Мастер-класс «Развитие художественного творчества и способностей детей дошкольного возраста по методике Светланы Погодиной

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).
В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

Понятие живописи. Виды живописи.
Живопись (от «живо» и «писать») - один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов. Существует множество определений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект - индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.
Глава 1. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
§ 1. Живопись как вид искусства.
§ 2. Графика как вид искусства.
§ 3. Скульптура как вид искусства.
§ 4. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста.
§ 5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой.
§ 6. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой.
Глава 2. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями монументально-декоративного искусства.
§ 7. Архитектура как вид искусства.
§ 8. Дизайн как вид искусства.
§ 9. Народное декоративно-прикладное искусство.
§ 10. Методика ознакомления с произведениями архитектуры.
§ 11. Методика ознакомления с дизайном.
§ 12. Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Глава 3. Теория развития детского изобразительного творчества.
§ 13. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
§ 14. Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества.
§ 15. Сущность и структура детского изобразительного творчества.
§ 16. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
§ 17. Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 18. Этапы развития изобразительного творчества дошкольников в игре со строительными материалами и конструкторами.
§ 19. Этапы развития детского пластического творчества.
Глава 4. Теория и методика овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 20. Особенности овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 21. Цвет как выразительное средство искусства.
§ 22. Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста.
§ 23. Рисунок как выразительное средство искусства.
§ 24. Особенности овладения детьми дошкольного возраста рисунком.
§ 25. Композиция как выразительное средство искусства.
§ 26. Особенности овладения дошкольниками композиционными закономерностями.
Глава 5. Методика развития детского изобразительного творчества.
§ 27. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 28. Методика развития детского конструктивного творчества.
§ 29. Методика развития детского пластического творчества.
§ 30. Детское декоративное творчество.
Заключение.
Приложения.
Приложение 1.
Рекомендуемые произведения архитектуры.
Рекомендуемые произведения скульптуры.
Рекомендуемые произведения живописи.
Приложение 2.
Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Понятие и виды пластического творчества

Как было указано ранее, пластическое творчество - это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пласти­ческих образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими ма­териалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.

Виды пластического творчества .

Объемная и рельефная лепка - это вид художественно-изоб­разительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материа­лами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефно­го) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни (цв. вкл. рис. 42).

Объемная лепка

Рис. 42. Женя (5 лет 9 мес.). Жар-птица

Пластилинография - одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смеши­вать цвета пластических материалов, получая множественные оттен­ки, для достижения выразительности образа (цв. вкл. рис. 43).

Пластилинография

Рис. 43. Оля (6 лет 7 мес.). Весна

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответ­ствующим способом.

Папье-маше - одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем пред­варительного многослойного их оклеивания с последующим оформ­лением получившейся копии.



Пластические материалы .

Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (2-3 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).

Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1-1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладыва­ют в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки- двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного со­стояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 1-2 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщатель­но проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 1 -2 сто­ловые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яично­го желтка или темперой.

Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos - лепной) - ис­кусственный материал, специально созданный для лепки и модели­рования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченно­го порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень дав­но, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пла­стилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластика (суралин) - разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформиру­ются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних фак­торов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Мукосоль , или соленое тесто . Его можно получить нескольки­ми способами. Первый: 1 стакан муки + 1/ 2 стакана соли + 1/ 4 ста­кана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + "Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт при­меняют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). При­ятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно без­вредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко от­мывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса . Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Одна из разновидностей бумажной массы - газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (маляр­ным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки - доступные средства украшения любой среды.

Снег и песок . Одно из условий работы с этими материалами - достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необ­ходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, фор­мочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения - лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраня­ют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих вырази­тельный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно ис­пользовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть ис­пользованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Вспомогательные материалы . К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи боль­шую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются де­тали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, цел­лулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные мате­риалы.

Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; на­стольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Виды лепки:

По характеру : реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме : круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества . Пластическое творче­ство - не только увлекательное, но и полезное занятие для дошколь­ников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего раз­вивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать пред­мет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими рука­ми со всех сторон. Мы уже неоднократно говорили: чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего воз­раста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знако­мится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение коорди­нировать движение рук, очень активно развиваются мелкая мотори­ка пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребе­нок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна ин терьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого карто­на (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета выре­зают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отдел­ка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий - научить детей совершенствовать свою работу, до­биваясь выразительности образа.

Развитие образного восприятия мира, изобразительные способ­ности в лепке зависят во многом от опыта восприятия и изучения детьми произведений скульптуры. Детское творчество образно обо­гащается, если воспитатель использует на занятии литературные произведения, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает раз­витию воображения.

Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе. Эти наблюдения нужно организовать, используя прогулки в парк, за город. Но даже на знакомом участке детей ждут неожиданные от­крытия.

Наблюдение за картинами из жизни природы развивает у детей доброту, чувство юмора, воспитывает любовь к живому миру. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно само творчество.

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный спо­соб ) - наиболее простой способ, когда пластический образ состав­ляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) - из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объ­екта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, по­ложение в пространстве, позу. Создание образа начинается с перво­начального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движения­ми: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пла­стический способы, позволяет разнообразить технически пластиче­ские образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали - конструктивным. Это, с одной стороны, об­легчает задачу, с другой - позволяет ребенку достичь выразитель­ности образа (цв. вкл. рис. 44).

Тема мастер-класса «Развитие художественного творчества и способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела: Убогова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель мастер-класса:

Обучение участников мастер-класса приемам художественного творчества, через нетрадиционную изобразительную деятельность.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с использованием приемов воображения в развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников.

2. Повысить педагогическую и художественную грамотность родителей через продуктивную деятельность.

3. Закрепить навыки позитивного взаимодействия между участниками.

Оборудование:

Стулья по количеству участников, 4 мольберта; презентационный материал по информационной части мастер-класса, ноутбук, экран, проектор.

Раздаточный материал:

Материал для практической части: акварельная бумага А4, гуашь 12 цветов, кисти малярные, тонкие и средние, тычки, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Ожидаемые результаты:

1.Транслирован опыт работы по развитию творческого воображения и способностей детей дошкольного возраста.

2.Повышена педагогическая и художественная грамотность участников мастер-класса через нетрадиционную методику изобразительной деятельности.

3.Участники проявили творческие навыки и активность в работе мастер-класса.

Ход мастер-класса

I часть. Информационная

Слайд 2. В соответствии с ФГОС дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программе перед нами поставлена задача развития индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с окружающим миром и самим собой, с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.

Психологической основой творческой деятельности является воображение .

Вопрос к участникам:

Как вы думаете, что такое воображение? (Обсуждение вопроса)

Подводится итог - слайд 3:

Это важное новообразование, которое интенсивно формируется в дошкольном возрасте. Воображение ориентирует ребёнка дошкольного возраста в процессе его изобразительной деятельности, и решает основные задачи – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Основными особенностями творческого воображения у детей дошкольного возраста является подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения, придумать разнообразные варианты одной и той же темы, создать новое оригинальное произведение.

Приемы творческого воображения – слайд 4.

Дети дошкольного возраста неосознанно создают образы воображения с помощью приёмов творческого воображения.

Приёмы творческого воображения

Слайд 5. Игра «Нарисуй и назови»

Вы умеете рисовать оригинальное произведение? Сейчас проверим. Нарисуйте:

    Тело птицы

    Голова дикого животного

    Крылья зимующей птицы

    Хвост рыбы

    Лапы (по желанию)

Назовите свое оригинальное произведение.

Прием творческого воображения: агглютинация (соединение различных не соединяемых в повседневной жизни частей).

Слайд 6. Вопрос к участникам:

Хотите воспитать всесторонне развитую творческую личность?

(Обсуждение вопроса)

Как известно, дошкольники получают свой опыт из окружающей их действительности. Мы живем в сельской местности, которая богата природной красотой. По дороге в детский сад или домой из детского сада у ребенка накапливается соответствующий эстетический опыт, расширяются представления об окружающей действительности, которые потом он воплощает в своей изобразительной деятельности. Хотите узнать как? Проходите в нашу мастерскую.

II часть. Практическая часть.

Изобразительная деятельность «Осенний пейзаж»

Мастер: какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

Рассмотрите слайды 7, 8, 9, какая на них изображена осень? (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень).

Какого цвета небо, листья у деревьев ранней (золотой, поздней) осенью?

Подумайте, какой осенний пейзаж Вы хотели бы изобразить.

Показ способа изображения фона пейзажа, изображение осеннего пейзажа с использованием нетрадиционной методики изобразительной деятельности.

Мастер подводит итог:

Современная система образования предъявляет к дошкольникам достаточно высокие требования к умению не только творчески думать, но и воспроизводить свои замыслы. В будущем такие дети не утрачивают творческое мышление, и чаще становятся всесторонне развитыми, творческими, инициативными лидерами, способными быстро находить выход из любой ситуации, быстро адаптироваться в социуме. Воображая и фантазируя, дети дошкольного возраста выходят за установленные рамки реального, достигают любых вершин. Чем сильнее развита их фантазия и воображение, творческое мышление, тем смелее их мечты, тем интереснее задумки и индивидуальнее их художественные произведения.

III часть. Заключительная часть. Рефлексия.

Прошу Вас встать в круг. Представьте, что мы с Вами бусы. Что будет, если бусы разорвутся? (Ответы участников мастер-класса). Давайте останемся прочными и надежными бусами для наших детей.

Список литературы:

    Т. Г. Казакова «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» / Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «ВЛАДОС», 2006. – 255 с.

    С. В. Погодина «Интерактивный подход к развитию детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 2014г. Сайт:

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С.В.ПОГОДИНА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва

Издательский центр «Академия» 2011

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина; заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина

Погодина С.В.

Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 352 е., вкл. л.

ISBN 978-5-7695-8386-5

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).

В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.



Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

Погодина С.В., 2010

Образовательно-издательский центр «Академия», 2010

Оформление. Издательский центр «Академия», 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его твор­ческого становления является доминантой цивилизованного разви­тия. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и кон­цепции образования педагогическая наука опирается на Федераль­ный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятель­ности детей, в том числе и изобразительную.

Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессио­нального образования обеспечить возможность приобретения обу­чающимися практического опыта в определении цели, задач, содер­жания, методов и средств руководства изобразительной деятельно­стью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится воз­можным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации про­цесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.

Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помо­гает обогатить новыми знаниями практическую деятельность буду­щего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апро­бированию теоретических положений, делая их педагогически ак­тивными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компе­тенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.

В этой связи представляется важным и значимым обеспечить бу­дущих специалистов дошкольного образования необходимой систе­мой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, фило­софии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение от­личает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.

Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включать­ся в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Бу­дущему педагогу необходимо свободно владеть не только методиче­скими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отобра­жения окружающего мира, своих впечатлений о нем.

Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показа­но, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они мо­гут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продик­тован тем, что гуманизация образования как одна из проблем со­временной науки предполагает сосредоточение внимания на станов­лении творческой индивидуальности каждого ребенка.

Одним из таких условий является передача художественного опыта от поколения к поколению как системы исторически сложившихся, общепринятых «художественных» свойств и отношений, выработанных многими поколениями художников и усваиваемых конкретной лич­ностью в качестве художественно-изобразительного инструментария. В художественный опыт включены как индивидуальные открытия - бессмертные произведения искусства, так и технология их создания, которая, совершенствуясь, перешла в закономерности и правила изо­бразительного искусства. Только при условии овладения основами изобразительной грамоты дошкольники смогут научиться «читать» уже созданные произведения и «писать» собственные образы.

Начинается пособие с обоснования понятия «детское изобрази­тельное творчество» и его взаимодействия с другими понятиями, после чего широко представлен анализ этапов становления творчества дошкольников в различных его видах. Изучение теории и методики ознакомления детей дошкольного возраста с видами, жанрами, тех­никами искусства является логическим продолжением ранее рас­смотренного материала.

Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории методики развития изобразительного творчества детей. Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия. В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студент осуществить самоконтроль за качеством усвоения пред­ставлен ого материала. Рекомендуемая литература позволяет студен­там бол глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

И. Бондарева, музыкальный руководитель, Н. Петропавловская, педагог дополнительного образования по ИЗО,

ГБОУ- детский сад № 2533 «Капитошка», Москва

Н. Сашина, Центральный дом художественного воспитания детей

Е. Кадола, преподаватель, кафедра английского языка, ОмГУ, методист, центр развития ребенка-детский

сад № 355, МОУ ДО-детский сад № 77, Омск

Л. Алексеева, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ – центр развития ребенка -

детский сад № 3 «Радуга», город Тихвин, Ленинградская область

М. Архипенко, Воспитатель изостудии коррекционный детский дом для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, город Черемхово, Иркутская область

М. Валова, воспитатель первой квалификационной категории, МОУ – детский сад № 12, Волгоград

Л. Беспалова, воспитатель, Е. Гридина, старший воспитатель, МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 15 «Золотая рыбка», поселок Развилка, Московская область

В. Асмолкова, заведующая, Т. Чернова, воспитатель, детский сад № 58, ОАО «РЖД», город Рославль, Смоленская область

Т. Ведревская, Воспитатель дошкольной группы, Ровновская средняя общеобразовательная школа, Рязанский район, Рязанская область

Московская область Л. Городецкая, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ-детский сад

№ 20 «Улыбка», город Реутов

А. Мартынова, Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МБДОУ - детский сад № 180, Кемерово

С. Белоскокова, воспитатель, МБДОУ - детский сад общеобразова­тельного вида № 37 «Сказка», город Туапсе, Краснодарский край

О. Ельцова, воспитатель, МБДОУ - детски и сад № 53 «Лесная полянка», город Глазов, Республика Удмуртия

Е. Кузнецова, воспитатель, МДОУ-детский сад «Березка», село Толька, Тюменская область, Ямало-Ненецкий

автономный округ

Т. Виногорова, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ- детский сад № 3

комбинированного вида «Теремок», поселок Советский, Советский район, Республика Марий Эл

Н . Иванова , воспитатель , ГОУ - детский сад компенсирующего вида № 1016, Москва

Т. Рогаткина, детский сад «От А до Я», Москва

О. Гречина, преподаватель методики ИЗО, Л. Суздальцева, преподаватель методики развития речи,

педагогический колледж № 18 «Митино», Москва

В. Лобанова, ДОУ № 208, город Мижнеудинск, Иркутская область

Н. Антипова, педагог дополнительного образования, МДОУ «Светлячок», поселок Сергино, Октябрьский район, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ

И. Андрианова, воспитатель, МДОУ-детский сад №15 комбинированного вида, город Ногинск, Московская область

Е. Пешкова, воспитатель, МДОУ № 56 «Медвежонок», город Северодвинск, Архангельская область

Н. Жулева, Г. Кузнецова, воспитатели, ГОУ-детский сад №1495, Москва

Е. Мешкова, воспитатель, МДОУ № 56 «Медвежонок», город Северодвинск, Архангельская область

С. Белая, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ - детский сад № 100 «Рябинушка», город Таганрог, Ростовская область

Н. Захарова, воспитатель, детский сад № 1, село Захарове, Рязанская область

Е. Пешкова, воспитатель, МДОУ № 56 «Медвежонок», город Северодвинск, Архангельская область

С. Оськина, педагог по изодеятельности, Г. Гатиятуллина, воспитатель, МБДОУ - детский сад № 27

«Нэни куллар» («Ладушки»), город Альметьевск, Республика Татарстан

воспитатель по изобразительной деятельности, МБДОУ - детский сад № 27 «Нэни куллар» («Ладушки»), город Альметьевск, Республика Татарстан

О. Пивоварова, С. Аникина, воспитатели, МБДОУ-детский сад №10 «Ласточка», город Чистополь,

Республика Татарстан

Е. Исаева, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ - детский сад компенсирующего вида № 37 «Родничок», город Бугульма, Республика Татарстан


С. Злыгостева, воспитатель, МДОУ - детский сад № 35, город Сарапул, Удмуртская Республика

Е. Ермолаева, воспитатель, МДОУ - детский сад «Ласточка», поселок Таёжный, Тюменская область

Е. Бурматнова, воспитатель первой категории, МДОУ - детский сад № 29, город Нефтекамск,

Республики Башкортостан

Е. Кузнецова, педагог дополнительного образования, ГОУ - центр развития ребенка - детский сад № 1743, Москва

Г. Александрова, учитель марийского языка, МДОУ - детский сад № 3 «Теремок», поселок Советский,

Республика Марий Эл

Н. Просова, воспитатель, Т. Соловьева, старший воспитатель, ГОУ - детский сад компенсирующего

вида № 2028, Москва

Т. Афанасьева, воспитатель высшей категории, ДОУ № 3, город Люберцы, Московская область

Т. Сысоева, педагог дополнительного образования, Т. Колесникова, заместитель директора

по воспитательной работе, начальная школа - детский сад № 67 ОАО «РЖД», Челябинск


Л. Лазарева, воспитатель, МБДОУ№14, город Лакинск, Владимирская область

Л. Шаламова, воспитатель первой категории, детский сад №41, село Большая Елань,

Усольский район, Иркутская область

Т. Корниенко, педагог дополнительного образования по художественно-прикладному труду, МАДОУ № 17 «Журавушка», город Тихорецк

Коллектив МДОУ № 1 «Катюша», город Чапаевск, Самарская область

Е. Стрелкович, Е. Аксенова, педагоги лепки и рисования, Центр развития ребенка - детский сад № 323, Красноярск

М. Костюченко, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ - детский сад № 101 «Солнышко»,

город Братск, Иркутская область

Т. Соколова, кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования, МОУ - центр детского творчества «Факел», районный поселок Кольцове, Новосибирская область

Г. Александрова, учитель марийского языка, МДОУ - детский сад № 3 комбинированного вида «Теремок»,

поселок Советский, Республика Марий Эл

Г. Сафина, воспитатель по изодеятельности, детский сад № 29 «Золотая рыбка», город Елабуга, Республика Татарстан

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры эстетического воспитания,

ИППО ГОУ ВПО МГПУ

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического развития дошкольников, Институт педагогики и психологии образования МГПУ

Е. Шперлинг, воспитатель, МДОУ - детский сад комбинированного типа № 56, Омск

С. Топунова, воспитатель, МДОУ № 58, Казань

С. Кахнович, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Т. Доронова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая отделом дошкольного образования,

Федеральный государственный институт развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва

И. Яцюк, воспитатель, МДОУ- детский сад № 18 «Настенька», Астрахань

Л. Курнина, С. Кузьмина, воспитатели, МДОУ - центр развития ребенка - детский сад № 54, город Ковров, Владимирская область

Е. Каминцева, воспитатель, МДОУ - детский сад № 86, Саранск, Республика Мордовия

О. Тимохина, воспитатель по изобразительной деятельности, МДОУ - детский сад № 233, Ижевск, Удмуртская Республика

Л. Лопатина, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ - детский сад № 1, рабочий поселок Емельянова, Красноярский край

Т. Лямзина, методист первой квалификационной категории, МДОУ - детский сад № 3 «Ручеек», поселок городского типа Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край

О. Розова, методист первой категории, МДОУ - детский сад № 2 «Асиктакан», поселок городского типа Тура,

Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край

И. Яковлева, заместитель заведующей, МДОУ - детский сад общеразвивающего вида № 1, город Щёкино, Тульская область

С. Афанасьева, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Созвездие», город Саянск, Иркутская область

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического развития дошкольников, Институт педагогики и психологии образования МПГУ

Л. Фомина, воспитатель КИК, детский сад № 20, город Добрянка, Пермский край

Л. Бражкин, преподаватель изобразительного искусства высшей квалификационной категории, педагогический колледж, город Кудымкар, Пермский край

С. Сухорукова, воспитатель, МДОУ № 230, Кемерово

Т. Семенова, воспитатель, ДОУ№12«Журавушка», город Мытищи, Московская область

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического развития дошкольников, Институт педагогики и психологии образования МПГУ

А. Гнатко, воспитатель, МДОУ№19, город Гулькевичи, Краснодарский край

А. Миргазизова, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ - центр развития ребенка -

детский сад № 24 «Дельфин», город Туймазы, Республика Башкортостан

А. Герасимова, воспитатель, МДОУ - центр развития ребенка - детский сад «Туллукчаана», село Ытык-Кюель,

Таттинский улус

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Н. Якубович, воспитатель, детский дом-интернат №21, Л. Губанова, психолог, Центр диагностики и консультирования «Участие», Москва

Л. Бойко, воспитатель, детский сад № 27, город Тосно, Ленинградская область

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования МГПУ

Л. Сайгушева, профессор кафедры управления образованием, Магнитогорский государственный университет,

К. Панова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, МДОУ-детский сад №148, город Магнитогорск, Челябинская область

С. Чубарова, педагог высшей категории по изодеятельности, Ф. Г алиева, воспитатель высшей категории,

МДОУ - детский сад № 71 общеразвивающего вида, Магнитогорск, Челябинская область

Е. Залуцкая, воспитатель, детский сад № 3 «Светлячок», город Красноармейск, Московская область

М. Брунова, воспитатель по изобразительной деятельности, детский сад № 170 ОАО «РЖД», город Белова,

Кемеровская область

Е. Лубышева, заведующая, В. Брусова, Н. Лазебная, воспитатели логопедической группы, МДОУ - Центр развития ребенка - детский сад № 33 «Радуга», город Губкин, Белгородская область

О. Савина, воспитатель речевой группы, МДОУ-ДСКВ№102, город Братск, Иркутская область