Определение нации. Нации мира. Народ и нация. Стирание национальных различий

Нация и этнос

2.1 История происхождения и становление нации

Нация (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Но образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Процессы формирования нации объективно связаны с образованием государств. Поэтому К. Каутский классической формой государства считал национальное государство. Однако судьба далеко не каждой нации связана с государственностью, скорее это идеальное совпадение. Согласно концепции К. Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нацию были товарное производство и торговля. Большинство современных наций зарождались в процессе складывания буржуазных отношений (с IX-XV вв.), однако формировались и развивались они и до капитализма. В странах, где развитие было на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и по настоящее время.

Становление нации - процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры.

На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам.

Национальный вопрос в России

Понятия, использующиеся при рассмотрении национального вопроса, слишком многозначны, чтобы употреблять их без дополнительного пояснения. Ключевым является понятие нации. Можно выделить как минимум три варианта ее понимания...

Национальный вопрос в России

В демографии особое место занимают вопросы изучения уровня социального и культурного развития наций, их консолидации, ассимиляции, интеграции, межнациональных браков, двуязычия, развития национального самосознания...

Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям

«Ясное понимание соблюдение твоего долга пред людьми - это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы»...

Характеристика этнических процессов. Проблема отношения этноса и нации

Нередко между понятием "нация" и понятиями "народ", "этнос" ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и то же...

Этнические общности. Нации и национальные отношения. Типы и формы государства

Нация -- это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками. Некоторые ученые считают...

Этнокультурные условия как мезофакторы социализации

Этнос (или нация) - исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры...

этносов . См. обсуждение вопроса .

Определения нации

Бауэр

«Нация - это совокупность людей, связанная в общность характера на почве общности судьбы. Общность судьбы означает не подчинение одному жребию, но общий опыт одной и той же судьбы при постоянном обмене и взаимодействии».

ВладиМир

«Нация - это сообщество, объединённое трансэтнической культурой, творческим поиском совместного существования в форме суверенной государственности».

Теодор Герцль

«Нация - это общность людей в прошлом, объединенная в настоящем против общего врага».

Павел Крупкин

«Нация - это политическая ипостась народа страны. Это люди, объединенные государством и лояльные своему государству. Лояльность государству демонстрируется через реализацию народом своих политических прав, и несение политических обязанностей, главной из которых является обязанность защищать свою страну, свое общество, свое государство.

Не путать нацию с национальностью , или этносом : один этнос может быть компонентом нескольких наций, нация может быть образована несколькими этносами. Подробнее . Примеры путаницы - выше, кроме данного ВладиМир . Исторически понятие нации появилось в пылу антимонархической борьбы как решение проблемы верховного суверенитета . Идея монархии была основана на базовой идее феодализма, в соответствии с которой каждый человек должен обязательно быть вассалом какого-то суверена. При этом общественная пирамида остроумно замыкалась сверху положением, что Монарх , являясь верховным сувереном для всех своих подданных, получает этот свой суверенитет от Бога через ритуал помазания… При сильном желании убрать из общественной конструкции фигуру Монарха возникает проблема „подвисания“ источника верховного суверенитета. И данная проблема была решена положением, что верховный суверенитет на данной территории исходит от нации, то есть сообщества людей, имеющих политические права. В параллель с этим на этом же основании была построена концепция Общественного договора , которая стала основным инструментом ликвидации „феодальных пережитков“ и расчистки пути для общественного прогресса… Такое понимание нации было в полном объеме апробировано в рамках американской и французской революций, в рамках которых под нацией опять же имелось в виду сообщество политических акторов народа (напомню, что в то время политическими правами обладала лишь малая часть населения соответствующих стран). В дальнейшем битва идеи суверенитета нации с идеей священного монархического принципа (суверенитета от Бога) стала сутью антифеодальной борьбы в Европе. При этом распространение данной борьбы на многонациональные монархии Восточной Европы открыло возможности для наполнения понятия нации этническим содержанием. Такая ревизия понятия была поддержана на Западе, ибо она ослабляла европейские монархии как акторов европейской политики. В результате появилась концепция „о праве наций на самоопределение“, которая была существенно использована для ликвидации восточно-европейских империй, а в последствии и колониальных империй.»

Павел Вячеславович Святенков

«Нация есть самоорганизующаяся система , возникающая в результате отказа от эксплуатации своих, происходящего в рамках эволюции народа (или народов). Формула отказа является внешней границей, отличающей участников нации от прочих, а также предметом постоянного последовательного уточнения в процессе развития нации.»

Которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения .

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное» . Имеется в виду, конечно, не то, что нации - вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.

Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

Этнонация

Этнонация (теория социобиологического примордиализма нации) понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен . Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа » (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII-XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма) . Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» - иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

Начиная с 1950-х годов ХХ века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, - и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…» . Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно - в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже - в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке - ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу , более высокой ступенью развития которого якобы является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов - гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950 - 1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.

Нация и национальность

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность ». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность - это принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей - общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация - более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов , которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны - созданы из белых , африканцев , креолов и индейцев -америндов .

В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ »; в конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира .

Нация и этнос в академической науке

Научно-функциональный подход в различии нации и этноса заключается в том, что этносы изучает этнология , за исследования в области этнологии дают звания кандидатов и докторов исторических, социологических наук или культурологии (в зависимости от темы исследования). Нацию и национализм изучает теория политических учений . Никакой «нациологии» не существует, это именно политическое учение. За исследования в этом направлении дают звание кандидатов и докторов политологических наук. Это звание не дают за исследование этноса. Этнология не включена в программу подготовки политологов, нация не включена в этнологические дисциплины .

Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства.

Нация и язык

Национальная культура

Нация - феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации - воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых - определять формат национальной культуры, общий для всех.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Нация - это культурно-политическая, исторически обусловленная общность людей. довольно размыто, поэтому существуют уточняющие, корректирующие формулировки. Они необходимы, чтобы можно было использовать это понятие в научно-популярной литературе и не зависеть от контекста.

Как понимать термин «нация»

Так, подход конструктивизма утверждает, что понятие "нация" целиком искусственно. Интеллектуальная и культурная элита создает идеологию, которой следуют остальные люди. Для этого им не обязательно нужно выкрикивать политические лозунги или составлять манифесты. Достаточно своим творчеством направлять людей в нужно русло. Ведь наиболее прочной оказывается мысль, которая проникает в голову исподволь, без прямого давления.

Границами влияния остаются вполне осязаемые политические и географические кордоны. Теоретик конструктивизма Бенедикт Андерсон дает такое определение нации: воображаемое политическое сообщество, которое суверенно по своей природе и ограничено от остального мира. Приверженцы подобного мышления отрицают участие в формировании нации опыта и культуры предыдущих поколений. Они уверенны, что после периода индустриализации появилось новое общество.

Этнонация

Примордиалисты понятие "нация" расшифровывают как своеобразное эволюционирование этноса на новую ступень и превращение его в нацию. Это также разновидность национализма, но она связана с концепцией духа народа и подчеркивает его связь с «корнями».

Приверженцы данной теории верят, что нацию делает единой некий эфемерный дух, который незримо присутствует у каждого гражданина. А помогает в объединении людей общий язык и культура. На основе учения о языковых семьях можно сделать выводы о том, какие народы имеют между собой сродство, а какие нет. Но кроме этого, не только культурное, но и биологическое происхождение народов привязывают к названной теории.

Национальность

Народ и нация - понятия не тождественные, так же как национальность и нация. Все зависит от точки зрения и культурной идеологии. В странах постсоветского пространства этим словом выражается но она не охватывает всех, кто подпадает под определение нации. В Европе национальность - это принадлежность к нации по праву гражданства, рождения, воспитания в закрытой среде.

Одно время бытовало мнение, что нации мира формируются по генетическому признаку, однако на практике можно встретить такие сочетания как, русский немец, украинский поляк и многие другие. В этом случае наследственность совершенно не играет роли в самоидентификации человека как гражданина страны, тут превалирует нечто более сильное, чем заложенные в каждой клеточке тела инстинкты.

Виды наций

Условно нации мира можно разделить на два вида:

  1. Полиэтничные.
  2. Моноэтничные.

Причем последние можно встретить только в тех уголках мира, куда трудно добраться: высоко в горах, на отдаленных островах, в суровом климате. Большинство наций на планете - полиэтничны. Это логически можно вывести, если знать всемирную историю. За время существования человечества рождались и погибали империи, вмещавшие в себя весь известный на тот момент времени мир. Спасаясь от природных катаклизмов и войны, народы переселялись с одного края материка на другой, кроме того, есть и много других примеров.

Язык

Определение нации не связано с языком как таковым. Нет прямой зависимости между средством коммуникации и этнической принадлежностью народа. На данный момент существуют языки общего пользования:

  • английский;
  • французский;
  • немецкий;
  • китайский;
  • арабский и т. д.

Они приняты как государственные более чем в одной стране. Существуют также примеры, когда большинство представителей нации не владеют языком, который должен был бы отражать их этническую принадлежность.

Психология нации

Согласно экономической теории, человек рождается, живет и умирает, не покидая привычных мест обитания. Но с приходом индустриализации эта пасторальная картинка дает трещину. Нации людей смешиваются, проникают друг в друга и привносят свои культурные достояния.

Так как семейные и соседские связи разрушаются легко, то нация создает более глобальную общность для людей, не стесняя их в передвижениях. В этом случае сообщество формируется не благодаря личной вовлеченности, кровному родству или знакомству, а из-за силы массовой культуры, которая формирует в воображении образ единства.

Формирование

Для того чтобы сформировалась нация, необходимо объединение экономических, политических и этнических признаков в месте и времени. Процесс становления нации и условия ее существования развиваются одновременно, поэтому формирование идет гармонично. Иногда, для того чтобы образование нации произошло, необходимо сделать толчок извне. Например, война за независимость или против оккупации противником очень сближает людей. Они сражаются за одну идею, не жалея при этом собственной жизни. Это сильный стимул для объединения.

Стирание национальных различий

Интересно, что здоровье нации начинается с головы и ею же заканчивается. Для того чтобы представители народа или государства осознали себя как нацию, необходимо дать людям общие интересы, стремления, способ жизни и язык. Но вот чтобы особенности в отношении других народов, нужно нечто большее, чем культурная пропаганда. Здоровье нации проявляется в ее однородном мышлении. Все ее представители готовы отстаивать свои идеалы, они не сомневаются в правильности принятых решений и чувствуют себя единым организмом, состоящим и большого количества клеток. Такой феномен можно было наблюдать в Советском Союзе, когда идеологическая составляющая настолько сильно влияла на самоидентификацию человека, что он с детства чувствовал себя гражданином огромной страны, в которой все мыслят синхронно.

Нация - это широкое понятие, которое дает возможность очертить свои границы. На данный момент ни этническая принадлежность, ни политические границы или военная угроза не могут повлиять на ее формирование. Это понятие, кстати, появилось в эпоху Французской революции как противопоставление власти короля. Ведь считалось, что он и все его распоряжения считаются высшим благом, а не политическим капризом. Новое и Новейшее время внесло свои коррективы в определение нации, но появление единого способа управления государством, рынка экспорта и импорта, распространения образования даже в странах третьего мира, повысило культурный уровень населения, и, как следствие, самоидентификацию. Следовательно, влиять на образовании культурно-политической общности стало труднее.

Под влиянием войн и революций сформировались все крупные нации Европы и колониальных стран, Азии, Африки. Они остаются полиэтничными, но для того, чтобы чувствовать принадлежность к какой бы то ни было нации, не обязательно иметь ту же национальность. Ведь это, скорее, состояние души и разума, а не физического пребывания. Многое зависит от культуры и воспитания отдельно взятого человека, от его желания стать частью целого, а не быть отделенным от него при помощи моральных принципов и философских идей.

Нации появились в средневековых университетах

Благодаря землячествам студентов словом «нации» начнут называть целые народы

В средневековых университетах впервые начинают употреблять слово «нация» по отношению к уроженцам одного региона, говорящих на одном языке. Университетские «нации» были еще далеки от современных наций-государств, но благодаря тем, кто пройдет их «школу» наименование нации распространится на целые народы.

~~~~~~~~~~~



Парижский университет


Появившись в X-XIII веках на территории современных Франции и Италии университеты с самого начала были открытыми для иностранных студентов. Слово «иностранец» в современном понимании в Европе в то время еще не утвердилось. Население определялось прежде всего по религиозному и сословному принципу.

Большинство европейцев в Средние века были католиками, а принадлежность к рыцарскому сословию и соответствующие ему привилегии признавались от Пиренеев до Карпат. Поэтому университеты и задумывались как образовательные учреждения для всех христиан, которые были в состоянии платить за обучение.

В университетах стали формироваться землячества, состоявшие из выходцев из одного региона. Во второй половине XII века землячества получили официальный статус и стали называться «нациями». Латинское слово natio использовалось в Римской империи для обозначения варварских народов — теперь его использовали для названия уроженцев одной и той же страны.

Каждая «нация» имела собственное самоуправление. Во главе ее стоял прокуратор (также слово напрямую бралось из римской традиции, где оно означало наместника над территорией), обязанный защищать имущественные и финансовые интересы землячества и решать споры.

Наиболее многочисленные «нации» делились на более мелкие секции, также формировавшиеся по региональному признаку. В городах, где находились университеты, каждая «нация» стремилась служить мессу в особой часовне. Землячества позволяли вновь прибывшим быстрее освоиться, обедневшим — предоставляли средства, организовывали отправку и получение почты из родных мест.

К 1249 году в Парижском университете сложилось четыре «нации»: «Франция», «Англия», «Нормандия» и «Пикардия». Члены этих сообществ стали прикладывать разноцветные ленты на свою одежду, чтобы отличаться от представителей других «наций». Между ними существовало острое соперничество, доходившее порой вплоть до массовых уличных драк.

Существовавшие в Парижском университете «французская» и «английская» нация в этническом плане были далеко не однородны. Так, во «Францию» входили представители Испании и Италии. К «Англии» причисляли немцев, скандинавов и шотландцев. Попадание в ту или иную «нацию» было, прежде всего, делом престижа. Так, поляк Николай Коперник, поступив в Болонский университет в 1496 году, записался в «германскую нацию» — наиболее влиятельное в то время землячество в учебном заведении.

В Пражском университете было четыре нации: «Богемия», «Бавария», «Польша» и «Саксония». В первую входили чехи, моравцы, южные славяне и венгры; во вторую — австрийцы, швабы, выходцы из рейнских провинций; в третью — силезцы, поляки, уроженцы Великого княжества Литовского; в четвертую — жители Саксонии, Тюрингии, Дании и Швеции. Собственно сами чехи в Пражском университете составляли не более пятой части от общего числа студентов.

Во время Великого западного раскола (1378-1417), когда за папский престол боролись одновременно три претендента, «Богемия» однозначно выбрала сторону короля Вацлава IV, выступившего против папы Григория XII.

Другие же «нации» в Пражском университете поддержали оппонента короля. В ответ на это монарх издал в 1409 году специальный декрет, изменявший устав университета. Магистры из «Богемии» получали три голоса, а остальные нации — по одному. До этого при общих голосованиях каждый представитель каждой «нации» имел только один голос.

В знак протеста против королевского декрета иностранные профессора и студенты покинули университет. Пражский университет в один момент стал преимущественно «чешским». Ректором учебного заведения назначили декана факультета богословия Яна Гуса. Он был одним из создателей современного литературного чешского языка и обличителем папства. В итоге университет превратился в бастион сопротивления Риму. А местная «нация» приблизилась к оформлению идеологии национализма в современном смысле слова.

Конкуренция между «нациями» постепенно привела к тому, что в ней появились черты ксенофобии. Французский автор Жак де Витри в начале XIII века писал, что в Париже «немцев» считают ворами и сводниками, «англичан» — пьяницами и трусами, «бургундцев» — тупыми и неотесанными. В Пражском университете члены «Богемии» утверждали, что они происходят от «тела Христова», а немцы вышли из «зада Пилата».

Постепенно значение «нации» как группы уроженцев одной страны, говорящих на одном языке, стала из университетов распространяться в другие сословия. Так польская шляхта стала называть себя «нацией». С начала XVI века Священная Римская империя начинает называть себя «нацией всех немцев». Окончательно же современное понимание «нации»