Нестор Васильевич Кукольник. Биография. Чего весь Рим на Ветряной Горе

Кукольник Нестор Васильевич - популярный отечественный писатель и поэт. Он также известен как драматург и переводчик. Работал в первой половине XIX столетия.

В начале пути

Кукольник Нестор Васильевич родился в Санкт-Петербурге. Он появился на свет в 1809 году. В 1821-м герой нашей статьи поступил в Нежинскую гимназию, в которой проучился 8 лет. По результатам обучения он не получил аттестат, так как был обвинен по делу о вольнодумстве. Оно началось вскоре после восстания декабристов в 1825 году.

Литературой Кукольник Нестор Васильевич начал заниматься еще тогда, когда учился в гимназии. Но его самые первые произведения, к сожалению, не сохранились. Их изъяли в ходе расследования дела о вольнодумстве. Писать он продолжил и после того, как переехал в Вильно. Там он поселился у своего брата Павла, который работал профессором в университете. Сам Кукольник Нестор Васильевич устроился в местную гимназию, где учил подростков русской словесности. На польском языке он издал курс, посвященный русской грамматике.

Знаковым в его судьбе стал переезд в Петербург. В столицу герой нашей статьи перебрался в 1831 году. Тут и наступил расцвет его литературной деятельности. Популярность к Нестору Кукольнику пришла в 1834 году. Тогда в Александринском театре была поставлена его пьеса под названием "Рука Всевышнего Отечество спасла". Драма получила одобрение критиков и понравилась даже императору Николаю I.

Творчество Кукольника

Творения Нестора Кукольника увлекают читателей до сих пор. Интересно, что писал он в различных жанрах. Это и драматические пьесы, и авантюрные романы, и исторические повести, и стихи, и художественная критика. Пробовал себя герой нашей статьи даже в качестве композитора.

В 1838 году вышли в свет несколько его произведений искусствоведческого характера. Его драматические творения рассматриваются современными критиками как переходной этап от отечественной исторической драмы начала XIX века ко второй половине столетия. При этом Кукольник считается одним их основоположников драматической поэмы. Он первым среди российских литераторов использовал мотивы и приемы, которые позже нашли отражение в творчестве многих его коллег по цеху: Марины Цветаевой, Алексея Константиновича Толстого.

Знатоки его творчества утверждают, что можно проследить очевидные параллели между некоторыми произведениями Нестора Кукольника и известным драматическим циклом Цветаевой "Романтики". Также автор считается основоположником жанра исторического романа в России. Его опыт позже использовал в своих произведениях и многие другие современники. Также новаторство Кукольника заключается и в том, что он одним из первых начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе француза Эжена Сю, основателя уголовно-сенсационного жанра в массовой литературе, и Поля де Кока, имя которого на протяжении многих лет ассоциировалось с фривольной литературой.

При этом в своих книгах Нестор Кукольник часто обращается к сюжетам из зарубежной истории. Это можно рассматривать как первые историко-биографические произведения, которые получили развитие в романах-исследованиях Юрия Тынянова, Ольги Форш.

Сотрудничество с композиторами

Находясь на пике славы и популярности, Кукольник был близок со знаменитым отечественным композитором Михаилом Глинкой, а также живописцем Карлом Брюлловым. Практически всеми исследователями творческой биографии признано его влияние на таких писателей, как Михаил Салтыков-Щедрин, Тарас Шевченко и Иван Никитин. Кукольник был одним из соавторов либретто сразу для нескольких опер. Это "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Многие его стихи композиторы положили на музыку, и получились всем известные романсы. Писал музыку на тексты Кукольника и Михаил Глинка. Хорошо известны и любимы многими романсы "Жаворонок" и "Попутная песня". Нестор Кукольник в общей сложности сотрудничал с 27 композиторами.

На службе

При этом Кукольник зарабатывал не только литературным трудом. В 1843 году он начал нести службу при Военном министерстве. На этой работе он регулярно ездил в командировки, побывал во многих российских губерниях. Особенно в тех, что расположены в европейской части страны. С рабочими визитами побывал в десятках городов от Астрахани до Кишинева.

Совсем забрасывать литературу Кукольник не стал, но служба отнимала много времени и сил, поэтому он стал писать значительно меньше, чем раньше. В частности, герой нашей статьи занимался изучением перспектив горнодобывающей промышленности в районе Донбасса. Его работы оказали существенное влияние на экономическое развитие всего региона.

Личная жизнь

В 1843 году герой нашей статьи оставил литературную деятельность и пошел на службу. В биографии Нестора Кукольника произошло важное событие - он женился на Софии Амалии фон Фризен. Она была немкой лютеранского вероисповедания. Женщина оставалась с ним до самого конца жизни, разделяя все заботы и трудности, ездила в длительные командировки.

Перед тем как встретить свою будущую супругу, Кукольник перенес две любовные трагедии, как утверждают биографы. Первые серьезные отношения у него были с Екатериной Фан-дер-Флит. Для влюбленных все закончилось весьма неожиданно. Отец девушки просто приказал ей выйти замуж за адмирала Михаила Лазарева. После этих отношений начал писать лирические стихи Нестор Кукольник. В них его возлюбленная скрывается под именем Ленора. Из-за этого факта многие критики стали обвинять его в излишней надуманности и искусственности образов. Особенно сильно поэта критиковал Панаев, чьи литературоведческие замечания до сих пор служат оценкой всего творчества героя нашей статьи.

Следующей его возлюбленной стала Мария Толстая. Подробности этой романтической истории неизвестны. Судя по стихам Кукольника, эти отношения также нанесли ему глубокую душевную рану.

Во время Крымской войны

В 1853 году Крымская война застала героя нашей статьи в Новочеркасске. Его прикомандировали к штабу Войска Донского. Кукольник занимался снабжением армии. Добился в этом определенных успехов. В 1857 году он завершил карьеру. В отставку ушел в чине действительного статского советника. Возвращаться в столицу не стал, поселился в Таганроге. Здесь он прослужил еще около десяти лет. Кукольник начал активно заниматься общественной деятельностью. Он выполнял поручения Таганрогского городского общества. Его работа имела большое значение в судьбе всего Таганрога.

Что сделал Кукольник в Таганроге?

Этот человек обосновал необходимость появления университетского образования на Дону. Предложил открыть университет в самом Таганроге. Правда, реализовать этот проект ему не удалось, но его усилия повлияли на открытие вуза в Новороссийске в 1865 году.

Именно Кукольник пролоббировал появление в Таганроге городской газеты. После этого собственные средства массовой информации появились в Ростове-на-Дону и Одессе. В 1865 году герой нашей статьи начал руководить рабочей группой, которая занималась выбором железнодорожной трассы к Таганрогу от Харькова. Эта работа увенчалась успехом - в 1868 году император Александр II утвердил соответствующие договоры на строительство магистрали.

Противостояние с казаками

Также Кукольник многократно поднимал вопрос необходимости принятия мер экологической защиты который относится к Азовскому морю. Параллельно усиленно добивался изменения административно-территориального устройства Приазовского края с помощью создания Таганрогской губернии. В этом вопросе он встретил ожесточенное сопротивление местного казачества, поэтому решить эту проблему так и не удалось.

Среди заслуг Кукольника нужно отметить проведение судебной реформы, в результате которой в Таганроге появился Окружной суд. Это произошло вскоре после его смерти, в 1869 году. Многие его инициативы вызывали бурю недовольства у местной знати. Особенно после того, как он их высмеял в своей драме под названием "Гоф-юнкер". Произведение было запрещено по личному распоряжению императора Александра II.

Смерть Кукольника

Нестор Кукольник скончался в конце 1868 года во время сборов в театр. Ему было 59 лет. Поэта похоронили в Таганроге. У могилы героя нашей статьи печальная история. В 1931 году прах Нестора и его жены осквернили. Грабители, пытаясь найти в гробах драгоценности, вскрыли их и выбросили останки на землю. В 1966 году горисполком Таганрога издал указ об отводе земельного участка заводу "Красный Котельщик", на этой территории как раз располагалась роща Дубки. Дом Кукольника был уничтожен бульдозерами. Останки писателя фактически перемешали с грязью. После того как провели работы, их смешали со строительным мусором.

Значение КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там спектакли и литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда"; в "Недоросле" он играл Митрофана, а Н.В. Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; служил в министерстве финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия Кукольника "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е издание 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Московский Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех выпал на долю другой драмы Кукольника: "Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до 1860-х годов и доныне идущей в провинции. В период 1840 - 1845 годов Кукольник напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. он издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845 - 1847 годах - "Иллюстрацию". В этот же период вышли его "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "Картины русской живописи" (ib., 1842 - 1843). Время до 1848 г. можно считать расцветом славы Кукольника. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к Кукольнику холодно: Пушкин считал его драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Когда М.Е. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил Кукольнику сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 1850-х годах популярность Кукольника стала падать; не поддержало ее и предпринятое им издание собрания его сочинений (СПб., 1851 - 1853). Успех его исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время Крымской кампании, был случайным, зависящим от общего патриотического увлечения. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения Кукольника неохотно, и он умер почти всеми забытый. Нельзя отрицать в Кукольнике таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Чувства меры в нем не было вовсе. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; Кукольнику оно понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои Кукольника на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное Кукольником для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения Кукольника печатались преимущественно в "Библиотеке для Чтения". Отдельно изданы: "Повести и рассказы" (СПб., 1842), "Маркитантка", др. (ib., 1854), "Морской праздник в Севастополе", драматическое представление (ib., 1854), "Азовское сиденье", историческое сказание в лицах (ib., 1855), "Генерал-поручик Паткуль" (2-е издание, ib., 1860); "Боярин Федор Васильевич Басенок", историческая драма (ib., 1860) и много других романов, пьес и рассказов. Несколько рассказов Кукольника из времен Петра Великого перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1809-68) русский писатель. Исторические повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтическая "драматическая фантазия" в стихах "Торквато Тассо" (1833), …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нестор Васильевич , русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре воровского жаргона:
    - мошенник, пpи пpодаже ценностей подменяющий их на …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — царь Пилоса. Сын Нелея и Хлориды. Отец Арета и Антилоха. В молодости прославился ратными подвигами: в войне с Аркадией …
  • НЕСТОР в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Nestor, ??????). Сын Нелея и царь Пилоса в Мессении. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью …
  • НЕСТОР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Единственный из двенадцати сыновей Нелея, уцелевший после воины пилосцев с Гераклом. В источниках …
  • НЕСТОР в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. …
  • КУКОЛЬНИК в Литературной энциклопедии:
    Нестор Васильевич — русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в …
  • НЕСТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно …
  • НЕСТОР в Энциклопедическом словарике:
    древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево- Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • КУКОЛЬНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра. Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка актеров-кукольников. 2. …
  • НЕСТОР
    Н́ЕСТОР ИСКАНДЕР (Александр), рус. писатель 2-й пол. 15 в. Ист. "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Падение Византии …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, др.-рус. писатель, летописец 11 - нач. 12 вв., монах Киево-Печерского мон. Автор житий кн. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. …
  • НЕСТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ЕСТОР, в греч. мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В "Илиаде" изображался старцем, славящимся мудростью и житейским …
  • КУКОЛЬНИК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЌУКОЛЬНИК Нестор Вас. (1809-68), рус. писатель. Ист. повести и рассказы ("Сержант Иван Иванович Иванов...", 1841), романтич. "драм. фантазия" в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ку"кольник, ку"кольники, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольнику, ку"кольникам, ку"кольника, ку"кольников, ку"кольником, ку"кольниками, ку"кольнике, …
  • НЕСТОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • НЕСТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НЕСТОР
    имя, историк, летописец, …
  • КУКОЛЬНИК в словаре Синонимов русского языка:
    артист, кукловод, куколеотборник, …
  • КУКОЛЬНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК
    к`укольник, …
  • НЕСТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • НЕСТОР
    Нестор, (Несторович, …
  • КУКОЛЬНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    кукольник, …
  • НЕСТОР в Орфографическом словаре:
    н`естор, -а (мифол.; историк, …
  • КУКОЛЬНИК в Орфографическом словаре:
    к`укольник, …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    мастер, изготовляющий кукол кукольник человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра Русские народные кукольники в театре Петрушки. Подготовка …
  • КУКОЛЬНИК в Словаре Даля:
    -ный и пр. см. кукла. | Растен. Veratrum album, чемерица, чеморка. | Растен. Veronica latifolia, змеиная головка, змеиная трава, …
  • НЕСТОР
    в греческой мифологии царь Пилоса, один из участников Троянской войны. В «Илиаде» изображался старцем, славящимся мудростью и житейским опытом. - …
  • КУКОЛЬНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Нестор Васильевич (1809-68) , русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов…", 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах …
  • КУКОЛЬНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    кукольник м. разг. 1) Мастер, изготовляющий кукол (1*1). 2) Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. 1. Мастер, изготовляющий кукол [кукла I 1.]. 2. Актер кукольного …
  • КУКОЛЬНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. разг. 1. Мастер, изготавливающий кукол [ кукла I 1.]. 2. Актер кукольного театра. II м. местн. Многолетнее травянистое …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • КУКОЛЬНИК ПИРСОНА в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    С центра комнаты на Луиса смотрело существо не человеческое, но и не гуманоидное. Оно стояло на трех ногах и разглядывало …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • НЕСТОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Печерский: Прп. Нестор Летописец, в Ближних пещерах (XII в., память 27 октября). Прп. …
  • НЕСТОР ПАМФИЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Пергийский (Памфилийский) (+ ок. 250), епископ, священномученик. Память 1 марта . …

Кукольник Нестор Васильевич

Кукольник Нестор Васильевич (1809 – 1868), прозаик, драматург.

Родился 8 сентября (20 н. с.) в Петербурге в семье профессора Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук, где отец в 1820 – 21 занимал должность директора. В это же время здесь учился Н. , вместе с которым Кукольник играл в гимназическом театре. Уже в гимназии он начал писать стихи и драмы.

Закончив гимназию в 1829, был учителем в Виленской гимназии, потом служил в Петербурге, не оставляя литературной деятельности. В 1833 была опубликована драматическая фантазия Кукольника “Торквато Тассо”, имевшая большой успех и принесшая ему славу. Вдохновленный успехом, кукольник пишет исторические пьесы: “Рука Всевышнего отечество спасла” (1834), “Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский” (1835), “Роксолана” (1835) и др. Как пьесы, так и рассказы на темы из итальянской жизни не только не имели успеха, но и вызвали неодобрительные отзывы критики, хотя отмечался яркий стих, которым были написаны эти произведения.

Наибольшую популярность имели его повести и рассказы, посвященные эпохе Петра 1 (“Два Ивана, два Степаныча и два Костылькова”, 1844; “Часовой”, “Новый год” и др.) и современной (“Надинька”, 1843).

Кукольник в своих произведениях стремился к подлинной народности. Это ему удалось в драмах “Иван Рябов…”, “Боярин Федор Басенок”. писал о первой из них: “…достоинство… составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства и – под русскою речью таится русский ум, русская душа”. назвал стихи второй драмы “прекрасными, а драму “гениальною” по сравнению с тогдашней русской драматургией.

Окружение Кукольника составляли известные деятели культуры, он был дружен с Брюлловым, Айвазовским, многими актерами, композиторами. Тесная дружба связывала его с Глинкой, который положил некоторые его стихи на музыку (“Сомнение”, “Жаворонок”, “Попутная песня” и др.). Умер Н. Кукольник 8 декабря (20 н. с.) 1868.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Кукольник, Нестор Васильевич

Поэт и драматург, род. 8 сентября 1809 г., ум. 8 декабря 1868 г., пятый сын В. Г. Кукольника. Родился в Петербурге; первоначальное воспитание и образование получил в Нежине, в гимназии высших наук кн. Безбородки, первым по времени директором которой был его отец. По смерти отца он в 1822 г. был взят матерью из гимназии и жил два года в Виленской губернии, а в 1824 г. снова поступил в нежинскую гимназию, прямо в 4-й класс. Несмотря на эти перерывы в обучении в гимназии, будущий писатель блестяще прошел гимназический курс; он считался в гимназии одним из способнейших и даровитейших учеников. Однокашник Гоголя, Гребенки, Кукольник принимал живое участие в литературных опытах и предприятиях своих товарищей (журнал "Звезда") и на школьной скамье успел проявить свои задатки; драматическая фантазия "Торквато Тассо", затеплившаяся страсть к театру и увлечение музыкой были юношескими, но верными залогами будущей деятельности Кукольника. Библиотека гимназии, богатая историческими сочинениями, два-три недурных педагога и компания даровитых товарищей содействовали основанию прочного фундамента в образовании Н. В. Кукольника: он вышел из гимназии развитым, начитанным юношей, хорошо знавшим новые языки, историю, литературу... По окончании гимназии, он около двух лет пробыл в Вильне, в качестве преподавателя российской словесности в 1-й и 2-й гимназиях и успел зарекомендовать себя отличным педагогом (отчет Н. Н. Новосильцева). Летом 1831 г. он оставил Вильну и отправился с ректором Виленского университета В. В. Пеликаном, в качестве чиновника при ректоре университета для письменных дел, в Петербург. Получив вскоре чин коллежского асессора, Н. В. Кукольник вышел в отставку; в 1833 г. он вновь поступил на службу в канцелярию военного министра; с 1837 г. служил в Капитуле орденов; с 1839 по 1843 г. был в отставке, затем снова поступил в канцелярию военного министра; с 1843 г., в течение четырех лет, Н. В. Кукольник служил в Петербурге, с 1847 по 1856 г. провел в командировках. По возвращении в Петербург получил отпуск за границу для лечения; вернувшись из-за границы, вышел в отставку и навсегда оставил Петербург. Он переселился в Таганрог, где и умер в 1868 г. - Общественно-литературная жизнь Кукольника разделяется на четыре периода. Первый - до приезда в Петербург; второй - с 1832 по 1847 г., период наиболее продуктивной деятельности Кукольника и наиболее интересный для историка литературы; третий - с 1847 по 1857 г. - период странствований Кукольника по России и за границей и, наконец, четвертый - пребывание его в Таганроге. Прибыв в 1832 г. в Петербург с литературным багажом, в котором находился и "Торквато Тассо", начатый еще в Нежине, Кукольник скоро выступил в печати. Звучные стихи только что названной драматической фантазии, в которых чувствовался свежий и несомненный талант, имели громадный успех и сразу создали Кукольнику славу поэта. Польщенный ласковым приемом, он в следующем же году выпустил драматическую фантазию "Джакобо Санназар", а затем и знаменитую драму "Рука Всевышнего отечество спасла". Последняя пьеса имела успех, превзошедший ожидания автора. Правда, она не отличалась по своему времени никакими выдающимися достоинствами ни в литературном, ни в историческом отношениях, но она окружила имя Кукольника ореолом страстного поэта-патриота. Молодой писатель понял настроение и вкусы минуты, сумел польстить тогдашнему понятию о "патриотизме", сорвал шумные аплодисменты и привлек к себе симпатию лиц, внимание которых считал для себя и выгодным, и полезным.

Кукольника превозносили, его должны были превозносить, и скоро слава его, - по словам одного современника (П. А. Инсарского) - была такова, что "трудно представить для поэта и вообще для литератора славу блестящее той, какой в то время (конец 30-х и начало 40-х годов) пользовался Кукольник. Не говоря о том, что малые литературные силы льнули к нему, заискивали перед ним, ему посчастливилось пользоваться симпатиями и дружбой лиц, отменно знаменитых в русском искусстве: Глинка и К. Брюллов были первыми друзьями поэта, вообще щедро наделенного от природы. Глинка писал музыку к его произведениям, Брюллов писал с него и его братьев портреты. В хоре похвал не слышны были некоторые голоса, критиковавшие его пьесу; несколько экспромтов, и довольно колких, не распространялись далее литературных кружков. Натура артистическая, Кукольник имел отличный музыкальный слух, немалые художественные способности и познания и понимание в искусствах. Отличный собеседник, любитель-музыкант, певец и композитор, общительный человек, он умел выбирать себе по сердцу друзей и приятелей, и поддерживать знакомство с нужными ему людьми. В приязненных, близких или просто хороших отношениях он был чуть ли не с половиной известных лиц Петербурга и Москвы. Поистине изумительная способность быстро сочинять и писать и сравнительно высокий гонорар, которым в свое время оплачивались произведения Кукольника, обеспечивали поэту безбедное существование. Кукольник жил, ни в чем себе не отказывая, и задавал вечеринки, на которые собиралось многочисленное общество представителей литературы, искусства и лиц, занимавших видное положение в сферах, с искусством ничего общего не имевших. Правда, эти шумные сборища, с обильными возлияниями, во имя литературы и искусства, не имели для последних сeрьезного значения и "салон" Кукольника пользовался не совсем-то лестной репутацией. Писатели, более дорожившие своим званием, с Кукольником не старались сближаться, да ж не сближались - товарищ его по гимназии Гоголь сторонился его и только за последние свои годы, как видно из неизданного дневника, бывал несколько раз у своего прежнего однокашника Кукольника. Но должно отметить, что общение поэта с людьми, посвятившими так или иначе свой век на служение прекрасному, было для Кукольника не бесполезно. Общество его - литераторы, артисты, художники - расширяли интересы и усиливали привязанность его к искусствам, некоторые же материальные средства позволили ему проявить свой интерес и любовь к русскому искусству на деле. Кукольник на свой страх предпринял издание дорогих, по тому времени, художественных журналов, которые, несмотря на краткость своего существования, содействовали подъему в нашей публике эстетических потребностей и вкусов и составили страницу в истории наших художественных изданий. С передачей Башуцкому последнего своего периодического издания и с отъездом из Петербурга (1847 г.), можно сказать, и прекратилась деятельность Кукольника, как писателя по преимуществу. Служба его к качестве чиновника при военном министерстве, требовавшая постоянных и продолжительных разъездов, да и самый характер ее, разобщили Кукольника со столицами и представителями литературы и искусств. К тому же ему выпало на долю пережить многих своих славных и знаменитых приятелей, соратников по искусствам... Разъезжая по югу России по делам службы и принимаясь за перо для разного рода "реляций", Кукольник лишь изредка набрасывал план или этюд какого-нибудь нового своего романа или повести, а иногда и драмы. За десятилетний промежуток странствований из-под пера его вышло немного (сравнительно с предыдущими годами) вполне законченных произведений. Наши военные действия на юге, свидетелем которых был Кукольник, не могли не произвести на него впечатления, и он откликнулся на них в целом ряде произведений, из которых наибольший успех выпал на долю его драмы "Морской праздник в Севастополе". Продолжительная служба утомила уже пятидесятилетнего Кукольника; он выхлопотал отпуск за границу и, пробыв там несколько месяцев, вернулся в Петербург, чтобы подать прошение об отставке. Переселившись в Таганрог, он скоро стал там в ряды видных граждан, был избран в гласные городской думы и, говорят, немало потрудился над, благосостоянием своего города. Изредка напоминал он о себе, как о литераторе; но он пережил свою литературную славу. Не успело пройти 20 лет литературной деятельности Кукольника, как ему пришлось убедиться в охлаждении к нему публики; изданное в 1851 г. собрание сочинений его не имело значительного успеха. Белинский, еще года за четыре до сего издания давший понять Кукольнику в одной из своих рецензий, что в собрании сочинений его публика врядли нуждается, оказался прав. Барон Брамбеус и другие подобные критики не раз производили Кукольника в гении, сравнивали его с Гете, роднили с Брюлловым и т. п. Но Белинский заметил: "талант Кукольника не так слаб, чтобы ограничиться безделками, доставляющими фельетонную известность, и не так силен, чтобы создать что-нибудь выходящее за черту посредственности". Действительно, если внимательно приглядеться к произведениям Кукольника, не трудно убедиться, что, несмотря на все их разнообразие с внешней стороны, они слишком однообразны по духу, их проникающему, по манере, и положительно скучны и утомительны по расплывчатости, обилию подробностей и действующих лиц. Драмы его полны трескучих фраз и дешевых эффектов, в тысяче героев его романов редко встретишь тип или выдержанный до конца характер; в повестях с сюжетом из времен Петра Великого - это наиболее удачные произведения Кукольника - мы имеем, строго говоря, пересказы известных анекдотов, иной раз довольно живые, но неприятные по одностороннему и поверхностному пониманию автором значений реформ Петра и его удивительно пристрастному отношению к их сторонникам и противникам; вообще - в произведениях Нестора Кукольника мало вдохновения, творчества. Отсутствие у него качеств выдающегося писателя, с одной стороны, с другой - новые веяния в нашем обществе, нарождение новых идей, которых Кукольник едва ли был сторонником, наконец, появление в нашей литературе плеяды талантливейших писателей - все это отодвинуло произведения Кукольника в область забвения. В 1847 году Белинский, подводя итог только что сделанному им обозрению драм и романов Кукольника, совершенно верно сказал: "все это теперь забыто и всего этого не разбудишь от вечного сна никакими новыми изданиями". Произведения Кукольника, написанные им до 1851 г., вошли (за ничтожными исключениями) в 10 т. "Полного собрания сочинений" его (СПб., 1851-1853); затем повести и рассказы его переизданы (с дополнениями) в 1871 г. в пяти томах "Повести и рассказы Н. В. Кукольника", (СПб. 1871. в 1886-1888; 1895-1897, 1901). Роскошные издания, которые предпринимал Кукольник, были следующие: "Художественная Газета" (1836-1841 гг. - закончил издание А. Струговщиков); "Новогодник" (СПб. 1830 г.), "Сказка за сказкой" в 4-х томах (СПб. 1841-1844); "Дагерротип" (1842 г.); "Картины русской живописи" (1846 г.); "Иллюстрация" (1845-1847 гг. издание закончил Башуцкий); кроме того, Кукольник был одним из редакторов "Русского Вестника", издававшегося С. Глинкой, принимал участие во многих крупных журналах, газетах и альманахах ("Сын Отечества", "Библиот. для Чтения", "Маяк", "Русский Вестник", "Русская Беседа", "Репертуар и Пантеон", "Современник", "Журнал министерства нар. просвещения", "Русское Слово", "Северная Пчела", "Русский Инвалид", "Финский Вестник", "Санкт-Петерб. Ведомости", "Голос", "Северн. Почта", "Биржевые Ведомости", "Комета Белы", "Альманах на 1838 г.", "Утренняя Заря" (1839-1843), "Одесский альманах" (1839 г.), "Молодик" (1843 г.), "Альциона" (1843 г. и др.). Некоторые ироизведения Кукольника переведены на иностранные языки: "Nadinka Fran Ryskan" (Holsingfors 1840); A. P. Zichontschich (Abo, 1856 г.); см. также "Russische Geschichten horausg. von Zewald" (1846 г.).

Полный перечень произведений Кукольника - к книге "Гимнизия высших наук и Лицей кн. Безбородко", СПб. 1881 г., отд. 2, стр. XLVI - LX. Перечень опубликованных его писем см. в статье Кубасова - "Кукольник и его письма" ("Русская Старина" 1901 г., № 3); Отрывки из дневника его напеч. в "Баяне" за 1888 г., №№ 9-16. Рецензии на сочинения Кукольника и отзывы о нем, как о писателе, можно встретить во всех столичных современных ему журналах и газетах; наиболее любопытны (и в различных направлениях) - Сенковского (Сочинения т. 8-й), Белинского ("Сочинения" т. 5, 6, 7 и 11), В. К. Кюхельбекера (в "Дневнике") и Шевырева (в "Москвитянине" 1842, ч. II). Биографические сведения - в некрологах, помещенных в "Полицейск. Листке Таганрогского Градоначальства" (1868, № 49), "Русск. Ведомостях" (1868, № 277), в статье Гербеля ("Гимназия высш. наук и Лицей кн. Безбородко" изд. 2-е, СПб., 1881, стр. 403-408); в брошюре А. И. Шверубовича "Братья Кукольники" (Вильна, 1885), в общих курсах, словарях, и в воспоминаниях И. И. Панаева (ч. I), Драшусовой ("Русский Вестник" 1881 г., № 9), Головачевой-Панаевой, А. В Никитенки; И. А. Арсеньева ("Истор. Вестник" 1887 г., № 2-й; см. на эти воспоминания возражение И. Пузыревского - "Как пишут иногда у нас мемуары", в "Новостях" 1887 г. за март); в "Записках П. А. Каратыгина", М. И. Глинки и др. Биографическим материалом могут служить отрывки из дневника и часть обнародованных писем (см. выше). О могиле его см. "Новое Время" 1899 г. № 8480 (отд. хроники).

Ив. Кубасов.

{Половцов}

Кукольник, Нестор Васильевич

Известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там литературные чтения, редактировал гимназический журнал "Звезда", устраивал спектакли, причем он играл в "Недоросле" Митрофана, а Н. В. Гоголь - Простакова. Был учителем русского языка в виленской гимназии; позже служил в СПб., в министерстве финансов, затем в военном министерстве. Драматическая фантазия К. "Торквато Тассо" (М., 1833) встретила восторженный прием. Публике особенно нравились напыщенные, ходульные, но иногда не лишенные яркости монологи Тассо. Вслед за другой фантазией: "Джакобо Санназар" (СПб., 1834; 2-е изд. 1860) появилась пятиактная драма в стихах из эпохи междуцарствия: "Рука Всевышнего отечество спасла" (СПб., 1834), имевшая громадный успех. "Моск. Телеграф", справедливо отметивший ее деланность, был запрещен. Не меньший успех вьпал на долю и другой драмы К. "Князь Мих. Вас. Скопин-Шуйский" (СПб., 1835), не сходившей с репертуара казенной сцены до шестидесятых годов и доныне идущей в провинции. В период 1840-45 гг. К. напечатал 5 романов, 26 повестей, 5 драм и множество стихотворений. С 1836 по 1842 г. К. издавал "Художественную Газету", в которой ему принадлежит большая часть текста, позже - "Дагерротип", в 1845-47 г. "Иллюстрацию". В этот же период вышли "Сказка за сказкой" (СПб., 1841) и "Картины русской живописи" (СПб., 1842-43). Вообще, время до 1848 г. можно считать расцветом славы К. Он звал себя родоначальником школы русских романтиков, признавая только гениальную триаду в литературе, живописи и музыке - себя самого, Брюллова и Глинку, с которым был очень близок. И тогда, однако, лучшая часть литературы относилась к К. холодно: Пушкин считал его драматический талант ниже таланта барона Розена, Белинский признавал некоторое значение только за его рассказами. Действительно, последние жизненнее, и краски в них умереннее, но эта умеренность - только относительная: ничто не было так противно К., как реализм в литературе. Когда M. E. Салтыков, после появления "Запутанного дела" (1848), просил отпуска у военного министра, графа Чернышева, последний пожелал ознакомиться с его сочинениями и поручил К. сделать доклад о них. Доклад был неблагоприятен для Салтыкова, вскоре после того переведенного на службу в Вятку. В 50-х годах популярность К. стада падать; не поддержало ее и предпринятое им издание своих сочинений (СПб., 1851-53). Успех исторической драмы "Денщик" (СПб., 1852), поставленной на сцене во время крымской кампании, был случайным: патриотизм автора совпал с общим увлечением. В 1857 г. он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Журналы печатали произведения К. неохотно, и он умер в 1868 г., почти всеми забытый. Нельзя отрицать в К. таланта, но его искры только изредка прорывались из-под шумихи риторических фраз, натянутых метафор и общей ходульности. Считая художника стоящим неизмеримо выше толпы, он, чтобы отличаться от нее, говорил напыщенным языком, сам упиваясь его трескучестью. Чувства меры в нем не было совсем. Пушкин употребил в "Борисе Годунове" слово "зане"; К. это понравилось, и он стал употреблять это выражение чуть не в каждом монологе. Герои К. на каждом шагу восклицают: "Га!" (междометие, придуманное К. для изображения высшей степени отчаяния или гнева) и прибегают к кинжалу и яду там, где это вовсе не требуется по ходу действия. Произведения К. печатались преимущественно в "Библ. для Чтения". Отд. изданы: "Роксолана", драма (СПб. 1835); "Джулио Мости", драматич. фантазия (СПб. 1836); "Кн. Дан. Дм. Холмский", драма (СПб. 1840; 2-е издание 1860): "28 января 1725 г.", драматич. картина (СПб. 1837); "Эвелина де-Вальероль", роман (СПб. 1841); "Альф и Альдона", историч. роман (СПб. 1842; 2-е изд. 1860); "Два Ивана, два Степана, два Костылькова", ром. (2-е изд. СПб. 1860); "Повести и рассказы" (СПб. 1842); "Барон Фанфарон и маркиз Петиметр", быль времен Петра В. (СПб. 1847); "Маркитантка", др. (СПб. 1854); "Морской праздник в Севастополе", драмат. представл. (СПб. 1854); "Азовское сиденье", истор. сказание в лицах (СПб. 1855); "Генер.-поручик Паткуль" (2-е изд. СПб. 1860); "Боярин Фед. Вас. Басенок", истор. др. (СПб. 1860); "Доменикино", драмат. фантазия (СПб. 1860); "Ерм. Ив. Костров", др. (СПб. 1860); "Ив. Рябов, рыбак архангелогородский", др. (СПб. 1860); "Иоанн-Антон Лейзевиц", драмат. фантазия (СПб. 1860), "Капустин, моск. купец", истор. рассказ (СПб. 1860); "Максим Созонтович Березовский", ист. рассказ (СПб. 1860); "Статуя Христофа в Риге или будет война!", истор. др. (СПб. 1860); "Три периода", ром. (СПб. 1860); "Егор Ив. Сильвановский или завоевание Финляндии при Петре Вел.", " Староста Меланья", "Старый хлам" (все три рассказа вместе СПб. 1860); "Корделия", новелла (СПб. 1860); "Прокурор Антонио", пов. (СПб. 1860); "Две сестры", эпизод из последн. смуты (СПб. 1865); "Железные дороги в России" (СПб. 1865). После смерти его напечатаны: "Сказание о синем и зеленом сукне" (СПб. 1872) и "Иоанн III, собиратель земли русской", истор. ром. (СПб. 1874). В 1880-х гг. большинство рассказов К. из времен Петра Вел. перепечатано в "Дешевой Библиотеке" Суворина. Несколько повестей К. переведено на шведский и финский языки.

{Брокгауз}

Кукольник, Нестор Васильевич

{Половцов}

Кукольник, Нестор Васильевич

Русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. и словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в литературе в 1833 "драматической фантазией" "Торквато Тассо", за которой последовал длинный ряд его пьес и повестей.

В творчестве К. получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроения, которые были так характерны для зажиточных слоев русской буржуазии в эпоху 30-х годов и которые обусловливались подъемом ее политического самосознания под эгидой николаевской монархии, покровительствовавшей "отечественному" капитализму. Вместе с поэтом Бенедиктовым и прозаиком Лажечниковым драматург К. является одним из вождей русского буржуазного романтизма. Как и автор "Ледяного дома", К. был одним из канонизаторов историко-патриотического жанра, прославляющего величие русского "народа" в самые критические моменты его истории. В этом плане особенно характерна пьеса К. "Рука всевышнего отечество спасла", с чрезвычайной выспренностью изображавшая избрание на престол Михаила Романова. Драма эта была поставлена в 1834 и произвела такой огромный эффект, что критиковавший ее "Московский телеграф" Н. Полевого за этот "антипатриотический" выпад подвергся правительственному запрещению (до нас дошла язвительная эпиграмма современника: "Рука всевышнего три дела совершила: отечество спасла, крест автору дала и Полевого задушила"). Написанная годом позже, драма К. "Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский" еще сильнее подчеркнула националистические тенденции его классовой группы.

Драматические фантазии К. ("Торквато Тассо", "Джакобо Санназар", "Джулио Мости" и мн. др.) по своей структуре сходны с его патриотическими драмами, изобилуя патетическими монологами, обильными метафорами, антитезами и пр. Защищая в большинстве своих "фантазий" идею чистого искусства, К. отнюдь не оказывается в противоречии со своими политическими убеждениями. Характерно, что избранная им тема о трагической судьбе Тассо разработана в соответствии с буржуазным генезисом его творчества. "Французы - классики и рады бы вклеить Тассо в трагедию, - писал по этому поводу еще Н. Полевой, - но как? Ведь он не король и не принц! и кто тут будет герой? Тассо - мещанин! не годится..." Пламенная защита Тассо чистого искусства ни в коей мере не исключала, по К., того, что в тех случаях, когда отечество потребует от поэта служения себе, последний должен настроить свою лиру на торжественно-патриотический лад.

Слава К. была недолговечна; уже Белинский сурово осуждал риторику его драм. В 40-х годах - эпоху окончательного разложения романтизма и утверждения "натуральной школы" - К. вместе с Марлинским и Бенедиктовым делается объектом насмешек передовой критики. Одна из наиболее язвительных оценок драмы "Генерал-поручик фон Паткуль" принадлежит молодому Тургеневу; Достоевский пародировал "фантазию" "Джакобо Санназар" в своей "Неточке Незвановой".

Перу К. принадлежат кроме пьес несколько романов и множество рассказов, проводивших в историко-бытовом плане те же тенденции, но не пользовавшихся и малой долей популярности его драматургии.

Библиография: I. Повести и рассказы, т. I и II. СПб., 1843; Сочинения, 10 тт., СПб., 1851-1853; Исторические повести, 6 кн., СПб., 1886.

II. Скабичевский А., Сочинения, т. II (ст. "Наш исторический роман в прошлом и настоящем"); Панаев И., Литературные воспоминания, Сочин., т. VI; Полевой Н., Очерки русской литературы, ч. 4, СПб., 1839; Записки Глинки, М., 1871; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929.

III. Мезьер А., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПб., 1902.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

  • - (1809 68), рус. писатель. См. ст. Эпиграмма на Н. Кукольника». Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А … Лермонтовская энциклопедия
  • - (1809 68) русский писатель. Исторические повести и рассказы (Сержант Иван Иванович Иванов... , 1841), романтическая драматическая фантазия в стихах Торквато Тассо (1833), историческая драма Рука всевышнего отечество спасла (1834) и др. На стихи… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский писатель. Из семьи профессора Петербургского педагогического института. Учился вместе с Н. В. Гоголем в Нежинской гимназии высших наук. Известен как автор драматической фантазии… … Большая советская энциклопедия

    - (1809 1868), русский писатель. Исторические повести и рассказы («Сержант Иван Иванович Иванов...», 1841), романтическая «драматическая фантазия» в стихах «Торквато Тассо» (1833), историческая драма «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834) и др.… … Энциклопедический словарь

    КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич - (1809—1868), русский писатель. Изд. «Художественной газеты» (1836—41), журн. «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845—47). «Драматич. фантазии» в стихах «Торквато Тассо» (1833), «Джакобо Санназар» (1834), «Джулио Мости» (1836) и др … Литературный энциклопедический словарь

    Нестор Кукольник портрет работы Карла Брюллова. Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт Петербург 8 (20) декабря 1868, Таганрог) русский писатель первой половины XIX века. Содержание 1 Ранние годы … Википедия

    Известный писатель, сын В. Г. Кукольника. Род. в 1809 г., учился в нежинской гимназии высших наук (лицей Безбородко), устраивал там литературные чтения, редактировал гимназический журнал Звезда, устраивал спектакли, причем он играл в Недоросле… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кукольник, Нестор Васильевич - Смотри также (1809 1868). Пушкин познакомился с ним у князя П. Трубецкого в 1834 г., когда К. был уже автором нашумевших драм: Тасс, Рука Всевышнего, и писал Ляпунова. Пушкин не дочитал его Тасса и предсказывал, что К. не напишет хорошей… … Словарь литературных типов


Личное дело

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868) родился в Петербурге в семье профессора Главного педагогического института Василия Григорьевича Кукольника. С 1813 по 1817 год его отец давал частные уроки римского и российского гражданского права великим князьям Николаю (будущему Николаю I) и Константину, за что Александр I пожаловал ему в аренду имение в Виленской губернии, где семья проводила лето. В 1820 году его отец принял предложение стать директором только что открывшийся в Нежине Гимназии Высших наук имени князя Безбородко. В эту гимназию поступил и Нестор Кукольник. Аттестаты, выдававшиеся гимназией, обладали «равной силой» с аттестатами университета и освобождали «получивших оные от испытания для производства в высшие чины».

По неясным причинам отношения Василия Кукольника с профессорами его гимназии складывались плохо. 6 февраля 1821 года в помрачении рассудка он выбросился из окна своего кабинета и разбился насмерть. Вдова с младшими детьми поселилась в виленском имении, где вскоре умерла. Нестор Кукольник остался на попечении старших братьев. В нежинскую гимназию он вернулся в 1823 году, когда ее возглавил старый друг его отца Иван Орлай.

В гимназии Нестор Кукольник познакомился с Гоголем, который окончил ее двумя годами раньше. Вместе с одноклассниками издавал журнал «Звезда». Начал писать стихи и драмы, в том числе написал драму «Торквато Тассо», которая позже была опубликована.

В год выпуска Нестора нежинскую гимназию затронула кампания по искоренению свободомыслия в учебных заведениях. Она вылилась в так называемое «дело о вольнодумстве»: учеников обвинили в чтении запрещенных произведений. У гимназистов изъяли оду «Вольность» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова и другие произведения, распространявшиеся в списках. Одним из обвиненных стал Нестор Кукольник. У него были обнаружены собственные сочинения, в том числе не сохранившаяся трагедия «Мария», которую начальство сочло «возмутительной». В результате Кукольник, будучи первым учеником, при выпуске не получил чина и золотой медали.

С 1829 по 1831 год Нестор Кукольник преподавал русский язык в гимназии в Вильно. Затем переехал в Петербург, стремясь заняться литературной деятельностью. Литературные занятия ему приходилось сочетать со службой в различных учреждениях. Первую известность он получил, опубликовав в 1833 году драматическую фантазию «Торквато Тассо».

В Петербурге Нестор Кукольник со временем стал известен как хозяин литературно-художественного салона, где бывали многие деятели культуры. Особенно близкие дружеские отношения связывали его с художником Карлом Брюлловым, композитором Михаилом Глинкой, актерами братьями Каратыгиными и Михаилом Щепкиным.

В 1834 году на сцене Александринского театра была поставлена драма Нестора Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла», посвященная освобождению Москвы Мининым и Пожарским и избранию на царство Михаила Романова. Драма пользовалась огромным успехом у публики, но вызвала критические отзывы из-за отступлений от исторической правды. Однако после того, как пьесу одобрил лично Николай I, публичная критика пьесы стала невозможной. Когда Николай Полевой опубликовал в «Московском телеграфе» (номер 3 за 1834 год) рецензию, в которой раскритиковал данную пьесу, указывая на её льстивый характер, его журнал был закрыт.

Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах Нестор Кукольник пробовал себя в самых разных жанрах. Писал стихи, пьесы в стихах и в прозе, повести, рассказы, исторические романы. Выступал в качестве издателя, выпуская «Художественную газету» (1836 - 1841), ставшую одним из первых в стране регулярных искусствоведческих изданий, а также журналы «Дагерротип» (1842) и «Иллюстрация» (1845 - 1847). В течение краткого периода времени популярность Нестора Кукольника среди массового читателя была сравнима с популярностью Пушкина.

Все это время он не оставлял службы. С 1843 года служил чиновником по особым поручениям при военном министре графе Чернышеве, совершая по долгу службы длительные поездки по всей европейской России, особенно по южной ее части. В 1847 году он представил Николаю I доклад о состоянии каменноугольной промышленности.

С начала 1850-х Кукольник постепенно отходит от литературной деятельности. Принимает активное участие в подготовке проекта Курско-Харьково-Азовской железной дороги, соединивший Курск и Таганрог (открыта в 1869 году уже после смерти Кукольника).

Во время Крымской войны Нестор Кукольник служил интендантом, занимаясь поставками на кавказский фронт. Свои впечатления от этой службы он описал в дневнике: «Вместо того чтобы писать исторические романы и драмы, учиться и приготовляться к истории, наконец, пожалуй, и служить по часть науки, художеств, просвещения, высших служебных соображений, я отправился считать кули с мукой и смотреть, только смотреть, искусно ли плутуют и мошенничают люди? Насмотрелся! Сначала в Воронеже я видел, как плутуют патриоты, и даже сам сплутовал, написал об этом плутовстве журнальную статейку, но ей-богу, нечаянно!».

После войны, в 1857 - 1858 годах, Нестор Кукольник совершил поездку на лечение за границу. После нее он вышел в отставку и поселился в Таганроге. Там он активно участвовал в общественной жизни: добился открытия в Таганроге первой газеты, стал одним из учредителей акционерного общества по постройке городского оперного театра.

8 (20) декабря 1868 года, собираясь в оперу, Нестор Кукольник неожиданно скоропостижно скончался.

Аполлон Мокритский. Портрет Нестора Кукольника. 1830-егг.

Wikimedia Commons

Чем знаменит

В истории литературы пьеса Нестора Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» обычно оценивается как произведение невысоких художественных достоинств, выражавшее уваровскую концепцию официальной народности, напыщенное и высокопарное по стилю и демонстративно верноподданническое. Частично эти упреки справедливы, и их можно отнести также к созданным в последующие годы историческим драмам Кукольника («Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» и другие). Однако наряду с этим нельзя не признать несомненного таланта автора. Это видели и современники Кукольника. Белинский писал о его пьесе «Иван Рябов»: «Особенное достоинство этого нового произведения составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства, и что особенно-то и важно - под русскою простонародною речью таится русский простонародный ум, русская душа».

Талант Нестора Кукольника, возможно, даже в большей мере проявился в его прозаических произведениях. Особенно - в исторических повестях о временах Петра I.

Интересны произведения Кукольника о людях искусства: художниках, музыкантах, поэтах («Торквато Тассо», «Джулио Мости», «Ермил Иванович Костров», «Максим Созонтович Березовский», «Антонио», «Иоанн Антон Лейзевиц», «Три оперы» и другие). Широкую известность получили романсы, написанные на стихи Нестора Кукольника его близким другом Михаилом Глинкой. Цикл «Прощание с Петербургом» стал первым в истории русской вокальной лирики циклом романсов, объединенных общей темой и изданных под общим названием.

О чем надо знать

Отец Нестора Кукольника, Василий Григорьевич, был видны деятелем просвещения. Карпатский русин по национальности, он в 1787 году окончил Львовский университет, затем в течение трех лет продолжал образование в Виленском университете. С начала 1790-х годов преподавал в академии польского города Замостье физику, естественную историю, сельское хозяйство и ряд других дисциплин, был удостоен степени доктора свободных искусств, философии и права. В 1795 - 1796 годах Василий Кукольник совершил поездку по Германии, Чехии и Австрии, чтобы посетить образцовые хозяйства и ознакомиться с состоянием агрономической науки в этих странах. Результаты поездки изложил в учебнике по экономике сельского хозяйства. Переехав в Петербург, преподавал в Главном педагогическом института физику, химию, агрономию и технологию, а в Высшем училище правоведения читал курс римского права. Также работал в Комиссии по составлению законов и во Временном департаменте коммерц-коллегии. Написал несколько учебников по римскому и российскому гражданскому праву, а также книгу «Начальные основания сельского домоводства: для употребления в учебных заведениях Российской империи».

Прямая речь

Дым столбом - кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»
Нестор Кукольник «Попутная песня» (фрагмент)

Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий
Ветер песенку несет,
А кому — не знает.
Та, к кому она, поймет,
От кого — узнает.
Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой…
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.
Нестор Кукольник «Жаворонок»

ГРАЖДАНИН: «Нам нужен Царь!» кричат они: «Собор
Напрасно мудрствует, когда законный
Наследникъ есть от крови Иоанна,
От крови Анастасии прекрасной!»
У них свой толк. Единогласным сонмом
Москва, вся Русь Собору бьет челом,
Да изберет на Царство Михаила
Романова! (Низко кланяясь). Не гневайтесь, Бояре!
Мы общее блаженство предлагаем!
ПОЖАРСКИЙ (обняв гражданина).
Друг, если можешь, обними Москву
Так пламенно, как я тебя лобзаю!
Поздравь Москву! Собор единогласно,
Единодушно избрал Михаила!
Нет, не Собор, Господь избрал, и Слава
Ему от ныне и до века!
ВСЕ. Слава!
Да здравствует Царь Михаил! - Ура!
ПОЖАРСКИЙ. Свершилось! Бог благословил отчизну!
Царь Михаил, помазанный от века,
Приемлет Русь в родительские руки -
И благо ей!..
Нестор Кукольник «Рука Всевышнего отечество спасла» (фрагмент финала пьесы)

«Работай, трудись, но не забывай сколотить копейку на черный день, а он придет, потому что наши деятели на том стоят, чтобы разрушить все начала взаимного самоуважения, построить себе дома, разъезжать в каретах на счет тружеников, которых можно держать в черной коже. Это не Англия, не Германия, ни даже Франция. Это Русь неумытая, или наоборот, стриженая татарва. И басня «Осел и Лев» Крылова могла родиться только на русской почве».
Нестор Кукольник

«В день моих именин, то есть 21 мая, когда я шел из Ревельского подворья к Степанову, где провел большую часть того дня, мне пришла мелодия болеро «О дева чудная моя». Я попросил Кукольника написать мне стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. По этому, кажется, поводу пришла Платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом П. И. Гурскалиным под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».
Из воспоминаний Михаила Глинки

«Н. В. Кукольник в молодости был влюблен в Екатерину Тимофеевну Фан дер-Флит, но, по своей застенчивости и нерешительности, очень долго собирался сделать ей предложение, несмотря на видимую взаимность со стороны Екатерины Тимофеевны. Пока он собирался и изливал свои чувства во множестве страстных стихотворений, в дом Фан дер-Флит явился знаменитый контр-адмирал, герой Наваринский Михаил Петрович Лазарев, влюбился и объяснился с родителями. Отец Екатерины Тимофеевны пришел в такой восторг от такой блестящей партии для своей дочери, что тут же дал слово, даже не спросив ее согласия. Нестор Васильевич и Екатерина Тимофеевна были в страшном отчаянии. Любовь между ними возгорела еще сильнее, но в смысле чисто платоническом. В это время Нестор Васильевич написал собственно для нее драму-фантазию «Джулио Мости», и посвящение это обращено к ней под именем «Ленора», как он ее и обзывает во всех своих стихотворениях к ней».
Из дневника А. Жиркевича

Восемь фактов о Несторе Кукольнике

  • В годы работы преподавателем русского языка в Вильно Нестор Кукольник издал учебник русской грамматики на польском языке.
  • После закрытия «Московского телеграфа» Николая Полевого за отрицательную рецензию о пьесе Нестора Кукольника появилась анонимная эпиграмма: «Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила».
  • В 1860-х годах Кукольник анонимно публиковал либеральные статьи и разоблачительные заметки в газете А. Краевского «Голос».
  • Кукольник принимал участие в работе над либретто оперы «Жизнь за царя». На его собственные либретто написано две оперы. Композитор О. Дютш написал музыку к опере «Красотка», а музыку оперы «Азовское сидение» Кукольник сочинил сам.
  • В 1848 году Кукольник был назначен докладчиком по делу Салтыкова-Щедрина, опубликовавшего в «Отечественных записках» повесть «Запутанное дело» и обвиненного в распространении революционных идей. Кукольник пытался избавить Салтыкова-Щедрина от наказания, объясняя его поступок молодостью, но император настоял на ссылке писателя в Вятку.
  • В 1857 году Нестор Кукольник отправил в правительство записку «О народном просвещении в землях, лежащих между Азовским и Каспийским морями с проектом устройства университета в Таганроге». Но был принят проект знаменитого хирурга Пирогова, предлагавшего университет для юга России разместить в Одессе.
  • Свою библиотеку Нестор Кукольник завещал мужской гимназии в Таганроге.
  • Могила Нестора Кукольника была утрачена в 1968 году, когда часть рощи Дубки, где она находилась, была передана властями Таганрога заводу «Красный котельщик».

Материалы о Несторе Кукольнике

Статья о Несторе Кукольнике в русской Википедии

Статья о Несторе Кукольнике в энциклопедии «Кругосвет»

Нестор Кукольник в проекте «Хронос»

Произведения в электронной библиотеке Максима Мошкова

Сайт, посвященный Нестору Кукольнику