Гюго биография. Виктор Гюго и музыка. Опубликованные при жизни

Виктор Гюго. Биография и обзор творчества

Виктор Мари Гюго — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист, родился 26 февраля 1802 г. Мировая слава пришла к Гюго как к автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.

В. Гюго родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов.

Раннее детство писателя проходило на Корсике, в Марселе, на Эльбе, в Италии, — в общем, везде, где служил его отец. Эти путешествия оставили очень яркий отпечаток в сознании Гюго и сформировали его романтическое мировосприятие. Родители расстались, когда Виктор был еще ребенком, и, оставшись жить с матерью в Париже, в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго один из самых заметных «долгожителей» в литературе: его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы — прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим также завоевал любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством.

Осенью 1822 г. писатель женился на Адель Фу иге, которая впоследствии родила ему пятерых детей. В 1823 г. Гюго опубликовал роман «Ган Исландец», который подвергся довольно справедливой критике Шарля Нодье, ставшего позже другом писателя и оказавшего серьезное влияние на его творчество. Гюго с женой часто устраивают приемы, приглашая к себе таких известных деятелей, как П. Мери-ме, А. Ламартин, Э. Делакруа, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др. В 1824 и в 1834 гг. соответственно выходят в свет его романы «Последний день приговоренного к казни» и «Клод Ге», в которых писатель отразил свое категорически отрицательное отношение к смертной казни. В 1831 г. выходит в свет его великий «Собор Парижской Богоматери».

До 1843 г. Гюго практически полностью посвятил себя театральной работе, выпустив лишь несколько стихотворных сборников.

В 1841 г. Гюго избран во Французскую академию, в 1845 г. получил звание пэра. В 1848 г. избран в Национальное собрание. Гюго был ярым противником государственного переворота 1851 г. и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 г. вернулся во Францию, а в 1876 г. был выбран сенатором.

В 1860-х гг. Гюго пишет один из самых известных своих романов «Человек, который смеется». Его написание заняло два. года и два месяца подготовки по сбору материала об истории Англии XVII в.

В возрасте 83 лет, 22 мая 1885 г. великий французский писатель скончался от пневмонии. Похоронная церемония длилась десять дней, в ней приняло участие больше миллиона человек.

«Собор Парижской Богоматери»

Для написания этого великого произведения В. Гюго в течение трех лет собирал исторический материал. Он подробно изучил историю Франции XV в., период правления Людовика XI и архитектурные особенности самого собора. Однако роман он создал очень быстро — всего за полгода, наложив на него отпечаток революции 1830 г.

Все действие романа разворачивается на фоне жизни Парижа. Первая сцена произведения — это городской праздник, последняя — народный бунт. Именно через дух народа автор передает нам главный образ произведения — собор Парижской Богоматери: «...огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звездном небе черным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города...*. Особым даром Гюго всегда было одушевлять неодушевленные предметы. Так и собор в его произведении живет собственной, независимой жизнью, представляя собой образчик народного средневековья. Это величественное и могущественное здание, которое построили безвестные мастера, является выражением народного духа — представителем народного искусства. Это вершина человеческой фантазии.

В. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно.

Такие исторические персонажи, как, например, Людовик XI, не становятся центральными фигурами романа. На первый план выходят вымышленные герои, имена и образы которых автор почерпнул из исторических источников. В своем произведении автор намеренно сталкивает положительных и отрицательных героев, сравнивает их, открывая читателям резкое несоответствие между внутренним миром и внешней оболочкой. Особенно ярко это показано на примере Квазимодо, внешнее уродство которого сочетается с красотой его души. В то время как красивый и отважный Феб оказывается корыстен, глуп и невежественен. События романа происходят на рубеже двух эпох, когда Средневековье уходило в прошлое и уступало место эпохе Возрождения. Автор показал это в противостоянии двух героев своего романа — Фролло и Эс-меральды. Жестокий и грубый религиозный фанатик в итоге губит добрую и прекрасную девушку. Все действие романа разворачивается на фоне прекрасного собора Парижской Богоматери, который как бы связывает всех героев романа воедино своим вечным и неприступным могуществом.

2. «Отверженные»

Роман «Отверженные» (1862 г.) — вершина творчества В. Гюго и как романиста, и как защитника народа. Это социальный роман-эпопея опять-таки в духе романтизма.

Еще в начале своей писательской деятельности Гюго хотел рассказать о жизни самых низших слоев общества, о жизни бедняков, сирот, каторжников. В течение почти тридцати лет писатель собирал материал для этого романа, который был готов лишь в 1862 г.

Жан Вальжан вернулся с каторги ожесточившимся человеком, ненавидящим всех и вся. К его счастью, он попадает к старому католическому епископу, который меняет всю его жизнь, простил ему даже кражу серебряной посуды. Встреча с чистым и добрым человеком преображает бывшего каторжника. Он организовывает фабрику по изготовлению изделий из черного стекла, обеспечивая работой жителей целого города, а позже становится его мэром.

Изменить общество можно двумя способами — революцией или добром. Именно противостояние двух этих методов и проходит через весь роман. Поиск решения очень труден, напряжен и вместе с тем показан очень художественно и красочно.

Произведение пользовалось заслуженной популярностью в России, его поклонниками были такие писатели, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

Великий французский писатель родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Его родители придерживались разных политических мнений, и поэтому маленький Виктор в свои детские годы постоянно слушал споры на разные темы, и особенно по воспитанию их сына в своей семье.

Его отец рос в семье крестьян, и поэтому хотел, чтобы Виктор стал активным и оптимистичным человеком. У матери же он получал знания, которые привели его к творческой деятельности.

Виктор почти 4 года проучился в знаменитом лицее в Париже. В возрасте 14 лет Гюго пытается сочинять свои произведения. Это были небольшие стихи и роман «Бюг Жургаль». После кончины матери юноше пришлось подумать о дальнейшем своем существовании, так как на отца нельзя было надеяться по причине развода его родителей.

Сборник стихотворений «Оды» и другие его работы заинтересовали французского короля. В этих произведениях он вознес власть французского правителя, и тогда Виктору стали оплачивать за его работы. В 1822 году Гюго сочетался законным браком, где у них впоследствии появилось 5 детей.

Но позже взгляды на власть у писателя изменились, и в 1827 году он создает драму «Кромвель», где сближается с народом, умело показывая контраст красивого и безобразного. Великий труд «Собор Парижской богоматери», написанный в 1831 году особенно взволновал читателей. Настолько трогательно и своеобразно Гюго показал трагическую любовь горбуна Квазимодо, что Виктор предстал уже перед всеми как прозаик.

В жизни Гюго происходили различные события. Так, он неожиданно для себя влюбляется в актрису Жюльетту Друэ, и посвящает ей множество любовных своих трудов.

Виктор пишет произведения, где он выступает против казни. Так, роман «Клод Ге», изданный в 1834 году посвящен не только проблеме наказания во Франции, но он выступает и против бедной жизни в стране.

Гюго, как талантливого поэта писателя, замечают представители Французской Академии, и в 1841 году принимают его в свои ряды. На некоторое время писатель отходит от своей работы по причине гибели его дочери и зятя. Виктор начинает писать роман «Невзгоды», но не доделывает его, та как во Франции в 1848 году началась революция.

Долгое время Гюго пребывал в изгнании, и за это время он создал великолепные труды, такие, как «Отверженные», а в прошлом это был начатый роман «Невзгоды» в 1862 году, и всеми известное произведение «Человек, который смеется».

После крупного переворота Гюго с женой возвращаются в Париж, где был избран в Национальное Собрание, но в 1870 году он отошел от политических дел. Больше времени стал уделять своим внукам и выпустил сборник «Искусство быть дедом». На тот момент писателю было 75 лет.

После кончины супруги здоровье Гюго пошатнулось, и в мае 1885 года он умирает.

Хоронили Гюго практически все жители Парижа. Тело было погребено рядом с великими французскими просветителями Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

4 класс кратко, для детей

Биография Виктора Гюго 4 класс для детей о главном

Виктор Мари Гюго – потрясающий, на мой взгляд, человек, которого нам подарил XVIII век. Он пережил предательство, познал истинную любовь, претерпел лишения, но словно феникс – сумел возродиться из пепла, и даже после его кончины, звезда этого гения продолжает освещать нам путь. «Как же эта звезда появилась?» – спросите вы.

Виктор-Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне во Франции, где его отец – Ж. Л. С. Гюго осуществлял командование одной из наполеоновских армейских полубригад. К этому моменту его отец и мать (в девичестве Софи-Франсуаз Требюше) состояли в браке уже пятый год, и имели к тому времени двух сыновей.

Юные годы Виктора Гюго проходили в обществе обоих родителей, но позже, по желанию отца Виктор был определён в пансион. Родитель считал, что образование, в основе которого лежит система, пойдёт на пользу мальчику, а также оградит его от влияния роялистских убеждений матери.

С 14 лет Гюго уже обнаруживал талант литератора, в чем его немало поддержала его мать. После окончания колледжа, когда он жил у неё со своими братьями, она помогала ему совершать первые, пробные шаги на выбранном им пути.

К этому же периоду относится и его увлечение Аделью Фуше – дочерью давних приятелей его семьи. Несмотря на близкие отношения, его мать и родители девушки препятствуют их сближению, и только после смерти матери Гюго они смогут пожениться. Этот брак подарил Виктору пятерых детей.

Следующие десять лет жизни Гюго можно назвать его литературной молодостью. Как писатель и драматург Виктор многого достиг, что не скажешь о его личной жизни. В этот период его жена проявила порочную благосклонность к малоизвестному литератору, что стало причиной размолвки четы Гюго. Отношения бывших супругов приняли чисто формальный характер.

С 1833 года в жизни писателя наступил новый период, который ознаменовался появлением Жюльетты Друэ. Любовь писателя к бывшей куртизанке продлилась почти полвека и оборвалась только со смертью Жюльетты. Несмотря на многочисленные любовные романы, Жюльетта была единственной истиной любовью Гюго, безгранично преданной ему. Потрясающие своей глубиной отношения во многом повлияли на личность Виктора.

Спустя два года после кончины возлюбленной Гюго покинул этот мир. Правительство Франции приняло решение о проведении национальных похорон. Утром 1 июня 1885 года была проведена похоронная церемония, на которой присутствовали более двух миллионов человек. Виктор Гюго был погребен в Пантеоне, но не забыть и сегодня. Его звезда будет гореть пока жива цивилизация.

Для детей 4 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго - легендарный французский писатель-прозаик, лидер французского романтизма. Наиболее известные работы: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Кромвель». Родился 26 февраля 1802 года на востоке Франции в Безансоне. Отец будущего писателя служил в наполеоновской армии, а мать была роялисткой. Он был младшим из трех братьев. Когда Виктор был маленьким, семья часто путешествовала, поэтому его детство проходило в разных местах: в Париже, в Марселе, в Мадриде, на Корсике. Основным домом для семьи Гюго был Париж. Путешествия оставили неизгладимый след в душе романтичного ребенка и позже проявились в его творчестве.

Вскоре его родители разошлись, а маленький Виктор остался с матерью. Образование он получал в лицее Людовика Великого, а в 14 лет уже всерьез занимался литературной деятельностью. В таком молодом возрасте он написал одну трагедию, посвященную матери, переводы работ Вергилия и множество стихотворений. За свои стихотворения он неоднократно был награжден Академией. Читатели обратили внимание на его творчество после выхода сатиры «Телеграф». В 20 лет Гюго женился на Адель Фуше, с которой впоследствии имел пять детей. Через год вышел в свет роман «Ган Исландец». Однако он не был особо популярен.

Вскоре писатель подружился с критиком Шарлем Нодье, который оказал влияние на его творчество. Однако их дружба продлилась недолго. В 1830-х Нодье стал критично отзываться о работах Гюго. Возобновив отношения с отцом, писатель посвятил ему оду - «Ода моему отцу» (1823). В 1828 году отец Виктора, к тому времени ставший генералом в армии Наполеона, скончался. Бурную реакцию публики вызвала пьесы «Кромвель» (1827) с элементами романтической драмы. В его доме чаще стали бывать такие выдающиеся личности как Мериме, Ламартин, Делакруа. В 1841 году писатель стал членом французской академии, а спустя несколько лет - пэром.

Большое влияние на его творчество оказал известный романист Шатобриан. Первым полноценным и, несомненно, успешным романом писателя считается «Собор парижской Богоматери»(1831). Это произведение сразу же было переведено на многие европейские языки и стало привлекать тысячи туристов со всего мира во Францию. После выхода этой книги в стране стали бережнее относится к старинным зданиям. Одним из самых известных романов писателя является «Человек, который смеется» (1869). Действие романа происходит в Англии конца XVII - начале XVIII века. Виктора Гюго умер 22 мая 1885 года из-за развившейся пневмонии. На его похоронах присутствовало более миллиона человек.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гюго Виктора

Виктор Мари Гюго − знаменитый литератор XIX столетия, выдающийся теоретик романтизма во Франции.

Детство и юность

Виктор Мари Гюго появился на свет 26.02.1802 г. в городе Безансон, расположенном на юге Франции.

Отцом Виктора был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго, бывший генералом, а родила мальчика Софи Требюше, являвшаяся дочерью судовладельца и придерживавшаяся в отличие от супруга роялистских и вольтерьянских взглядов. Виктор был в этой семье младшим, у него было три старших брата.

В раннем детстве Виктору пришлось пожить в разных местах: в Марселе, на Эльбе, а также на Корсике. Семья бывала подолгу и за границами Франции: в Италии и в Испании, так как этого требовала служба отца семейства, но каждый раз они возвращались в Париж. Эти путешествия и переезды оставили в душе будущего поэта глубокие впечатления и явились основой для его романтического миросозерцания.

В 1813-м мать Виктора, которая была любовницей генерала Виктора Клода Александра Фанно де Лагори, разошлась со своим супругом и обосновалась в Париже, взяв с собой маленького Гюго. Здесь в период 1814-18 годов подросток проходил курс наук в Лицее Людовика Великого.

Начало литературной деятельности

Первой работой, которая продемонстрировала зрелость Виктора Гюго, написанной в жанре беллетристики, стала повесть под названием «Последний день приговорённого к казни». Законченная в 1829-м, но изданная только в 1834-м, эта коротенькая документальная повесть про реально существовавшего убийцу, которого казнили во Франции, отражала остроту социального сознания молодого писателя и заложила прекрасный фундамент для его последующих книг.

Впоследствии сам Гюго расценивал это произведение в качестве предвестника его великолепной и приобрётшей всемирную славу романа-эпопеи о социальной несправедливости современного ему общества, которая называлась «Отверженные» и вышла в печать в 1862-м.

Успех у читающей публики

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однако первым полноценным романом, написанным Виктором Гюго, стала невероятно успешная книга под названием «Собор Парижской Богоматери». Роман был издан в 1831-м и очень быстро завоевал сердца читателей по всей Европе, будучи переведённым на многие европейские языки. Он имел также хотя и побочный, но очень значимый эффект – его публикация привлекла внимание к этому запустелому парижскому собору, после прочтения популярного романа туда устремились тысячи туристов. Роман содействовал также возрождению уважения общественности и администрации Парижа к старым зданиям, их после этого стали сразу активно оберегать и реконструировать.

Другим известнейшим романом Виктора Гюго стал написанный им в 1866-68 годах в Брюсселе роман, названный писателем «Человек, который смеётся». Он начинался с даты 29.01.1690 г., когда при таинственных обстоятельствах в Портленде оказался брошенным маленький ребёнок. Закончив работу 23.08.1868 г., Гюго передал рукопись в издательство Лакруа, которое произвело публикацию частями в период 19.04-08.05.1869 г. Действие в романе охватывает 1688-1705 годы. Готовясь к написанию этой книги, Виктор Гюго собирал в течение долгих месяцев различные материалы, касающиеся истории Англии и относящееся к концу XVII и самому началу XVIII столетия.

Дань поэтическому творчеству

Рано зародившаяся страстность и красноречие принесли ещё в ранние годы творчества успех и славу молодому поэту. Уже в 1822-м, когда Виктору было всего двадцать, вышел в свет первый сборник его стихотворений под названием «Оды и разные стихи». Король Франции Людовик XVIII пожаловал тогда молодому дарованию ежегодное денежное содержание. Стихами нового поэта восхищались вся Франция, отдавая заслуженную дань их спонтанному, поистине юношескому пылу и беглости. За первым собранием поэтических сочинений вскоре последовало второе. Написанные в 1826-м «Оды и баллады» представили Виктора Гюго читающей публике в качестве великолепного поэта, доказавшего, что он в полной мере является настоящим мастером лирики и песенных стихов.

Уже на склоне своих лет Виктор Гюго отдал много душевных сил поэзии. Сборники его стихотворений выходили в это время один за другим. В 1883-м великий литератор завершил свою работу над поистине грандиозным эпосом, плодом его многолетнего труда под названием «Легенда веков». Однако над сборником, названным Гюго «Все струны лиры», прервала работу смерть. В этом незаконченном произведении должен был по замыслу литератора быть представлен полный его поэтический репертуар.

Драматургия

Отметился Виктор Гюго и как популярный драматург. Он работал в период 1830-34 годов практически только для театра. В 1830-м зрители с восторгом приняли его пьесу «Эрнани», хотя она и вызвала много споров в среде театральных критиков, часть из которых не приняла новаторского подхода, реализованного Гюго в этом произведении. Пьесы Гюго даже запрещались, как, например, знаменитые «Марион Делорм» или «Король забавляется», но позже шли с неизменным успехом в «Комеди Франсэз».

Общественная деятельность

В 1841-м Виктор Гюго стал действительным членом Французской академии, получил звание пэра в 1845-м, в 1848-м литератора избрали в Национальное собрание Франции. Виктор Гюго не принял государственный реставрационный переворот, произошедший 1851-м. Литератор покинул Францию, он долгое время пребывал в изгнании. Вернулся Виктор на родину только в 1870-м, а уже в 1876-м его избрали в сенат.

Личная жизнь

В 1822-м Виктор Гюго взял в жёны Адель Фуше, с которой и прожил в полном согласии и любви до конца своих дней. В семье родились три мальчика и две девочки. Первый сын Леопольд родился в 1823, но умер младенцем. Родившаяся в 1824-м Леопольдина, как и её два брата Шарль и Франсуа-Виктор, которые появились на свет в 1824-м и 1828-м, хотя и прожили довольно долго, но тоже не пережили отца, и только последняя дочь Адель, родившаяся в 1830-м, дожила до 1915-го.

Смерть и память

Весной 1885-го, кода на дворе был цветущий май, Виктор Мари Гюго тяжело заболел и умер в собственном доме 22-го числа. Французское государство устроило пышные похороны этому великому человеку. Они были не только возвышенной данью уважения сограждан, но и явились апофеозом прославления традиций Французской Республики. Прах Гюго был погребён в Пантеоне.

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.