Базаров лицо трагическое. Базаров — «лицо трагическое. Базаров - «лицо трагическое

БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")
В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем
представить себе существование всей национальной культуры. Эти
имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас
возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в
сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили
эти великие люди.
Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его
произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность
автора, его характер, мировоззрение, чувства и переживания. Писатель
как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему
жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на
различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой
психологической достоверностью раскрываются характеры героев.
Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют
не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним,
подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а
иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.
Роман "Отцы и дети" (1862 г.) появился после разрыва автора с
журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман
был- опубликован в момент крайнего обострения общественной
борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались
массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа
вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева
обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".
Тургенев писал Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт
двух поколений".
В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца -
демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из
иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил
появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель
рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и
Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей,
придерживающихся определенных принципов. Они называют себя
нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится
понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений,
это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев
показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"
- это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не
удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но
признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не
сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.
Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной
верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет
Россия.
Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.
Он представитель нового молодого поколения, в его личности
сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-
демократам. Он практик, идеалов и авторитетов для нега не существует,
потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои
собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею
свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным
запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками,
стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое
отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот
характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил
Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.
Базаров - нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на
этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место
расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в
спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей
революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с
ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того
времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью,
отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное
впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без
знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и
воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По
мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать
многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные
черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.
Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает
вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,
читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно,
наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь
физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его
взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой,
но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко
любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев
многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в
сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От
уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает
героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича,
порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого
разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и
переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый,
он все-таки одержал нравственную победу. После кончины
Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной
силы". То же самое он сказал и о Базарове.
В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл
его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."
Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие
союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:
"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная,
но честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в
преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет
торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".
Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал
эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки
жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно
для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины
духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных
отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его
деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать
мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не
может не волновать сегодня.
Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны.
Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В
которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...

“Отцы и дети” И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.
Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.
Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее доказательство того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.
Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.
Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина... - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”.
Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.
Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.
Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.
Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.
У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям


Главным героем произведение Тургенева “Отцы и дети” является Евгений Базаров. Этот герой довольно умный, но жизнь свою тратит попусту. Он старается отрицать абсолютно все нормы и принципы, которые сложились в обществе. Он считает, что наука – это основа всему.

Почему же Базаров – лицо трагическое? Ну во-первых, это то, что он старается все отрицать и он в обществе такой один.

Его никто не понимает. А даже Кукшина и Ситникова, которые якобы тоже нигилистки, делают это для виду. А Базаров живет этим.

Во-вторых, это противостояние его взглядов с чувствами. Главный герой, влюбляясь в Одинцову, понимает, что вся его жизнь была неверной. Он понимает, что любовь очень важна.

Ну и последняя причина – это то, что у него нет дела, ради которого стоит жить. Он находится все время в поисках, но не может его отыскать. Тургенев убивает своего главного героя, потому что Базаров никогда не смог бы свыкнуться со всеми вышеперечисленными событиями.

Итак, мы видим, что Базаров – лицо трагическое, на самом деле. Очень жаль, что лишь перед смертью он меняет свои взгляды на все.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

“Отцы и дети” И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи производят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее доказательство того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина... - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”.

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном.

“Отцы и дети” И. С; Тургенева – это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако, не все персонажи произ – водят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа – Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.
Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, – это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров – нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие – источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.
Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова – лучшее доказательство того, что Аркадий – всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.
Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, – бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.
Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина… – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась”.
Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.
Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.
Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.
Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.
У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям проявляется у Евгения только перед смертью, сменяя прежнюю снисходительность в отношении к ним. “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… ” – говорит герой о них Одинцовой. Базаров пытается утешить стариков, соглашается на религиозные обряды, в которые они верят. Возможно, останься Евгений жив, он смог бы со временем создать семью, по-другому построить свои взаимоотношения с родителями. Но времени ему отпущено не было.
Так, трагедия Базарова заключается в том, что он, вступив в полосу мучительной переоценки ценностей, не увидел новой дороги; что он растратил свои огромные силы лишь на то, чтобы достойно умереть; что он, осознав свою неприкаянность, не успел ничего изменить в собственной жизни.