Русская культура 17 века литература. На тему: "Русская культура XVII века"


В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. В XVI в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Подошла к концу история средневековой культуры, и сформировались зачатки новой, главной особенностью которой было процесс «обмирщения». В 1653-1656 гг. патриархом Никоном была проведена реформа, которая в конечном итоге привела к расколу церкви и появлению старообрядчества.

В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления: реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и появление нового вида искусства - придворного и школьного театра. В это время активно развивается светская литература. Житийный жанр трансформируется в повесть-житие, так называемую биографическую повесть («Житие протопопа Аввакума» и другие произведения). Происходит значительный рост грамотности служилых и посадских людей, провинциальных дворян.

Все это приводит к развитию бытовой повести, в которой внимание авторов сосредоточено прежде всего на повседневной жизни героев. В связи с этим появляются первые попытки нарисовать психологический портрет героя. К подобным произведениям можно отнести «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и некоторые др. Активно развивается сатира. Очень тесно сатирическая повесть была связана с фольклорными традициями. В этот же период возникает русская поэзия, родоначальником которой был С. Полоцкий. Появляются и развиваются театр и театральная драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Пьесы ставились в основном на библейские и античные сюжеты.

К этому же времени относится возникновение в России балета. В 1687 г. в Москве открыли первый университет - Славяно-греко-римскую академию. Здесь готовили будущих, служителей церкви и государственных чиновников. Причем дети, обучавшиеся там, были из разных социальных слоев (от сыновей конюхов и до князей). В этот же период получила широкое развитие практическая сторона научных знаний. Высоких для того времени достижений добились ученые-математики. В связи с развитием медицины возникают переводные лечебники и травники. В Москве появился ряд мастеров, занимающихся созданием лекарств.

Это стало возможное расширением знаний по ботанике, фармакологии и химии. Возникает интерес к биологии. В это же время начинают появляться сведения по агротехнике, животноводству и земледелию («Сокровище известных тайн економии земской»). Заметен интерес к таким наукам, как зоология и анатомия. Активно развивается в это время и география, причем огромный вклад в нее внесла переводная литература. В конце XVII в. в архитектуре зародился новый стиль «московское барокко», или «нарышкинский стиль». Его основными отличиями можно назвать: симметрию, равновесие масс, центричность, ярусность.

В живописи в этот период существовало два художественных направления: «годуновская школа», целью которой было сохранить традиции прошлого путем оживления угасающего духа великого искусства (иконы «Достойно есть», «Симеон Столпник»); целью другого направления, «строгановской школы», было оживить работы, усилив в них эстетическое начало (Чирин «Избранные святые», «Никита воин»). Вторая половина XVII в. ознаменована появлением произведений синтезированного характера (иконы «Сретение иконы Владимирской Богоматери», «Князь Георгий» и др.). Огромного развития достиг светский стиль живописи - парсуна, где внимание художника прежде всего приковано к внутреннему миру портретируемого, образ поэтизируется, используется тонкий колорит.

Устное народное творчество. Грамотность и письменность

Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями.
Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты.
Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).

Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература

Одним из основных памятников общественно-политической мысли и литературы оставались попрежнему летописи. Еще несколько десятилетий назад считалось, что в этот период летописный жанр вырождается. Однако
научные разыскания 1940-1990-х гг. позволяют говорить о весьма интенсивном развитии как официального, так и частного летописания в ту эпоху, даже о его расцвете в последней четверти «бунташного» столетия (Я.Г. Солодкин). В это время были созданы патриаршие своды, Бельский, Мазуринский летописцы, своды 1652,1686 гг. и многие, многие другие памятники летописания. Наряду с общерусскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные летописные сочинения.
В период Смуты появляются и другие подобного рода произведения. Но важно отметить, что события Смуты продолжали осмысливать и после нее. В 1620-е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временник». В нем он осуждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину. Для сочинения характерно резко отрицательное отношение к «деспоту» Годунову и к Василию Шуйскому, который также не имел законных прав на престол. Тимофеев осуждал и «безумное всего мира молчание» - непротивление знати Годунову.
В центре внимания писателей того времени все больше оказывались вопросы экономической жизни, политические проблемы. Одним из наиболее интересных памятников общественно-политической мысли второй половины века были сочинения Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, который занимался в России исправлением богослужебных книг. Его заподозрили в деятельности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении «Думы политичны» («Политика») он нарисовал картину широких преобразований в России.
Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литературе. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия. В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Первое произведение - своего рода энциклопедия, в которой содержатся
данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.

Архитектура

В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, «обмирщению» искусства.
Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Лома в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы (в 1688 г. царь запретил строительство трехэтажных домов из-за постоянной опасности пожаров). Деревянное зодчество становилось все более разнообразным, усилилось стремление к декоративности, усложняются композиции, силуэты. Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками.
В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструкции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714). Ближайшей предшественницей этого удивительного творения северных мастеров была Покровская церковь села Анхимово на реке Вытегре (1708). Эти церкви - «гимн луковичной главе» (М.А. Ильин). 22-главый Кижский храм в основе - восьмерик с четырьмя прирубами. Грани восьмерика и уступы прирубов имеют бочки, увенчанные главами. Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живописные и нарядные деревянные храмы этого времени. Рост каменного строительства был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой области. Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно усложняются объемы построек. К основному массиву примыкают различные приделы и пристройки, получают распространение крытые паперти - галереи и т.д. Мастера начинают широко применять цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали, из-за чего фасады построек приобретают необычайно нарядный, красочный вид.
Одним из таких сооружений был Теремной дворец в Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шатуриным. Это трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид. В церковной архитектуре развивается шатровый стиль. Наиболее известные постройки такого типа - «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского. Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Ярославля, богатого купца Григория Никитникова. Этот храм дошел до нашего времени. В нем с особой силой проявился принцип «дивного узорочья». Возводились и многошатровые храмы, например московская церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652).

Живопись

В первой половине века продолжали жить и развиваться строгановская и годуновская школы. В 1640-1650-х гг. наметилось слияние этих стилей, что отразилось в настенной живописи Ризоположенской церкви (1644), Успенского (1642-1648) и Архангельского (1652-1653) соборов Московского Кремля, церкви Николая Надеина в Ярославле (1640-1641), собора Савво-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650). Но в XVII в. зарождаются и новые тенденции, которые причудливо перемешиваются с прежними традициями. Все это порождает сложную исследовательскую проблему, чреватую разными, подчас противоположными, оценками.
Ученые XIX в. (Ф.И. Буслаев, Г.В. Филимонов, Н.В. Покровский) считали XVII столетие временем подъема русского искусства. После 1910 г., когда состоялась первая выставка иконописи, отношение к живописи XVII в. резко изменилось. Многие стали воспринимать его уже как «разруху», «упадок». Впервые отчетливо это было сформулировано в многотомной истории русского искусства И. Грабаря.
Ныне в литературе акценты расставлены, судя по всему, правильно. Умирала древнерусская, но не русская живопись (Г. Карпов). Однозначно оценить живопись XVII в. очень трудно. Одно ясно - в живопись хлынуло «живство». Сами мастера пытались в своих сочинениях («Послание к Симону Ушакову» (1656-1658) Иосифа Владимирова, «Слово к люботщательному иконного писания» (1666-1667) Симона Ушакова) обосновать новый подход к живописи.
Высшая стадия развития живописи в это время - творчество С. Ушакова. Художник, работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изображать человеческое лицо, пусть еще плоскостно, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас нерукотворный», а также икона на традиционный сюжет «Троицы». Ее не спутаешь с «Троицей» Андрея Рублева. На смену глубокой одухотворенности и возвышенности явилось тяжеловатое, «плотское» изображение фигур, появились всякого рода реалистические детали.
Интересным явлением живописи того времени была школа ярославских мастеров. Их творчество в наибольшей степени характеризуется стремлением вырваться из сковывающих рамок канона, использовать привычные образы русской жизни.
Проявлением интереса к человеку, его психологии, внешнему виду стало и появление «парсунного» письма, портретных изображений. В первой половине века эти портреты выполнялись еще в иконописной традиции как, например, изображения Ивана Грозного и князя М.В. Скопина-Шуйского. Во второй половине столетия изображения стали приобретать более реалистический характер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и др.).

Музыка и театр

Этот век оказался переломным и для развития русской музыки. Церковная музыка становится более праздничной. Появляются «канты» - музыкальные произведения, которые исполнялись вне церкви; особое «партесное» пение для трех голосов. Возникает и новая, линейная запись нотного текста
Основой для развития музыки по-прежнему является русская народная песня - яркая, образная, богатая жанровым разнообразием и мелодичностью. Большой популярностью пользовался народный скомороший театр. Он часто преследовался властями, но народ любил театр Петрушки с его героями и уморительными остротами, часто направленными против тех же властей и людских пороков.
Появляется и театр нового вида, созданный по инициативе А.С. Матвеева Труппа театра была набрана из жителей Немецкой слободы. В 1672 г. состоялся первый спектакль в Преображенском. Правда, зрителями были только члены царской семьи и их приближенные. Ставились в основном переводные пьесы на библейские темы. Первая представленная пьеса - «Артаксерксово действо».



22. Русская культура в 17 веке.

В XVII в. начинается процесс развития в светской культуры..

Этот процесс получил в литературе того времени название «обмирщения» культуры (от слова «мирской» - светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана).

Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

По мнению Платонова Сстремление к самобытности и довольство косностью развива­лось на Руси как-то параллельно с некоторым стремлением к подражанию чужому. Влияние западноевропейской образован­ности возникло на Руси из практических потребностей страны, которых не могли удовлетворить своими средствами.

Нужда заставляла правительство звать иноземцев. знакомство с иностранцами все же было источником «новшеств» , Превосходство их культуры неотразимо влияло на наших предков, и образовательное движение проявилось на Руси еще в XVI в., хотя и на отдельных личностях (Вассиан Патрикеев и др.). Сам Грозный не мог не чувствовать нужды в образовании; за образование крепко стоит и политический его противник князь Курбский, Борис Годунов - в XVII в. в Москве появилось и очень много военных, торговых и промышленных иностранцев, пользовавшихся большими торговыми привилегиями и громад­ным экономическим влиянием в стране. Во время смута повлияла на знакомство и сближения с русская к-ры с европейск. Это влияние, уже заметное при царе Алексее в середине XVII в., конечно, образовалось исподволь,. Типичным носителем чуждых влияний в их раннюю пору был князь Ив. Андр, Хворостинин (умер в 1625 г.) - «еретик»,

В половине же XVII в. рядом с культурными западноевропей­цами появляются в Москве киевские схоластики и оседают византийские ученые монахи.

Из названных нами практических деятелей, поборников образования, первое место принадлежит Афанасию Лавренть­евичу Ордину-Нащокину (о нем см. ст. Иконникова в «Русск. Старине» за 1883 г., X и XI).

Гораздо более Нащокина увлекся Западом Артамон Сергее­вич Матвеев, друг царя Алексея и тоже дипломат XVII в. В православной Москве решился он завести домашний театр и обучал своих дворовых людей «комедийному искусству».

Но рядом с «немецким» влиянием развивалось влияние греческого и киевско-богословского образования. Ученые киев­ляне во второй половине XVII в. стали очень влиятельными при дворе (из них виднее всех сперва был Епифаний Славинецкий, затем Симеон Полоцкий). Всецело под влиянием их находился царский постельничий Федор Михайлович Ртищев, очень дру­живший с киевлянами.

Москва не только присматривалась к обычаям западноевро­пейской жизни, но в XVII в. начала интересоваться и западной литературой, впрочем, с точки зрения практических нужд. В Посольском приказе, самом образованном учреждении того времени, переводили вместе с политическими известиями из западных газет для государя и целые книги, по большей части руководства прикладных знаний.

Итак, мы наметили два основных течения общественной мысли при Алексее Михайловиче: одно - национально-консер­вативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской и одинаково неприязненно относившееся и к грекам, и к немцам как к иноземному, чужому элементу. Другое направление было западническое, шедшее навстречу греческой и киевской науке и западной культуре.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора. Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Москве - «Букваря» В.Ф. Бурцева, и опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрипкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и В самом конце XVIв. сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература. В XVII в. созданы последние летописные сочинения.

«Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палипына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной».

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича.(«дивным узорочьем»).

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном.

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. (спаская)В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско-литовскошведской интервенции (Троипе-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены кдвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей 138 и т.п. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине П из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Распространена в России портретная живописи - «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Александра II.

XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.

В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:

    начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;

    человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;

    вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;

    заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить спасительную связь с прошлым.

Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с прошлыми веками социально-политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городкие восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.

Люди, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «петроту» «дивным узорочьем». Оно наиболее отчетливо проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси.

Век дивного узорочья - век обмирщения, секуляризации культуры, нарастания в ней светских начал, рационализма и практицизма.

XVII век отмечен общественными потребностями и тягой к просвещению не только верхних слоев общества, но и средних, особенно городского населения.

Усложнение городской жизни с ее торгово-ремесленной деятельностью, рост аппарата власти, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию: росла потребность в увеличении числа образованных людей.

Общий уровень грамотности в XVII в. значительно вырос в различных слоях населения и по подсчетам специалистов составлял: среди помещиков - 65%, купечества - 96%, посадских людей - 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семьях, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и образованию. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но в свет вышли и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания. Букварь Василия Бурцева (1634 г.) переиздавался несколько раз в течение столетия. На книжном складе Печатного московского двора в середине века лежало до трех тысяч экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, довольно дешево по тем временам. Тогда же издали грамматику Мелентия Смотрицкого, украинского ученого. По ней потом учился Михайло Ломоносов. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря в Кремле. Популярен был букварь Симеона Полоцкого (1679 г.), по которому сам автор обучал детей царя Алексея Михайловича. Тот же Карион Истомин подготовил практическое пособие для счета (таблицу умножения) - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякой вещи».

Стали печататься азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями (существо, естество, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали географические сведения и материалы по отечественной истории. Это были скорее справочники - пособия энциклопедического характера, дающие знания по широкому кругу проблем.

Ученые установили, что за вторую половину столетия Печатный двор выпустил 300 тыс. букварей (разных авторов) и 150 тыс. учебных псалтырей и часословов.

В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Нередко случалось, что за несколько дней в ней продавались тысячные тиражи книг разного назначения.

Процент грамотных по стране неуклонно рос. Для посадского населения - торговцев, крупных владельцев ремесленных мастерских, - знание письма и счета становилось насущной потребностью. Для других - эти знания становились доходным делом, своеобразным промыслом, к которому стремились люди невысокого и малого достатка. Это был писарский промысел. На площадях городов они предлагали свои услуги тем, кто сам был не в состоянии оформить тот или иной документ, написать письмо, обращение и т.п.

Сохранилось много книг XVII в. Наряду с церковными (печатными и рукописными) все больше появляется светской литературы: разного рода сборники, книги исторического, медицинского, географического, астрономического и иного содержания. Поражает многообразие практических пособий и руководств по измерению и межеванию земель, строительным работам, изготовлению красок и т.п. Книги ценили в обществе, люди с достатком охотно приобретали их в личное пользование, рос круг домашнего чтения. Уже по сложившейся традиции у царей и боярской аристократии имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Общие потребности экономического и политического развития страны поставили вопрос о систематическом, школьном обучении. В 1621 г. в Москве, в Немецкой слободе была открыта лютеранская школа для детей иностранцев, живущих в столице. Но вскоре в ней оказались ученики из русских, которые обучались иностранным языкам и тем предметам, освоение которых давало образованности более широкий характер. В 40-е годы по инициативе и на средства окольничего Ф.М. Ртищева, любимца и советника царя Алексея Михайловича, в Андреевском монастыре была открыта частная школа. В ней боярско-дворянская молодежь обучалась славянскому и греческому языкам, философии, риторике, истории и географии. Ф.М. Ртищев - фигура знаковая для своего времени, он - новатор, поклонник учености, сторонник новых начинаний. Он убеждал царя в необходимости посылать детей боярских и дворянских за границу за ученостью, приглашать в страну иностранных ученых. В 1650 г. в кремлевском Чудовом монастыре на патриаршие средства открыта еще одна школа, программа которой преследовала цель подготовки кадров просвещенного и образованного духовенства.

Во второй половине XVII в. было открыто несколько государственных школ. В школе при Печатном дворе было 30 учеников из разных сословий, притом их число росло из года в год, достигнув к концу века 232 учеников. Подобные школы были открыты при Аптекарском и Посольском приказах. Для них издавались небольшими тиражами единые учебные пособия по основным дисциплинам.

От Москвы не отставала и провинция. В городах на средства горожан открывались школы для их детей. Известно, что в 1685 г. существовала подобная школа в Боровске.

В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве было открыто первое в Росси высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия - для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями здесь стали братья Лихуды - греки, закончившие Падуанский университет в Италии. Социальный состав учеников академии был неоднородным, учились представители всех сословий: от сыновей конюха до родственников патриарха и князей древнейших российских родов. Пестрым был и национальный состав: русские, украинцы, белорусы, крещеные татары, молдоване, грузины, греки.

Академия являлась одновременно высшим и средним учебным заведением. Ее ученики постигали всю школьную премудрость от грамматики до философии. Предполагалось, что в будущем государственные должности станут получать только ее выпускники. Из стен академии вышли М.В. Ломоносов, П.В. Постников, ставший доктором медицины Падуанского университета в Италии, архитектор В.И. Баженов.

В XVII в. типографским способом было издано около 600 названий книг, большинство из них - религиозного содержания. Выходила рукописная газета «Куранты» (для царской семьи и ее окружения).

Интерес к историческому прошлому, стремление поставить его на службу абсолютизму привели к созданию специального Записного приказа, которому вменялось в обязанность собирать материалы для будущей русской истории.

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребности в прикладной математике: появились пособия по расчету торговых сделок, по различным вычислительным способам. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. При строительных работах применяли разнообразные механизмы: водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасы, винтовые деревянные домкраты и пр. Механические приспособления использовались на первых русских плавильных мануфактурах.

Произошли изменения и в медицине. Развивалось народное целительство, народное врачевательство. Лечцы обладали рациональными медицинскими навыками, которые передавались по наследству. Рукописные «Лечебники», «Травники» сообщали вековой опыт народной медицины и пользовались большой популярностью. Одновременно в России закладывались основы государственного медицинского обслуживания: открывались первые аптеки, больницы (при Федоре Алексеевиче в 1668 г. при аптекарском приказе устроена первая государственная больница для лечения на полном пансионе «бедных, ученых и старых людей..., служилых чинов, которыми тяжелыми ранами на государевой службе изувечены»).

Огромный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров изучил и составил карту земель по Амуру, где были основаны русские поселения. В конце XVII в. сибирский казак В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. На основе накопленных географических знаний были созданы карты Российского государства, Сибири и Украины.

Общественная мысль XVII в. связана с именами Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Ими закладывались основы теоретического обоснования абсолютизма. С. Полоцкий - белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель и педагог, один из авторов проекта Славяно-греко-латинской академии, - доказывал, что только единоличная власть царя способна навести порядок в стране и обеспечить решение важнейших внешнеполитических задач. Ю. Крижанич - хорват, писатель, сторонник идеи «славянского единства», где главную роль отводил России, - приводил свои доводы в пользу «самовлавства». При этом оба были сторонниками «просвещенного абсолютизма».

Литература XVII в. отразила все стороны общественной жизни России, она наиболее полно выразила рост национального самосознания народа, острую социальную противоречивость века, духовные устремления, а главное - критическое осмысление жизни, порядков, здравый смысл народа, его глубокий патриотизм. За перо взялись князья и бояре, дворяне и посадские, монахи и священники. Каждый из них изложил свое видение событий века, дал свою оценку происходящему.

Общую характеристику литературы XVII в. дает академик Д.С. Лихачев: «Если кратко, в немногих словах, определить значение XVII в. в истории русской литературы и русской культуры в целом, то приходится сказать, что главное было в том, что век этот был веком постепенного перехода от древней литературы к новой, соответственно переходу России от средневековой культуры - к культуре нового времени. XVII в. в России принял на себя функцию эпохи Возрождения, но принял в особых условиях и в сложных обстоятельствах, а потому и сам был «особым», неузнанным в своем значении.... Русская литература на грани XVI-XVII вв. стояла перед необходимостью подчинения литературы личностному началу, выработки личностного творчества и стабильного авторского текста произведений. Она стояла перед необходимостью освобождения всей системы литературных жанров, от их подчинения «деловым» задачам и создания общих форм литературы с западноевропейскими. Развитие литературных направлений, театра и стихотворства, активизация читателей и освобождение литературы от подчинения церковным и узкогосударственным интересам, проявление самостоятельности писательских мнений, оценок и т.д. - все это должно было появиться в XVII в., чтобы сделать возможным окончательный переход во второй четверти XVIII в. к новой структуре литературы, к новому типу литературного развития и к новому типу взаимоотношений с литературами европейского Запада».

Литература XVII в. продолжает оставаться многожанровой. Но освоенные прежними поколениями традиции и жанровые нормы нарушаются, приобретают новые черты межжанрового характера, появляются новые жанры со своими особенностями, языком, манерой изложения, в текст включается диалог, описание природы.

XVII век - время заката древней формы исторических произведений - летописей. Это последний век летописания. К последним произведения этого жанра относятся:

Во второй половине века появились новые своды. Один по заказу патриарха Никона (1652 г.), другой - по случаю заключения «Вечного мира» с Речью Посполитой. Все они составлены в Москве и носят сугубо официальный характер.

Появились новые исторические произведения переходного типа от летописи к обобщающему историческому труду. Ученый и писатель, выпускник Славяно-греко-латинской академии Сильвестр Медведев написал труд «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве». Это своеобразная монография, где описаны события с конца правления царя Федора Алексеевича, Московское восстание 1682 г., начало правления Софьи. Труд Сильвестра можно назвать историко-публицистическим произведением.

Воссоединение Украины с Россией дало толчок к созданию первого русского печатного сочинения по истории. Украинский ученый, архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель написал «Синопсис», где дан краткий и популярный очерк русской истории с упором на единство судеб России и Украины. «Синопсис» переиздавался десятки раз и использовался как учебник по русской истории.

Важным шагом в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лызлова «Скифская история» (90-е гг. XVII в.), посвященный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок.

Центральное место в литературе заняли исторические сюжетные повести, носившие публицистический характер. Группа таких повестей - «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраама Палицина», «Иное сказание» и др. - были откликом на события Смутного времени.

«Сказание келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицина» - обширное произведение, в нем 77 глав. Автор излагает свое понимание причин Смуты и последующих событий. Государственные деятели изображаются в «Сказании» сложными, противоречивыми личностями, в которых добро сочетается со злом ( Борис Годунов), коварными и беспомощными ( Василий Шуйский). Это было новаторством по сравнению с принципами средневековой литературы, где герой являлся однозначно положительным и где ему противостоял столь же однозначно отрицательный персонаж. Новаторством стало и смелое введение в ткань повествования личности самого автора, подчеркивание его личного участия в событиях.

Дьяк И. Тимофеев, князь И.М. Катырев-Ростовский, другие многочисленные известные и анонимные авторы оставили потомкам немало повестей, сказаний, слов, видений о трагическом Смутном времени. Каждый из них по-своему попытался объяснить причины российской катастрофы. Для одних - это божье наказание за людские грехи, для других - нарушение справедливости, кара за то, что избрали на престол царя-детоубийцу (Годунова), иные высказались в духе феодальной идеологии, что всему причина - непослушание и мятеж «рабов господских».

Народ настойчиво осмысливал события века, давал свою оценку. «Казачье написание» составили участники похода Ермака, где инициативу похода отводили самим казакам, а не Строгановым. Еще один самобытный писатель XVII в. беглый холоп Федор Порошин, ставший подьячим Войска Донского, создал в 40-х годы «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». «Повесть» написана ярким языком, героическая борьба донцов с турками развернута как эпическое и драматическое повествование. Специалисты считают ее одним из лучших литературных памятников эпохи.

Широкое распространение, наряду с исторической, получает бытовая повесть. Примером ее может служить «Повесть о Горе-Злосчастии», написанная неизвестным автором. Ее герой - молодой человек из купеческой семьи покидает отчий дом и пытается жить своим умом, но постоянно терпит неудачи. Впервые в русской литературе героем становится «несчастный» человек, неудачник, вызывающий сочувствие автора. В авторском сочувствии этому греховному человеку проявилась новая для того времени гуманистическая тенденция: прежде сострадать подобному герою было невозможно.

Полный социальными конфликтами XVII в. вызвал к жизни новый жанр - демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства. Это повести-пародии на судопроизводство («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»), на упадок нравов в церковной («Калязинская челобитная») и городской («Служба кабаку») среде.

Новым жанром стали мемуары. Этот жанр освоен идеологом Раскола - протопопом Аввакумом («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»). Составить представление об идеологии Раскола XVII в. позволяют и другие труды Аввакума, где он выступает как яркий старообрядческий публицист: «Книга бесед» и «Книга обличений».

Книжная поэзия - еще одно новшество российской словесности XVII в. Стихи известны уже в первой трети века, но временем расцвета силлабической поэзии стала его вторая половина - это рифмованные стихи и драматургия. Их зачинатели - Симеон Полоцкий и его ученики - Карион Истомин и Сильвестр Медведев. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича. Для театра С. Полоцкий написал несколько пьес, где были подняты серьезные нравственные, политические и философские проблемы, отражавшие сложное и богатое событиями время.

Таким образом, русская литература XVII в. начала освобождаться от средневековых традиций; подтачивалось церковно-схоластическое мировоззрение и ему на смену приходило более реалистическое видение действительности. Был подготовлен переход русской словесности от средневековья к Новому времени.

Общий процесс «обмирщения» культуры наиболее ярко и последовательно захватил такие сферы культуры как зодчество и живопись:

    в архитектуре внедряются народные вкусы, порой уводящие зодчего далеко от традиционных, освященных древностью образцов;

    приобретает небывалый размах гражданское строительство, конкурируя с культовым, являвшимся доселе главной линией развития архитектурного искусства;

    вместе с тем церковная и гражданская архитектура утрачивает резкую противоположность;

    в живописи пробивается струя реализма и свободной трактовки церковных сюжетов.

Каменные архитектурные сооружения отличаются большой живописностью, затейливостью, ассиметричной группировкой масс, наборными кирпичными наличниками, многоцветными «солнечными плитами» - изразцами. В становлении этого стиля сыграло большую роль то обстоятельство, что заказчиками культовых построек все чаще выступали купцы и посадские общины, вкусы которых выражали светское начало в храмовом зодчестве.

Безусловно, ведущим сооружением каменного зодчества оставался храм. Его «дивное узорочье» достигалось более усложненной «игрой объемов» (по сравнению с предшествующим периодом) с сочетанием различных декоративных средств, дающих множество деталей. В итоге церкви становятся богаче и наряднее внешне и внутри. Но достигается это частичной утратой цельности архитектурного образа. Однако в лучших своих творениях архитекторы XVII в. умеют уравновесить красоту и монументальность, добиться гармоничного сочетания целого и деталей.

После иностранной интервенции начала века каменное строительство возобновилось в 20-е годы. Была осуществлена реставрация стен и башен Московского Кремля. Башни утратили свое военное назначение: четырехскатные крыши уступили место шатрам. Зодчие Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели шатер над Спасской башней (1624-1625 гг.).

Самой замечательной постройкой гражданского зодчества первой половины века является Теремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шатуриным, Л. Ушаковым. В архитектуре дворца заметно влияние деревянных построек хоромного типа. Постепенно гражданское каменное строительство приобретало размах и велось в различных городах (трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, купеческие Поганкины палаты в Пскове, 1-я половина XVII в.).

Одной из излюбленных архитектурных форм по-прежнему остается шатер. В конце 20-х годов возводится храм Покрова Богородицы в поместье князя Д. Пожарского в Медведкове. Это своеобразный повтор Покровского собора на Красной площади (Василия Блаженного). Другой образец шатрового зодчества - трапезная церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628 г.), прозванная в народе «Дивной». Последний шатровый храм Москвы - церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652 гг.). Ее начали строить прихожане на свои средства, но их не хватило. Пришлось обратиться за помощью к царю Алексею Михайловичу. Он помог, но храм в итоге обошелся в 500 рублей - огромную по тому времени сумму (пуд мяса тогда стоил 5 копеек). Патриарх Никон в 1652 г. запретил строить шатровые храмы как несоответствующие греческим образцам, но так как запрет не распространялся на колокольни, то рядом с официально разрешенными купольными храмами возводились полюбившиеся русским шатровые колокольни. Вдали от патриарших глаз местные зодчие продолжали возводить деревянные шатровые церкви.

Соборный храм XVII в. в классическом виде представлен в монастырском зодчестве. Его отличает монументальность, лаконичность декора. Примерами могут служить Преображенский собор московского Новоспасского монастыря (1642-1647 гг.), собор Ипатьевского монастыря в Костроме (1650-е гг.), Успенский собор в Коломне (1672-1682 гг.).

Характерная черта соборного зодчества на протяжении XVII в. - нарастание высоты соборов. В этом выразилась общая тенденция архитектуры века к вертикальной композиции.

Развитие древнерусской архитектуры завершилось в 90-е гг. появлением нового стиля - «нарышкинского» или «московского барокко». Главные композиционные принципы этой архитектуры - ярусность, центричность, симметрия, равновесие масс. Декоративное убранство, обычно из резного белого камня, выглядело необыкновенно красиво на фоне гладких кирпичных стен. Окна, овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колоннами (церковь Покрова в Филях, 1690-1693; Спаса в селе Уборы близ Москвы, 1693-1697, зодчий Я. Бухвостов). Декоративные формы «московского барокко» были применены и в пятиглавых храмах соборного типа (Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., Я. Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах, 1687-1713 гг.).

Следует отметить, что несмотря на название - барокко, это совершенно самобытный национальный стиль. Можно говорить лишь о заимствовании отдельных элементов европейского барокко, которые к тому же пришли с Украины, куда в свою очередь, попали не прямо с Запада, а из Польши и Литвы.

В XVII в. переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» называли современники дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Он имел 270 комнат и около 3 тыс. окон. Был построен артелью русских мастеров во главе с холопом Семеном Петровым и стрельцом Иваном Михайловым. Искусными были деревянные многоглавые храмы (22-главый храм Преображения в Кижах, кон. века).

Веком «родовых гнезд» - знаменитых русских усадеб - принято обычно считать XVIII в. Однако уже предшествующее столетие знало и само слово и многие усадьбы.

Наше описание допетровской усадьбы XVII в. представляет собой реферат статьи искусствоведа Р. Байбуровой «Старинная русская усадьба», опубликованной в 10-м номере журнала «Наука и жизнь» за 1992 г. (С. 70-78; в № 4 того же журнала за тот же год ее статья об усадьбе Царицыно, бывшей Черные Грязи).

Центральны ядром усадьбы был просторный, обычно обнесенный крепким забором из бревен двор. Главные «передние» ворота его с калиткой нарядно украшались. Против ворот располагались главные хоромы. Их, как правило, делали на подклети, в которой хранились разные припасы. Чтобы попасть в хоромы, надо было подняться на крыльцо, также называемое передним и щедро украшенное шатровой «крышкой» и резными перилами. На крыльце происходили церемонные встречи и проводы гостей хозяевами. В обычные дни ворота и хоромы были крепко заперты. Если «пошлют слугу добрые люди, - наставлял «Домострой», - он должен был «у ворот легонько поколотить», а пройдя через двор к хоромам, «ноги грязные отерети, нос высморкати и да выкашлитися, да искусно молитву сотворити», но если и после третьей молитвы «ответа не отдадут, ино легонько потолкатися», пока не впустят».

Переднее крыльцо вводило в «передние сени». В богатых домах здесь проходила граница между жилой частью дома и большой столовой хороминой для гостей, где по праздникам были пиры. Над столовой хороминой могли сооружать ярусы пирамидально уменьшавшихся кверху чердаков.

Но пиры совершались лишь по праздникам, а в будний день посетителя из передних сеней провожали на жилую половину хором, в первое помещение, называемое «передней». Хозяин дома выходил к гостю сюда. Идти дальне мог только близкий семье человек.

За «передней» была «комната», где проводили дневное время. Она часто занимала угловое положение, так как именно угловое помещение давало более широкий обзор усадьбы. В комнате хозяева трапезничали в будние дни, нередко в ней и спали. Из «комнаты» был переход в «другую комнату», часто уже в задней половине дома. Иногда к этим помещениям прибавлялась еще дополнительная повседневная столовая, а также специальная «крестовая», еще покои и еще сени.

В богатых хоромах делалась «мыльня» с особыми сенями перед ней. «Задние сени» были обращены соответственно на «заднее крыльцо». В сенях устраивали чуланы (кладовые), помещения для дворни, иногда выгораживали отхожие места.

Хоромы имели два, а иногда три яруса. Наверху располагались «светлицы» - женская часть дома.

Окна делали из практических соображений «лежачими», выбирая из горизонтальных бревен небольшой проем. Они давали лишь минимально необходимый свет. Большими делались только так называемые «красные» окна; их в богатых хоромах заполняли стеклом, а чаще - более дешевой в XVII в. слюдой.

Ограниченность числа помещений в хоромах, их замкнутость и изолированность от внешнего мира, по мнению Р. Байбуровой, объясняется как «замкнутым образом жизни русских людей того времени», так и христианским мировоззрением, требовавшим сберегания души от соблазнов греховного мира, внутренней сосредоточенности.

Жилые покои были невелики - от 12 до 25 квадратных метров. Этот размер комнаты был обусловлен конструктивно - размером бревен, и еще более - социально замкнутой жизнью хозяев. В хоромах нет места позднейшим анфиладам, когда пространство свободно перетекает из комнаты в комнату. Даже если двери делались на одной оси, их вовсе не предполагалось оставлять открытыми.

В передних сенях и жилых помещениях в красном углу размещались святые образа, перед которыми хозяева читали молитвенное правило. Каждый пришедший в дом обязательно, прежде чем здороваться с присутствующими, как бы знатны они ни были, прежде осенял себя крестным знамением и кланялся иконам и только потом, в порядке знатности и старшинства - всем находящимся в комнате.

По периметру помещение окружали изначально встроенные лавки. Одна из них - «коник» - служила собственно лежанкой. Европейской постели в классическом русском доме не знали. Под коником еще при строительстве сооружался ларь-рундук. На стенах могли быть полки.

В мыленке стояла большая печь с каменкой, «наполненной полевым круглым ярым камнем». Жару поддавали квасом, им же обливались, когда начинали париться. Делался также «полок» и лавки вдоль стен для «отдохновения».

Все в хоромах старались «укрывать и покрывать» - обивали стены, двери, иногда полы, завешивали окна и редкие в быту зеркала, застилали даже подоконники. «Завесою» закрывали и образа «благочиния ради и бережения».

Хозяева любили яркие краски: сукна красные и зеленые, персидские ковры, золотые шелка, расписные потолки. В городских хоромах на стенах в XVII в. уже появились живописные портреты. И конечно, внутреннее убранство хором нельзя представить без печей в ярких муравленых (зеленых) или ценинных (цветных) узорчатых изразцах. Одним словом, все ярко, нарядно, пестро в хоромах XVII в.

Дом этого времени не связан никакими правилами «регулярности». Разрослась семья, и к нему пристроили дополнительные помещения на подклети или их группу. Поэтому, как заметил И.Е. Забелин, о доме и говорят во множественном числе: хоромы, стены его - только оболочка совокупности хоромин.

Части дома имели и разнообразные завершения: помимо скатных кровель над хоромами возводились шатры, кубы, палатки, бочки. Главные жилые хоромы ставили против передних ворот, а возле них сооружали «переднюю избу», род сторожки. По периметру двора или на самом дворе свободно располагались погреба с напогребицею, ледники, амбары, сушила, житницы, конюшня, хлевы, избы дворни и т.д. Все эти хозяйственные постройки в усадьбах поскромнее располагались в одном или двух дворах: переднем и заднем. В богатых усадьбах могло быть несколько дворов за отдельными заборами: конюшенный, воловий, мельничный и т.д.

Важнейшим хозяйственным сооружением усадьбы была мельница, на которой мололи хозяйский и крестьянский хлеб. Случались «ветряки», но чаще мельницы ставили на речке. Чтобы усилить вращение мельничного колеса, а за ним и жерновов, надо было увеличить напор воды. Для этого строились запруды и копались усадебные пруды. В них разводили ценную рыбу. В подмосковной усадьбе Голициных Черные Грязи в пруду водились осетры, сомы, стерляди, щуки. Подобно прудам и сады в Древней Руси создавались для чисто практических целей. Некоторые усадьбы XVII в. имели еще и усадебные церкви.

Процесс «обмирщения» с особой силой отразился в живописи. Весь XVII в. пронизан борьбой двух творческих методов, двух направлений - старого и нового.

Живопись первой половины XVII в. в значительной степени освободилась от сложной символики, характерной для XVI в., композиции стали проще и жизненнее; в них развивается повествовательность. Однако иконы и миниатюры этого времени не выходили за пределы старой традиции.

В иконописи продолжают развиваться две школы, сложившиеся еще в XVI в.:

В середине XVII в. эти две школы сливаются в работах некоторых мастеров.

Во второй половине XVII в. художественным центром не только Москвы, но и всей страны становится Оружейная палата. Здесь сосредоточились лучшие художественные силы. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, писать иконы и миниатюры. При палате состоял целый цех «знаменщиков», т.е. рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий.

Кроме того, Оружейная палата служила чем-то вроде высшей художественной школы. Сюда приходили художники для усовершенствования своего мастерства. Все живописные работы возглавлял царский изограф Симон Ушаков. Наиболее значительными из иконописцев Оружейной Палаты были

Жанр парсуны зародился на рубеже XVI-XVII вв. Но свое развитие этот первый чисто светский жанр получил во второй половине XVII в. Известны портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, которые находятся в Государственном историческом музее. Там же хранится портрет юного царевича Петра.

Наиболее значительные произведения парсунной живописи написаны в конце века (портреты стольника В. Люткина, дяди и матери Петра I - Л.К и Н.К. Нарышкиных). В этих портретах-парсунах уже заметны те художественные черты, которые стали основой и особенностью русской портретной школы XVIII в., а именно: внимание к внутреннем миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит.

Таким образом, для культурного процесса XVII в. в целом характерен отход от традиционной и становление новой, светской культуры. Этот переход связан с глубинными социально-экономическими и политическими изменениями в стране. Культурная эволюция XVII в. подготовила почву для преобразований грядущего столетия.

Предварительные замечания

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры, поскольку именно в это столетие: а) начался процесс формирования русской нации и подъем национального самосознания и б) более отчетливо обозначился процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения, а вместе с ним обмирщение или секуляризация культуры.

При этом ряд авторов (Д. Лихачев, А. Панченко) утверждают, что именно барокко (рис. 1) выполнило в России ту же историческую миссию, что и культура Возрождения в Европе. Барокко, которое в Европе стало антитезой Ренессанса, в России оказалось близким к возрожденческим традициям и идеалам, поскольку несло в себе просветительское начало и способствовало процессам «обмирщения» культуры и религиозного мировоззрения.

Устное народное творчество

В XVII в. дальнейшее развитие получило устное народное творчество и появились первые литературные записи фольклора, в частности многочисленных пословиц и поговорок: «баснями соловья не накормишь», «взялся за гуж не говори, что не дюж», «кому тошно, а кому мошно», «где тонко, там и рвется», «Богу молись, а сам не плошай», «муж любит жену здоровую, а брат сестру - богатую», «закон что дышло, как повернешь, так и вышло», «наказал бог народ - наслал воевод», «законы наши святы, да исполнители лихие супостаты» и т. д.

Традиционным жанром устного фольклора оставались народные песни, в которых отразилась вся многообразная палитра народных чаяний и чувств. Особенно ярко эта тенденция проявилась в многочисленных песнях, главным героем которых стал Степан Разин - предводитель самой мощной Крестьянской войны «бунташного века» (рис. 2).

Рис. 2. Лубок о восстании С.Разина ()

Грамотность и письменность

Основными новшествами в этой области культуры стали:

1. Издание первых печатных учебников: «Азбуки» Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648) (рис. 3), «Лексикона речений языка славенска и греческа со инеми языки… в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов».


Рис. 3. Грамматика Мелентия Смотрицкого ()

2. Создания первых частных школ при Чудовом монастыре (Филарет, 1633), Андреевском мужском монастыре (Ф. Ртищев, 1646), Заиконо-Спасском монастыре (С. Полоцкий, 1664), церкви Иоанна Богослова (Иосиф, 1667), Московском Печатном дворе (Тимофей, 1680) и т. д.

3. Создание первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии (1687), которую возглавили Иоанникий и Софроний Лихуды.В 1694 г. из-за интриг иерусалимского патриарха Досифея, они вынуждены были покинуть Москву, и академию возглавили их ученики, Николай Семенов и Федор Поликарпов. В 1699 г. она была преобразована в Московскую Духовную академию, первый ректором которой стал Палладий Роговский.

4. Возникновение первых библиотечных коллекций печатных изданий на русском, латинском, греческом и польском языках у царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, князя В.В. Голицына, А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева и других.

5. Выход первой рукописной газеты «Куранты» (1621) , которая представляла собой антологию переводных печатных изданий, выходивших в разных странах Европы.

Научные знания

XVII в. стал временем накопления научных знаний, произошел заметный рост интереса к научной литературе европейского Возрождения с ее светским подходом к объяснению многих природный явлений. Именно в этот период в России появляются переводы ряда трудов крупных европейский мыслителей и ученых: «О строении человеческого тела» (Е. Славинецкий, 1658), «Шестоднев» (А. Холомогорский, 1663), «Прохладный вертоград» (А. Никифоров, 1672) и другие.

В тоже время на свет появляются и оригинальных научные трактаты русских авторов: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающийся до воинской науки» (О. Радышевский, 1621), «Книга сошного письма» (1629), «Фармокопея» (И. Венедикттов, 1682) и другие.

В XVII в. особый интерес стал проявляться к накоплению и развитию географических знаний, и появляются «Книга Большому чертежу» (1627), «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря» (1656) «Роспись сибирским городам и острогам» (1640), «Роспись морского пути вдоль Охотского моря» (1649), «Годуновский чертеж» (1667) и другие.

Исторические знания и общественно-политическая мысль

В XVII в. характерная для средневековья идеология провиденциализма, объяснявшая исторический процесс как осуществление божественного промысла, постепенно стала разбавляться попытками рационального толкования исторических событий и поиска реальных причин их возникновения.

Рис. 4. Москва в XVII веке ()

В центре внимания русских историков и публицистов первой половины XVII в. были трагические события Смуты, которой были посвящены: «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим», «Сказание, каких ради грехов попустил господь бог нам праведное свое наказание», «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Скопина», «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», созданные в 1610-х гг.

Затем в 1620-х гг. XVII в. были созданы «Временник» Ивана Тимофеева, «Сказание» или «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына, «О псковском разорении», «О бедах, скорбях и напастях», «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостина и «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.

В 1630-х г. на свет появились «Новый летописец» или «Летопись о многих мятежах» и «Сибирское царство и княжение и о взятии», написанное дьяком сибирского архиепископа Саввой Есиповым.

Особое место в развитии исторических знаний сыграл знаменитый «Синопсис» ректора Киево-Могилянской Духовной академии и настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля, вышедший тремя изданиями в 1674 г., 1678 г. и 1680 г.

Во второй половине XVII в. вышел еще целый ряд интересных исторических трактатов, в частности «Думы политичны» (1663) Юрия Крижанича, «Памяти» Афанасия Ордина-Нащокина, «Созерцание краткое» (1682) Сильвестра Медведева и «Скифская история» (1692) Андрея Лызлова.

Литература

По мнению многих авторов (И. Еремин, В. Андрианова-Перетц, Д. Лихачев), самыми важными новшествами в русской литературе того периода стали: а) распространение светского, личностного начала в литературе и ее освобождение от традиционной провиденческой идеологии и б) становление и развитие новых литературных жанров.

В жанре демократической сатиры были написаны «Сказание о куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Повести о Карпе Сутулове», «Сказание о попе Савве и его славе», «Повесть о бражниках», «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

В жанре бытовой реалистической повести созданы «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Ереме», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть об Улиане Осорьиной», «Повесть о Марфе и Марии» и «Повести о Тверском Отроче монастыре».

В жанре казацкой повести появились «Написание о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь» (1623) и «Повесть об Азовском взятии и сидении» (1641). В жанре мемуарной литературы были созданы «О России в царствование Алексея Михайловича» (1664), написанное подьячим Посольского Приказа Г.К. Катошихиным и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1680), автором которого был Аввакум Петров

Новым явлением в литературе стало становление силлабического стихосложения или виршей. Наиболее яркими представителями этого жанра являлись:

1. Симеон Полоцкий (1629-1680) , автор таких поэтических сборников, как «Обед душевный», «Вечеря душевная», «Венец веры», «Орел Российский», «Гусль доброгласная», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов» и «Псалтырь рифмотворная», а так же двух пьес «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Новохудоносаре-царе».

2. Сильвестр Медведев (1641-1691), перу которого принадлежали вирши «Епитафион», «Приветство брачное Федору Алексеевичу», «Плач и утешение на смерть Федора Алексеевича», «Подписи к портрету царевны Софьи», «Вирши на Великую субботу», «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» и полемические и исторические трактаты «Хлеб животный» и «Известие истинное», «Созерцание краткое…» и «Оглавление книг и кто их сложил».

3. Карион Истомин (1640-1717), автор таких сочинений, как «Катехизис», «Летописец великия земля Российская» «Книга вразумления», «Едем», «Еклессиа» «Стихи на воскресение господа нашего Иисуса Христа», «Книга стамна духоносная» и энциклопедический трактат в стихах «Град царства небесного» или «Полис».

Архитектура

Выдающимися произведениями русского деревянного зодчества стали царский дворец в селе Коломенском под Москвой (рис. 5), построенный в 1667-1678 гг . под руководством Семена Петрова, Ивана Михайлова и Саввы Дементьева, и шатровые храмы церковь Иоанна Предтечи на Широковом погосте под Вологдой, Вознесенская церковь в Торжке и Троицкий собор под Архангельском.


Рис. 5. Царский дворец в Коломенском ()

XVII в. стал временем дальнейшего развития каменного зодчества, что было вызвано: а) военно-оборонительными потребностями государства и б) усилением царской власти, авторитет и величие которой требовало особого выражения в монументальном каменном зодчестве. Поэтому еще при Борисе Годунове был создан Приказ каменных дел.

В 1624-1625 гг. под руководством английского архитектора Христофора Галовея и русского зодчего Бажена Огурцова были возведены шатровые перекрытия на Спасской и Никольской башнях. Затем, в 1672-1686 гг., аналогичные перекрытия были воздвигнуты над остальными башнями Московского Кремля. Затем аналогичной перестройке подверглись башни и стены Калязинского, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьего, Кирилло-Белозерского, Симонова, Новодевичьего, Донского и многих других монастырей. В 1670-1683 гг. под руководством ростовского митрополита Ионы Сысоевича был воздвигнут уникальный ансамбль Ростовского митрополичьего двора (Ростовский кремль), который по праву считается шедевром русской культовой и крепостной архитектуры XVII в.

Выдающимися светскими сооружениями XVII в. были Теремной Дворец Московского Кремля (1635-1636), построенный под руководством русских зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова, Патриарший дворец в Московском Кремле, возведенный в 1642-1656 гг. под руководством Дмитрия Охлебнина и Аверкия Мокеева, Царицыны палаты Саввино-Сторожевого монастыря под Звенигородом (1650-1652), Потешный дворец в Московском Кремле (1651-1652), Патриаршие палаты и трапезная Валдайского Иверского монастыря (1552-1556), Хамовный двор в Москве (1658-1661), Гостиные дворы в Москве (1661-1665) и Архангельске (1668-1684), Земский Приказ в Москве (1683), Патриаршая трапезная Троице-Сергиева монастыря (1692) и Архиерейский дом в Суздале (1694).

Каменное культовое зодчество было представлено тремя основными стилями: а) крестово-купольным, б) шатровым и в) нарышкинским.

Среди крестово-купольных храмов особо следует отметитьцерковь Вознесения в селе Медведково под Москвой (1619-1621), Казанский собор на Красной площади в Москве (1626), Успенскую церковь Алексеева монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (1628-1651), церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1635-1638), храм Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), Вознесенский собор в Устюге (1648) и Троицкий храм в Москве (1642-1648), церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (1657). Но, безусловно, среди этих построек особое место занимает любимое детище патриарха Никона Ново-Иерусалимский монастырь (1656-1694) и его кафедральный Воскресенский собор (1685).

Несмотря на жесткий запрет, продолжало успешно развиваться «посадское» направление в культовом зодчестве, отличительной чертой которого были шатровые перекрытия и разнообразные «узорчия». Наиболее интересными памятниками этого стиля по праву считаются храм Рождества в Медведково (1635), храм Преображения в селе Остров под Москвой (1646), церковь Воскресения в Костроме (1652), церковь Косьмы и Домиана в Садовниках (1657-1662), церковь Вознесения в Романове-Борисове (1678), церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1683), церковь Николы в Хамовниках (1679), церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1679) и многие другие.

По мнению ряда ученых (Н. Воронин, А. Сахаров, А. Муравьев), особенно зримо светское начало проявилось в ярославском культовом зодчестве, где заказчиками храмов выступали богатые купеческие корпорации (Скрипины, Неждановские). Характерными памятниками ярославского зодчества являются храм Ильи Пророка (1647-1650), храм Иоанна Златоуста на Которосле (1649-1654), храм Николы Мокрого (1665-1672) и грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1689), которая, по выражению Н. Воронина, являла собой «ликующую симфонию народной фантазии».

В 1670-х гг. возник новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Самыми значительными постройками этого стиля, вошедшими в сокровищницу русской культуры, были: трапезная Троице-Сергиева монастыря (1689), колокольня Новодевичьего монастыря (1690), Успенский собор Иосифо-Волоцкого (1688-1696) и Большой собор Донского (1698) монастырей, здание Московского Печатного двора (1676), церковь Вознесения в селе Уборы (Яков Бухвостов, 1694-1697), Троицкая церковь в Троице-Лыково (Яков Бухвостов, 1698-1704), Крутицкое подворье в Москве (Осип Старцев, 1693), палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве (1657-1672), Сухарева башня (Михаил Чоглоков, 1692-1701) и эталонный шедевр московского барокко церковь Покрова в Филях (1690-1694), построенная по заказу Льва Кирилловича Нарышкина (рис. 6).

Рис. 6. Церковь Покрова в Филях ()

Живопись

В XVII в. дальнейшее развитие получила техника фресковой и темперной росписи. Среди наиболее известных произведений этого направления следует назвать фрески Княжина монастыря во Владимире (1648), Архангельского собора Московского кремля (1652 ), Преображенского собора Спасо-Евфимьего монастыря в Суздале (1689) и другие.

В иконописании по-прежнему были сильны традиции « Строгановской школы», но отмечалось существенное огрубление техники письма и упрощение художественных композиций. Вместе с тем, появились и определенные новшества: живописцы стали более точно изображать пространство и начали активно использовать приемы светотехники. По мнению большинства авторов (И. Грабарь, А. Муравьев), высший этап в развитии живописного искусства XVII в. связан с именем выдающегося русского художника Семена Федоровича Ушакова, возглавлявшего артель живописцев Оружейной палаты Московского Кремля, которой руководил боярин Богдан Матвеевич Хитрово.

С. Ушаков отдал дань уважения фресковой живописи, принимая активное участие в росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Московского кремля (1660). Но в историю русского искусства С. Ушаков все же вошел как блестящий мастер станковой живописи. Самыми знаменитыми его иконами являются «Спас Великий Архиерей» (1656-1657), «Спас Нерукотворный» (1657-1658) «Троица» (1671), «Насаждение древа государства Российского» или «Владимирскую богоматерь» (1668), «Архангел Михаил попирающий диавола» (1676) (рис. 7) и «Тайная Вечеря» (1685). С. Ушаков оказал огромное влияние на развитие русской живописи и создал блестящую школу живописцев, яркими представителями которой были его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Половец, Федор Зубов и многие другие.

Рис. 7. «Архангел Михаил попирающий диавола» ()

Кроме того, С. Ушаков вошел в историю русского искусства и как крупный теоретик, написавший два трактата «Слово к люботщательному иконному писанию» (1667) и «Алфавит художеств» (1673).

Наряду с традиционными формами изобразительного искусства в начале XVII в. зарождается жанр портретов-парсун. Именно в такой живописной манере были написаны парсуны с изображением Ивана Грозного, Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича (Ерофеей Елин, 1675), Федора Алексеевича (Лука Смолянин, 1686), Натальи Кирилловны Нарышкиной, Льва Кирилловича Нарышкина, Григория Петровича Годунова, Бориса Ивановича Репнина и ряд других.

Музыка и театр

В музыкальном искусстве, наряду с традиционным многоголосьем: а) появились «канты» - внецерковные музыкальные произведения и б) возникло «партеносное пение» для трех голосов, берущее свои традиции в далекой Венеции.

В театральном искусстве, наряду с традиционными «медвежьим» цирком, театром скоморохов и кукольным театром Петрушки, появляется Придворная хоромина (1672-1676), режиссерами которой были Иоганн Грегори и Степан Чижевский. Самыми заметными постановками этого театра были «Артаксерксово действо», «Юдифь», «Товий», «О блудном сыне», «О Егории Храбром», «Грехопадение Адама», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Давид и Соломон» «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», «Комедия о Бахусе с Венусом» и другие.

Список литературы для изучения темы "Русская культура XVII в.":

  1. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. - М., 1984.
  2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. - М., 1987.
  3. Андрианова-Перетц В.А. Русская демократическая сатира XVII в. - М., 1977.
  4. Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. - Л., 1970.
  5. Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. - М., 1955.
  6. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984.
  7. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России в XVII в. - М., 1982.
  1. Abc-people.com ().
  2. ArthistorV.ru ().
  3. Oreninform.ru ().
  4. Manhunter.ru ().
  5. Abc-people.com ().

XVII век -- начало нового периода русской истории -- явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества -- исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки -- волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине -- народном заступнике. В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:

Развитие городов, ремесла, торговли, мануфактур, связей с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения. В Москве в 80-х годах XVII в. около 24% посадского населения было грамотным.

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки -- латинский, немецкий. Боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике, философии. При Спасском монастыре во главе школы стоял сам Симеон Полоцкий. При Печатном дворе существовала школа, где обучалось 232 ученика.В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Здесь проходили весь школьный курс от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой, богословием. Принимали сюда людей «всякого чина, сана и возраста». В свое время Академию закончат великий М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир. Продолжалось накопление и распространение научных знаний, в основном носивших прикладной, практический характер. Освоение новых земель, расширение связей с другими странами способствовало накоплению географических знаний. Усиливается интерес к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник -- иконописец Симон Ушаков (1626--1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе «Спас Нерукотворный» изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы «Троица», «Насаждение древа государства Всероссийского» и др.

В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I, князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.

Новые веяния в архитектуре выражались прежде всего в отходе от средневековой строгости и аскетизма, в стремлении к внешней нарядности, живописности, декору. По сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Стали широко применяться новые виды строительных материалов -- фигурный кирпич, многоцветные изразцы, белокаменные детали. Однако основным массовым строительным материалом оставалось дерево.

ХVII век стал переломным в развитии русской культуры. Происходил переход от средневековой религиозно-феодальной культуры к культуре Нового времени. Он выражался в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, архитектуре, живописи. Определяющим в происходящих изменениях было обращение к человеческой личности.