 2014 года. Регион опроса – Северо-Западный Федеральный округ. В опросе приняли участие 77 человек в возрасте от 15 до 74 лет. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса:

    Читали ли вы произведения о Шерлоке Холмсе?

    Известны ли вам различные экранизации о Шерлоке Холмсе?

    Какой Шерлок Холмс ваш: «старый» или «новый»?

Данный опрос привел к следующим результатам:

Отвечая на первый вопрос, 23 человека сказали, что читали, 54 человека – нет. Известны какие-либо экранизации (вопрос № 2) оказались 64 человекам, не известны – 13. Своим Шерлоком Холмсом (вопрос № 3) назвали «старого» 42 человека, а «нового» – 29 человек, оставшиеся же 6 человек не признали ни одного из них (См. Приложение № 1).

Анализируя полученные результаты, можно сказать о том, что, несмотря на то, что ежегодно в мире выходит по нескольку новых интерпретаций, предпочтение люди все также отдают классической версии.

Заключение

Мы считаем, что в ходе проведённых нами исследований цель работы была достигнута, задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза полностью нашла своё подтверждение.

Нельзя не учитывать того, что интерпретация практически любого образа из произведения классической литературы подразумевает под собой изменение авторского текста. Главным остается то, чтобы новая версия передала основную мысль писателя, сохранила сюжет и главных героев произведения.

Надо отметить, что как бы ни был близок режиссёр или писатель к сюжету исходного произведения, как бы тонко ни подбирались актёры, какими бы гениальными они ни были, сколько бы раз сценарий фильма ни сличался с первоисточником, никогда новая версия не сможет в полной мере соответствовать произведению. У каждого автора будет свой взгляд, хоть в малой степени, но разнящийся с классиком.

Проблема лишь в том, насколько добросовестно интерпретатор прочтёт произведение, проникнется к нему и изучит соответствующую эпоху, а в случае с иностранными произведениями и культуру другого народа.

Данная работа может быть использована на уроках литературы и культурологии, элективных курсах и при подготовке учащихся к урокам.

Библиографический список:

    Дойл А. К. «Записки о Шерлоке Холмсе». М.: Эксмо, 2008.

    Лейн Э. «Молодой Шерлок Холмс. Облако смерти». М.:РИПОЛ классик, 2012.

    Раков Ю. «По следам литературных героев», М.: Просвещение, 1974.

    Тугушева М.П. «Под знаком четырех». М.: Книга, 1991.

    Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова, М.: Учпедгиз, 1937.

    Шерлок Холмс. Википедия.

    Диаграмма Б

    Диаграмма В

    Приложение 2. Фото к советскому и британскому сериалам о Шерлоке Холмсе


Самый известный детектив в литературном мире вышел из-под пера Артура Конан Дойла и до сих пор остается признанным любимцем публики. Узнаваемый персонаж обрел свои характерные черты, определенные атрибуты, которые позволяют ему не теряться среди других героев и быть знакомым даже тем, кто с творчеством Конан Дойла даже не встречался. По сей день остаются актуальными экранизации многочисленных приключений этого детектива в виде фильмов и сериалов. Характеристика Шерлока Холмса поможет представить этого персонажа таким, каким он был задуман своим создателем.

Краткие сведения

Шерлок Холмс - герой детективных повестей и рассказов Артура Конан Дойла. Его образ наблюдательного гения, способного распутать любое дело и разгадать даже самую сложную головоломку, дополняется образом верного друга - доктора Ватсона, человека более простого и обычного. Артур Конан Дойл посвятил великому детективу тридцать один год своей жизни (с 1886 по 1917 год), популяризировав жанр детективного романа и породив множество последователей и поклонников. Характеристика Шерлока Холмса не может быть однозначной, так как однозначным нельзя назвать даже самого этого персонажа.

"Шерлок Холмс - великий человек, и, может быть, однажды, при большой удаче, он станет еще и понятным"

Образ Шерлока Холмса формировался на рубеже эпох, в то время, когда мир, в котором жил Артур Конан Дойл и его персонажи, можно было обозначить только одним эпитетом - противоречивый.

Сыщика можно определить сразу как декадентского, викторианского и неоромантического героя. Почему же характеристика Шерлока Холмса доходит до таких крайностей? Потому что каждое направление оказало достаточно сильное влияние на формирование образа, так запомнившегося читателям.

Викторианский Шерлок Холмс

Является прототипом персонажа настоящего викторианского романа. Но что входит в это определение?

Ранее считалось, что джентльмен - человек знатного происхождения, обеспеченный достаточно, чтобы жить, не работая. Потому занятия таких лиц носили любительский характер, а к их качествам причислялось умение импровизировать, наличие вольного ума и любви к экспериментам.

Со временем критерии все больше размывались, и в итоге для определения джентльмена стали более важны черты его характера, особенности личности, а не Джентльмен - это образец благородства, кодекса чести, галантности и интеллигентности, невозмутимости при любых обстоятельствах.

Так кто же такой Шерлок Холмс? Характеристика героя содержит все эти качества, поэтому он вполне может быть назван джентльменом. К тому же он достаточно обеспечен, а расследованием преступлений занимается исключительно ради собственного удовольствия, чтобы развеять скуку.

Но все-таки он не до конца подходит этому образу.

Декадентство - эстетика конца века

Декадентство - это крайность, это противостояние прежнему строю. Оно выражалось в презрении обыденного, было бурным, а не чопорным, индивидуальным и творческим, вместо нормального и принятого. И кто станет спорить, что все это не подходит нашему герою? Характеристика Шерлока Холмса ведь именно такая - обычным его не назвать. И если что-то вызывало в нем интерес, то все остальное становилось неважно: время суток не играло роли в графике активности детектива, важным оставалось только желание изничтожить скуку, распутать очередную загадку.

Неоромантический Шерлок Холмс

Характеристика как человека самодостаточного и самодеятельного, независимого в поступках и суждениях - таким персонаж вышел на передний план в неоромантизме. Эти же черты свойственны и для мистера Холмса. Так же, как и неоромантические герои, он сражается за справедливость в своем микромире, не стремясь разрешить глобальные вселенские проблемы.

и наркомания

Одна из причин, по которой Шерлока Холмса нельзя причислить к викторианской литературе, состоит в том, что в герое нет пропаганды семейных ценностей. Отношения с родственниками у детектива натянутые, за весь цикл упоминается лишь старший брат Майкрофт, который, скорее, незнакомец или враг, чем друг, и имеется отсылка к племяннику (всего один раз).

К тому же у Холмса есть страсть, которая ближе к декадентству, чем к чопорным джентльменам викторианства - наркотики, морфий и кокаин. В те времена, когда эти вещества еще ходили по острому краю между медикаментозными препаратами и вредными для организма, пристрастия сыщика не казались однозначно пагубными, но накладывали дурной отпечаток, четко отделяя повести от семейных книг.

Особенности романов Конан Дойла и дедуктивный метод Холмса

Характеристика Шерлока Холмса делает акцент на его уникальном и пытливом уме. То же отличает и все повести о сыщике: Артур Конан Дойл не смакует эстетику убийства, он и не считает его эстетичным, большая часть внимания уделена размышлению, ходу дела, интеллектуальности и психологии.

Также можно заметить, что детектив-любитель чаще действует не по законам Англии, но по законам чести, своим собственным принципам - он может отпустить преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях. И это не единичный случай. Злодеев в приключениях Холмса не всегда можно даже назвать таковыми - это всегда истории о любви и предательстве, друзьях и врагах, и совершаются они редко ради лишь одного зла.