Краткое содержание русский лес леонова. Леонов л - русский лес. Русский лес

Леонид Леонов

Русский лес

Глава первая

Поезд пришёл точно по расписанию, но Вари не оказалось на перроне. Кое-как перебравшись с багажом в сторонку, Поля долго искала в толпе это исполнительное и доброе существо, милейшее на свете после мамы.

Конечно, её задержала какая-нибудь беда или заболевание... но что могло случиться со студенткой в Советском государстве, где, кажется, самая молодость служит охранной грамотой от несчастий? Какая хворь пристанет к двадцатилетней девушке, ещё недавно дальше всех толкнувшей ядро на межрайонном спортивном состязании? Верно, забыла завести будильник с вечера и сейчас, расталкивая пассажиров и чужую родню, мчится по вокзалу, чтобы с разбегу обнять подружку... Однако уже и схлынула обычная по приходе поезда суматоха, а Вари все не было.

Поля решила своими силами добираться по записанному на бумажке адресу. И сперва ей никак не давался чемодан с оторванной скобкой, а потом выяснилось, что не хватает рук на узелки и свертки: так всегда бывает, когда провожают четверо и не встречает никто. Она растеряла бы половину вещей, если бы откуда-то сверху не свалился к ней чумазый паренек с комсомольским значком на спецовке, - явно не носильщик. Повесив через плечо спальный саквояж и мешок с шубкой, накрест перехваченный веревкой, он вскинул чемодан под мышку и двинулся по опустевшему перрону так обыкновенно, словно это повторялось у него изо дня в день. Привыкнув к маленьким удачам, сопровождавшим её всю дорогу с Енги, Поля молча покорилась чудесному вмешательству.

Теперь чудеса пошли так густо, что и не различишь, где кончалось одно и начиналось другое. Голубой сверкающий вагон на воздушных колесах и с предупредительно распахнутой дверцей поджидал Полю у остановки. Не успела войти, билет взять, как её багаж сам собой разместился внутри, и, несмотря на переполненье, даже нашлось местечко у окна, приспущенного из-за жары. Поле не хотелось уезжать, не отплатив по заслугам молодому человеку, и троллейбусное начальство тотчас предоставило ей время для беглого сведения счетов.

Скажите, пожалуйста, сколько я вам должна за этот ваш... ну, подвиг? - спросила она через окно, с притворно озабоченным видом роясь в стареньком мамином кошелёчке.

Паренек поднял глаза, и вначале Полю поразило его удивительное сходство с Родионом: они у него были такие же строгие, зеленоватые, с задорными искринками на донышке - и та же подкупающая привычка глядеть прямо в лицо при ответе. Правда, этот был моложе и ростом чуть пониже её приятеля; лишь копоть да рабочая одежда придавали ему видимость старшинства, а на деле, если бы его помыть немножко, он оказался бы разве только на годок старше Поли, совсем мальчишка, видимо из щегольства решивший не улыбаться никогда. Нет, этому далеко было до Родиона; тот не посмел бы с первого раза потешаться над малознакомой девушкой, несколько оробевшей от счастья, как и должно быть при исполнении желании.

Ровно ничего! Просто меня губит любопытство - наблюдать из будки - и жалостливое сердце ко всем, попавшим в безысходную беду... - невозмутимо отозвался благодетель - Я кочегар на паровозе, который вас привез в Москву.

Тогда, не умея изобрести чего-нибудь поядовитей, Поля посоветовала ему торопиться назад, а то вокзальные жулики уведут у него паровозишко, пока он ухаживает за незнакомыми девицами, и ему придется тысячу лет выплачивать из жалованья. Склонив голову набочок, молодой человек сочувственно кивал на её жалкие потуги мести, пока она сама не покраснела от бессилия и досады. По счастью, водителю удалось наконец накинуть на провод соскользнувшую дугу. Машина плавно тронулась в путь, и Поле сразу стало легко и радостно от солнышка, от встречного ветерка, от обилия заманчивых приключений, ожидавших её в будущем, а в душе на все лады пелась любимая её поговорка, эпиграфом надписанная в дневничке: «И вот былинку понесла река!»

Лишь теперь Поля с удивлением приметила, что все её новые попутчики чему-то улыбаются с такими осветленными лицами, словно слушают перекличку ранних птиц в лесу, ещё обрызганном росою. Никто не смотрел в Полину сторону при этом, но, значит, каждому из них уже известны были её безоблачные обстоятельства и благороднейшие намерения, тем в особенности завидные, что все у ней было впереди... Видимо, всем, от кондукторши до сурового усача в разлетайке и чёрной стариковской шляпе, может быть профессора из того учебного заведения, куда собиралась поступать Поля, - всем им было лестно, что такая привлекательная девушка, как Аполлинария Вихрова, отныне поселится в их превосходном городе и станет вникать в разные полезные науки на радость маме, Ленинскому комсомолу и всему их великому отечеству. Так что едва Поля осведомилась вполголоса про Благовещенский тупичок, где проживала Варя Чернецова, все наперебой, и даже немножко ссорясь, принялись объяснять ей дорогу, причем, так совпало ко всеобщему удовольствию, две Полины соседки ехали в ту же многоэтажную новостройку, потому что работали как раз во дворе дома 8-а, в швейной мастерской, а профессор, оказавшийся смотрителем чего-то, имеющего почти оборонное значение, даже и квартировал там, в деревянном особнячке наискосок... Словом, чуть ли не каждому в то утро оказалось с Полей по пути.

Все четверо они вышли на остановке и двинулись по солнечной стороне, добросовестно поделив Полину кладь. Присмиревшая, подавленная великолепием московской улицы, Поля шла посреди, едва ступая, словно боялась повредить какое-нибудь всенародное имущество, и стараясь запоминать подробности для вечернего отчета маме на Енгу. Слепительный милиционер придержал поток машин, пока шествие перебиралось через перекресток; наряднейшие здания мира высились по сторонам, и из всех, сколько их там было, распахнутых окошек гремела одна и та же торжественная радиомузыка с единственно возможным названием - приглашение к жизни. В то лето вдобавок было ужасно много цветов: на любом углу - в киосках, на лотках и прямо с рук - продавали целые копны цветов с необсохшей влагой на срезах, окутанные облаками душистой утренней свежести... Но почему-то всякий раз при этом Поля торопилась пройти мимо, ревниво прижимая к груди сверток в серой бумаге, единственную ношу, не доверенную никому.

Профессор в разлетайке, лихо возглавлявший шествие, повернул направо и потом ещё раз вправо, в прохладную, поросшую травкой улочку с домиками под ленивыми, расклонившимися деревьями, каким положено расти только на окраинах. Здесь весело кружился тополевый пух, запоздалая в тот год летняя вьюга, и маленькие местные жители самозабвенно ловили этот волшебный, невесомый снег, а ветерок сдувал его с доверчивых детских ладошек, и, пожалуй, весь смысл жизни в том и заключался, чтобы снова с криками гоняться за ускользающими хлопьями. Если бы не дети, было бы там совсем пустынно, так что событием пришлось бы считать одинокого велосипедиста, который, посверкивая зайчиками, проехал в глубь тупичка. Вчерне законченный восьмиэтажный дом возвышался в этой мирной житейской заводи. Поля озабоченно взглянула вверх, где под самой крышей обитала её Варя, и вдруг, в довершение чудес, оказалось, что лифт после длительного простоя начал работать как раз в то утро.

Окончив школу, Поля Вихрова приезжает в Москву, чтобы продолжить учебу. Ее мама Елена Ивановна, работающая в Пашутинской больнице, осталась дома. В столице живет отец Поли Иван Матвеевич – профессор Лесного института. Несмотря на то, что он был признанным ученым, в печати часто появлялись статьи, критикующие Вихрова за то, что он выступает против сплошных вырубок леса и этим противоречит социалистическим интересам строительства. Все они написаны одним автором – Грациановым, который в своих текстах намекает на то, что по своим политическим воззрениям Вихров – человек, чуждый новому обществу. Поля была честной комсомолкой. Критические статьи повлияли на ее отношение к отцу.

Она не знала, что когда – то ее отец и Грацианов учились в одном институте и были друзьями, хотя по происхождению они не были равны. Отцом Вихрова был простой крестьянин, а Грацианов был сыном профессора. Иван был талантливым студентом, и приятель завидовал ему. Грацианову тоже сделать карьеру, стоило только выступить против учителя Вихрова - ученого Тулякова, а потом вступив в конфликт с самим Иваном Матвеевичем.

Поля заходит к отцу, чтобы прямо высказать все, что о нем думает, но застает дома только тетю – сестру отца. Началась война. В бомбоубежище Поля знакомится с соседом по дому. Им оказывается Грацианов. Девушка и так думала об отце плохо, а Грацианов еще больше разжег ее неприязнь. Он рассказал Поле, как ее отец, будучи студентом, получал от неизвестного человека по 25 рублей в месяц. Так помочь в то голодное время мог только враждебный «классовый элемент». Комсомолка Вихрова еще больше возненавидела отца и решила пойти в райком и все рассказать. Но Варя Чернецова – землячка Поли, у которой она в столице живет, отговаривает ее и советует посетить лекцию Вихрова «Судьба русского леса». На лекции Поля поняла, что ее отец – честный человек, душой болеющий за родную природу. Убедившись в этом, девушка успокоилась: теперь ей не стыдно смотреть в глаза солдатам, проливающим кровь на фронте. Для Поли это было важно, т. к. среди солдат был и ее любимый Родион.

Варя уходит на войну. Поля тоже просится на фронт. Иногда она встречается с тетей Таисой, из рассказов которой узнает, как жили ее родители. Оказывается, после учебы Иван Вихров вернулся в родное Пашутинское лесничество. При нем оно стало развиваться. Там он полюбил Елену. Ее подкинули в младенчестве богатой семье Сапегиных, где она и выросла. Елена боялась, что восставший против угнетателей народ ее тоже причислит к врагам и покарает. Мать Поли чувствовала, что она чужда народу. Чтобы изменить жизнь, она вышла замуж за Ивана. Он начал заниматься наукой и вскоре был приглашен в Лесохозяйственный институт. Семья переехала в Москву. Там родилась Поля. Когда ей было 3 года, они с матерью вернулись в Пашутино. Иван Матвеевич очень переживал. Вскоре раскулачили его друга детства Демида Золотухина. Он подкинул Вихрову своего сына Сергея, тот его вырастил.

Поля хочет узнать все о своем отце и Грацианове. Случайно она узнает, что у Грацианова есть дочь, но он ее не признает и никак ей не помогает. Также стало известно, что отец и его бывший друг состояли в молодежной организации. Грацианов стал доносчиком и выдал Вихрова и Крайнова.

Страстное желание Поли - побывать на Красной площади во время парада - сбылось. Там она встретила военного врача Струнникова, который пригласил ее работать санитаркой в больнице. В это время Сергей едет на фронт в качестве помощника машиниста бронепоезда.

Война разгорается рядом с лесничеством. Полю посылают в тыл к немцам с заданием. Она попадает в плен, откуда сбегает. В лесу встречает Сергея. Оба ранены. Их находит советская разведка. Они попадают в один госпиталь.

Вернувшись в Москву, Поля приходит к Грацианову, говорит ему в лицо все, что о нем думает, и выплескивает ему в лицо чернила. Он воспринимает это как разоблачение.

Когда наши войска начали наступать, Вихрову удается приехать в родные места. Он навещает Елену Ивановну. В ее доме застает молодежь: Полю, Сережу, Родиона. Вихров рассказывает, что Грацианов утопился в проруби.

Роман Л.Леонова «Русский лес» учит нас искренности, умению ценить дружбу и всегда оставаться верным себе.

Картинка или рисунок Русский лес

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Носов Варька

    В рассказе Евгения Носова «Варька» идет речь о школьнице, которую зовут Варька. Она все летние каникулы проводит на колхозном птичнике и помогает в выращивании уток

    Главной героиней произведения стала Оля. Она живет вместе с мамой и отчимом. Больше всего на свете ей нравится слушать разную музыку. Когда она включает музыку, то к ней в голову приходят мысли и размышления

О РОМАНЕ ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА «РУССКИЙ ЛЕС»

Настоящее издание в какой-то мере итоговое: вот уже два десятилетия живет «Русский лес» Леонида Леонова в сознании нашего читатели роман подводил итоги одной эпохе и приоткрывал другую, он предоставлял читателю поэтический обзор полувекового исторического пространства и заключал в себе взрывчатый клубок злободневнейших вопросов современности; они осмыслялись писателем в соотношении с далекой временной перспективой прошлого, но обращены были в будущее.
У романа счастливая судьба: его сразу оценили как большое явление отечественной литературы,– первым произведением искусства, отмеченным Ленинской премией, был «Русский лес».
Однако и критика романа была довольно резкой. И хотя о «Русском лесе» написано немало книг и статей, роман этот продолжает оставаться дискуссионным по существу поставленных в нем проблем.
Одним словом, «Русский лес» - явление сложное, требующее от читателя известной подготовки, обязывающее его к умственному напряжению, но и вознаграждающее глубиной поэтического своего содержания.
Чтобы лучше понять этот роман, необходимо хотя бы примерно представить его место в творчестве писателя, а значит, и в истории советской литературы. Ибо творчество Леонова и своей полувековой протяженностью, и основными темами, и смыслом главных проблем во многом совпадает с этой историей, а вернее – составляет неотъемлемую и довольно существенную часть этой истории.
«Русским лес» - шестой по счету роман Леонова. Начав путь прозаика в 1922 году стилизованными легендами и ироническими сказками, Леонов часто выступал перед читателем и как оригинальный драматург, и как интересный рассказчик, и как публицист, обращенный к злободневным событиям современности. Перед Великой Отечественной войной и во время войны автор знаменитого «Нашествия», обошедшего сцены всей страны, гневно обличал злодеяния фашизма на страницах газет. Но шесть романов Леонова, рассредоточенные в трех первых десятилетиях, его пути советского литератора, все-таки нанимают особенно большое место и в творческой биографии писателя, и в истории советской литературы. При всей самобытности и значительности драматургии Леонова по ней одной нельзя судить о всем круге вопросов, поднятых писателем, о всех духовных событиях в нашем обществе этих лет, а по романам – можно. Все вместе они представляют собой непрерывную цепь диалогов художника со временем и современниками. И темы, открытые каждым из романов, и вопросы, в них когда-то поднятые, получают ответы, развитие и завершение в «Русском лесе». Впрочем, что значит «завершение»? Леонов – наш современник, и его диалог с нами продолжается.

Главы романа читает И.Макарова

Инна Владимировна Макарова (род. 28 июля 1926 - советская и российская киноактриса. Народная артистка СССР (1985). Лауреат Сталинской премии первой степени (1949).
В 1943-1948 годах училась во ВГИК в мастерской С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. Во время учёбы во ВГИКе исполнила роль Кармен в поставленной Т. М. Лиозновой пьесе «Кармен» П. Мериме. Эту студенческую работу посмотрел А. А. Фадеев и он увидел в ней будущую исполнительницу роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия». В 1948 зачислена в Театра-студию киноактёра.

Драматически остро звучат в произведениях современных писателей вопросы взаимоотношений человека и природы. На сме­ну пафосу покорения пришла выстраданная всем нашим нелег­ким опытом идея органического единства человека и природы, необходимости беречь окружающий мир не просто как «среду обитания», а как основу человеческую бытия. Не случайно так много внимания уделяет природе В. Белов в книге очерков о народной эстетике, названной «Лад». Писатель показывает, что цикличность времен года определяла всегда и ритм трудовых дел сельского жителя, и особенности его быта, поведения, традиций, обрядов. «Человек всегда ощущал свое единство с природой, — делает вывод В. Белов. В союзе с нею он созда­вал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда», в искусстве, в отношении к миру и человеку. Раскрытию этой мысли подчинена композиция произведения, объединенного характерным для природы и сельской жизни принципа ритмичности, взаимосвязанности, «вытекаемости» одного из другого.

Современная «экологическая проза» развивается в традици­ях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леоно­ва «Русский лес» (1953). На первый взгляд может показаться, что произведение посвящено конкретному научному спору: столк­новению разных точек зрения на проблемы лесопользования, выраженных героями-антиподами Вихровым и Грацианским. Подчеркнем, что идея разумного отношения к лесным богат­ствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл про­изведения не сводится только к этому. «Для меня «Русский лес» — это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа», — говорил сам автор. Действительно, стоит внимательно вслушаться в лекцию, которую читает сту­дентам ученый Иван Вихров, чтобы понять, что за его размыш­лениями о русском лесе скрывается целая философия жизни и места в ней каждого поколения. Основу этой философии со­ставляют уроки народной мудрости, полученные Вихровым в детстве и юности. Легендарный Калина Глухов учил Ивана Вих­рова беречь лес, иначе «прозябнет землица без своей зеленой шубейки… Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалась. И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов… И поклянут люди свое солнышко!.. И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправи­тесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку».

Отталкиваясь от мысли о том, что «народу нашему жить веч­но на этой священной земле», Вихров приходит к выводу о не­обходимости «подлинной эстафетности», по-хозяйски разум­ного отношения к природе. «Нет такого пункта в едином орга­низме природы, длительное воздействие на который не сказалось бы в самых отдаленных областях». Природа словно бы вверяет свои сокровища благоразумию человека, и его задача — не повредить ее тонкий механизм.

В романе звучит актуальная для современной литературы мысль о бережном отношении ко всему живому на Земле: от слабой и беззащитной клетки до высшего разумного суще­ства — человека.

Лес — это не просто древесина, это не только зеленые ели да березы, «лес входит в понятие Отечества». Образ леса стано­вится в произведении смысловым центром, к нему сходятся все сюжетные линии романа, его важнейшие идеи. Природа, лес для Л. Леонова — это могучий источник духовной силы, это олицетворение всей Русской земли, тех ценностей, которые на­коплены народом за его тысячелетнюю историю. Раскрытию философского смысла произведения помогают ключевые сцены романа, в частности три встречи у родничка. В заветном уголке леса происходит таинство рождения великой русской реки, олицетворяющей народную душу, Россию. «Хранителем святы­ни» называет Вихрова автор. Отношение к родничку показывает чистоту души Вихрова и подлость Грацианского, которому ни­чего не стоит воткнуть палку в родничок, подобный трепетно бьющемуся, беззащитному человеческому сердцу. В маленьком эпизоде обнажается глубинная суть конфликта между героями романа: Вихров защищает не просто исток реки и русский лес, он утверждает своими идеями и делами жизнь, красоту, чело­вечность. Преемственность поколений воплощается в образе мальчика Калинки, который продолжает охранять родничок. В. Солоухин обратил внимание на созвучие, близость понятий: родник, природа, родиться (т. е. жить), родня, народ, Родина. В таком контексте станет понятным глубокий смысл произведе­ния, в котором Л. Леонов показал взаимосвязь вопросов эколо­гии с проблемами духовной жизни народа, истории, филосо­фии, этики, эстетики.

Проблематика и система образов в романе Л. М. Леонова «Русский лес»

Султанова Юлия Фанисовна,

аспирант Бирской государственной социально-педагогической академии.

Роман Л. Леонова «Русский лес», опубликованный в 1953 году, – произведение необыкновенно емкое и глубокое. Разрабатывая основную тему романа, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему. Однако смысл произведения не исчерпывается идеей постоянного лесопользования, на страницах романа автор поднимал множество проблем: этические, нравственные, научные, экономические, философские. Центральный конфликт романа – спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах.

Иван Вихров – сын крестьянина. Он с детства впитал в себя любовь и уважение к природе, как к хранительнице жизни. Будучи еще совсем ребенком, он не мог хладнокровно смотреть на то, как беспощадно рубят и распродают лесные чащи. Защиту лесных богатств страны он сделал целью своей жизни. Врожденное чувство природы, помноженное на хорошее образование, помогли Вихрову стать защитником и близким другом леса. Однако полемика между главными героями касалась не сколько проблем леса, столько философского представления о жизни. Вихров отстаивал теорию закономерности течения жизни и был приверженцем идеи общественного служения. Свое предназначение в жизни Вихров видел в бескорыстной преданности любимому делу. Он проделал огромную работу в деле изучения природных ресурсов России, разработал методику долгосрочного, разумного лесопользования и написал множество трудов на эту тему. Большой интерес представляет лекция Вихрова, которую профессор читал в начале учебного года на протяжении уже многих лет. Он начинал лекцию с того, что говорил о жизни как о непрекращающемся, развивающемся процессе: «весь тернистый путь развития материи – от амебы до гордого, мыслящего человека – внушает нам веру в еще одну победу света над тьмой, разума над зверством <…>» . Описывал весь многовековой опыт необдуманного пользования лесными богатствами и завершал свое выступление жизнеутверждающими нотками, призывая аудиторию быть не только пользователями, но и создателями.

Все действующие лица группируются вокруг центральных героев произведения. Со стороны Александра Грацианского это, прежде всего, его близкий друг и соратник – Чередилов. Он также хотел сотворить нечто выдающееся, гениальное, завоевать внимание и уважение, не затрачивая много времени и сил. Но, прекрасно понимая собственную бездарность, Чередилов нашел путь к продвижению по карьерной лестницу в безоговорочном служении начальству: если оно «<…> в лице Тараканцева возлагало на него руку, как на локотник кресла, то череп Григория Павловича якобы немедля принимал очертания и изгиб начальственной ладони» .

Раскрывая образы сторонников Грацианского, автор даже не указывает их полных имен: это Андрейчик, Ейчик и просто Чик. Их идеи являются не просто не заслуживающими внимания, а губительными для развития страны.

Философию разрушения представляет в романе также купец Кнышев. Разорение лесных богатств страны ради личной выгоды не прошло для него бесследно. К концу жизни он вынужден просить милостыню на улице. Изображая Кнышева, Л. Леонов «<…> показал неизбежное крушение моральных принципов, в основе которых положено хищническое отношение людей к лесу» .

Вокруг Вихрова группируются герои-созидатели жизни. Огромную роль играет в романе образ старика Калины Глухова, который представлял «авторский символ народного духа и бессмертия» . Общение с ним повлияло на становление мировоззрения Вихрова, воспитало в нем безграничную любовь и желание жить в гармонии с природой. Не случайно первое знакомство старика с мальчиком Иваном происходит возле родничка – символа непрерывности жизни. Калина был своего рода защитником леса и затем передал эту миссию ему. В конце романа Вихров встречает у родничка мальчика с таким же говорящим именем Калина: «это не было чудом, ни даже удивительным совпадением, самое обыкновенное в природе продолжение жизни» . Таким образом, круговорот жизни продолжался. Вихров понял, то, что вручил ему старик в детстве и наказал беречь, он с честью пронес через всю жизнь и теперь мог вручить в надежные руки.

Сюжетообразующим является образ дочери Вихрова – Поли. Если вначале романа она предстает романтической мечтательницей, желающей отомстить за свою мать Вихрову, то пройдя целый ряд испытаний и духовных исканий, она становится мудрее, терпимее, начинает понимать жизнь. Под впечатлениями от статей Грацианского она убеждена, что ее отец недостойный человек, не способный в полной мере понять нужды страны и объективно оценить темпы рубки лесов. Однако затем Поля осознает, кто действительно является «<…> корнем зла» . В отместку за все те неприятности, которые Грацианский причинил не только ее отцу, но всем, с кем он сталкивался на жизненном пути, Вихрова выплеснула чернила ему в лицо. Оружие, с помощью которого он так долго марал имя Вихрова, было использовано против него самого.

Через нравственные испытания проходит и жена профессора. Елена Вихрова требовательна прежде всего к себе, поэтому она бросает более менее благополучную жизнь с мужем в столице и едет работать фельдшером в поселок. «То был поступок-расплата за мнимые грехи отцов и тщетная попытка вычеркнуть из памяти свое прошлое» , за свое воспитание в барской усадьбе.

Свои жизненные уроки на страницах романа проходит и Сергей – приемный сын Ивана Вихрова. Он, как Елена Ивановна, чувствовал вину и пытался расплатиться за свое происхождение (Сережа сын раскулаченного крестьянина). Он едет на фронт, чтобы внести свою лепту в дело спасения отечества. Для Сергея важна прежде всего собственная нравственная чистота, поэтому споре с Грацианским он говорит, что бескорыстие – это «готовность совершить нечто для ближнего без всякой личной выгоды» . Профессор же пытается сбить с толку его с толку, убедить в том, что к человеку это понятие не применимо. Подобно тому, как он сам мечтает о памятнике, Грацианский подводит молодого человека к мысли, что признание народа руководит поступками большинства его представителей. Его цель «газированный ядок сомнения» в умы молодежи.

Не мало страниц в романе уделено изображению Великой отечественной войны. Представители молодого поколения (Родион, Морщихин, Сапожков, Варя и другие) охотно идут на фронт и отдают свои жизни ради спасения отечества.

Таким образом, «Русский лес» - произведение многоплановое. На страницах романа Леонов затрагивает множество вопросов: о лесе и рациональном использовании, сохранении природных богатств для будущих поколений, жизне и ее смысле, о золотинке, упоминаемой Натальей Золотинской, как посланию молодому поколению, нравственности, бескорыстии, о войне. Через столкновение главных героев автор решает поставленные проблемы. Если Вихров как древнегреческий мыслитель Гераклит придерживается теории закономерности течения жизни, то Грацианский, подобно Герострату, представляет собой циника и эгоиста, жаждущего славы и признания, сжегшего храм Артемиды ради вписания своего имени в историю. Однако исход последних трагичен: молодой житель Эфеса был казнен, а Грацианский покончил с собой. Самоубийство Грацианского в конце романа – своего рода победа добра над злом.

Литература

1. Вахитова Т.М. Леонид Леонов: жизнь и творчество – М., 1984 .

2. Леонов Л.М. Русский лес: Роман. – М.: Худож. лит., 1998.

3. Петишева В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 – 1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра: Монография. М.: МПГУ, 2006.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986.

5. Хрулев В.И. Художественное мышление Л. Леонова. – Уфа: Гамлет, 2005.

6. Щеблыкин И. Зигзаги приспособленчества // Молодая Гвардия. – № 3. – 1993.